Научная статья на тему 'Формирование структуры соревновательной компетентности в дзюдо'

Формирование структуры соревновательной компетентности в дзюдо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITION / ДЗЮДО / JUDO / МОДЕЛЬ / MODEL / ИДЕАЛЬНЫЙ СПОРТСМЕН / PERFECT ATHLETE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптев Олег Владимирович

Цель. Совершенствование системы многолетней подготовки дзюдоистов. Организация и методы исследования. Для изучения проблемы поэтапного формирования соревновательной компетентности дзюдоистов было решено провести исследование на разных возрастных группах спортсменов: I (11-12 лет) 726 человек, II (13-14 лет) 553 человека, III (15-17 лет) 637 человек, IV (мужчины) 557 человек. Соревновательная компетентность дзюдоистов оценивалась на соревнованиях разного уровня. Результаты. В результате проведённого исследования предложен инновационный способ построения модели «идеального единоборца», содержание которой составляют 16 отдельных компетенций, разработанных на основе официально принятых правил соревнований по дзюдо. Совокупность частных компетенций нами была определена как «соревновательная компетентность». Заключение. Проведённое ступенчатое сравнение по возрастным группам (I группы со II, II с III, III с IV) отдельных компетенций доказало их информативность в оценке соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE COMPETENCE STRUCTURE IN JUDO

Aim. The aim of this article is to improve a long-term preparation system of judokas. Materials and methods. To study the problem of a gradual formation of the competitive competence in wrestlers, we decided to conduct the experiment with the participation of the athletes of different age groups: I (11-12) 726, II (13-14) 553, III (15-17) 637, IV (male group) 557. The competitive competence of wrestlers was evaluated during competitions of different levels. Results. The results obtained allowed us to propose an innovative way for constructing a model of “ideal wrestler”, which contains 16 individual competencies developed on the basis of the official rules of judo competitions. The sum of individual competencies we identified as a “competitive competence”. Conclusion. We also conducted a stepwise comparison of individual competencies between the age groups (group I with II, II with III, III with IV), which proved their informativeness in assessing competitive activity.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры соревновательной компетентности в дзюдо»

Спортивная тренировка

УДК 796.853.23 й01: 10.14529/Ивт180204

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДЗЮДО

О.В. Коптев

Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан

Цель. Совершенствование системы многолетней подготовки дзюдоистов. Организация и методы исследования. Для изучения проблемы поэтапного формирования соревновательной компетентности дзюдоистов было решено провести исследование на разных возрастных группах спортсменов: I (11-12 лет) - 726 человек, II (13-14 лет) - 553 человека, III (15-17 лет) - 637 человек, IV (мужчины) - 557 человек. Соревновательная компетентность дзюдоистов оценивалась на соревнованиях разного уровня. Результаты. В результате проведённого исследования предложен инновационный способ построения модели «идеального единоборца», содержание которой составляют 16 отдельных компетенций, разработанных на основе официально принятых правил соревнований по дзюдо. Совокупность частных компетенций нами была определена как «соревновательная компетентность». Заключение. Проведённое ступенчатое сравнение по возрастным группам (I группы со II, II с III, III с IV) отдельных компетенций доказало их информативность в оценке соревновательной деятельности.

Ключевые слова: компетентность, соревнования, дзюдо, модель, идеальный спортсмен.

Введение. Тенденцией мирового спорта является постоянное и неуклонное повышение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок. Это вызвано ужесточением конкуренции на мировой арене за счёт увеличения количества стран, чьи представители претендуют на самые престижные награды в дзюдо. Возможность достижения высших спортивных результатов увеличивается, если фундаментальную роль отводят построению и содержанию учебно-тренировочного процесса с учетом «модели высококвалифицированного спортсмена» [3].

Советскими учеными в этом качестве была предложена модель «идеального спортсмена», разработанная на основе анализа показателей целой плеяды выдающихся спортсменов. Создание такой модели трудом выдающихся ученых [8, 10, 13, 19] без преувеличения явилось прорывом в спортивной науке. Однако для построения такой модели требуется большой фактический материал и многолетние исследования десятков, сотен сильнейших спортсменов мира, что не всегда доступно, не говоря уже о громоздкости изысканий. Поэтому необходим более совершенный и доступный способ определения характеристик (компетенций) «идеального единоборца».

