Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕЗВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕЗВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
165
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / ТРЕЗВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УРОКИ ТРЕЗВОСТИ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна

Цель статьи - конструирование модели формирования трезвого мировоззрения. Мы предположили, что ясное понимание механизма формирования трезвого мировоззрения поможет разработать концептуальные основы управления данным процессом. Исследование проводилось с использованием категориально-системной методологии. Полученные результаты позволили внести ясность в понимание процесса формирования трезвости подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SOBER WORLDVIEW: PEDAGOGICAL DISCOURSE

The purpose of the article is to construct a model for the formation of a sober worldview. We assumed that a clear understanding of the mechanism of forming a sober worldview would help to develop a conceptual framework for managing this process. The study was conducted using a categorical-system methodology. The results obtained made it possible to clarify the understanding of the process of forming the sobriety of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕЗВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС»

УДК 37.013 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-191-195

Науч. спец. 5.8.1

Елена Анатольевна Клюшникова

Тюменский индустриальный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта, Тюмень, Россия e-mail: [email protected]

Формирование трезвого мировоззрения: педагогический дискурс

Аннотация. Цель статьи — конструирование модели формирования трезвого мировоззрения. Мы предположили, что ясное понимание механизма формирования трезвого мировоззрения поможет разработать концептуальные основы управления данным процессом. Исследование проводилось с использованием категориально-системной методологии. Полученные результаты позволили внести ясность в понимание процесса формирования трезвости подрастающего поколения.

Ключевые слова: трезвость, трезвое мировоззрение, уроки трезвости, категориально-системная методология.

Elena A. Kljushnikova

Tyumen Industrial University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, Tyumen, Russia

e-mail: [email protected]

Formation of a Sober Worldview: Pedagogical Discourse

Abstract. The purpose of the article is to construct a model for the formation of a sober worldview. We assumed that a clear understanding of the mechanism of forming a sober worldview would help to develop a conceptual framework for managing this process. The study was conducted using a categorical-system methodology. The results obtained made it possible to clarify the understanding of the process of forming the sobriety of the younger generation.

Keywords: sobriety, sober worldview, sobriety lessons, categorical-system methodology.

Введение (Introduction)

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. одной из стратегических целей провозглашается «...формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному употреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.» [1].

В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 г. утверждается, что в настоящее время «.наркоситуация в стране стабилизировалась, однако распространенность употребления ПАВ (психоактивных веществ. — Е. К.) среди несовершеннолетних и молодежи продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих необходимость организации активного противодействия» [2].

Заметим, что противодействие может быть эффективно в том случае, если есть понимание того, чему собираемся противодействовать, т. е. надо ясно и четко представлять объект противодействия, его функции и цели. Следствия самоотравления подростков мы прекрасно видим в реальности, а причины самоотравления всегда остаются в те-

ни. Цель нашего исследования — сконструировать модель формирования трезвого мировоззрения, вскрывающую причины, по которым подросток совершает первую пробу инток-сиканта.

Сегодня в образовательной среде прослеживается несколько устаревший подход к организации процесса формирования трезвого мировоззрения подрастающего поколения. Все силы направлены на профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, утверждена Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 г., в соответствии с которой образовательные учреждения проводят соответствующие мероприятия. Несмотря на вроде бы яростную борьбу с алкоголем и табаком, эффективность работы небольшая. Порог первого приобщения подростков к инток-сикантам всё снижается.

Любое серьезное дело требует серьезного научного подхода, тем более если это касается образования, воспитания, развития. Прежде чем приступить к работе, любой специалист проходит теоретическую и практическую подготовку, с контролем достигнутого при подготовке результата. Сложно представить учителя физкультуры или

© Клюшникова Е. А., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 4 (37), с. 191-195. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 4 (37), pp. 191-195.

математики без базовой подготовки по своему предмету. Такой специалист сможет научить своих учеников чему-то и в какой-то мере, но глубоких знаний и понимания предмета от учеников можно и не ждать. Это касается и формирования трезвого мировоззрения, чем занимается педагогика трезвости, которой почти 100 лет. За это время лучшие умы мира подготовили обширную базу знаний о вреде интокси-кантов.

