Формирование стрессоустойчивости в психологическом сопровождении сотрудников пенитенциарной службы
Гриднева Алена Андреевна
аспирант, кафедра генетической и клинической психологии, Национальный исследовательский
Томский государственный университет
634050, Россия, Томская Область область, г. Томск, ул. Ул. Ленина, 36
Ларионова Анастасия Вячеславовна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра философии и социологии, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, доцент кафедры генетической и клинической психологии Томского государственного
университета
634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Ленина, 40
Мещерякова Эмма Ивановна
доктор психологических наук
профессор, кафедра генетической и клинической психологии, Томский государственный университет
634050, Россия, Томская область, г. Томск, проспект Ленина, 36
Статья из рубрики "Клиническая психология"
Аннотация.
Предмет исследования - формирование стрессоустойчивости в экстремальных условиях профессиональной деятельности работников пенитенциарной системы посредством сочетанности системного воздействия тренинговых мероприятий и аудиовизуальной стимуляции. Исследование выполнено в рамках психологии здоровья и ориентировано на разработку методического комплекса для психологического сопровождения и психопрофилактики стрессовых состояний, возникающих под воздействием экстремальных условий профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы. Разработана и апробирована программа психологического сопровождения, направленная на формирование стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы, которая используется в работе психологических лабораторий пенитенциарных учреждений. В соответствии с целью и задачами эмпирического исследования использовались методы измерения, формирующего эксперимента, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Научная новизна исследования заключается в получении новых научных данных о повышении стрессоустойчивости за счет развития навыков саморегуляции и формирования компонентов смысложизненных ориентаций. В результате апробации программы было выявлено, что психологическое воздействие, сочетающее в себе одновременное использование тренинга и аудиовизуальной стимуляции, позволяет добиться большей эффективности в формировании стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья, что проявляется в существенном увеличении выраженности показателей смысложизненных
ориентаций наряду с показателями стрессоустойчивости.
Ключевые слова: психология здоровья, стрессовые состояния, пенитенциарная система, программа психологического сопровождения, формирование
стрессоустойчивости, смысложизненные ориентации, экстремальные профессии, аудиовизуальная стимуляция, тренинг, апробация
DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25667
Дата направления в редакцию:
09-03-2018
Дата рецензирования:
10-03-2018
Дата публикации:
11-03-2018
Проблема психического и психологического здоровья представителей экстремальных профессий широко представлена в психологической, социологической, медицинской, педагогической и профессиологической литературе (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Г.С.
Никифоров) 6]. К настоящему времени накоплены данные исследования различных последствий нарушения психологического здоровья в условиях экстремальной деятельности (профессиональный стресс, профессиональная деформация, профессиональное выгорание). Область психологического знания и психологической практики, изучающая закономерности функционирования психики человека и социально-
психологические явления в экстремальных условиях профессиональной деятельности 4], является направлением клинической и экстремальной психологии и характеризуется некоторой размытостью предмета и внутридисциплинарных границ, что создает определенные исследовательские трудности, но обуславливает различные варианты ее дальнейшего развития.
Представленноеисследование базируется на разработанных в психологической науке представлениях о соотношении личностных-социальных-профессиональных оснований в комплексе психического здоровья человека, о смысложизненных ориентациях, способности к целеполаганию, локус-контролю и осмысленности жизни, о жизнестойкости личности, которая сохраняет эмоциональную стабильность в ситуациях угроз и рисков для здоровья и жизни, о качестве жизни работников экстремальных профессий, их стрессоустойчивости.
Особенностью профессиональной деятельности в экстремальных типах профессий, к которым и относится пенитенциарная система, является возникновение различных проблемных ситуаций, которые характеризуются неопределенностью, наличием дефицита времени, информации, высоким уровнем сложности, ответственности и опасности, которые можно условно отнести к рискам среды. Кроме того, необходимо учитывать
психические, индивидуально-психологические, личностные особенности профессионала, которые влияют на восприятие и переживание вероятностных и реальных профессиональных рисков, выступающих стрессогенным фактором. Риски нарушения психического здоровья в общем виде можно классифицировать по внешним критериям (условия среды жизнедеятельности, включая профессиональную сферу) и внутренним (особенности личности). Понятие «экстремальность» было заимствовано психологией из медицинских исследований психогенных реакций человека на чрезвычайные ситуации, из физиологического учения Г. Селье (1982) о стрессе, а также из исследований адаптации человека в особых условиях жизни - технических, экологических, военных и прочее Но подобное понимание не доходит до онтологии личности, а продолжает оставаться в кругу физиологических реакций, эмоциональных процессов, когнитивных и поведенческих нарушений. На сегодняшний день собственно психологический концептуальный аппарат для понимания феномена экстремальности находится в самом начале его разработки, поэтому изучение особенностей деятельности экстремального типа профессий и их влияние на личность специалиста является актуальной областью психологического знания, как для отечественной науки, так и для мирового сообщества.