Нами был предложен усовершенствованный способ построения модели «идеального единоборца» на основе глубокого изучения Правил соревнований [9, 11, 12]. Совокупность отдельных компетенций модели мы определили как «соревновательную компетентность». Из всех компетенций спортсмена -эта, на наш взгляд, самая важная. Поскольку в иерархическом распределении модельных характеристик высшую ступень занимает модель соревновательной деятельности [10, 19]. Так как именно соревнования, особенно соревнования высокого ранга - цель всей спортивной деятельности, а спортивный результат -оценка всей предшествующей подготовки.

В. А. Адольф даёт определение профессиональной компетентности: «Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика личности, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [1].

Исходя из этого, можно сформулировать определение соревновательной компетентности: «Под соревновательной компетентностью

понимается интегральная характеристика спортсмена, определяющая способность решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях соревновательной деятельности с использованием необходимых знаний, соревновательного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей».

В свою очередь профессиональная компетенция дзюдоиста складывается из следующих аспектов: когнитивного, праксиологического, аксиологического [5, 14, 17].

Когнитивный аспект компетенции характеризуется знанием и осознанием того, что делает спортсмен. «... Знания являются ядром любой деятельности и механизмом, регулирующим и направляющим её» (Т.А. Шкерина [18]); «.осознание. - умение обосновать выбор именно данного способа выполнения задания, то есть данной ориентировочной основы действия, а не какой-либо другой» (М.С. Бик-булатов [2]). Они выполняют системообразующую функцию в процессе формирования профессиональной компетенции.

Праксиологический аспект подразумевает владение разными способами соревновательной деятельности, позволяет реализовывать умения в условиях соревновательного поединка.

Аксиологический аспект заключается в ценностном осмыслении. Данный компонент регулирует включение механизмов самооценки, самоанализа, самоуправления соревновательным поединком и соревновательной деятельностью в целом. Он направлен на соотнесение процесса формирования модели соревновательной деятельности и на исследование того, в какой мере поставленная цель достигнута.

Взяв в качестве примера структурно-содержательную модель М.Б. Шашкиной и Л.В. Шкериной [16], мы попытались разработать аналогичную модель для дзюдоистов (табл. 1).

Уровень соревновательной компетентности у дзюдоистов разного возраста и тренированности будет разный. Так, у мастеров спорта он будет намного выше, чем у спортсменов третьего разряда. Однако при сравнении дзюдоистов третьего и второго разрядов или кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта вполне возможно, что преимущество может оказаться на стороне первых. Так как становление соревновательной компетентности зависит от многих факторов: организации тренировочного процесса, соревновательного

опыта, физического развития занимающихся, возраста, состояния здоровья, факторов роста квалификации.

В связи с изложенным выдвинуто предположение, что формирование структуры соревновательной компетентности в многолетней подготовке от этапа к этапу не всегда протекает поступательно и равномерно. В силу возрастных изменений, роста подготовленности и соревновательного опыта на одном из этапов происходит «скачок» в ее развитии.

Организация и методы исследования. Для изучения проблемы поэтапного формирования соревновательной компетентности дзюдоистов было решено провести исследование на разных возрастных группах спортсменов: I (11-12 лет) - 726 человек, II (13-14 лет) -553 человека, III (15-17 лет) - 637 человек, IV (мужчины) - 557 человек. Соревновательная компетентность дзюдоистов оценивалась на соревнованиях разного уровня.

Оценка соревновательной компетентности дзюдоистов разных возрастных групп и весовых категорий проводилась по отдельным компетенциям, разработанным на основании Правил соревнований [9, 11, 12, 15].

Структура

соревновательной компетентности

1. Атака на 1-й минуте поединка.

2. Непрерывная атака (отсутствие перерывов между атаками более пяти секунд).

3. Спурт в конце поединка.

4. Подготовка приёма.

5. Работоспособность в течение поединка.

6. Тактический план на поединок.

7. Комбинационность борьбы.

8. Атака в борьбе лёжа.

9. Три реальные атаки в минимальный промежуток времени, чтобы противник не успел провести ответную атаку и получил «шидо» за пассивность.

