Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье'

Формирование ценностных ориентаций молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ. / HEALTHY LIFESTYLE / REPRODUCTIVE HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Е. Л.

В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье. Приведены результаты социологических исследований и их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF A POSITIVE IMAGE OF FAMILY LIFE AND HEALTHY LIFESTYLE AMONG YOUNG PEOPLE

The article focuses on ways to target young people, promote family values and healthy lifestyle and establish a positive image of family life. The author presents data from sociological studies and makes an independent analysis.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье»

уДК 94(31634632-053.6 Е.Л. Смирнова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ НА НРАВСТВЕННЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ

В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье. Приведены результаты социологических исследований и их анализ.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье.

Ye.L. Smirnova

PROMOTION OF A POSITIVE IMAGE OF FAMILY LIFE AND HEALTHY LIFESTYLE AMONG YOUNG PEOPLE

The article focuses on ways to target young people, promote family values and healthy lifestyle and establish a positive image of family life. The author presents data from sociological studies and makes an independent analysis. The key words: healthy lifestyle, reproductive health.

В современном обществе утверждается личная ответственность человека за его действия, и здоровье становится самостоятельно значимой ценностью. В нынешних условиях зачастую человеку для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни, приходится работать на нескольких работах, что особенно сказывается на социальном самочувствии, настроении и состоянии здоровья [3, с. 139 - 141]. Следует отметить, что система государственного здравоохранения во многом пока не в состоянии полноценно заботиться о здоровье своих граждан. Это говорит о том, что необходимо изменение системы взглядов на здоровье человека. Внимание врачей и их пациентов должно переместиться с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов достижения здоровья во всем его объеме, когда человек может радоваться жизни, полностью выявлять заложенные в нем потенции, осуществлять свой личностный рост и двигать общественный прогресс. Это означает смену оздоровительной парадигмы, те. способа решения проблем, связанных со здоровьем [1, с. 245].

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в определенной мере рассматривать и как процесс социализации, с одной стороны, и как процесс самосовершенствования человека - с другой.

На этапе первичной социализации идет процесс становления личности, усвоения индивидом, в данном случае - студентом, учащимся вуза, определенной системы знаний, норм, ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Студенческая молодежь, находящаяся в стадии ученичества, в то же время переходит постепенно на второй этап - этап трудовой социализации. Зачастую многие студенты подрабатывают и по специальностям, не соответствующим их профессиональному обучению, в силу определенных социальных причин. Перед студенчеством стоят многие социальные задачи: освоение новых ролей, восприятие семейно-брачных установок, подготовка к экономически самостоятельной жизни, интернализация ряда ценностей и норм как основ убеждений и социально ответственного поведения.

Процесс социализации студента неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытостью границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

С целью исследования процессов формирования ценностных ориентаций молодежи на здоровый образ жизни, повышение статуса семьи, улучшение репродуктивного здоровья, создание семьи с несколькими деть -ми, нами было проведено анкетирование студентов 3-го курса Саратовского государственного социальноэкономического университета гуманитарного факультета, факультета экономики и менеджмента, информатики и информационных технологий. Всего было анкетировано 112 студентов, из них 60 юношей и 52 девушки, отличающихся хорошей посещаемостью учебных занятий, принимающих активное участие в общественной и спортивно-массовой работе. Анкета содержала 21 вопрос. Обработка полученных данных проводилась путем анализа одномерных распределений в процентах.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о социальном просвещении [2, с. 339]. Фактически в стороне от социального просвещения, констатирует данный факт Ж.Т. Тощенко, стоит школа, как общеобразовательная, так и средняя специальная и высшая. Она как бы самоустранилась от полноценной подготовки молодежи к здоровому образу жизни. По данным различных социологических исследований, до 70% юношей и девушек курят, до одной трети употребляли (хотя бы один раз) наркотические средства, до 60% достаточно регулярно употребляют алкоголь.

Анализируя данную проблему Ж.Т. Тощенко акцен -тирует внимание на человеческой пассивности и безответственности по отношению к тому что составляет ценность жизни как таковой, способствует ее продолжительности, освобождению от болезней, пороков, от всего того, что ограничивает радость и наслаждение работой, отдыхом, что является основой для приобщения к культуре, дает возможность общения во имя возвышения духовных притязаний [2, с. 337].

Рождаемость, смертность, продолжительность жизни, а также такие издержки, как производственный и бытовой травматизм, зависят не только от самих лю-

дей, но и от тех социально-экономических, политических и социально-культурных отношений, которые царят в обществе. Представление о здоровом образе жизни закладывается в человека с детства. Однако, считает Ж.Т. Тощенко [2, с. 358], в реальности мы наблюдаем неполную, деформированную социализацию значительной части подрастающего поколения. В стране имеет место беспризорничество, воспитание детей в семьях, ведущих асоциальный образ жизни и т.д. Здоровье общества зависит от того, насколько распространены физические и социальные болезни и пороки: сердечно-сосудистые заболевания, рак, инфекционные болезни, а также проституция, алкоголизм, наркомания, туберкулез.