Тяжелые последствия самоотравления алкоголем всегда были на виду и в первую очередь обращали на себя внимание общества. Поэтому именно врачи, ученые-физиологи, учителя обращали внимание властей на этот порок. В своих трудах известные ученые Б. О. Морель, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, С. С. Корсаков, Ф. Ф. Эрисман, Ф. Г. Углов, Л. Е. Попов описывают влияние этанола на человеческий организм. Надо заметить, что первые учебники трезвости писали именно врачи. С тех времен и сформировался медицинский взгляд на проблему алкоголизации и медицинский же подход к вопросу профилактики. Суть такого подхода состояла в том, что подростку необходимо рассказать о коварных свойствах алкоголя, о тяжелых неприглядных последствиях самоотравления, напугать его, и тогда он прекратит это делать. Такой подход сохраняется и сегодня. Малую эффективность его демонстрируют факты, свидетельствующие о не-снижающемся количестве детей и подростков, отравляющихся табачным и алкогольным ядами, и о пороге первого приобщения [3].

На мероприятиях по профилактике наркотизма обычно утверждается то, что в потере трезвости виноват сам человек. Вместе с тем неосознанно пропагандируется теория культурного и умеренного пития, которая предлагает только два варианта отношения человека и алкоголя: алкоголик или «умеренно и красиво пьющий» человек. Про третий вариант — трезвость, обычно не упоминается.

Однако в конце ХХ в. произошел серьезный фазовый сдвиг в понимании трезвости: трезвость не теряется, ее отнимают. Существуют причины «отнимания» трезвости у населения. В этот период было сделано открытие века: дело не в веществе, а в информационном воздействии, которое приводит к «искажению сознания» человека, т. е. у человека под действием информации формируется программа на самоотравление [4]. Поэтому надо не бороться с алкоголем и алкоголизмом, а утверждать и сохранять трезвость. Для этого необходимо продолжать разрабатывать теоретические основы и методологию утверждения и сохранения трезвости.

Выявить причины искажения в понимании трезвости поможет модель формирования трезвого мировоззрения.

Методы (Methods)

В достижении цели исследования нам помогает категориально-системная методология, а именно метод «Схема противоречия». Схемы противоречия начинают разрабатываться В. И. Разумовым с 1990 г. в такой ветви кибернетики, как гомеостатика, основанной Ю. М. Горским. В гомеостати-ке противоречие впервые связывается с внутренним ресурсом системы и спецификой его перераспределения, а также

рассматривается в качестве механизма управления системой. В рамках такого подхода внутреннее противоречие воспринимается как фактор гомеостаза системы (функциональный аспект), а также включается как структурный элемент в информационные устройства, обеспечивающие гомеос-таз, — гомеостаты (организационный аспект) [5, с. 126].

Мы выбрали категориальный метод «Схема противоречия» по следующим причинам. В исследуемом объекте четко выделяются два элемента-противоположности; базовый ресурс, распределяемый между элементами-противоположностями; фазовый сдвиг в распределении базового ресурса между элементами-противоположностями и выраженные максимумы и минимумы в функционировании элементов-противоположностей, связанных с получением базового ресурса.

Модель формирования трезвого мировоззрения базируется на взаимодействии двух объектов-противоположностей. Эти объекты находятся в противоречии. Конечно, в действительности в рассматриваемом объекте элементов-противоречий, обменивающихся ресурсом, гораздо больше. Наша задача — определить фундаментальные противоречия, требующие изучения в первую очередь. Чтобы сконструировать модель, необходимо соблюсти определенный алгоритм:

1. Выявить два элемента-противоположности и осмыслить содержание противоречия между этими объектами.

2. Найти базовый ресурс, который перераспределяется между двумя элементами объекта.

3. Описать особенности функционирования этих элементов в состоянии максимального и минимального потребления базового ресурса.

4. Выявить средний элемент, отличающийся автономностью и регулирующий процесс перераспределения базового ресурса.

5. Интерпретировать полученный результат.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Итак, мы выделили в объекте «формирование трезвого мировоззрения» два ведущих элемента-противоположности, определяющих его функционирование и развитие: идеология жизнесохранения и идеология жизнеразрушения.

Напомним, что идеология — это совокупность принципов, норм и правил, определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения в социуме, и дадим характеристику данных явлений в контексте жизнеразрушения и жизнесохранения. На рисунке изображена схема противоречия.

