сдерживать процессы консолидации, тем не менее, он в состоянии активно воздействовать на данные процессы.
Список использованной литературы:
1. Хаперская К. С. Слияния и поглощения - уточнение терминологии // Карельский научный журнал. -2018. - №1 (22). - С. 189-191.
2. Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 года №135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензии на осуществление банковских операций"
3. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cbr.ru/
4. Вселенская, И. В. Теоретическое обоснование выделения этапов сделки слияния и поглощения / И.В. Вселенская // Менеджмент, государственное и муниципальное управление. - 2019. - № 3 (41). -С. 15-18.
5. Гарипова З.Л. Реорганизация кредитных организаций (теоретический аспект) / З. Л. Гарипова // Финансовый менеджмент. - 2020. - № 3. - С. 87-99.
© Емельянов Д.А., 2022
УДК 339.37
Теплоухова В.А.
студентка группы МП-41 факультета экономики и информационных технологий Научный руководитель: Черданцев В.П.
Профессор, доктор экономических наук ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г.Пермь, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА В ООО «ТОРГОВЫЙ ДВОР»
Аннотация
Формирование товарного ассортимента является важной составляющей работы торгового предприятия. Стабильность торговли зависит от полноты, рациональности и устойчивости ассортимента товаров. Именно ассортимент является тем элементом, который связывает предприятие и рынок, выступая объектом экономического обмена и средством удовлетворения существующей потребности.
Ключевые слова:
ассортимент товаров, ассортиментная политика, товарная группа, формирование ассортимента.
В целом термин ассортимент можно истолковать как некий объект, который использует компания для получения денежной выгоды и обмена им с потребителем. Именно единица товарного ассортимента связывает компанию и потребителя на действующем рынке. [2]
В работе определим товарный ассортимент, как набор товаров, который имеет общие потребительские характеристики и предоставляет возможность выбора для клиента внутри
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »
!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500
№5 / 2022
продуктовых марок и группы товаров с этими характеристиками. [3]
Основные характеристики товарного ассортимента: марка, набор и совокупность товаров, выбор, потребительские характеристики. [1]
Ассортиментная политика компании - это одна из ключевых сфер управления компании, состоящая из совокупности стратегий, принципов и различных методик, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента, которая бы, в свою очередь, отвечала запросам потребителей и позволяла бы увеличивать эффективность работы компании в стратегическом и тактическом горизонте планирования.[5]
Самыми распространенными методами анализа ассортиментной политики и базой для ее управления является АВС-анализ. Он основывается на принципах Парето, а также является простым и универсальным. С помощью данного анализа можно определить вклад конкретных позиций товара или товарных групп в конечный финансовый результат компании. [4]
Для оценки ассортимента товаров в ООО «Торговый двор» проведен АВС-анализ. Для его проведения, продукция была разбита на товарные группы, число которых составило 56. Распределение ассортимента на товарные группы обусловлено так как тем, что в товарных группах схожее потребительское поведение, сравнение товаров различных по своим свойствам, с точки зрения покупательского поведения не является целесообразным.
На основе данных о продажах за 2021 год, товарные группы были распределены на соответствующие сегменты.
Группа А - наиболее ценная группа товаров, которая приносит предприятию 75% выручки. Это порядка 20% всего ассортимента магазина. Товары данной категории продаются быстро, при этом имеют большую маржинальность по сравнению с другими группами товаров.
Группа В - ценная группа товаров, которая нуждается в развитии. У нее меньшая доходность, чем у группы А, но она также важна для компании, т.к. привлекает стабильный поток потребителей.
Группа С - наименее ценная группа товаров, которая, чаще всего, составляет более половины ассортимента и не приносит значимой прибыли, т.к. имеет низкую маржу. Чаще всего, такие товары -это мелкие продукты, которые дополняют основную покупки потребителя. [4]
Количество товарных групп в каждом из сегментов отображено на Рисунке 2.
18%
■ А
В
55% 27% ■ С
Рисунок 2 - Распределение ассортимента по группам АВС-анализа
Данные о том, какие именно товарные группы входят в конкретный сегмент, отражены в Таблице 9.
