Научная статья на тему 'Формирование структур органов городского управления в период становления советской власти и основные направления их хозяйственно-экономической деятельности'

Формирование структур органов городского управления в период становления советской власти и основные направления их хозяйственно-экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОСКОВСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ / МОССОВЕТ / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 Г / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ДИКТАТУРА / ТОПЛИВНЫЙ ВОПРОС / МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ / ГОРОДСКАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ / УБОРКА УЛИЦ / ЭПИДЕМИИ / CITY GOVERNMENT STRUCTURES / THE MOSCOW COUNCIL OF WORKERS' AND SOLDIERS' DEPUTIES / 1918 CONSTITUTION OF THE RSFSR / URBAN ECONOMY / FOOD DICTATORSHIP / FUEL ISSUE / MUNICIPALIZATION / CITY SEWERAGE / STREET CLEANING / EPIDEMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бруз Владимир Виленович

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования структуры органов городского управления, особенности их комплектования в период становления советской власти и основные направления их хозяйственно-экономической деятельности. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что объективное рассмотрение организационной структуры и деятельности Моссовета позволит выявить сильные и слабые стороны этого органа городского управления. Особенно интересен опыт административно-хозяйственной и экономической деятельности Моссовета в условиях кризиса. Положительный опыт и некоторые реализованные в то время положения и подходы могут быть учтены и использованы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF URBAN GOVERNANCE STRUCTURES IN EARLY SOVIET ERA AND THE MAIN DIRECTIONS OF THEIR ECONOMIC ACTIVITY

The article deals with some issues of building the structures of urban governance, the particularities of their staff forming in the early Soviet period and the main directions of their economic activity. The relevance of this problem is due to the fact that an objective review of the organizational structure and activities of the Moscow Council will help in identifying the strengths and weaknesses of this body of city government. Of special interest is the experience of administrative and economic anti-crisis activities of the Moscow Council. Some of the solutions applied at that time can be efficient in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование структур органов городского управления в период становления советской власти и основные направления их хозяйственно-экономической деятельности»

УДК 333.07

DOI: 10.18384/2310-6646-2019-3-39-49

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бруз В. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования структуры органов городского управления, особенности их комплектования в период становления советской власти и основные направления их хозяйственно-экономической деятельности. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что объективное рассмотрение организационной структуры и деятельности Моссовета позволит выявить сильные и слабые стороны этого органа городского управления. Особенно интересен опыт административно-хозяйственной и экономической деятельности Моссовета в условиях кризиса. Положительный опыт и некоторые реализованные в то время положения и подходы могут быть учтены и использованы в современных условиях.

Ключевые слова: структуры органов городского управления, Московский совет рабочих и солдатских депутатов, Моссовет, Конституция РСФСР 1918 г., городское хозяйство, продовольственная диктатура, топливный вопрос, муниципализация, городская канализация, уборка улиц, эпидемии

THE FORMATION OF URBAN GOVERNANCE STRUCTURES IN EARLY SOVIET ERA AND THE MAIN DIRECTIONS OF THEIR ECONOMIC ACTIVITY

V. Bruz

Moscow State Regional University

24, Very Voloshinoi ul, Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

Abstract. The article deals with some issues of building the structures of urban governance, the particularities of their staff forming in the early Soviet period and the

© CC BY Бруз В. В., 2019.

main directions of their economic activity. The relevance of this problem is due to the fact that an objective review of the organizational structure and activities of the Moscow Council will help in identifying the strengths and weaknesses of this body of city government. Of special interest is the experience of administrative and economic anti-crisis activities of the Moscow Council. Some of the solutions applied at that time can be efficient in modern conditions.

Keywords: city government structures, The Moscow Council of Workers' and Soldiers' Deputies, 1918 Constitution of the RSFSR, urban economy, food dictatorship, fuel issue, municipalization, city sewerage, street cleaning, epidemics.

История возникновения Моссовета связана с революционными событиями в России в начале ХХ в. Городской совет появился как орган революционного творчества народных масс для руководства вооружённым восстанием в Москве в декабре 1905 г. Во время революционных событий февраля 1917 г. опыт создания Советов также был использован.