10. Непрерывные выведения противника из равновесия в разные стороны («растаскивание»), чтобы он был вынужден принять оборонительную стойку.

11. Выталкивание противника за пределы рабочей зоны, руки при этом согнуты, чтобы он получил «шидо» за свободный выход.

12. Срыв попыток выполнения противником бросков с колен или через голову с упором стопы в живот, чтобы отсутствовало выведение из равновесия и атакующий получил «шидо» за фальшатаку.

13. Отсутствие предупреждений.

Таблица 1 Table 1

Структурно-содержательная модель профессиональной компетенции дзюдоиста: «Готов применять приемы атаки и защиты для достижения победы в единоборстве» Content and structural model of judoka's professional competence: Ready to apply attack and counter-attack patterns to win confrontations

Аспект компетенции Competency aspect Элемент компетенции Competency element Характеристика элемента компетенции дзюдоиста Characteristic of the element

Когнитивный Cognitive Знание в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция. Knowledge of the real objects connected with the competence. Знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции. Knowledge of methods and patterns in the field of this competence Знание приемов атаки и защиты; Знание правил соревнований. Knowledge of attack and counter-attack patterns; Knowledge of competition rules. Знание способов применения приемов в поединке в рамках правил соревнований. Knowledge of how to apply fairly movement patterns during confrontation

Праксиологический Praxeological Умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции. Skills and methods in the field of this competence. Минимально необходимый соревновательный опыт. Minimally required competitive experience Умение: - применять приемы атаки и защиты; - быстро оценивать ситуацию в поединке и подбирать адекватные технические действия; - создавать удобную ситуацию для атаки; - предугадывать действия противника; - нейтрализовать атаки противника. Skills: - apply attack and counter-attack patterns; - quickly analyze the situation and choose adequate techniques; - create a convenient situation for attack; - anticipate opponent's actions; - neutralize opponent's attacks. Опыт выполнения технических действий в условиях жесткого противоборства. Опыт достижения поставленной цели в условиях соревнований. Experience of applying techniques in the conditions of tough confrontation. Experience of goal achievement during competitions

Аксиологический Axiological Отношение к деятельности в сфере компетенции и её результату (проявление интереса, активности, организованности, ориентированности на получение результата, понимание значения результата и его самооценка). Attitude toward the activity in the field of competence and its results (discipline, focus on goal achievement, understanding of the significance of results, self-assessment of results) Умение: - делать вывод о целесообразности предпринятых технико-тактических действий в данной ситуации поединка и степени реализации плана на поединок и соревнование в целом; - самостоятельно изучать способы достижения преимущества в предполагаемых ситуациях противоборства и поединка в целом. Осознание значения техники в дзюдо. Skills: - assess the adequacy of the techniques and strategies applied during the confrontation, assess the completeness of the plan developed for a specific confrontation and competitions in general; - study independently how to achieve advantages in potential confrontations. Understanding of the significance of technique in Judo

14. Сковывание.

15. Контратака.

16. Падение после бросков на любую часть тела, кроме спины.

Результаты исследования. При анализе поединков по каждой из 16 компетенций в зависимости от её наличия или отсутствия каждому участнику ставился «+» или «-». Так, по весовым категориям был рассчитан процент содержания плюсов. Для этого за 100 % принималось количество поединков, умноженное на два (поскольку в каждом поединке два участника). По этим данным были составлены карты соревновательной компетентности дзюдоистов (табл. 2-5).

Последовательность развития соревновательной компетентности отслеживалась ступенчатым сравнением средних значений каждой отдельной компетенции по возрастам: I группы со II, II с III, III с IV. Сравнение проводилось по 1>критерию Стьюдента при 5%-ном уровне значимости.

Между I (11-12 лет) и II (13-14 лет) группами различия обнаружены в 1 (атака на 1-й минуте поединка), 2 (непрерывная атака), 7 (комбинационность борьбы), 8 (атака в борьбе лёжа), 13 (отсутствие предупреждений) компетенциях. Во всех случаях результат был выше в I группе, несмотря на разницу в возрасте и опыте борьбы. Объясняется это тем, что, во-первых, длительность встречи у спортсменов I группы две минуты и полно -стью отсутствует соревновательный опыт, что заставляет 11-12-летних дзюдоистов атаковать с первых секунд, используя все мало-мальски подходящие случаи.

