Научная статья на тему 'Формирование традиций архитектурной школы Академии художеств во второй половине XIX века'

Формирование традиций архитектурной школы Академии художеств во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА / SCHOOL OF ARCHITECTURE / МЕТОДИКА АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / METHODOLOGY OF ACADEMIC STUDY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ЭПОХИ / ARTISTIC CONSCIOUSNESS OF THE ERA / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ГЛАВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ / THE MAIN ARTISTIC IDEA / ТРАНСЛЯЦИЯ УНИКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ / BROADCAST UNIQUE TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильина Елена Валерьевна

В данной статье рассматривается процесс формирования традиций архитектурной школы. Дается рабочее определение «архитектурной школы» в контексте преемственности её традиций. Анализируются «уровни бытования традиции» на примере организации методики обучения в Академии Художеств. Выявляется значимость традиций академической архитектурной школы для русской культуры второй половины XIX века. На основе структурно-функционального подхода предлагается общая модель процесса формирования традиций школы. Раскрываются основные формы проявления традиций в культурно-историческом контексте эпохи. Обозначается главенствующая художественная идея академической архитектурной школы, составляющая ядро традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the process of forming the architectural traditions of the architectural school. We give a working definition of "school of architecture" in the context of the continuity of its traditions. Analyzed "levels of existence tradition" on the example of the organization methods of teaching at the Academy of Fine Arts. It reveals the importance of the traditions of academic architecture school for Russian culture in the second half of the XIX century. It proposed a general model of the formation of the traditions of the school on the basis of structural-functional approach. Disclosed are the main forms of traditions in the cultural and historical context of the era. Represented dominant artistic idea of the academic school of architecture at the core of tradition.

Текст научной работы на тему «Формирование традиций архитектурной школы Академии художеств во второй половине XIX века»

Таким образом, изобразительный художественный текст стал способом актуализации диалога не только между художником и зрителем, но и среди разных эпох Франция (XIX век) - Италия (Х^век) - Франция (ХХ1); в пространстве взаимодействия искусств живописи - литературы - скульптуры.

Останавливаясь на творчестве Э. Делакруа, выделим, что он обращается к трагедиям «Гамлет», «Отелло», «Магбет» английского драматурга У. Шекспира под впечатлением от них возникает ряд иллюстраций «Автопортрет в образе Гамлета», «Гамлет и Офелия», «Смерть Офелии», «Гамлет и Горацио на кладбище», Гамлет видит тень отца», «Отелло и Дездемона», «Макбет и ведьмы».

Большой интерес у художника вызывает трагедия «Фауст» немецкого поэта И. Гёте. В своих полотнах Делакруа изображает разные сцены из произведения «Фауст, трагедия Гёте», «Фауст встречает Маргариту», «Фауст в своем кабинете». В результате, литературные сюжеты становятся основой создании изобразительного текста.

Известно, что многие живописные шедевры создаются авторами под впечатлением от культуры других стран.

Например, Делакруа путешествуя по Северной Африке, познакомился с Алжирским султаном, который позволил художнику заглянуть в свой гарем. Автор был удивлен от увиденного, так как жизнь гарема была сонная, а наложницы представляющиеся ему необыкновенно романтическими персонажами и одетые в цветные арабские наряды, выглядели самым обыкновенным образом.

В результате, африканский мир, который он видел в своих фантазиях ярким, цветным, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший античную Грецию. В Северной Африке Делакруа сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.

Вступая в диалог с «чужой» культурой художник знакомит зрителя с образами и особенностями национального костюма арабских мужчин «Арабы из города Алжира», «Араб седлающий лошадь», «Охота на львов в Марокко», восточных женщин «Две алжирские женщины», «Марокканские женщины», «Еврейки Алжира»; с особенностями свадебного костюма вышитого декоративным орнаментом вручную «Абидосская невеста», «Еврейская невеста»; с архитектурой Марокко, показывая узкие дворики, светлые стены «Городская стена Мекнеса», «Марокканский двор»; с музыкальной культурой ««Еврейские музыканты Марокко», где изображены национальные инструменты тамбурин и арабская лютня [7].

Анализ изобразительного текста Э. Делакруа показал, что зритель общается с Восточной культурой, архитектурой, с музыкальным искусством Северной Африки.

В настоящее время художники продолжают изучать чужие обычаи, традиции, а искусство вступает в межкультурный диалог с «чужой» страной. Например, известная художница Санкт - Петербурга Евгения Лысогорова, после продолжительной поездки в Индию (город Гоа), с 2012 по 2014 год создает ряд живописных картин воплощая жанровые сцены из жизни индийского и африканского народа «Африканская девочка», «Девушка с цветком», «Жители Африки», «Буддийские дети», «В Африке», «Портрет индийского старика». [8].

Современный российский художник Юрий Ковалев, проживая в Испании, был охвачен местными традициями, обычаями от данной страны. Под впечатление от увиденной корриды, в творчестве художника появляется картина «Душа корриды» (2010) как яркий «испанский след» [9].

