Научная статья на тему 'Формирование татарской партийной номенклатуры в Сибири в 1920-1930-е гг'

Формирование татарской партийной номенклатуры в Сибири в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМЕНКЛАТУРА / ТАТАРЫ / СИББЮРО ЦК РКП(Б) / КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СИБИРИ (КУС) / СОВПАРТШКОЛА / PARTY ESTABLISHMENT / TATARS / SIBERIAN BUREAU OF THE CENTRAL COMMITTEE OF RUSSIAN COMMUNIST PARTY OF BOLSHEVIKS / COMMUNIST UNIVERSITY OF SIBERIA / SOVIET PARTY SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колоткин Михаил Николаевич

В статье рассматриваются первые шаги советского государства по формированию номенклатуры на примере татарского этноса в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR PARTY ESTABLISHMENT FORMATION IN SIBERIA IN 1920-1930

The Soviet state first steps in the party establishment formation are considered by the example of Tatar ethnos in Siberia.

Текст научной работы на тему «Формирование татарской партийной номенклатуры в Сибири в 1920-1930-е гг»

УДК 94(57)

ФОРМИРОВАНИЕ ТАТАРСКОЙ ПАРТИЙНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В СИБИРИ В 1920-1930-е ГГ.

Михаил Николаевич Колоткин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного,10, доктор исторических наук, профессор кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)361-04-68, e-mail: m.n.kolotkin@ssga.ru

В статье рассматриваются первые шаги советского государства по формированию номенклатуры на примере татарского этноса в Сибири.

Ключевые слова: номенклатура, татары, Сиббюро ЦК РКП(б), Коммунистический университет Сибири (КУС), совпартшкола.

TATAR PARTY ESTABLISHMENT FORMATION IN SIBERIA IN 1920-1930

Mikhail N. Kolotkin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Department of Legal and Social Sciences, tel. (383)361-04-68, e-mail: m.n.kolotkin@ssga.ru

The Soviet state first steps in the party establishment formation are considered by the example of Tatar ethnos in Siberia.

Key words: party establishment, Tatars, Siberian bureau of the Central Committee of Russian communist party of Bolsheviks, Communist university of Siberia, Soviet party school.

Подготовка татарской национальной номенклатуры в 1920-1930-е годы проходила в рамках общественной модернизации социокультурной сферы и переформатирования сознания людей. Она затрагивала глубинные пласты образа жизни этноса и была встроена в глобальную программу становления «нового» человека. По мнению М.И.Калинина, «история хочет, чтобы вы выполнили эти задачи, а эти задачи таковы: создавать нового человек, бороться за действительное братство народов, за коммунизм» [1]. Поэтому на первый план выходит подготовка соответствующих кадров, для которых главным критерием становится идеология и преданность политической линии в ущерб профессионализму

Сиббюро ЦК в начале 1922 г. на своем заседании рассмотрело и утвердило Положение об интернациональном отделении Коммунистического университета Сибири (КУСа) в Омске. Перед руководством его была поставлена единственная задача - подготовка партийных и советских функционеров для работы среди национального населения региона. На первом этапе предполагалось принять всего 100 слушателей из представителей наиболее многочисленных сибирских диаспор -эстонцев, латышей, немцев, казахов и татар. Причем квота для татар и казахов была наибольшей - 40 человек.

Статус руководителя отделения был довольно высок. Он назначался руководством университета по представлению Сиббюро ЦК РКП(б) [2].

10 января 1922 г. на места был разослан циркуляр Сиббюро ЦК, в котором давалась разверстка по губерниям и уездам, а также требования к кандидатам на зачисление. В документе специально оговаривалось, что при отборе курсантов необходимо соблюдать целый ряд условий : они должны были быть членами РКП(б) или в крайнем случае кандидатами или членами РКСМ. Образовательный ценз предусматривал знание русской грамматики и наличие начального образование на родном языке Среди татар региона места выделялись пропорционально их численности по губерниям : Томской и Омской - 11 мест, Иркутской - 7, Новониколаевской - 5, Алтайской и Енисейской - по 3. Местные власти были обязаны подобрать соответствующих кандидатов и отправить их в Омск не позднее 20 января 1922 г. Однако жизнь внесла свои коррективы, комплектование затянулось и отделение смогло начать свою работу только с конца февраля 1922 года.

В конечном счете часть вакансий осталась незаполненной. К 1 марта 1922 г. начали учебу только 17 человек из числа татар. Большинством из них являлись крестьянами и неквалифицированными рабочими с низшим образованием, часть из которых была беспартийной.

