УДК 72.01 КОЛМАКОВ А. В.
Формирование типовой жилой архитектуры 1930-1940-х годов
В статье рассмотрены вопросы изучения объектов наследия советской деревянной архитектуры 1930-1940-х годов. На основе анализа специализированной периодической печати того времени, посвященной архитектуре и строительству, приводятся экономические, социально-политические и бытовые предпосылки и условия формирования своеобразия архитектуры типовых проектов для массового строительства.
Ключевые слова: советская деревянная архитектура, архитектура Урала 1930-х годов, типовое строительство, жилая архитектура, стандартизация.
KOLMAKOV A. V.
FORMATION OF A TYPICAL RESIDENTIAL ARCHITECTURE 1930-1940
The article deals with the study of the Soviet heritage of wooden architecture 1930-1940. Having analyzed special periodicals of that time dealing with architecture and construction, the author presents economic, social, political and everyday causes and conditions of low cost housing and its unique style.
Keywords: Soviet wooden architecture, architecture of Ural of the 1930th, standard construction, economic housing, standardization.
Колмаков
Антон
Викторович
соискатель ученой степени кандидата архитектуры, старший преподаватель УралГАХА
e-mail: Kolmakov [email protected]
Современные архитекторы не проявляют какого-либо интереса к типовой деревянной архитектуре массового строительства 1930-1940-х гг. Ее реальное состояние в большинстве случаев не представляет никакой художественной ценности. Вместе с тем само архитектурное наследие периода становления Советского государства широко исследуется (Дмитрий Хмельницкий «Двадцать два», «Зодчий Сталин» и «Архитектура Сталина»; Владимир Паперный «Культура Два»).
В современном представлении «массовое деревянное строительство» — это непривлекательные, неухоженные, чаще двухэтажные здания, покосившиеся в силу продолжительности эксплуатации. Подобное зрелище можно наблюдать во многих городах нашей страны, где город бурно развивался в 1930-1940-е гг., и тех городах, которых не коснулись разрушения во время Великой Отечественной войны или бум нового строительства (Иллюстрация 1).
Более детальное рассмотрение еще сохранившихся зданий, а также анализ проектов позволяет восстановить первоначальный облик типового деревянного жилого здания для рабочих.
В годы первых пятилетних планов строительство многочисленных заводов-гигантов Урала и других регионов, конечно, сопровождалось строительством жилья для трудящихся. Застраивались и заселялись огромные ранее пустовавшие пространства. В силу отсутствия долговечных строительных материалов, кото-
рые использовались для возведения заводов и фабрик, материалом для домов массового гражданского строительства на Урале в основном служил лес.
Разработка типовых проектов для массового строительства сопровождалась активной дискуссией по вопросу наполненности и размеров помещений (наличие санузлов, мусоропроводов, системы отопления, вентиляции, канализации и т. д.) жилой ячейки и эстетики фасадов. На страницах журналов и газет того времени можно встретить многочисленные аргументации в пользу тех или иных вариантов планировки или фасадных решений.
Архитектурный стиль, в котором велось проектирование, нельзя причислить к какому-либо известному сегодня. Хотя народная молва дала ему вполне определенное название — барочно-барачное1 строительство. Для этих зданий характерна аскетичная планировка с минимальным (нередко отсутствовали даже уборные), в том числе и по площади, набором помещений и смежными комнатами.
В эти годы встает вопрос о том, к какому архитектурному стилю должны тяготеть предлагаемые проекты массового строительства (в том числе для отдаленных районов нашей страны). Архитекторами были высказаны мнения о том, что дома могут носить и отражать черты национального стиля местности, для которой ведется
1 Барак — здание легкой постройки, предназначенное для временного жилья (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
строительство2. Неоднократно было обращено внимание на карельскую деревянную архитектуру и народное зодчество как на наиболее выигрышный вариант, отвечающий функциональности, экономичности и достойному архитектурному оформлению.
