Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / LABOUR CAPACITY / LABOUR CAPACITY STRUCTURE / REGIONAL LABOUR MARKET / REGIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурсов Виктор Александрович, Лазарева Наталья Вячеславовна, Кривокора Евгения Ивановна

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия трудового потенциала региона. Авторами проведен подробный анализ уровня трудового потенциала Ставропольского края и обозначены проблемы управления им с учетом специфики территории. На основе полученных результатов сформулированы предложения по управлению развитием трудового потенциала края и обоснована модель формирования региональной программы по развитию трудового потенциала. Исследование показало, что необходимым условием формирования и развития трудового потенциала являются его анализ и оценка с целью последующего планирования управленческого воздействия. С этой целью авторами разработаны предложения поэтапной государственной программы "Развитие трудового потенциала Ставропольского края на 2020-2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of labor potential in the system of regional management

The article considers the main approaches to defining the concept of labour potential of the region. The authors carried out a detailed analysis of the level of labour potential of Stavropol region and identified problems of its management taking into account the specifics of the territory. On the basis of the results, proposals for the management of the development of the labour potential of the province have been formulated and a model for the formation of a regional programme for the development of labour potential has been justified. The study showed that the necessary condition for the formation and development of labour capacity is its analysis and evaluation for the purpose of subsequent planning of management impact. To this end, the authors developed proposals for a phased state program "Development of labor potential of Stavropol Krai for 2020-2022.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

FORMATION OF LABOR POTENTIAL IN THE SYSTEM OF REGIONAL MANAGEMENT Fursov Victor Alexandrovich, DSc of Economics, Professor Lazareva Natalia Vyacheslavovna, DSc of Economics, Professor Krivokora Evgenia ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor North-Caucasus Federal University, Stavropol

The article considers the main approaches to defining the concept of labour potential of the region. The authors carried out a detailed analysis of the level of labour potential of Stavropol region and identified problems of its management taking into account the specifics of the territory. On the basis of the results, proposals for the management of the development of the labour potential of the province have been formulated and a model for the formation of a regional programme for the development of labour potential has been justified. The study showed that the necessary condition for the formation and de velopment of labour capacity is its analysis and e valuation for the purpose of subsequent planning of management impact. To this end, the authors developed proposals for a phased state program "Development of labor potential of Stavropol Krai for 2020-2022.

Keywords: labour capacity; labour capacity structure; regional labour market; regional programme.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

© Фурсов В.А., 2019 ©Лазарева Н.В., 2019 © Кривокора ЕМ, 2019

ФУРСОВ Виктор Александрович, доктор экономических наук, профессор

ЛАЗАРЕВА Наталья Вячеславовна, доктор экономических наук, профессор

КРИВОКОРА Евгения Ивановна, кандидат экономических наук, доцент

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ *

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия трудового потенциала региона. Авторами проведен подробный анализ уровня трудового потенциала Ставропольского края и обозначены проблемы управления им с учетом специфики территории. На основе полученных результатов сформулированы предложения по управлению развитием трудового потенциала края и обоснована модель формирования региональной программы по развитию трудового потенциала. Исследование показало, что необходимым условием формирования и развития трудового потенциала являются его анализ и оценка с целью последующего планирования управленческого воздействия. С этой целью авторами разработаны предложения поэтапной государственной программы "Развитие трудового потенциала Ставропольского края на 2020-2022 гг.

Ключевые слова: трудовой потенциал; структура трудового потенциала; региональный рынок труда; региональная программа.

I

Успешное развитие экономики любого региона зависит от множества факторов, среди которых одним из основных является человеческий фактор, выражаемый в показателях трудового потенциала региона. Формирование трудового потенциала происходит последовательно и постепенно под влиянием ряда параметров. Данный показатель, являясь интегрированной качественной характеристикой, формирующейся под воздействием эффектов эмерджен-тности и средового влияния, определяет индивидуальность трудовых потенциалов различных регионов [1].

