ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА ПОВОЛЖЬЯ
(НА ПРИМЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ)*
В.И. Вагизова,
заведующий кафедрой банковского дела Института экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор экономических наук, профессор [email protected]
К.Л. Терентьева,
ассистент кафедры банковского дела Института экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
Л.И. Хакимова,
ассистент кафедры банковского дела Института экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье анализируется агропромышленный сектор экономики Поволжья, проблемы его развития в условиях вступления Российской Федерации в ВТО. Рассмотрено влияние трансграничного финансово-промышленного регионального кластера на экономический потенциал сельского хозяйства. Рассматривается функционирование сельскохозяйственных кластеров Китайской Народной Республики и каналы финансирования агропромышленного комплекса Китая. Предложены меры по развитию трансграничного финансово-промышленного кластера Поволжья.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, ВТО, конкурентоспособность сельского хозяйства, трансграничный финансово-промышленный региональный кластер, финансовые услуги, банковский сектор.
УДК 336.71
По вопросу государственного регулирования сельского хозяйства можно выделить две крайние точки зрения. Первая исходит из необходимости всеобъемлющей поддержки сельскохозяйственного производства, которое стимулирует развитие сельской отрасли экономики. Другая позиция заключается в том, что поддержка должна ограничиваться помощью государства с целью развития сельской местности.
В России после начала перехода к рыночной экономике долгое время придерживались третьего подхода — государство отказалось не только от поддержки сельскохозяйственного производства, но и от развития сельской местности, которая составляет большую часть территории страны. Это привело к запустению, депопуляции деревни и глубочайшему кризису сельского хозяйства [3, с. 37].
Решение проблем, связанных с уровнем развития агропромышленного комплекса в стране, особенно актуально в связи с вступлением России в ВТО. В рамках этой международной организации действует Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет в целом особенности регулирования торговли и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в данном секторе. Однако для каждой страны предусмотрены индивидуальные показатели развития в рамках участия в ВТО. Так, согласно табл.1, допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России дол-
жен составлять к 2018 г. 4,4 млрд долларов. При этом реальный уровень поддержки сельского хозяйства в последние годы не превышает 4,5 млрд долларов. Решение проблем дальнейшего развития российского АПК может быть обеспечено путем создания сельскохозяйственного кластера.
Кластеры — это географические сосредоточения фирм, поставщиков, связанных отраслей и специализированных институтов, которые играют особую роль в отдельных странах, регионах, городах и муниципальных образованиях. Кластеры являются характерной особенностью любой хорошо развитой экономики, а формирование кластеров — существенная составляющая экономического развития АПК.
Конкурентное преимущество агропромышленного комплекса может быть обеспечено при условии правильного сочетания видов деятельности, связанных с АПК на кластерной основе, в том числе за счет применения информационных технологий [8, с. 38].
Кластерный подход к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий строится на основе сочетания территориального и межотраслевого принципов управления, позволяющего стимулировать интеграционные процессы в экономике. При успешном функционировании сельскохозяйственного кластера формируется синергетический эффект от взаимодействия участников как в интегрированном объединении.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Академии наук Республики Татарстан, в рамках проекта проведения научных исследований «Формирование трансграничного регионального банковского кластера: исторические особенности и современный вклад в экономику Поволжья», проект № 13-12-16008 а/В
© ПСЭ, 2014
247
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
\Ь
Таблица 1
Некоторые показатели импортного регулирования России до и после вступления в ВТО [9, с. 86]
Показатель Значение до вступления в ВТО Максимально допустимое значение после вступления в ВТО
Уровень ежегодной государственной поддержки сельского хозяйства 4,5 млрд долларов Равномерное снижение с 9 млрд долларов до 4,4 млрд долларов к 2018 г.
Средневзвешенный импортный тариф по сельскохозяйственным товарам 13,2% Равномерное снижение с 15,2% до 11,3% к 2018 г.
Пошлина на ввоз сахара за тонну 243 доллара 223 доллара
Пошлина на ввоз молочных продуктов 19,8 % 14,8 %
Пошлина на ввоз сухого молока 25 % 15 %
Пошлина на ввоз злаков 15,1 % 10 %
Квота на ввоз свинины в год 320 тысяч тонн 430 тысяч тонн (квота будет отменена с 2020 г. и заменена пошлиной в 25 %)
Пошлина на ввоз свинины В пределах квоты — 15 % (но не менее 0,25 евро за 1 кг); свыше квоты — 75 % (но не менее 1,5 евро за 1 кг) В пределах квоты пошлина 0%; свыше квоты — 65%
Квота на ввоз замороженной говядины в год 530 тысяч тонн 530 тысяч тонн
Квота на ввоз живой и охлажденной говядины в год 30 тысяч тонн 40 тысяч тонн
В современных условиях сельскохозяйственные кластеры представляют собой сложное сочетание признаков конкуренции и кооперации. На региональном рынке Российской Федерации сельскохозяйственные кластеры выступают как единые экономические субъекты, что позволяет им сохранять относительную устойчивость в условиях глобальной конкуренции, которая усилилась после вступления России в ВТО. В то же время следует отметить, что объем экспорта сельскохозяйственной продукции на данный момент находится на низком уровне. Соотношение внутреннего потребления и экспорта зерна приведено на рис. 1.
