Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УПРАЖНЕНИЯ / РУЧНОЙ ТРУД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович

В статье раскрыты сущность и значение формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста, рассмотрены структура и особенности их формирования. Уделено внимание значительной роли труда в общем развитии и воспитании детей, их подготовки к профессиональному самоопределению. Рассмотрены сущность и особенности простых умений, навыков и сложных интеллектуальных умений. Показана специфика упражнений по образцу, тренировочных и творческих, их возможности в формировании трудовых умений и навыков дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LABOR SKILLS AND ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the essence and significance of the formation of labor skills in preschool children, examines the structure and features of their formation. Attention is paid to the significant role of labor in the overall development and upbringing of children, their preparation for professional self-determination. The essence and features of simple skills, competences and complex intellectual skills are considered. The article shows the specifics of exercises based on the model, training and creative tasks, their potential in the formation of labor skills and competences of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2 ББК 74.102

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-213-221

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИИ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю. А. Дмитриев

Аннотация. В статье раскрыты сущность и значение формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста, рассмотрены структура и особенности их формирования. Уделено внимание значительной роли труда в общем развитии и воспитании детей, их подготовки к профессиональному самоопределению. Рассмотрены сущность и особенности простых умений, навыков и сложных интеллектуальных умений. Показана специфика упражнений по образцу, тренировочных и творческих, их возможности в формировании трудовых умений и навыков дошкольников.

Ключевые слова: трудовое воспитание дошкольников, трудовые умения и навыки, упражнения, ручной труд, профессиональное самоопределение, подготовка педагогов к трудовому воспитанию дошкольников.

Для цитирования: Дмитриев Ю. А. Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста // Наука и школа. 2022. № 1. С. 213-221. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-1-213-221.

FORMATION OF LABOR SKILLS AND ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

Yu. A. Dmitriev

Abstract. The article reveals the essence and significance of the formation of labor skills in preschool children, examines the structure and features of their formation. Attention is paid to the significant role of labor in the overall development and upbringing of children, their preparation for professional self-determination. The essence and features of simple skills, competences and complex intellectual skills are considered. The article shows the specifics of

© Дмитриев Ю. А., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

exercises based on the model, training and creative tasks, their potential in the formation of labor skills and competences of preschoolers.

Keywords: labor education of preschool children, labor skills, exercises, manual labor, professional self-determination, training of teachers for labor education of preschool children.

Cite as: Dmitriev Yu. A. Formation of labor skills and abilities in preschool children. Nauka i shkola. 2022, No. 1, pp. 213-221. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-213-221.

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

К. Д. Ушинский

В условиях меняющейся парадигмы образования, провозглашения приоритета личностно-ориентированных ценностей на второй план отходит важная задача, ориентированная на подготовку подрастающего поколения к созидательному, трудовому образу жизни.

Недооценка возможностей трудового воспитания и профориентации может негативно сказываться на экономическом развитии страны, стагнации профессионально-технического образования, дефиците инженеров и квалифицированных рабочих кадров.

По мнению педагогов и психологов, подготовку детей к профессиональному самоопределению необходимо начинать в дошкольном возрасте. Детей знакомят с интересными профессиями, проводят экскурсии в рамках детского сада (столовая, медпункт, прачечная), если есть возможность и условия - на производственные и бытовые предприятия (возможно виртуальные экскурсии). Дошкольники получают представления об общественной значимости и важности разных профессий на уровне профессиональной информации, доступных и интересных для них представлений.

Современные творческие профориен-тационные центры, например Кидзания, КидБург, Мастерславль, детские технопарки и др. позволяют детям не только

наглядно познакомиться с миром профессий, но и попробовать на практике реализовать свои знания, умения и навыки в реальной смоделированной, приближенной к реальной деятельности представителей более двухсот профессий (врач, пожарный, водитель, сотрудник МЧС и др.). Эта работа вызывает у детей интерес и стремление больше узнать о профессиях.