Идеология жизнеразрушения руководствуется принципами выгоды для определенного слоя общества. В нашем случае нормы и правила устанавливаются в соответствии с интересами не народа, а производителей алкогольной и табачной отравы. Законы вольно и невольно направлены на защиту интересов производителей алкогольных и табачных ядов. Инструментом продвижения идей нормальности самоотравления алкоголем является информационный террор. Он хорошо организован. Сегодня, например, трудно найти художественный фильм без алкогольных сцен, такие сцены сплошь да рядом присутствуют и в мультфильмах.

Идеология жизнеразрушения

тах

Идеология жизнесохранения Информация тах

Схема регулируемого противоречия в формировании трезвого мировоззрения

Фундаментом этой идеологии стала теория культурного и умеренного пития, которая утверждает, что отравляться нужно понемногу, качественным ядом (этанолом), в культурной обстановке. Опасность этой теории и практики в том, что она не дает выбора подростку при формировании трезвого мировоззрения. Предлагается два варианта: быть алкоголиком или «культурно» отравляться. Третий вариант — жить в трезвости — обычно не рассматривается или высмеивается. Именно на этом фундаменте, на этой пресловутой «теории культурного пития», а не на научных данных построены все алкогольные мифы, традиции и ритуалы. Начиная чуть ли не с младенческого возраста упорно вбивается в головы подростков, что алкоголь полезен для здоровья в умеренных количествах. Но любой химик или медик доподлинно знает, что этанол — яд в любой концентрации. Его формула не меняется от процента разведения или привнесения каких-либо добавок.

Виднейшие ученые, изучающие проблему алкоголизма с высокой профессиональной позиции, В. М. Бехтерев, А. Л. Мендельсон 100 лет назад утверждали, что безопасного употребления умеренных и малых доз алкоголя нет. Естественно, что на такой же позиции стоит Минздрав России: «.не существует никаких норм и безопасных уровней потребления алкоголя» [6]. И это совершенно верно, потому что меры в отравлении ядом быть не может.

Но почти в любом продуктовом магазине на прилавке рядом с продуктами располагаются алкогольные яды. Ребенок с детства видит эту картину, и она запечатлевается в подсознании как норма: алкоголь — это пищевой продукт, а если это пища, то логично применить к нему категории «качество» и «мера».

Есть еще множество инструментов формирования алкогольного паттерна, на которые мы просто не обращаем внимания: семейные праздники с алкоголем на столе; сцены самоотравления в мультфильмах, фильмах, детских книжках; рисунки на одежде, игрушках и многое другое, продвигающее идею о нормальности отравления ядом и программирующее сознание на принятие интокси-кантов в жизни.

Сегодня делаются попытки в противовес создавать социальную рекламу о трезвом образе жизни, но уровень

профессионализма в такой рекламе и пропаганде пока низок.

Идеология жизнеразрушения просматривается не только на бытовом уровне, эту идеологию поддерживают многие официальные документы: законы, концепции, стратегии. Сами того не желая или желая, они несут жизнеразруша-ющий посыл. Эта идеология поддерживается большими финансовыми вливаниями. Результатом ее влияния является то, что у подростков и детей формируются не трезвые убеждения, а запрограммированность на самоотравление интоксикантами. В теории трезвости это называется программой самоотравления.

Второй элемент — идеология жизнесохранения. Многие исследователи давно пришли к выводу, что запретами, ограничениями и другими полумерами не решить проблему самоотравления интоксикантами. Не бороться надо с пьянством и алкоголизмом, а утверждать и сохранять трезвость начиная с дошкольного возраста. И цель данной идеологии — формирование осознанной трезвости.

Идеология жизнесохранения руководствуется следующими принципами:

1. Трезвая жизнь — фундамент жизни человека.

2. Трезвость — это основа здоровья.

3. Знания о трезвости — щит трезвости.

Аксиомы теории трезвости гласят:

1. Трезвость — это естественное состояние человека, семьи и общества.

2. Трезвость — это ценность.

3. Трезвость — это ресурс.

4. Трезвость — это норма жизни.

5. Трезвость надо защищать.

6. Трезвость — это всегда преимущество [4].

Кроме того, для формирования трезвости необходима мораль трезвости; под моралью мы понимаем «совокупность законов писаных и неписаных, которые реально регулируют реальные отношения между реальными людьми» (цит. по: [7, с. 9]).

Сегодня созрела необходимость в целенаправленном формировании морали трезвости в обществе начиная с дошкольного возраста. И этим должны в первую очередь заниматься педагоги.

