12. Соколенко С. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерства. Кластеры. — К.: Логос, 2002.
13. Соколенко С. Эффективная промышленная политика на основе кластерной технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ucluster.org/universitet/klastery-ukraine (дата обращения: 28.09.2013).
14. Сперанская Т.С. Анализ российской модели банковской системы в сравнении с китайской моделью //Проблемы прогнозирования. — 2009. — Т. 113. — № 2.
15. Dickinson D., Liu J. The real effects of monetary policy in China: An empirical analysis // Elsevier. — 2005.
16. Ren Lu. Chinese Special Economic Zones as Clusters. A Case Study of Shenzhen's Modern Service Clusters // International Business. — 2008.
17. Sigurdson J. Regional innovation systems (RIS) in China // EIJS Working Paper Series. — 2004. — № 195.
18. Всемирный банк [Электронный ресурс]: Indicators: GDP. — Официальный сайт Всемирного банка, 2013. — Режим доступа: http://www.worldbank.org (дата обращения: 29.09.2013).
19. Всемирный банк [Электронный ресурс]: Indicators: GDP per capita. — Официальный сайт Всемирного банка, 2013. — Режим доступа: http://www.worldbank.org (дата обращения: 30.09.2013).
20. Посталюк М.П., Медведева Т.А. Факторы развития инновационного потенциала пространственных социально-экономических систем региона // Вопросы экономики, права и социологии. — 2013. — №1.
формирование целей жилищно-строительной политики в системе социально-экономического развития региона
П.С. Черкасов,
генеральный директор ЗАО «РДС-Девелопмент» (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье проведен анализ документов стратегического развития субъектов РФ. Показано, что строительство жилья, развитие социальной инфраструктуры выступает в качестве одного из приоритетов в деятельности органов власти и управления. Обоснованы этапы аналитической деятельности, позволяющие определять цели региональной жилищно-строительной политики. Представлен разработанный автором способ научного формирования целей региональной жилищно-строительной политики.
Ключевые слова: региональная жилищно-строительная политика, социально-экономическое развитие региона, цели региональной жилищно-строительной политики.
УДК 338 ББК 65.01
Проблема стратегического планирования социально-экономического развития региона имеет системный ряд направлений, среди которых разработка и обоснование региональной жилищно-строительной политики представляет собой самостоятельную важную научно-прикладную проблему. Ее основной особенностью является то, что цели региональной жилищностроительной политики следует рассматривать в неотрывной связи, как с целями развития экономики региона, так и с целями его социального развития: повышения качества жизни, улучшения социальной инфраструктуры, воспроизводства человеческого потенциала региона. Однако в самой теории стратегического территориального планирования проблема формирования и научного обоснования целей до конца не разработана.
В середине 60-х годов, когда стала применяться [1] и дальнейшем развиваться [2] концепция программно-целевого планирования и управления. Так проблема целеполагания попала в поле зрения исследователей, а категория «цель» перешла в разряд основных категорий управления экономикой. В настоящее время программно-целевые методы планирования и управления представляют собой методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Они основаны на применении системного подхода и формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели, более дробного характера, и выявлении необходимых для их согласованной реализации ресурсов.
В теории стратегического территориального планирования отсутствуют в достаточной степени, разработанные методологические подходы к постановке целей. Это требует более подробного рассмотрения проблематики целеполагания применительно к разработке региональной жилищно-строительной политики.
В качестве отправной точки анализа мы будем использовать выдвинутый нами тезис о том, что региональная жилищно-строительная политика выполняет одновременно два вида функций: экономические (создание необходимых условий для формирования и развития трудового потенциала региональной экономики) и социальные (создание условий для воспроизводства человеческого потенциала, повышения качества жизни и пр.). Для дальнейшего смыслового анализа необходимо постулировать следующий тезис: выполнение региональной подсистемой своих функций детерминируется интересами различных субъектов, заинтересованных в развитии и использовании ресурсов данного региона.
