Несмотря на то, что долгие годы русский язык преподаются в иранских ВУЗах, но большинство обучающихся не владеют умением говорения на русском языке. С целью выявления причин, вызывавших сложности при изучении у них в мае текущего года нами, был проведен опрос, в котором приняли участии 65 иранских студентов, изучающих русский язык.
На основе результата опроса выводится, что отсутствие подходящего метода обучения для иранской аудитории, негативное влияние внеязыковой среды и отсутствие мотива у студентов являются самими основными причинами возникновения сложностей при изучении русского языка иранскими студентами.
Устроиться на высокооплаченную работы является одной из главных целей изучения русского языка в Иране. Но по окончании образования не у всех это получится, вследствие чего они теряют интерес к изучению изучаемого языка.
Кроме того, при преподавании русского языка необходимо учитывать цель изучения иностранного языка, особенности родного и изучаемого языка и их различия, и также культурные особенности.
Список литературы
1. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В.А. Бухбиндера. - Киев: КГУ, 1980.
2. Васильева, В. В. Устная речь : практикум / В. В. Васильева, В. И. Коньков. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2015. — 100 с.
3. Волосова М.В. Роль аудирования в процессе обучения говорению на русском языке как иностранном // Педагогический журнал. 2017. Том 7. № 1А.
4. Вольнова Д.Н., Меланченко Е.А. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации.
2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/68724
5. Лю Ц. обучение китайских студентов устной речи Московский педагогический государственный университет. Москва-2015.
6. Резаи А. М. Современная система обучения РКИ в иранских языковых университетах: проблемы и перспективы// Русский язык за рубежом: №4/2012
7. Самофалова М.В., Борисенко В.А. Специфика обучения говорению взрослого контингента слушателей на отдельных дополнительного образования. Гуманитарные и социальные науки 2017. № 4
8. Самошкина Я.С. Особенности коммуникативного метода обучения русскому языку как иностранному / Я.С. Самошкина, А.И. Хребтова // Актуальные проблемы лингвистики, межъязыковой и межкультурной коммуникации при обучении иностранным и русскому языкам в современных системах образования: сборник трудов научной конференции. - Улан-Удэ: БГСХА,
2017.
УДК 792.8
ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦА В СТРУКТУРЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
Клименко Наталия Александровна, 2018 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова», профессор кафедры хореографии, кандидат философских наук, Тамбов
Аннотация: в статье рассмотрены факторы, оказавшие влияние на формирование народных традиций и танца в них: трудовая деятельность, охота, военные действия, обряды, праздники и т.д. Даны попытки анализа такого влияния и приведены примеры из различных источников энциклопедической, художественной и иной литературы. Статья может представлять интерес для специалистов-хореографов и любителей народного танцевального искусства.
Ключевые слова: народная художественная культура, обряд, праздник, традиции, хоровод, пляска.
FORMATION OF DANCE IN THE STRUCTURE OF FOLK TRADITIONS
Klimenko Natalia Alexandrovna, 2018 Tambov State Music and Pedagogical Institute. S.V. Rakhmaninov, Professor of the Department of Choreography,Candidate of Philosophy, Tambov
Abstract: the article considers the factors that influenced the formation of folk traditions and dance in them: labor activity, hunting, military actions, rites, holidays, etc. Attempts are made to analyze this influence and examples are given from various sources of encyclopedic, artistic and other literature. The article may be of interest to professional choreographers and fans of folk dance art.
Key words: folk art culture, rite, holiday, traditions, dance.
На протяжении многих веков народная художественная культура является неотъемлемой частью жизни человека. Преемственность духовной культуры осуществляется через исконные, уходящие в седую древность понятия нравственности и красоты. Своеобразным способом передачи этих понятий новым поколениям, средством формирования эстетических взглядов человека, являются традиции, обряды, обычаи и праздники. Обрядовые действия всегда условны и символичны, но условность эта, как правило, таит в себе глубокий смысл. В ходе обряда личность усваивает общие идеалы, соотнося к ним собственный духовный мир, свои чувства, надежды, желания.