Сохранять и утверждать трезвость целесообразно через уроки трезвости, на которых говорят не про наркотики, а о трезвости, учат защищаться от навязчивой рекламы, пропаганды. Изучают не последствия, а причины самоотравления. Учатся понимать методы и приемы отнимания трезвости, формируют трезвые убеждения.

Общественное объединение «Трезвая Россия» выработало программу, направленную на борьбу с (само)отравле-нием населения интоксикантами, которое организуется с помощью информационного террора и доступности инток-сикантов, формирующих запрограммированность детей и подростков.

И у 1-го, и у 2-го элемента модели есть ресурс, который помогает достичь максимума. Информация — тот базовый ресурс, который перераспределяется между элементами-противоречиями.

Мы различаем материальные средства распространения информации, которые могут доносить до населения, собственно, саму информацию — идеи, образы, понимание, паттерны поведения, законы, приказы, постановления, программы, концепции, стратегии и т. д.

Выявляем максимум и минимум потребления базового ресурса. Состояние максимального потребления базового ресурса у идеологии жизнеразрушения мы можем наблюдать на современном этапе. Средства массовой информации просто напичканы сценами самоотравления. Иногда художественный фильм может содержать до 76 % алкогольного контента. Большинство шоу построено на алкогольном юморе. Кумиры молодежи тоже продвигают нетрезвый образ жизни, и спортивные кумиры в том числе. Спортсмены, артисты, певцы, ведущие трезвый образ жизни, просто теряются в информационном алкогольном и табачном шквале. Профилактические мероприятия в образовательных учреждениях обычно проводятся педагогами, не обладающими соответствующими знаниями. Подготовка учителей по теории трезвости, к сожалению, не ведется. Поэтому знания обычно по этой теме на уровне бытовых. Да к тому же очень часто сами педагоги являются приверженцами теории культурного пития.

Минимальное потребление базового ресурса будет достигнуто тогда, когда максимум будет наблюдаться у идеологии жизнесохранения.

Состояние максимального потребления базового ресурса у идеологии жизнесохранения будет тогда, когда средства массовой информации прекратят формировать алкогольные паттерны поведения на первом этапе помощи населению в распрограммировании на самоотравление отраву вынесут за пределы населенных пунктов. А вместо профилактики наркотизма в школах будут преподаваться уроки трезвости, как это было в России и в Соединенных Штатах Америки в XIX в.

Третьим особым компонентом, занимающим промежуточное положение, будет орган управления образованием и воспитанием — Министерство просвещения.

Именно министерство задает направление образовательным учреждениям в процессе формирования трезвого мировоззрения. Так, например, основной документ для образовательных учреждений в сфере профилактики наркотизма — Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 г. Положения концепции рекомендовано учитывать при разработке программ, направленных на снижение злоупотребления алкоголем. Но, несмотря на прописанные рекомендации, сегодня это несистемные профилактические мероприятия. Кроме того, мероприятия ведут чаще всего педагоги, сами не обладающие трезвыми убеждениями.

В перспективе нужны уроки трезвости, проводимые подготовленными учителями.

Фазовый сдвиг в функционировании элементов противоположностей, обусловленный получением базового ресурса, возможен при следующих условиях:

1. Образовательные программы необходимо дополнить обязательным компонентом — теорией трезвости. И в соответствии с разработанной программой проводить уроки трезвости.

2. Повышение квалификации учителей должно включать курсы формирования трезвых убеждений.

Но это произойдет в том случае, если понятие «трезвость» войдет в Конституцию, в законы, в Федеральный образовательный стандарт.

Именно эти действия помогут устранить главную причину приобщения детей и подростков к алкоголю и табаку — программу самоотравления, которая формируется под воздействием информационного террора и доступности интоксикантов.

Заключение (Conclusion)

Таким образом, нами сконструирована модель формирования трезвого мировоззрения с помощью категориального метода «Схема противоречия».

Выявлены два элемента-противоречия: идеология жизнеразрушения и идеология жизнесохранения; базовый ресурс — информация; определены максимум и минимум у элементов; установлен третий элемент-регулятор — орган управления. Результат исследования ценен тем, что получено новое представление о системном объекте — трезвости и о противоречии, возникающем в процессе формирования трезвого мировоззрения; определена причина самоотравления — запрограммированность детей и подростков на самоотравление. Получено понимание особенностей формирования трезвого мировоззрения как части объективной реальности и образовательной деятельности, что позволит выбрать более эффективные методы и приемы воспитания трезвости. Не борьба, не испуг, не страх должны сопровождать процесс формирования трезвого мировоззрения, а знания и понимание того, что такое трезвость.

