Научная статья на тему 'Формирование структуры транспортной сети связи'

Формирование структуры транспортной сети связи Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
536
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная сеть / многопродуктовая сеть / оптимизация структуры / многокритериальная оптимизация / квазиоднородная структура / transport network / multiproduct network / structure optimization / multi-criteria optimization / quasihomogeneous structure

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ковальский Сергей Петрович, Фокин Николай Игоревич, Абдуразаков Рустам Магомедович, Никитин Михаил Викторович

В статье обсуждается и обосновывается общая методология решения задачи синтеза структуры региональной транспортной сети связи. Задача синтеза формулируется как многокритериальная, поскольку конструктивное решение данной задачи в общем виде не представляется возможным. Рассматривается один из подходов решения, заключающейся в декомпозиции задачи на ряд взаимообусловленных сравнительно слабосвязанных подзадач синтеза взаимовложенных топологической, потоковой и физической структур региональной транспортной сети связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ковальский Сергей Петрович, Фокин Николай Игоревич, Абдуразаков Рустам Магомедович, Никитин Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the transport network structure

The article discusses and substantiates the general methodology of solving the problem of synthesis of the regional transport communication network structure. The synthesis problem is formulated as a multi criteria since a constructive solution of the problem in general terms is not possible. It is considered one of the solutions approach, consisting in decomposition of the problem into a series of mutually relatively loosely coupled synthesis sub-problem of interleaved topological, streaming and physical structures of the regional transport communication network.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры транспортной сети связи»

Формирование структуры транспортной сети

связи

С.П. Ковальский, Н.И. Фокин, Р.М. Абдуразаков, М.В. Никитин

Аннотация - В статье обсуждается и обосновывается общая методология решения задачи синтеза структуры региональной транспортной сети связи. Задача синтеза формулируется как

многокритериальная, поскольку конструктивное решение данной задачи в общем виде не представляется возможным. Рассматривается один из подходов решения, заключающейся в декомпозиции задачи на ряд взаимообусловленных сравнительно слабосвязанных подзадач синтеза взаимовложенных топологической, потоковой и физической структур региональной транспортной сети связи.

Ключевые слова - транспортная сеть, многопродуктовая сеть, оптимизация структуры, многокритериальная оптимизация, квазиоднородная структура.

I. Введение Эффективное управление регионом в современных условиях, обладающих высокой динамичностью, невозможно без

соответствующего развития

инфокоммуникационной инфраструктуры региона, сосредоточенного и распределенного решения возникающих задач, формирования информационных баз и банков данных, центров стратегических исследований. Это обусловливает создание мощной региональной автоматизированной системы управления и ее материального носителя региональной системы связи (РСС), которая создается как единое инфокоммуникационное пространство в интересах всех систем управления функционирующих на данной территории.

Ковальский Сергей Петрович, кандидат технических наук, Академия ФСО России, [email protected]

Фокин Николай Игоревич, кандидат технических наук, Академия ФСО России, [email protected]

Абдуразаков Рустам Магомедович, Академия ФСО России, [email protected]

Никитин Михаил Викторович, Академия ФСО России, [email protected]

Решение задач синтеза системы связи Ср в рамках региона определяется его сравнительной административной и географической самостоятельностью,

существенной замкнутостью решаемых задач, информационных, транспортных, товарных и финансовых потоков.

В регионе существуют объективно сложившиеся центры деловой, экономической, производственной и информационной активности, к которым естественно тяготеют государственные (федеральные и

муниципальные) органы систем управления различного уровня, корпоративные,

производственные и органы управления специального назначения. В окрестностях данных центров образуются зоны региона

% 4 = 1,2

Окончательный облик зон формируется с использованием математического аппарата кластерного анализа по критериям подчиненности и близости. РСС строятся по единому плану совместными усилиями всех операторов связи, министерств и ведомств, расположенных в данном регионе. При этом организационно-технические принципы,

системно сетевые решения по построению и развитию РСС должны быть

взаимоувязанными, согласованными и соответствовать концепциям

совершенствования Единой сети электросвязи (ЕСЭ) Российской Федерации и принципам формирования единого информационного пространства России [1].

II. Структура региональной транспортной сети связи

Основой РСС являются региональная транспортная сеть связи (РТСС), включающая ряд подсистем поддержки, базовое ядро, обеспечивающее каналами заданного качества многочисленные направления связи по различным маршрутным схемам, а также канальный ресурс для взаимодействующих подсистем (системы связи с подвижными объектами, специальные системы связи, навигации, различного рода распределенные информационно вычислительные системы).

