Валиева Гульнара Фирдусовна, Мефодьева Марина Анатольевна, Яруллина Диляра Алмазовна ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Статья посвящена вопросам формирования у населения России ценностного отношения к здоровому образу жизни. Авторы выделяют уровни, ведущие принципы и педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни на междисциплинарной основе в рамках учебной программы. Рассмотрена инициатива государства по сохранению здоровья нации, при этом отмечается, что государственная политика, на сегодняшний день, является превентивной с позиций рисков здоровому образу жизни. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/5-1/52.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 1. C. 177-179. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net
УДК 371.7
Статья посвящена вопросам формирования у населения России ценностного отношения к здоровому образу жизни. Авторы выделяют уровни, ведущие принципы и педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни на междисциплинарной основе в рамках учебной программы. Рассмотрена инициатива государства по сохранению здоровья нации, при этом отмечается, что государственная политика, на сегодняшний день, является превентивной с позиций рисков здоровому образу жизни.
Ключевые слова и фразы: здоровый образ жизни; государство; воспитание; аддикции; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; экологическое здоровье.
Валиева Гульнара Фирдусовна Мефодьева Марина Анатольевна Яруллина Диляра Алмазовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет golnar@mail.ru; anjali@inbox.ru; muhametdinova@bk.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Каковы составляющие понятия «Здоровый образ жизни»? Возможно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос? Этот термин - мульти-дисциплинарного характера, и различные его аспекты рассматриваются достаточно репрезентативным рядом дисциплин, среди которых: физиология, анатомия, культурология, педагогика, антропология, история, география, экология, биология, информатика и многие другие. Одним словом - это понятие крайне многогранно, оно настолько объемно по содержанию, что только его структуре можно посвятить не одно исследование. Соответственно, не останавливаясь подробно на его содержании, мы ограничимся следующим определением - здоровый образ жизни - это ответственная деятельность, направленная на поддержание своего здоровья, посредством физической активности, отказа от вредных привычек, организации правильного питания и стремления к поддержанию экологического равновесия.
Целью нашего исследования является изучение подходов, принципов и педагогических условий по ведению здорового образа жизни в рамках обучения в образовательных учреждениях, а также заинтересованность государства в развитии сильной здоровой нации.
Современное общество России сталкивается с проблемой здоровья, которое, в первую очередь, связанно с образом жизни населения страны [3]. Нет человека, который был бы абсолютно здоров, и одной из причин этого является образ жизни самого человека, а также образ жизни родителей или опекунов, если речь идет о ребенке. Данная тема является бездонным колодцем на пути выяснения причин ряда заболеваний, более того, решения проблем с преступностью, бандитизмом и прочими общественными изъянами, к которым приводит несоблюдение элементарных правил и норм здорового образа жизни.
Несмотря на общепринятое представление о том, что образ жизни зависит непосредственно от самого индивида, и никто не имеет права вмешиваться в частную жизнь граждан демократического государства [2, с. 125], важным остается опосредованное влияние через процессы, происходящие в обществе в целом, механизмы социальной рекламы и технологии вовлечения детей, подростков, молодежь в активность, которая закладывает надежную и прочную базу в систему ценностей в процессе обучения. Именно в данный период, под влиянием наставников возможен качественный сдвиг в представлениях о качестве жизни.
На всех этапах обучения присутствие наставника позволяет не просто сформировать представление о должном, но и привить учащимся привычки ведения здорового образа жизни [4]. Так, наличие наставника рассматривается нами как важнейшее условие формирования ценности - ЗОЖ не только на микроуровне, уровне личности, но и на макроуровне - уровне ближайшего окружения. Следующим условием становится организация соответствующей среды в рамках учебного заведения, и наконец, третье условие - параллели-зация знаниевого компонента, интегрированного в программу и отдельные курсы учебного заведения, и деятельного - организация внеклассной воспитательной работы. В рамках преподавания учебной дисциплины значимым является уделение особого внимания плюсам правильного, здорового образа жизни и минусам обратного процесса. При этом важным мы видим направление особого внимания на понимание позитивного влияния спорта, питания, рациона и негативного влияния вредных привычек [7; 8].
В рамках изучения предметов общегуманитарного и естественнонаучного циклов (основа безопасности жизнедеятельности, история, обществознание, литература и т.д.) формируется отношенческий компонент, на дисциплинах естественнонаучного профиля (биология, география, медицина и др.) - знаниевый, во время внеклассной работы, на уроках физической культуры - поведенческий. Все эти предметы позволяют раскрыть вредность тех или иных привычек, не говоря уже об аддикциях, а также их влияние на организм и последствия с физиологической стороны.