Учитывая масштабы жилищной проблемы в Российской Федерации, население любого ее региона имеет основной интерес к развитию и увеличению в регионе размеров жилищного фонда и улучшению его качества. Население является непосредственным потребителем продукта жилищно-строительной отрасли.
Вместе с тем в увеличении объемов жилищного строительства заинтересованы строительные компании и хозяйствующие субъекты, связанные с деятельностью этих организаций: производители строительных материалов, домостроительные комбинаты, транспортные компании и пр.
Комплексная застройка территории при строительстве жилья,- это необходимое условие для привлечения населения в тот или иной район. С точки зрения региональной экономики это следует рассматривать как инструмент управления трудовыми ресурсами, фактор формирования и развития трудового потенциала экономики региона или экономики конкретных муниципальных образований. Особое значение это имеет в плане поддержки малого бизнеса, играющего важную роль в развитии социальной инфраструктуры муниципальных обра-
зований: в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и пр. Таким образом, свои группы интересов имеют все хозяйствующие субъекты региона, связанные с территорией, осваиваемой в рамках реализации региональной жилищно-строительной политики.
Кроме того, что в реализации эффективной, региональной жилищно-строительной политики заинтересованы субъекты региональной экономики, хозяйствующие в данном регионе — предприятия и организации различной отраслевой принадлежности, не зависимо от формы собственности.
Органы власти и управления являются еще одной категорией субъектов, интересы которых связаны с формированием и реализацией региональной жилищно-строительной политики. Это подтверждают результаты анализа целевого блока региональных программ развития жилищного строительства на примере субъектов РФ в Центральном федеральном округе (Табл. 1).
Одной из главных стратегических целей, отраженных в программах социально-экономического развития является строительство жилья, развитие социальной инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации и, соответственно, она выступает в качестве одного из приоритетов в деятельности органов власти и управления. Это положение обусловлено следующими обстоятельствами:
жилье и объекты социальной инфраструктуры образуют основу жизнедеятельности регионального социума, условие повышение качества жизни населения, которое является главной целью деятельности органов власти и управления, что должно быть отражено в документах, определяющих стратегию комплексного социально-экономического развития региона;
показатели состояния жилья, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы входят в перечень важнейших показателей оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что является дополнительным стимулом для органов власти заниматься вопросами, связанными с формированием и реализацией региональной жилищно-строительной политики.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 №825 в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3] включены показатели, отражающие эффективность региональной жилищно-строительной политики:
• общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, — всего, в том числе введенная в действие за год;
• отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации;
• доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
Индикаторы оценки результативности реализации региональной жилищно-строительной политики также вошли в перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Например, в раздел «Экономическое развитие» включены такие показатели как «доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых: приняты генеральные планы (внесены в них изменения) с 1 января 2005 г., в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек (процентов); приняты правила землепользования и застройки, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек (процентов); утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек (процентов)» [4].
Следует отметить, что в систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разделу «Жилищное строительство и
обеспечение граждан жильем» включены следующие показатели:
• количество жилых помещений (квартир) в расчете на 1 тыс. человек населения, в том числе введенных в действие за год (единиц).
• соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек (лет).
• доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (процентов).
• общая площадь жилых помещений (квартир) (количество жилых помещений (квартир)), строительство которых предусмотрено в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий, в среднем на 1 жителя субъекта Российской Федерации (в среднем на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации) (кв. метров (единиц)).
Площадь земельных участков, предоставленных:
• для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации (кв. метров);
• для жилищного строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет (кв. метров).
Не только государственные органы власти, но и органы местного самоуправления имеют интерес к реализации региональной жилищно-строительной политики. Хотя применительно к муниципальной власти системы оценки результативности их деятельности подобной той, что создана в отношении администраций субъектов Российской Федерации, пока нет, можно утверждать, что действующие нормативные акты в достаточной степени мотивируют органы местного самоуправления к проведению эффективной жилищно-строительной политики. Это следует из закона о местном самоуправлении, который к числу вопросов местного значения относит «организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства» (Ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-Ф3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации с изм. внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П, от 07.07.2011 № 15-П, Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-Ф3).