Детский ручной труд благотворно сказывается на развитии всех психических процессов и способностей, памяти, внимания, речи, воображения, мышления. В процессе трудовой деятельности дошкольники познают и осваивают, преобразуют окружающий мир, усваивают и применяют нормы и правила общества.

Ручной труд содействует подготовке детей к школе, обеспечивает успешное развитие мелкой моторики руки. Дети знакомятся со свойствами и областями применения разных материалов, осваивают трудовые умения и навыки использования ручных инструментов, приспособлений, способов соединения деталей и отделки готового изделия. Они учатся выполнять трудовые действия и операции самостоятельно, творчески, качественно, аккуратно, уважать свой и чужой труд, бережно и экономно относиться к материалам и инструментам, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.

В современной образовательной теории и практике, общественном мнении можно обратить внимание на все более явное проявление негативной тенденции недооценки и минимизации роли труда и трудового воспитания в процессе всестороннего развития личности детей и подростков.

Утверждение о том, что все идет из детства, справедливо и в отношении трудового воспитания и профориентации. Недочеты дошкольного трудового воспитания не компенсируются обучением детей в школе, по мере их взросления, а напротив, еще более обнажаются. В результате ребенок оказывается неспособным к техническому мышлению, не может самостоятельно применить полученные знания в практической деятельности; его моторика остается «несформированной» [1].

Непопулярность трудовой деятельности детей отчасти можно объяснить уменьшением или отсутствием ее творческой направленности в угоду репродуктивной малоинтересной деятельности, в которой акцент делается на выполнении не творческих работ по заданным условиям или собственному замыслу, а заданий по образцу.

Важно обратить внимание на формирование у детей общетрудовых, конструктивных умений и навыков, которые в последующие периоды обучения (профориентация и профильная подготовка в школе) будут основой, фундаментом успешного освоения любой профессии.

В настоящее время Министерство просвещения совместно с РАО инициировали и разработали актуальный и давно ожидаемый педагогами-практиками документ - «Рабочую концепцию по развитию начал математического, естественно-научного, инженерно-технического и экологического образования детей дошкольного возраста» [2].

Сама идея, на наш взгляд, очень рациональна и продуктивна, а ее реализация чрезвычайно актуальна и давно

ожидаема системой отечественного дошкольного образования.

В проекте концепции, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено историческому богатому педагогическому опыту советского трудового и политехнического образования и профориентации, отечественного дошкольного образования (Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Т. А. Маркова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезо-ва, Л. В. Пантелеева, Л. А. Парамонова, В. Г. Нечаева, Е. А. Флерина и др.).

В процессе трудового воспитания дошкольников важное место занимает формирование общетрудовых умений и навыков. Сегодня в бытовой и даже профессионально-педагогической лексике понятия «умение» и «навык» часто употребляются как синонимы. Однако ученые-исследователи считают, что это не совсем тождественные, разные компоненты практической деятельности.

Следует отметить, что в английском языке, а также закономерно и в зарубежных исследованиях нет существительного и понятия «умение», только «навык». В трактовке западных ученых термин "skills" навык предполагает разделение или градацию на навыки "hard" - «жесткие» профессиональные, неизменяемые, автоматизированные и навыки "soft" -универсальные, пластичные, способные к изменению и совершенствованию в процессе деятельности личные качества и компетенции [3]. Сегодня широко употребляется заимствованное западное и очень модное понятие «навыки XXI века» (перевод с английского). В русском языке и, соответственно, в научных работах психологов и педагогов существует два известных и устоявшихся понятия: «навык» и «умение».

В работах отечественных ученых обосновывается мнение о том, что умения простейшие (элементарные) образуются и функционируют под контролем сознания на основе приобретенных знаний. Общая структура таких действий, способы их выполнения не варьируются.

Действие на уровне умения еще недостаточно отработано и закреплено, выполняется медленно, неуверенно, с ошибками. В результате последующего повторения оно может быть доведено до уровня навыка [1].