Период обучения в школе - уникальный период, позволяющий использовать как словесные методы - описание, убеждение, наглядные - визуализация, так и активные - походы, соревнования, тренировки, прогулки. Различного рода схемы, таблицы, презентации, видео, фильмы, посвященные здоровому образу жизни, могут использоваться в качестве подручных средств, позволяющих еще более полно раскрыть всю систему изучаемой темы именно с биологической и физиологической точек зрения.
178
^БЫ 1997-2911. № 5 (59) 2016. Ч. 1
Даже самые скептически настроенные ученики не смогут отрицать вредного воздействия наркотиков, если им будет продемонстрирован фильм с подробным описанием и наглядными кадрами о процессах, происходящих в организме наркомана, описанием и даже демонстрацией его конечностей, внутренних органов и т.д. В подобных случаях ребятам придется столкнуться с жестокой и шокирующей реальностью, однако, мы уверены, что только благодаря такому виду объяснения можно добиться внушающих результатов.
В рамках организации внеаудиторной работы могут проводиться тематические недели (циклы, поскольку при формировании готовности к здоровому образу жизни ведущим педагогическим принципом становится системность), посвященные пропаганде здорового образа жизни. Для этого мероприятия, включенные в данные циклы, будут направлены на получение учениками как можно большего объема знаний и умений, направленных на поддержание здоровья [6].
Следующим принципом, которому необходимо уделить особое внимание, можно считать последовательность. Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников, начавшееся в детском саду и уже продолжаемое в школе, начинается с первого класса и реализуется до выпуска из школы. Старшеклассники должны быть активно задействованы в мероприятиях, нацеленных на поддержку здоровья, должны передавать свой опыт и знания младшим товарищам, тем самым становясь для них примером.
Государство, понимая значимость здоровья нации для ее дальнейшего процветания, ведет жесткую политику, направленную на снижение рисков пристрастия к вредным привычкам молодого поколения. В настоящий момент правительство и общественные организации уже разработали большое количество государственных проектов, программ, в рамках которых производится активное сооружение физкультурно-оздоровительных комплексов на территории России и даже в ее самых отдаленных уголках. Нет ни одной сельской школы, необорудованной самым простейшим спортивным инвентарем и площадкой, что еще раз доказывает заинтересованность государства в поддержании нации здоровой [5].
Большая ответственность возлагается на первые лица. Знаковые фигуры всегда становятся образцами для подражания. Более того, государственные служащие, политические лидеры, представители общественности также должны показывать молодежи свою заинтересованность в совершенствовании общества. Стимулирующим заинтересованность фактором могут стать различные встречи, дискуссии, пресс-конференции, которые помогут сторонам понять друг друга и скоординировать деятельность того или иного учебного заведения и локальной (районной) администрации. Представители санитарно- эпидемиологических служб, органов здравоохранения могут стать участниками процесса по формированию ценностного отношения молодежи к здоровому образу жизни. Однако это пока перспектива, над которой еще предстоит работать [10; 12].
Важным аспектом воспитания современной молодежи в условиях глобализации являются вопросы ин-культурации, интеркультурализма и мультикультурализма.
В связи с этим возникает вопрос позитивности или негативности влияния западных стран на ценностные ориентиры молодежи. Дать однозначный ответ по этому поводу невозможно. Слишком большое влияние оказывается и с Запада, и с Востока, поскольку мы живем в эпоху информационной глобализации и поли-культурализма. Несомненно, молодое поколение «помешано» на электронных гаджетах, видео и онлайн играх, которые уверенно вошли в нашу жизнь. Современным детям значительно интереснее поиграть в компьютерную игру, чем позаниматься спортом или поиграть в футбол с ребятами возле дома.
Однако есть и другая сторона влияния. Существуют современные веяния, также пришедшие в Россию извне, которые имеют одновременно и плюсы, и минусы - диеты, культура фитнес клубов, «красивый» и «модный» спорт. А возможность находить баланс между прозаичным сочетанием хорошо - плохо приходится каждому отдельно взятому индивиду, равно как и искать гармонию в отношении между своим духовным и физическим телом. В вопросах решения данной проблемы человек может надеяться только на себя самого [11].
Использование интегрированного подхода к обучению и воспитанию в процессе всей подготовки учащихся к жизни в обществе подразумевает и аспект экологического здоровья, влияющего на здоровье человека в целом. Именно экологическая ситуация и ее развитие в сторону улучшения или ухудшения позволяет нам оставаться в дисбалансе или в балансе с самими собой и окружающей средой. Понимание данного аспекта человеческой деятельности лежит в основе современного ценностного отношения к здоровому образу жизни [9; 13].
Таким образом, сохранение и поддержание здоровья нации видится авторами исследования как комплексная и сложная задача. В основе ее решения лежат современные технологии воспитания, основанные на концепциях деятельностного и системного подходов [1]. Решение ее осложняется сложившейся напряжённостью в обществе, экономической неоднородностью, сложной обстановкой в сегодняшнем обществе и т.д. Однако понимание значимости ее решения, «мода» на отказ от вредных привычек, возрастающий патриотизм населения и соответствующее понимание правительством необходимости сохранения здоровой и сильной нации позволяют говорить о возможности положительной динамики в области формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у молодежи. Необходимо систематически вести целенаправленную работу по формированию ответственного отношения у граждан к самим себе, другим людям, окружению (экологии). Для этого важно использовать каждый элемент, который позволит укоренить в понимании молодежи важность здоровья.