Непрерывная атака у них иногда выглядит как комбинация приёмов; дзюдоисты часто пытаются добиться преимущества в борьбе лёжа, где за любой удачный приём можно получить «иппон» и досрочно закончить поединок. Поэтому у них и меньше наказаний «ши-до» за пассивность. Во-вторых, у спортсменов 13-14 лет опыт борьбы немного больше и поединок длится не две минуты, а три. Из-за этого они осторожны в атаке, больше времени тратят на подготовку в основном одного приёма, не всегда рискуют продолжать борьбу в положении лёжа. И судьи бывают вынуждены давать «шидо» за такую борьбу.

После 13-14 лет следующая возрастная ступень - 15-17 лет. Их сравнение выявило различия в следующих компетенциях: 5 (работоспособность в течение поединка), 7 (ком-

бинационность борьбы), 8 (атака в борьбе лёжа), 9 (три реальные атаки в минимальный промежуток времени), 10 («растаскивание» противника, чтобы он принял оборонительную стойку), 11 (выталкивание противника за пределы рабочей зоны), 12 (срыв попыток выполнения противником бросков с колен или через голову с упором стопы в живот), 13 (отсутствие предупреждений), 14 (сковывание), 15 (проведение контратак). В табл. 6 «P'» показывает подавляющее преимущество спортсменов III возрастной группы. Видимо, 15-17 лет -это тот возраст, когда происходит резкий качественный скачок в соревновательной компетентности дзюдоистов по большинству отдельных компетенций. Действительно, наиболее бурный рост организма происходит в 15-17 лет. Рост костей замедляется, быстро растёт мышечная масса, улучшается ряд физиологических показателей [4, 6], спортсмены значительно прибавляют в мастерстве. Многие выполняют норматив кандидата в мастера спорта. Фактически это уже сформировавшиеся спортсмены.

Сравнение III (15-17 лет) и IV (мужчины) групп выявило различия (P") в 1, 7, 12, 14 компетенциях. Взрослые спортсмены выглядели лучше по 7 (комбинационность борьбы), 12 (срыв попыток выполнения противником бросков с колен или через голову с упором стопы в живот), 14 (сковывание противника) компетенциям. Борьба их стала более комбинационной, тактически грамотней [7]. Чаще срывались попытки проведения приёмов, использовался такой тактический приём, как сковывание. Однако спортсмены IV группы уступают своим более молодым товарищам в 1 компетенции (атака на 1-й минуте поединка). Видимо, более высокий ранг соревнований вынуждает спортсменов проявлять излишнюю осторожность. Ведь каждая неудачная атака может обернуться проигрышем в поединке. Как видим, разница между группами незначительная, учитывая возраст и уровень мастерства.

Заключение. Ступенчатое сравнение отдельных компетенций показало их информативность в оценке соревновательной деятельности дзюдоистов. Установлено, что вопреки логике, 11-12-летние спортсмены превзошли своих более опытных товарищей 13-14 лет по некоторым компетенциям: 1 (атака на 1-ой минуте поединка) - на 16,67 %; 2 (непрерывная атака) - на 9,98 %; 7 (комбинационность

Таблица 4 Table 4

Карта соревновательной компетентности дзюдоистов 15-17 лет (%) Competitive competence map of young judokas aged 15-17 (%)

Масса тела, кг Body mass, kg Компетенции / Competencies

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

46 11,54 15,38 13,46 42,31 19,23 34,62 42,31 50,00 36,54 25,00 25,00 26,92 53,85 25,00 38,46 82,69

50 16,20 8,45 4,93 38,73 20,42 40,85 38,73 50,00 38,73 32,39 32,39 38,73 75,35 32,39 41,55 76,76

55 17,71 14,06 6,25 29,17 17,19 45,83 43,23 47,40 41,67 35,42 35,42 38,54 77,60 36,46 49,48 66,15

60 10,45 10,45 6,72 39,55 20,15 40,30 36,57 41,04 33,58 27,61 27,61 30,60 72,39 28,36 40,30 74,63

66 13,85 9,23 3,85 43,85 20,77 43,85 43,08 41,54 37,69 30,77 30,77 34,62 66,15 31,54 43,85 81,54

