Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.47
П.В. Бочков
канд. экон. наук, доцент, Уральский институт, ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация. Логистическое управление транспортными потоками на железнодорожном транспорте является высшей формой проявления термина «логистика», так как критерий эффективного управления транспортными процессами на основе наименьших эксплуатационных расходов определяет базовые принципы организации самих процессов. Создание единой централизованной системы логистического управления невозможно без эффективного использования транспортных средств, терминальноскладских площадей и всей транспортной инфраструктуры, оптимизации транспортных цепочек.
Ключевые слова: логистическое управление, транспорт, логистическая система, грузопотоки, перевозки, инфраструктура, транспортные услуги, эффективная работа.
P.V. Bochkov, Ural Institute of The Russian academy of national economy and public service at the Russian President
FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMMUNICATION IN UNIFORM TRANSPORT AND LOGISTIC SYSTEM
Abstract. Logistical traffic management in railway transport is the highest form of manifestation of the term«logistics»,as the criterion for the effective management of transport processes on the basis of the lowest operating costs defines the basic principles of the processes themselves. Creation of a centralized system of logistics management is impossible without an efficient means of transport, terminal and warehouse space and entire transport infrastructure, optimization of transport chains.
Keywords: logistic management, transport, logistic system, freight traffic, freight, infrastructure, tariff policy, transportation services, effective work.
На железнодорожном транспорте организация грузопотока на основе логистического управления осуществляется диспетчерским аппаратом Центра управления перевозками (ЦУП) ОАО «РЖД», дорожных центров управления перевозками (ДЦУ), центров управления местной работой (ЦУМР) на базе отделения дорог и железнодорожных станций (ДС) во взаимодействии со смежными участниками транспортного процесса.
Логистическое управление грузопотоками во взаимодействии со смежными участниками единого транспортного процесса, реализуемое диспетчерскими службами системы управления перевозочным процессом, и логистическое взаимодействие системы фирменного транспортного обслуживания с экспедиторскими и другими организациями, выполняющими вспомогательные операции к основной производственной деятельности железнодорожного транспорта, являются составными, смежными и взаимосвязанными элементами единой системы логистического управления перевозками [2].
Создание на железнодорожном транспорте столь эффективной и уникальной по своим возможностям системы управления перевозочным процессом стало возможным благодаря внедрению автоматизированных информационно-управляющих и аналитических технологий. Данные технологии внедряются на уровне железнодорожных стан-
№ 9 (49) - 2015
7
Проблемы экономики и менеджмента
ций, поездных диспетчерских участков, отделений и управлений железных дорог.
Рисунок 1 - Технологическая связь в логистической системе [2]
Учитывая, что железнодорожный транспорт имеет мощнейшие информационные ресурсы, концентрируемые в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД» и позволяющие отображать в режиме реального времени все технологические процессы по перемещению грузо-, вагоно- и поездопотоков на полигоне страны и за рубежом, главному логистическому центру управления грузопотоками отводится доминирующая роль в вопросах управления грузопотоками в масштабах всего транспортного комплекса страны.
Создание единой централизованной системы логистического управления грузо-, вагоно- и поездопотоками в масштабах страны невозможно без создания международных транспортных коридоров, вхождения России в единое экономическое пространство, взаимосвязи всех участников транспортного процесса, развития интермодальных и мультимодальных грузовых перевозок, эффективного использования транспортных средств, терминально-складских площадей и всей транспортной инфраструктуры, а также снижения себестоимости перевозок и оптимизации транспортных цепочек [3]. Таким образом, главный логистический центр управления грузопотоками в целях эффективного управления логистическими процессами должен обладать следующими функциями:
- мониторинг грузопотоков и определение его перспектив;
- анализ структуры и объёма грузопотока;
- определение рациональной системы грузопотоков (план формирования грузопотоков);
- контроль над разработкой проектно-сметной документации;
- определение лимитирующих пропускных, провозных и перерабатывающих способностей элементов единой транспортной инфраструктуры с целью последующего усиления пропускных возможностей;
- технологическая увязка международной логистической системы управления грузопотоками с сетью транспортных коридоров;
- разработка нормативов работы экспедиторов, стивидоров, операторов, трейде-
8
№ 9 (49) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
ров и других субъектов, причастных к транспортному процессу, а также их профессиональная подготовка [1].
Таким образом, реализация концептуальных принципов и функций системы логистического управления грузовыми потоками во взаимодействии железных дорог со смежными видами транспорта, транспортными системами стран ближнего и дальнего зарубежья способствует улучшению основных показателей функционирования железных дорог (среднесуточный пробег, оборот и производительность вагонов локомотивов, рост фондоотдачи подвижного состава и инфраструктуры), а также устойчивости технологического, экономического и финансового состояния функционирования ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг.
Список литературы:
1. Бочков П.В., Бровченко Е.С. Состояние и перспективы развития логистических транспортных систем в Уральском регионе: монография. Екатеринбург: Ажур, 2013.
2. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов: учебник для трансп. вузов / под общ. ред. Л. Б. Миротина. М.: Экзамен, 2003.
3. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки : учеб. пособие. М.:РосКонсульт, 2007. 368 с.
№ 9 (49) - 2015
9