Народная традиционная культура - это богатство, требующее сохранения и защиты, восстановления связей современного человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим. В наши дни обрядность является органическим продолжением общего многовекового процесса, очередной ступенью его развития, средством воспитания и носительницей лучших идеалов человека.
Заметную роль в традициях народной культуре всегда играл, играет и сегодня, танец. Народ - хранитель своего художественно-творческого наследия, в том числе и танцевального. А танец, в свою очередь, является персональным кодом народа, дающим определение национальности, духовности, ментальности и т.д. Во многом по самобытности народных танцев происходит процесс узнаваемости того или иного этноса. До тех пор, пока в народе сохраняются традиции, в том числе и танцевальные, он (народ) имеет право на будущее, имеет право на развитие, то есть на дальнейшую жизнь. Как только потеряны традиции, народ перестает существовать. Народные традиции неразрывно связаны с жизнью народа, создается им и потребляется им же. С древних времен народные традиции и танец неразрывно связаны друг с другом и различными сферами народной жизни.
История зарождения танца уходит вглубь веков. Народный танец мало походил на то, что современный человек привык понимать под этим словом. Это были телодвижения, основанные на трудовом процессе - обработка земли, сбор урожая; подражании - охота на дикого зверя, ловля птиц, бытовые процессы - убаюкивание младенца и т.д.
Это вполне естественно, так как трудовая деятельность формировала древнего человека, она же и легла в основу первых танцевальных движений: работа мотыгой, процесс посева, сбор плодов и другая работа. Бытовали пляски, воспроизводящие процесс возделывания растений, посев злаковых и других культур. В таких обрядовых танцах принимало участие всё племя или уже более поздняя -община. Первыми двигались мужчины как бы «вспахивая» поле, за ними шли женщины «сеяли», опуская в лунки зерна, а идущие за ними дети закапывали лунки.
Танцы, отображающие трудовые процессы, были у каждого народа. Об этом говорят факты более поздней истории. Так в эпоху раннего Средневековья во Франции существовал танец «Бранль», в котором отражались трудовые процессы. С развитием ремесел бранль изменил свой лексический язык, но не изменил суть танца - в бранле стали отражаться трудовые процессы ремесленников. Существовало около двух сот разновидностей бранля и, в основе всех, лежал труд башмачников, бочарников, ткачей, пекарей и др. Некоторые подобные танцы сохранились до наших дней, например русские: «А мы просо сеяли», «Заплетися плетень», «Завейся капустка», «А мы
сеяли, сеяли ленок». Или нашли своё выражение в отдельных танцевальных элементах и композиционных фигурах, так движение «челнок», отражающее работу челнока во время ткацких работ, сохранилось во многих русских танцах. В узбекских женских танцах имеются движения, не отражающие действия вышивальщицы, но радости испытывающей девушкой от результата своего труда - движения любования.
Основу жизнедеятельности древних племен составляла борьба за выживание и отвоевывания у соседних племен территорий, охотничьих угодий, захвата имущества, запасов еды и пленение людей, с целью дальнейшего их порабощения и т.п. Это было воинственное время, поэтому большую роль в формировании танцевального искусства носили воинственные пляски, которые исполнялись перед сражением, для поднятия боевого духа. Танцевальные церемонии проходили и после военных действий в честь победы, перемирия или в процессе ритуала по оплакиванию убитых и т.д.: «...воинские пляски (их отличала редчайшая организованность, ритмическая слитность, одухотворенность) были вершиной танцевального творчества первобытного человека» [13, с. 9-10].
