Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения студентов педагогического вуза к развитию творческого потенциала школьников'

Формирование ценностного отношения студентов педагогического вуза к развитию творческого потенциала школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUE ATTITUDE / CREATIVITY SCHOOLBOY / FORMATION VALUABLE RELATION / CREATIVE TASKS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются пути и средства формирования ценностного отношения студентов к развитию творческого потенциала школьников при изучении дисциплины «Педагогика» в процессе реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE RELATIONS STUDENTS PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL TO DEVELOP THE CREATIVE POTENTIAL PUPILS

This article discusses the ways and means of forming valuable relation to the development of student's creative potential of students in the study of the subject "Education" in the implementation of the federal state standards of higher education.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения студентов педагогического вуза к развитию творческого потенциала школьников»

НАУЧНАЯ ШКОЛА А.А. ОРЛОВА

УДК 378.147 Е.Ю. Алексеева

ТГПУ им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия) Тел.: (4872) 35-78-13, e-mail: orlov@tspu.tula.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются пути и средства формирования ценностного отношения студентов к развитию творческого потенциала школьников при изучении дисциплины «Педагогика» в процессе реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: ценностное отношение, творческий потенциал школьника, формирование ценностного отношения, творческие задания, творческая деятельность.

Современная школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях динамично развивающегося общества. В связи с этим можно говорить о том, что учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - формирование творческой социально-адаптированной личности, воспитание ее самостоятельности, инициативы, ответственности, способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Сегодня важны «не сами знания, умения и навыки, а способность их актуализации на основе понимания того, какие именно знания необходимы для решения данной познавательной, личностной или профессиональной задачи» [4, с. 32-33].

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особое место среди результатов обучения и воспитания занимает «готовность и способность школьника к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности» [1, с. 6-7]. Все это говорит о том, что развитие творческого потенциала учащихся рассматривается как одна из важнейших задач, к решению которых должен быть готов учитель, а вопрос подготовки будущего педагога, способного на основе использования знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей раскрыть творческие возможности школьников приобретает особую актуальность. «Профессиональный стандарт педагога» также в качестве основных требований к учителю провозглашает умение работать с одаренными детьми, осуществлять поиск нестандартных решений,

обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений

[7].

Творческий потенциал рассматривают как: 1) нереализованные ресурсы личности, совокупность свойств, накопленных в процессе ее становления и способствующих ее дальнейшему развитию; 2) актуализированные, наличные возможности, применяемые в практической деятельности; 3) новые способности, возникающие в ходе деятельности.

Следует отметить, что творческий потенциал - это, прежде всего, осознаваемые возможности личности, реализация которых связана с необходимостью свободно ориентироваться в быстро развивающемся обществе, действовать в ситуациях, когда требуется самостоятельный поиск способов решения нестандартных задач.

Личностные возможности человека необходимо постоянно развивать. Этот процесс достаточно сложный и длительный, продолжающийся на протяжении всех лет обучения ребенка в школе. Результат же его в большей степени ориентирован на дальнейшие жизненные перспективы учеников.

Не вызывает сомнения тот факт, что осуществлять процесс развития творческого потенциала школьников может учитель, который, во-первых, обладает собственным творческим потенциалом, во-вторых, готов к организации такого процесса. В связи с этим мы можем говорить о том, что в ходе формирования готовности студентов к развитию творческого потенциала учащихся, следует способствовать творческому развитию самих студентов.

Готовность к формированию творческого потенциала школьника как одному из видов педагогической деятельности представляет собой сложное интегральное образование, включающее, кроме общих профессионально необходимых качеств, такие специфические компоненты, как положительное отношение к работе по формированию творческого потенциала школьников, и необходимые для этой деятельности специфические знания и умения [3]. Следует отметить, что готовность рассматривается исследователями как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Вместе с тем, она является также решающим условием быстрой адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности, дальнейшего совершенствования и непрерывного повышения квалификации.

