Научная статья на тему 'Формирование сценической культуры студентов-хореографов в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Формирование сценической культуры студентов-хореографов в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сценическая культура / студенты-хореографы / концертно-сценическая деятельность / исполнительство / вузы культуры и искусств / stage culture / choreography students / concert and stage activities / performance / universities of culture and arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Марина Николаевна

Происходящие в современном российском обществе тенденции преобразования системы высшего образования проявляются, прежде всего, в новых целевых установках, критериях и показателях качества образования, ориентированных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Процесс профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств охватывает целый ряд педагогических факторов и проблем, важнейшим из которых является формирование сценической культуры творческих специалистов, которая выступает как элемент не только личностно-профессионального развития, но и как педагогический ресурс, креативная составляющая образовательной и социокультурной деятельности в вузе. Дифференцированы понятия «культура», «концертно-сценическая деятельность», «сценография», «сценическая культура». Выявлены структурные и функциональные компоненты формирования сценической культуры студентов-хореографов в вузах культуры и искусств: образовательно-организационный, проектно-ориентированный, коррекционно-рефлексивный, которые активизируют и обеспечивают реализацию данного феномена в концертно-исполнительской деятельности обучающихся. Изложены теоретические предпосылки обновления содержания основных образовательных программ по направлению подготовки бакалавров 52.03.01 «Хореографическое искусство», развития взаимодействия структурных подразделений образовательной системы вуза с целью повышения эффективности подготовки молодых специалистов, решения комплексных и многоступенчатых художественно-образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of stage culture among choreography students in professional training at the university

The transformation trends in the higher education system in modern Russian society are manifested first of all in new targets, criteria and indicators of the quality of education aimed at the formation of general cultural and professional competencies of the future specialist. The process of professional training of choreography students at universities of culture and arts covers a number of pedagogical factors and issues, the most important of which is the formation of a stage culture of creative specialists, which acts as an element not only of personal and professional development, but also as a pedagogical resource, a creative component of educational and social and cultural activities at the university. The concepts of “culture”, “concert and stage activity”, “scenography”, “stage culture” are differentiated. The revealed structural and functional components of the formation of the stage culture of choreography students at universities of culture and arts are educational and organizational, projectoriented, correctional and reflective, which activate and ensure the implementation of this phenomenon in the concert and performing activities of students. We consider the theoretical prerequisites for updating the content of the main educational programs in the bachelor's degree 52.03.01 “Choreographic art”, the development of interaction between structural units of the educational system of the university in order to increase the effectiveness of training young specialists, solving complex and multifaceted artistic and educational tasks.

Текст научной работы на тему «Формирование сценической культуры студентов-хореографов в процессе профессиональной подготовки в вузе»

УДК 378.147:793.3 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-17-24

Поступила в редакцию / Received 12.12.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.01.2024 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Формирование сценической культуры студентов-хореографов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Юрьева Марина Николаевна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

mar nik@bk.ru

Аннотация. Происходящие в современном российском обществе тенденции преобразования системы высшего образования проявляются, прежде всего, в новых целевых установках, критериях и показателях качества образования, ориентированных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Процесс профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств охватывает целый ряд педагогических факторов и проблем, важнейшим из которых является формирование сценической культуры творческих специалистов, которая выступает как элемент не только личностно-профессионального развития, но и как педагогический ресурс, креативная составляющая образовательной и социокультурной деятельности в вузе. Дифференцированы понятия «культура», «концертно-сценическая деятельность», «сценография», «сценическая культура». Выявлены структурные и функциональные компоненты формирования сценической культуры студентов-хореографов в вузах культуры и искусств: образовательно-организационный, проектно-ориентированный, коррекционно-рефлексив-ный, которые активизируют и обеспечивают реализацию данного феномена в концертно-исполнительской деятельности обучающихся. Изложены теоретические предпосылки обновления содержания основных образовательных программ по направлению подготовки бакалавров 52.03.01 «Хореографическое искусство», развития взаимодействия структурных подразделений образовательной системы вуза с целью повышения эффективности подготовки молодых специалистов, решения комплексных и многоступенчатых художественно-образовательных задач. Ключевые слова: сценическая культура; студенты-хореографы; концертно-сценическая деятельность; исполнительство; вузы культуры и искусств