Наиболее значимыми личностными характеристиками при формировании здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ в условиях психологического обеспечения деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы являются полная идентификация с профессиональной деятельностью (с частичной утратой идентификации с другими социальными группами: гендерная идентификация, идентификация с семейной ролью и т.д.), а также установка на сообщение психологу профессионально-желательной информации, отсутствие мотивации на сбережение здоровья, что связано с наличием дезадаптивных взаимосвязей между высоким уровнем профессиональной успешности и затратами внеурочного времени на осуществление профессиональных функций. Актуальным становится внедрение современных эффективных превентивных программ, направленных на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости сотрудников УИС, посредством актуализации личностного потенциала.
Деятельность каждого сотрудника УИС проходит в условиях истощающего психоэмоционального стресса, последствиями которого часто являются нарушения, проявляющиеся в виде различного девиантного поведения, связанного с алкоголизацией, проявлением вербальной и физической агрессии или наличием скрытой аутоагрессии, склонностью к саморазрушающему, суицидальному поведению. Осложняет профессиональную деятельность постоянная психологическая напряженность, детерминированная взаимодействием с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подавляющее большинство из которых имеют психические аномалии и девиации, и нестабильное эмоциональное состояние, условиями труда, связанными с ограничениями в перемещении по территории учреждений, ограничениями в использовании личных вещей, строго регламентированной нормативными документами деятельностью и прочее
Существенное влияние на личность сотрудника УИС оказывает нахождение в закрытой среде, которая ограничивает ресурсность в совладании со стрессовыми ситуациями.
Согласно научной литературе источники опасностей делятся на:
■ естественно-социальные опасности - наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;
■ социально-техногенные опасности - профессиональная заболеваемость,
профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания;
■ социальные опасности - опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве;
■ политические опасности - конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны;
■ профессиональные опасности - профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм (явление в определенной отрасли (т.е. принадлежность профессии к классу опасных), регионе, стране) [7].
Сотрудники пенитенциарной системы подвержены практически всем указанным видам опасностей. Указанные виды опасностей соответствуют вредным факторам, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже
смерти как следствию заболевания 2; 5]. Поэтому особую актуальность представляет разработку эффективных способов работы по формированию стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы.
Первый этап - психодиагностический. В исследовании был использован следующий пакет методик: Шкала организационного стресса Мак-Лина (1954); Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Мини-мульт) (адаптация В.П. Зайцева, 2004); Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьев (2000); Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева (1984); Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (W HOQOL-BREF) (1991). Исследование проведено на базе Федеральной службы исполнения наказаний, в нем приняло участие 219 сотрудников пенитенциарной сферы. Средний возраст респондентов составил 35±7,16 лет. Проведенное эмпирическое исследование социально-психологических характеристик, личностных особенностей и компонента стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья позволило выявить факторы, влияющие на формирование стресса. Выявлено, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений преобладают сотрудники, склонные к формированию дистресса (168 человек из 219). Для стрессоустойчивых сотрудников характерна активность, энергичность, уверенность, отсутствие тревожности, возможна недооценка опасностей. Респонденты считают себя значимыми и достаточно ценными, способны находить пути влияния на результаты стрессогенных изменений, принимают стрессовые ситуации как возможность для развития и достижения результатов. Сотрудники имеют сформированные цели в жизни, но способны, ориентируясь на имеющиеся условия, корректировать их и пути их достижения, удовлетворены процессом жизни, оценивают свою жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, довольно результативную. Стрессоустойчивость сотрудников связана с подвижностью нервных процессов, быстротой переключаемости эмоциональных переживаний (шкала «Паранойя» теста Мини-мульт), убежденностью в том, что включенность в ситуацию дает максимальный шанс для развития и достижения целей («Вовлеченность» теста HS), а активность в процессе жизни позволяет влиять на
исход ситуации («Контроль» теста HS). Высокий уровень стрессоустойчивости также сопровождается высокими значениями по шкалам: «Микросоциальная поддержка», «Социальное благополучие», «Цели в жизни», «Удовлетворенность процессом жизни», «Результативность жизни», «Локус-контроля Я», «Локус-контроля Жизнь», «Общий пока з а те ль ос мыс ле нно сти ж из ни».