Интересы различных субъектов, которые должны учитываться при формировании целей региональной жилищно-строительной политики необходимо структурировать.
Следует определить структуру носителей интереса в отношении региональной жилищно-строительной политики в выделенных нами четырех группах субъектов: а) население (региональный социум), б) субъекты реализации региональной жилищно-строительной политики (строительные компании), и) иные хозяйствующие субъекты (предприятия, организации), органы власти и управления (регионального и муниципального уровня).
В отношении региональной жилищно-строительной политики Интересы населения сводятся к повышению качества жизни и воспроизводству человеческого потенциала.
Необходимо определить структуру самой категории «качество жизни», чтобы раскрыть структуру интересов регионального социума применительно к стратегической цели — повышению качества жизни.
В западной экономической теории использование этой категории началось в середине шестидесятых годов. Сам термин «качество жизни» впервые появился в 1964 году в работе Дж. Гелбрейта «Общество изобилия».
Категория качества жизни в разработках отечественных экономистов и социологов начинает использоваться только с начала девяностых годов прошлого века. В частности, в 1992-1993гг. при разработке концепции развития экономики Санкт-Петербурга эта категория ставится Институтом соци-
Таблица 1
Отражение в документах стратегического развития субъектов РФ, расположенных на территории Центрального федерального округа, целей региональной жилищно-строительной политики
№ Субъект РФ Наименование документа Формулировка цели
1. Белгородская область Областная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 20112015 годах» Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
2. Брянская область Областная долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Брянской области» на 2011-2015 годы Развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Брянской области, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности.
3. Владимирская область Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы» Обеспечение населения Владимирской области доступным жильем путем реализации механизмов государственной поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
4. Воронежская область Региональная целевая Программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Воронежской области в 2011-2015 годах» Обеспечение населения Воронежской области доступным жильем, которое отвечает требованиям энергоэффективности. Поддержка и развитие жилищного строительства на территории Воронежской области. Стимулирование спроса на рынке жилья и повышение доступности приобретения жилья на территории Воронежской области.
5. Ивановская область Долгосрочная целевая программа Ивановской области «Жилище» на 2011-2015 г. Формирование рынка доступного жилья экономкласса, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
6. Калужская область Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы Формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
7. Костромская область Областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Костромской области» в 2011-2015 годах Обеспечение населения Костромской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
8. Курская область Областная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы Комплексное решение проблемы в обеспечении жилыми помещениями граждан в наиболее эффективной форме, в том числе за счет привлечения средств федерального, областного, местного бюджетов, а также собственных средств граждан.
9. Липецкая область Областная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011-2015 годы» Обеспечение населения Липецкой области благоустроенным жильем путем проведения согласованной политики по реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья; Обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности
10. Москва 1. Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг. 2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (20122016 гг.) «Жилище» Программа 1.: координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области разработки и реализации градостроительной политики, направленной на решение задачи формирования благоприятной среды жизнедеятельности населения города. Программа 2.: создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств, а также—повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
11. Московская область Программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Московской области в 2011-2015 годах» Комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения Московской области.
12. Орловская область Долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области «Жилище» до 2015 года» Обеспечение населения Орловской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
13. Рязанская область Комплексная программа стимулирования развития жилищного строительства в Рязанской области Обеспечение населения Рязанской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
14. Смоленская область Региональная программа «Развитие жилищного строительства в Смоленской области» на 2011-2015 годы Комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области.
15. Тамбовская область «Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы» Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
16. Тверская область Региональная программа Тверской области «Развитие жилищного строительства в Тверской области в 2011-2015 годах» Обеспечение населения Тверской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
17. Тульская область Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Тульской области на 2011-2015 годы» Комплексное решение проблем развития жилищного строительства в целях обеспечения доступности жилья широким слоям населения Тульской области.
