Научная статья на тему 'Формирование структуры данных о подшипниках в информационном поле ГТД'

Формирование структуры данных о подшипниках в информационном поле ГТД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
81
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жарский В. Б., Зрелов В. А., Макарчук В. В., Проданов М. Е.

Разработана структурная схема унифицированного модуля ГТД «опорного элемента». Этот модуль объединяет в единой конструкции свойства подшипника, демпфера, уплотнения и систем опоры: подвода и отвода смазки, суфлирования, наддува, теплоизоляции. Использование в конструкции турбо машин таких модулей позволит снизить эксплуатационные расходы и повысить ремонтопригодность ГТД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF BEARFNGS' DATA STRUCTURE FN GTE FNFORMATION SPHEAR

The documentation connected to an object "Roller bearing support", indifferent specification classes is presentation. In particular the exposition of objects «The bearing certificate» in which is presented: bearing legend, precision class, standards on which the bearing is manufactured and others. Such approach allows to develop block diagram of the turbine engine unified module "unified support element".

Текст научной работы на тему «Формирование структуры данных о подшипниках в информационном поле ГТД»

УДК 621.431.75, 338.24.01

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ О ПОДШИПНИКАХ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ГТД

© 2006 В.Б. Жарский, В.А. Зрелов, В.В. Макарчук, М.Е. Проданов Самарский государственный аэрокосмический университет

Разработана структурная схема унифицированного модуля ГТД - «опорного элемента». Этот модуль объединяет в единой конструкции свойства подшипника, демпфера, уплотнения и систем опоры: подвода и отвода смазки, суфлирования, наддува, теплоизоляции. Использование в конструкции турбомашин таких модулей позволит снизить эксплуатационные расходы и повысить ремонтопригодность ГТД

В настоящее время для производителей авиационной техники становится очевидным, что без применения современных информационных технологий невозможно продвижение собственной продукции на отечественном и зарубежном рынках. Обязательным тр ебованием от заказчиков является обеспечение информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) продукции на всех этапах ее су ществ ов ания.

Создание интегрированных информационных систем, представляющих собой решения для поддержки жизненного цикла изделия (Product Lifecycle Management -управление жизненным циклом изделия (PLM - решений) позволяют устранять трудности во взаимодействии заказчиков и производителей как в процессах подготовки, так и при реализации контр актов на поставки. PLM - решения формируются на базе систем управления данными (Product Data

Management - управление данными об изделии (PDM-систем). Широкое употребление получили термины: Customer Relationships Management - управление взаимодействиями с заказчиком (CRM) и Supply Chain Management- управление взаимодействиями с поставщиками (SCM). Эти термины используются в настоящее время для обозначения классов взаимодействующих пакетов программ (рис. 1).

Такое решение требует организации структур распределенных баз данных. В них действуют единые стандартные правила хранения, обновления, поиска и передачи информации. Это позволяет реализовать безбу -мажное информационное взаимодействие между всеми участниками ЖЦ изделия. При этом однажды созданная информация хранится в базе данных, не дублируется, не тре-

бует каких - либо перекодировок в процессе обмена, сохраняет актуальность и целостность.

Предоставляемая возможность особенно важна для изделий, имеющих длительный ЖЦ, когда необходимо обеспечить преемственность информационной поддержки продукции независимо от складывающейся рыночной или политической ситуации. Такими изделиями являются:

самолет, его силовая установка и их элементы (подшипники).

Для формирования РЬМ - решения необходимо создание концептуальных структурных моделей бизнес-процессов в стандарте ГОЕБ0 (используется пакет программ ВР'Мп) и создание объектных моделей данных (РБМ-система БшагТеаш).

Программный продукт РБМ-система БшагТеаш предназначен для совместного контролируемого и управляемого использование данных о продукте на всех этапах ЖЦ в пределах единого информационного пространства (ЕИП). Это общая база данных, в которой работают все специалисты, имеющие отношение к этим данным, включая разработчиков, производителей и эксплуатантов независимо от их географического расположения (рис. 1).