2010 2011 2012
■ Внутренее потребление
■ Экспорт
Рис. 1. Внутреннее потребление и экспорт зерна (млн тонн) [16].
Кластерная форма хозяйствования имеет неоспоримые преимущества перед обособленными сельхозпроизводителями. Так, входящие в кластер сельскохозяйственные предприятия получают выгоду от слияния производственных мощностей. Также сельхозпроизводителям, взаимодействующим с предприятиями пищепереработки и торговли, легче реализовать свою продукцию, так как эту функцию они могут переложить на партнеров, имеющих с покупателями установившиеся взаимоотношения. Кроме того, участники сельскохозяйственных кластеров получают преимущества в доступе к новым технологиям, методам работы и возможностям поставок произведенной продукции.
Важным фактором повышения эффективности агропромышленного комплекса является взаимодействие банковской и сельскохозяйственной отраслей российской экономики. Так как сельское хозяйство — сфера повышенного риска, банки
зачастую с опаской относятся к сотрудничеству с сельхозпроизводителями.
Любой банк, кредитующий АПК, должен решить ряд сложных задач: своевременно и на привлекательных условиях предоставить аграриям кредитные ресурсы, одновременно обеспечив эффективное использование средств через поддержку рентабельных предприятий и окупаемых проектов.
Потребность агропромышленного комплекса в кредитных ресурсах растет из года в год. Это подтверждается динамикой объемов кредитования. Основным банком, кредитующим данную отрасль, является Россельхозбанк, который финансирует крупные проекты практически во всех основных сегментах сельскохозяйственного производства страны. В 2011 г. фермерские хозяйства России привлекли кредиты Россельхозбанка на сумму более 30 млрд руб. — это на 63% больше, чем в 2010 г. В целом портфель кредитов, предоставленных фермерам, индивидуальным предпринимателям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам за прошлый год вырос на 45% и достиг 73 млрд руб. В 2011 г. на кредитование крупных проектов в сфере АПК было направлено более 196 млрд руб. Корпоративный кредитный портфель Россельхозбанка вырос на 25% и составил 807 млрд руб. [15].
В 2011 г. государством было введено субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставленным агропромышленному комплексу. Эта мера существенно повысила привлекательность кредитования. Благодаря национальному проекту «Развитие АПК» существенно выросла финансовая устойчивость сельхозпроизводителей, вследствие чего они смогли привлечь большие объемы кредитных ресурсов. В табл.2 приведены объемы государственной поддержки АПК в рамках данной программы в динамике.
По итогам переговоров о вступлении России в ВТО было принято решение о сохранении текущего уровня государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли как в течение переходного периода, так и после полного завершения присоединения в 2020 г. В связи со вступлением в ВТО существенных изменений в порядке взаимодействия банков и предприятий АПК не произошло. Однако с появлением на рынке больших объемов дешевой импортной продукции отечественным сельхозпроизводителям придется приложить немалые усилия для того, чтобы остаться конкурентоспособными.
По мнению ведущих российских экспертов, членство в ВТО усилит конкуренцию на таких товарных рынках, как:
— свинины — в связи с обнулением пошлины на свежую, охлажденную и замороженную свинину и существенным снижением таможенной пошлины для живых свиней на убой (динамика объемов производства и импорта животноводческой продукции представлена на рис.2);
— риса — таможенная пошлина снижается с 20 до 10%;
248
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Таблица 2
Объемы государственной поддержки АПК в рамках национального проекта «Развитие АПК»
по программам/направлениям (млн руб.)
Направление 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам 31 206 43 085 54 224 58 215 60 041
Развитие животноводства 10 584 10 291 8 680 8 814 9 154
Развитие отраслей растениеводства 2 847 3 820 4 128 4 280 4 699
Капитальные вложения 5 006 5 835 5 810 5 701 6 036
Субсидии на приобретение минеральных удобрений 2 300 3 400 4 120 4 950 5 400
Устойчивое развитие сельских территорий 7 335 19 027 25 124 29 602 31 280
Прочее 17 018 14 542 17 914 13 438 13 390
Итого по программе 76 296 100 000 120000 125 000 130000
16].
