Формирование технологии управления качеством предприятия
Орехов Сергей Александрович,
доктор экономических наук, профессор, Российский экономическмй университет им. Г.В. Плеханова, [email protected]
Алаа Аммар Талиб Аль-Хамдави,
специалист бюро культуры Посольства Республики Ирак в России (г. Москва), [email protected]
В статье вниманию читателей предлагается описание технологии управления качеством предприятия. Также качество рассматривается в контексте конкуренции и конкурентоспособности -как предприятия, так и продукции. Отдельное внимание уделено стратегии качества во взаимосвязи с общей стратегией предприятия и его функциональными стратегиями. Конкуренция, которая возникает между субъектами рынка, представляет собой одну из фундаментальных рыночных характеристик. Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, у которых совпадают целевые ориентиры при осуществлении своей деятельности. Интегральной характеристикой конкуренции является конкурентоспособность, под которой в научной литературе понимают наличие возможности бороться за долю рынка с конкурентами1. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к продукции, так и к предприятиям, корпоративным структурам, отраслям и даже национальным экономикам. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, качество, стратегия качества, технология управления качеством.
Конкурентоспособность продукции представляет собой его относительную характеристику, отражающую отличие данной продукции от аналога конкурента2:
- по уровню соответствия одной и той же потребности;
- по затратам на достижение удовлетворения приведенной выше потребности.
Под затратами, которые субъект несет на удовлетворение потребности, мы будем
понимать стоимость потребления, включающую в себя расходы потребителя на приобретение продукта, его потребление или использование в процессе жизненного цикла.
Для характеристики конкурентоспособности продуктов применяются следующие показатели, разбитые по группам:
- группа полезности (качество, возникающие при использовании продуктов эффекты и т.п.);
- группа расходов потребителей на достижение удовлетворенности от продукта (затраты на приобретение продукта, его использование, сервис, ремонтные работы, утилизацию и пр.);
- группа конкурентоспособности предложения (способы продвижения продуктов на рынке, условия поставки и оплаты, дистрибьюторская сеть, сервис и пр.).
Исследование конкурентоспособности продукции является одним из важнейших инструментов менеджмента современных предприятия, потому что рынок не дает возможности им долгое время удерживать приемлемую долю рынка, основываясь только на показатели конкурентоспособности продуктов и услуг, не учитывая сопутствующие издержки на его производство и доставку до конечных потребителей.
Для научной мысли очевидна прямая зависимость категорий «конкурентоспособность компании» и «конкурентоспособность продукта». Если продукция не продается, очевидно, что предприятие не является конкурентоспособным. Однако следует отметить, что конкурентоспособность продуктов не представляется собой ключевой фактор достижения конкурентоспособности компании.
Для формирования различий между указанными выше взаимосвязанными категориями, систематизируем следующие их специфические черты:
- рассмотрение конкурентоспособности продуктов и услуг происходит на горизонте так называемого «жизненного цикла продукции», исследование же конкурентоспособности предприятия осуществляется на более длительном отрезке времени его фактической и прогнозируемой деятельности;
- конкурентоспособность предприятия объединяет все выпускаемые им продукты, включает в себя также иные внешние и внутренние факторы его деятельности, а конкурентоспособность продукции анализируется в разрезе ее конкретных видов;
- анализ степени конкурентоспособности компании реализуется через внутренние механизмы, а оценка конкурентоспособности продукции происходит со стороны потребителей.
Проблематика повышения конкурентоспособности через улучшение процессов управления качеством представляется собой одну из ключевых областей для менеджмента отечественных предприятий, увеличивая интерес к стратегическим аспектам построения и развития бизнеса и к управлению качеством, а также к подходам и методикам их решения, что нашло выражение в следующих аспектах:
- менеджеры предприятия сосредотачивают свои усилия на формировании цикла производства высококонкурентных по своим характеристикам продуктов;
- детально исследуется практика иностранного бизнеса, реализующего на мировых рынках свою продукцию, которая превосходит по параметрам российские аналоги;
- развивается деятельность по имплементации систем менеджмента качества, основанных на международных стандартах, которые в западных странах являются не только источниками получения конкурентных преимуществ, но и инфраструктурным базисом повышения эффективности деятельности предприятия.
- постепенно распространяется новая философия качества, позволяя формировать принципиально новую организационную культуру.