По нашему мнению, трудовой потенциал - это совокупная общественная способность к труду, т.е. потенциальная трудовая дееспособность общества, его ресурсы труда [2]. Уровень развития трудового потенциала - это некий количественный показатель степени соответствия качественных характеристик трудового потенциала потребностям современной экономики. Что касается Ставропольского края, то по всем параметрам трудового потенциала регион достаточно стабилен (табл. 1).

Данный регион отличается высоким уровнем занятости населения (около 95% экономически активного населения), стабильным ростом производительности труда, среднего уровня заработной платы. Основная часть занятых лиц в экономике - лица с высшим и средним профессиональным образованием.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-010-00732).

Таблица 1 - Качественные и количественные показатели оценки кадрового потенциала Ставропольского края за 2015-2017 гг. [б, 7]

Показатель 2015 2016 2017 Изменения (2017/2015), %

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 1235,3 1242,0 1233,7 99,9

Заболеваемость на 1000 человек 1048,1 1083,2 1148,2 109,6

Продолжительность жизни, лет 67,8 71,1 73,4 108,3

Индекс совокупных затрат труда 101,0 100,8 100,5 99,5

Индекс производительности труда 100,6 97,0 101,2 100,6

Выпуск рабочих и служащих, тыс. чел 11,6 11,9 10,4 89,7

Выпуск лиц с высшим образованием, тыс. чел. 27,3 25,7 24,7 90,5

Средний возраст лиц, занятых в экономике, лет 40,1 39,8 39,6 98,7

Удельный вес занятых лиц с высшим образованием 33,7 33,9 34,0 100,9

Удельный вес занятых лиц со средним профессиональным образованием 44,7 44,3 44,2 98,9

Удельный вес занятых лиц с общим средним образованием 18,6 18,7 19,0 102,2

Удельный вес занятых лиц с основным общим образованием 2,9 2,9 2,7 93,1

Удельный вес занятых лиц без образования 0,1 0,2 0,1 100,0

Учитывая некоторые негативные тенденции в социально-демографических процессах, такие как ухудшение соотношения полов (преобладание женского населения на 15,0%), сокращение числа женщин репродуктивного возраста (20-39 лет) в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 6,9 тыс. чел., в регионе удалось сохранить рождаемость на среднероссийском уровне. Коэффициент смертности за 2017 г. сократился на 4,3% и составил 11,2 чел. на 1000 населения, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (12,4 чел. на 1000 населения). В 14 территориях края коэффициент смертности ниже среднекраевого значения.

Ситуация на рынке труда Ставропольского края в 2017 г. отличалась относительной стабильностью. В регионе проводится работа, направленная на повышение уровня жизни работающего населения, в том числе и посредством развития системы социального партнерства, обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах. По итогам средняя заработная плата увеличилась на 6,3% и достигла 26893 руб. В реальном выражении, с учетом индекса цен ее рост составил 2,1 %, что является серьезным результатом.

На формирование численности трудовых ресурсов в крае влияет демографическая ситуация. Вместе с тем при росте общего числа населения продолжается процесс сокращения численности населения трудоспособного возраста на 1,6 тыс. человек по сравнению с 2015 г.

В крае наблюдается неблагоприятная демографическая тенденция, обусловленная старением населения трудоспособного возраста (табл. 2).

Согласно прогнозной оценке, в 2019 году в крае доля населения края старше трудоспособного возраста составит 25,2%.

Невозможность заполнения рабочих мест только за счет собственных трудовых ресурсов, в том числе из-за профессионального несоответствия структуры безработных граждан имеющимся вакансиям, побуждает работодателей края привлекать для работы иностранных граждан.г Только за счет иностранных работников численность трудовых ресурсов в крае за 2018 год увеличилась на 0,6 тыс. человек. Это свидетельствует, прежде всего, о социально-экономической привлекательности края. В основном иностранные работники были заняты в строительстве (около 60,0%) и сельском хозяйстве (20,0%). Основной проблемой на рынке труда края является дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по квалификационной и территориальной структуре.