Изучение научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что формирование в вузе готовности будущих учителей к развитию творческого потенциала учащихся должно предусматривать создание комплекса психолого-педагогических условий, при которых данный

процесс будет эффективным. Ключевым в этом комплексе условий выступает, на наш взгляд, формирование ценностного отношения студентов к развитию творческого потенциала школьников, поскольку не вызывает сомнения тот факт, что положительное отношение к тому или иному виду деятельности во многом определяет ее успешность, эффективность.

Ценностное отношение многими учеными (А.А. Бодалев, А.А. Люблинская, В.Н. Мясищев), определяется как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время встречи с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом. В развернутом виде они представляют собой целостную систему индивидуальных избирательных связей человека с различными сторонами объективной действительности. Самое главное состоит в том, что эта система является стержневой составляющей направленности человека, внутренне предопределяет его переживания и действия [6, с. 43].

Ценностное отношение студентов к развитию творческого потенциала школьников включает в себя различные составляющие, в частности, положительные эмоциональные реакции, ориентацию на творческую деятельность, потребность в данном виде деятельности, которая, в свою очередь, мотивирует познание студентов, и др. Оно является главным звеном в сложной структуре профессиональной готовности к педагогической деятельности. Оно также выступает важным компонентом профессиональной направленности будущего учителя и определяет его потребность в приобретении опыта творческой деятельности, в развитии собственного творческого потенциала, в желании реализовать творческое «Я» в деятельности, направленной на развитие творчества учащихся, в стремлении вовлечь детей в творческую деятельность, творческий поиск, самосовершенствование и т.д.

Осознание творческой деятельности как ценностной для себя обеспечивает будущему педагогу психологическую устойчивость и готовность к решению различных профессиональных задач в целом и к процессу развития творческого потенциала школьников в частности. В связи с этим можно говорить о том, что формирование у студентов ценностного отношения к развитию творческого потенциала учащихся необходимо начинать уже с 1 курса и осуществлять в течение всего времени их обучения в вузе, интегрируя аудиторную и внеаудиторную работу, тем более, что возраст с 17 до 21 года оценивается учеными (В. А. Карнаухов, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков и др.) как сензитивный для организации данного процесса, поскольку характеризуется поиском студентом смысла жизни, выработкой мировоззрения, становлением субъектности, определением личностных ценностей [6, с. 48].

В ходе нашего исследования мы провели изучение ценностных ориентаций студентов в целом и их отношения к творческой деятельности в частности. В качестве основных методов диагностики выступали тестирование, беседа, анализ творческих работ студентов. Проанализировав результаты тестирования, помогающего выявить у студентов смысложизненные ориентации: наличие или отсутствие целей будущего, эмоциональную насыщенность, удовлетворенность самореализацией, представление о дальнейших перспективах, о себе, мы установили, что большинство студентов не имеют четко сформулированных целей и намерений, связанных именно с будущим, хотя многие из них воспринимают себя как активную личность. Кроме того, в проведенной со студентами беседе выяснилось, что они в основном определяют более близкие цели, значимые, как им представляется, на сегодняшний момент, - сдать экзамены, получить диплом и др. Что касается четкости в осознании профессионального будущего, то ее тоже не наблюдается: кто-то хотел бы попробовать себя в качестве педагога, кто-то желал бы найти работу, связанную с иностранным языком, при этом ответы студентов, как правило, сопровождались фразами: «Я пока не знаю...», «Я еще не определился...», «Если получится устроиться ...» и др.

Изучая ценностные ориентации студентов, мы констатировали, что чаще всего они выбирают активную деятельную жизнь, интересную работу, уверенность в себе, свободу. Определяя для себя ценности-цели, студенты показывали понимание того, что профессиональная деятельность педагога носит творческий характер, и высказывали мысль, что могли бы заниматься творчеством. Однако творчество во взаимодействии с учащимися они рассматривают лишь как организацию время от времени различных внеурочных мероприятий, отставляя в стороне вопрос о необходимости постоянного вовлечения школьников в творческую деятельность, создания своеобразной творческой среды. Кроме того, есть студенты, которые считают, что самосовершенствование, реализация собственного творческого «Я» и развитие творческого потенциала школьников - это отдельные процессы, не связанные друг с другом.