Жизненные условия первобытного человека, заставляли его быть хорошим охотником. Это определило появление подражательных плясок, в которых изображались животные, птицы, рыбы и т.д. Существуют танцы «бабочек», «динго», «лягушек» «кенгуру» у австралийских племен; «рыбьи» пляски и пляски «летучих мышей» у бразильских индейцев; русские танцы - «лебедушка», «утушка», «рыбка», «оленя», «моржа» и других в северных регионах России. Подражая движениям животных, танцующие люди верили, что влияют на положительный исход охотничьего процесса: «Медленно пружинистыми движениями, почти не касаясь земли они <...> крались вокруг костра, держа перед собой натянутые луки. <...> Потом к костру вышли еще трое бушманов, наряженных в шкуры и перья страуса. Их движения настолько имитировали повадки птиц, что на первых порах, я невольно вздрогнул: уж не присутствую ли я при воплощении в жизнь передаваемые из уст в уста во всей Южной Африке легенд, в которых рассказывается, что бушмены, «знающие язык животных», могут якобы вызвать на болото гиппопотамов или разговаривать с бабуинами.
Изгибая и прихорашиваясь, топорща перья и подпрыгивая, как это обычно делают самцы страусов во пору любовных игр, танцоры продолжали разыгрывать пантомиму. Охотники тем временем обошли птиц с другой стороны и выбрали момент, когда страусы уже слишком увлеклись своим танцем, выпустили в них стрелу. В смертной агонии, беспомощно хлопая крыльями, на землю упали две птицы, а третья, испустив истошный крик и перепрыгнув через костер, скрылась в темноте» [6, с 103].
Для подобных плясок первобытный человек раскрашивал свое лицо и тело различной яркой краской. Делал он это для устрашения врага. Со временем они достигли высокохудожественного уровня и стали иметь эстетическую ценность. Жизнь первобытных людей проходила и в окружении непонятной и полной грозных явлений природы, что приводило к вере в многочисленных «злых духов», которых нужно было «задабривать», а это, в свою очередь, способствовало рождению таких плясок как «погребальные» или «заклинание». И сегодня многие народы Африки, Индонезии, Кавказа и других стран исполняют ритуал погребального танца.
Танцы первобытного человека первоначально сопровождались под ритмические возгласы самих танцующих, эмоциональные встряхивания орудий: копья, топора, палок и других. Позднее пляски исполнялись под пение участников обрядового действия. Затем под удары музыкального инструмента - барабана. До настоящего времени, под ритмичные удары барабанов, исполняются танцы многих народов Африки, Индии, Кавказа и др. регионов мира.
Большую роль в формировании танца как части народных традиций, в первую очередь обрядово-праздничных, сыграли во времена Древнего Мира, особенно Египта и Греции. Так в Древнем Египте танцы подразделялись на: священные, военные, светские.
Священные танцы исполнялись в культовых местах и предназначались богам. Для их осуществления имелись специально подготовленные танцовщицы. К священным танцам относились и обрядовые танцы, которые исполнялись в процессе погребения человека.
Военные танцы отличались особой красотой построений и четкостью перестроений многочисленных колон воинов, давших начало композиционного решения танцам более поздних эпох.
Светские танцы предназначались для развлечения хозяина, знатных гостей и т.п. Танцевались они обученными танцовщицами, поэтому были доступны не для многих домов, а только наиболее знатных и богатых. «Под звон колокольчиков и систр медленно и плавно развертывался звездный танец египетских девушек: с красными венками в крупновьющихся волосах, в длинноскладчатых одеждах из тончайшего льна, они шли чередой, тонкие, как стебельки, сосредоточенные и важные. Их строй поворачивался направо по солнцу «строфе», показывая движение звезд. Раскрывая ряд, двигались в «антистрофе» налево более быстрые девушки, все одеяние которых состояло из пояска разноцветных стеклянных бус. Танцовщицы в белом склонялись, доставая пол вытянутыми руками, между ними, подняв. Сомкнутые над головами руки, изгибались плавными змеиными движениями смуглые тела. Тщательно и благоговейно исполнялись древние египетские танцы - ни одного некрасивого, резкого, даже просто лишнего движения, ничего не нарушало прелести этих струящихся и клонящихся юных тел» [3, с. 91].
