Научная статья на тему 'Формирование центров консультирования для реализации проекта «Черноморское кольцо»'

Формирование центров консультирования для реализации проекта «Черноморское кольцо» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / ПРОЕКТ "ЧЕРНОМОРСКОЕ КОЛЬЦО" / ORGANIZATION OF THE BLACK SEA ECONOMIC COOPERATION / INTERNATIONAL COUNSELING CENTER / BLACK SEA RING PROJECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Быков Алексей Игоревич

Анализируются тенденции реализации проекта «Черноморское кольцо». Проводится сравнительный анализ деятельности Организации черноморского экономического сотрудничества и других объединений. Предлагаются мероприятия по формированию Международного центра консультирования, а также центров, занимающихся внутренним консультированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends in the implementation of the Black Sea Ring project are analyzed. A comparative analysis of the activities of the Organization of the Black Sea Economic Cooperation and other associations is carried out. Proposals are made to establish an International Counseling Center, as well as centers engaged in internal counseling.

Текст научной работы на тему «Формирование центров консультирования для реализации проекта «Черноморское кольцо»»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Быков А.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЧЕРНОМОРСКОЕ КОЛЬЦО»

Аннотация. Анализируются тенденции реализации проекта «Черноморское кольцо». Проводится сравнительный анализ деятельности Организации черноморского экономического сотрудничества и других объединений. Предлагаются мероприятия по формированию Международного центра консультирования, а также центров, занимающихся внутренним консультированием.

Ключевые слова. Организация черноморского экономического сотрудничества, Международный центр консультирования, проект «Черноморское кольцо».

Bikov A.I.

FORMATION OF COUNSELING CENTERS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE "BLACK SEA RING" PROJECT

Abstract. The trends in the implementation of the Black Sea Ring project are analyzed. A comparative analysis of the activities of the Organization of the Black Sea Economic Cooperation and other associations is carried out. Proposals are made to establish an International Counseling Center, as well as centers engaged in internal counseling.

Keywords. Organization of the Black Sea Economic Cooperation, International Counseling Center, Black Sea Ring Project.

В современных условиях реализуемые проекты обеспечивают основу для развития не только отрасли, но и народного хозяйства страны в целом. Тем самым, обеспечиваются предпосылки для роста конкурентоспособности страны на мировом уровне. В этой связи, реализуемость проектов становится важным элементом дальнейшего эффективного развития и становления России на мировом рынке. Следовательно, необходим действенный механизм, обеспечивающий реализуемость проектов. Одним из таких механизмов становится механизм оказания консалтинговых услуг. Данный механизм приобретает актуальность особенно в условиях укрепления многостороннего сотрудничества, положенного в основу реализации проекта Черноморского международного транспортного коридора.

Отметим в этой связи, что особенностью проекта «Черноморское кольцо» является включение в него отдельных проектов, что требует учета особенностей каждого из них. Так, например, строительство автодороги на Таманском полуострове, соединяющей строящийся мост через Керченский пролив и порт Тамань с федеральной трассой А-290 (М-25) «Новороссийск - Керченский пролив» реализуется по направлению «автомобильные дороги», а непосредственно строительство самого моста через Керченский пролив осуществляется по направлению «крупнейшие мосты». Таким образом,

ГРНТИ 06.71.57 © Быков А.И., 2017

Алексей Игоревич Быков - аспирант кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Каменоостровский пр., д. 73-75, кв. 24 (Russia, St. Petersburg, Kamenoostrovskiy av., 73-75, 24). Тел.: 8 (921) 966-01-71. Е-mail: aibykov@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 10.07.2017 г.

108

Быков А.И.

прежде всего, необходимо сопоставить программные мероприятия, а также условия реализации каждого из проектов. В этой связи, возникает необходимость включения проекта «Крымский мост» в цельный проект «Черноморское кольцо», что и было осуществлено. При этом, нерешенными остаются задачи согласования принятого решения с другими странами-участниками ОЧЭС.

Проект строительства автодороги был начат 2 октября 2015 года и планируется к завершению к октябрю 2018 года. К этому же периоду должно быть окончено строительство моста через Керченский пролив, работы по которому были начаты 5 сентября 2014 года. Утвержденная в феврале 2016 года сметная стоимость моста составила 211,9 млрд руб. в ценах IV квартала 2015 года. Общая длина транспортного перехода составит около 19 км. Движение планируется осуществлять по четырем полосам для автомобилей и двум путям для железнодорожного транспорта [3].

В целом, реализация международных проектов имеет свои особенности. Так, при правовых, экономических и политических разногласиях становится труднодостижимым завершение ранее начатых проектов. Изменение условий финансирования ведет к пересмотру доли финансового участия каждой из стран. Кроме того, необходимо учитывать, что такой цельный проект как «Черноморское кольцо», потребует в дальнейшем затрат по обслуживанию, связанных с эксплуатацией дороги вокруг Черного моря и транспортной инфраструктуры вокруг нее.

Также важным представляется и то, что реализация проекта «Черноморское кольцо» осуществляется в рамках ОЧЭС. Отметим, что современные экономические объединения основываются на единстве подходов к ведению экономической деятельности, теряя при этом свой суверенитет. Это ведет к пересмотру использующихся механизмов. По мнению автора, прежде всего необходимо использовать опыт уже действующих союзов, доказавших свою эффективность, а также применяемого ими инструментария.

Так, цель создания ОЧЭС схожа с целью деятельности другого интеграционного сотрудничества -ГУАМ - международной региональной организации, объединяющей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Деятельность такого союза была направлена на налаживание альтернативного пути поставки энергоносителей в Европу [1]. Согласно [2], деятельность ГУАМ должна была способствовать урегулированию локальных конфликтов без участия России, защите национальных интересов, экономической и таможенной интеграции. Несмотря на то, что ОЧЭС, как межправительственная организация, объединяющая 12 государств, создана для развития сотрудничества, мира, стабильности и процветания в бассейне Черного моря [4], энергетические интересы стран-участниц по-прежнему остаются доминирующими.