18. Ярославская область Региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2015 годы Обеспечить население Ярославской области доступным жильем
ально-экономических проблем РАН в качестве главной цели социально-экономических преобразований в городе (руководитель проекта д.э.н., проф. А.Е. Когут). При этом основными направлениями повышения качества жизни населения в той работе были обозначены:
— повышение уровня жизни;
— улучшение образа жизни;
— улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни.
Здесь следует обратить внимание на то, что в концепции исследователей института уровень жизни представлен не в качестве отдельной самостоятельной категории, а как одна из составляющих качества жизни.
В других фундаментальных работах специалистов этого института исследуются важнейшие свойства и атрибуты качества жизни. В одной из них подчеркивается, что улучшение качества жизни всегда является критерием любых экономических преобразований в регионе [5].
Следует отметить, что во второй половине 90-х годов категория «качество жизни» была обоснована и выдвинута научным сообществом, общественностью и Администрацией Санкт-Петербурга в качестве главной стратегической цели города как субъекта Российской Федерации в рамках первого в стране Стратегического плана Санкт-Петербурга. В дальнейшем системе документов государственного планирования и в составе Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу—до 2025 года «повышение качества жизни населения города» было установлено генеральной целью развития Санкт-Петербурга [6].
Рассматривая концепцию трехкомпонентной структуры качества жизни как социально-экономической категории, и отмечая зависимость качества жизни населения от эффективности, проводимой в регионе жилищно-строительной политики, мы постулируем следующие два тезиса.
Во-первых, интересы населения (регионального социума) в реализации этой политики связаны с потребностью в улучшении условий жизнедеятельности, изменению к лучшему образа жизни как второй и, возможно, главной составляющей качества жизни. Во-вторых, реализация региональной жилищно-строительной политики, улучшение качества жилья, расширение услуг жилищно-коммунальной и социально-бытовой сферы опосредованно влияют и на две другие составляющие качества жизни: уровень жизни и, особенно, состояние здоровья, самочувствие, в том числе социальное самочувствие людей.
Раскладывая интерес населения региона к проведению жилищно-строительной политики по его элементам, мы можем сформулировать следующие три компонента этого интереса.
Первый компонент интереса, отражающий отношение населения к собственным потребностям, заключается в стремлении получить собственно само новое жилье — более комфортное, благоустроенное, как условие развития человеческого потенциала, повышения качества жизни.
Второй компонент интереса, выражающий отношение населения к способам удовлетворения этих потребностей заключается в готовности и способности населения участвовать в различных программах получения/покупки жилья: ипотечном кредитовании, целевых программах для различных категорий населения (молодежи, бывших военных, социально ослабленных групп населения).
Третий компонент интереса, характеризующий отношение к институтам (в первую очередь, к экономическим институтам), обеспечивающим удовлетворение потребностей, заключается в готовности населения пользоваться услугами кредитных учреждений, страховых компаний, а соответственно и заинтересованность в развитии рынка этих услуг.
Интерес к проведению региональной жилищно-строительной политики у субъектов строительного сектора региона сосредоточен преимущественно на экономической его составляющей. Речь идет об увеличении заказов на строительство, расширении объемов строительства и, как следствие, о росте прибыли строительных компаний, предприятий производящих строительные материалы и пр.
Помимо экономической составляющей интереса во второй его компоненте (отношение субъектов жилищно-строительной подсистемы к своим потребностям) можно выделить также социальную, политическую и другие составляющие.
Социальная составляющая интереса этих субъектов, заключается в том, что, участвуя в реализации региональной жилищно-строительной политики, предполагающей не просто массовое строительство, а именно комплексное освоение территории, включая возведение объектов социально-культурной сферы, строительные компании формируют свой «социальный капитал», создают привлекательный образ социально ответственных компаний, завоевывают доверие со стороны потенциальных покупателей жилья.