Для формирования элементарных умений успешно используются упражнения по образцу. В процессе подбора и проведения этих упражнений всемерно учитывается особенность детей. Они не могут сосредоточиться длительное время на выполнении задания, часто допускают ошибки. Упражнения по образцу характеризуются следующими особенностями:

• выполняются в самом начале закрепления изучаемого материала с целью точного воспроизведения образца действия;

• их содержание сконцентрировано вокруг новых усваиваемых правил, понятий;

• вводимые в упражнения трудности однотипны, в них фигурируют одни и те же существенные признаки;

• повторное выполнение действий осуществляется при относительно постоянных условиях, не требующих полной самостоятельности детей;

• действия и операции воспроизводятся медленно, неуверенно, трудности и возможные отклонения устраняются под непосредственным руководством учителя;

• обеспечивается отчетливое осознание детьми теоретических положений, на которых основываются практические действия: устное комментирование совершаемых операций; сочетание пояснения с наглядным показом результатов действий в опорных схемах, таблицах; обоснование операций на основе предписаний алгоритмического типа [4].

На основе элементарных умений и исполнительных действий в процессе упражнений, тренингов вырабатываются навыки. Навык - действие, автоматизированное благодаря многократным,

однотипным повторениям. Действия на уровне навыка совершаются быстро, при минимальной затрате умственных усилий. Навык обычно неизменен, константен. Он вырабатывается сравнительно быстро и, достигнув известного уровня, держится на этой высоте. Общая структура таких действий остается неизменной, константной. Показателями совершенства навыка являются: быстрота и экономность движений, повышение их качества (точность, уверенность, равномерность, согласованность), снижение нервного и физического напряжения. Для выработки навыка нужны многократные тренировочные упражнения, повторения заданных действий и движений [4].

Методика формирования навыков имеет специфику. Ведущую роль здесь играют показ, объяснение педагога, упражнения детей в выполнении действий. Таким путем в процессе ручного труда у детей формируются следующие общетрудовые навыки: работы с карандашом, шаблоном, гладилкой, ножницами, кистью для клея, тряпочкой для притирания, гаечным ключом, отверткой, граблями, носилками; соблюдения правил безопасного труда и личной гигиены, сгибания листов бумаги вдвое, вчетверо; соединения разными способами деталей, изготовленных из бумаги, картона, тканей и других доступных детям материалов.

Для формирования навыков эффективными являются тренировочные упражнения. Этот вид упражнений имеет целью закрепление, повторение теоретического материала, совершенствование первично приобретенного умения и формирование навыка.

В теории и практике обучения раскрыты и успешно реализуются такие дидактические требования к тренировочным упражнениям:

• сознательность, продолжительность и повторяемость, повышение степени самостоятельности и нарастание трудности, разнообразие заданий,проверка результатов учебной деятельности;

• актуализация знаний происходит вначале развернуто, затем осуществляется постепенный переход от подробного обоснования к все более сокращенному пояснению детям совершаемых операций;

• обеспечение комплексного применения изучаемых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков в определенных сочетаниях в зависимости от конкретных целей обучения [4].

Умения сложные (творческие, обобщенные, интеллектуальные) всегда базируются на системе ранее усвоенных знаний и простейших умений и навыков. Они требуют от ребенка владения строго направленным анализом, разнообразными по направленности и уровню формами синтеза, экономичными способами действия. Общая структура и способы их выполнения не остаются постоянными, они изменяются, варьируются. Совершенствование сложных умений выступает как все более успешное и самостоятельное использование детьми наиболее рациональных приемов и способов действия в постановке и решении разнообразных задач [4]. Они являются дидактическими единицами более высокого уровня обобщения, чем базовые знания, первоначальные умения, навыки. Сложное умение представляет собой, как правило, действие осознанное, многоструктурное, в целом неавтоматизированное (хотя в его содержании имеются автоматизированные элементы).