Для цитирования: Юрьева М.Н. Формирование сценической культуры студентов-хореографов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 17-24. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-17-24

© Юрьева М.Н., 2024

original article

Formation of stage culture among choreography students in professional training at the university

Marina N. Yurieva ©

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

mar nik@bk.ru

Abstract. The transformation trends in the higher education system in modern Russian society are manifested first of all in new targets, criteria and indicators of the quality of education aimed at the formation of general cultural and professional competencies of the future specialist. The process of professional training of choreography students at universities of culture and arts covers a number of pedagogical factors and issues, the most important of which is the formation of a stage culture of creative specialists, which acts as an element not only of personal and professional development, but also as a pedagogical resource, a creative component of educational and social and cultural activities at the university. The concepts of "culture", "concert and stage activity", "scenography", "stage culture" are differentiated. The revealed structural and functional components of the formation of the stage culture of choreography students at universities of culture and arts are educational and organizational, project-oriented, correctional and reflective, which activate and ensure the implementation of this phenomenon in the concert and performing activities of students. We consider the theoretical prerequisites for updating the content of the main educational programs in the bachelor's degree 52.03.01 "Choreographic art", the development of interaction between structural units of the educational system of the university in order to increase the effectiveness of training young specialists, solving complex and multifaceted artistic and educational tasks.

Keywords: stage culture; choreography students; concert and stage activities; performance; universities of culture and arts

For citation: Yurieva M.N. Formation of stage culture among choreography students in professional training at the university. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 17-24. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-17-24

ВВЕДЕНИЕ

Современная система отечественного хореографического образования в вузах культуры и искусств сформировала традиционные педагогические технологии обучения студентов, направленные на овладение профессиональными компетенциями творческо-исполнительской, балетмейстерской, педагогической деятельностей в соответствии с квалификационными требованиями ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавров 52.03.01 «Хореографическое искусство» [1]. Являясь фундаментом профессиональной подготовки студентов-хореографов, творческо-исполнительская деятельность основывается на единстве создания оригинальной исполнительской концепции в сценической практике, владения техническим мастерством, сценической культурой танце-

вального действия. В этой связи формирование сценической культуры является одной из актуальных проблем в исполнительской деятельности студента-хореографа в вузе, которая требует осмысления и уточнения сути и значения данного феномена, разработки методических алгоритмов формирования интерпретационных умений по воспроизведению художественно-образного содержания хореографических произведений, пересмотра процесса обучения специальным предметам и выхода за распространенные рамки изучения хореографических учебных курсов и внеаудиторной концертно-исполнительской деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для определения и полного понимания дефиниции «сценическая культура» проведено

научное осмысление его трактовок и интерпретаций в философском, культурологическом, педагогическом контекстах. С использованием теоретических (анализ, систематизация, обобщение, сопоставление) и эмпирических (включенное наблюдение, экспертная оценка, анализ продуктов творческой деятельности) методов исследования определены способы решения поставленной проблемы. В качестве материала исследования использован анализ педагогического опыта обучения и творческо-исполнительской деятельности студентов-хореографов по направлению подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство» в ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сложность и многозначность данной проблемы обусловливает необходимость теоретического анализа особенностей употребления понятий «культура», «сценография», «сценическая культура». Сегодня существует множество теоретических и методологических концепций ее исследования (М.М. Бахтин,

A.Я. Гуревич, А.Г. Здравомыслов, В.А. Конев, М.К. Мамардашвили, В.С. Степин, В.А. Ядов и др.). Множественность трактовок дефиниции «культура» неоспорима. В широком смысле культуру понимают как: уровень развития общества, способы и результат человеческой деятельности, организации материальной и духовной жизни, социальная память человечества, определенный образ жизни людей, традиции и нормы, интересы и потребности и т. д.

Культура воспитывается в формах индивидуального опыта как некая целостность и представляет собой гармонию знаний, мышления, культуру творческих действий, культуру общения, культуру труда и т. п. Усвоение культуры есть процесс личностного открытия, создания меры культуры, в результате которого человек глубже и всесторонне познает себя.