73 15,52 13,79 1,72 41,38 13,79 45,69 40,52 46,55 39,66 34,48 34,48 34,48 71,55 34,48 47,41 69,83

81 12,12 4,55 3,03 40,91 10,61 46,97 42,42 46,97 43,94 39,39 39,39 39,39 72,73 39,39 46,97 86,36

Больше 81 More than 81 11,54 46,15 11,54 50,00 42,31 42,31 42,31 42,31 42,31 46,15 69,23 42,31 53,85 65,38

Таблица 5 Table 5

Карта соревновательной компетентности мужчин (%) Competitive competence map of men (%)

Масса тела, кг Body mass, kg Компетенции / Competencies

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

60 13,7 17,65 14,71 45,10 20,59 38,24 52,94 44,12 38,24 28,43 30,39 44,12 64,71 39,22 53,92 75,49

66 4,81 4,81 4,81 44,23 10,58 40,38 46,15 39,42 38,46 33,65 32,69 48,08 69,23 39,42 45,19 73,08

73 4,81 7,69 5,77 41,35 22,12 45,19 44,23 39,42 40,38 30,77 30,77 41,35 61,54 51,92 39,42 77,88

81 3,95 2,63 7,89 47,37 23,68 34,21 52,63 34,21 36,84 30,26 32,89 39,47 57,89 35,53 50,00 75,00

90 3,13 9,38 3,13 45,31 7,81 45,31 50,00 48,44 42,19 42,19 43,75 42,19 82,81 42,19 48,44 56,25

100 3,45 17,24 5,17 39,66 15,52 46,55 46,55 50,00 48,28 32,76 32,76 39,66 58,62 58,62 44,83 74,14

Больше 100 More than 100 4,55 2,27 29,55 6,82 40,91 40,91 40,91 40,91 36,36 36,36 43,18 63,64 40,91 40,91 63,64

Таблица 6 Table 6

Сравнение соревновательных компетенций дзюдоистов разных возрастных групп Comparison of competitive competencies in judokas of different age groups

Компетенции Competencies I гр., 11-12 лет I group, 11-12 II гр., 13-14 лет II group, 13-14 III гр., 15-17 лет III group, 15-17 IV гр., мужчины IV group, men

M ± m M ± m P M ± m P' Хср ± m Xmean ± m P''

1 36,49 ± 3,96 19,82 ± 3,06 < 0,01 13,62 ± 0,93 - 5,49 ± 1,40 < 0,001

2 18,51 ± 2,79 8,53 ± 2,89 < 0,05 10,84 ± 1,45 - 9,90 ± 2,57 -

3 2,72 ± 0,50 3,78 ± 1,99 - 5,71 ± 1,45 - 6,25 ±1,57 -

4 36,33 ± 1,86 38,21 ± 3,79 - 40,26 ± 1,79 - 41,80 ± 2,26 -

5 14,72 ± 1,72 9,55 ± 2,21 - 16,71 ± 1,47 < 0,05 15,30 ± 2,65 -

6 42,33 ± 1,26 38,57 ± 3,39 - 43,51 ± 1,69 - 41,54 ± 1,68 -

7 34,29 ± 1,77 27,91 ± 2,00 < 0,05 41,15 ± 0,84 < 0,001 47,63 ± 1,68 < 0,01

8 35,69 ± 0,89 30,48 ± 2,04 < 0,05 45,73 ± 1,29 < 0,001 42,36 ± 2,09 -

9 33,94 ± 1,68 29,20 ± 3,51 - 39,27 ± 1,19 < 0,05 40,76 ± 1,43 -

10 29,11 ± 1,36 24,60 ± 2,68 - 33,42 ± 2,04 < 0,05 33,49 ± 1,75 -

11 29,11 ± 1,36 24,60 ± 2,68 - 33,42 ± 2,04 < 0,05 34,23 ± 1,75 -

12 29,84 ± 1,31 24,90 ± 2,88 - 36,18 ± 2,09 < 0,01 42,58 ± 1,12 < 0,05

13 80,01 ± 2,18 57,24 ± 3,83 < 0,001 69,86 ± 2,60 < 0,05 65,49 ± 3,23 -

14 29,43 ± 1,24 24,60 ± 2,68 - 33,74 ± 2,01 < 0,05 43,97 ± 3,10 < 0,05

15 38,98 ± 1,86 29,54 ± 3,90 - 45,23 ± 1,82 < 0,01 46,10 ± 1,93 -

16 77,24 ± 2,28 73,60 ± 6,36 - 75,42 ± 2,77 - 70,78 ± 2,96 -

Примечания: 1. P' - сравнение II и III групп. 2. P" - сравнение III и IV групп. Note: 1. P' - comparison between II and III groups. 2. P" - comparison between III and IV groups.

