Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционно-развивающая работа / трудовое воспитание / трудовые навыки / трудовые умения / старшие дошкольники с нарушением интеллекта / детский сад / correctional and developmental work / labor education / labor skills / labor skills / older preschoolers with intellectual disabilities / kindergarten

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.С. Любимова, В.М. Трещева, Т.Н. Лиховидова

В статье приведен теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечается важность исследования данного процесса, а также значимая роль дошкольной образовательной организации. Авторы анализируют трудности формирования трудовых действий, испытываемые детьми в связи с особенностями их психофизического развития, а также уточняются некоторые способы и условия построения эффективной коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.С. Любимова, В.М. Трещева, Т.Н. Лиховидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LABOUR SKILLS AND ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN KINDERGARTEN CONDITIONS

The article provides a theoretical analysis of scientific approaches to the problem of developing labor skills in children of senior preschool age with intellectual disabilities. The importance of researching this process is noted, as well as the significant role of the preschool educational organization. The authors analyze the difficulties in forming labor actions experienced by children in connection with the characteristics of their psycho-physical development, and also clarify some methods and conditions for constructing effective correctional and developmental work with this category of children on this problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ

ДЕТСКОГО САДА

Е.С. Любимова1, старший преподаватель

В.М. Трещева1, студент

Т.Н. Лиховидова2, социальный педагог

волгоградский государственный социально-педагогический университет 2МОУ Детский сад № 279 Красноармейского района Волгограда (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-81-84

Аннотация. В статье приведен теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечается важность исследования данного процесса, а также значимая роль дошкольной образовательной организации. Авторы анализируют трудности формирования трудовых действий, испытываемые детьми в связи с особенностями их психофизического развития, а также уточняются некоторые способы и условия построения эффективной коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей по данной проблеме.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, трудовое воспитание, трудовые навыки, трудовые умения, старшие дошкольники с нарушением интеллекта, детский сад.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, большое значение придается трудовому воспитанию, включающему в себя накопление ребенком необходимых для независимой деятельности трудовых умений и навыков. На сегодняшний день главная роль по трудовому воспитанию дошкольников отводится детскому саду. Ознакомление ребенка с нарушением интеллекта с трудом взрослых, а также его приобщение к доступной трудовой деятельности является ведущим средством всестороннего формирования личности такого ребенка [1].

Первостепенная роль, которую играет дошкольное образовательное учреждение в решении задач трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, заключается в формировании у дошкольников трудовых умений и навыков, соответствующих их возрасту и индивидуальным особенностям психофизичекого развития. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательной организации, как одной из форм педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, имеет особое значение при орга-

низации коррекционно-развивающей работы [2].

Взятая за основу исследования проблема находит свое отражение во множестве работ отечественных ученых в области психологии и дефектологии, таких как В.И. Лубовской, Н.Д. Соколова,

А.А. Катаева, Е.А. Стребелева,

А.Д. Виноградова. Мы сделали вывод, что успешному протеканию данного процесса у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями препятствуют особенности их психофизического развития: повышенная утомляемость, моторное недоразвитие, неустойчивость произвольного внимания, трудности в усвоении алгоритма действий, понимании цели труда. Дети данной нозологии зачастую не способны применять в новой ситуации свои трудовые умения и навыки, они испытывают значительные трудности в их формировании и, как правило, владеют автоматизированными навыками выполнения несложных операций.

Стоящая перед дошкольным образовательным учреждением (ДОО) задача трудового воспитания особо актуальна, когда в нем обучаются дошкольники с интеллек-

туальными и множественными нарушениями. Своеобразие их деятельности и психики вызывает потребность в особой организации работы по формированию трудовых умений и навыков и применении специальных педагогических приемов, благодаря которым в процессе коррекционно-развивающей работы нарушения, свойственные детям данной нозологии, в значительной мере компенсируются [3].

На данное время как в коррекционной, так и в общей педагогике, выделяют следующие каналы формирования трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями, реализуемые в детских садах: поручение, дежурство, совместный труд. Все упомянутые формы организации у детей труда способствуют освоению и закреплению различных положительных умений и навыков. В это же время специфика детей с нарушением интеллекта влияет на подбор методов для построения с ними коррекционно-развивающей работы.

В силу того, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта большинство умений складывается на основе наблюдения и подражания, в ДОО необходимо чаще обращать внимание детей на то, каким образом трудится взрослый, как привести в надлежащий порядок себя, свои игрушки и книжки, одежду, мебель. Для формирования у таких дошкольников конкретных умений эффективно использование заданий по образцу. В процессе их подбора и проведения обязательно учитываются особенности каждого ребенка. Имеющиеся у детей трудности внимания, восприятия, мышления, памяти требуют многократного расчлененного демонстрирования педагогом доступных для них действий и последовательности их выполнения. Задания, предоставляемые на доступном уровне, создают педагогом наиболее благоприятные условия для эффективной коррекционно-развивающей работы [1].