B.Т. Кудрявцев подчеркивает «... культура выступает для индивида не как совокупность эталонизированных знаний, умений и навыков, а как открытая многомерная система проблем и творческих задач» [2, с. 63].

Для нашего исследования важно, что «на уровне культурных форм культура демонстрирует свою собственную способность - организовывать для человека значимое пространство

его бытия, размерность человечески возможного» [3, с. 50]. Сущность культуры проявляется в том, что она выступает пространством индивидуальной творческой самореализации личности.

Синтетическая природа хореографического искусства тесно связана с категориями «сценография», «сценическая деятельность». С точки зрения М.А. Френкель: «Сценография -это специфический, действенно-изобразительный вид искусства, представляющий собой образное пластическое решение сценического пространства средствами предметной среды, света, кинетики, костюмов и гримом, и предполагающий смысловое и физическое взаимодействие с актером-персонажем» [4, с. 47]. Сценография как отдельный вид искусства совмещает определенные законы разных видов искусств, позволяет создавать визуальный образ танцевального действия на сценической площадке. Являясь целостной пространственно-коммуникативной системой, сценография обеспечивает в хореографическом искусстве воспроизведение смысловой нагрузки сценической среды, помогая исполнителям, молодым балетмейстерам в раскрытии технико-исполнительских аспектов создания образа, апробации постановочных работ.

Сценическая деятельность студентов-хореографов осуществляется на всех этапах профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств. Подчеркивая специфику процесса подготовки специалистов творческих специализаций, Е.А. Малянов отмечает, что «образовательный процесс в вузе искусства и культуры не только отличается гуманитарно-культурной направленностью, но и предполагает своеобразный «культуроцентризм» как основание совместной деятельности преподавателей, студентов, сотрудников, выпускников, работодателей, профессиональных сообществ и т. д.» [5, с. 130].

Сценическая деятельность рассматривается как «процесс создания и представления театральных, музыкальных, танцевальных и других спектаклей, концертов, выступлений перед зрительской аудиторией на сцене» [6]. В период организации открытых концертов-показов творческих работ, участия в конкурсах, фестивалях, социальных мероприятиях, праздничных концертных мероприятиях, творческих проектах, студенты-хореографы расширяют

опыт будущей профессиональной деятельности, осваивают алгоритмы сценической практики, реализуют индивидуальные возможности, совершенствуют исполнительские, балет-мейстерско-постановочные, режиссерские, коммуникативные умения и навыки. Рассматривая исполнительское искусство как явление культуры, Т.В. Зинская отмечает, что «...она имеет несколько более широкое толкование и не может ограничиваться только исполните ль-ской деятельностью, поскольку включает в свой состав такие явления, как система образования, исполнительская школа, концертная практика, конкурсы и фестивали и т. п.»

Сценическая деятельность студентов-хореографов, реализуясь в концертно-исполнительской практике, является мощным инструментом формирования профессиональных компетенций, помогает приобрести опыт профессиональной публичной работы. С нашей точки зрения, концертно-исполнительская деятельность является тем видом системообразующей деятельности, благодаря которой создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость процесса освоения образовательной программы и воспитания студентов. Однако данный вид деятельности, как показывает практика, в основном относится к вне-учебной деятельности студентов-хореографов, так как в содержание основных образовательных программ, учебных планов не включены дисциплины или виды концертно-исполни-тельской практики соответствующие особенностям будущей профессии. В учебном процессе отсутствуют методические алгоритмы работы над различными формами и видами концертных программ, не рассматриваются аспекты формирования сценической культуры исполнителя, так как концертно-исполни-тельская деятельность в вузе в основном носит не системный, а стихийный характер. Образовательная программа по направлению подготовки бакалавров 52.03.01 «Хореографическое искусство» не предполагает изучение компонентов, педагогических условий формирования сценической культуры как важной составляющей профессионализма.

Поэтому внеучебную, сценическую деятельность студента-хореографа необходимо рассматривать в контексте создания условий для профессионально-творческого становления и развития личности как форму подготов-

ки и контроля в процессе профессионального вузовского образования, формирования сценической культуры, создания соответствующей благоприятной среды для творческой самореализации и саморазвития молодого специалиста.

