Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций креативной личности педагога в контексте гуманистической парадигмы образования'

Формирование ценностных ориентаций креативной личности педагога в контексте гуманистической парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОСФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыдыкова Роза Шаймардановна

В статье исследуются аксиологические аспекты формирования творческой личности учителя музыки в теории педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыдыкова Роза Шаймардановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций креативной личности педагога в контексте гуманистической парадигмы образования»

72

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

Статья поступила в редакцию 27.10.08 г.

УДК 37:372.578

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

©2008 Сыдыкова Р.Ш.

Шымкентский институт Международного Казахско-Турецкого университета им. X. А. Ясави

В статье исследуются аксиологические аспекты формирования творческой личности учителя музыки в теории педагогического образования.

The article investigates axiological aspects of developing the creative personality of the pedagogue-musician in the theory of pedagogic education.

Ключевые слова: креативная личность, гуманистическая парадигма, образование, аксиосфера.

Keywords: creative personality, humanistic paradigm, education, axioshere.

Научные подходы к анализу проблем аксиологизации профессиональной подготовки будущего педагога позволяют выделить, описать процессы целенаправленного формирования в педагогическом образовании аксио-сферы личности специалиста (В. П. Тугаринов, С. Ф. Анисимов, М. Г. Казакина, З. И. Васильева и др.). В этом случае осмысление гуманизма как ценности, в методологическом ключе раскрывающее проблему развития креативной личности современного педагога, способствует формированию у личности потребности в саморазвитии к целостности, «самостоя-нию», к творчеству. Гуманизация важна как персонификация ценностей гуманизма в образовании - самоосуществление человека. Она рационализирует феномен образования, сужая специализированную деятельность педагогов до ее подлинной роли - по-

мочь обучающимся в реализации самого себя.

Г. Б. Корнетов отмечает: «в последние десятилетия XX века сложились все необходимые предпосылки (социальные, общенаучные, педагогические) для становления парадигмы гуманистической педагогики и ее внедрения в практику массовой школы». Примечательно, что парадигма гуманистической педагогики построена на основе развития гуманистической педагогической традиции, отраженной в трудах педагогов-гуманистов Я. К. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, А. Кунан-баева и другие, где ее главная цель ориентирована на полноценное развитие свободной, креативной личности как самоценности, способной к самоидентификации, саморазвитию и самореализации в социокультурной среде.

Психолого-педагогические науки • • •

«Гуманизм - исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» [11. С. 130], определяет Философский словарь. мнению С. А. Смирнова, «гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм, интернационализм и др.» [9. С. 32]. Исходя из главной цели нашего исследования, не входя в противоречие с вышесказанным, мы отмечаем, что сущность и ценность гуманизации заключается в формировании нравственной и эстетической основы вос-питуемой креативной личности. Помимо этого, можно сказать и о том, что гуманизация, являясь основным элементом инновационного педагогического мышления, способствует всеми возможными способами и средствами развитию ценности самой личности ребенка. Несомненно, гуманистический аспект образования и воспитания является основным фактором духовного становления и развития человека, раскрытием его креативных способностей.

В настоящий период гуманистическая педагогическая традиция достигает качественно нового этапа развития и включает в себя современные педагогические идеи и теории, отраженные в трудах О. А. Абдуллиной, Е. В. Бондаревской, Н. В. Бочкиной В. А. Пономаренко, В. А. Сластенина, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова, А. Н. Сейтешева, В. В. Серикова и др.

73

Иными словами, гуманистическая парадигма имеет целью помочь будущим специалистам раскрыть собственные способности, самих себя, свой внутренний креативный потенциал. Соответственно, ее содержание в образовании состоит в утверждении новой иерархии ценностей, а именно ценностей, способствующих развитию и самореализации креативной личности.

С этой позиции рассмотрим вопросы, связанные с направленностью гуманистической парадигмы образования, которые должны обеспечить прорывные, результативные достижения в развитии креативной, толерантной, способной к принятию нестандартных решений мобильной личности в конкурентоспособных условиях. В. И. Горо-вая считает, что «развитие ценностной сферы человека напрямую связано со становлением педагогической аксиологии как науки... в свою очередь аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике» [3. С. 16].

Приметой последнего десятилетия в развитии педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-

ориентирован-ной) парадигме воспитания, где ребенок из «объекта воздействия постепенно превращается в полноправного партнера педагога по совместной работе, в личность, которая не подлежит каким-либо манипуляциям; воспитание же понимается как процесс совместной жизнедеятельности [4. С. 165], а воспитывающий взрослый является посредником между ребенком и миром культуры, миром жизни. Именно поэтому важнейшее значение приобретает креативная личность педагога.

Более того, автор считает, что различия между субъект-объектным и субъект-субъектным подходами начинаются с ценностей, с представлений о личности и ее воспитании.