Изучение ценностного отношения студентов к развитию творческого потенциала учащихся позволило нам сделать вывод о том, что необходима целенаправленная деятельность в этом направлении и осуществлять ее возможно в процессе изучения дисциплины «Педагогика». Речь в данном случае идет, прежде всего, о том, чтобы организовывать процесс обучения студентов, используя нетрадиционные формы проведения занятий, предполагающие погружение студентов в творческую деятельность, в решение творческих заданий и т.д. Остановимся на этом вопросе подробнее.

На первом курсе при изучении модуля «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли» мы используем методы и формы обучения, подготовка и проведение которых предполагает осуществление студентами творческой познавательной деятельности по определенному вопросу, отбор и презентацию материала, защиту собственной позиции, проявление умения ориентироваться в нестандартных ситуациях и т.д. К наиболее интересным формам проведения семинарских занятий относятся семинары-дискуссии и конференции. Так, например, мы проводили конференцию на тему «Просвещение в России в ХУШ - Х1Х вв.». Студентам предварительно было дано задание: «Подготовьте доклады о жизни и деятельности ведущих деятелей русского просвещения: М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева и др.». Кроме основных докладчиков, была создана микрогруппа, которая получила индивидуальное задание: «Представьте, что вам необходимо на уроке рассказать учащимся о деятельности М.В. Ломоносова и Л.Н. Толстого. Подготовьте презентации для школьников разного возраста: «Азбука Толстого» (для 5 класса), «Открытия М.В. Ломоносова» (для 7 класса), «Философия Л.Н. Толстого» (для 10 класса)». Данное задание ориентирует студентов на профессиональную деятельность педагога, показывая ее творческую составляющую, на необходимость отбора интересного, занимательного материала, его творческого представления школьникам. Подобные задания меняют характер подготовки к семинарскому занятию, поскольку предполагают самостоятельную творческую деятельность.

В рамках данного модуля студенты впервые знакомятся с педагогическими текстами. Особый тип педагогических текстов -авторские произведения известных ученых прошлого и настоящего. В них представлена личностно-профессиональная позиция ученых-педагогов и поэтому важна совместная со студентами работа по ее раскрытию и пониманию, что способствует формированию у студентов базовой ценностной установки на выработку собственной профессиональной позиции [2].

При работе с текстами студенты получают задания, связанные с написанием сочинения-рассуждения, например, на тему: «Современный учитель: каким он должен быть?». В этом сочинении студенты на основе анализа текстов имеют возможность высказать свое видение образа современного педагога и тех качеств (личностных, профессиональных), которые ему необходимы.

Кроме перечисленных форм занятий, достаточно актуальными, на наш взгляд, могут оказаться проблемные семинары-путешествия в историю педагогики, в ходе которых анализируемая проблема рассматривается в одновременном соотнесении различных по времени

педагогических точек зрения. Например, принцип культуросообразности воспитания можно рассматривать через точки зрения Дж. Локка (XVII в.), К. Гельвеция и И. Песталоцци (XVIII в.), К.Д. Ушинского (XIX в.), Я. Корчака (первая половина XX в.), Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика (современность).

На втором курсе при изучении модуля «Практическая педагогика» мы организуем совместную со студентами деятельность по решению творческих заданий, предполагающих анализ конкретных ситуаций, решение педагогических задач и др. Например, в рамках темы «Педагогическая ситуация и профессиональная педагогическая задача в структуре деятельности учителя» используются задания, включающие различные виды ситуаций. Данные задания, с одной стороны, способствуют применению получаемых студентами теоретических знаний, а с другой - развивает у будущих учителей осознание необходимости проявлять творческий подход к разрешению педагогических ситуаций.

В рамках изучения темы «Технология диагностической деятельности педагога» студентам предлагаются задания по выбору. Эти задания включают два варианта, один из которых предполагает погружение в творческую деятельность. Приведем пример такого варианта задания: «Проанализировав особенности мотивационной, эмоциональной сферы подростков, подберите диагностические методики для измерения эмоционально-ценностного компонента творческого потенциала детей. Обоснуйте ваш выбор. Раскройте содержание предлагаемых вами методик». Ценность подобных заданий состоит в том, что студентам предоставляется возможность на конкретных примерах проиллюстрировать процедуру диагностической деятельности педагога при исследовании творческого потенциала школьников.