Кроме того, необходимо учитывать деятельность стран-участниц ОЧЭС в связи с их участием в других интеграционных объединениях. Отметим в этой связи, что некоторые из стран-участниц ОЧЭС являлись членами ЕС, НАТО, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), известной также, как Ташкентский договор [1]. Тем не менее, вне зависимости от истинных причин формирования различного рода объединений, а также условий участия стран в других союзах, представляется важным использование странами-участницами ОЧЭС действенных механизмов, обеспечивающих дальнейшее эффективное развитие.

Таким образом, в складывающихся условиях хозяйствования в основу взаимодействия интеграционных объединений должна быть положена не только общность политических, экономических или иных интересов стран-участниц, но и возможность применения действенного механизма, обеспечивающего достижение поставленных целевых ориентиров развития. На проходившем в мае 2017 года 25-м юбилейном саммите ОЧЭС была отмечена нехватка как финансовых средств для деятельности Организации, так и их источников [5]. Кроме того, проблемой, требующей скорейшего решения, стало превалирование двусторонних договоров сотрудничества над многосторонними в рамках ОЧЭС.

В результате, для стимулирования развития механизма развития проектного сотрудничества в Черноморском регионе во время председательствования России в ОЧЭС было принято решение о выделении РФ 1 млн долл. [6]. Предполагалось, что использование этих средств позволит расширить проектную деятельность по следующим областям: возобновляемой энергии, энергоэффективности, «зеленых» технологий, развития малого и среднего предпринимательства, улучшения региональной и муниципальной инфраструктуры, наращивания экспортного потенциала государств региона. В апреле 2017 года было завершено согласование пакета учредительных и оперативных документов по функционированию механизма развития проектного сотрудничества [6]. Однако, только финансовая под-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

109

держка не способна обеспечить достижение поставленных целей. Необходим комплекс мер по оказанию различного рода помощи при реализации, в частности, проекта «Черноморское кольцо».

Автор считает, что в современных условиях консультационное обеспечение является той неотъемлемой составляющей, которая должна обеспечить целостность предоставляемых мер поддержки при реализации проекта «Черноморское кольцо». На наш взгляд, значительный перечень консультационных услуг при реализации проекта «Черноморское кольцо» должен предоставить Международный центр консультирования. Особо следует отметить, что после окончания данного проекта, Центр должен быть закрыт или переориентирован на работу с другим проектом. Все международные консультации должны осуществляться специалистами данного Центра. При этом, внутреннее консультирование, связанное с включением других проектов в цельный проект «Черноморское кольцо», должно осуществляться на уровне отдельно взятой страны.

Эффективность взаимодействия работы консультационных центров должна определяться результативностью самих проектов. Координацию действий консультационных центров должен осуществлять Международный центр консультирования (МЦК). В работе этого Центра могут принимать участие представители стран-участниц ОЧЭС, а также иные лица, незаинтересованные в деятельности ОЧЭС. Регламент работы МЦК должен утверждаться ежегодно совместно со всеми заинтересованными сторонами.

При этом, следует учитывать, что деятельность МЦК также требует существенного финансирования. Отсутствие требуемого объема финансовых ресурсов будет ставить под сомнение эффективность деятельности не только самого Центра, но и ОЧЭС. По мнению автора, средства на функционирование МЦК должны поступать от функционирования уже реализованных проектов. Тем самым, взаимозависимость результативности деятельности Центра и проектов будет определять их дальнейшую целесообразность функционирования и развития.

Таким образом, дальнейшее развитие деятельности проекта вокруг Черного моря при участии МЦК требует рамочного закрепления основ взаимодействия стран-участниц ОЧЭС и Международного центра консультирования. По мнению автора, рамки такого взаимодействия должны устанавливаться законодательно, что требует унификации соответствующих норм права. Кроме того, важен сам механизм взаимодействия. Его разработка должна отвечать интересам всех заинтересованных сторон, а также достижению поставленных целей в определенные сроки. Кроме того, механизм должен закреплять взаимозависимость результатов работы МЦК и членов ОЧЭС в процессе реализации проекта «Черноморское кольцо».

На наш взгляд, именно отсутствие такой взаимозависимости не позволило ранее используемым механизмам в процессе реализации проекта «Черноморское кольцо» доказать свою эффективность. Таким образом, своевременность использования консалтинговых услуг при реализации цельного проекта «Черноморское кольцо» может позволить достичь установленных целевых ориентиров развития в определенный ранее временной период, формируя тем самым необходимый потенциал для интеграции отечественной транспортной сети в мировую.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саммит ОЧЭС в Стамбуле: дружба с Москвой вместо поставок газа в Европу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.armeniasputnik.am/analytics/20170522/7394764/sammit-ochehs-v-stambule-druzhba-s-moskvoj-vmesto-postavok-gaza-v-evropu.html (дата обращения 30.05.2017).

2. ГУАМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geopolitics.ru/2012/08/guam (дата обращения 30.05.2017).

3. Российские порты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruxpert.ru/Крупные_российские_про-екты_(строящиеся) (дата обращения 30.05.2017).

4. Организация черноморского экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20170521/1494660609.html (дата обращения 30.05.2017).

5. Кузьмин В. Связаны одним морем // Российская газета - Столичный выпуск № 7275 (109), 2017.

6. Россию на саммите ОЧЭС в Стамбуле представит Медведев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4265874 (дата обращения 30.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.