Мы согласны с точкой зрения Ж. Р. Башириной о том, что аксиологи-

74

Известия ДГПУ, №3, 2008

ческий подход позволяет «углубить представления о современном образовании ... насколько круг ценностей современного образования совпадает с кругом ценностей развития личности, группы, нации, общества» [2. С. 67].

В научно-исследовательских трудах учеными предпринимаются попытки определить аксиологические характеристики педагогической деятельности. Одни исследователи (В. П. Тугаринов, С. Ф. Анисимов и др.) рассматривают ценностные ориентации как «общую социальную направленность человека, которая

реализуется в актах поведения». Другие (З. И. Васильева, М. Г. Казакина и др.) - «субъективное отношение личности к тем или иным социальным ценностям или к определенной группе их». Третьи (Х. М. Казанов, А. В. Кирьякова и др.) раскрывают через «психологическое понятие установки».

Различные концептуальные подходы к определению понятия «ценностные ориентации» представляют его направленность на смысловые и качественные характеристики. В этом плане особый интерес вызывает мнение ученого Д. Н. Узнадзе, который рассматривает ценностные ориентиры, с одной стороны, как форму отражения и закрепления в сознании определенных семантических характеристик явлений, значимости объектов для субъекта, с другой - форму готовности к действию, определенную направленность процессов сознания и деятельности, реализующуюся в соответствующих ситуациях [10. С. 124]. Нужно подчеркнуть, что категория «ценности» является в большей степени философской, а категория «ценностные ориентации» - педагогической. Поэтому в педагогике ценностный подход получил название ценностноориентационного подхода. Его основной задачей является не оценка явлений и объектов окружающей действительности, выявление цен-

ностей, а формирование ценностных ориентаций личности, в данном случае личности педагога, на основе общепринятых аксиологических систем.

«Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного...» [6. С. 732]. В научной литературе отмечается, что ценностные ориентации образуют основу, стержень сознания, влияют на мировоззренческие взгляды, обеспечивают устойчивость личности педагога в постоянно меняющейся социальной и политической ситуации, регулируют мотивацию, направляют деятельность педагога.

Ценностные ориентации, на наш взгляд, являясь побудителем поведения человека, определяют мотивацию его деятельности, в целом формируют его готовность к осуществлению деятельности. Ценностная ориентация -это многоуровневое понятие, которое базируется на знаниево-

ориентируемом уровне креативных личностных качеств педагога, построенных на формировании ценностных педагогических систем подготовки будущих специалистов.

Понятийный аппарат аксиологии составляют следующие понятия: ценность, ценностные ориентации, антиценность, лжеценность и другие, ключевое из которых - ценность. Ценность - понятие многоуровневое, многоплановое, неподдающееся однозначному определению. А. А. Леонтьев в одной из своих работ отметил, что выработать общее, удовлетворяющее всех исследователей определение «ценности» невозможно -столь широк спектр использования термина в обычной жизни, науке и искусстве [6. С. 16]. В рамках данной статьи отметим коротко, что ценности формируются при осознании социальным субъектом своих потреб-

Психолого-педагогические науки • • •

ностей, соотнесении их с предметами окружающего мира,то есть в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

- смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

- универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственник, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

- общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

- межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

- демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т.д.).

Придерживаясь диалектического обоснования аксиологии, а также определений понятия «ценность», данных В. П. Тугариновым С. Ф. Анисимовым, С. Л. Рубинштейном, мы склонны рассматривать ценность как часть бытия человека (явление, объект, предмет, идея, мысль и т.д.), несущую абсолютное (позитивное, жизненно необходимое, полезное, приятное) значение и способствующее совершенствованию человеческой личности. Ценности - это важная характеристика объектов и явлений окружающей действительности, данная человеческим сознанием за счет абсолютной значимости явления или объекта для жизни людей.

С педагогической точки зрения важно акцентировать внимание на ценность, как воспитательную категорию с ее воспитательными особенностями: передача и присвоение ценностей от старших к младшим; способность формировать мировоззрение личности и определять, регулировать поведенческий аспект жизни человека [7. С. 324-350].

75

Педагогические ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе. Применительно к педагогике, по утверждению В. А. Сласте-нина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они имеют синтагматический характер, то есть формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями возможно только в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективизация [8. С. 23].

Педагогические ценности не только позволяют удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

По мнению В. И. Горовой, «... педагогические ценности образуют аксиологическую модель, имеющую интегративный характер, проявляющийся в том, что все эти ценности (ценности - цели, средства, отношения, качества) функционируют как единое целое. Данная модель обусловливает избирательный подход к следующим приоритетным задачам:

- анализ исторического опыта развития педагогической теории и образовательной практики с позиции ценностей;

- определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

- разработка ценностных подходов к определению стратегии разви-

76

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

тия содержания образования» [3. С. 19].