На полотне залитом полностью цветом крови, выделены лишь две фигуры: белая - тореро и серая - быка. Этого достаточно, чтобы понять, что хотел выразить художник: собравшийся с духом матадор выходит на арену и начинает совершать свой мистический танец с разъяренным быком.

Таким образом, художники, путешествуя по странам, долгое время изучают и «вживаются» в культуру другой страны, для того, чтобы с достоверной точности передать иную культурную информацию в своем полотне. Подытоживая рассуждение о диалогической природе живописи, важно отметить, что мысли художника запечатлены образами в изобразительном художественном тексте, который адресован реципиенту.

Список литературы

1. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Эксмо. 2014. - 760с.

2. Жильсон Э. Живопись и реальность. М.: РОС-СПЭМ. 2004.-368с.

3. Жинкин. Н. И. Язык-Речь-Творчество (избранные труды). М..: Лабиринт, 1999. - 368с.

4. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства: монография. СПб.: Алетейя, 2011. - 496 с.

5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка. 1958. - 202с.

6. Шевелев, И. Н. Афоризмы, мысли, эмоции. Книга жизни / И. Н. Шевелев. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1997. - 384с.

7. Голден Л. О. Марокканская музыка. [Эл. Ресурс.]: режим доступа http://www.belcanto.ru/marocco.html.

8. Евгения Лысогорова. Артсофия. Художественная критика. [Эл. Ресурс]: режим доступа http:// artsophia. ru/lyso gorova. html.

9. Флорио Фаустино. Русская душа Испании. О корриде в связи с тайной творческого процесса. [Эл. Ресурс.]: режим доступа http://teztigoteam .blogspot.com.

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ильина Елена Валерьевна

Старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды» КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается процесс формирования традиций архитектурной школы. Дается рабочее определение «архитектурной школы» в контексте преемственности её традиций. Анализируются «уровни бытования тра-

диции» на примере организации методики обучения в Академии Художеств. Выявляется значимость традиций академической архитектурной школы для русской культуры второй половины XIX века. На основе структурно-функционального подхода предлагается общая модель процесса формирования традиций школы. Раскрываются основные формы проявления традиций в культурно-историческом контексте эпохи. Обозначается главенствующая художественная идея академической архитектурной школы, составляющая ядро традиций. ABSTRACT

This article discusses the process of forming the architectural traditions of the architectural school. We give a working definition of "school of architecture" in the context of the continuity of its traditions. Analyzed "levels of existence tradition" on the example of the organization methods of teaching at the Academy of Fine Arts. It reveals the importance of the traditions of academic architecture school for Russian culture in the second half of the XIX century. It proposed a general model of the formation of the traditions ofthe school on the basis ofstructural-functional approach. Disclosed are the main forms of traditions in the cultural and historical context of the era. Represented dominant artistic idea of the academic school of architecture at the core of tradition.

Ключевые слова: архитектурная школа, методика академического обучения, художественное сознание эпохи, традиции, главная художественная идея, трансляция уникальных традиций.

Keywords: school of architecture, methodology of academic study, artistic consciousness of the era, traditions, the main artistic idea, broadcast unique traditions.

Русские архитектурные школы как школы профессионального мастерства обладали уникальными традициями, процесс формирования которых завершился ко второй половине XIX века. Здесь и далее под "архи-тетктурной школой" мы понимаем: «...явление культуры, складывающееся в определённый исторический период, характеризующееся значимостью художественной идеи и общностью художественной парадигмы представителей

школы. Важнейшим аспектом архитектурной школы является трансляция и сохранение традиций в архитектуре» [4,с. 124]. Одной из важнейших национальных школ архитектуры являлось архитектурное отделение Императорской Академии Художеств (ИАХ). Школа профессионального мастерства, или архитектурная школа, в данном контексте рассматривается, как явление русской культуры второй половины XIX века.

Уровень III

Идея о ноной национальной архитектуре

Уровень II Выеочайн профссс» зиа н мае ий уровень опальных llllli ерства Формир художест сознаню ование венного ЭПОХИ Актнви в архи строитель Э1 >е участие гектурно-юм процессе 10X11

I tic* об «|1ЛСШ1МК<Л ajnwrci npiwfl фчфмсп

НЛО о "сяисобряти русской :цлктск Т\|>Ы"

Нлсяомжмом ары[1в11Т>рн«л( ФоошшОгаыаанш!»

Уровень I Постижение метода Организация Связь теории архитектуры

архитектурного архитектурной с современными

мышления, на основе кршнки в изданиях. проектными задачами.

изучения С туденческие диспуты на (Организация учебных

«классических 1 см ы архн1скгуры. пракшк под руководс1вом

арчи амурных (,)бщсс1вснныс жзамсны архитекторов.