борьбы) - на 6,38 %; 8 (атака в борьбе лежа) -на 5,21 %; 13 (отсутствие предупреждений) -на 22,77 %. Различия присутствуют потому, что в силу своей неопытности и отсутствия осторожности 11-12-летние спортсмены часто и беспорядочно атакуют, стараясь набрать выигрышные баллы как в стойке, так и в борьбе лёжа. К этому их подстёгивает и небольшая продолжительность встречи, когда можно просто не успеть набрать необходимые очки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доказано, что «скачок» в приросте соревновательной компетентности наступает в 1517 лет, когда к этому есть все предпосылки: рост физической силы, функциональных возможностей и, конечно же, мастерства. Так, дзюдоисты III группы показали лучшие результаты, чем дзюдоисты II группы по десяти компетенциям: 5 (работоспособность в течение поединка) - на 7,16 %; 7 (комбинацион-ность борьбы) - на 13,24 %; 8 (атака в борьбе лёжа) - на 15,25 %; 9 (три реальные атаки в минимальный промежуток времени) -на 10,07 %; 10 («растаскивание» противника, чтобы он принял оборонительную стойку) -

на 8,82 %; 11 (выталкивание противника за пределы рабочей зоны) - на 8,82 %; 12 (срыв попыток выполнения противником бросков с колен или через голову с упором стопы в живот) - на 11,28 %; 13 (отсутствие предупреждений) - на 12,62 %; 14 (сковывание действий противника) - на 9,14 %; 15 (контратака) - на 15,69 %.

Сравнение III (15-17 лет) и IV (мужчины) групп выявило различия (Р") в 1, 7, 12, 14 компетенциях. Взрослые спортсмены показали лучшие результаты по трём компетенциям: 7 (комбинационность борьбы) - на 6,48 %; 12 (срыв попыток выполнения противником бросков с колен или через голову с упором стопы в живот) - на 6,40 %; 14 (сковывание противника) - на 10,23 %. У юношей лучше результат в 1 компетенции (атака на 1-й минуте поединка) - на 8,13 %. Видимо, более высокий ранг соревнований вынуждает спортсменов проявлять излишнюю осторожность. Ведь каждая неудачная атака может обернуться проигрышем в поединке. Разница между группами незначительная, учитывая возраст и уровень мастерства.

Литература

1. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: моногр. /

B.А. Адольф. - Красноярск: Изд-во КГПУ,

1998. - 310 с.

2. Бикбулатов, М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний /М.С. Бикбулатов. -М., 1981.

3. Бурцева, С.В. Модельные характеристики самбисток высокой квалификации /

C. В. Бурцева, Ф.Х. Зекрин, К. В. Чедов // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика: сб. материалов IV Всерос. конф. (г. Чайковский, ЧГИФК, 25 апр. 2014 г.). -Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2014. - С. 11-14.

4. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки /

A.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.

5. Дёмин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды /

B.А. Демин //Мониторинг образоват. процесса. - 2000. - № 4. - С. 35.

6. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учеб. для вузов / В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

7. Нелюбин, В.В. Классификация способов тактической подготовки как фактор управления в спортивной борьбе / В.В. Нелюбин, Б.В. Иванюженков // Сб. науч. тр. - СПб.,

1999. - Вып. 26. - № 2. - С. 58-67.

8. Новиков, А. А. Основные направления научных исследований в спортивной борьбе /

A.А. Новиков, В.Д. Миронов, Г.М. Грузных // Спортивная борьба: ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - С. 56-60.

9. Онгорбаев, С.А. Правила соревнований Международной федерации дзюдо / С.А. Онгорбаев, П.Л. Боярогло. - Алматы: Ер-Даулет, 1995. - 80 с.

