Научная статья на тему 'Формирование толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде'

Формирование толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушарова В. М.

Обоснована актуальность проблемы формирования толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде, выделив при этом задачи, стоящие перед высшей школой сегодня. Подчеркнута значимость формирования этнокультурной компетентности, межэтнической толерантности и гуманистических норм межэтнического общения для будущих специалистов сферы управления и социальных работников, призванных уметь регулировать и межэтнические отношения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде»

УДК 37.017.92

В. М. Мушарова

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ НОРМ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Обоснована актуальность проблемы формирования толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде, выделив при этом задачи, стоящие перед высшей школой сегодня. Подчеркнута значимость формирования этнокультурной компетентности, межэтнической толерантности и гуманистических норм межэтнического общения для будущих специалистов сферы управления и социальных работников, призванных уметь регулировать и межэтнические отношения в социуме.

Проблема формирования толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях приобретает сегодня особую актуальность как во всем мире, так и в нашей стране, которая столкнулась с различными проявлениями этнической и религиозной нетерпимости. Распространение ксенофобий и мигрантофобий, всплески интолерантности и агрессивности по отношению к иноэтническим мигрантам, существование националистических и расистских организаций, религиозный и политический экстремизм, дискриминация этнических меньшинств требуют поиска научно-практических решений по профилактике , предупреждению, предотвращению конфликтов, стабилизации и гармонизации межэтнических отношений. Следует отметить, что теоретически разработанной базой исследования проблем толерантности обладает современная наука. Толерантность сегодня определяется как терпимость к какому-либо аспекту существования. Это взгляд субъекта, оценивающего реальность как «терпимую» или «нетерпимую». Часто толерантность сводится лишь к возбуждению сочувствия к людям иной этнической и религиозной принадлежности.

Лебедева Н.М. рассматривает этническую толерантность как отсутствие негативного отношения к иной этнической структуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной[1].

Преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверх позитивном восприятии своей собственной ученые определяют как этническую интолерант-ность (несогласие, нетерпимость, неприятие). Толерантность - не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и целенаправленную педагогику толерантности - подчеркивает В.А.Тишков [2].

В решении проблемы значительная роль принадлежит высшей школе, которая призвана осуществить свои этнокультурные и этносоциальные функции, обеспечить стандарт образования как гаранта современного цивилизованного развития полиэтнического общества. Студенческие коллективы, как правило, являются полиэтничными. С одной стороны, в них создаются благоприятные условия для тесного личностного общения людей разных национальностей, с другой стороны, на характер отношений здесь могут влиять этнические предпочтения выходцев из той или иной специфической этнической среды. Люди, воспитан-

ные на определённых этнических ценностях и традициях, руководствуются ими как некоторыми формами отношений и поведения. Отсюда неизбежность и естественность предпочтительного отношения к собственно этническому. Приверженность к особенностям этнической жизни своей группы превращает этнические традиции определённого рода исходные мерки в межэтническом взаимодействии. Это порождает известные трудности в формировании гуманистических норм межэтнического общения. Поэтому полиэтничные коллективы в меньшей мере гарантированы от возникновения межличностных конфликтов на этнической почве.

Глобализация образования, перспективы вхождения России в мировой рынок квалифицированного труда и международное сотрудничество в области высшего образования требуют более глубокого осмысления проблем подготовки специалистов нового уровня в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Необходимостью становится подготовка специалистов с учётом развивающихся межэтнических контактов. Коммуникативные качества специалистов в профессионально значимых ситуациях межэтнического общения становится необходимостью в их профессиональной деятельности. Тем самым в современной образовательной парадигме для достижения нового качества образования важным является формирование таких ценностей как этнокультурная компетенция, толерантность и уважение к межэтническим различиям. При недостаточном уровне у специалистов этнокультурной компетенции, без умения эффективно функционировать в межэтнических деловых контактах возникает проблема качественной реализации профессиональных задач. Базовая профессиональная подготовка специалистов без обеспечения его этнокультурной адаптивности к современным требованиям не может дать специалиста нового уровня, который должен обладать высокой профессиональной и этнокультурной компетентностью, что сделает его конкурентоспособным в условиях динамичного международного сотрудничества.

Особо важное значение задача формирования этнокультурной компетенции имеет в нашей работе со студентами - будущими специалистами сферы социального управления и социальной работы, как важного компонента их профессиональной культуры, крайне необходимой для успешной деятельности по регуляции этнокультурных отношений в социуме, как на межличностном, так и на межгрупповом уровнях. Для оптимизации межэтнического общения руководителю, специалисту систем управления, социальным педагогам необходимо учитывать систему характерных для данного народа средств, приёмов, принципов коммуникации, которые образуют так называемую культурную сферу общения конкретной общности. Культура общения, в свою очередь, тесно взаимосвязана с культами, обрядами, традициями, обычаями. Этнокультурная компетентность поможет им оказать педагогически корректную социальную помощь населению с учётом их социо- и этнокультурных ориентаций, запросов, особенностей этнической психологии.