© £
Ю
5
2
сч со £
Б
а
2 о
Таким образом, можно считать, что решение проблемы качества представляет собой необходимый элемент конкурентной стратегии современного предприятия3 . Покажем далее взаимосвязь между системой управления качеством и различными стратегическими направлениями развития компании. Компания в первую очередь должна сформировать маркетинговую стратегию, детерминирующую особенности и интересы покупателей, специфику конкурентных преимуществ продуктов и услуг, позволяющих достичь поставленные менеджментом цели. Маркетинговая стратегия формирует структуру активов предприятия и определяет его технологические особенности, что находит свое выражение в стратегии технического развития бизнеса.
Другим аспектом вопроса конкурентоспособности продукции и, соответственно, ее качества, является высокая корреляция между ними и качеством и режимом поставок комплектующих и материалов, что приводит к необходимости разработки стратегии работы компании с поставщиками. Для формирования и воплощения в жизнь системы менеджмента качества продукции необходимо обладать соответствующим кадровым резервом с такими характеристиками, как квалификация, постоянное обучение и совершенствование, вовлеченность в бизнес-процессы. Отсюда необходима и стратегия управления персоналом компании.
Планирование мероприятий по повышению качества и устранение причин возникновения дефектов в продукции, определение необходимых денежных фондов и сотрудников для имплемента-ции улучшений требуют проведения анализа и оценки затрат на качество и эффекта от внедренных улучшений, отсюда следует необходимость разработки транспарентной системы бухгалтерского учета и управленческой отчетности.
Разработка корпоративной стратегии в сочетании с комплексом функциональных стратегических направлений предполагает формирование менеджментом предприятия не только набора взаимосвязанных стратегических планов, но и выработку у ключевых сотрудников общего стратегического мышления, которое представляет собой скоординированный подход к долгосрочным целям предприятия и оперативным решениям, конгруэнтным указанным целям. Это можно достигнуть только путем формирования соответствующей корпоративной культуры, которая будет естествен-
Производство Потреблен
Рисунок 1 - Полный научно-производственный цикл как модель технологии управления качеством
ным образом вовлекать сотрудников в процессы разработки стратегических планов и инициатив.
Таким образом, можно рассматривать стратегию в области качества как фундаментальную функциональную стратегию, которая интегрируется в общекорпоративную стратегию предприятия. Отсюда вытекает необходимость использования руководством компании определенного стратегического инструментария при разработке стратегии качества.
В этом контексте необходимо рассмотреть технологию управления качеством предприятия, которая будет сквозным бизнес-процессом, поддерживающим стратегию в области качества.
Анализ научной литературы показал отсутствие единого подхода к технологии управления качеством предприятия4. Вместе с тем, необходимость формирования описательной части технологии управления качеством не вызывает сомнений, так как:
- это позволит выработать единый процесс менеджмента качества на предприятии, вне зависимости от концепции качества или инструментов управления качеством, которых придерживается руководство;
- описание технологии управления качеством предприятия послужит единым сквозным бизнес-процессом, в рамках которого можно будет имплементиро-вать стандарты качества;
- технология управления качеством будет служить одновременно интеграции и дезинтеграции процессов менеджмента качества, позволяя как видеть ситуацию и процедуры целиком в единой системе, так и анализировать и улучшать отдельные фрагменты указанной системы.
В общем, под технологией управления качеством предприятия понимается процесс создания, распространения и использования инструментов в области качества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать
основой любого улучшения в области качества). Кратко технологию управления качеством предприятия можно определить как процесс использования новшеств в области качества, что сопряжено с получением, воспроизводством и реализацией на предприятии улучшений в области качества.
Одной из упрощенных моделей менеджмента качества на современных предприятиях является цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из ряда относительно самостоятельных этапов и стадий.
Приведенные на рисунке выше стадии дают представление о последовательности движения научных идей к воплощению в конкретный реальный продукт. Каждая стадия предполагает применение инструментов контроля и менеджмента качества.
Начальной стадией технологии управления качеством является наука. Наука формирует познавательный инструментарий исследования окружающей среды и воплощение добываемого знания в поток научной информации, которая может быть применена при производстве продукции. Стадия «наука» включает:
- фундаментальные исследования (ФЛ);
- прикладные исследования (ЛИ);
- проектно-конструкторские работы (ПКР).
Между фундаментальными и прикладными исследованиями и проектно-конструкторскими работами существует тесная взаимосвязь, выражающаяся, в том числе, во взаимном стимулировании.
Этап производства предполагает выпуск продукции по итогам применения результатов предыдущих стадий научно-производственного цикла. Этот этап включает в себя:
- освоение производства продукции (ОН), в которое входит полная информационная, техническая и организационная подготовка к промышленному выпуску продуктов;
- непосредственный выпуск продукции (Л).