Политические интересы субъектов жилищно-строительного сектора тесно переплетены с их экономическими и социальными интересами, отражая, в первую очередь, их очевидную потребность в развитии связей с органами власти и управления региона. Участие в региональной жилищно-строительной политике в качестве ключевого субъекта ее реализации приносит несомненные политические дивиденды строительным компаниям, открывает им дополнительные возможности для сближения с органами власти региона, администрациями муниципальных образований, представительствами в регионе федеральных структур, от которых в определенной степени зависит деятельность предприятий и организаций
Какова структура интересов всех других хозяйствующих субъектов применительно к региональной жилищно-строительной политике.
Как и у любого экономического агента, основным компонентом интереса у субъектов хозяйствования является экономический интерес. Он заключается в увеличении прибыли за счет расширения оборота компании. Реализация региональной жилищно-строительной политики, создающая условия для воспроизводства трудовых ресурсов, повышения их качества, что мы уже отмечали выше, способствует созданию условий для расширения производства во всех видах экономической деятельности. Иными словами, региональная жилищно-строительная политика способствует удовлетворению ключевых потребностей хозяйствующих субъектов региона: в рабочей силе, специалистах и пр.
Второй компонент интереса субъектов хозяйствования к региональной жилищно-строительной политике (условия и способы удовлетворения потребностей) обусловлен дополнительными возможностями, открывающимися для них в связи с тем, что эта политика обеспечивает пространственное развитие региона, развитие его инфраструктуры. Пространственный фактор создает условия для расширения производственной деятельности, развития рынка продукции и услуг хозяйствующих субъектов.
Третий компонент интереса субъектов хозяйствования представлен отношением этих субъектов к экономическим институтам, создание и развитие которых сопровождает реализацию региональной жилищно-строительной политики. Это те же финансовые института, кредитные, страховые, аудиторские и пр. компании, которые могут обслуживать как предприятия строительного сектора, так и организации, представляющие все другие виды экономической деятельности.
Интересы органов власти и управления к реализации региональной жилищно-строительной политики определяются их целевой установкой на комплексное социально-экономического развитие территории. В определенной степени структура этих интересов зависит от уровня властной вертикали, к которому относится тот или иной орган управления.
По данному критерию можно выделить три основные категории субъектов, представляющих органы власти и управления:
• органы исполнительной и законодательной власти региона;
• местные органы власти (администрации муниципальных образований и местные советы);
• представительства на местах федеральных органов власти (территориальных представительств федеральных министерств и ведомств, инспектор из аппарата Полномочного
представителя Президента РФ Федеральном округе, на территории которого расположен соответствующий субъект Российской Федерации и пр.).
При реализации региональной жилищно-строительной политики общими для всех субъектов управления интересами являются интересы обеспечения социальных стандартов проживания, выполнения федеральных приоритетов в области повышения качества жизни населения. Можно выделить и особенные, специфические для каждого уровня властной вертикали интересы в развитии жилищного строительства, реализации жилищной политики на уровне региона.
У представительств федеральных органов власти в регионе интерес в проведении региональной жилищно-строительной политики, связанный с отношением к потребностям, детерминирован целями интеграции региона в единое социальное пространство страны,обеспечения устойчивого развития данного региона как подсистемы, являющейся элементом социально-экономической системы более высокого уровня — государства в целом, выполнения отведенной региону роли в общегосударственном разделении труда.
Основной интерес региональных органов власти в этом контексте заключается в повышении конкурентоспособности региона путем достижения за счет проведения региональной жилищно-строительной политики высоких стандартов качества жизни, развития человеческого и трудового потенциала региона, создания более привлекательных условий для инвестиций в региональную экономику, решения комплекса социальных задач (обеспечения эффективной занятости, повышение образовательного уровня населения, укрепление социальной защищенности молодежи и др.).
У органов муниципальной власти компонент интереса, связанный с реализацией на их территории мероприятий и проектов в рамках региональной жилищно-строительной политики, представлен интересами развития местного рынка жилья и производственной инфраструктуры за счет появления новых инвесторов, использования средств регионального бюджета (целевых региональных программ и пр.)