10. Плахтиенко, В.А. Психологические основы повышения надежности спортивной деятельности: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.01 /

B.А. Плахтиенко. - Л., 1982. - 511 с.

11. Райский, И.И. Дзюдо: в помощь арбитру: учеб. пособие для студентов высш.

учеб. заведений / И.И. Райский. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. - 120 с.

12. Райский, И.И. Организация и проведение соревнований по дзюдо: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Райский. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. - 129 с.

13. Рубанов, М.Н. Управление подготовкой спортсменов высокой квалификации на основе применения АИПС «Соревнование» / М.Н. Рубанов, Я.К. Коблев, Э.А. Абадзе и др. // Применение ЭВМ и математических методов в управлении подготовкой сборных команд: материалы Всесоюз. науч. конф. - Одесса, 1983. - С. 141-142.

14. Саволайнен, Г. С. Коллаборативный коучинг в дополнительном профессиональном образовании педагогов: идея, технология, практика / Г. С. Саволайнен // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). -С. 12-22.

15. Трофимов, А.И. Дзюдо: метод. пособие по правилам дзюдо / А.И. Трофимов. - М., 2001. -134 с.

16. Шашкина, М.Б. Измерение компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций /М.Б. Шашкина, Л.В. Шке-рина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2012. - № 4 (22). - С. 201-207.

17. Шкерина, Л.В. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе / Л.В. Шкерина, Е.В. Сенькина, Г.С. Саволайнен // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 (26). -С. 76-80.

18. Шкерина, Т.А. Критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции бакалавров - будущих педагогов -психологов / Т.А. Шкерина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 1. - С. 122-126.

19. Шустин, Б.Н. Проблема разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов / Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. -1983. - № 11. - С. 25-27.

Коптев Олег Владимирович, доцент кафедры физического воспитания, Кыргызско-Российский славянский университет. 720000, г. Бишкек, ул. Киевская, 44, Кыргызстан. E-mail: koptev-58@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0747-276X.

Поступила в редакцию 21 марта 2018 г.

DOI: 10.14529/hsm180204

COMPETITIVE COMPETENCE STRUCTURE IN JUDO

O.V. Koptev, koptev-58@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0747-276X Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan

Aim. The aim of this article is to improve a long-term preparation system of judokas. Materials and methods. To study the problem of a gradual formation of the competitive competence in wrestlers, we decided to conduct the experiment with the participation of the athletes of different age groups: I (11-12) - 726, II (13-14) - 553, III (15-17) - 637, IV (male group) - 557. The competitive competence of wrestlers was evaluated during competitions of different levels. Results. The results obtained allowed us to propose an innovative way for constructing a model of "ideal wrestler", which contains 16 individual competencies developed on the basis of the official rules of judo competitions. The sum of individual competencies we identified as a "competitive competence". Conclusion. We also conducted a stepwise comparison of individual competencies between the age groups (group I with II, II with III, III with IV), which proved their informativeness in assessing competitive activity.

Keywords: competence, competition, judo, model, perfect athlete.

References

1. Adol'f V.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo uchitelya: monografiya [Professional Competence of the Modern Teacher. Monograph]. Krasnoyarsk, 1998. 310 p.

2. Bikbulatov M.S. Didakticheskiye vozmozhnosti kontrolya osoznannosti usvoyeniya znaniy [Didactic Opportunities to Control the Awareness of Mastering Knowledge]. Moscow, 1981.

3. Burtseva S.V., Zekrin F.Kh., Chedov K.V. [Model Characteristics of Sambo Wrestlers of High Qualification]. Podgotovka edinobortsev: teoriya, metodika i praktika: sbornik materialov IV Vseros-siyskaya konferentsiya [Preparation of Martial Artists. Theory, Methodology and Practice. A Collection of Materials IV All-Russian Conference], 2014, pp. 11-14.

4. Gandel'sman A.B., Smirnov K.M. Fiziologicheskiye osnovy metodiki sportivnoy trenirovki [Physiological Basis of the Method of Sports Training]. Moscow, Physical Training and Sports Publ., 1970. 232 p.

5. Demin V.A. [Professional Competence of a Specialist. Concept and Types]. Monitoring obrazo-vatel'nogoprotsessa [Monitoring the Educational Process], 2000, no. 4, p. 35.