В Греции античного времени, как и Древнем Египте, в бытовой культуре присутствовали культовые (ритуальные) и определялись как восхваление богов Диониса, Афродиты, Артемиды и др. «В разгульно-веселых празднествах в честь бога Диониса или прекраснокудрой Афродиты они одновременно отмечали окончание земледельческих работ или наступление весенних теплых дней, а вместе с ними и надежды на новый урожай, на новое цветение виноградной лозы» или «Для танцев, посвященных Афродите, делалась огромная корзина, которая заполнялась цветами и вокруг которой танцевали участники праздника» [13, с. 10-11-12].
В воинственных и пиррических танцах и воспроизводились сцены боя и всё, что связанно с боевыми действиями - построение подразделений, маршевые перестроения, имитация сражения и т.п., то есть это был целый спектакль о войне. Пиррические танцы могли исполняться и малых формах - соло, дуэт. Воинственные и пиррические танцы исполнялись с военной атрибутикой -держа в руках лук и стрелы, щиты, зажженные факелы.
Известно, что в Древней Греции зародилось театральное искусство, в структуре которого невозможно было, не появится и сценическому танцу. Технический потенциал танцовщиц и танцовщиков были достаточно сложными, движения выстраивались на прыжки, вращениях, хождении на руках. Композиции нередко имели сюжетную линию, как правило, шуточного, а зачастую и сатирического плана. Эти танцы исполнялись во время пиршеств, куда приглашались и их искусством хозяин «угощал» своих гостей.
Следует отметить, что древние греки очень любили танцевать. Молодые люди обучались танцам с ранних лет и, не обладать искусством танцевания, считалось недопустимым. Участие в воинственных и пиррических воспитывало в греческих юношах отвагу, мужество, бесстрашие и подготавливало их к реальному участию в боевых действиях. Но и общественно-бытовые, то есть народные танцы занимали достаточно большое место в жизни древних греков. У греков они богаты сложными композиционными построениями, разнообразие которых проявляется в хоросе. «Хорос», в переводе с греч. означает хоровод. Хороводы распространённое явление танцевальной культуры многих народов - русских, восточнославянских, южнославянских и др.
Хоровод прошел огромный путь развития, сохраняя определённые формы и фольклорно-этнографическое содержание, обогащаясь, в то же время, новыми образованиями. Оставляя социальную, культурную, формообразующую, эстетическую и иные составляющие хоровода, у разных народов и даже внутри их, он имеет различные названия - «коло», «коровод», «корогод», «танок» и др. Основное построение хоровода - круговое и это «хождение за солнцем» связано с обрядовыми традициями веков языческих, связанных, в первую очередь, с поклонением боту солнца - Яриле. В более поздние времена - это связь с циклом религиозных праздников. Первые формы хоровода — это хождение молодых парней и девушек под пение песен кругами, рядами, змейками, как правило, лирического или грусно-любовного характера, координируя свои шаги с ритмом песни.
Безусловно, все виды танца, в том числе и ранней его формы - связанны с обрядово-праздничной культурой, в свою очередь, формирующейся в поле природных явлений и жизни человека в них. Древний человек, посредством определенных примет и знаков, формировал временные периоды, по которым и определял свои жизнеобеспечивающие действия. Проходящие
изменения погоды, а вместе с ней и состояние природы, стали основой создания времен года - зима, весна, лето, осень и дали названия более коротким временным периодам - месяцам:
- январь - просинец,
- февраль - сечень. снежен,
- март - свистун (пора ветров), пролетье,
- апрель - брезозор или брезозол, заиграй - овражки,
- май - травень, мур (трава-мурава),
- июнь - изок (кузнечик), цветень,
- июль - червень, сеностав, грозник (грозы),
- август - серпень (серп - скашивать, убирать),
- сентябрь - вресень (отверес), осенины.
- октябрь - листопад, грязник,
- ноябрь - труден, листопад.
- декабрь - дуден, зимник.