Цели региональной жилищно-строительной политики должны отражать интересы всех субъектов, заинтересованных в устойчивом развитии территории. Доминантой формирования целей должны быть интересы населения, регионального социума. Однако, для того, чтобы обеспечить пространственное развитие региона, экономический рост как основы для социального развития необходимо обеспечить реализацию интересов хозяйствующих субъектов.
На этом пути могут возникать определенные трудности, столкновение интересов хозяйствующих субъектов с интересами локальных и местных сообществ, противоречия между субъектами управления и хозяйствования в регионе, например, по поводу сохранения природной среды, использования тех или иных исторических объектов и пр.
Далеко не всегда экономические интересы хозяйствующих субъектов, в том числе представляющих жилищно-строительный сектор, совпадают с интересами регионального сообщества, что следует учитывать в решении проблемы согласования интересов в процессе формирования целей региональной жилищно-строительной политики.
Возникает потребность создания механизма согласования интересов взаимодействующих между собой всех заинтересованных субъектов в регионе, включая органы местного самоуправления.
Таким образом, определение целей региональной жилищно-строительной политики должно включать следующие этапы аналитической деятельности:
• выявление и анализ интересов органов власти и управления, представляющих в этом контексте все региональное сообщество;
• выявление и анализ интересов хозяйствующих субъектов;
• соотнесение интересов органов власти и управления с интересами хозяйствующих субъектов;
• оценка взаимовлияния интересов органов власти и управления и интересов хозяйствующих субъектов с учетом ресурсов и возможностей региона;
• формирование консенсуса интересов как основы для постановки целей региональной жилищно-строительной политики.
Теперь мы можем определить сущность цели региональной жилищно-строительной политики и обозначить закономерности ее формирования в контексте пространственного освоения региона и повышения качества жизни населения.
Цель региональной жилищно-строительной политики должна отражать интересы населения региона, хозяйствующих субъектов, включая организации жилищно-строительного сектора, органов власти и управления в пространственном развитии региона и повышении качества жизни за счет проведения эффективных расселенческих процессов в согласовании со стратегией размещения производительных сил и обеспечении эколого-экономической сбалансированности, в основе которого лежит строительство жилья и развитие социально-культурной инфраструктуры.
Таким образом, предложенный нами способ позволяет выделить основные закономерности формирования целей региональной жилищно-строительной политики:
1. Цели региональной жилищно-строительной политики всегда должны быть сопряжены с основной стратегической целью развития региона. Это следует из свойства жилищностроительной подсистемы как таковой: ее цели всегда представляют собой цели второго уровня системы, в качестве которого выступает регион.
2. Региональная жилищно-строительная подсистема должна быть нацелена на выполнение одновременно своих экономических и социальных функций. Цели реализации региональной жилищно-строительной политики должны обеспечивать поддержание баланса между выполнением этих функций, как условия сохранения комплексного социально-экономического и пространственного развития региона.
3. Цели региональной жилищно-строительной политики должны быть отражением консенсуса интересов, прежде всего, населения региона, субъектов управления и хозяйствования в регионе, включая предприятия и организации строительного сектора. Одновременно цели проведения региональной жилищно-строительной политики должны учитывать влияние внешних по отношению к региону факторов (требований федеральных социальных стандартов, федеральных приоритетов жилищной политики и пр.).
4. Цели региональной жилищно-строительной политики должны быть увязаны с целями развития региональной экономики. Последние достигаются, в том числе, за счет влияния жилищно-строительной политики на процессы пространственного размещения и мобильность трудовых ресурсов в рамках региона и межрегионального взаимодействия.
5. Цели региональной жилищно-строительной политики должны способствовать развитию человеческого потенциала региона, повышению качества жизни населения, укреплению социальной защищенности отдельных нуждающихся в этом социальных групп.