В ноябре 1917 г. Совет рабочих депутатов и Совет солдатских депутатов, возникшие ещё весной, объединились в Московский совет рабочих и солдатских депутатов. Этот орган управления стал высшим городским органом власти. 14 ноября 1917 г. был избран объединённый Исполком Моссовета, в состав которого вошли 63 представителя РСДРП(б) и 27 представителей других партий1. В состав Президиума Исполкома Моссовета, председателем которого стал М. Н. Покровский, вошли

1 Москва. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 431.

также И. И. Скворцов-Степанов, Г. А. Усиевич, Е. Ярославский и др. [1]. В марте-августе 1918 г. Моссовет возглавлял П. Г. Смидович, которого сменил Л. Б. Каменев, занимавший эту должность до мая 1926 г.2.

С весны 1918 г. Совет рабочих и солдатских депутатов стал называться Советом рабочих и красноармейских депутатов3.

Выборы в Моссовет осуществлялись на основании Конституции РСФСР 1918 г. Третий раздел Конституции «Конструкция советской власти» определял порядок организации советской власти на местах. Так, Советы депутатов образовывались «в городах по расчету: 1 депутат на каждую 1000

2 Шубин А. В. Московский Совет // Энциклопедия Всемирная история: [сайт]. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ moskovskii_soviet (дата обращения: 02.04.2019).

3 Историческая справка о Думе // Московская Городская Дума: [сайт]. URL: https:// duma.mos.ru/ru/0/page/istoricheskaya-spravka-o-dume-3 (дата обращения: 22.03.2019).

ViV

человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов»1.

Конституция также определяла количественный состав Исполкома Совета. «Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) ... в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40)»2.

В соответствии с Основным законом Республики, Моссовет являлся высшей властью в рамках своих полномочий в пределах данной территории.

В феврале 1920 г. Исполком Моссовета принял «Положение о выборах в горсовет», определявшее порядок проведения выборов. В соответствии с Положением, предприятия и воинские части, на которых было от 100 до 500 избирателей, выбирали 1 депутата. Если избирателей было более 500, то выбирали 1 депутата от каждых 500. Кроме того, 1 депутат от 500 человек выбирался в горсовет от нера-ботавших избирателей. Что касается профсоюзов, то они выбирали 1 депутата от каждых 5 тыс. членов. Выборы проводились по месту работы или проживания избира-

1 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Петроград, Издание Петроградского Совета рабочих и красн. депутатов, 1918. 16 с.

2 Там же

Сергеева Н. У нас была эпоха Моссовета // Известия [сайт]. URL: https://iz.ru/news/343462 (дата обращения: 12.03.2019).

телей открытым голосованием. В феврале 1920 г. в выборах в Моссовет участвовало 93 % избирателей. Было избрано 1566 депутатов (из них 1368 коммунисты и им сочувствующие; 65,1 % - рабочие, 8,7 % -женщины)3.

Хотя выборы носили безальтернативный характер (один кандидат на одно место), это компенсировалось системой отчётности депутатов Моссовета перед избирателями, обладавшими возможностью отзывать не оправдавших надежды депутатов. Так, например, за отчётную кампанию 1928 г. были отозваны 20 депутатов Моссовета4.

Город, которым предстояло руководить Моссовету, находился в состоянии глубокого кризиса, вызванного последствиями Первой мировой войны, революций и Гражданской войны. Городское хозяйство находилось в критическом состоянии. Население Москвы, составлявшее более 1 млн жителей, страдало от голода, эпидемий, нехватки жилья, холода.

В этой обстановке Моссовету предстояло решить целый ряд самых важных и сложных политических и социальных задач. В условиях Гражданской войны Моссовет как орган власти пролетариата вёл борьбу с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией, эпидемиями,

3 Москва: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 431.

4 Сергеева Н. У нас была эпоха Моссовета // Известия [сайт]. URL: https://iz.ru/news/343462 (дата обращения: 12.03.2019).

мародёрством и т. д. Решал вопросы обеспечения города продовольствием, ремонта и отопления зданий, муниципализации предприятий, введения рабочего контроля и др. Так, за период с ноября 1917 г. по сентябрь 1920 г. на повестку дня Пленума Моссовета обсуждение актуальных социально-экономических проблем выносилось 49 раз [3].