В состав системы связи региона войдут

G

зоновые сети внутризоновые

', множественные сети доступа

GJ, GJ с G,, , = 1,5,т = 1, Т

и

G

ртс

транспортная сеть

н тг

□ р (А, В) = и^™;

5=1 Т=1

А = { а}, I = 1Д В = {Ь..}, г, ] =Щ г / ], |А| = Ы, |В| = п. с существующими построенными и планируемыми к построению линиями

B = {bj},г, J = 1,N гФ j

и узлами связи

А = {а. },г = 1, N

операторов, силовых министерств и ведомств и собственно ЕСЭ России.

Одной из важнейших подсистем РТСС является система тактовой сетевой синхронизации (СТСС), представляющая собой совокупность ведущих и ведомых генераторов тактовой частоты (ГТЧ) и сигналов синхронизации, образуя сеть тактовой сетевой синхронизации, которая обеспечивает когерентность колебаний ГТЧ на множестве пространственно разнесенных узлов цифровой сети. Кроме того, СТСС обеспечивает синхронизацию системно сетевых процессов РТСС: взаимодействие системы сигнализации и маршрутизации, процессов восстановления, оперативного переключения, контроля и управления.

В ряде работ [2,3] показано, что структуры РТСС должны быть квазиоднородными, так как они имеют близкие к минимальным значения диаметра, среднего расстояния, обладают максимальной мощностью минимальных сечений и максимальным числом остовных деревьев распределенных по определенному закону, при удержании функции стоимости в области минимума. Максимизация числа остовных деревьев обеспечивает эффективное восстановление системы синхронизации при отказах ее элементов. В этом случае при использовании на сетевых узлах и узлах связи пунктов управления генераторов в виде синтезаторов частот на астатической ФАПЧ, а в центрах сети эталонных генераторов, обеспечивается требуемая надежность передачи сигналов синхронизации, которая должна быть выше надежности передачи информационных сигналов [2, 3].

Задача синтеза региональной транспортной сети заключается в аппроксимации непрерывной или дискретной информационной среды региона некоторой макроструктурной моделью, наиболее полно удовлетворяющей предъявляемым

требованиям к информационному обмену в регионе со стороны функционирующих в нем систем управления и условиям функционирования транспортной сети, с последующей реализацией данной метамодели конкретными системно-сетевыми шаблонам, инфокоммуникационными технологиями и системами передач. Требования,

предъявляемые к сети связи могут быть реализованы при условии выполнения требований к подсистеме переноса РТСС, а также обеспечивающим и

взаимодействующим подсистемам.

В организационно-техническом плане РТСС включает узловую основу

А = {а1}, ¡ = 1, N, сетку линий

B = {bjj}, i,J = 1,N, г ф J, Bl = n, обеспечивающие подсистемы управления и

сигнализации, синхронизации, систему связи с подвижными объектами (ССПО). На узловой основе А РТС выделяются полюсы сети, которые представляют собой совокупность корреспондирующих пар узлов

2 = К Ь ^ = (арк ,а8к X ? =.

Характеристики РТСС должны быть сформированы таким образом, чтобы имелась возможность выделения из ее состава двухполюсных сетей, предоставляющих корреспондирующей паре узлов(КПУ) требуемую пропускную способность, которая поддерживалась требуемой структурной надежностью, а характеристики цифровых каналов РТСС обладали качеством необходимым для обеспечения услуг электросвязи, предоставляемых сетью. Кроме того, должны обеспечиваться потребности в пропускной способности и требуемой надежности обеспечивающих подсистем и системы связи с подвижными объектами.

Совокупность КПУ РТС 2 ' = {2к,}

представляет собой объединение

перечисленных корреспондирующих пар узлов пунктов управления, обеспечивающих подсистем и ССПО

Т = 1УД и2 и2е и2ссио и2С1СС. (1)

Такое представление КПУ сети позволяет на ранних этапах синтеза определить особенности морфологического описания РТСС и количественные требования к сетевым характеристикам: пропускной способности, устойчивости и приведенной стоимости.