Рисунок 2 - Кибернетическая модель в рамках технологии управления качеством предприятия
Применение выпущенных продуктов и услуг реализуется в сфере потребления. Здесь можно определить следующие стадии:
- продажа новых продуктов или услуг (Р);
- использование новых продуктов или услуг потребителями (Э), с возможным включением послепродажного обслуживания различных техническихустройств;
- диффузия новшества (Д).
Таким образом, на рисунке выше представлена схема, изображающая полный цикл менеджмента качества. На практике полная реализация цикла практически не встречается, так как разделение труда на предприятии и фокус их на каком-либо виде деятельности приводит к фрагментации цикла управления качеством на отдельные элементы. Например, на рисунке 1 отмечено, как фундаментальные исследования (ФИ на нашей схеме) проводятся в академических институтах, вузах, отраслевых НИИ, лабораториях. Прикладные исследования и разработки осуществляются отраслевыми НИИ, конструкторскими и технологическими бюро, заводскими лабораториями при крупных предприятиях.
Также следует отметить, что большое значение в формировании эффективной технологии управления качеством предприятия имеют обратные связи. В нашем случае последняя реализуется в форме данных о результатах выполнения каждого этапа, передаваемых на следующие этапы. Набор и содержание данных является критерием либо правильности выбранных действий, либо ошибочности хода проекта. В связи с этим мы можем
использовать кибернетическую модель в рамках менеджмента качества.
Визуализация кибернетической модели менеджмента качества возможна в форме окружности, включающей в себя системно-интегрированные стадии научно-производственного цикла. В основе кибернетической модели лежит предпосылка о том, что прирост знаний на каждом этапе является продуктом - объектом интеллектуальной собственности, что позволяет обеспечивать непрерывность развития. На приведенном выше рисунке 2:
- «И» - результаты исследований;
- Р - разработка;
- О - опытное производство;
- П - производство;
- М - маркетинг;
- С - сбыт.
Нарисованная нами модель выражает непрерывность и автономность технологии управления качеством. Здесь невозможно определить начало процесса управления качеством или его окончание: вместе с образованием системы менеджмента качества начинаются непрерывная обработка информации, серия улучшений качества, перманентное обновление. Для изменения концепции развития и установившейся на предприятии практики здесь необходимо внешнее по отношению к системе менеджмента качества вмешательство.
Предложенные нами подходы к реализации технологии управления качеством предприятия позволяют воплотить в жизнь единый сквозной бизнес-процесс управления качеством. Управление качеством главной своей целью ставит повышение конкурентоспособности выпуска-
емой предприятием продукции. Любая продукция проходит стадии внедрения на рынок, роста продаж (расширение рынка), замедления роста и стабилизации объема продаж (зрелость продукта), снижения темпов продаж и ухода продукта с рынка. На каждой стадии необходим не только мониторинг качества, но и принятие на основе указанного мониторинга управленческих решений. Технология управления качеством предприятия предполагает целенаправленное воздействие на улучшение характеристик продукции на каждой стадии.
Улучшение характеристик продукции в своей основе означает повышение качества, соответственно - за созданием повышающего качество воздействия следует использование конечными потребителями продукции с новыми характеристиками. При этом нужно отметить, что технология управления качеством не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке продукта с улучшенными характеристиками. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новые параметры качества далее совершенствуется, делаются более эффективными, а продукция приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для продуктов предприятия новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей. Таким образом, технология управления качеством направлена на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг.
Подводя итоги, отметим, что технология управления качеством охватывает все сферы экономики и является одним из основных двигателей экономического роста. Поэтому любое предприятие, стремящееся сохранить и нарастить свою долю рынка, должно выстраивать эффективный процесс управления качеством. В то же время, деятельность в области управления качеством носит стратегический характер, так как от начала до конца научно-производственного цикла проходит достаточно долгий период времени. Поэтому управление качеством необходимо рассматривать системно в рамках механизмов стратегического менеджмента предприятия.
Литература
1. Goetsch, G.L., Davis, S. Quality management for organizational excellence: Introduction to total quality 8th Edition [Text] / G.L. Goetsch, S. Davis. - Pearson, 2015 -448 p.