Кроме того, одной из первоочерёдных задач было создание нового аппарата власти. Сначала предполагалось использовать существовавшие органы государственного и муниципального управления с тем, чтобы представители трудящихся смогли получить необходимый опыт управленческой деятельности. Однако из-за саботажа государственных чиновников (значительная часть московских служащих не приняла новую власть и объявила забастовку) проблема формирования нового государственного аппарата вышла на первый план. Привлечение городских рабочих к управлению московскими предприятиями предотвратило полный развал горохозяйства.

Одним из новых органов управления стал Московский городской совет. Здесь необходимо учесть, что в стране осуществлялась социалистическая революция, была провозглашена диктатура пролетариата. Лидеры пришедших к власти большевиков отрицали преемственность в системе государ-

ственности, предполагая строить новое общество, свободное от эксплуатации человека человеком, на принципиально новых началах.

Производились и определённые административно-территориальные изменения. Так, в условиях Гражданской войны, разрухи, тяжёлого экономического положения на проходившем в январе 1918 г. II Московском губернском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был создал Президиум Моссовета в составе 15 человек, ставший объединённым органом власти Москвы и Московской губернии. Создание этого органа управления должно было также способствовать укреплению союза пролетариата и трудового крестьянства. В марте 1918 г. в целях оперативного решения важных вопросов из состава Президиум Моссовета был выделен Малый Президиум, одновременно был образован Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии, председателем которого стал М. Н. Покровский1.

Весной 1918 г. была определена структура Московского городского совета. Его высшим органом был Пленум, принимавший постановления в интересах всех горожан, утверждавший местные налоги и сборы, а также сметы и отчёты организаций, учреждений и предприятий. Пленум был правомочен

1 Москва: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 431.

отменять любые распоряжения местных органов исполнительной власти. На Пленуме избирались Исполнительный комитет и Президиум. Законодательную и исполнительную власть в перерывах между Пленумами осуществлял Исполком1.

Для руководства городским хозяйством был образован ряд отделов, в том числе отдел городских предприятий, продовольственный отдел, отдел снабжения, муниципальный отдел, топливный отдел, водопроводный отдел, жилищный отдел, административный отдел, финансово-податной отдел, автомобильный отдел, отдел труда, отдел благоустройства и др.

В 1919 г. в составе Моссовета в связи с обострившейся военной обстановкой были созданы городской комитет обороны и военный комиссариат2.

В 1920 г. Моссовет принял «Положение о функциях Исполкома и Президиума, об организации и функциях отделов, работе депутатов и участии их в работе секции», что существенно конкретизировало, систематизировало и сконцентрировало работу органов Моссовета, его структурных подразделений, должностных лиц и депутатов на выполнении главных задач. В 1921 г. Моссовет утвердил

1 Историческая справка о Думе // Московская Городская Дума: [сайт]. URL: https:// duma.mos.ru/ru/0/page/istoricheskaya-spravka-o-dume-3 (дата обращения: 22.03.2019).

2 Москва: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 431.

«Положение о Советах в Москве и Московской губернии», в котором нашли отражение первый опыт и особенности работы Советов в Московской губернии и Москве как столице Республики. В соответствии с этим Положением, городские и губернские Советы были объединены, а Моссовет стал именоваться Московским губернским Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, правомочия которого распространялись на Москву и Московскую губернию. Высшим органом власти стал губернский съезд Советов, созывавшийся дважды в год. В целях повышения эффективности городского управления из состава Исполнительного комитета и Президиума Совета были выделены Малый Исполком и Малый Президиум (городской совет). Городской совет состоял из отделов, во главе которых были поставлены заместители заведующих отделами Моссовета3.

В целях дальнейшего совершенствования структуры Моссовета и повышения оперативности и эффективности его работы в 1921 г. было принято Положение о секциях Моссовета. Секциям4 отводилась важная роль в осуществлении

3 Москва: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 431.

4 В Моссовете были образованы, в частности, такие секции, как здравоохранения, топливная, транспортная, коммунального хозяйства, народного образования, почт и телеграфов и др.

контроля за деятельностью отделов Исполкома.

Моссовет и его Исполком на протяжении всей истории их существования возглавляло одно должностное лицо - председатель Моссовета1.

Состояние городского хозяйства во многом определялось деятельностью отдела городских предприятий. В числе задач, решаемых этим органом управления, было создание целостной структуры эффективного руководства предприятиями.

В условиях продовольственного кризиса и дезорганизации транспорта в феврале 1918 г. при отделе городских предприятий в Москве в соответствии с предложением Наркомата по местному самоуправлению был организован огородный отдел, деятельность которого оказалась весьма плодотворной.