В ходе изучения и анализа научных источников, обобщения педагогического опыта нами предпринята попытка конкретизировать сущность основного понятия. В системе хореографического образования «сценическая культура» студентов-хореографов понимается нами как личностно-профессиональное, интегратив-но-динамическое образование, которое выражает способность человека к познавательной, эстетически и художественно обоснованной оценочно-интерпретаторской, творческой и коммуникативной деятельности в области исполнительского искусства. Сценическая культура включена в более широкий контекст всей социокультурной ситуации жизнедеятельности в вузе, связана с качественными характеристиками общей культуры личности студента и осуществляемой с имеющимся диапазоном знаний и умений учебно-профессиональной деятельности.

Рассматривая сущность и содержание сценической культуры студента-хореографа, мы выделяем следующие структурные компоненты исследуемого явления:

- ценностно-мотивационный компонент охватывает совокупность общественно-социальных, художественно-эстетических, этических, профессионально-групповых, индивидуально-личностных ценностей и ценностных ориентаций, мотивов сценической деятельности;

- операционно-технологический компонент включает внешний вид (физическая форма, умение носить костюм, использовать аксессуары, реквизит), способность студентов к методически верному сценическому движению, пластике, умения чувствовать и управлять своим телом, владеть актерским мастерством; автоматизацию навыков сценического движения; пространственно-временную ориентацию;

- поведенческий компонент отражает совокупность профессиональных знаний и умений в области сценической культуры исполнителя, его поведенческих качеств и представление их на сцене, способность к пласти-

ческой интерпретации художественного образа, манеры и характера подачи материала, эмоциональной наполненности двигательного действия.

Исходя из теоретического анализа научных работ, касающихся обоснования различных педагогических систем, необходимо выделить следующие функциональные компоненты формирования сценической культуры студентов-хореографов в вузе, среди них: образовательно-организационный, коррекционно-реф-лексивный, проектировочно-креативный. Под функциональными компонентами мы понимаем «устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся, которые обусловливают движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого устойчивость, их жизнестойкость, выживаемость» [7, с. 16].

Образовательно-организационный компонент формирования сценической культуры связан с управлением концертно-исполни-тельской деятельности студентов-хореографов на двух уровнях: учебном и внеучебном. В процессе учебной деятельности важны междисциплинарная и внутрипредметная интеграция дисциплин учебного плана, которые позволят установить смысловые, содержательные и технологические связи между такими дисциплинами, как «Композиция и постановка танца», «Сценография», «История костюма», «Грим», «Актерское мастерство и основы режиссуры», являющиеся основой формирования компетенций в исполнительской, постановочно-балетмейстерской деятельности. Междисциплинарная интеграция, по мнению В.В. Осипова и Т.П. Бугаевой, имеет своей целью «синтез обобщенных междисциплинарных структур некоторого нового уровня их содержания и выделения способов деятельности, переносимых на разные дисциплинарные области» [8, с. 140].

Стержнем междисциплинарной интеграции в направлении формирования сценической культуры выступают дисциплины по методике преподавания классического, народно-сценического, современного, бального танца, которые предусматривают получение знаний и развитие исполнительских, технических навыков, способностей к пластической интерпретации различных выразительных средств хорео-

графического искусства. Последовательное или одновременное изучение родственных тем по проблемам исполнительства в сфере хореографического искусства, обобщение творческих заданий поискового, исследовательского, проблемного характера позволит студентам добиться ощутимых результатов в учебной и последующей сценической деятельности. Необходимо внедрение в образовательный процесс таких дисциплин, как «Хореографический ансамбль», «Основы сценической культуры», «Менеджмент концертно-исполнительской деятельности», «Хореографическое исполнительство». Знание и соблюдение эстетических и этических норм поведения на сцене особенно важно для построения целостного решения творческих задач выступления - приобщения к искусству массового зрителя, воспитания в исполнителе уважения к сцене и аудитории, а также заинтересованности всех сторон в представляемом материале искусства.

