Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Кудряшова Светлана Константиновна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск);
магистрант кафедры педагогики Левкина Людмила Александровна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается одна из важнейших проблем педагогики - проблема формирования установки, поскольку именно она играет огромную роль в процессе нравственного становления человека. В понятие «ценностно-смысловая установка» включается наличие у школьников определенных знаний об общечеловеческих ценностях, сформированность положительного отношения к ним, а также следование данным нормам в реальной жизни. В работе описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников.
Ключевые слова: установки, ценностно-смысловые установки, формирование ценностно-смысловых установок, младший школьник.
аппошюп. The article considers one of the most important problems of pedagogy - the problem of the formation of an installation, since it plays a huge role in the process of the moral formation of man. The notion of "value-semantic setting" includes the presence in schoolchildren of certain knowledge about universal human values, the formation of a positive attitude towards them, as well as adherence to these norms in real life. In the work, an experimental-experimental study is described to reveal the level of formation of value-semantic installations in younger schoolchildren.
Keywords: installations, value-setting, formation of values and meanings, junior high school student.
Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по
приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников»
Введение. Сегодня одной из важнейших задач общества является воспитание подрастающего поколения в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями, поскольку в России наблюдается «кризис в нравственном и духовном развитии как социума в целом, так и каждого из его членов в отдельности» [1, с. 182].
Тема развития нравственных ценностей затронута в ФГОС НОО, а также в «Федеральной программе развития образования», где указано «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» [2].
В данной связи формирование ценностных смыслов и ценностно-смысловых установок школьников является крайне важной и актуальной задачей современной общеобразовательной организации.
Установки - жизненные ориентиры ребенка, это то, что, во-первых, он видит вокруг себя и на что ориентируется, а, во-вторых, воспроизводит в своих действиях и поступках. «Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство» [3, с.180]. От ценностно-смысловых установок, заложенных в детстве, зависит дальнейшая траектория жизни человека. Возраст младшего школьника дает специальные возможности эффективного формирования ценностно-смысловых установок, поскольку дети в данный период обладают повышенной чувствительностью, чутко реагируют на внешние проявления, тянутся как к миру положительных, так и отрицательных ценностей. «В этом возрасте происходит формирование определенных нравственных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам» [4, с. 42].
В настоящее время остро встала необходимость в поиске вероятных путей согласования сложившихся в нашей жизни разногласий между тем, что есть и тем, что должно быть, другими словами ценностно-смысловыми установками общества и реально существующими в среде младших школьников.
Недостаточная исследованность намеченной проблемы обусловили выбор темы и цели статьи - выявить и описать особенности формирования ценностно-смысловых установок у младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Для решения данного вопроса на базе МОУ «Лицей № 31» г.о. Саранск была организована опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников, в которой приняло участие 25 детей.
В своей работе мы исходили из того, что ценностно-смысловые установки состоят из следующих компонентов: когнитивный (знание общечеловеческих ценностей), эмоциональный (эмоционально-оценочное позитивное к ним отношение), поведенческий (осознанный выбор способов поведения).
Для изучения когнитивного компонента использовалась методика «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е. А. Корчагиной и О. А. Карабановой). Ребятам предлагалось дать оценку поступкам таких, как они, девочек и мальчиков [5,с. 32]. Были предложены: семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16); семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17); четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел(а) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог (ла) маме убраться в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга яблоком.
11. Мальчик (девочка) бросил (а) на землю фантик от конфеты.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга книгу и порвал ее.
13. Мальчик (девочка) перешел(а) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел(а) в комнату и включил свет.
Для обработки результатов были использованы следующие выражения:
так делать можно - 1 балл, так делать иногда можно - 2 балла, так делать нельзя - 3 балла, так делать нельзя ни в коем случае - 4 балла.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни оценивания:
1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.
2. Суммы равны (±4 балла).
3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.
Все респонденты приблизительно идентично оценили значимость нравственных норм. Сумму баллов, которая характеризует третий (высокий) уровень, набрал лишь один человек. Результаты диагностирования определяют, что у большинства детей - 76 % доминирует средний уровень развития норм.
Для изучения уровня эмоционального компонента использовалась методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (адаптированная Н. В. Кулешовой) [6, с. 32].
Детям необходимо, опираясь на свой опыт, выбрать один из трех предложенных вариантов.
1. Тебе нравится, когда твои одноклассники проявляют к тебе уважение?
a) нравится;
b) не очень нравится;
c) не нравится.
2. Как ты отреагируешь если увидишь, что твой друг (подруга) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю конфетные фантики?
a) сделаю замечание и помогу убрать;
b) сделаю замечание и подожду пока он все уберет;
c) расскажу педагогу и пусть он заставит его (ее) убирать.
3. Ты взяла (л) у подруги (друга) учебник и порвала (л) ее, как ты поступишь?
a) отремонтирую учебник или попрошу своих родителей купить новую;
b) не знаю;
c) отдам тихонько, чтобы не заметили.