Литература
1. Косыгин А.Н. Повышение научной обоснованности планов — важнейшая задача плановых органов // Плановое хозяйство. — 1965. — № 4. — С. 3-28.
2. Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. — СПб.: Норма, 2010. — 320 с.
3. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 (в ред. Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 606). http://tatstat. ru/ukaz825/doclib/Указ №825 от 28.06.2007.pdf
4. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2010 № 212) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=135203;req=doc
5. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. — СПб., 1994.
6. Государственное планирование в Санкт-Петербурге: теория и практика. Учебное пособие. Ч.1-2. / Под ред. В.В. Бланка. Ч. 1. — СПб.: Изд. Дом «Петрополис», 2006. — 406 с.
особенности формирования структуры жилищного
строительства на уровне крупного города (региона)
В.В. Бузырев,
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
А.О. Березин,
доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Л.Р. Мустафина,
доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук
В статье рассмотрены особенности формирования рациональной структуры жилищного строительства в регионе, изучены социально-экономические тенденции и показатели развития и функционирования жилищного строительства. Рассмотрены меры государственного регулирования жилищного строительства и формы государственной поддержки граждан по уровню доходов.
Ключевые слова: жилищное строительство, доступность жилья, государственная жилищная политика, региональная экономика
УДК 338 ББК 65.31
Важнейшую роль в стабилизации и благополучии современного российского общества играет системный комплекс мер государственного регулирования, направленный на решение жилищной проблемы. Развитие жилищного строительства в настоящее время характеризуется недостаточным обеспечением темпов строительства, сокращением бюджетного финансирования и увеличением доли внебюджетных средств. В последнем случае, основным источником средств, направляемых на улучшение жилищных условий, становятся сбережения граждан и банковские кредиты. Сегодня в число приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации входит формирование рынка доступного жилья. Большое значение при решении этой проблемы имеет поддержка населения с помощью развития различных механизмов кредитования и средств государства.
Решение жилищной проблемы является важнейшей задачей государственной социально-экономической политики. Активизация инвестиционно-строительной деятельности, способствуя увеличению объемов строительства жилья и стимулируя спрос, несомненно, приблизит решение этой задачи.
Сегодня обеспечение доступности жилья является ключевым направлением развития жилищного строительства на ближайшую перспективу. В связи с этим необходимо выделить следующие социально-экономические тенденции развития и функционирования жилищного строительства (рис.1), позволяющие выделить наиболее важные рыночные факторы, которые формируют и прямо влияют на изменение показателя доступности жилья.
Одной из важнейших экономических задач управления жилищным строительством в условиях рыночных отношений является комплексное изучение факторов, способных стимулировать процесс устойчивого роста жилищного строитель-
ства путем создания экономико-математических моделей, базирующихся на исследовании причинно-следственных связей. Наиболее распространенным методом, которым сегодня пользуются экономисты при определении влияния факторов развития, являются простые и комбинационные группировки. Однако они не дают возможности дезагрегировать полученный результат и количественно определить влияние каждого фактора. Экономико-математические методы, не игнорируя роль традиционных статистических методов, а развивая и дополняя их, являются инструментарием, который дает возможность сочетать качественно-теоретический анализ с количественным и тем самым с большой точностью отразить причинно-следственные связи во всех отраслях экономики региона, в том числе в жилищном строительстве.
При разработке эффективных решений по развитию и функционированию жилищного строительства важным вопросом является правильный выбор критериев оптимальности, которые должны отвечать следующим требованиям:
• представительность, т.е. определение основной, а не второстепенных целей, задач;
• критичность к исследуемым параметрам, что определяется их значительными числовыми изменениями при сравнительно малых изменениях исследуемых операций;
• единственность (определенность выбора), так как в противном случае исследования усложняются и зачастую становятся невозможными;
• отражение динамичности моделируемого процесса или системы.
Подходы к формированию рациональной структуры жилищного строительства должны учитывать ряд организационно-экономических изменений, которые происходят в жилищном строительстве в последнее время: