Формирование тарифов на услуги аэропортов: современные подходы и перспективы
А. н. Хвостунков, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России 31 октября 2014 г.
заместитель начальника утвердила Методические указания по вопросу государственного
управления регулирования регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных
транспорта Федеральной монополий в аэропортах. По замыслу разработчиков, документ
I службы по тарифам должен способствовать развитию аэропортовой и аэродромной ин-
(ФСТРоссии) фраструктуры, а также обеспечить прозрачность тарифных решений
в сфере аэропортовой деятельности, принимаемых органами регулирования естественных монополий.
Сегодня в аэропортах регулируются такие услуги, как создание условий для взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров; заправка воздушных судов авиационным топливом; хранение авиатоплива.
Регулирование основано на Федеральном законе «О естественных монополиях» и на постановлении Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
Необходимо отметить, что доля расходов предприятий на оказание регулируемых услуг в аэропортах России в общей системе расходов на авиационные перевозки незначительна и составляет от 6 % (для крупных авиакомпаний) до 12 % (для региональных авиаперевозчиков).
Процесс принятия решений по тарифам для конкретного аэропорта прозрачен: начиная с предварительных обсуждений по выработке этих решений с представителями аэропортов, потребителями их услуг, заинтересованными министерствами и ведомствами и заканчивая их участием в заседаниях правления ФСТ. Также в целях информирования о разработке ФСТ России
соответствующих проектов нормативных правовых актов и их общественного обсуждения все проекты тарифных решений публикуются на едином портале.
Цель, задачи и факторы
Основной целью государственного регулирования тарифов на услуги в аэропортах является обеспечение баланса интересов субъектов естественных монополий в аэропортах и авиационных компаний - потребителей их услуг.
При этом решаются две основные задачи, а именно: обеспечение финансовой сбалансированности деятельности аэропортов с учетом растущих издержек, с одной стороны, и предотвращение резкого роста расходов авиакомпаний на аэропортовое обслуживание - с другой.
Большие издержки аэропортов объясняются разными факторами, в числе которых реализация масштабных инвестиционных проектов, направленных на развитие аэропортовой и аэродромной инфраструктуры. Рост издержек обусловлен также договорами аренды федерального имущества, не подлежащего приватизации, которые аэропорты заключают с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Сказываются постоянно растущие требования к аэропортам, предусматривающие проведение мероприятий по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта. Кроме
того, оказывает влияние передача аэропортов под охрану подразделениями вневедомственной охраны МВД России и ведомственной охраны Минтранса России.
Благодаря этим факторам, сдерживающим рост тарифов на услуги аэропортов, повышается эффективность их деятельности за счет увеличения объемных показателей и снижения издержек. Кроме того, привлекаются дополнительные источники финансирования капитальных вложений, в том числе бюджетных и заемных средств.
Важнейшим фактором сдерживания роста ставок сборов и тарифов является повышение эффективности государственного отраслевого регулирования деятельности аэропортов, в том числе по вопросам управления федеральным имуществом аэропортов, а также оптимизации сертификационных требований к их деятельности.
Динамика аэропортовых сборов
В целом в результате проводимой тарифной политики рост регулируемых ставок аэропортовых сборов и тарифов не превышает показателей инфляции в стране (см. рисунок).
Различия в уровнях аэропортовых сборов имеют свои обоснования. Они вызваны разными условиями хозяйствования аэропортов, главным образом, объемными показателями их деятельности, географическим расположением, развитостью сети авиационных перевозок.
12 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 6 (55) 2014
Сравнительный анализ динамики роста ставок аэропортовых сборов (тарифов) и показателей инфляции с 1997 по 2013 гг.:
1 - индекс потребительских цен (нарастающим итогом); 2 - индекс среднего нормального тарифа на авиационную перевозку; 3 - сбор за взлет - посадку; 4 - сбор за обеспечение авиационной безопасности; 5 - сбор за пользование аэровокзалом (внутренние воздушные линии); 6 - сбор за пользование аэровокзалом (международные воздушные линии); 7 - тариф за обслуживание пассажиров (внутренние воздушные линии); 8 - тариф за обслуживание пассажиров (международные воздушные линии).
Важно отметить, что все ставки тарифов, утверждаемые ФСТ России, являются предельно максимальными. У аэропортов есть право применять тарифы или на установленном уровне, или ниже его в целях привлечения новых авиакомпаний. Это особенно актуально для развития сети региональных пассажирских перевозок.
Тарифы будущего
В 2013 г. была начата разработка методологической базы по переходу на долгосрочную модель регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах и ставок аэронавигационных сборов.
В конце 2013 г. было принято первое долгосрочное решение о развитии аэропорта «Пулково», которое в условиях его масштабной реконструкции обеспечило финансовую сбалансированность деятельности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Проект реализуется в рамках Соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково», на основе государственно-частного партнерства с Правительством Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт „Пулково"».
Данный подход позволил обеспечить прозрачность ценовой политики в отношении регулируемых сборов в
№ 6 (55) 2014
долгосрочном периоде, а также явился фактором сдерживания роста расходов авиаперевозчиков в соответствующем периоде.
Правление ФСТ России 31 октября 2014 г. приняло решение об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах. Они содержат Методику расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, а также Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) на данные услуги.
Методические указания предназначены для использования Федеральной службой по тарифам; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование сборов и тарифов; субъектами естественных монополий, оказывающими услуги в аэропортах. Документ дает возможность устанавливать аэропортовые сборы и тарифы на период регулирования, не превышающий 5 лет, в случае реализации долгосрочной инвестиционной программы, связанной с улучшением текущего состоя-
ния материально-технической базы и перспективами развития аэропорта, а также необходимостью внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности регулируемых сборов и тарифов.
Методические указания определяют основные положения по расчету:
• экономически обоснованных затрат, включающих расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы, учитываемые при формировании регулируемых сборов и тарифов;
• нормативной прибыли, определяемой исходя из стоимости основных средств и других активов, необходимых для оказания регулируемых услуг, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал, с учетом стимулирования реализации инвестиционных программ по обновлению и развитию материально-технической базы, строительству объектов производственной инфраструктуры и внедрению новых технологий;
• необходимой валовой выручки, формируемой исходя из объема экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли, субсидий за счет бюджетных средств, а также величины ее корректировки;
• предельного уровня ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год;
• предельного уровня ставок сборов и тарифов на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования.
Вариативность подходов к формированию тарифов в зависимости от условий хозяйственной деятельности аэропорта позволяет рассчитывать ставки сборов и тарифов на очередной финансовый год и на долгосрочный период (до 5 лет) с использованием метода RAB (метода доходности инвестированного капитала, от англ. Regulatory Asset Base - ред.).
Основные изменения в подходе к государственному ценовому регулированию деятельности аэропортов на ближайшие годы связаны с внедрением в практику названных методологических подходов, которые позволят обеспечить развитие аэропортовой и аэродромной инфраструктуры, а также прозрачность принимаемых органами регулирования естественных монополий тарифных решений в сфере аэропортовой деятельности. □
«Транспорт Российской Федерации» | 13