4.Твои действия, если в школьной столовой во время обеда разлила(л) чай и накрошил(а) на столе.
a) уберу за собой и извинюсь;
b) не знаю;
c) есть же уборщица, ничего делать не буду.
5. Часто ли ты приходишь в школу в грязной форме?
a) нет;
b) иногда;
c) да.
6. Как ты отреагируешь когда твой одноклассник или одноклассница испортил(а) вещь педагога и спрятал(а) ее?
a) помогу однокласснику признаться в поступке и извиниться перед педагогом;
b) посоветую однокласснику извиниться перед педагогом, и признаться в поступке, но пусть он сам решает, извинятся или нет;
c) сделаю вид, что не заметил.
7. Как часто ты уступаешь место в общественном транспорте место пожилому человеку или женщине?
a) часто;
b) иногда;
c) практически никогда.
8. Как часто ты предлагаешь одноклассникам помощь в уборке кабинета?
a) часто;
b) иногда;
c) практически никогда;
Обработка результатов: а - 2 балла, Ь - 1 балл, с - 0 баллов. Таким образом, высокий уровень составляют 12 -16 баллов, средний - 6 - 11, низкий - 0 - 5.
Анализируя ответы детей, мы пришли к выводу о том, что 20 % респондентов имеют высокий уровень сформированности моральных норм. Для данных детей характерно наличие мотивов, стремление к ориентации на интересы и потребности остальных людей, направленность их личностных качеств на себя или на потребности других, нередко наблюдается отказ от собственных интересов в пользу нуждающихся в поддержке. Показателями, свидетельствующими о средней сформированности моральных норм, таких респондентов 52 %, являются: реализация собственных интересов с учетом интересов других, стремление к межличностной конформности и сохранению отличных отношений с окружающими. Показателями, свидетельствующими о несформированности моральных норм, таких респондентов 28 %, являются:
реализация собственных интересов без учета интересов других, уход от ответственности, отсутствие желания следовать нравственным нормам, трудности в общении с одноклассниками и педагогом.
Для изучения уровня поведенческого компонента ценностно-смысловых установок использовалась методика «Закончи предложение» (И. Б. Дермановой). Детям было предложено проанализировать понятные им нравственные ситуации, в которых рассматривались такие понятия, как: доброта - злость; щедрость -жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость. Каждому ученику предлагалось начало истории, которую необходимо было закончить. Все ответы учеников необходимо дословно фиксировать в протоколах.
1 история. Кириллу на Новый год папа подарил набор солдатиков. Кирилл стал с ними играть. Подошел Вася и сказал: «Дай мне тоже поиграть». Тогда Кирилл ответил...Что мог ответить Кирилл? Почему?
Примерный ответ одного из респондентов:
Никита: На.
Педагог: Как поступил Кирилл?
Никита: Хорошо.
Педагог: Почему?
Никита: Потому что он не жадный и дал поиграть.
Средний уровень: Никита дал оценку поступку и смог назвать моральную норму, но не смог мотивировать свою оценку.
2 история. Девочки лепили пирожки. Полина не хотела лепить, она просто смотрела, как лепят девочки. К девочкам обратилась мама и произнесла: «Мы собираемся на обед. Нужно убрать ведерки в беседку. Попросите Полину вам помочь». На что Полина сказала. Что могла сказать Полина? Почему?
Примерный ответ одного из респондентов:
Настя: Ладно, помогу.
Взрослый: Как поступила Полина?
Настя: Хорошо.
Педагог: Почему?
Настя: Не знаю.
Уровень: низкий, поскольку Настя правильно оценивает поведение, но не может сформулировать нравственную норму.
3 история. Дима и Стас играли вместе и сломали новую машинку. Пришла мама и спросила: «Кто сломал?» Тогда Дима ответил.Что мог ответить Дима? Почему? Как поступил Дима? Почему?
Примерный ответ одного из респондентов:
Максим: Я сломал.
Педагог: Почему он так сказал?
Максим: Потому что сломал он. Он хороший и никогда не врет.
Педагог: Как поступил Петя?
Максим: Хорошо.
Педагог: Почему?
Максим: Потому что надо говорить правду.
Уровень: высокий, так как Максим озвучил норму и смог мотивировать ее.
Методика показала, что на высоком уровне развития осознания моральных норм находятся 9 % респондентов, которые могут назвать нравственную норму, правильно оценивать поведение и мотивировать свою оценку. На низком уровне развития осознания моральных норм находятся 36 % детей, которые правильно оценивают поведение ребят как положительное, так и отрицательное (хорошее - плохое), но не могут мотивировать сформулировать нравственную норму. Анализ результатов показывает, что у большинства детей 55 %, осознание моральных норм находится на среднем уровне. Они могут правильно дать оценку поведению ребят, указывают на нравственную норму, но свою оценку мотивировать не могут.
Для аналитической обработки результатов исследования 25 респондентов по всем методикам были выделены три уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников: низкий, средний и высокий.