Результаты, полученные в ходе исследования студентов 3-го курса как стабилизирующейся группы в период усвоения профессиональных знаний и практических навыков в вузе, показывают определенное смещение отклонений в состоянии здоровья (в большей степени у девушек, отнесенных к специальной группе, -36,5% и у 11,7% юношей).

В соответствии с нормами здорового образа жизни и двигательной активности студенческой молодежи утреннюю физическую зарядку выполняют всего 50,0% юношей и 71,2% девушек (при том что обучение смещено ко второй половине учебного дня); занятия по физической культуре посещают 53,3% юношей и 92,3% девушек, при этом занятиями в спортивных секциях охвачены 53,3% юношей и только 3,8% девушек. Девушки, занимающиеся на занятиях по физической культуре ритмической гимнастикой, спортивными играм по интересам, считают, что им достаточно физической нагрузки для адаптации организма к процессу обучения в вузе и дальнейшему сохранению и укреплению здоровья на пути профессионального становления.

Ценность занятий физической культурой и спортом в укреплении здоровья видят 61,7% юношей и 82,7% девушек, формирование телесных показателей отметили 21,7% юношей и 13,5% девушек, получают эстетическое удовольствие 18,3% юношей (занимающихся атлетическими силовыми упражнения и видами спорта). Всего 3,8% девушек желают добиться уважения у окружающих. Ценность здоровья осознается большинством респондентов.

В привитии навыков здорового образа жизни ведущую позицию, по мнению и юношей и девушек (85,0% и 92,3% соответственно), должны занимать родители. 43,3% юношей отводят дополнительную роль в формировании здорового образа жизни тренерам спортивных секций и преподавателям физической культуры. Девушки наряду с родителями отводят место в формировании здоровьесберегающего поведения преподавателям физической культуры (88,5%), а затем друзьям из своего окружения, тренерам спортивных секций и всего лишь 7,7% - преподавателям вуза. Необходимо отметить, что юноши из данного процесса преподавателей вуза исключили. На наш взгляд, здесь имеют место упущения в формировании воздействия воспитательных функций преподавательского состава; возможно даже определенное их самоустранение, о чем упоминает Ж.Т Тощенко, размышляя о социальном просвещении.

Самооценка состояния здоровья выразилась в сле-

дующих показателях: 68,3% юношей здоровы, 18,3% -имеют хороший уровень соматического здоровья и удовлетворительный - 13,3%. Девушки подошли к оценке своего здоровья более критически: здоровы 42,3%, имеют хороший уровень здоровья 36,5% и 21,2% - удовлетворительный.

96,7% юношей и 100% девушек здоровье считают необходимым условием полноценной жизни. Но при анализе факторов риска здоровью мы отмечаем явное отклоняющееся поведение, что связано с курением (юноши - 41,7%, девушки - 36,5%), злоупотреблением алкоголем за компанию с друзьями (юноши -56,7%, девушки - 46,2%). При этом наличие в окружении употребляющих наркотики отметили 11,7% юношей и 25,0% девушек, что не может не вызывать тревожного предвидения возможности девиантного поведения не только студенческой молодежи, но и бли -жайшего молодежного окружения в повседневной жизнедеятельности.

В определении факторов, способствующих росту заболеваемости и смертности, в данной группе исследуемых сходные мнения: на первое место и юноши (61,7%) и девушки (67,3%) поставили экологические факторы, а затем - вредные привычки.

Студенты предпочитают активный отдых: 68,3% юношей и 84,6% девушек. В связи с этим ценностные ориентации на здоровую активную семью и ведение здорового образа жизни определили 96,7% юношей и 100% девушек, что говорит о сформированности определенной системы знаний, ценностных установок на нравственный семейный образ жизни. Они уверены (100% респондентов), что риск рождения нездорового ребенка увеличивается, если один из родителей или оба курят, употребляют спиртное или наркотики.

Студентам было предложено оценить свое репродуктивное здоровье. 70,0% юношей и 63,5% девушек указали на то, что они в репродуктивном отношении здоровы, но 30,0% юношей и 36,5% девушек имеют «проблемы » с репродуктивными функциями и оценивают их как удовлетворительные.

Юноши, учитывая свое материальное и финансовое положение, наличие жилья и др., придерживаются мнения о возрасте вступления в брак 25 - 30 лет (93,3%). У девушек мнения значительно расходятся: 53,8% желанным возрастом вступления в брак считают период 20 -25 лет, остальные 46,2% - 25 - 30 лет Мнения о количестве будущих детей у респондентов также различаются. 21,7% юношей склонны к однодетной семье, 61,7% -двухдетной, 16,7% - трехдетной. 67,3% девушек желают иметь двухдетную семью и 32,7% - трехдетную.