Особыми приметами были наделены и отдельные конкретные числа. Так с первыми приметами наступающей весны, поселяне принимались закликать ее. Действия на призывы (клич -кликать) весны приходились на начало марта. Детвора, молодые девушки и парни забирались на крыши амбаров, сараев, поднимались на ближайшие пригорки и холмы. Оттуда они начинали зазывать весну, причитая:
Весна красная!
Приди к нам с радостью,
Приди к нам с великой милостью!
Предвестниками весны были птицы - жаворонки, которые начинают прилетать в начале марта. Пеклись фигурки жаворонок и с ними также с самых высоких мест в поселениях ходили кликать Весну:
Жаворонки прилетите,
Весну-красну принесите!
В христианскую эпоху первый период весенних народных игрищ приходились на пасхальные праздники и, в большинстве своем, на конец апреля, начало мая. Второй - на первую половину июня, в частности на Троицу. В канун наступления этого праздника проходили особые ритуалы, выполнение которых было обязательным. Эти обряды проходили как в сельской местности, так и в городских поселениях, всеми жителями, независимо от статуса и материального и иного положений. Население, независимо от пола и возраста, отправлялись в лес, рощу, поле, рвали зелёную траву, собирали лечебную, ломали ветки берёзы (иногда рубили целое дерево). Всё это приносилось домой и украшалось этим жилища (дом, хозяйственные постройки и т.д.): травой устилались полы дома, ветками берёзы украшали как внутреннее пространство, так и внешнее - окна, двери и т.д. Это обычай сохранён в деревенской местности и поныне. Именно эти праздничные весенние периоды -пора хороводов, игр, забав и танцев: «В праздничный день деревенская молодежь вышла на гулянье в березовую рощу. Девушки в нарядных сарафанах заплели хоровод. Они двигались простой, строгой, прямой линией, затем неожиданно стали завивать сложную спираль вокруг берез. Эта спираль выпрямлялась, девушки продолжали танец уже парами, торжественно приподняв красивые платки. Плавно взмахивая ими, они как бы взмахивали крыльями. Но вот к танцующим девушкам подошла группа юношей. Хоровод закружился еще быстрее, еще стремительнее. Затем круг разомкнулся, образовался полукруг, в середину которого вышла девушка и юноша. Девушка плавно обошла юношу, с увлекающей стремительностью понеслась по кругу, лукаво посматривая на юношу, который исполнял сложную фигуру танца, едва поспевая за ней. За первой парой - вторая, третья, четвертая начинали пляску. И наконец, все снова соединились в общий хоровод, закружились точно на карусели» [12, с. 38]. Или «...в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составляли по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутами. На головах парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то вместе, то чередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались уточной бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот,
и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. <...> Все двигалось и кипело: веселится православный народ» [11, с.11].
Красочные описания хороводов и хороводных плясок встречаются у многих народов мира, начиная со времен античного мира:
«Там же Георест знаменитый извил хоровод разновидный, .
.Юными тут и цветущие девы, желанные
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетая руками.
.Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукой испытанной,
Если кудельник его испытует, легко ли кружиться,
То разовьются и пляшут рядами, один за другим» [2, с. 271].
А также творцов эпохи Средневековья, в частности В. Шекспира:
«Взявшись за руки, бегом
В круговую в пляс пойдем
Замелькает хоровод,
Из-под ног земля уйдет.
Девять раз кругом, кругом
Обежим и круг замкнем» [4, с. 92].
Пора весенних традиционных праздников, а с ними гуляний, песен и танцев, сменяют летние, среди которых Иванов праздник является одним из главных. У разных народов он имеет такие названия, мало отличающиеся друг от друга - «Ивановы огни», «Ивана Купалы», «Иванов день» и др. Надо отметить, что с принятием христианства церковь многие народные праздники и обряды «наполнила» религиозным содержанием, однако с празднованием ночи Ивана Купалы этого сделать не удалось: Ивана Купала имеет глубокие языческие корни, и обозначает празднование летнего солнцестояния (в ночь с 23 на 24 июня по новому стилю). «Мало не весь град возмятется, струнными и всякими неподобными играми сотониньскими, плесканием и плесанием» [5, С.16-17]. Никакие церковные «кары» в этот праздничный день не смогли заставить поселян не собирать целебные травы, не совершать купания в природных источниках, не разжигать костры и др. действия. Проходили Ивановские гуляния на открытых возвышенных площадках - холмах, пригорках, а также по берегам рек. Разведение костров имели традицию определённого ритуала: обязательное наличие «живого» огня, то есть добытого древним способом - трением их дерева. Основные участники гуляний у костра - празднично одетые девушки и парни. Голову девушек украшал венок, который она свила из собранных ею трав и цветов. Кульминацией праздника были прыжки через костёр. Молодёжь выбирала себе «пару» и вместе прыгали над огнём. Разные эпизоды этого действия имели различные приметы: судя по удачному или неудачному прыжку, им предсказывают счастье или беды, раннее или позднее супружество и мн.др. Завершался ритуал массовой пляской.
Пляска является самой традиционной танцевальной формой у многих народов, но в жизни русского, она имеет особое значение. Не случайно русский народный танец так изобилует разнообразием форм и выразительных средств. Особенно широко традиции народного танца представлены в бытовых обрядах, праздниках и гуляньях. Наиболее ярко и полно практически все разновидности пляски представлены в свадебном обряде.
В старину свадьбы игрались преимущественно зимой. Свадьба делится определённые части, такие как: сватовство, смотрины, рукобитие и т.д. Обрядовыми действиями был пронизан и весь свадебный пир. «Удельный вес» в обряде танцев и танцевальных элементов был достаточно велик.
В структуре свадебных обрядов вышли и сформировались такие виды как: сольная, парная пляски, массовый пляс.
Сольная пляска не имела ярко выраженного лексически-композиционного строения. Но, отдельные, ее элементы сопровождали предвенчальный период. Яркий образец мы находим в произведении великого русского поэта М.Ю. Лермонтова в поэме «Демон»: «. и бубен свой Берет невеста молодая. И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы, <.>
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко,
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка;
И улыбается она ...» [7, с. 124].
В структуре свадебного обряда формировалась и парная пляска. Чаще всего он исполнялся «молодыми» (так называли молодоженов) на второй день свадьбы. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Парная пляска исполняется под многие распространённые в народе свадебные, лирические, хороводные и плясовые песни, такие как: «Во колодце водица холодна», «При долинушке калинушка стоит», «У голубя, у сизого», и другие, но могла исполняться и в сопровождении различных музыкальных инструментов: Ходит голубь, ходит голубь с голубицею. Сизый голубь, сизый голубь, что Иван - то у нас, Его сизая голубушка, свет Марьюшка....
В парной пляске парень исполняет разнообразные движения: «веревочки», «ковырялочки», «переборы», полуприсядки, иногда полные присядки. Широко используются различные шаги, особенно переменный шаг с разнообразными акцентами и в сочетании с притопами и дробями. У девушки, особенно в первой части пляски, много различных шагов - простых, переменных с различными притопами и пристукиваниями. Очень часто девушка исполняет шаг с переступанием. В ее пляске много различных дробей, таких как «разговорная дробь», дробь «в три ножки» и др. Девушка также исполняет «гармошку», различные «припадания» и др. движения. Одним из обязательных движений парной пляски являлись «па де баск» и «голубец». Они могли исполняться как парнем, так и девушкой. Каждый пляшет его в своем характере и с различной силой ударов в пол. Ярким примером парной пляски может служить танец из музыкального фильма/комедии «Невеста с приданным», режиссёров Т.Н. Лукашевич, Б.И. Равенских (выход фильма - 1953 год). Как сдержанно и строго начинает свой танцевальный выход жених. Какое благородство, какое преклонение и уважение перед своей избранницей пронизывает каждое движение его танца. С каким достоинством и, в тоже время, с задором, кокетством и искромётной техникой танцует девушка.
