Научная статья на тему 'Формирование ценностей материнства у девочек-подростков средствами народных традиций'

Формирование ценностей материнства у девочек-подростков средствами народных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА / ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА / FOLK TRADITIONS / VALUES / MOTHERHOOD / PARENTING TEENAGE GIRLS / METHODS FORMING MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматова О. А., Федулов Б. А.

В статье раскрыты проблемы формирования ценностей материнства у девочек-подростков средствами народных традиций, обозначена роль народной педагогики в воспитании детей, охарактеризованы виды фольклора материнства и детства, представлены результаты исследования традиций в современных семьях, предложена методика «Материнство в народной традиции», предлагающая проведение мероприятий по ознакомлению учащихся с традициями семьи материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUES OF MOTHERHOOD IN GIRLS THEIR TEENS BY MEANS OF FOLK TRADITIONS

The article reveals the problems of formation of values of motherhood among adolescent girls by means of folk traditions. The authors designate a role of folk pedagogy in the upbringing of children. The research gives characteristics of types of folklore of motherhood and childhood and some results of the investigation of traditions in modern families. A technique of “Motherhood in a folk tradition” is suggested. This technique offers to arrange events that would familiarize students with family traditions of motherhood.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностей материнства у девочек-подростков средствами народных традиций»

9. Козина, О.В. формирование коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе кросскультурной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. - 2009. № 7

10. Олександренко, Е.В. Использование стратегии сотрудничества при формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6.

Bibliography

1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.

2. Raisova, A.B. Osnovnihe komponentih v strukture modeli razvitiya professionaljno-inoyazihchnoyj kompetentnosti studentov tekhnicheskikh specialjnosteyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3.

3. Ehrdnieva, Eh.V. formirovanie kommunikativnoyj kompetencii buduthikh specialistov gumanitarnogo profilya (v usloviyakh obrazovaniya s ehtnokuljturnoyj napravlennostjyu) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 5.

4. Kuznecova, N.S. K voprosu o yazihkovoyj kompetentnosti studentov-inostrancev, izuchayuthikh russkiyj yazihk // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 4.

5. Ostroverkhova, T.A. Kompetentnostno-deyateljnostnihyj podkhod k obucheniyu inostrannihm yazihkam kak sredstvo formirovaniya professionaljnogo vzaimodeyjstviya studentov v tekhnicheskom vuze // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.

6. Polyakova N.A. Rolj mezhlichnostnogo obtheniya i kompetentno-deyateljnostnogo podkhoda v usloviyakh lichnostno orientirovannogo razvivayuthego obucheniya inostrannomu yazihku // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 6

7. Kaznacheeva, S.N. Studencheskiyj vozrast i organizaciya poznavateljnoyj deyateljnosti // Psikhologiya obucheniya. - 2007. - № 5.

8. Lomov, B.S. Osobennosti poznavateljnihkh processov v usloviyakh obtheniya // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1980. - № 5.

9. Kozina, O.V. formirovanie kommunikativnoyj kompetentnosti studentov neyazihkovihkh vuzov v processe krosskuljturnoyj kommunikacii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. № 7

10. Oleksandrenko, E.V. Ispoljzovanie strategii sotrudnichestva pri formirovanii i razvitii inoyazihchnoyj kommunikativnoyj kompetentnosti buduthikh specialistov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6.

Статья поступила в редакцию 20.09.14

УДК 37.037

Dolmatova О.А., FedulovB.A. FORMATION OF VALUES OF MOTHERHOOD IN GIRLS THEIR TEENS BY MEANS OF FOLK TRADITIONS. The article reveals the problems of formation of values of motherhood among adolescent girls by means of folk traditions. The authors designate a role of folk pedagogy in the upbringing of children. The research gives characteristics of types of folklore of motherhood and childhood and some results of the investigation of traditions in modern families. A technique of "Motherhood in a folk tradition" is suggested. This technique offers to arrange events that would familiarize students with family traditions of motherhood.

Key words: folk traditions, values, motherhood, parenting teenage girls, methods forming motherhood.

О.А. Долматова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: olga_0122@mail.ru;

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСТВА У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье раскрыты проблемы формирования ценностей материнства у девочек-подростков средствами народных традиций, обозначена роль народной педагогики в воспитании детей, охарактеризованы виды фольклора материнства и детства, представлены результаты исследования традиций в современных семьях, предложена методика «Материнство в народной традиции», предлагающая проведение мероприятий по ознакомлению учащихся с традициями семьи материнства.

Ключевые слова: народные традиции, ценности материнства, воспитание девочек-подростков, методика формирования ценности материнства.