Свое личное отношение к лицам, не заботящимся о своем здоровье, студенты выразили следующим образом: такой человек не может считаться культурным (78,3% юношей и 92,3% девушек).

Анализ полученных результатов исследования поведенческих стратегий студентов-третьекурсников показывает, что определенная часть юношей и довольно большая часть девушек (1/3) имеют проблемы как с соматическим, так и с репродуктивным здоровьем. Ценностные ориентации на здоровьесберегающие поступки и действия сформированы, но в то же время они подвергают себя воздействию факторов, имеющих риск для здоровья, в том числе курение, употребление спирт-

ного. С одной стороны, у студентов в определенной степени сформированы ценностные ориентации на нравственный семейный образ жизни, укрепление здоровья как фактора воспроизводства, с другой - недостаточно высока самооценка поступков, направленных на следование принципам здорового образа жизни.

Студенты-третьекурсники по сравнению с выпускниками средних школ имеют более низкий уровень репродуктивного здоровья, особенно у девушек, что требует особого подхода медперсонала вуза к профилактическому диагностированию. Наблюдается нарушение правил валеологических установок и действий, ведущих

к ухудшению здоровья. Ценностные ориентации студенческой молодежи связаны с нравственным семейным образом жизни и укреплением здоровья, но поведение не всегда соответствует принципам здорового образа жизни.

1. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: учеб. пособие. М., 2003.

2. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

3. Шклярук В.Я. Сохранение здоровья как фактор социального самочувствия производственного персонала // Социологические исследования. 2009. № 12.

УДК 94(470.44) М.Ю. СуШКО

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САРАТОВСКОГО СЕЛА в середине 1950-х - 1970-е годы

В статье анализируются социально-демографические аспекты эволюции сельских поселений Саратовской области за достаточно длительный исторический период между переписями 1959 и 1979 гг. Автор отмечает, что недостаточное внимание к социально-демографическим процессам на селе со стороны власти способствовало нарастанию негативных тенденций в развитии сельского хозяйства региона. В конечном счете это привело к острейшему кризису в аграрной области.

Ключевые слова: демография, рождаемость, смертность, социальная структура, сельское население, численность, занятость.

M.Yu. Sushko

SOCIAL AND DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT IN THE RURAL AREAS OF THE SARATOV REGION in the middle of 1950-th - 1970-s

The paper contains an analysis of the social and demographic aspects of rural settlements development in the Saratov region during a considerable period of time between censuses of 1959 and 1979. The author concludes that insufficient attention from the authorities to the social and demographic situation in the rural area contributed to negative tendencies in agricultural development. Eventually it led to a severe agricultural crisis.

The key words: demography, birth rate, death rate, social structure, rural population, population size, employment.

Уровень и направления социального развития общества, формы управления социальными процессами непосредственно связаны с характером демографической ситуации в регионе. В 1950 - 1970-е гг. в Поволжье особо важной стала задача закрепления трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Серьезное воздействие оказывали проводимая советским правительством социально-экономическая политика, естественные процессы урбанизации, сложная послевоенная демографическая ситуация в стране. Эти проблемы уже тогда стали предметом научного исследования.

В 1966 г была опубликована монография В.Б. Островского и Б.Л. Венига «По старым саратовским трактам. Из прошлого и настоящего саратовского крестьянства», ставшая результатам серьезных социологических обследований саратовских сел. Изучение социальных аспектов аграрной политики государства и социальных процессов в советской деревне было продолжено в ряде известных работ профессора В.Б. Островского, возглавившего созданный в 1980 г в Саратове Институт социально-экономических проблем развития АПК АН СССР [5 - 7]. Ученые этого института внесли большой вклад в исследование социально-экономиче-

ских проблем агропромышленной интеграции, формирования и развития региональных агросистем, становления крестьянских хозяйств и стабилизации сельских трудовых коллективов, ускорения научно-технического прогресса в аграрном секторе экономики. Однако ус -ложнение на современном этапе ситуации на селе, утверждение новых методологических подходов в науке, вводимые в научный оборот ранее не исследованные документально-статистические материалы определяют необходимость научного изучения социально-демографического развития саратовского села.

С 1940 по 1950 г. сельское население Советского Союза уменьшилось с 131 млн до 109,1 млн человек, т.е. на 21,9 млн человек. В Саратовской области за этот же период сокращение сельского населения составило 416 тыс. человек - с 1 485 тыс. до 1 069 тыс. человек. В последующее десятилетие численность сельского населения страны снизилась с 109,1 до 108,5 млн человек, а по Саратовской области - уменьшилась на 81 тыс. человек [8, с. 83]. С 1960 по 1967 г абсолютная численность сельского населения продолжала снижаться: по стране в целом - на 1,1 млн, по Саратовской области - на 29 тыс. человек [7, с. 84]. В 1967 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.