Для обеспечения эффективных результатов внеаудиторной, концертно-исполните-льской деятельности студентов необходимо выстроить четкую организационную структуру взаимодействия административно-управленческих и структурных подразделений, кафедр, органов студенческого самоуправления, творческих коллективов, талантливой молодежи университета. Перечисленные выше организационные уровни должны придерживаться единых условий и принципов обеспечения внеаудиторного процесса, среди которых на первом месте должна быть направленность на развитие и обеспечение условий для саморазвития культуры личности, поддержка инициативы, продуманность мероприятий и программ.

Проектно-ориентированн ый компонент формирования сценической культуры включает разработку определенной концепции и осуществление студентами совместно с преподавателями творческих проектов, конкретных концертных мероприятий, исходя из потребностей определенной категории зрителей, поставленных педагогических, художественных задач, уровня владения исполнительским мастерством, материально-технического обеспечения.

Метод проектов широко используется в современном вузовском образовании. Однако руководство проектной деятельностью студентов-хореографов осуществляется педагогами,

которые не всегда вписываются в базисную профессиональную дисциплинарную систему преподавания, при этом возникают сложности демонстрации, объяснения совокупности приемов и действий создания творческого продукта с целью достижения поставленной художественной задачи. Творческий проект как целостный, коллективный процесс должен включать в себя несколько этапов: разработка и формирование замысла (проблемы), планирование действий, подготовка необходимой документации (смета, эскизы костюмов, грим, реквизит и т. п.), разработка композиции, работа над техникой танца, образом, сценической культурой исполнения; практическая апробация в концертной деятельности, анализ качественных изменений исполнительства, рефлексия творческой деятельности. Студенты должны научиться не только проектировать, но и руководить разработкой проектов. Реализация различных творческих проектов позволит студентам-хореографам выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим обстоятельствам сценической деятельности, развивать способность к креативному, нестандартному мышлению, овладеть умениями и навыками в таких видах деятельности, как исполнительская, научно-исследовательская, режиссерско-постановоч-ная, репетиционная.

Творческие проекты могут быть организованы как внутри учебной группы, так и являться межгрупповыми, межкафедральными. В рамках вышесказанного необходимо использование нетрадиционных форм и методов включения студентов в профессионально-ориентированную деятельность, предполагающую создание образовательных ассоциаций, округов, центров, клубов, студенческих филармоний, объединений по вопросам организации и осуществления концертной работы и ее реализации. Н.Г. Тагильцева подчеркивает, что «творческая деятельность, ориентированная на создание художественно-творческих продуктов, является мощным стимулом для развития креативных качеств личности, поскольку предполагает воспроизведение художественного образа, в котором воплощается новый взгляд на определенную вещь, предмет или событие» [9, с. 4].

Апробация творческого проекта должна проходить в учебном процессе с последующим

переносом готового художественного продукта на сценические площадки университета, города, области.

Коррекционно-рефлексивный компонент сценической культуры студента-хореографа связан с реализацией задач создания педагогических условий, способствующих активному творческому взаимодействию субъектов в едином культурном «ансамбле», овладению гармонизацией отношений с партнерами, знаниями о работе с реквизитом, правилами безопасности на сцене, этикой артиста, чувством ответственности за каждое выполняемое на сцене действие и даже отдельного движения. Известно, что хореографическое исполнительство -это сообщество людей, различных по особенностям общей культуры, личностных индивидуально-психологических, двигательных, технических способностей и качеств, духовных, интеллектуальных взглядов, восприятия действительности. Наличие индивидуально-психологических препятствий в концертно-испол-нительской деятельности, в качестве которых могут выступать следующие характерные психофизические состояния: неуверенность в собственных силах, чрезмерная мышечная зажа-тость, повышенная тревожность, сценическое волнение, излишние сомнения и т. д., снижают уровень сценической культуры студентов, а также качество исполняемых произведений.

Опыт показывает, что наряду с чисто творческими дисциплинами, обретение каждым студентом такого специфического чувства, как «чувство ансамбля», возможно при использовании в учебном процессе специфических коррекционно-психологических и видеотренингов, направленных на устранение индивидуально-психологических препятствий к сценической деятельности. Благодаря использованию комплекса тренингов по снятию психофизических зажимов, педагогическому разбору интерпретаторских ситуаций, осмыслению собственного субъектного опыта, у студентов-хореографов появляется возможность увидеть, оценить и понять причину индивидуально-психологических препятствий формирования сценической культуры. Другим рефлексивным моментом в учебном процессе является переосмысление студентом-хореографом своего личностного субъектного опыта сценического исполнительства.