По мере выполнения сложное умение постоянно совершенствуется, но не в направлении автоматизации действия, а приобретает большую обобщенность, мобильность, гибкость, вариативность, способность к более широкому переносу в новые ситуации, виды деятельности, становится основой мастерства, характерным компонентом творческой продуктивной деятельности, показателем умелости, ловкости. Эти умения становятся предпосылкой и условием успешной творческой деятельности.

Для формирования и совершенствования сложных, синтетических, мета-предметных умений возможно использование творческих упражнений на этапе применения детьми усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической и творческой деятельности. Включение знаний при решении жизненных задач, выполнении разнообразных работ практического характера базируется именно на системе ранее усвоенных знаний, умений и навыков [4].

Упражнения творческого характера необходимы при обучении любому виду деятельности, например, ручному труду. Выполнение творческих упражнений содействует расширению общего кругозора детей, развитию общественно значимых качеств, творческих способностей.

Всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.

1. Осознание цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержания, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

2. Проведение тщательного анализа задания, наличия данных, определение рациональных способов самостоятельного осуществления практической деятельности, актуализация имеющихся у детей знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.

3. Придание предстоящей творческой деятельности строгой логичности, составление плана последовательности работы.

4. Непосредственная реализация намеченного плана.

5. Сопоставление полученного результата с заданием, поиск новых, эффективных способов решения творческой задачи [4].

Дидактические требования к творческим упражнениям:

• материал творческих упражнений по тематике близок детям, доступен по

содержанию, непосредственно связан с их опытом, интересами, нуждами;

• выполнение их базируется на системе ранее усвоенных, учащимися знаний умений и навыков;

• заданиям упражнений творческого характера присуща гибкость, вариативность;

• при их выполнении каждый ребенок поставлен в условия необходимости осуществлять самостоятельный поиск рациональных приемов применения усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности;

• творческие упражнения по мере закрепления применяющихся в них знаний, умений и навыков постепенно усложняются;

• при их подборе соблюдаются постепенность, ступенчатость, учитываются возрастные возможности детей и их прежняя подготовленность, имеющийся опыт[4] .

Последовательность формирования сложных умений можно условно представить следующим образом: представления и знания - первоначальные умения - навыки - сложные умения. Причем последовательность формирования сложных умений зачастую нелинейна, имеет многоуровневую структуру.

Сегодня такие сложные интеллектуальные умения, позволяющие ребенку самостоятельно учиться, называют ме-тапредметными или универсальными учебными действиями. Они позволяют добиться успеха и совершенствоваться в любом виде деятельности: познавательной, учебной, самообразовательной, трудовой, изобразительной и будущей профессиональной.

Старшие дошкольники начинают успешно овладевать некоторыми сложными общетрудовыми умениями. Среди них -умения анализировать образец изделия (назначение, материал, количество деталей и способы их соединения, последовательность изготовления), планировать

предстоящую трудовую деятельность, организовать рабочее место (подбирать нужные материалы, инструменты, приспособления), размечать заготовку, осуществление намеченного плана в трудовой деятельности (осуществление приемов и операций по обработке различных материалов доступными инструментами ручного труда, соединение деталей в изделии, его оформление), осуществлять контроль за правильностью своих действий, анализ и оценка полученного результата труда, способность его усовершенствовать (внесение предложений по экономическому и техническому совершенствованию изделия: экономное расходование материала, бережное использование инструментов и приспособлений, замена материала на более подходящий, способов соединения деталей, отделки изделия и др.)

Методика формирования сложных общетрудовых умений имеет специфику. Для их выработки педагогу необходимо направлять усилия детей на осознание практической значимости общетрудовой подготовки. Реализация усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразных работах творческого характера способствует формированию новых, оригинальных действий, сложных обобщенных умений, выражающих тот или иной уровень подготовки и даже мастерства.

