Научная статья на тему 'Формирование технических способностей студентов вузов при изучении строительной механики'

Формирование технических способностей студентов вузов при изучении строительной механики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕ-ТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / TECHNICAL COMPETENCES / STRUCTURAL MECHANICS / EFFICIENCY OF TEACHING METHODS AND TRAINING AIDS / ACTIVATION OF EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельцова Валентина Юрьевна

Исследованы проблемы формирования технических способностей студентов технического вуза при изучении строительной механики. Даны ре-комендации по выработке профессиональных компетенций студентов технического вуза при изучении строительной механики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ельцова Валентина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF TECHNICAL COMPETENCES OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT STUDENTS DURING STRUCTURAL MECHANICS STUDY

The article dwells upon a question of developing technical competences of technical colleges’ students during structural mechanics study, and provides guidelines for building these professional competences.

Текст научной работы на тему «Формирование технических способностей студентов вузов при изучении строительной механики»

УДК 378.091.313 Ельцова Валентина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры строительной механики Дальневосточного государственного университета путей сообщения тел.: (914) 172-49-67

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ

Eltsova Valentina Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Structural Mechanics Department, Far Eastern State Transport University tel.: (914) 172-49-67

DEVELOPING OF TECHNICAL COMPETENCES OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT STUDENTS DURING STRUCTURAL MECHANICS STUDY

Аннотация:

Исследованы проблемы формирования технических способностей студентов технического вуза при изучении строительной механики. Даны ре-комендации по выработке профессиональных компетенций студентов технического вуза при изучении строительной механики.

Ключевые слова:

технические способности, строительная механика, эффективность методов и средств обучения, активизация процесса обучения, компе-тентностный подход.

Summary:

The article dwells upon a question of developing technical competences of technical colleges’ students during structural mechanics study, and provides guidelines for building these professional competences.

Keywords:

technical competences, structural mechanics, efficiency of teaching methods and training aids, activation of educational process, competence approach.

Бурное развитие науки и техники, возрастающая потребность в более эффективных средствах передачи информации требуют более широкого использования возможностей технического языка, а следовательно, и активизации технического мышления.

Развитие научно-технического прогресса предъявило к подготовке специалистов ряд новых требований, которые отражены в образовательных стандартах высшей технической школы. Применительно к системе высшего профессионального образования стандарт - интегрированная междисциплинарная категория, сущностью которой является модель сложного многоуровневого объекта, охватывающая всю образовательную систему в соответствии с развитием рынка труда, непрерывностью образования, наличием различных форм профессионального обучения и компетентность.

Техническое мышление является процессом, в котором отражаются все существующие взаимосвязи и богатство реального мира. Наиболее существенной характеристикой такого мышления является способность человека к цельному и одномоментному отражению предметов и явлений реального мира, что, несомненно, связано с успешностью его деятельности.

Одним из первых исследований структуры технических способностей и технического мышления является исследование П.М. Якобсона, по мнению которого, последнее характеризуется главным образом практической, а не теоретической направленностью, достаточно развитым пространственным воображением, способностью к комбинированию, а иногда и мануальной ловкостью [1].

Наиболее фундаментальные работы по изучению структуры технического интеллекта выполнены под руководством Т.В. Кудрявцева. В своей работе «Психология технического мышления» на основании многих данных автор делает вывод о том, что наиболее характерным признаком развитого технического интеллекта является сложное динамическое взаимодействие и взаимосвязь его понятийных, образных и практических компонентов. Т.В. Кудрявцев пишет, что «...технический интеллект - «сплав» мысли и действия в их взаимосвязях и взаимопереходах» [2 , с. 125].

Опрос ведущих инженеров-конструкторов о характере творческого мышления, проведенный М.Г. Давлетшиным, выявил такие качества, необходимые для решения профессиональных задач, как наблюдательность, особенности восприятия техники, развитие глазомера, пространственное воображение, развитое техническое мышление, рациональный подход к решению задачи, умелость руки. Для «техника», по определению М.Г. Давлетшина, характерно активное, положительное отношение к технике, трудолюбие, целеустремленность, организованность, настойчи-

вость, самостоятельность, наличие определенных знаний и умений, проявление в деятельности благоприятных психологических состояний, наличие собственно технических способностей [3].

