Научная статья на тему 'Формирование целевой программы развития физической культуры и спорта'

Формирование целевой программы развития физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1792
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ / HAVING A SPECIAL PURPOSE PROGRAM / SOCIAL SPHERE / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / HEALTHY WAY OF LIFE / CRITERION OF PROGRAM EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грязев М. В., Архипова С. А.

Представлена методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях государственного устройства РФ, отражающая интересы участников системы управления и обусловливающая целенаправленное развитие отрасли как важнейшего фактора обеспечения здорового образа жизни населения территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грязев М. В., Архипова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The method of forming of the having a special purpose programs of development of physical culture and sport is presented at regional and municipal levels of the political system in the RF, reflecting interests of participants of the control system and providing purposeful development of industry as a major factor of providing of healthy way of life of population of concrete territory.

Текст научной работы на тему «Формирование целевой программы развития физической культуры и спорта»

УДК 796.075

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

М.В. Грязев, С.А. Архипова

Представлена методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях государственного устройства РФ, отражающая интересы участников системы управления и обусловливающая целенаправленное развитие отрасли как важнейшего фактора обеспечения здорового образа жизни населения территории.

Ключевые слова: целевая программа, социальная сфера, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, критерий эффективности программы

Выполнение НИР в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России» на 2009-2013 годы по лоту шифр «2011-1.3.1-303-013» «Проведение научных исследований молодыми кандидатами наук в области педагогических наук»

Усиление направленности государства на достижение целей развития человека и общества вызвало повышение роли программно-целевого подхода в государственном и муниципальном управлении. В управлении социальной сферой его сущность заключается в разработке целевых программ развития, ориентированных на достижение долгосрочных положительных результатов функционирования отрасли в условиях ограниченности ресурсных возможностей государства.

Как важнейшая отрасль социальной сферы физическая культура и спорт обладают способностью существенно ускорить решение проблемы улучшения здоровья путем обеспечения благоприятных условий для формирования здорового образа жизни населения. Достижение этой цели требует разработки методического подхода к формированию региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, позволяющего:

- более полно учитывать интересы всех участников процесса управления физической культуры и спорта;

- увязывать цели каждого участника с общими приоритетами социально-экономического развития отрасли и региона;

- устанавливать приоритеты мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в рамках реализации региональных и муниципальных программ развития отрасли.

Алгоритм формирования программы развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровне представлен на рисунке.

Алгоритм формирования программы развития физической

культуры и спорта

Подготовительный этап. Инициатором разработки программы развития физической культуры и спорта выступает администрация региона (муниципального образования), которая определяет нормативную и ресурсную основу программы, совместно с Комитетом (отделом) по физической культуре и спорту осуществляет оценку качества разработанной стратегии и отвечает за конечные результаты ее реализации. Администрация определяет состав рабочей группы по разработке программы, решает вопрос о необходимости привлечения к процессу формирования программы других участников, осуществляет подготовку процедуры отбора исполнителей, заключает договора с консультирующими организациями и конкретными специалистами, привлеченными к разработке программы [2]. В состав рабочей группы по разработке программы включаются представители структурных подразделений администрации, эксперты, представители научных и образовательных центров и т.д.

Формирование концепции программы развития физической культуры и спорта является важнейшим шагом в подготовке программы. Концепция должна содержать анализ информации о динамике развития физи-

ческой культуры и спорта за несколько лет; анализ результатов ранее реализованных программ развития; описание основных проблем физической культуры и спорта на конкретной территории; формулировку стратегических приоритетов развития отрасли в конкретном регионе (муниципальном образовании), требующих решения в рамках программно-целевого подхода.

Этап разработки программы. Процесс формирования целевой программы развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне выглядит следующим образом:

- описание проблемы и обоснование ее решения программноцелевым методом;

- определение целей и задач программы;

- разработка основных направлений программных действий;

- разработка основных мероприятий программы;

- ресурсное обеспечение программы;

- механизм реализации программы;

- система мониторинга и контроля;

- оценка ожидаемой эффективности реализации программы.

Сначала устанавливается цель и задачи развития физической культуры и спорта в регионе (муниципалитете), определяются сроки и этапы ее достижения. Цель региональной программы должна, во-первых, соответствовать стратегической цели развития отрасли; во-вторых - учитывать специфику социально-экономических процессов в конкретном регионе (муниципальном образовании).