Таблица 9
Сегменты и товарные группы АВС-анализа
Сегмент Товарные группы ассортимента Доля в продажах Доля от общего числа товарных групп
Группа А Хлебобулочные изделия Колбаса Молочная продукция Овощи и фрукты свежие Бакалея Табачные изделия и сопутствующий товар Рыба и др. 75% 18% (10 товарных групп)
Группа Б Виноводочная продукция Кулинария Консервы Овощи и фрукты консервированные Безалкогольные напитки Пищеконце нтраты Сухофрукты, орехи, экзотические фрукты и др. 25% 27% (15 товарных групп)
Группа С Мороженое Товары для животных Косметические, парфюмерные, гигиенические средства Замороженные продукты Фермерские продукты Варенье, конфитюры, джемы, сиропы Подарки и др. 5% 55% (31 товарная группа)
Исходя из проведенного АВС-анализа можно сделать следующий вывод:
• В группе А находятся 10 товарных групп ассортимента, которые составляют 18% от общего числа товарных групп и приносят предприятию в продаже 75% выручки. Группы товаров, входящих в этот сегмент необходимо развивать и уделять им особое внимание. Возможно, для них стоит сделать отдельную промо-активность для увеличения продаж именно этого товара. Также, стоит инвестировать в данную группу и развивать ее;
• В группе В находятся 15 товарных групп ассортимента предприятия (27%), которые обеспечивают 20% годовой выручки. Для данного сегмента необходимо поддержание ассортимента и более точное отслеживание изменений в спросе, продажах и ценах, т.к. часть из этой продукции можно перевести в группу А;
• В группе С находятся 31 товарная категория ассортимента ООО «Торговый двор» (55%). Продажи всех товаров этой группы за год принесли предприятию только 5% выручки. Такие товары в магазине - это низко маржинальные дополнительные товары, которые потребитель берет по сезону (в данной товарной группе есть мороженое, новогодние подарки и др.) или, как дополнение к основной покупке. Для таких товаров необходимо продумывать мерчандайзинг и размещать их в соответствии с тем, для кого они предназначены и с какими основными продуктами могут приобретаться.
Для оценки перспективных товарных групп проведен сравнительный анализ их продаж за каждый квартал 2021 года и 1 квартал 2022. Для анализа были сформированы 56 товарных групп ассортимента ООО «Торговый двор», рассчитана доля в продажах каждой группы за каждый рассматриваемый квартал. Затем, данные по долям за каждый квартал были сведены в общую таблицу, признаком сравнения данных стала товарная группа ассортимента.
В ходе анализа получены следующие выводы:
• В течение всего рассматриваемого периода рост доли в продажах наблюдается у следующих товарных групп: хлеб (Группа А), фермерские продукты (Группа С), кондитерские изделия и кулинария
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№5 / 2022
(группа В), хлебобулочные изделия (Группа А);
• Незначительный рост наблюдается в товарной группе, товары которой относятся к здоровому образу жизни. Возможно, это связано с ростом популярности темы здоровья, заботы о себе, осознанном потреблении;
• Стабильная доля в продажах наблюдается у товаров бакалеи, табачной и виноводочной продукции.
Таким образом, перспективами развития товарного ассортимента и увеличения продаж в ООО «Торговый двор» является развитие следующих товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия, кулинария и кондитерские изделия.
Список использованной литературы:
1. Кружковская Л.Г., Хачатуров Ю.Н. Спрос и формирование ассортимента в магазине // Л.Г. Кружковская, Ю.Н. Хачатуров. М.: Экономика, 2019. - 63 с.
2. Юрова Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2020. -№8 (141). 0 С. 83-89.
3. Ксенофонтова О., Новосельская Н. АВС-XYZ - анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 2 (34). 70-76 с.
4. Бузукова Е. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. - 2019. №3. 166-185с.
5. Эргардт О., Герман О. Методы анализа ассортиментной политики предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №9. 55-58с.
© Теплоухова В.А., 2022
УДК 339.3
Теплоухова В.А.
студентка группы МП-41 Факультета экономики и информационных технологий Научный руководитель: Черданцев В.П.
Профессор, доктор экономических наук ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия
ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ АССОРТИМЕНТОМ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДВОР»
Аннотация
Удовлетворение покупательского спроса является важной составляющей работы торгового предприятия. Для выявления потребностей клиентов и определения степени их удовлетворения товарами необходимо провести исследования, которые помогут выявить замечания и недостатки в отношении ассортимент.
Ключевые слова:
спрос, покупательская удовлетворенность, ассортимент товаров, формирование ассортимента. Ключевым параметром эффективности деятельности любой компании и решающим фактором