Занятия по хозяйственно-бытовому труду у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями направлены на воспитание у них желания к трудовой деятельности, учат выполнять поручения взрослых, видеть беспорядок вокруг и

устранять его. Формирование у детей с нарушением интеллекта умений и навыков в хозяйственно-бытовом труде, включая и труд в природе, должно проходить в специальных условиях. Прежде всего, мебель и вся обстановка обязаны соответствовать росту детей и их индивидуальным особенностям физического развития. Все используемые предметы и оборудование должны храниться в специально отведенных местах, позволяющим детям быстро запомнить их положение. При формировании навыков и умений по самообслуживанию необходимо следить, чтобы вода для умывания не была холодной, а краны располагались таким образом, чтобы не допустить затекания в рукава воды. Следует использовать мыло такого размера, чтобы детям с нарушением моторного развития было несложно удержать его в руках. Для более успешной работы посуда должна иметь привлекательный вид, а предметы для сервировки должны быть современными, эстетичными и легко моющимися [4].

Важнейшим средством, направленным на повышение эффективности коррекци-онного процесса для дошкольников, является игра. Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр помогает облегчить усвоение необходимого материала и содействует всестороннему развитию дошкольников с нарушением интеллекта. К примеру, во время сюжетно-ролевой игры в чаепитие можно наблюдать увлеченность деятельностью всех участников процесса, что облегчает задачу демонстрации детям примера правильного пользования столовыми предметами. Таким образом, формирование у старших дошкольников с нарушением интеллекта трудовых умений и навыков должно обязательно сопровождаться положительными эмоциями и разнообразными игровыми действиями, стимулирующими их интерес.

Благополучие формирования трудовых умений и навыков у дошкольников с нарушением интеллекта существенно зависит от характера инструктажа. Зачастую дети данной нозологии оказываются не способными самостоятельно осуществить сформулированное в общих чертах руководство по характеру и цели работы. Для

того, чтобы настоящего не произошло, педагогу необходимо осуществлять демонстрацию в ходе проведения трудового занятия с детальными пояснениями, инструкция должна быть четкой и доступной для понимания детей [4].

В процессе формирования трудовых умений и навыков у данной категории детей недопустимо оставлять без вмешательства случаи их неправильного отношения к выполняемому роду деятельности, так как это является сигналом о нарушении целесообразности труда. Необходимо так организовывать коррекционно-

развивающий процесс, чтобы внимание детей при выполнении задания было нацелено не только на конкретные операции и действия, но и на удовлетворение его определенных требований. В доступной форме необходимо раскрыть перед детьми значение их согласованных действий в соответствии с точно поставленной це-

лью [3]. Подлинное овладение подразумевает способность использовать умения и навыки на практике под управлением и направляющим влиянием педагога и содействует преодолению специфического для детей формализма в усвоении познаний.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы определили, что успешное овладение старшими дошкольниками с интеллектуальными нарушениями трудовыми умениями и навыками в условиях детского сада возможно при условии грамотного построения коррекционно-развивающего процесса педагогом. Для этого, прежде всего, специалист должен располагать информацией о специфике психофизического развития детей данной нозологии. От того, насколько качественно дети овладеют умениями и навыками в детском саду, зависит их дальнейшая социальная адаптация и в школе, и в самостоятельной жизни.

Библиографический список

1. Дуброва Т.И. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в современной образовательной среде / Т.И. Дуброва, К.Р. Карпова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 05 апреля 2021 года. Том 2. - Пенза: Наука и Просвещение, 2021. - С. 128-133.

2. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема / О.А. Козырева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1(142). - С. 112-115.

3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

4. Дмитриев Ю.А. Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста / Ю.А. Дмитриев // Наука и школа. - 2022. - № 1. - С. 213-221.

FORMATION OF LABOUR SKILLS AND ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN KINDERGARTEN

CONDITIONS

E.S. Lyubimova1, Senior Lecturer V.M. Trescheva1, Student T.N. Likhovidova2, Social Teacher 1Volgograd State Social Pedagogical University

2Municipal Preschool Educational Institution "Kindergarten № 279 of the Kras-noarmeysky district of Volgograd" (Russia, Volgograd)

Abstract. The article provides a theoretical analysis of scientific approaches to the problem of developing labor skills in children of senior preschool age with intellectual disabilities. The importance of researching this process is noted, as well as the significant role of the preschool educational organization. The authors analyze the difficulties in forming labor actions experienced by children in connection with the characteristics of their psychophysical development, and also clarify some methods and conditions for constructing effective correctional and developmental work with this category of children on this problem.

Keywords: correctional and developmental work, labor education, labor skills, labor skills, older preschoolers with intellectual disabilities, kindergarten.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.