образцов» - арчи ieKtypiibie Архитектурное

выставки проекги|М)ваиие. учаоие и

реализации объектов

Уровень I уровень учебного процесса (материальный): Уровень II уровень традиций (метальный); Уровень III уровень общественного сознания (культуре)

Рис 1 - Процесс формирования традиции архитектурного отделения Академии

«Школа» сохраняет свою уникальность и автономность благодаря, сформированным ею, традициям. Содержание традиционных основ школы подготовки профессиональных архитекторов затрагивает историческую

специфику, методологическую основу и главенствующую художественную идею представителей школы. Более того, одним из важнейших признаков «школы» является непременная трансляция характерных для неё традиций.

Примером реализации традиций академической архитектурной школы является архитектурное творчество русских зодчих второй половины XIX века, выпускников ИАХ.

Процесс формирования традиций «школы архитекторов-академиков» рассмотрен с позиций структурно -функционального подхода. Выявленные особенности кристаллизации традиционного ядра школы приведены на Рис 1.

Первый (I), самый низший и физически ощущаемый, уровень -материальный. Он напрямую связан с тем, каким образом организован учебный процесс школы. Это этап, в процессе которого, будущий архитектор «погружается в поле академических традиций».

Второй уровень (II) раскрывает содержание ментальных установок представителей школы. Результатом воспринятых на ментальном уровне традиций будут являться «метод мышления в архитектуре» представителя школы и его активное участие в архитектурно-строительном процессе эпохи.

Третий (III) уровень раскрывает сущностное ядро традиций школы, а именно, ее главенствующую художественную идею в культурно-историческом контексте эпохи.

Проведенное исследование процесса формирования традиций академической архитектурной школы второй половины XIX века указывает на их уникальность и значимость для русской культуры. Так, например, актуализация «классических образцов» являлась не только основой ремесленной подготовки в Академии, но и главнейшим принципом «постановки архитектурного мышления». Теснейшая связь теории и практики в методике обучения на архитектурном отделении проявлялась в проведении обязательных летних практик студентов, а так же в совместной работе с преподавателями-наставниками на архитектурных объектах. Знаменитые студенческие диспуты на темы архитектуры повлияли на организацию профессиональных сообществ, выпуск печатных художественно-критических изданий. Общественные экзамены, предусмотренные уникальной академической системой

подготовки архитекторских кадров, ускорили национальный художественный выставочный процесс.

Идейные предпосылки открытия Императорской Академии Художеств, заложенные еще Петром I, были сохранены и составили сущностное ядро ее архитектурной школы. Основная художественная идея представителей школы - сформировать новую национальную архитектуру. На протяжении ста лет мощная государственная поддержка и своеобразный политический заказ обеспечивали жизнеспособность этой идеи. Процесс особенно активизировался во второй половине XIX века в силу политических, социальных, экономических, и культурных предпосылок. «Архитекторы-академики», то есть, выпускники академического отделения ИАХ, активно участвовали в процессе реализации главной художественной идеи школы.

Таким образом, одна из ведущих национальных архитектурных школ - школа архитекторов-академиков - во второй половине XIX века завершила процесс формирования собственных уникальных традиций и активно включилась в многообразно проявляющийся процесс трансляции идеи о новой русской архитектуре.

Список литературы

1. Борисова, Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века/ Е.А. Борисова. - М., 1971. - 239 с.

2. Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белю-тин. - Москва: Искусство, 1956. - 519 с.

3. Петров, Н.П. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования/ П.Н.Петров, Части 1 - 3.- Спб., 1864 -1887.- 625с.

4. Ильина, Е.В. Предпосылки возможного определения понятия «архитектурная школа»/ Е.В. Иль-ина//Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2013. - №3(10) часть 2. -С. 121 -125.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В МИКРОДИНАМИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ НА РУБЕЖЕ ХХ- ХХ! ВВ

Покатилова Ия Володаровна,

Доцент, кандидат искусствоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммососва, Якутск,

Россия

MODERN ART IN MICRODYNAMICS OF YAKUTIA 'S ARTISTIC CULTURE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES Pokatilova Ija Volodarovna, Associate professor, candidate of science (art criticism), North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia

АННОТАЦИЯ

Якутия как особый субрегион Дальневосточного Федерального округа предстает как обширная историко-культурная зона со специфическим способом деятельности ее культурной общности, внутри которой складывались и взаимодействовали разные этнические общности (юкагиры, эвены, эвенки, якуты-саха, долганы, чукчи, русские), обладающие целостностью существенных, устойчивых и динамичных признаков жизнедеятельности. Целью нашего исследования является попытка создания панорамы развития художественной культуры Якутии от древности до наших дней. Нами предлагается культурологическая парадигма системного исследования социокультурного опыта художественной деятельности Якутии конца ХХ-начала ХХ.I вв. в его динамике и современном состоянии.

SUMMARY

Yakutia as a distinct subregion of Far East Federal district of Russia turns out to be a vast historical and cultural area with a peculiar way of activity of its cultural community where different ethnic communities (Yukaghirs, Evens, Evenks, Yakut-Sakha, Dolgans, Chukchi, Russians), possessing the integrity of essential, stable and dynamic characteristics of activity have been developing and interacting. The purpose of our research is the attempt to create the panorama of the evolution of Yakutia's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.