Программа обучения состояла из двух программ - общеобразовательной и теоретической, причем последняя более чем в два раза преобладала над первой (соответственно 120 и 300 часов). Максимальное количество часов отводилось изучению политэкономии (70 часов), экономике переходного периода (60), а также истории революционного движения Запада и Интернационала (50), в то время как на изучение русского и родного языка приходилось по 30 часов.

Подобный перекос в сторону "теории", наложенный на низкий образовательный уровень слушателей привел к плачевному результату. Вдобавок негативную роль сыграло то обстоятельство, что на интернациональном отделении применялась не лекционная, а классная (бригадная) система преподавания, нивелировавшая знания курсантов.

На основании печального опыта Сиббюро ЦК РКП(б) на своем заседании 9 мая 1922 г. приняло решение новый прием в КУС не проводить. Однако, принимая во внимание наличие многотысячного национального населения региона, обратилось с ходатайством в ЦК РКП(б) об организации Сибирской областной совпартшколы национальных меньшинств и выделения для этих целей 24 900 рублей золотом . На эту просьбу не было получено положительного решения, поэтому Сиббюро ЦК пошло по пути создания национальных отделений в губернских совпартшколах, особенно там, где оно было представлено довольно значительно.

Проанализировав ситуацию, сибирские власти решили продолжить обучение с организации подготовительных курсов. Местом обучения был выбран Томск, где на базе местной губпартшколы с 1 июля 1922 г. были открыты двухмесячные подготовительные курсы, назначение которых заключалось в том, чтобы подготовить татарскую молодежь для поступления в губернскую партшколу. Идя на этот шаг, власти сами отмечали, что "непосредственно поступление туда этой молодежи не представляется возможным, вследствие общей мало-подготовленности и слабого знания русского языка".

Властные структуры Сибири последовательно пытались выдерживать партийную разнарядку, подписанную секретарем Сиббюро ЦК С.В. Косиором о том, что "надлежит командировать на данные курсы в первую очередь членов РКП(б) и РКСМ и во вторую - членов профсоюзов, причем командируемых должны обеспечивать местные партийные организации" [3].

Всего предполагалось обучить 40 человек. Разверстка по губерниям Сибири выглядела следующим образом: Томская губ. - 20 (Анжеро-Судженск -8,Кольчугино - 4, Кемерово - 4, Прокопьевск - 2, г Томск и уезд - 2); Иркутская губ. - 6 (Черемхово - 3, Зима - 1, г. Иркутск - 2); Омская губ. - 6; Новониколаевская губ. - 5; Енисейская - 2; Алтайская - 1.

Как видно, акцент в работе делался на татарское население рабочих районов. Сибирское совещание татаро-казахской молодежи, состоявшееся 4 октября 1922 г., специально рассмотрело этот вопрос и при комплектовании курсантского набора учитывало в первую очередь социальное положение и партийность(8). В итоге к учебе приступило 25 мужчин и 4 женщины, из них рабочих - 26 человек.

1 сентября 1923 г. состоялся выпуск. Экзамены принимала комиссия в составе руководящих сотрудников агитпропотдела Томского губкома РКП(б), губна-ца и губоно. Все курсанты сдавали экзамены по знанию политических основ и естествознанию, 5 из них получили неудовлетворительные оценки. После окончания курсов 7 человек были распределены для работы в уездных партшколах, обучения на рабфаке Томского университета, а 9 человек направлены для дальнейшего обучения в Казанский коммунистический университет и Екатеринбургский институт народного образования.

В последующие годы обучение велось уже по централизованным программам, разработанным татаро-башкирским Центральным бюро при ЦК РКП(б). Укреплялись связи с Татарским коммунистическим университетом в Казани, куда было отправлено 8 курсантов из 4 губерний Сибири, хотя желающих учиться было гораздо болыпе". В январе 1924 г. в Томской совпартшколе обучалось 36 курсантов, из них от Томской губернии - 15, Омской- 8, Новониколаевской 4, Алтайской - 3, Енисейской - 4, Иркутской - 5, с которыми занимались три преподавателя [2]. 26 выпускников татаро-киргизского отделения Сибирской партийной школы в 1924 г. были распределены следующим образом: 17 человек были направлены в органы политпросвета, рабочие клубы и избы-читальни в качестве организаторов, 3 - в органы комсомола и председателями бюро юных пионеров, 3 - на усмотрение парткомов ВКП(б) и еще 3 выпускника были оставлены при школе для повторного обучения из-за слабой подготовки [3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. - М., 1956. - С. 5.

2. ЦДНИТО. Ф.1. Оп.1. Д.1467.Л.21.

3. ГАНО. Ф.1.Оп.1 .Д.107.Л.72.

© М. Н. Колоткин, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.