К высокому уровню были отнесены школьники, которые знают общечеловеческие ценности, могут их вычленять (добро - зло, правда - ложь и др.), дают им адекватную оценку, демонстрируют положительное отношение к базисным ценностям общества и активно используют их в своем поведении.
К среднему уровню были отнесены школьники, которые понимают основные ценностные категории, часто демонстрируют положительное отношение к ним, но, анализируя опыт и поступки других людей, иногда дают им неадекватную оценку, имеют репродуктивный характер усвоения ключевых понятий, часто для того, чтобы сделать нравственный выбор прибегают к помощи взрослых.
К низкому уровню были отнесены школьники, которые имеют неглубокое, поверхностное усвоение ценностных категорий, проявляют к ним нейтральное отношение, неправильно оценивают поступки других людей, без помощи взрослых им порой трудно сделать нравственный выбор.
В ходе констатирующего эксперимента направленного на выявление исходного уровня сформированности ценностно-смысловых установок у обучающихся младших классов МОУ «Лицей № 31» г. о. Саранск было замечено, что значительное число школьников имеют средний и низкий уровни. Высокий уровень сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников характерен лишь для 2 школьников.
Выводы. Таким образом, после проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современное общество претерпевает глубокий нравственный кризис.
2. Использованные измерительные материалы позволяют получить объективную картину уровня сформированности ценностно-смысловых установок как одной из составляющих личностных УУД младших школьников.
3. Результаты выполнения диагностической работы показывают, что качество сформированности ценностно-смысловых установок у большинства респондентов находится на среднем и низком уровне.
4. Для формирования ценностно-смысловых установок необходима специально-организованная педагогами систематическая работа в общеобразовательной организации, в результате которой «младший школьник, должен приобрести нравственно и социально-значимые качества: уважение к своей стране, своему
народу, истории, готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой» [7].
Литература:
1. Шукшина Т. И., Серикова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и религиозное просвещение школьников в современных условиях // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2010. № 12. С. 182-192.
2. Федеральная программа развития образования // Российская газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm.
3. Утёмов В. В., Климова А. А. Формирование нравственных ценностей у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 180-184. URL: http://e-koncept.ru/2017/770836.htm.
4. Карпушина Л. П., Пупкова Н. Ф. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Гуманитарные науки и образование. № 1 (25) (январь - март). 2016. С. 42-47.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение. 2011. 152 с. (Стандарты второго поколения).
6. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: методическое пособие адресовано руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, специалистам школы, а также родителям / Сост.: Н. В Наконешнюк. Прокопьевский район. 2015. С. 32.
7. Ватагина А. А. Особенности развития нравственных ценностей младших школьников // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.rU/archive/MNF_humanitles/4.pdf (дата обращения: 13.06.2018).
Педагогика
УДК: 376.3
кандидат педагогических наук, доцент Кузьмичева Татьяна Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ2
Аннотация. В статье рассмотрены противоречия профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, обоснована необходимость разработки новой парадигмы профессионального образования, имеющей интегрированный психолого-педагогический характер, определены ее ведущие концепты и категориальный аппарат, показано научное поле применения психолого-педагогической парадигмы профессионального образования для решения исследовательских задач.
Ключевые слова: профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная самореализация, потенциал, психолого-педагогическая парадигма.
Annotation. The article considers the contradictions of professional education of persons with disabilities, the necessity of developing a new paradigm of professional education, which has an integrated psychological and pedagogical character, identifies its leading concepts and categorical apparatus, shows the scientific field of application of psychological and pedagogical paradigm of professional education to solve research problems.
Keywords: professional education, persons with disabilities, professional self-realization, potential, psychological and pedagogical paradigm.
Введение. Профессиональное образование лиц с ОВЗ выступает одним из приоритетов государственной политики в области образования, для реализации которого разрабатывается нормативно-правовая база, создается доступная среда, обеспечивается повышение квалификации педагогических работников организаций среднего профессионального и высшего образования.
Однако, наряду с данными положительными изменениями, по мере продвижения в практике профессионального образования лиц с ОВЗ идеи инклюзии становится все более очевидным ряд существенных противоречий, которые снижают его как социализирующий, так и экономический эффект. Как показывает М.В. Славгородская [161, низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда определяется не только их ограничениями, связанными с состоянием здоровья, но и недостаточным уровнем образования по сравнению с их сверстниками с нормативным развитием.
Первое противоречие связано с тем, что профессиональное образование лиц с ОВЗ ориентировано на малооплачиваемые и малоквалифицированные профессии, которые не могут раскрыть их потенциал, что снижает их мотивацию к профессиональному развитию.
Второе противоречие может быть рассмотрено в контексте особой позиции лиц с ОВЗ, которая рядом авторов характеризуется как иждивенческая, ориентированная на получение государственной поддержки в значительно большей степени, чем на профессиональную деятельность, имеющая низкую экономическую активность.
2 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18413-510002 «Инклюзивные процессы в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор трансформации социально-экономического пространства Мурманской области»)