Совершенствованию сложных общетрудовых умений у детей старшего дошкольного возраста содействуют творческие задания, конструкторско-техни-ческая деятельность, моделирование, сельскохозяйственное опытничество (труд в природе).

Старшие дошкольники могут усовершенствовать процесс и результат труда. У них формируется умение технического и экономического совершенствования процесса и результата трудовой деятельности, умение ее корректировать, развиваются умение планировать деятельность в уме и представлять конечный результат. Эти умения очень

значимы для будущей успешной учебной деятельности и профессионального самоопределения.

Для формирования общетрудовых умений и навыков можно предложить детям памятку, помогающую освоить умение планирования своей деятельности при самостоятельном выполнении изделия из разных материалов в такой последовательности:

1. Общее знакомство с изделием: внешний вид, устройство, назначение.

2. Более детальный анализ конструкции предмета: основные детали, их цвет, форма, размер, пропорциональность, способ соединения и т. п.

3. Рациональный выбор материалов, инструментов, способов действия.

4. Реализация технологических операций; внесение соответствующих дополнений и усовершенствований во внешний вид, конструкцию изделия, в структуру, организацию и режим труда.

5. Анализ и оценка готовой работы [1].

В ходе работы со схемами, техническими рисунками, инструкционными картами и эскизами дети знакомятся с основами графической грамотности и технического моделирования. У них развивается комбинаторное мышление.

В работе с дошкольниками не всегда достаточное внимание уделяется ознакомлению их с миром профессий. У детей старшего дошкольного возраста в результате организованной и продуманной образовательной деятельности формируются мотивы, знания, умения и навыки, которые в дальнейшем могут стать основой, фундаментом для профессионального самоопределения и формирования профессиональных умений и навыков.

Назовем предпосылки, на базе которых в дальнейшем приобретаются и совершенствуются профессиональные умения и навыки.

Это мотивация к созидательному труду (познавательный интерес к творческой деятельности, увлеченность трудовой

деятельностью, осознание значимости труда как источника благополучия и творчества).

Представления и знания детей о мире профессий.

Можно назвать некоторые важнейшие базовые умения и навыки, формируемые у дошкольников:

1. Умение самостоятельно, творчески применять усвоенные знания, представления в практических обстоятельствах; анализировать и умело использовать имеющееся оборудование, приспособления и материалы, вносить рациональное усовершенствование в организацию и процесс труда.

2. Умения детей работать по собственному замыслу, проявлять высокую степень самостоятельности, инициативы, догадливости; передавать выразительность, оригинальность образа. Способность к решению нестандартных и творческих задач; самоконтроль и самоанализ творческой деятельности.

3. Умение использовать различные способы самостоятельного, творческого получения информации; ориентироваться в пооперационном планировании деятельности: «читать» пооперационную (инструкционную) карту, эскиз; устанавливать связи и зависимости на основе детского экспериментирования [1].

Общетрудовая подготовка и профориентация детей осуществляется и обеспечивается целенаправленным и продуманным руководством педагогов ДОО. От профессиональной компетентности педагогов во многом зависит, будут ли сформированы у детей созидательная жизненная позиция и готовность к трудовому образу жизни.

Очевидна актуальность и важность подготовки педагогов дошкольного образования к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, которое выступает необходимой предпосылкой всестороннего развития личности ребенка, готовит к творческому трудовому образу

жизни, сознательному профессиональному самоопределению.

Существует неоправданная недооценка трудовой подготовки как в общественном мнении, так и в современной отечественной педагогической теории и практике, значительный разрыв между необходимым и реальным уровнем готовности педагога к трудовому воспитанию детей. Фрагментарно, от случая к случаю проводится совместная работа воспитателей ДОО и родителей, ориентированная на трудовое воспитание детей, их профориентацию.