Изучив состояние межэтнических отношений в нашем вузе, следует отметить, что при всём благоприятном фоне межэтнического общения в студенческой среде имеют место процессы, которые вызывают озабоченность: дают о себе знать проявления этнической замкнутости, этнического высокомерия и чванства, нетерпимости к «непохожим», к «не своим», порой и конфликты. Поэтому теоретические и практические аспекты формирования гуманистических норм межэтнического общения должны стать предметом особого внимания преподавательского состава. В условиях роста этнического самосознания народов, стремления сохранить их самобытность, возрождения и развития национальной культуры требовалось обновление содержания и технологии высшего образования в нашей республике с учетом ее национально-региональных особенностей. Внедрение в учебный процесс предмета «История культуры Татарстана», разработанного и читаемого автором статьи,

перед студентами нашего вуза открыло широкие возможности для осмысления прошлого и настоящего татарского, русского и других народов, имеющих традиции совместного проживания, прививая тем самым потребность познать обычаи, традиции, историю и культуру. А в культуре и традициях жителей Татарстана как зеркале отражена общность исторических судеб и взаимодействие на протяжении тысячелетия этнокультурных общностей трёх типов - тюркских, финно-угорских и славянских народов как итог развития духовного и материального мира наших предков, их идеологии, морали, интеллекта, художественного сознания.

Целям формирования толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде служит и деятельность Клуба дружбы народов КГТУ, руководимого автором статьи. Клуб с 1988 года целенаправленно занимается воспитанием у молодежи уважения к ценностям национальной культуры, деликатности и терпимости в любых, даже конфликтных ситуациях. Инструментами приобщения к искусству межэтнического общения, искусству доверять друг другу, искусству понимания стали литература, поэзия, музыка, история, самодеятельность и многое другое, способное обогащать человеческую душу. Яркими событиями в жизни полиэтничного студенчества стали проведение колоритных Фестивалей дружбы народов, предусматривающих знакомство с песнями , танцами, играми, обрядами разных народов, праздников «Навруз», «Нардуган», «Масленица», литературно-музыкальных вечеров с деятелями культуры Татарстана.

Ежегодно в Клубе дружбы народов праздник встречи нового года по восточному календарю - Навруза в день весеннего равноденствия отмечают студенты из Китая, Вьетнама, Замбии, Марокко, Намибии, Узбекистана, Таджикистана, Татарстана, обучающиеся в КГТУ. Например, в празднике Навруз 2006 года игры, конкурсы, миниатюры, танцы, песни на турецком, татарском, китайском, вьетнамском, английском, уйгурском, казахском, монгольском, русском языках украсили теплую встречу студентов, увенчавшуюся исполнением своеобразного гимна «Я люблю тебя, Татарстан» на татарском языке. Тему любви к родному языку прозвучала в песне исполненной китайскими татарами «Туган тел» на слова великого Тукая. Непринужденная и дружелюбная атмосфера дополнялась горячим пловом, лавашем, чаепитием с чак-чаком, восточными сладостями. Особые симпатии аудитории заслужили артисты из СТЭМов «Нахлебники», «Патенты». Они сыграли роль «смехачей», ди-джеев и даже мим-танцоров, Ходжу Насретдина, Науруз бике, «Чайханщика». Бесспорными либимцами публики стали вьетнамцы Кыонг, Линь, замбийцы Лайнес, Хабензу, татары из Китая Ахметжан и Гульмира Галеевы, Нагиулла Хасанов, Рафкат Фахретдинов, Кудрат Акчурин, Пулат Салихов из Узбекистана, танцевальный коллектив «Боналит», Эльвира Каримова, Регина Абдреева, Ляйсан Кашапова, Лилия Ибатулли-на. Руслан Каримов и многие другие талантливые студенты.

В нашем вузе обучаются студенты из Йемена, Китая, Вьетнама, Замбии, Намибии, Сирии. Иордании, Марокко,и других стран. Фестивали дружбы народов, проведенные совместно со студентами других вузов Казани, также служат познанию друг друга и взаимо-обогащению культур, формированию гуманистических норм межэтнического общения, этнической толерантности.

Литература

1. Лебедева Н.М. Идентичность и толерантность. М.,2002. С. 26.

2. Толерантность и согласие. М., 1997. С. 23.

© В. М. Мушарова - ст. преп. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ.

Все статьи номера поступили в редакцию в период с 1.11.06 по 1.12.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.