Летом 1918 г. в Москве была установлена продовольственная диктатура. Наряду с карточной системой (отпуск продуктов по трём категориям классового пай-ка2), создавались продотряды из представителей рабочих московских предприятий, велась борьба

1 Историческая справка о Думе // Московская Городская Дума: [сайт]. URL: https:// duma.mos.ru/ru/0/page/istoricheskaya-spravka-o-dume-3 (дата обращения: 22.03.2019).

2 Было введено четыре, а затем остановились на трёх категориях классового пайка. В зависимости от источника существования паёк устанавливался для лиц физического труда, умственного труда и лиц, имеющих нетрудовой доход.

со спекуляцией, был организован общепит. В августе 1918 г. в Москве открылись заводские столовые и пункты коммунального питания, которые летом 1919 г посещало около 1 млн москвичей [8].

Летом 1918 г. Моссовет муниципализировал пекарни и булочные, а осенью вся частная торговля в городе была передана органам городского управления. Продовольственный отдел Моссовета осуществлял организацию торговли не только предметами первой необходимости, но и коврами, часами, ювелирными изделиями и т. п. Розничное распределение этих товаров возлагались на отдел снабжения.

Наряду с продовольственным остро стоял топливный вопрос. Из-за недостатка денежных средств и проблем с транспортом Моссовет не имел возможности доставить уголь в город даже из Тульской губернии (Подмосковный буроуголь-ный бассейн). Летом 1918 г. топлива было заготовлено недостаточно. Дрова в первую очередь направлялись на промышленные предприятия, жилые дома обеспечивались по остаточному принципу. На практике это означало, что они не получали почти ничего. Поэтому не удивительно, что в квартирах москвичей зимой 1918-1920 гг. температура, как правило, была 8-9 градусов [6].

В ноябре 1917 г. Моссовет принял решение о передаче управления городской недвижимостью домовым

комитетам. Остро стояла проблема дефицита жилья. В 1918 г. в Москве по сравнению с 1914 г. общая жилая площадь сократилась более чем в 1,5 раза, с 41 250 000 м2 до 26 813 000 м2 [4, с. 56]. Около 400 тыс. москвичей проживали в крайне стеснённых условиях [7, с. 243].

Осуществляя муниципализацию, новая власть предполагала, с одной стороны, быстро и сравнительно безболезненно решить квартирный вопрос, а с другой, организовать граждан в домовых комитетах и квартальных хозяй-стваъх какт эффективных управля-ющимих имуществом.

Муниципализация проводилась поэтапно. На первом этапе права частной собственности на отдельные жилища сохранялись. Это, как правило, были деревянные одно-этажки, не подпадавшие под постановление. Однако уже осенью 1918 г. в Москве началась сплошная муниципализация. Все дома переходили в ведение районных жилсоветов и домкомов, становившихся коллективным собственником жилья [5].

В соответствии с принятым летом 1918 г. Постановлением Моссовета «О распределении жилых помещений в г. Москве» уплотнение производилось из расчёта «1 комната на 1 взрослого человека» [7, с. 244].

Классовая направленность проводимых мероприятий со всей определённостью получила отражение в сентябрьском Постановлении

Моссовета «О порядке реквизиции жилых помещений и движимого имущества», закреплявшем «принцип изыскания и предоставления рабочим жилых помещений за счёт буржуазно-паразитических элементов» [7, с. 245].

Постановление «Об учете и распределении жилых и нежилых помещений в г. Москве», вышедшее в октябре, также свидетельствовало о том, что Моссовет в решении квартирного вопроса стоял на классовых позициях. Постановление призывало рабочих захватывать «буржуазные квартиры» и снижало минимальный порог при уплотнении до 2 кв. сажень (9 м2) на 1 взрослого человека и [4].