Ценностные ориентации - явление, состоящее из двух слагаемых: «ценность» плюс «ориентация». Подробный анализ понятия «ценность» был изложен выше, остановимся на категории «ориентация».

Термин «ориентация» употребляется в ряде наук (географии, астрономии, топографии) и связан с определением местонахождения. Вместе с тем следует отметить, что ориентация - это не только умение определить свое местонахождение и разобраться в окружающей обстановке, но и умение правильно наметить направление дальнейшей своей жизнедеятельности независимо от рода занятий (культурных, научных, общественных).

В педагогическом аспекте ориентация рассматривается как процесс и результат. По мнению А. В. Кирьяко-вой, «ориентация, как результат, определяется свободным владением широким кругом знаний и умений в определенной области...; ориентация, как процесс, - это проектирование действия от замысла до результата: точный, правильный выбор целей, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении с планами и жизненными целями» [4. С. 4].

Не менее важным, на наш взгляд, является мнение автора о том, что ориентационный процесс следует рассматривать как «расширяющееся жизненное пространство, в котором креативная личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам» [9. С. 31]. Основными способами приобщения к миру аксиологических систем становятся процессы самооценки, самопознания, саморазвития.

Ценностные ориентации - одно из основных структурных образований зрелой личности. Именно в них, по словам Б. Г. Ананьева, сходятся ее различные психологические характеристики [1]. Несмотря на различные подходы к пониманию природы цен-

ностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Так же единодушно мнение ученых о том, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального (в широком смысле) поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы и даже смысл жизни.

Анализ данных этапов позволяет выявить приоритетные направления педагогической деятельности по целенаправленному формированию ценностных ориентаций. Осознание ценностей начинается сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая анализ их содержания, способов действий и поведения, на их основе и возможные последствия. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий развитие социально-нравственных качеств креативной личности будущего учителя.

На основе теоретического анализа научных трудов, раскрывающих сущность понятия «ценностные ориентации» (Т. И. Власова, Б. Т. Лихачев, В. А. Караковский, Н. Е. Щуркова, И. С. Марьенко, М. Г. Казакина и др.), мы определили, что ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как процесс, в котором креативная личность субординирует ценности, отбирает и оценивает их, то есть ориентируется в них; с другой стороны - умение ориентироваться в ценностях становится личным достоянием, структурным элементом личности, что закрепляется жизненным опытом, совокупностью переживаний. Ценностные ориентации всегда непосредственно связаны с деятельностью педагога, которая включает в себя классификацию и субординацию ценностей. Глубокое осмысление внутренних и внешних механизмов развития гуманистической пара-

Психолого-педагогические науки

• • •

77

дигмы образования выступает ориентиром движения современного человечества на новом векторе развития, сохраняя и приумножая интел-

лектуальный, креативный и нравственный потенциал общества в ХХ1 веке.

Примечания

1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих. тр. В 2 т. Т.2. - М., 1992. - С. 15. 2. Баширина Ж.Р. О методологическом базисе новой модели образования //

Высшая школа Казахстана. - № 1. - 2004. - С. 62-71. 3. Горовая В.И. Конструктивная педагогическая аксиология // Педагогика. - №4. - 2007. - С. 15-21. 4. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности (теория и диагностика). Учеб, пособие к спец, курсу. - Л.: ЛПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 84 с. 5. Корнетов Г.Б. Парагдимы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. - №3. - 1993. - С. 43-49. 6. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.:

Юрайт, 1998. - 464 с. 8. Сластенин В.А. Педагогика - М., 1997. 9. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). - Новосибирск, 1996. 10. Уз-

надзе Д.Н. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд. дом Ш. А. Амонашвили, 2000. - 224 с. 11. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5 изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с. 12. Фромм Э. Искусство любить//Душа человека. - М., 1992. - С. 165.

Статья поступила в редакцию 09.10.08 г.

УДК 377.032

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА УРОКАХ 0БЩЕСТВ03НАНИЯ

© 2008 уЛубекова Н.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы позитивного использования личного социального опыта в процессе формирования научного мировоззрения учащихся на уроках обществознания. В работе дается научное обоснование эффективности использования рефлексивно-критической модели урока по согласованию субъектного опыта учащихся и научного содержания курса обществознания.

Some aspects of the problem of the positive use of the personal social experience in the process of the development of the schoolchildren’s scientific world outlook during social science lessons are considered in the article. Scientific motivation of efficiency of the use of the reflexive-critical lesson model in co-ordination of schoolchildren’s subjective experience and scientific contents of the social science course.

Ключевые слова: научное мировоззрение, личный социальный опыт, общественное знание, субъектный опыт, рефлексия.

Keywords: scientific world outlook, the personal social experience, social science, subjective experience, reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.