В последние десятилетия в общественном сознании меняется образ ребенка: он мыслится как ненужное, докучливое создание, а воспитание детей превращается в технологический процесс, при котором родители стараются сократить количество контактов со своими детьми. Существующие концепции семейных ценностей рассматривают поведение человека в сфере отношения полов как сложный синтез физиологических, психологических и социальных процессов, в котором первые подчинены, включены в контекст последних. Ядром того или иного образа и стиля жизни является определенная направленность личности, она, как важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленная жизненным опытом индивида, определяет предпочтения или отвержения тех или иных смыслов как жизне-организующих начал и определяет готовность вести себя в соответствии с ними. Направленность девочки, будущей матери формируется, прежде всего, в семье, и прежде всего теми традициями, которые в ней передаются. Реализация педагогических возможностей семьи может быть оправдано следующими соображениями: во-первых, современная семья в своих основаниях имеет значительную эмоциональную основу, прежде всего, чувство любви, которое связывает ее членов и обеспечивает долговременность ее существования; во-вторых, семейная сре-

да, это среда эмоционально-насыщенная; в-третьих, особенности супружеских и детско-родительских отношении в значительной степени определяются теми взаимными чувствами, которые связывают субъектов этих отношений между собой; в-четвертых, в современных условиях значительно расширяется и возрастает значение психологической функции семьи, реализация которой не мыслится без учета доминирующей эмоциональной палитры семейного союза.

Сегодня размытое и часто безразличное отношение к ценности материнства является результатом прерывания социальной, культурной и исторической трансляции традиционной модели поведения материнства новому поколению. Поэтому, при формировании ценностей материнства в современных условиях не стабильной демографической ситуации и участившегося явления девиантного материнства важным становится воспитание, привитие народных традиций и поддержка девочек-подростков.

Развитие духовно-нравственных ценностей материнства является одной из непреходящих традиций в истории человечества. С древних времен выделяли особенности в воспитании девушек и юношей. Еще Плутарх говорил: «Имя честной женщины, вместе с ее личностью должно быть заключено в стенах

дома, в женщине воспитывалось преданность, служение детям и мужу, какие бы чувства она к нему не испытывала» [1, с. 15]. В России с учетом этих традиций были открыты институты благородных девиц. Смольный, который являлся закрытым государственным учреждением, положил начало религиозно-нравственному воспитанию девушек. Дальнейшее открытие институтов, постепенно сформировало идеал воспитания дворянской девушки. Многие выдающиеся русские педагоги отмечали, в воспитании женщины заложено воспитание всего будущего человечества. Девушка согласно традициям должна воспитываться и как послушная супруга, и как опытная мать, а также она должна быть образованной и в высшей степени культурной личностью.

В народной традиции воспитанию материнству всегда отдавалось предпочтение. Для женщины смысл жизни заключался в материнстве, потому что она дает новую жизнь миру, через нее передается связь времен и зависит будущее. Прошлые поколения направляли свои усилия на то, чтобы воспитать у будущей матери все ценности материнства. Не все правила жизни определяются образованием, многие из них включены в сам строй жизни, это например, те нормы, которые касаются оказания взаимопомощи и различных взаимодействий, именно они передаются из поколения в поколение семьей и являются основой целостности социума [2, с. 19]. Поэтому, роль семьи представляется исключительной в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, традиционной семейной культуры, а в частности формировании ценностей материнства.

Следует отметить, что в народе всегда считалось, что дети - дар Божий, а мать - хранительница семьи, культуры и народных традиций. Специального обучения будущая мать не проходила, она просто следовала народным традициям. Поэтому нами предлагается методика, основанная на народной педагогике, которая раскрывается в детском фольклоре песнях, поговорках, пословицах, сказках русского народа.

Согласно выводу М.Н. Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкальных жанров [3, с. 8].

Анализ различных исследований по проблемам воспитания подрастающего поколения и материнства выявляет такие причины отсутствия счастья и удовлетворенности при воспитании детей как нарушение связи между поколениями, отказ от традиционного опыта своего народа, от ценностных завещаний и заветов предшествующих поколений, от традиций своего рода [4]. У многих родителей отсутствует практический опыт воспитания детей, а именно к счастливому и плодотворному материнству, так как в своём собственном воспитании у них не было подготовки.

Нами проведено исследование, которое осуществлялось на базе школ и лицеев г. Барнаула с целью выяснить, какие семейные традиции сегодня актуальны, и существуют ли они в современных семьях. Результаты показали, что главной традицией каждой семьи считается празднование всей семьей Нового года, 8 марта, 23 февраля, Пасхи и дней рождения членов семьи, так же большое внимание уделяется путешествиям и прогулкам по различным местам. Далее можно выделить такую традицию как просмотр телевизора всей семьей и прослушивание любимой музыки. К сожалению, стоит отметить, что о традициях материнства, упоминали лишь единицы опрашиваемых, они заключались в помощи своей маме по уходу за своими младшими братьями и сестрами.