Практическая ценность исследования состоит в возможности использования материала для подготовки учителей любых специальностей для проведения уроков трезвости. Максимально эффективно материал может быть применен при проведении курсов повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей.

Мы считаем, что целесообразно проводить дальнейшие исследования в сфере теории трезвости, поскольку развитие теории и методологии утверждения и сохранения трезвости позволит повысить результативность профилактики самоотравления интоксикантами в подростковой среде.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_368501/f6a5a2229c1ae38ac8e4f57ab0baaf7207c096d6/ (дата обращения: 24.02.2022).

2. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утв. Минпросвещения России 15 июня 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_408453/ (дата обращения: 24.02.2022).

3. Фортова Л. К. Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков // Молодой ученый. 2019. № 26 (264). С. 333-335.

4. Клюшникова Е. А. От рождения до утверждения. Основы теории трезвости : моногр. Тюмень : Тюмен. индустр. ун-т, 2021. 163 с.

5. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) : учеб. М. : Инфра-М, 2020. 227 с.

6. Информация ГНИЦПМ относительно допустимых норм потребления алкогольных напитков // Министерство здравоохранения Российской Федерации : портал. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2017/06/16/5618-informatsiya-gnitspm-otnositelno-dopustimyh-norm-potrebleniya-alkogolnyh-napitkov (дата обращения: 21.02.2022).

7. Зверев А. А. Программа утверждения и сохранения трезвости в России — основа формирования морали трезвости // Трезвость и проблемы современной России : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. Южноуральск : Трезвая Тюмень, 2019. С. 9-15.

References

Boush G. D., Razumov V. I. (2020) Metodologiya nauchnogo issledovaniya (v kandidatskikh i doktorskikh dissertatsiyakh) [Methodology of Scientific Research (In Candidate and Doctoral Dissertations)]*. Moscow, Infra-M Publ., 227 p. (in Russian)

Fortova L. K. (2019) Nekotorye voprosy profilaktiki alkogolizma i narkomanii sredi podrostkov [Some Issues of Prevention of Alcoholism and Drug Addiction Among Adolescents], Molodoi uchenyi [Young Scientist], no. 26 (264), pp. 333-335. (in Russian)

Informatsiya GNITSPM otnositel'no dopustimykh norm potrebleniya alkogol'nykh napitkov [Information of the GNITsPM Regarding the Permissible Norms for the Consumption of Alcoholic Beverages]*, Ministerstvo zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Health of the Russian Federation]. Available at: https://minzdrav.gov.ru/news/2017/06/16/5618-informatsiya-gnitspm-otnositelno-dopustimyh-norm-potrebleniya-alkogolnyh-napitkov (accessed: 21.02.2022). (in Russian)

Klyushnikova E. A. (2021) Ot rozhdeniya do utverzhdeniya. Osnovy teorii trezvosti [From Birth to Approval. Fundamentals of the Theory of Sobriety]*. Tyumen, Tyumenskii industrial'nyi universitet Publ., 163 p. (in Russian)

Kontseptsiya profilaktiki upotrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv v obrazovatel'noi srede na period do 2025 goda (utverzhdena Minprosveshcheniya Rossii 15 iyunya 2021 goda) [The Concept of Preventing the Use of Psychoactive Substances in the Educational Environment for the Period Until 2025 (Approved by the Ministry of Education of Russia on June 15, 2021)]*, Konsul'tantPlus [ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408453/ (accessed: 24.02.2022). (in Russian) Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 23 noyabrya 2020 goda № 733 "Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoi antinarkoticheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation of November 23, 2020 No. 733 "On Approval of the Strategy of the State Anti-drug Policy of the Russian Federation for the Period Until 2030"]*, Konsul'tantPlus [ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368501/f6a5a222 9c1ae38ac8e4f57ab0baaf7207c096d6/ (accessed: 24.02.2022). (in Russian)

Zverev A. A. (2019) Programma utverzhdeniya i sokhraneniya trezvosti v Rossii — osnova formirovaniya morali trezvosti [The Program of Establishing and Safeguarding Sobriety in Russia is the Ground for Sobriety Morality Formation], Trezvost' i problemy sovre-mennoi Rossii [Sobriety and Problems of Modern Russia]*. Yuzhnouralsk, Trezvaya Tyumen' Publ., pp. 9-15. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.