Для описания изделия необходимо иметь перечень документации сопровождающий изделие на всех этапах его ЖЦ. Возможности системы БшагТеаш иллюстрируются на примере двигателя серии Д-30. Для этого в основном классе "Проекты" системы БшагТеаш создано "дерево" связей между объектами двигателя Д-30 и создается технологическая база данных включающая сборочные единицы относящиеся к двигателю. В подклассе "Комплекты" создается

ЗАВОД АВИАЦИОННЫХ ПОДШИПНИКОВ

Совместное управление жизненным цицлож

продукции

РЬМ-решение

Рис. 1. Участники процесса совместного управления жизненным циклом продукции

комплект "Система смазки и суфлирования", в классе "Технологические документы" -

подкласс "Технологические карты". В графическом виде представляется документация, подключенная к объекту "Опора роликоподшипника'', в различных классах описания, в частности описание объектов «Паспорт на подшипник», в котором указываются: условное обозначение подшипника, класс точности, стандарты по которым изготовлен подшипник и др. Этот документ заполняется на заводе - изготовителе подшипников и пр икладывается к каждому изделию. Формируются дополнительные документы, отражающие информацию об эксплуатации подшипника, так называемые «желтые кар -точки» (рис. 2) и «белые карточки» (рис. 3).

Такой подход позволил разработать структурную схему унифицированного модуля ГТД - «опорного элемента» (рис. 1). Этот модуль объединяет в единой конструкции свойства подшипника, демпфера, уплотнения и систем опоры: подвода и отвода смазки, суфлирования, наддува, теплоизоляции. Использование в конструкции турбомашин таких модулей позволит снизить эксплуатационные расходы и повысить ремонтопригодность ГТД. В «желтых кар -точках» содержатся сведения о подшипниках

приведших к снятию двигателя с эксплуатации, а также ремонтная документация, в которой записываются сведения о дефектных подшипниках, ставших причиной досрочного съема двигателя. В «белых карточках» хранятся эксплуатационные сведения о бездефектных подшипниках. Они начинают заполняться на заводе-изготовителе подшипников и дополняются на всех этапах его жизненного цикла.

РЬМ - решение, разрабатываемое Центром истории авиационных двигателей им. академика Н.Д. Кузнецова (ЦИАД) Самар -ского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П.Королева (СГАУ), совместно с Заводом авиационных подшипников (ЗАП), представляет собой систематизированную информацию о газотурбинных двигателях и применяемых в них подшипниках, а также технологические приемы автоматизации всех стадий ЖЦ подшипника в составе ГТД.

Использование Информационного поля ГТД как информационно-справочной системы, позволяет существенно сократить временные и материальные затраты на создание двигателей.

Файл Реда»т»*хеатъ Просмотр Дерево Browser Маршрутизация Жизне»***% цикл Инструменты Окно Справка

Рис. 3. Информация об эксплуатации подшипника «белые карточки»

Система организации данных об основных параметрах, конструктивных схемах, объектах применения двигателей, а также об организациях разработчиках и изготовителях этих двигателей представлена в

виде альбома «Применение подшипников ЗАП в авиационных ГТД». В стадии разработки находятся электронная база данных в среде РБМ (рис. 4) и интерфейс пользователя в виде электронного варианта альбома.

Рис. 4. Структура базы данных по подшипникам ЗАП в информационном поле ГТД

Достоверность информации о двигателях подтвер ждается их р азр аботчиками.

Наличие такой структуры данных о подшипниках в среде РБМ БшагТеаш, позволяет:

• организовать хранение данных в единой информационной среде;

• обеспечить быстрый и удобный переход, от рассмотрения одного этапа ЖЦ к другому;

• отказаться от бумажных носителей информации;

• обеспечить доступность инфор -мации об изделии для каждого участника процесса на любом этапе ЖЦ изделии;

• существенно сократить затраты на его разработку;

• снизить время на устранение неисправностей и внесение изменений в конструкцию.

FORMING OF BEARINGS’ DATA STRUCTURE IN GTE INFORMATION SPHEAR

© 2006 V.B. Zharsky, V.A. Zrelov, V.V. Makarchuk, M.E. Prodanov Samara State Aerospace University

The documentation connected to an object "Roller bearing support ", in different specification classes is presentation. In particular the exposition of objects «The bearing certificate» in which is presented: bearing legend, precision class, standards on which the bearing is manufactured and others. Such approach allows to develop block diagram of the turbine engine unified module - "unified support element ".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.