Классовый подход получил дальнейшее развитие в разработанной Жилищно-земельным отделом Моссовета специальной инструкции, в соответствии с которой всё население Москвы разделялось на несколько групп. Наибольшие преимущества распространялись на членов РКП(б) и семьи красноармейцев, воевавших на фронте. Входившие в данную группу при отсутствии жилья получали его и уплотнению не подлежали. Во вторую группу вошли не имевшие недвижимости представители крупной интеллигенции, советских служащих и буржуазии. Они подлежали уплотнению в соответствии с установленной нормой. Рабочие, мелкая и средняя интеллигенция, отнесённые к третьей группе и по-

лучившие комнаты в домах классово чуждых элементов, должны были создать хозяевам невыносимые для проживания условия. К четвёртой группе были отнесены представители буржуазии, живущие на нетрудовые доходы или имеющие собственность, которые выдворялись из столицы. Их имущество конфисковалось, а взамен выдавался «походный паёк» красноармейца, убывавшего на фронт: пара белья, подушка и одеяло [7, с. 246].

В соответствии с этим положением из Москвы осенью 1918 г. было выселено 3 197 «буржуазных семей» (около 15 тыс. чел.), а в их квартиры заселено более 20 тыс. рабочих1.

Учитывая важность и актуальность проблемы муниципализации для новой власти, осенью 1918 г. в столице по этим вопросам состоялся семинар, в котором приняли участие представители 60 городских жилотделов. Участники семинара обменялись опытом и подвели первые итоги муниципализации. Курс московских властей на «сплошную муниципализацию» получил одобрение, поскольку эти меры позволили быстро обеспечить жильём каждого человека независимо от числа свободных квартир.

Однако наряду с решением одного вопроса сплошная муници-

1 Потеснитесь, граждане, или как родились коммуналки. Вып. 439 [Электронный ресурс]. URL: http://m.historylessons.podfm.ru/ podcast/30039/historylessons/1797 (дата обращения: 10.03.2019).

пализация создала целый ряд других проблем, поэтому уже с начала 1919 г. она была ограничена. А состоявшийся в начале 1920 г. I Всероссийский Съезд заведующих коммунальными отделами Советов высказался категорически против проведения сплошной муниципализации, считая её нерациональной с хозяйственной точки зрения и противоречащей политике советской власти в её отношении к мелкобуржуазным слоям населения [7, с. 253].

Летом 1921 г. началась демуниципализация жилья. В принятии этого решения московский опыт оказался для центральной власти решающим [5].

Серьёзной проблемой была угроза возникновения эпидемий, связанная с состоянием городской канализации и уборкой улиц. По подсчётам специалистов, которые приводит А. Н. Фёдоров, в 1918 г. каждый москвич производил в год 19 пудов твердого мусора (около 300 кг.) и порядка 40 вёдер нечистот (около 490 л.). Численность населения столицы в 1918-1919 гг. не опускалась ниже 1100 тыс. человек, поэтому за 2 года на улицах города оказалось как минимум около 400 тыс. тонн отходов.

С целью улучшения санитарного состояния столицы, очистки улиц от грязи и мусора Постановлением Исполкома Моссовета в феврале 1920 г. была создана Московская чрезвычайная санитарная комиссия (МЧСК). Для достижения по-

ставленных задач использовались агитационные средства (публичные лекции, плакаты, фильмы медицинского содержания) и принудительные меры воздействия.

В числе административных мер по профилактике заболеваний было принятое летом 1918 г. Постановление Моссовета «О содержании бань». Частные бани должны были работать не менее 3 дней в неделю, не поднимать цен и, пожалуй, самое важное, бесплатно обслуживать наиболее нуждавшихся горожан [6].

Кроме того, по инициативе Моссовета был проведён ряд недельных кампаний. Так, в марте 1918 г. была проведена «Неделя очистки», в ходе которой из столицы было вывезено около половины отходов, накопившихся в течение двух лет [5].

В первую декаду апреля прошли «Банная неделя», «Неделя стрижки и бритья», «Неделя стирки». Каждый москвич получил специальный ордер, дающий право бесплатно один раз посетить бани, парикмахерскую и прачечную [7, с. 251].

Наряду с МЧСК действовал Особый строительно-санитарный комитет Москвы. Задача данного комитета состояла в проверке состояния жилых домов. По результатам проведённой проверки принималось решение: о необходимости ремонта дома, сломе его на дрова или уничтожении. Так, за строительный сезон 1920 г. в Москве было отремонтировано 3 653

здания. Для сравнения: за это же время во всех 53 губерниях Республики вместе взятых было отремонтировано только 2 347 домов [6].