:,53!
— пива и крепких алкогольных напитков — в связи с обнулением пошлины;
— растительных жиров — обнуление пошлины на соевые бобы и соевое масло;
— мясных сосисок — установление низкой таможенной пошлины в размере 0,25 € за 1 кг [15].
По мнению экспертов, вступление России в ВТО в дальнейшем приведет к росту инвестиций в переработку сельскохозяйственной продукции и пищевую промышленность. Предприятия АПК с целью повышения своей конкурентоспособности будут стремиться к наращению добавленной стоимости своей продукции и повышению эффективности производства. Следовательно, возрастет роль кредитных продуктов в аграрном секторе.
В современных условиях вложение денег в АПК становится все более привлекательным по двум основным причинам.
Первая — рост спроса на сельскохозяйственную продукцию в связи с ростом ее потребления, как в России, так и в мире, рост мировых цен на продовольствие.
Вторая — высокий уровень государственной поддержки данной отрасли, создающий привлекательные условия для инвестирования.
В ближайшем будущем ожидается рост объема инвестиций в основной капитал предприятий АПК, вызванный необходимостью дальнейшей модернизации отрасли, реализацией экспортного потенциала сельского хозяйства продукции, импортозамещением продовольственных продуктов [15].
Решение проблем развития российского сельского хозяйства требует создания условий для его эффективного взаимодействия с финансовой системой страны. Существенный интерес в данном случае представляет опыт Китайской народной республики (далее КНР) как страны, обеспечившей в последние годы динамичное развитие сельского хозяйства
путем гармонизации интересов агропромышленного комплекса и банковской системы.
В период проведения в Китае коммерциализации банковского сектора в 1992-2003 гг. были созданы три специализированных государственных банка, успешно осуществляющих в настоящее время государственную политику поддержки и развития сельского хозяйства. Это Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Китая, Сельскохозяйственный банк развития Китая. Кроме того, целью деятельности всех кредитных организаций КНР является не извлечение прибыли, как для российских банков, а содействие модернизации экономики, что достигается с помощью политики перехода к рыночным отношениям. Данная стратегия содержала такие положения, как [10, с. 7-8]:
— семейное подрядное хозяйство — главная форма производственной деятельности в сельском хозяйстве в долгосрочном периоде;
— развитие различных типов и способов экономической деятельности при сохранении ведущей роли общественной собственности на основные средства производства;
— развитие многоотраслевой структуры сельского хозяйства;
— развитие товарного производства и обращения, последовательное расширение сферы рыночного регулирования, оптимальное сочетание плана и рынка;
— признание необходимости и неизбежности дифференциации доходов в условиях развития товарного производства;
— политика помощи бедным районам;
— политика открытости внешнему миру.
Сегодня на Китай приходится около 18% мирового производства зерна, 29% — мяса, 50% — овощей, кроме того КНР является мировым лидером по производству свинины, пшеницы, риса, чая, хлопка и рыба.
До недавнего времени Китай был слабо интегрирован в мировую торговлю сельскохозяйственными продуктами. Однако после вступления страны в ВТО в 2001 г., барьеры на пути зарубежных производителей были снижены. В частности,
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
о
• !бд-:____; [eel I____; F/0!!_____; 109-i____1 *;________;
<t73Ji______499ji
04| I____Ц971!_____^25<l
17;r
1 (79| t
:fe4|;-------!S H1------i!64:’
(,26Г ■ r°^-
1990
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
■ Производство ■ Импорт
Рис. 2. Производство и импорт продуктов животноводства (тыс. тонн) [16].
%
140
120
100
SO
60
40
20
0
18,0 15,7 14.3 13.8
п п П П 573 4^ 3,5
5
6 гс
п
§
гс"
S
<и
«
а
х
ГС
ST
п
£ о * * ГС FT РЧ Tf | S ГС И О ^ сг* £
о to" Ш О ГС к 5 р о -г* С=3 (Li X 1 * £
О °
Рис. 3. Импортные пошлины стран мира в 2012 г., % [17]
249
Рис. 4. Каналы финансирования сельского хозяйства Китая [12, с. 10-14]
с 2005 г., с окончанием переходного периода, КНР стала одной из наиболее либерализованных стран на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что, во-первых, уровень импортных пошлин для аграрной продукции был сокращен с 23,2% в 2001 г. до 15,7% в 2012 г. Данный показатель намного ниже, чем среднемировой, который, согласно рис.3, составляет 57,1%.