В рамках изучения темы «Организаторская деятельность педагога» целесообразно использовать деловую игру, позволяющую преподавателю погрузить студентов в квазипрофессиональную деятельность. Студент, участвуя в игровой ситуации, свободен в поиске решений, приобретает профессиональные знания и умения применять их в деятельности, развивает творческий потенциал и творчески реализует себя.

В качестве примера приведем педагогическую игру «Вступление в должность классного руководителя». В ходе деловой игры «проигрываются» различные обстоятельства и варианты вступления в должность классного руководителя, в частности, готовность студента-педагога представить себя классу при первой же встрече, установить эмоциональный контакт с детьми (в роли детей выступают сами участники игры), разработать индивидуальный план работы в первые дни и др.

Следует отметить, что «проигрывание» различных ситуаций, встречающихся в деятельности педагога, позволяет студентам не только систематизировать полученные знания, попытаться применить их на

практике, но и осознать творческую составляющую этой деятельности, необходимость развития собственной креативности. В качестве других вариантов «проигрывания» можно привести следующие задания.

При изучении темы «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса» студентам предлагается подготовить фрагмент родительского собрания с использованием информационно-компьютерных технологий: «Представьте, что вы являетесь классным руководителем 9 класса и вам необходимо провести лекторий для родителей школьников на тему профилактики вредных привычек. Во время данного мероприятия вам предстоит познакомить родителей с тематической презентацией. В связи с этим:

1. Подготовьте презентацию, посвященную профилактике вредных привычек.

2. Разработайте фрагмент родительского лектория, когда вы сможете использовать презентацию:

- что вы будете рассказывать родителям;

- какие слова подведут вас к презентации;

- какими комментариями вы будете сопровождать ход презентации;

- как материалы презентации вы будете использовать после ее демонстрации.

3. Попробуйте провести репетицию этого фрагмента на ЛПЗ».

При изучении темы «Коммуникативная деятельность педагога. Формы и технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса» студенты должны составить беседу с родителями, посвященной здоровьесбережению школьников: «Представьте, что вы являетесь классным руководителем 11 класса. Учащимся данного класса необходимо подготовиться к выпускным экзаменам не только содержательно, научившись выполнять тестовые задания и писать сочинения, но и психологически. Решая эту задачу, вы запланировали проведение беседы с родителями. Для этого:

1. Составьте план беседы с родителями, продумав, как ее можно выстроить.

2. Предложите текст такой беседы.

3. Составьте рекомендации для родителей по психологической подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов.

4. Попробуйте провести репетицию беседы с родителями на ЛПЗ».

Значение деловой игры в формировании ценностных установок

будущих педагогов на творческую самореализацию в профессиональной деятельности состоит в том, что она позволяет реализовать принцип деятельностного опосредования смысловых образований при решении задачи, их проявления и изменения. У будущих педагогов формируются в первую очередь профессиональные установки на понимание

педагогической действительности, на совместную творческую деятельность [2].

Наряду с погружением студентов в квазипрофессиональную деятельность, мы предприняли попытку вовлечь их в реальную практическую деятельность. В рамках модуля «Практическая педагогика» студенты в течение семестра выполняют проектные задания. Данные задания также имеют свои варианты: их можно выполнять теоретически, подбирая необходимый материал для исследования конкретного вопроса, а можно - практически, осуществляя выход в реальную общеобразовательную школу. Остановимся подробнее на втором варианте. Студенты получают следующее задание: «Вам предоставляется возможность принять участие в реализации социально значимого проекта «Безопасное детство» на базе МОУ СОШ №6 им. К.Д. Ушинского. Для этого вам необходимо:

1. Разработать и провести процедуру диагностики школьников с целью изучения:

- уровня готовности к соблюдению правил дорожного движения (в 5 классе);

- уровня готовности вести здоровый образ жизни (в 7 классе).