Процесс развития технического мышления сложен и включает в себя множество компонентов. Он предполагает развитие как пространственно-образного, так логического, как теоретического, так и практического мышления. В связи с этим можно согласиться с И.Ю. Соколовой, которая отмечает, что «для развития технического мышления у студентов в учебном процессе необходимо средствами любой дисциплины развивать логическое, образное, пространственное мышление и воображение, формировать систему знаний, в том числе профессиональных, развивать практическое мышление за счет решения различной сложности задач, выполнения ими реальных задач, развивать способность к прогнозированию, программированию и так далее» [4, с. 18].

Технические способности развиваются с раннего возраста. В детстве - посредством моделирования, в школе - при изучении математики, физики, и, наконец, в техническом вузе -строительной механики. Эти предметы считаются основными, которые дают фундаментальное образование будущему инженеру, способствуют развитию технических способностей.

Использование термина «компетентность» тесно связано с процессом переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход, что является необходимым условием модернизации и приведение его результатов в соответствии с международными стандартами.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В ходе изучения строительной механики студент овладевает следующими профессиональными компетенциями: способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат; знанием нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест; владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов; знанием научнотехнической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности. В ходе изучения курса строительной механики, помимо овладения профессиональными компетенциями, студент развивает и свои технические способности.

Решение задачи формирования технических способностей студентов при изучении строительной механики неотделимо от повышения эффективности методов и средств обучения. Эффективность того или иного метода определяется его целенаправленностью, не только успешностью приобретения студентами знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Так, активизация процесса обучения предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от обучающегося поиска нового, отбора данных, видоизменения привычных действий, инициативы, настойчивости; может быть достигнута решением задач проблемного характера, использованием опытов, демонстраций, лабораторных и практических работ, наглядных пособий (плакаты, макеты и прочее).

Установление связи между различными темами, отдельными понятиями - одно из условий активизации процесса обучения. Полезны методические рекомендации, обобщения, оформленные в виде сводок, правил, схем, таблиц и так далее. Они позволяют объединить знания в единую систему. Правильное соотношение логического и эмоционального элементов в данном процессе имеет большое значение в подготовке студентов к инженерноконструкторской деятельности. При этом развитие профессионального интереса и внимания должно основываться на внутренней логике предмета и практической значимости изучаемых вопросов, обновлении материала, усвоении способов деятельности и положительном отношении к процессу познания. Непременными условиями активизации процесса обучения являются индивидуальный подход к студенту, связь аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

В современной образовательной практике положительные результаты обучения связываются с использованием активных методов обучения. К ним чаще всего принято относить: рейтинговую систему оценки знаний, использование мультимедийных средств обучения при объяснении нового материала, проведение деловых игр, а также использование компьютерных технологий. Но это характеризует только средства обучения, применение которых может активизировать процесс познания, но не следует ограничиваться этим. Следует обращать особое

внимание на использование продуктивных методов обучения, таких как проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический, исследовательский.

Обобщая вышеизложенное, определим сущность формирования технических способностей студентов к профессиональной деятельности в контексте данной статьи. Под технической способностью студентов к инженерно-технической деятельности будем понимать дидактическую стратегию, развертывающуюся посредством качественного отбора дидактического обеспечения: содержания дисциплины технического профиля, гибкого использования форм, методов, приемов и средств, направленных на обогащение соответствующих знаний студентов, повышение уровня их творческого мышления и технического интеллекта и профессиональной компетентности.

Ссылки:

1. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М., 1974.

2. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М., 1975.

3. Давлетшин М.Г. Психология технических способностей школьников. Ташкент, 1970.

4. Соколова И.Ю. Психологические основы учебнопедагогической деятельности: учебное пособие. Томск, 1992.

References (transliterated):

1. Yakobson P.M. Protsess tvorcheskoy raboty izobre-tatelya. M., 1974.

2. Kudryavtsev T.V. Psikhologiya tekhnicheskogo mysh-leniya. Protsess i sposoby resheniya tekhnicheskikh zadach. M., 1975.

3. Davletshin M.G. Psikhologiya tekhnicheskikh sposobnostey shkol'nikov. Tashkent, 1970.

4. Sokolova I.Y. Psikhologicheskie osnovy uchebno-pedagogicheskoy deyatel'nosti: textbook. Tomsk, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.