Анализ состояния отрасли позволяет сформулировать цель программы развития физической культуры и спорта следующим образом: создание благоприятных условий для привлечения населения региона (муниципалитета) к регулярным занятиям физической культурой и спортом как основы формирования здорового образа жизни. Данная цель направлена на обеспечение закрепленного Конституцией права населения на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности.

Для достижения поставленной цели рекомендуется сформулировать конкретные задачи, решение которых должно обеспечить выполнение программы. Основными задачами развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне могут быть названы следующие:

- развитие массового спорта среди всех возрастных групп населения региона;

- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности;

- развитие системы подготовки и переподготовки кадров физической культуры и спорта.

Необходимость решения указанных задач вытекает из закрепленной в действующем законодательстве обязательности предоставления за счет региональных (муниципальных) бюджетов различных государственных услуг населению [1;3], а именно:

- проведение официальных региональных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий, в части «создание условий для занятий физической культурой и спортом» и «проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни».

- предоставление мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

Затем осуществляется группировка участников, заинтересованных в разработке программы, определяются их интересы и формируется информационная база разработки программы. С этой целью проводятся социологические опросы населения и экспертные оценки мнений руководителей физкультурно-спортивных организаций, которые позволяют точнее определить их интересы и на этой основе скорректировать политику в области физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях. Выполнение аналитических процедур на данном этапе может быть затруднено недостаточностью информационного обеспечения о специфике проблемы в конкретном регионе (муниципалитете). В этом случае следует провести дополнительные исследования и пополнить информационную базу о состоянии физической культуры и спорта.

В качестве критерия развития физической культуры и спорта предложено использовать обеспеченность населения, занимающегося физической культурой и спортом, материальными и трудовыми ресурсами. В основу системы показателей развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне положены показатели официальной статистической отчетности, в частности - численность населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, численность тренеров-преподавателей, количество физкультурно-спортивных сооружений (по видам), число физкультурно-спортивных организаций. Для более полного анализа проблем отрасли на конкретной территории, подлежащих решению в рамках целевой программы, необходимо провести расчет дополнительных показателей. К их числу относятся: потребная единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений, уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями и тренерами-преподавателями, фактические расходы регионального (муниципального) бюджета на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя и др. В результате формируется система показателей, позволяющих не только отслеживать тенденции в развитии физической культуры и спорта в конкретном регионе (муниципальном образовании), но и

оценивать эффективность реализации целевой программы развития в целом и ее отдельных мероприятий.

Показатели необходимо сравнить с нормативами, установленными Правительством РФ. Мероприятие включается в программу, если достигнутое в регионе (муниципалитете) значение показателя ниже норматива. Если значение показателя соответствует (или превышает) норматив, то мероприятие не включается в целевую программу.

На следующем этапе формируются основные направления развития физической культуры и спорта в регионе (муниципалитете), к числу которых, в частности, могут быть отнесены следующие:

- формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения путем увеличения количества проводимых массовых мероприятий и усиления пропаганды физической культуры и спорта;

- создание условий для занятий физической культурой и спортом (развитие физкультурно-оздоровительной инфраструктуры, развитие кадрового потенциала);

- оказание государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям.

Для решения указанных задач в рамках целевой программы необходимо реализовать следующие мероприятия в разрезе трех блоков:

I. Мероприятия, направленные на формирование у населения потребности в занятиях физической культурой и спортом, реализуются по группам:

- физическое воспитание детей дошкольного возраста;

- физическое воспитание школьников;

- физическое воспитание учащихся и студентов профессионального образования;

- массовый спорт в учреждениях и предприятиях;

- спортивно-оздоровительная работа по месту жительства.

К этому блоку программы могут быть отнесены следующие мероприятия:

- проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, в состав которых должны быть преимущественно включены наиболее популярные среди населения виды спорта;

- освещение в средствах массовой информации достижений спортсменов, а также вопросов развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни в регионе;

- формирование информационной базы для принятия управленческих решений на основе разработки анкет, проведения опросов и сбора данных, обработки анкет, подготовки аналитических материалов и др.

II. Создание условий для занятий населения физической культурой и спортом.

11.1. Развитие кадрового потенциала отрасли:

- организация деятельности в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников физической культуры и спорта, ведущих тренеров по различным видам спорта в центрах олимпийской подготовки или вузах региона и других городах Российской Федерации;

- материальное стимулирование специалистов в области физической культуры и спорта с целью повышения качества их работы и закрепления в отрасли молодых специалистов;

- дополнительное привлечение в отрасль специалистов физической культуры и спорта с учетом тенденций в изменении потребностей населения;

- проведение конкурсов профессионального мастерства среди педа-гогов-тренеров и т.д.