Русский детский фольклор в свою очередь включает такие традиции материнства как колыбельные песни. Пением мать успокаивает ритм своего сердца после суеты и забот, настраивает себя на общение с ребенком. Малыш успокаивается, а спокойный ребенок растет здоровым и выносливым.

В родных поговорках, пословицах все имеет практическую пользу, они через века направляют и современных людей: «Живы родители - почитай, а умерли - поминай», «При солнышке тепло, а при матери добро», «Детей воспитывай стыдом, а не грозою и бичом» [5, с. 6].

Важная роль в традициях материнства отводится сказке. Именно из уст матери ребенок должен услышать сказку, а не просмотреть ее по телевизору или компьютеру. Живое общение и рассказы матери своему ребенку о ценностях жизни развивают мышление, фантазию и детское творчество. Впитанные от прослушанных сказок и полученные впечатления от поступков сказочных героев у ребенка пробуждаются интеллектуальные

и эстетические чувства. Те дети, которым рассказывали сказки, лучше учится в школе, проще и свободнее общается с одноклассниками. Сказки представляют собой непреходящую ценность, над ними нет власти времени, ни одна сказка для ребенка не может быть устаревшей.

Нельзя забывать и о семейных праздниках, которые тоже являются традицией, сближающей всех членов семьи. Праздник для детей это игры, потешки, подарки, песни. Такие задачи издавна ставились перед женщиной-матерью, это народный опыт воспитания детей.

С учетом полученных результатов исследования и общения опыта ряда работ нами была предложена методика «Материнство в народной традиции», направленная на возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания, где предлагается проведение мероприятий по ознакомлению учащихся с семейными традициями, и материнства в частности, которая включает в себя два блока: первый теоретический - «Народные традиции как связь поколений», включающий изучение русских народных традиций с помощью лекций и бесед (электронная презентация «Традиции моего народа»).

В содержании методики раскрывалось понятие семейные традиции, было реализовано тематическое содержание семейных традиций: праздничные вечера всех членов семьи, для младших с семейным пением, разыгрыванием сценок, музицированием; игры в кругу семьи, такие как шашки, лото, нарды, шахматы; прочтение в вечернее время народных былин, сказок, полюбившихся стихов; совместное творчество взрослых и детей в рисовании, лепке; проведение совместного летнего отдыха; участие в спортивных походах; оформление семейных плакатов и стенгазет, картинных галереей, с выставлением рисунков членов семьи, семейных рукоделий и так далее.

Второй блок - практический «Копилка материнской мудрости» предназначен для девочек-подростков. Целью данного блока является формирование потребности у девочек в накоплении знаний и навыков, необходимых матери в уходе за ребенком, его воспитании, развитии, сохранении физического и духовного здоровья. Реализуя традиции материнства в этом направлении целесообразно знакомить девочек-подростков с правилами ухода за новорожденными, их пеленание, поддержка, уход за кожей, купание. Здесь уместно узнать о правилах и приемах оказания доврачебной помощи в случаях возникновения различных заболеваний или нестандартных случаях; показать правила помощи заболевшему ребенку, например, измерение температуры, применение компресса, прием лекарств; изучение колыбельных песен, сказок, прибауток, материнской сердечной молитвы [6]. Одной из главных задач нашей методики выступает поощрение стремления девочек к познанию новой информации о традициях, касающейся материнства и детства, всестороннему ее усвоению, сохранению в записях, дневниках, подборке статей, рекомендаций, правил из различных источников, учитывая, что сегодня средства массовой информации могут искажать действительность, уводить в виртуальный мир и игнорировать традиционные ценности.

Рекомендованная методика, прошла апробацию и получила положительные отзывы в общественной организации «Центр социальной поддержки и защиты граждан "Милосердие", в Центре «Юные матери» (информационно - консультативная служба для несовершеннолетних матерей и их детей) г. Барнаула, а также в социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее в практике социально-культурных учреждений с целью совершенствования процесса воспитания девушек-подростков. Целесообразно применять предлагаемую методику на уроках по гуманитарным предметам, а так же на классных часах с привлечением работников социально-культурной деятельности. Данное исследование может оказать существенную помощь также в работе над повышением компетентности социальных педагогов по проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в том числе при формировании ценностного отношения к материнству.