Сотрудники, склонные к формированию организационного стресса, обладают гибкостью поведения в только в стабильной ситуации; достаточно активны и продуктивны в рамках определенных паттернов поведения; имеют средний уровень широты интересов; способны принимать ценности других людей, сопоставляя свою индивидуальность с окружающими. Возможно проявление недостаточной требовательности к себе и окружающим. Жизненные цели не устойчивые, либо отсутствует уверенность в целесообразности деятельности или ее успехе. Жизнь воспринимается как ситуативно управляемая, цели - как достижимые при наличии определенных обстоятельств, собственная личность - как имеющая достаточное количество ресурсов для их достижения. Характерно стремление полагаться на случай или действия окружающих. Сотрудники ощущают уверенность в своих силах в преодолении стрессовых ситуаций, стремятся к проявлению активности в достижении желаемого, при этом оценка собственной эффективности зависит от контекста ситуации (является ли она «личностно значимой», «личностно трудной»). Респонденты удовлетворены процессом жизни, оценивают свою жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, довольно результативную.
На следующем (втором) этапе исследования осуществлена разработка и апробация программы, направленной на формирование стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы. Программа состояла из двух модулей:
Первый, «Тренинговый модуль программы психологического сопровождения формирования стрессоустойчивости» имеет следующие цель и задачи. Цель применения модуля программы психологического сопровождения: повышение стрессоустойчивости сотрудников посредством формирования смысложизненных ориентаций и жизнестойкости. Задачи: 1) выявление предрасположенности сотрудников к формированию дистресса и личностных качеств, определяющих наличие этой предрасположенности; 2) развитие навыков целеполагания, целеустремленности и ассертивности; 3) формирование смысложизненных ориентаций и жизнестойкости сотрудников как качеств, повышающих стрессоустойчивость; 4) развитие навыков саморегуляции эмоционально-поведенческих реакций. Прототипом создания модуля является программа повышения жизнестойкости, разработанная С. Мадди (2013), которая называется Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP). Программа включает в себя: расслабляющие практики (работа с дыханием и мышцами, использование методов биологической обратной связи); практика совладания (обучение решению проблем, исследование эмоциональных качеств); обучение коммуникации, развитие навыков общения и социальной поддержки; контроль результатов на протяжении года с целью
предупреждения рецидивов ^^ Разработанная программа состоит из 12 групповых занятий длительностью в 1 час, индивидуальных консультаций с целью динамического контроля психоэмоционального состояния по мере необходимости, но не реже, чем через 3 занятия. Длительность и количество занятий согласованы со временем, отводимым для сотрудников нормативно-правовыми актами на служебно-боевую подготовку, в которую входит работа с психологом. Программа включает в себя:расслабляющие практики (работа с дыханием и мышцами, способы согревания рук, методов аутотренинга); обучение навыкам разрешения проблем, поиска стратегий
совладания с трудными жизненными ситуациями (методы когнитивно-поведенческой терапии); обучение коммуникации, развитие навыков общения и социальной поддержки; актуализация и развитие личностных ресурсов, мотивирующих к активной жизненной позиции и развитию (методы логотерапии, гештальт-терапии); обучение навыкам психофизической саморегуляции эмоционально-поведенческих реакций; контроль результатов на протяжении года посредством индивидуального консультирования с целью повышения стойкости эффекта.
Второй «Модуль психологического сопровождения с использованием аудиовизуальной стимуляции» имеет целью повышение стрессоустойчивости сотрудников посредством аудиовизуальной стимуляции. Задачи модуля: 1) коррекция функционального состояния; 2) повышение психологической готовности к стрессу путем поддержания стабильного функционального состояния за счет нормализации волновой активности головного мозга; 3) развитие навыков саморегуляции. В работе используются приборы аудиовизуальной стимуляции (майнд-машины) Luma10 и 1ппегРи^е американской фирмы
Photosonix [3]. Использование приборов аудиовизуальной стимуляции позволяет изменять функциональное состояние головного мозга и организма в целом, тренировать головной мозг для поддержания определенного уровня волновой активности в зависимости от используемой программы.
П ри проведении мероприятий в рамках исследования были использованы следующие программы (сессии):
1 ) релаксационные программы «Волны спокойствия» (для быстрого расслабления; используется, в частности, шумановский резонанс (7,83гц); 10 минут; частота 7,83-12 гц; тип тона dbb), «Мощное расслабление» (расслабление для физического тела; используется после тяжелой физической или умственной работы; 15 минут; частота 1011 гц; тип тона dbb);
2) медитативная программа ««ОМ» медитация Медитация» (с успокаивающим звуком прибоя и с шумановским резонансом и его гармониками; 33 минуты; частота 4-24 гц; тип тона bbs);
3 ) программа обучения «Отвлекись!» (способствует абстрагированию от навязчивых мыслей, помогает успокоиться и сосредоточиться на состоянии «здесь и сейчас»; 10 минут; частота 1,5-34 гц; тип тона dbb);
4 ) энергетическая программа «Перед работой» (двойные бинауральные ритмы бета-диапазона на низких тонах дают энергетический эффект, для психического подъема до тренировки или физических упражнений; 18 минут; частота 1-20 гц; тип тона dbb).