Каналы требуемого качества, определяются компонентами вектора:

V=[VI,...V ,.,Ут,V V ЛССПО ]т (2),

ТП Т/с т/ССПО

где V? , V? , V? - суммарное количество

каналов заданного качества, необходимое для обеспечения потребностей подсистем управления, сигнализации, связи с подвижными объектами, соответственно; Vk -

потребность в каналах к -ой КПУ. Общее количество каналов:

v^XV + Vy + vc + v

ССПО

(3)

к=1

Требования к надежности задаются для

каждого направления связи Н, k = 1, тдд ,

zk

а также для обеспечивающих подсистем

подсистемы связи с

Hтр Hтр HТр

11 у ? 11 с > 11 стсс ■

подвижными объектами НССПО:

н»=н,..., н?,..., нтт ну, н?, н*, нср ]т. (4)

Согласно Рекомендациями МСЭ-Т серии О (0.701, 0.810, 0.820, 0.821, 0.822, 0.823) требования к качеству цифровых каналов (ЦК) РТСС задаются вектором:

а» = кш, ,с, р?, т^г, (5)

где Кттт - коэффициент ошибки; «/ -

ошш вых

дрожание фазы цифрового сигнала на выходе ЦК; ¿кп - относительное время действия импульсных помех и кратковременных прерываний в ЦК; Рх - проскальзывания

цифрового сигнала; тп - время прохождения сигнала по ЦК; 8V - допустимое отклонение

скорости передачи цифрового сигнала на выходе ЦК.

Для решения задачи оценки качества ЦК необходимо определить информативность параметров, произвести их ранжирование и ограничение перечня с обеспечением глубины контроля не меньше заданной. Решение данной задачи показало [2], что для различных услуг электросвязи, при глубине контроля 90...95% достаточно ограничиться двумя наиболее информативными параметрами J

и Кош . Рассматриваемая сеть реализуется с

использованием узлового Яу и линейного Ял

ресурсов. Данные ресурсы целесообразно представить в виде:

R = (r» : a,,ß»,y»,U»,L»,a,,H»}, r = i, Qr, » = ^ Q»; Яу = (rV : аГ,РГ,уr,U„,Я},

r =1,Qr, V =1,Qv,

- структурная надежность РТСС. Каждому ребру Ьг. графа сети ставится в соответствие

(6) два числа: и. - пропускная способность ребра,

то есть величина максимального потока, передаваемого по ребру

„V

где Г - тип системы передачи, г - тип сетевого узла, а!), в. и агу, Ду -

нормированные коэффициенты

аппроксимации приведенных затрат на

развертывание и эксплуатацию . -го

линейного и у -го узлового средства,

соответственно; у. и уу - стоимость одного канало-километра Ц -ой линии . -ой системы передачи и стоимость одной точки коммутации I -го узла у -го узлового средства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответственно; и.., и,„- количество каналов

и трактов, образуемых Г! и коммутируемых Гу средствами, соответственно, Н., Hi -векторы эксплуатационных надежностей для Г! игу оборудования, соответственно; Ь -

вектор параметров структуры г системы передачи (длины регенерационных участков,

секций дистанционного питания и т. п.); а. -

вектор эксплуатационных норм на характеристики каналов и трактов.

Оптимизация РТСС как сложной распределенной системы осуществляется на основе экономико-математических моделей, что связано с высокой стоимостью построения и эксплуатации таких сетей. Для решения задачи синтеза РТСС целесообразно использовать теоретическую модель многополюсной многопродуктовой сети. В задачах синтеза многопродуктовая сеть, как математический объект, представляется в виде взвешенного неориентированного связанного графа

в( А, В,и, Н),

где А - множество вершин графа, соответствующее сетевым узлам и сетевым станциям, В - множество ребер, представляющих собой линии связи, Н

и = {и.}, г,/ = , г Ф ), Ь. е В; к. -

надежность ребра сети (вероятность исправной

работы, коэффициент готовности Г! -ой системы передачи).

В данной работе задача синтеза структуры РТСС формулируется как многокритериальная. Поэтому при синтезе цифровых транспортных сетей целесообразно рассматривать только допустимые пути

Гдоп (< ) :

Г(пк) <Гдоп(4), X = 1, кСв, к = 1, т. (7)

Задача оптимизации РТСС допускает конкретизацию, если рассматривать покрывающие и приведенные покрывающие множества допустимых путей между КПУ

2 = {2к}, к = 1,т* .