Современный социальный заказ в подготовке педагогов ДОО в вузе не предполагает эффективного использования потенциала всех учебных дисциплин, педагогической практики, учебно-исследовательской деятельности студентов для формирования у воспитателей необходимой компетенции в осуществлении трудового воспитания дошкольников. В учебном плане отсутствует специальная дисциплина, направленная на методическую под-

готовку студентов к осуществлению трудового воспитания дошкольников. Студенты имеют недостаточно четкие представления о содержании, специфике и методике трудового воспитания и профориентации детей дошкольного возраста [5].

В качестве вывода можно отметить, что в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с профессиями, мотивировать к творческой трудовой деятельности, формировать у них общетрудовые умения и навыки, воспитывать социально значимые качества, уважение к труду и людям труда, созидательную жизненную позицию, готовность к профессиональному самоопределению, содействующие успеху в самообразовании и освоении в будущем любого вида профессиональной деятельности. Общетрудовая подготовка детей дошкольного возраста является необходимым условием их успешного обучения в школе, подготовки к активному участию в общественно полезном, производительном труде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Пышьева Н. С., Дмитриев Ю. А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде. М.: УЦ Перспектива, 2010. 144 с.

2. Рабочая концепция по развитию начал математического, естественно-научного, инженерно-технического и экологического образования детей дошкольного возраста / под общ. ред. Н. В. Агре, науч. ред.: И. Л. Кириллов, Н. Н. Казначеева, В. В. Ряшина, В. И. Слободчиков. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. 65 с.

3. Биккулова О. Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? // Профориентатор.ру. URL: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html (дата обращения: 20.02.2021).

4. Дидактика начальной школы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 253 с. (Сер.: Бакалавр. Академический курс. Модуль).

5. Дмитриев Ю. А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. 2013. № 1. С. 104-109.

6. Дмитриев А. Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1979. 28 с.

7. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983. 144 с.

8. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 144 с.

9. Галямова Э. М. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественного конструирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 20 с.

10. Пышьева Н. С. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. М., 2009. 20 с.

REFERENCES

1. Pyshyeva N. S., Dmitriev Yu. A. Tvorcheskaya aktivnost detey starshego doshkolnogo vozrasta i ee razvitie v ruchnom trude. Moscow: UTs Perspektiva, 2010. 144 p.

2. Agre N. V., Kirillov I. L., Kaznacheeva N. N., Ryashina V. V., Slobodchikov V. I. (eds.) Rabochaya kontseptsiya po razvitiyu nachal matematicheskogo, estestvenno-nauchnogo, inzhenerno-tekhnicheskogo i ekologicheskogo obrazovaniya detey doshkolnogo vozrasta. Moscow: FGBNU "IIDSV RAO", 2020. 65 p.

3. Bikkulova O. Chto takoe hard i soft skills? V chem raznitsa? Chto vazhnee? Available at: https:// proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee. html (accessed: 20.02.2021).

4. Dmitriev A. E., Dmitriev Yu. A. Didaktika nachalnoy shkoly: Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Yurayt, 2019. 253 p. (Ser.: Bakalavr. Akademicheskiy kurs. Modul).

5. Dmitriev Yu. A. Podgotovka studentov k trudovomu vospitaniyu detey doshkolnogo vozrasta. Prepodavatel XXI vek. 2013, No. 1, pp. 104-109.

6. Dmitriev A. E. Teoriya i praktika formirovaniya umeniy i navykov v sisteme nachalnogo obucheniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 1979. 28 p.

7. Bure R. S., Godina G. N. Uchite detey truditsya. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 144 p.

8. Bure R. S. Doshkolnik i trud. Teoriya i metodika trudovogo vospitaniya. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2004. 144 p.

9. Galyamova E. M. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti mladshikh shkolnikov v protsesse khudozhestvennogo konstruirovaniya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2004. 20 p.

10. Pyshyeva N. S. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti starshikh doshkolnikov v protsesse ruchnogo truda. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2009. 20 p.

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет

e-mail: 4230000@rambler.ru

Dmitriev Yuri A., ScD in Education, Full Professor; Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: 4230000@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2021 The article was received on 20.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.