Использование приборов аудивизуальной стимуляции в практике пенитенциарного психолога осуществляется в индивидуальной работе. Перед использованием приборов необходимо выяснить наличие или отсутствие у сотрудников противопоказаний к использованию оборудования. Для отслеживания динамики изменения психоэмоционального состояния сотрудников рекомендуется использовать экран психоэмоционального состояния, где сотруднику предлагается выбрать из предложенных (подчеркнуть) определений характеризующие его состояние до сеанса и после (формы пре дс та в ле ны в прилож е нии).
На третьем этапе исследования проводилась повторная психодиагностика с целью определения динамики показателей. В результате системного воздействия посредством сочетанности модуля тренинговых мероприятий и модуля аудиовизуальной стимуляции,
получены следующие результаты:
■ повышены показатели стрессоустойчивости сотрудников и ее компоненты (способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность) за счет развития навыков целеполагания, целеустремленности и ассертивности, повышения психологической готовности к стрессу;
■ развитие способности стойкого совладания со стрессовыми воздействиями и восприятия их как менее значимых, принятии рисков в жизнедеятельности за счет развития навыков саморегуляции;
■ повышение психологической готовности к стрессу через поддержание стабильного функционального состояния за счет нормализации волновой активности головного мозга;
■ повышение качества жизни по показателю «социальное благополучие» во взаимосвязи с позитивным самовосприятием;
■ повышение показателей осмысленности и целенаправленности жизни, ощущения управляемости и эмоциональной насыщенности жизни как ресурса стрессоустойчивости.
Проведение мероприятий, входящих в модуль психологического сопровождения с использованием аудиовизуальной стимуляции, позволило снизить предрасположенность к стрессовому реагированию на нестандартные ситуации в профессиональной деятельности путем развития широты интересов, гибкости поведения, принятия ценностей окружающих, повышения уверенности в себе, рефлексивности, осмысленности жизни и развития способности к целеполаганию и осознанию своей личности как сильной, способной достигать поставленные цели, повышению жизнестойкости и качества жизни. В результате аудиовизуальной стимуляции, как и в первой группе, наблюдается повышение стрессоустойчивости посредством развития способности самопознания, ощущения управляемости жизнью, готовности к активности и саморазвитию (аттитюд жизнестойкости «принятие риска) и субъективного ощущения повышения качества жизни. Использование аудиовизуальной стимуляции, в тренинговых мероприятий, не показало свою эффективность в развитии широты интересов, гибкости поведения, принятия ценностей окружающих, вовлеченности в процесс жизни, формировании осмысленности жизни и постановке жизненных целей, что входит в структуру стрессоустойчивости. Психологическое воздействие, сочетающее в себе одновременное использование тренинга и аудиовизуально стимуляции позволяет добиться большей эффективности в формировании стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья.
Библиография
1. Гриднева, А.А., Мещерякова, Э.И. Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы) // Психология и Психотехника. — 2017.-№ 1.-С.85-95. DOI: 10.7256/2454-0722.2017.1.23102. URL: http://e-notabene.ru/ppp/article_23102.html
2. Зозуля, Г.А., Краснощеченко, И.П., Фетискин, Н.П. Значимость доминантности репрезентативных систем в адаптивности к полимодальным экстремально-деятельностным условиям // Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики», 20-21 мая 2016 г.,
Калуга, Россия. Калуга, 2016. С. 454-462.
3. Инструкция по эксплуатации приборов Photosonix. Регистрационный номер декларации о соответствии: TC N RU Д-US.АЛ16.В.45426. - Введ. 2015-01-28.-Microfirm. Inc.. - 2015. - 13 с.
4. Ларионова, А.В., Горчакова, О.Ю., Мещерякова, Э.И. Психология профессионализации представителей экстремальных видов деятельности: безопасность и здоровье // Международная научно-практическая конференция «Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход: сборник материалов», Калуга, 18-20 мая 2017. С. 546-550.
5. Мещерякова, Э.И., Горчакова, О.Ю., Ларионова, А.В., Козлова, Н.В., Гриднева, А.А. Особенности саморегуляции руководящего состава сотрудников пенитенциарной службы // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 4964.
6. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. 480с.
7. Раздорожный, А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие. - М.: Экзамен, 2006. - 510.
8. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.-124 с.
9. Maddi, S.R. Hardiness: Turning Stressful Circumstances into Resilient Growth.-SpringerBriefs in Psychology, 2013. - 88 с.