2. На основе результатов диагностики спроектировать и провести воспитательные мероприятия, направленные на формирование знаний о правилах дорожного движения, умений вести себя на дорогах (в 5 классе) и знаний о здоровом образе жизни, умений вести здоровый образ жизни (в 7 классе)».

Студенты работали в микрогруппах, некоторые - индивидуально, поскольку предпочли выйти в те школы, где они учились: гимназия № 1 г. Тулы (1 человек), гимназия № 20 г. Донского (1 человек), физико-математический лицей г. Ефремова (1 человек). Главное - им предстояло осуществить на практике разные виды деятельности педагога: диагностическую, проектировочную, организаторскую, оценочную. В целом у студентов получилось 3 «выхода»: 1) проведение диагностики школьников 5 и 7 классов; 2) проведение игры для 5 класса по правилам дорожного движения с активными конкурсами и мульфильмами; 3) проведение классного часа на тему «Здоровый образ жизни» с видеороликами и рефлексивными творческими заданиями.

С каждой из микрогрупп преподаватель организовывал совместную деятельность, предполагающую обсуждение вопросов, связанных с диагностической, проектировочной, организационной, коммуникативной деятельностью учителя; анализ отобранного инструментария; оценку разработанных сценариев и др. Следует отметить, что студентам, с одной стороны, непривычно оказаться в роли учителя и, надо сказать, они испытывали определенные трудности в ходе взаимодействия со школьниками, но, с другой стороны, их заинтересовала творческая

деятельность, необходимость постоянно находиться в творческом поиске и проявлять собственное творческое «Я».

Кроме того, можно говорить о том, что в данном случае мы соединили аудиторную и внеаудиторную работу студентов, так как на лабораторно-практических занятиях, посвященных конкретному виду деятельности педагога, студенты, выполняющие индивидуальные задания, выступали с мини-отчетом, делились впечатлениями от собственной деятельности, рассказывали, что им удалось осуществить, что для них оказалось трудным и т.п. Эти отчеты сопровождались презентациями, фотографиями, подготовленным для школьников наглядным и раздаточным материалом.

Формирование у студентов ценностного отношения к развитию творческого потенциала школьников осуществляется не только в рамках аудиторной работы, но и при выполнении ими самостоятельной работы (речь, прежде всего, идет о подготовке проектов, докладов, презентаций и др.); при написании курсовых и дипломных работ; в ходе педагогической практики. В качестве заданий используются педагогические сочинения, эссе, рецензирование проектов других студентов, подготовка выступления с докладами по проблемам развития творческого потенциала школьника на студенческой научной конференции и др.

Таким образом, изучение дисциплины «Педагогика» обладает достаточными возможностями для формирования у студентов ценностного отношения к развитию творческого потенциала школьников. Решая данную задачу, преподаватель педагогики должен, во-первых, не только осознать необходимость, но и организовывать процесс обучения своему предмету творчески; во-вторых, на занятиях необходимо проводить целенаправленную работу по развитию творческой деятельности студента, мотивов овладения будущим учителем педагогической профессией как творческой.

Литература

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 251 с.

2. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2001. 43 с.

3. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 1997. 340 с.

4. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А. А. Орлова, В.В. Грачева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 261 с.

5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. М.: Академия, 2008. 432 с.

6. Пазухина С.В. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологическому знанию у будущих педагогов: дис. ...канд. псих. наук : 19.00.07. Тула, 2001. 187 с.

7. Профессиональный стандарт: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 08.02.2014).

8. Саяпин А.В. Подготовка будущих учителей к развитию творческого потенциала школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Саратов, 2012. 23 с.

E. U. Alekseeva

FORMATION OF VALUE RELATIONS STUDENTS PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL TO DEVELOP THE CREATIVE POTENTIAL PUPILS

This article discusses the ways and means of forming valuable relation to the development of student's creative potential of students in the study of the subject "Education" in the implementation of the federal state standards of higher education.

Keywords: value attitude, creativity schoolboy, formation valuable relation, creative tasks, creative activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.