Таблица 2 - Демографические характеристики Ставропольского края

ОЭ

1-Н

о си

-0 О-

ш <

со со

г

сдмт Г Ё

105

Показатель 2015 2016 2017 2018

Численность населения (на конец года), тыс. чел. 2801,6 2804,4 2800,7 2795,2

Рождаемость, на 1000 человек 13,0 13,0 11,5 11,0

Смертность, на 1000 человек 11,6 11,7 11,2 11,5

Естественный прирост (убыль), тыс. чел. 3,9 3,5 0,8 -1,4

Сальдо миграции, тыс. человек -1,8 -0,7 -4,5 -4,0

Брачность, на 1000 человек 6,7 5,7 6,0 5,0

Разводимость, на 1000 человек 3,9 3,8 3,7 3,5

Численность экономически активного населения края в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 12,3 тыс. чел. (на 0,9%) и составила 1372,1 тыс. чел. Удельный вес численности экономически активного населения края к общей численности постоянного населения края вырос с 48,7% в 2017 г. до 49,0% в 2018 г. Численность экономически активного населения, по данным Ставропольстата, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. сократилась на 24,6 тыс. чел. (на 1,8%) и составила 1355,0 тыс. чел.

В структуре экономически активного населения края 94,7% квалифицировались как занятые в экономике края и 5,3% от численности экономически активного населения края

относились к безработным гражданам. Ситуация на рынке труда края в 2018 г. имела положительные тенденции.Численность занятых в экономике края по сравнению с 2017 г. увеличилась на 15,5 тыс. чел. (на 1,2%) и составила 299,0 тыс. чел. А в 2018 г. численность занятых в экономике края снизилась на 15,0 тыс. чел. (на 1,2%) и составила 1283,7 тыс. чел.

За 2018 г. количество вакансий, заявленных в государственные казенные учреждения - центры занятости населения края, размещенных в краевом банке вакансий, составило около 105,0 тыс. ед., что на 1,3% меньше, чем в 2017 г. Это говорит о некотором снижении спроса на рабочую силу (рис. 1).

Рисунок 1 - Количество обратившихся за трудоустройством в Ставропольском крае за 2014-2018 гг.

На начало 2018 г. на учете в учреждениях занятости края в качестве безработных граждан состояло 9,4 тыс. чел. Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, сократилась по сравнению с 2017 г. на 6,9 тыс. чел. (на 8,8%) и составила 71,3 тыс. чел.

В 2018 г. удалось сохранить соотношение числа незанятыхтрудовой деятельностью граждан на одну заявленную работодателями края вакансию (напряженность на рынке труда края) на уровне 2017 г. - 0,4 чел. Вместе с тем существует серьезная дифференциация территорий края по уровню напряженности на рынке труда края (рис. 2).

Максимальный коэффициент напряженности на рынке труда края в 2018 г. наблюдался в сельской местности из-за снижения количества вакансий. Так, в Новоселицком районе этот показатель сложился на уровне 75,0 чел. на 1 вакантное место; в Шпаковском районе - 31,9; в Арзгирском районе -21,1. Минимальный коэффициент напряженности на рынке труда

края сложился в городе-курорте Пятигорске и в г. Ставрополе (0,2 и 0,3 незанятого на одну вакансию соответственно). Мы считаем, что высокий уровень напряженности на рынке труда края свидетельствует о нехватке трудоспособного населения края необходимой квалификации.

В 2018 г. в целях повышения конкурентоспособности и мобильности на рынке труда к различным видам профессионального обучения приступили 1112 безработных граждан, что составило 114,0% от планового годового показателя. Около 56% обучаемых безработных составили женщины. Следует отметить, что в 2018 г. сложились самые высокие показатели

средней заработной платы и реальной заработной платы в регионе за последние 5 лет.