В результате эпидемий, холода и голода в 1918-1920 гг. в Москве умерло более 150 тыс. человек [6]. Однако Моссовету удалось переломить ситуацию. Уже к концу 1925 г. в Москве резко падает смертность, в 2 раза увеличивается рождаемость. Восстанавливаются канализация, работа водопровода, центральное отопление. В 1924 г. было открыто автобусное движение. В городе вновь проводится электрификация, начинают штатно работать городские службы [2; 7].

Высокая степень централизации, чрезмерное возрастание роли государства в первые годы советской власти в условиях Гражданской войны помогли новой власти одержать победу. Революционность осуществляемых преобразований отразилась на характере и особенностях мероприятий, осуществляемых в сфере государственного регулирования. Существенно возросла роль органов городского управления в распределении ограниченных ресурсов. Важной особенностью стало то, что органы городского управления при перераспределении ресурсов руководствовались классовым принципом, обеспечивавшим социальную поддержку властей трудящимися.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аренкова Ю. Из истории Моссовета // Коминформ: [сайт]. URL: http:// communist-ml.ru/archives/10855 (дата обращения: 04.04.2019).

2. Григоров С. История Моссовета // Что будет с Москвой. 2014. № 7 (07). C. 7.

3. Красная Москва. 1917-1920 гг. / предисл. Л. Каменева, Н. Ангарского. М., 1920. 380 с.

4. Фёдоров А. Н. Жилище в послереволюционной Москве как объект политики и повседневной жизни // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2008. № 1. С. 54-59.

5. Федоров А. Н. Опыт решения жилищного вопроса в советской России: справедливое распределение или всеобщая вакханалия (на материалах губернских городов Центрального промышленного района) // Актуальная история: [сайт]. URL: http://actualhistory.ru/quarters_in_sov_russia (дата обращения: 20.03.2019).

6. Федоров А. Н. Повседневность советского города в 1918-1920 годах с санитарной точки зрения // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 64-69.

7. Федоров А. Н. Хроники повседневной жизни москвича в 1917-1920 гг.: жилищный вопрос // Труды Института российской истории. 2010. № 9. С. 239-254.

8. Чаус Н. В. Система общественного питания в СССР в плакатном искусстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 16-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Arenkova Yu. [From the History of the Moscow Council]. In: Kominform. [Kominform]. Available at: http://communist-ml.ru/archives/10855 (accessed: 04.04.2019).

2. Grigorov S. [The History of the Moscow Council]. In: Chtobudet s Moskvoi [What Will Happen to Moscow], 2014, no. 7 (07), pp. 7.

3. Kamenev L., Angarsky N., intrs. Krasnaya Moskva. 1917-1920 gg. [Red Moscow. 1917-1920]. Moscow,1920. 380 p.

4. Fedorov A. N. [Housing in post-revolutionary Moscow as an object of policy and everyday life]. In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. [Bulletin of RUDN University. Series: History of Russia], 2008, no. 1, pp. 54-59.

5. Fedorov A. N. [The experience of solving a housing problem in Soviet Russia: equitable distribution or universal orgy (on the materials of the provincial cities of the Central industrial region)]. In: Aktualnaya istoriya [Relevant History]. Available at: http://actualhistory.ru/quarters_in_sov_russia (accessed: 20.03.2019).

6. Fedorov A. N. [Everyday life of the Soviet city in 1918-1920 from the sanitary point of view]. In: Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye I gumanitarnye nauki [Research Papers of Petrozavodsk State University. Series: Social Sciences and Humanities], 2008, no. 1, pp. 64-69.

7. Fedorov A. N. [Chronicles of a Muscovite's daily life in 1917-1920: a housing problem]. In: Trudy Instituta rossiiskoi istorii [Works of the Institute of Russian History], 2010, no. 9, pp. 239-254.

8. Chaus N. V. [The system of public meals in the USSR in poster art]. In: Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern Issues of Service and Tourism], 2010, no. 3, pp. 16-22.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Бруз Владимир Виленович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного областного университета; e-mail: vvb54@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir V. Bruz - Doctor of Historical sciences, professor at the Department of State and Municipal Management, Moscow Region State University; e-mail: vvb54@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Бруз В. В. Формирование структур органов городского управления в период становления советской власти и основные направления их хозяйственно-экономической деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 3. С. 39-49. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-3-39-49

FOR CITATION

Bruz V. V. The Formation of Urban Governance Structures in Early Soviet Era and the Main Directions of Their Economic Activity. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2019, no. 3, рр. 39-49. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-3-39-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.