Парную пляску в народе могли исполнять и одни девушки. Подтверждение этому мы встречаем в «Собрании сочинений» С.В. Максимова, имеющая 1909 год издания, то есть времени, когда празднично-обрядовая и танцевальная культура являлась неотъемлемой составной частью жизнедеятельности народа: «С одной лавки важно поднялись две девушки и начинают одна против другой прохаживаться, обмахиваться платком. И вот уже одна из них подперлась рукой в бок и притопывает ногами; затем громко шеберстя башмаками, пускается к своей подруге, взяла назад, еще раза два в сторону и остановилась. Другая девушка делает то же самое и с такими же приемами. Первая, подпершись в оба бока руками, летит ей навстречу и заставляет ее делать тоже самое. Сделавши таким образом два-три круга, и порознь, и вместе обнявшись, они кланяются на все стороны и садятся на свои места» [8, с. 445].
Описание парного женского исполнительства мы находим и у Н.А. Полевого, в его произведении: «Клятва при гробе господнем: исторический роман». Роман вышел в свет в конце XX века, в 1994 году: «Две девушки выступили на середину комнаты и начали русскую пляску. Они сходились, расходились, подпирались руками, притоптывали ногами, искали, манили одна другую, убегали одна от другой. Все говорило в них: взор, поступь, улыбка - это был полный рассказ любви, всех ее страданий, мучений, стыдливости, победы, отчаяния, забвения» [9, с. 192]. И хотя у приведенных примеров различное историческое время существования, различных социальных условий, различные носители образцов народной художественной культуры - описание танца девушек практически идентичен.
Самой естественной и наиболее яркой стороной свадебного обряда и всех праздников является массовый пляс. Пляшут все: подгулявшие гости, в особенности пожилые люди, пляшет под окнами деревенская молодежь, выпрашивая свадебные гостинцы, пляшут свахи, и в последний раз
пляшут молодые в кругу своих друзей и подруг. В основе массового пляса лежит импровизация. Внутри его импровизационного построения существуют определенные условия: пляс в парах, один против другого. Хотя данный внутрикомпозиционный канон не очень строг. Так участники могут плясать и по одному, и по трое и при этом адресовать свое творчество и эмоции не своему партнеру, а пляшущему рядом или наблюдающим за пляской. Каждый исполнитель или пара может войти и выйти из пляса в любой момент, не дожидаясь его окончания. Так же можно плясать в любом месте площадки, с любым участником и переходить от одного партнера к другому. Массовый пляс сохранился в структуре данного действия до нынешнего времени, и сегодня он является наиболее яркой стороной современного свадебного обряда: «Русская народная хореография отличается богатством импровизационных плясок. В каждом селе, городе есть страстные поклонники -любители хореографии. Все они способны не учась этому прекрасному виду искусства от одного только избытка сил и творческой энергии, побуждаемые волнующим ритмом частушечных наигрышей во всей их многоликости и многогранности выйти в круг зрителей и тут же на месте создать свой собственный и подчас несравнимый ни с чем вариант так называемой «Русской» [1, с. 286].
Наиболее любимым видом русской пляски был перепляс. Термин «перепляс» совершенно точно определяет характер данной танцевальной разновидности. Это соревнование, диалог, спор в силе, ловкости, изобретательности движений. Это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений - «колен», «коленец». В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов - постоянное сочинение ими движений и импровизаций в момент исполнения.
В старинном традиционном переплясе участвовали два парня или двое молодых, мужчин, девушки в нем участия не принимали. Мастера - плясуны соревновались до полной победы - кто кого перепляшет. Плясуны состязались в основном по количеству движений-колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывался победителем. Перепляс имеет свою традиционную форму построения и устоявшиеся правила, по которым шло исполнение. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг от друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс делал проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника. Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движения соперника, а затем, после небольшой проходки, выдать своё заковыристое коленце и вызвать в круг соперника. Первый плясун, пройдя по кругу, повторял движения и после небольшой проходки уже исполнял своё движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух, когда соперник не мог отвечать новым коленом. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и выученные движения, но часто импровизировал в момент соревновательной пляски, усиливая эмоциональную напряжённость, ускоряя темп. Зрители также являлись непосредственными участниками действия, всячески поощряя соревнующихся, подбадривая, притопывая, хлопая в ладоши и громко считая колена-фигуры, исполняемые плясунами.