Сельское хозяйство в Китае является фундаментальным сектором экономики и вносит огромный вклад в рост народного хозяйства. В 1978 г. на сельское хозяйство Китая приходилось 28,1% ВВП. Реформы, начатые в этом году и затронувшие агропромышленный комплекс КНР, способствовали экономическому росту страны: ВВП Китая вырос более чем в 20 раз, а среднегодовой темп прироста данного показателя составляет 15% [14].
В ходе реформирования экономики КНР, система финансирования постепенно диверсифицировалась — доля средств государства, направляемых на развитие сельского хозяйства, снизилась в пользу других источников инвестирования (рис. 4). Государственные финансы образуют важный канал финансирования АПК Китая. Инвестиции в основном идут в те области, которые касаются национальной безопасности.
Инвестиции в сельское хозяйство Китая осуществляются в значительной степени с помощью Сельскохозяйственного банка развития путем предоставления [1, с. 107]:
— кредитов на закупку основных видов сельхозпродукции, ее хранение, переработку, на оптовую торговлю;
— кредитов на оказание помощи бедным сельским районам;
— кредитов на комплексное освоение сельскохозяйственных ресурсов.
Вторым по значимости каналом кредитования сельского хозяйства в КНР являются сельские кредитные кооперативы, которые в начале XXI столетия были преобразованы в коммерческие банки с целью более эффективного взаимодействия и удовлетворения потребностей крестьян. С 2006 г. в Китае стимулируется развитие сельского финансового рынка, в результате чего в 2007 г. начали открываться сельские финансовые учреждения нового типа — деревенско-поселковые банки, кредитные компании, сельские кооперативы взаимной денежной помощи, выдающие фермерам небольшие ссуды на нужды производства. Данные институты взаимодействуют
с предприятиями АПК КНР, образуя крупные финансово-промышленные кластеры.
Важным каналом финансирования сельского хозяйства и развития сельских районов КНР является внешнее финансирование. Китай создал долгосрочные и стабильные партнерские отношения более чем со 140 странами и основными сельскохозяйственными и финансовыми международными институтами.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса одним из приоритетных направлений финансово-кредитного регулирования стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи. Стоит отметить, что значительным сдвигом в промышленной политике Китая стал переход от налогового давления на аграрный сектор экономики к активной поддержке сельхозпроизводителей и увеличению производительности сельскохозяйственных предприятий [4, с. 105]. В Китае также была проделана большая работа по охвату фермеров финансовыми, банковскими услугами. Главную роль при этом сыграли сельские кредитные кооперативы, сократившие число городов, не имеющих финансовых институтов и услуг, на 69,2% и 73,4% соответственно.
Положительная динамика Китая в развитии сельскохозяйственного производства выступает основой экономического роста страны. Стоит отметить, что вступление КНР в ВТО обострило проблему конкурентоспособности китайских сельскохозяйственных товаров в связи с низким качеством и дефицитом некоторых видов продукции. Поэтому, спустя два года после вступления в ВТО, китайские специалисты, в соответствии с динамикой развития мирового рынка, отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдается предпочтение, а именно: специализированные виды пшеницы и кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко. Была также поставлена задача расширять экспорт следующих продуктов: яблоки, апельсины, говядина и баранина, продукция рыбного промысла. Осуществление данной программы способствовало ускорению темпов развития аграрной промышленности основных китайских сельскохозяйственных регионов и росту доходов крестьян [5, с. 83-84]. Таким образом, вопреки ожиданиям специалистов, после вступления КНР в ВТО не наблюдалось заполнения национального рынка Китая импортной аграрной продукцией. Причина этого кроется в том, что китайское пра-
250
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
вительство приняло ряд мер при вступлении в ВТО, которые способствовали стратегической реструктуризации сельской экономики, повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора путем кластеризации. Таким образом, положительная динамика Китая в развитии сельскохозяйственного производства в условиях вступления в ВТО обусловлена [10, с. 8]:
— разработкой стратегии обеспечения продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства на основе государственного регулирования;
— внедрением в производство достижений мировой и отечественной науки, передовых технологий;
— введением налоговых и кредитных льгот;
— введением гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию;
— развитием многоуровневой системы финансирования АПК;
— разработкой мероприятий, направленных на сохранение сельскохозяйственных угодий, увеличение площади орошаемых земель, строительство гидротехнических сооружений;
— созданием в сельской местности социально-экономических условий, развитием сельской инфраструктуры, борьбой с бедностью.
Проблемами России в сфере сельского хозяйства являются:
— ограниченный охват сельской местности банковскими услугами;
— недостаточное предложение кредитов;
— недостаточно неэффективные финансовые услуги, предоставляемые предприятиям АПК;
— отсутствие эффективной синергии между мерами государственной поддержки сельского хозяйства и кредитованием АПК.