Советская власть задавала следующие ориентиры для разработки типовых проектов жилья для пролетариата: «Борьба за культурную и зажиточную жизнь трудящихся выдвинула со всей остротой требование красивого качественного строительства... не то чтобы замкнуться в бездушной «коробочной» архитектуре и построить скучную безрадостную жизнь»3. Однако подобные рекомендации не проясняли, какой именно должна быть архитектура массового строительства. В периодической печати тех лет можно встретить различные осторожные мнения известных архитекторов (А. В. Щусев, И. А. Фомин и др.), которые можно свести к следующей, весьма расплывчатой формулировке, — в основе замысла как наиболее приемлемое должно быть классическое решение, к которому можно подмешивать элементы других стилей, упрощая и изменяя их так, чтобы избежать прямого копирования. Основные элементы, используемые в классике, также следует упрощать и стилизовать.
Архитекторам предлагалось выработать определенную номенклатуру декоративных типовых деталей, чтобы ими они могли разнообразить облик типовых строений и в то же время удешевить затраты на художественную составляющую. Стандартные размеры окон, дверных проемов, а также основные варианты их заполнения были уже разработаны. Надо отметить, что были стандартизированы также элементы столярного заполнения для изготовления оригинального внешнего вида окон и дверей.
На страницах «Архитектурной газеты» неоднократно встречается по-
Ь - ч. тг _Л!Ш
.
Иллюстрация 1: а — пос. Черемухово, Североуральский район; б — г. Ивдель; в — г. Волчанск
добное мнение: «Недопустимо, чтобы каждый архитектор сидел и сочинял свои наличники, свою скобянку, свои карнизы, розетки, плинтуса, балконные и лестничные ограждения, ступени, подоконники. все это «свое» творчество одних архитекторов в значительной степени имеет сходство с таким же «своим» творчеством других архитекторов, разнясь друг от друга чрезвычайно мало. Такое индивидуальное проектирование стройдеталей при нынешнем массовом строительстве невозможно и недопустимо, ибо оно удорожает и тормозит как проектирование, так и строительство. разработанные стандарты будут по своим архитектурным и конструктивным качествам значительно выше многих индивидуальных решений, а стоимостью, в конечном счете, значительно ниже их»4.
4 Архитектурная газета. 1937. Приложение к № 9, 12 февр.
Большое количество страниц, особенно в «Архитектурной газете», было заполнено предложениями типовых планировочных и фасадных решений, их обоснованием и, как следствие, общим обсуждением. В некоторых случаях, если здание уже построено, могли быть приведены мнения жильцов. Вместе с тем на страницах периодической печати можно встретить статьи, в которых жильцы жаловались на архитекторов, строителей и поставщиков материалов. Жалобы были даже на объекты показательного строительства. Архитекторы выжимали максимально кубатуру и квадратные метры жилой площади, идя на компромисс с требованиями индустриализации и оригинальности решения типовых построек. Строители должны были работать ударными темпами в условиях перебоев строительных материалов или отсутствия их надлежащего качества. Заводы производили не всегда качественный товар, иногда ввиду отсутствия времени на прове-
2 Блохин П. Сборные жилые дома заводского изготовления. Проекты фасадов сборных деревянных жилых домов заводского изготовления // Архитектура СССР. 1944. №7, июль. С. 11.
3 От редакции «Наши задачи» // Академия архитектуры. М., 1934. № 1-2. С. 4.
Иллюстрация 2: а — г. Серов; б — г. Шаля; в — г. Новоуральск; г — г. Серов; д — пос. Черемухово, Североуральский район
Щш - _-.л- Г--* Ш С Ш Эн 1 Г', "Щ 1* Щ—аШ -ДА Р|Г_" - 7ЇЩ ЛаЯ - шмШІ .. Ній - т I- г „ • зЖікШ “В 14
Иллюстрация 3: а — пос. Черемухово, Североуральский район; б — г. Серов; в — г. Новая Ляля; г — г. Екатеринбург
дение длительного технологического процесса (это проявлялось, например, в недоброкачественной никелировке скобяных изделий или в нетехнологическом заготовлении и сушке древесины).
Весьма часто в газетных статьях можно прочитать лозунг: «Советский строительный стандарт должен стать синонимом конструктивной надежности и архитектурной выразительности»5. При этом признавалось, что качество и ассортимент стандартных деталей оставляют желать лучшего.