В регионе действовала "Концепция кадровой политики в Ставропольском крае на 2016-2018 годы" направленная на создание в регионе условий для формирования и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего оптимальный баланс количественного и качественного состава трудовых ресурсов.

В настоящее время в Ставропольском крае нет утвержденной Концепции региональной государственной кадровой политики. Накопленный опыт программно-целевого подхода к решению задач содействия занятости населения, развития трудового потенциала, подготовки кадров для предприятий края, мониторинг реализации мероприятий предыдущих программ, наличие ряда нерешенных проблем в крае подтверждают необходимость продолжения работы по вышеназванным направлениям в рамках новой государственной программы. С этой целью целесообразно воспользоваться моделью формирования региональной программы по развитию трудового потенциала (рис. 2).

Для решения проблем воспроизводства трудового потенциала и повышения качества рабочей силы мы предлагаем принять государственную программу "Формирование и развитие трудового потенциала Ставропольского края на 2020-2022 гг." (табл. 3).

Рисунок 2 - Модель формирования региональной программы по развитию трудового

потенциала [11]

Таблица 3 - Паспорт государственной программы "Формирование и развитие трудового потенциала Ставропольского края на 2020-2022 гг."

Наименование государственной программы Государственная программа «Формирование и развитие трудового потенциала Ставропольского края»

Подпрограммы государственной программы - подпрограмма «Содействие занятости населения края» - подпрограмма «Развитие трудового потенциала края» - подпрограмма «Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики края»

Цель государственной программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью; - совершенствование системы развития трудовых ресурсов региона; - создание условий для комплексного развития трудового потенциала края.

Задачи государственной программы - совершенствование государственного регулирования в сфере развития трудовых ресурсов края; - обеспечение баланса между рынком труда и региональной образовательной системой; - разработка системы работы с персоналом на предприятиях края; - повышение уровня доходов работников бюджетных организаций социальной сферы; - создание системы мотивационного развития персонала; - снижение уровня безработицы, обеспечение эффективной занятости населения края; - системное регулирование числа трудовых мигрантов в крае.

Сроки реализации три года без выделения этапов

Объемы и источники финансирования - общий объем финансирования прогнозно составит: 110 млн рублей, в том числе: из средств бюджетов - 20 млн рублей, местных - 83 млн рублей; внебюджетных источников - 7 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты - повышение квалификации и профессиональная переподготовка не менее 20% сотрудников бюджетных учреждений; - увеличение числа предприятий и организаций - участников конкурса на лучшую организацию работы с персоналом; - повышение размера заработной платы работников бюджетных учреждений социальной сферы; - увеличение доли трудоустроенных на постоянную работу по специальности выпускников образовательных учреждений; - повышение уровня трудоустройства граждан, ищущих работу через службу занятости; - оптимизация процессов трудовой миграции в крае.

ОЭ

1-Н

О си

-0 О-

ш <

со со

г

Предложенная программа будет обладать как социальным, так и экономическим эффектами. Таким образом, в современных условиях существует объективная потребность в законодательном оформлении региональной программы формирования и развития трудового потенциала. Применение предложенной системы управления трудовым потенциалом региона позволит целенаправленно управлять стадиями его формирования, развития и использования как единым непрерывным процессом.

107

Примечания:

1. Кривокора Е.И., Фурсов В.А., Пьянов А.И., Астахова Е.А. Геополитические факторы кадровой безопасности//Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2018. - № 3 (36). - С. 510.

2. Экономика труда и социально-трудовые отношения /

под ред. Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова. - М.: Изд-во МГУ, 1996.-623 с.

3. Ильин В.А., Гулин К.А.,Леонидова Г.В., Давыдова В.В. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие. - Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. -107 с.

4. Кадровая безопасность России: теоретические аспекты и современное состояние: монография / под ред. С.Н. Калюгиной. - М. : Миракль, 2018. -144 с.