В процессе реализации приемов рефлексии и обратной связи в творческом процессе изменяются подходы, отношение к сценической деятельности, осуществляется внутренняя перестройка самооценки уровня подготовленности. Сценические поведение, создаваемый образ, подвергнутый анализу, осмыслению в концертно-исполнительской деятельности, дает возможность студентам переосмыслить личностное восприятие действительности, побуждает его к изменению своего сценического поведения, стратегической позиции. В случае отсутствия рефлексивной работы процесс формирования сценической культуры студента-хореографа остается неуправляемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование сценической культуры студента-хореографа должно базироваться на единстве учебной и вне-учебной деятельности, использования различных форм концертно-исполнительской

практики; отличаться последовательностью введения вариативных форм работы со студентами; строиться на неразрывном единстве образовательно-организационного, проектно-ориентированного, коррекционно-рефлексив-ного компонентов. Наиболее перспективным представляется такое моделирование учебной и внеучебной деятельности, которое вычленяет социально-культурные, этические аспекты обучения и воспитания в вузе, интегрируя культуру сценического поведения в индивидуальность каждого студента. Формируя сценическую культуру специалистов-хореографов, необходимо учитывать, что их творческий багаж должен включать лучшие достижения мастеров искусства, традиции, требования, нормативы хореографического образования. Гармоничное сочетание теоретической и практической сценической подготовки позволит сформировать конкурентоспособного специалиста в области хореографического искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Компетентностная модель выпускника-хореографа // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 50-53. EDN: MGUQEL

2. Кудрявцев В.Т. Продуктивное воображение и психологическое развитие ребенка // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. С. 57-100. EDN: XWAUCA

3. Конев В.А. Культура в цивилизационном обличии // Труды Санкт Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 210. С. 49-60. EDN: VQWNEN

4. Френкель М.А. Современная сценография. Киев: Мистецтво, 1980. 132 с.

5. Малянов Е.А. Культурная среда вуза - основа инновационного развития профессионального образования // Вестник МГУКИ. 2009. № 4 (30). С. 126-134. EDN: KYBQUD

6. Соснова М.Л. Искусство актера. М.: Академический проект, 2008. 432 с. EDN: UGMQPP

7. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002.

8. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140-144. EDN: XVBXDX

9. Тагильцева Н.Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 3-7. EDN: OOQLSB

REFERENCES

1. Yurieva M.N., Makarova L.N. The competence model of a graduate choreographer. Vysshee obrazovanie segodnya, 2010, no. 4, pp. 50-53. (In Russian).

2. Kudryavtsev V.T. Productive imagination and psychological development of a child. In: The First Readings in Memory of V.V. Davydov. Riga, Educational Center "Experiment" Publ., 1999, pp. 57-100. (In Russian).

3. Konev V.A. Culture in the guise of civilization. Trudy Sankt Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2015, vol. 210, pp. 49-60. (In Russian).

4. Frenkel M.A. Modern Stage Design. Kyiv, Mistetstvo Publ., 1980, 132 p. (In Russian).

5. Malyanov E.A. Cultural environment of the university as the basis for the innovative development of vocational education. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2009, no. 4 (30), pp. 126-134. (In Russian).

6. Sosnova M.L. Actor's Art. Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ., 2008, 432 p. (In Russian).

7. Kuzmina N.V., ed. Methods of Systematic Pedagogical Research. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2002. (In Russian).

8. Osipov V.V., Bugaeva T.P. Integrative approach in formation of competence in educational process. Modern High Technologies, 2017, no. 1, pp. 140-144. (In Russian).

9. Tagiltseva N.G. Development of a creative activity for children and youth: a kindergarten, school, high school. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2011, no. 6, pp. 3-7. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Юрьева Марина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры сценических искусств. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россисйская Федерация. Е -mail: mar nik@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4433-999X Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, анализ и обобщение литературных источников, написание текста статьи.

Marina N. Yurieva - Doctor of Pedagogy, Professor of Stagecraft Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: mar nik@bk.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4433-999X Contribution: general issue statement, literature sources analysis and evaluation, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.