По мнению многих архитекторов того времени, создание и применение стандартных архитектурных деталей снижает качество сооружения и ограничивает их в творчестве. Это мнение в значительной степени основано на печальной практике, когда качество выполнения индивидуального заказа было во много раз выше.
При более детальном рассмотрении архитектура этих строений заслуживает особой оценки, в час тности объекты, выстроенные в конце 1930-х гг. Примером может служить частично сохранившаяся застройка того времени г. Екатеринбурга и Свердловской области (Иллюстрация 2). Анализ сохранившихся объектов (элементы конструкций, оформление фасадов) позволяет сказать, что в большинстве случаев архитекторы, принимавшие участие в разработках, были выпускниками Московской и Ленинградской (Питерской) архитектурных школ. Формирование специалистов в этих школах проходило на основе освоения истории архитектуры Древней
5 Белиц-Гейман П. С. На рельсы индустриализации // Архитектурная газета. 1937. 12 февр.
Греции и Рима, а также детального изучения проектов и построек известных русских архитекторов конца
XIX — начала ХХ в. Среди сотрудников творческих коллективов могли работать выпускники как советского, так и царского времени. Возможно, поэтому в деревянной архитектуре 1930-1940-х гг. можно наблюдать элементы популярных в начале
XX в. стилей (модерн, неоклассицизм и неорусский стиль), а также применение ордера в композиции фасадов и украшение пластикой крупных деталей.
Однако суровость времени и жесткая экономия материалов не давали полностью реализовать творческие порывы. В результате мы можем видеть различные по архитектурной привлекательности строения для рабочих в разных городах и поселках. К тому же неприглядность массовому деревянному строительству добавляет время, которое отбирает у здания элементы декора путем естественных разрушений или руками людей, выполняющих различные работы по ремонту или утеплению здания.
Если внимательно рассматривать застройку в районах с сохранившимися типовыми объектами, то на некоторых зданиях можно увидеть уцелевшие элементы плоскостей фасада, декора, формы кровель, входных групп и т. д. (Иллюстрация 3).
На сегодняшний момент большинство зданий продолжает эксплуатироваться, несмотря на выработанный ресурс. Жители жалуются на «разгул» конструкций и, как следствие, неровный пол. Многим жильцам холодно, и они начинают утеплять свое жилье обособленно или сообща. По существующим сте-
нам выполняется утепление на манер вентилируемого фасада, с помощью «конопатки» щелей монтажной пеной, производится замена оконных проемов. Здания неминуемо разрушаются, вместе с ними мы утрачиваем архитектуру эпохи грандиозных темпов индустриализации Советского государства.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить умение и стремление архитекторов 1930-1940-х гг. малыми предоставленными возможностями внести в будни архитектурную составляющую, которая существенно разнообразит типовой облик стандарта.
Список использованной литературы
1 Фомин И. А. Принципы творческой работы архитектурной мастерской № 3 // Академия архитектуры. М., 1934. № 1-2.
2 Балахин В. С. Архитектура рабочих жилых комплексов Москвы // Академия архитектуры. М., 1935. № 1-2.
3 Вутке О. А. Архитектура колхозного жилища // Академия архитектуры. М., 1935. № 1-2.
4 Габе Р. М. Архитектурные формы крестьянского зодчества Карелии и возможность использования их в архитектуре колхозов // Академия архитектуры. М., 1936. № 2.
5 Гохблит И. Малоэтажный дом в поселке // Архитектура СССР. М., 1939. Июнь.
6 Балгер П., Коссель Г. Проблемы малоэтажного строительства // Архитектура СССР. М., 1940. Февраль.
7 Хигер Р. Я. Образ жилой архитектуры // Архитектурная газета. 1937. №158, 8 марта.
8 Типовые проекты жилых домов НКТП СССР // Архитектурная газета. 1937. Приложение к № 77-78, 23 нояб.
9 Типовые проекты жилых секций // Архитектурная газета. 1938. Приложение к №153, 23 сент.
10 Блохин П. Сборные жилые дома заводского изготовления. Проекты фасадов сборных деревянных жилых домов заводского изготовления // Архитектура СССР. М., 1944. № 7, июль.