Пропускные способности минимальных покрывающего Сш)п (П к) и приведенного

покрывающего Ст)п( П 2 ) множеств определяются по емкости компонентов, вошедших в состав соответствующих множеств [3, 4]:

с(Пк ) = X Uj ;

Cmin(n к) = arg min X Uj, г' ф Л k = 1,m, Р = 1, ^

b„enk -1

(8)

c(t)= x u ; o^z^m x u ;г'ф j1=1,ag-

bjeliï

t

Для многопродуктовых сетей нахождение приведенных покрытий осуществляется методом минимизации булевых функций [5, 6, 7]. Матрица путей принимается за импликантную таблицу, в процессе преобразования которой выделяются

j-np

простые импликанты являющиеся

приведенными покрытиями. Далее

осуществляется их анализ, нахождение пропускных способностей и надежностей. В качестве целевых функций

многокритериальной задачи оптимизации структуры РТСС выбираются функции: структурной надежности сети:

н = /(П 2, г ", г ^ ином , Н», ) = / (а)

(9)

W = /4( П Z, г ", г * UНоМ, Vj, H *, е* ) = /4 ( а).

(12)

путей П z = {П к }, k = 1,mX = 1,Л

G

а е A

П Z = {Пр };

С (П Z ), Cmin ( П к ). При целевых функциях:

(13)

H = /( П Z, г ", ■г * ином V , G* ) = / (а);

С- = /2( П Z, г ", г * ^ом V, нтр, ): = /2(а);

Q = /з( П Z, г ", г * ^ом V, н\етр): = /з(а);

W = /4 ( п Z , г " , г * ^ом V, н*, се4* ) =/4(а),

доставляющих минимум функции

[/i -/(а), V/е

min А/(а) =

/ (а) -/, V / е 4 ;

/=1,4, х=1,л, ц=], а, *=1, q г*=1, бу, r»=i, е„

пропускной способности

С = ин\ ,гц,г¥,иноМ V? ,^,0») = /2 (а) (10)

качества канального ресурса сети

б = У3(П 2 ,гц,г¥,ин0м V ,Ятр,0?) = /3 (а) (11)

приведенной стоимости на построение, эксплуатацию и развитие РТСС

Задача синтеза структуры РТСС состоит в выборе морфологической структуры сети

О* - эффективной альтернативы а £ А , характеризующейся такими совокупностями

где У/0- оптимальное значение /-ой функции цели на множестве допустимых альтернатив, /1, 12- множества индексов

максимизируемых и минимизируемых функций цели, соответственно [8].

III. Заключение Конструктивное решение многокритериальной задачи оптимизации структуры РТСС в общем виде (13)...(15) не представляется возможным. Одним из подходов является структурный метод решения данной задачи, связанный с ее декомпозицией на ряд взаимообусловленных сравнительно слабосвязанных подзадач синтеза взаимовложенных топологической От (А, B ), потоковой От ( A, B,U, H ) и

физической структур G^^ (А, B,U, H, R, Ял )

региональной транспортной сети связи.

и

покрывающих множеств Сш)п (П? ), С(П 2 ), при которых отклонения целевых функций от своих оптимальных значений минимальны.

Библиография

[1]. Крухмалев В. В., Гордиенко В. Н. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей. Учебник для вузов. - М.: Горячая линия -Телеком, 2004. - 540 с.

[2]. Лебедев А. Т., Лебедев И. А., Тумановский В. В. Построение региональных первичных цифровых сетей связи. Научно-технический сборник. Телекоммуникационные технологии. Выпуск 1. -СПб.: ГУП НИИ «Рубин», 2000. - С. 132-139.

[3]. Лебедев А. Т., Муравцов А. А. Оптимизация топологической структуры РЦТСС // Мобильные системы. - 2007. -№ 2.- С. 40-44.

[4]. Глушков В. М. Синтез цифровых авроматов. - М.: Физматгиз, 1962. - 476 с.

[5]. Михалевич В. С., Волкович В. Л. Вычислительные методы исследования и проектирования сложных систем. - М.: Наука.

Главная редакция физико-математической литературы, 1982. -286с.

Formation of the transport network structure

S.P. Kovalskiy, N.I. Fokin, R.M. Abdurazakov, M.V. Nikitin

Abstract - The article discusses and substantiates the general methodology of solving the problem of synthesis of the regional transport communication network structure. The synthesis problem is formulated as a multi criteria since a constructive solution of the problem in general terms is not possible. It is considered one of the solutions approach, consisting in decomposition of the problem into a series of mutually relatively loosely coupled synthesis sub-problem of interleaved topological, streaming and physical structures of the regional transport communication network.

Keywords - transport network, multiproduct network, structure optimization, multi-criteria optimization, quasi-homogeneous structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.