При использовании интегрированного подхода к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни важно убеждать не только самих учащихся в правильности жизни без наркотиков, алкоголя, сигарет и прочего, что может отрицательно сказаться на здоровье будущего поколения, но и систематически вести работу с родителями [12].
В завершение хотелось бы отметить, что перечисленные выше мероприятия являются лишь небольшой частью того, что еще можно сделать для совершенствования нашей молодежи и ее взглядов на жизнь. Хотелось
бы, чтобы каждый внес посильную лепту в данный вид работы, чтобы в будущем видеть реальные результаты своей деятельности и гордиться тем, что в больших достижениях великой страны есть и его доля участия.
Список литературы
1. Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 2010. 1865 с.
2. Барчуков И. С. Физическая культура. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. 255 с.
3. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М.: ФКиС, 2012. 165 с.
4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 2015. 180 с.
5. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Мн.: Полымя, 2007. 37 с.
6. Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. К.: Здоровье, 2009. 57 с.
7. Гринченко Н. А. Предупреждение наркомании: методическая разработка для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Елец: ЕГПИ, 2000. 56 с.
8. Кора Н. А., Щепкина Н. К. Исследование личностной безопасности студентов в условиях угрозы распространения наркомании в образовательной среде вуза // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1. С. 134-139.
9. Фахрутдинова А. В. Общественная направленность гражданского воспитания в теории и практике зарубежной школы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 24 (241). С. 64-68.
10. Фахрутдинова А. В., Кондратьева И. Г. Построение учебно- воспитательного процесса вуза - современное понимание и принципы организации // Ученые записки КГАВМ. 2015. Т. 224. C. 228-235.
11. Фахрутдинова А. В., Сабирова Д. Р. Потенциал гражданского воспитания для социальной адаптации гражданина в глобальном мире // Ученые записки КГАВМ. 2015. Т. 224. C. 236-241.
12. Щепкина Н. К., Андрейченко А. О. Изучение структурных и содержательных особенностей социальной креативности студента // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. № 72. С. 69-73.
13. Fakhrutdinova E., Severyanov O., Valeev E. The Transformation of Educational Approaches at the Time of Social and Economical Changes [Электронный ресурс] // World Applied Sciences Journal. Economics, Management and Finance. 2013. Vol. 27. Issue 13. Р. 15-19. URL: http://idosi.org/wasj/wasj27(emf)13/4.pdf (дата обращения: 19.03.2016).
FORMATION OF ONCOMING GENERATION'S VALUE ATTITUDE TO HEALTHY LIFESTYLE
Valieva Gul'nara Firdusovna Mefod'eva Marina Anatol'evna Yarullina Dilyara Almazovna
Kazan (Volga Region) Federal University golnar@mail.ru; anjali@inbox.ru; muhametdinova@bk.ru
The article is devoted to the formation of valuable attitude to a healthy lifestyle among the population of Russia. The authors identify the levels, basic principles and pedagogical conditions for the formation of valuable attitude to a healthy lifestyle on the interdisciplinary basis within the framework of the curriculum. The state initiative to preserve the nation's health is considered, and at the same time it is mentioned that today the state policy is preventive from the standpoint of risks to a healthy lifestyle.
Key words and phrases: healthy lifestyle; state; upbringing; addictions; development of value attitude to healthy lifestyle; ecological health.
УДК 37.04
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что работа с одаренными учащимися и подготовка педагогов для работы с ними рассматривается как одна из важнейших во всем мире. Цель статьи заключается в том, что выявлены современные тенденции в подготовке педагогов к работе с одаренными учащимися за рубежом и обоснована необходимость изучения зарубежного опыта деятельности педагогов и применения его в нашей стране. Основное внимание авторы акцентируют на специфике работы с одаренными учащимися, а также на анализе работы зарубежных ассоциаций, проектах, программах.
Ключевые слова и фразы: образование одаренных; специфика обучения; подготовка педагога; проблемы в работе с одаренными; зарубежные ассоциации; родители одаренных.
Гали Гульнара Фаритовна, к. пед. н. Шахнина Ирина Зиновьевна, к. пед. н., доцент Капустина Эльвина Витальевна
Казанский федеральный университет
gulnaragali@mail.ги; voda-2005@mail. ги; Elvina.Kapustina@kpfu.ги
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Последние десятилетия в системе высшего образования России отмечены четкой ориентацией на профессиональное образование. Среди многочисленных направлений наибольшую популярность получили исследования,