В танцевальной природе закладывалось и нравственное начало общества, эстетическая красота. Не рассчитанные на специальный зрительский просмотр, танцы накапливали и оттачивали гармонию и эстетику своего языка. От века к веку, от одного поколения к другому передавались выразительные средства, совершенствуя своеобразие пластического, музыкального и национального образа: «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала из того русского воздуха, которым она дышала, - та графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские.» [10, с. 641].
В последние годы начинают интенсивно возвращаться из прошлого народные традиции. Наблюдается повышенное внимание государства к решению проблемы сохранения, возрождения и дальнейшего развития народной культуры. Сюжеты культурных традиций могут меняться во времени, но способы художественной изобразительности, а главное специфическое их свойство,
обладают устойчивой тенденцией к сохранению. Задача сегодняшнего поколения способствовать применению не только подлинных традиционных форм в сценическом воплощении, но и использованию их как действующего компонента культурной жизни современного общества.
Список литературы
1. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 367 с.
2. Гомер. Илиада / перевод Н. Гнедича. - М.:Правда, 1984. - 432 с.
3. Ефремов И.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. Лезвие бритвы / И.А. Ефремов. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 670 с.
4. Заикин Н. И., Зикина Н. А. О танце, балете, балетмейстере и. - Орел, - 2007. - 273с.
5. Иваницкий Н.С. Крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность // Живая старина. Вып. 1, отд. 1. 1898. - С.16-17.
6. Королева Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. - Кишенев, 1977. - 214 с.
7. Лермонтов М.Ю. Демон. Поэмы / М.Ю. Лермонтов. - М.: Дет. лит., 1975. - 237 с.
8. Максимов С.В. Собрание сочинений. Т. 14, ч. 2 / С.В. Максимов. - 1909. - 375 с.
9. Полевой Н.А. Клятва при гробе господнем: исторический роман / Н.А. Полевой. - М.: 1994. - 416 с.
10. Толстой Л.Н. Война и мир. В 2ч.,4т. Т.2. - М.: Правда, 1974. - 751 с.
11. Толстой А.К. Князь Серебряный. - М.: Московский рабочий, 1980. - 336 с.
12. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы / Т.А. Устинова. - М., 1996. - 592 с.
13. Эльяш, Н. И. Образы танца / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.
УДК 373.1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ДорожкинаЕ.С., 2018 Волгоградский государственный социально-педагогический университет, магистрант
кафедры педагогики, Волгоград
Аннотация: рассматривается проблема оценки качества образования в целом; проанализирована проблема оценки качества учебно-методического обеспечения; раскрыты основные принципы формирования учебно-методического обеспечения; определены уровни усвоения учебного материала; выбраны критерии оценки качества учебно-методического обеспечения и определена частотность обращения к ним; на основе частотности обращения выделены и описаны критерии оценки учебно-методического обеспечения преподавания русского языка в основной школе.
Ключевые слова: оценка качества, учебно-методическое обеспечение, критерии оценки, Федеральный государственный образовательный стандарт, компоненты.
CRITERIA FOR ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN BASIC SCHOOL
Dorozhkina E.S, 2018
Volgograd state socio-pedagogical University, graduate student of Department ofpedagogics,
Volgograd
Annotation: considers the problem of assessing the quality of education in General; analyzes the problem of assessing the quality of training and methodological support; the basic principles of formation of methodical maintenance; defined levels of learning; the selected criteria of quality assessment of training and methodological support and determined the frequency of treatment to them; based on the frequency of treatment identified and described the evaluation criteria of training and methodological support of teaching the Russian language in the basic school.