Решение описанных проблем возможно путем:
— повышения экономической эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
— обеспечения продовольственной безопасности страны;
— преодоления диспропорций в темпах экономического роста промышленности и аграрного хозяйства;
— сокращения разрыва в уровне доходов и качестве жизни городского и сельского населения;
— технологической модернизации сельского хозяйства;
— формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;
— создания современной социальной инфраструктуры сельских территорий — жилья, дорог и т.д.
На данный момент сложно однозначно прогнозировать последствия вступления в ВТО для экономики России. Многие, оглядываясь на Китай, приводят его в качестве очевидно положительного примера, как страны, которая получила массу преимуществ после вхождения в ВТО в 2001 г., и даже напрямую связывают рост китайской экономики с этим событием. За 10 лет членства во Всемирной торговой организации ВВП Китая увеличился с 1,325 до 8,227 трлн долларов США, что позволило КНР занять второе место по данному показателю в мире. Экспорт вырос в 5,9 раз, а импорт — в 5,7 раза. Китай по общему объему международной торговли занял в 2010 г. второе место в мире (в 2001 г. он был шестым), страна стала крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером. За это время Китай привлек 759,5 трлн долларов прямых иностранных инвестиций и создал 347 тысяч предприятий, занимающихся инвестициями в Китае.
Как будет развиваться экономика России после вступления в ВТО — покажет время. Во всяком случае главная цель этого процесса должна привести к возникновению новых возможностей в реализации российских национальных интересов.
Литература
1. Бурых Е.С. Зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования // Вестн. Алтайского гос. аграрного унта. — 2012. — Т. 87. — № 1.
2. Вагизова В.И. Кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики Татарстана // Проблемы современной экономики. — 2009. — №4.
3. Колодина Е.А. Сельскохозяйственная экономика и бизнес: модуль для повышения квалификации муниципальных служащих. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
4. Логинова О.А. Опыт государственного регулирования аграрного производства за рубежом // Вестн. Алтайского гос. аграрного ун-та. — 2012. — Т. 93. — № 7.
5. Лю Ш. Особенности разработки управленческих решений в условиях глобализации и после вступления Китая в ВТО // Транспортное дело России. — 2011. — № 4.
6. Михайленко А.Н. ВТО как инструмент реализации национальных интересов Китая // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: Сб. Восточного центра. — 2011. — № 10.
7. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.
8. Самаруха В.И. Проблемы развития кластеров в сельскохозяйственном производстве // Известия Иркутской гос. экономической академии. — 2007. — №1.
9. Хмельницкая З.Б., Золотухин С.Ю. Краткий обзор согласованных условий присоединения России к ВТО. Возможные последствия для предприятий отечественного агропромышленного комплекса // Аграрный вестник Урала. — 2012. — № 10.
10. Шамин А.Е., Вождаева Н.Г. Опыт решения аграрных проблем в сельском хозяйстве Китая // Вестник НГИЭИ. — 2011. — Т. 1. — № 2.
11. Guoqiang Ch. China’s Agriculture within the World Trading System (Chapter 4) // Institute of Market Economy Development Research Center of the State Council of China. — 2007.
12. Yang Q. Financing ang Investment in China’s Agricultural and Rural Development // China Agricultural University. — 2010.
13. Всемирный банк [Электронный ресурс]: Indicators. — Официальный сайт Всемирного банка, 2013. — Режим доступа: http:// www.worldbank.org (дата обращения 25.09.2013).
14. Всемирный банк [Электронный ресурс]: Indicators: GDP. — Официальный сайт Всемирного банка, 2013. — Режим доступа: http://www.worldbank.org (дата обращения 26.09.2013).
15. Жученко В. Кредитование АПК- задача непростая [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.agro.ru/News/ comments.aspx?id=22256 (дата обращения 25.09.2013).
16. Обзор АПК Российской Федерации [Электронный ресурс] / Ernst & yong // Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/Russian-agrobusiness-survey-2011/$FILE/Russian-agrobusiness-survey-2011.pdf (дата обращения 28.09.2013).
17. World Trade Organization [Электронный ресурс]: Statistics: World Tariff Profiles 2012. — Официальный сайт Всемирной торговой организации, 2013. — Режим доступа: http://www.wto.org (дата обращени29.09.2013).
18. Посталюк М.П., Захматов Д.Ю. Глобализация тенденций развития и критериев оценки инновационных систем взаимодействия реального и финансового секторов АПК региональной экономики // Вопросы экономики, управления и социологии. — 2013. — №3.
25 1