Можно сделать вывод, что сегодня человечество столкнулось с духовно-нравственной проблемой в своем развитии, когда необходимо специальное социально-культурное воздействие на ценностно - смысловое пространство семьи. В основу такого воспитания может быть положено освоение системы ценностей материнства, которые закреплены в культурно-педагогических

практиках, составляющих основу воспитательного потенциала русской народной традиционной культуры, а также обогащение их новыми приемами и средствами. Обращение к нашим народным традициям, к изучению опыту предков, способность осво-

Библиографический список

ить их ценностный мир жизнедеятельности, приобщение к культурным и духовным традициям своего народа - это своеобразный источник накопления жизненной энергии необходимой для стабильного и успешного развития России.

1. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания с древних времен до наших дней. - М., 2000.

2. Салеева, О.П. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы воспитания молодежи. - М., 2003.

3. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

4. Мальченкова, В.В. Особенности профилактики деликвентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами / В.В. Мальченкова, Б.А. Федулов // Современные проблемы науки и образования, 2012. - № 4.

5. Энциклопедия русских обычаев / сост. Н.А. Юдина. - М., 2000.

6. Коробкова, Л.И. «Цветок, дитя и ангел» // Жизнь: вестник. - 2007. - № 2.

Bibliography

1. Modzalevskiyj, L.N. Ocherk istorii vospitaniya s drevnikh vremen do nashikh dneyj. - M., 2000.

2. Saleeva, O.P. Pedagogicheskoe nasledie A.S. Makarenko i sovremennihe problemih vospitaniya molodezhi. - M., 2003.

3. Meljnikov, M.N. Russkiyj detskiyj foljklor. - M., 1987.

4. Maljchenkova, V.V. Osobennosti profilaktiki delikventnosti devushek-podrostkov socialjno-pedagogicheskimi i pravovihmi sredstvami / V.V. Maljchenkova, B.A. Fedulov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya, 2012. - № 4.

5. Ehnciklopediya russkikh obihchaev / sost. N.A. Yudina. - M., 2000.

6. Korobkova, L.I. «Cvetok, ditya i angel» // Zhiznj: vestnik. - 2007. - № 2.

Статья поступила в редакцию 11.07.14

УДК 376

Kokorin Ye.V, Murzina Ye.l. SOCIOCULTURAL FACTORS OF ADAPTATION OF CONVICTS IN THE SOCIETY. In

the article adaptation of convicts to conditions of the society after imprisonment under the influence of various sociocultural factors is analyzed. We offer a complex view of a problem of adaptation of convicts in the society in which, along with social parameters, the special attention is paid to the environmental characteristics connected with assimilation of culture of correctional institutions in general and to the development of social and adaptive behavior. Key words: convicts, correctional institution, sociocultural factors, social work.

Е.В. Кокорин, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: kokorin-jenya@mail.ru; Е.И. Мурзина, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: murzina310@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ОБЩЕСТВЕ

В статье анализируется адаптация осужденных в условиях общества после освобождения из мест лишения свободы под влиянием различных социокультурных факторов. Предложен комплексный взгляд на проблему адаптации осужденных в обществе, в котором, наряду с социальными параметрами, уделяется особое внимание средовым характеристикам, связанным с усвоением культуры исправительного учреждения в целом и выработкой социально-адаптивного поведения.

Ключевые слова: осужденные, исправительное учреждение, социокультурные факторы, социальная работа.

Проблемы пенитенциарной системы в Российской Федерации, ставшие в последние годы открытыми для обсуждения, безусловно, являются острыми для нашего общества. В 1996 году Россия вошла в Совет Европы, твердо заявив о своем намерении привести нашу пенитенциарную систему в соответствии с требованиями Всемирной Декларации прав человека. Россия занимает первое место в мире по числу заключенных: на сто тысяч населения их приходится 750 человек. Особенно остро в местах лишения свободы стоит проблема взаимоотношений осужденных с семьей, которая является одним из тех фундаментальных благоприятных факторов, способствующих исправлению, осужденного, его успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы и его интеграции в обществе. Выявление роли, места и функций социально-культурной деятельности в процессе адаптации осужденного позволит наиболее лучше организовывать воспитательную, психологическую работу с осужденными [1].

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительных учреждений. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и других форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитания. Обязанность изучения личности закреплена в Законе, по которому «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, обстоятельств, совершенных ими преступлений».

Социальная работа призвана смягчить тяготы, помочь тем, кто не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами, с помощью различных социокультурных факторов. Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытовое обустройство (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семей-но-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности [2].

Одним из основных видов социальной адаптации, применяемым практически ко всем объектам социальной работы, является социально-психологическая адаптация, то есть такое взаимодействие личности и культурной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Как правило, большинство осужденных социально-дезадаптированы или характеризуются преобладанием неадекватной активности. Одно из важнейших направлений работы с ними -реадаптация, то есть восстановление адаптационных способностей, для чего применяются различные психологические методы и социальные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.