5. Леонидова Г.В., Панов A.M. Трудовой потенциал: территориальные аспекты качественного состояния //Проблемы развития территорий. - 2013. - Вып. 3. - С. 60-70.

6. Ставропольский край в цифрах. 2019: крат. стат. сб. - Ставрополь : Северо-Кавказстат, 2019. - 99 с.

7. Статистический ежегодник Ставропольский край: Стат. сб. - Ставрополь : Северо-Кавказстат, 2018.-362 с.

8. Шабунова A.A., Чекмарев Е.А. Трудовой потенциал региона: учебное пособие для вузов. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010. - 95 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Хадасевич Н.Р. Трудовой потенциал региона: структура и содержание// Кадровик. - 2014. - №11. Ю.Якшибаева Г.В. Трудовой потенциал республики: количественно-качественная характеристика

// Экономика и управление. - 2007. - № 3. -С.57-65.

11 .Файрузов А.Ю., Смирнов А.А., Лихачев Л.Е. Развитие кадрового потенциала и эффективность его функционирования // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12-4. - С. 912-917.

12.Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Управление человеческим капиталом в процессе развития предпринимательской деятельности // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2015. -№3(48).-С. 132-138.

13.Фурсов В.А., Кривокора Е.И., Стриелковски В. Региональные аспекты оценки трудового потенциала в современной России // TERRA ECONOMICUS. - 2018. - Т. 16. №4. - С. 95-115.

14.FursovV.A., Lazareva N.V.,Solovieva I.V., Fattakhova A.R., Vaslavskaya I.Y. Evaluation of performance of enterprise development strategy implementation. / / Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2015. - T.VI. №1 (11). - C. 81-89.

15.Fursov V., Rudnev A., Malinina O., Alekhina E., Kushnareva I. Development of a methodology to assess the regional labor potential in modern Russia. // Journal о International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. Volume. 9, Issue 1, November. - PP. 1613-1618.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DIGITALIZATION OF AGRICULTURE IN RUSSIA

Chekkueva Laura Kemalovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management, North-Caucasus State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic

This article is devoted to the study of the main advantages and disadvantages of digitalization of agriculture in Russia. The study identified the benefits of using digital technologies in agriculture such as: increasing productivity in agriculture, the emergence of new professions, reducing bureaucracy and corruption. However, despite all the undeniable advantages Russian farmers face problems, which include: lack ofhighly qualifiedpersonnel (IT-specialists), engineers and agronomists.

Keywords: digital economy; digitalization of agriculture; precision agriculture; smart farm; IT-specialists.

УДК 338 ПРЕИМУЩЕСТВА И HЕДОСТА ТКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ВАК РФ 08.00.05 СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

© ЧеккуеваЛ.К.,2019 Статья посвящена изучению основных преимуществ и недостатков цифрови-

зации сельского хозяйства в России. В ходе исследования были выявлены преимущества применения цифровых технологий в сельском хозяйстве, таких как: повышение производительности труда в сельском хозяйстве; появлений новых профессий; снижение бюрократии и коррупции. Однако, несмотря на все неоспоримые преимущества, российские аграрии сталкиваются с проблемами, к которым можно отнести: нехватка высококвалифицированных кадров (IT-специалистов), инженеров и агрономов.

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровизация сельского хозяйства; точное земледелие;умная ферма; IT- специалисты.

ЧЕККУЕВА Лаура Кемаловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и управления, СевероКавказская государственная академия, Черкесск, Кара чаев о- Черкесская республика

Россия занимает четвертое место в мире по площади плодородных земель после Индии (179,8 млн га - 9,6% от всей мировой площади), Соединенных Штатов Америки (США) 167,8 млн га (8,9%), Китая 165,2 млн га (8,8%). На долю России приходится 155,8 млн га т.е. 8,3% от мировой площади плодородных земель. Знаменитый русский геолог и почвовед профессор минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета В.В. Докучаев охарактеризовал почвы России так: "Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.