О À
es
S
i? 2
2. Kemp, S. Quality Management Demystified [Text] / S. Kemp. - McGraw-Hill Education, 2006 - 320 p.
3. Listra, E. The concept of competition and the objectives of competitors [Text] / E. Listra // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - N213. P. 25-30
4. Miller, D., Proctor, A. Enterprise change management: How to prepare your organization for continuous change [Text] / D. Miller, A. Proctor. - Kogan Page, 2016 -208 p.
5. Pellettieri, M. Quality Management: Essential Planning for Breweries [Text] / M. Pellettieri. - Brewers Publications, 2015 -200 p.
6. Summers, D. Quality Management 2nd Edition [Text] / D. Summers. - Pearson, 2008 - 592 p.
7. Zavyalova, M. The basis of competitiveness of enterprise products [Text] / M. Zavyalova // Periodyk Naukowy Akadeii Polonijnej. - 2017. - N4(23). P. 85-92.
8. Enterprise Environmental Factors in Project Management | What Are the Enterprise Environmental Factors? [Internet source] - Access mode: https:// masterofproject.com/blog/505150/ enterprise-environmental-factors-in-project-management
9. Quality Management (QMS) Technology [Internet source] - Access mode: https://www.mastercontrol.com/ quality-management-software/ technology.html
10. The importance of quality in creating competitive advantage. A Portakabin case study [Internet source] - Access mode: https://businesscasestudies.co.uk/
portakabin/the-importance-of-quality-in-creating-competitive-advantage/what-is-quality.html
Ссылки:
1 Listra, E. The concept of competition and the objectives of competitors [Text] / E. Listra // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - N213. P. 26.
2 Zavyalova, M. The basis of competitiveness of enterprise products [Text] / M. Zavyalova // Periodyk Naukowy Akadeii Polonijnej. - 2017. - N4(23). P. 86.
3 The importance of quality in creating competitive advantage. A Portakabin case study [Internet source] - Access mode: https://businesscasestudies.co.uk/ portakabin/the-importance-of-quality-in-creating-competitive-advantage/what-is-quality.html
4 Quality Management (QMS) Technology [Internet source] - Access mode: https://www.mastercontrol.com/ quality-management-software/ technology.html
Forming technology of enterprise quality
management Orekhov S.A., Alaa Ammar Talib Al-Hamdawee
Plekhanov Russian Economic University The article offers the readers a description of the quality management technology of the enterprise. Quality is also considered in the context of competition and competitiveness - both enterprise and products. Special attention is paid to the quality strategy in conjunction with the overall strategy of the enterprise and its functional strategies. One of the most important characteristics of the market economy is competition arising between market actors and objects. Under competition we will understand the struggle of individuals or entities interested in achieving the same
objective as part of any activity. With the competition closely is the notion of competitiveness. Understand competitiveness ability to withstand competition. The notion of competitiveness applied to both products and enterprises, corporate entities, branches and even national economies. Keywords. Competition, competitiveness, quality, quality strategy, quality management technology. References
1. Goetsch, G.L., Davis, S. Quality management for
organizational excellence: Introduction to total quality 8th Edition [Text] / G.L. Goetsch, S. Davis. - Pearson, 2015 - 448 p.
2. Kemp, S. Quality Management Demystified [Text]
/ S. Kemp. - McGraw-Hill Education, 2006 -320 p.
3. Listra, E. The concept of competition and the
objectives of competitors [Text] / E. Listra // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2015. - N213. P. 25-30
4. Miller, D., Proctor, A. Enterprise change
management: How to prepare your organization for continuous change [Text] / D. Miller, A. Proctor. - Kogan Page, 2016 - 208 p.
5. Pellettieri, M. Quality Management: Essential
Planning for Breweries [Text] / M. Pellettieri.
- Brewers Publications, 2015 - 200 p.
6. Summers, D. Quality Management 2nd Edition
[Text] / D. Summers. - Pearson, 2008 - 592 p.
7. Zavyalova, M. The basis of competitiveness of
enterprise products [Text] / M. Zavyalova // Periodyk Naukowy Akadeii Polonijnej. - 2017.
- N4(23). P. 85-92.
8. Enterprise Environmental Factors in Project
Management | What Are the Enterprise Environmental Factors? [Internet source] -Access mode: https://masterofproject.com/ blog/505150/enterprise-environmental-factors-in-project-management
9. Quality Management (QMS) Technology [Internet
source] - Access mode: https:// www.mastercontrol.com/quality-management-software/technology.html
10. The importance of quality in creating competitive
advantage. A Portakabin case study [Internet source] - Access mode: https:// businesscasestudies.co.uk/portakabin/the-importance-of-quality-in-creating-competitive-advantage/what-is-quality.html