6. Dubrovskiy V.I. Sportivnaya fiziologiya: uchebnoe dlya vuzov [Sports Physiology. Textbook for Universities]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 462 p.

7. Nelyubin V.V., Ivanyuzhenkov B.V. [Classification of Methods of Tactical Training as a Factor in the Management of Wrestling]. Sborniknauchnykh trudov [Collected Scientific Works], 1999, iss. 26, no. 2, pp. 58-67. (in Russ.)

8. Novikov A.A., Mironov V.D., Gruznykh G.M. [The Main Directions of Scientific Research in Sports Wrestling]. Sportivnaya bor'ba: ezhegodnik [Wrestling. Yearbook], 1977, pp. 56-60. (in Russ.)

9. Ongorbayev S.A., Boyaroglo P.L. Pravila sorevnovaniy Mezhdunarodnoy federatsii dzyudo [Rules of Competitions of the International Judo Federation]. Almaty, Yer-Daulet Publ., 1995. 80 p.

10. Plakhtiyenko V.A. Psikhologicheskiye osnovy povysheniya nadezhnosti sportivnoy deya-tel'nosti. Dokt. diss. [Psychological Bases of Increase of Reliability of Sports Activity. Doct. sci. diss.]. Leningrad, 1982. 511 p.

11. Rayskiy I.I. Dzyudo: v pomoshch' arbitru: uchebnoyeposobiye dlya studentov vysshego ucheb-nogo zavedeniya [Judo. To Help the Arbiter. A Textbook for Students of Higher Education Institutions]. Bishkek, 2011. 120 p.

12. Rayskiy I.I. Organizatsiya i provedeniye sorevnovaniy po dzyudo: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Organization and Conduct of Competitions in Judo. A Textbook for University Students]. Bishkek, 2013. 129 p.

13. Rubanov M.N., Koblev Ya.K., Abadze E.A., Chermit K.D. [Management of the Training of Athletes of High Qualification on the Basis of AIPS Contest]. Primeneniye EVM i matematicheskikh metodov v upravlenii podgotovkoy sbornykh komand: materialy Vsesoyuznoy nauchnoy konferentsii [Application of Computers and Mathematical Methods in the Management of the Preparation of National Teams. Materials of the All-Union Scientific Conference], 1983, pp. 141-142. (in Russ.)

14. Savolaynen G.S. [Collaborative Coaching in the Additional Professional Education of Teachers. The Idea, Technology, Practice]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf'yeva [Bulletin of KSPU them V.P. As-tafeva], 2014, no. 3 (29), pp. 12-22. (in Russ.)

15. Trofimov A.I. Dzyudo: metodicheskoyeposobiyepopravilam dzyudo [Judo. Methodical Manual on the Rules of Judo]. Moscow, 2001. 134 p.

16. Shashkina M.B., Shkerina L.V. [Measuring the Competencies of Students on the Basis of Problematic Pedagogical Situations]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf'yeva [Herald of KSPU them V.P. As-tafeva], 2012, no. 4 (22), pp. 201-207. (in Russ.)

17. Shkerina L.V., Sen'kina E.V., Savolaynen G.S. [Interdisciplinary Educational Module as an Organizational and Pedagogical Condition for the Formation of the Research Competences of the Future Mathematics Teacher in the University]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf'yeva [Bulletin of KSPU Named after V.P. Astafeva], 2013, no. 4 (26), pp. 76-80. (in Russ.)

18. Shkerina T.A. [Criteria and Levels of the Formation of the Research Competence of Bachelors -Future Teachers - Psychologists]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf'yeva [Bulletin of KSPU Named after V.P. Astafeva], 2011, no. 1, pp. 122-126. (in Russ.)

19. Shustin B.N. [The Problem of Developing Model Characteristics of Competitive Activities of Athletes]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1983, no. 11, pp. 25-27. (in Russ.)

Received 21 March 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Коптев, О.В. Формирование структуры соревновательной компетентности в дзюдо / О.В. Коптев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 2. -С. 35-44. БОГ 10.14529/Ьяш180204

Koptev O.V. Competitive Competence Structure in Judo. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 2, pp. 35-44. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.