II.2. Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности:

- строительство, реконструкция и ремонт физкультурноспортивных сооружений;

- приобретение спортивного оборудования и инвентаря;

- обеспечение максимальной загрузки физкультурно-спортивных сооружений занимающимися.

III. Оказание государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям:

- софинансирование массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

- содействие в проведении массовых соревнований;

- поддержка в вопросах кадрового обеспечения.

После определения состава основных мероприятий программы осуществляется оценка бюджетных возможностей ее финансирования путем сопоставления имеющихся и необходимых финансовых ресурсов. Объемы финансирования целевой программы на очередной год уточняются при формировании соответствующего бюджета. В случае недостаточности финансовых ресурсов для проведения всех запланированных мероприятий, осуществляется их отбор путем ранжирования по степени влияния на критерий эффективности программы - численность населения, привлеченного к занятиям физической культурой и спортом. В результате в программу включаются наиболее значимые мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития отрасли и формирования на этой основе устойчивой тенденции распространения здорового образа жизни среди населения региона (муниципального образования).

Важнейшим органом управления программой выступает Комитет (отдел) по физической культуре и спорту, являющийся заказчиком и одним из ее ответственных исполнителей. Непосредственная реализация программных мероприятий возлагается на ответственных исполнителей, кото-

рыми наряду с комитетом (отделом) являются организации физкультурноспортивной направленности. Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации и состав исполнителей.

Важнейшим условием успешной реализации программы развития физической культуры и спорта является ее мониторинг, обеспечивающий постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обратную связь и корректировку управляющего воздействия в соответствии с изменениями во внешней среде. В целях осуществления мониторинга реализации программы развития физической культуры и спорта и своевременного формирования достоверной отчетности о ее реализации предусматриваются следующие мероприятия:

- проведение социологических ежегодных опросов населения о степени удовлетворённости его предоставлением физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

- ежеквартальный сбор информации о выполнении мероприятий программы, затратах на их реализацию и полученных результатах;

- ежегодный сбор информации о показателях развития физической культуры и спорта.

Этап обсуждения программы. Для обсуждения проекта программы проводятся слушания, которые инициируются администрацией региона (муниципального образования). Всем заинтересованным лицам предоставляется возможность заранее ознакомиться с проектом программы. Итоги проведения слушаний подлежат опубликованию. По итогам слушаний могут вноситься корректировки в содержание основных разделов программы. В этом случае программа дорабатывается членами рабочей группы и затем подлежит повторному рассмотрению. По окончании данного этапа, проект программы выносится на утверждение.

Этап утверждения программы. Утверждение итогового варианта проекта целевой программы осуществляется высшим исполнительным органом власти региона (муниципалитета). Принятый проект программы, направляется главе региона (муниципального образования), который имеет право отклонить проект программы. В этом случае он возвращается в комитет (отдел) с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении изменений. После утверждения программа приобретает статус правового акта и подлежит обязательному исполнению.

Предложенная методика формирования программы развития физической культуры и спорта, основанная на более полном учете интересов населения и других участников системы управления отраслью, позволяет создать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни населения и тем самым обеспечить достижение основной цели государ-

ственного управления развитием отраслей социальной сферы - высокого стандарта уровня и качества жизни населения РФ.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ (Официальный текст) № 205 - ФЗ (С изменениями на 24 ноября 2008 г) // Российская газета. 2008.26 ноября; ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

2. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 № 303 «О порядке разработки и реализации областных целевых программ» // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

3. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007.№ 300 «Об утверждении консолидированного перечня государственных услуг, оказываемых субъектами бюджетного планирования Тульской области, порядка его формирования, утверждения, корректировки, исполнения, оценки потребности в предоставлении услуг» // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

Грязев Михаил Васильевич, д-р техн. наук, проф., ректор, rsr. tulaagmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц. доц., Arkhipov777asmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORMATION OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL

CULTURE AND SPORT

M.V. Gryazev, S.A. Arkhipova

The method of forming of the having a special purpose programs of development of physical culture and sport is presented at regional and municipal levels of the political system RF, reflecting interests of participants of the control system and providing purposeful development of industry as a major factor of providing of healthy way of life of population of concrete territory.

Key words: having a special purpose program, social sphere, physical culture and sport, healthy way of life, criterion of program efficiency

Gryazev Mikhail Vasilyevich, doctor of technical sciences, rector, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.