Научная статья на тему 'Формирование стрессоустойчивости студентов вузов'

Формирование стрессоустойчивости студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СТРЕСС / ДИСТРЕСС ТИП ЛОКУСА КОНТРОЛЯ / АНИЦИПАТИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АНТИСТРЕССОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назырова Вилена Руслановна

В статье анализируются понятие стресса, возникающего в процессе учебной деятельности студентов вуза, воздействующие факторы его возникновения и способы формирования стрессоустойчивости у молодёжи. Специфика возникновения, развития и переживания негативных последствий учебного стресса, возникающая у студентов, обусловлена субъективными и объективными факторами реализации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стрессоустойчивости студентов вузов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Формирование стрессоустойчивости студентов вузов Назырова В. Р.

Назырова Вилена Руслановна /Маяутоуа Уйепа Яи^апоупа - магистрант, кафедра психологии и педагогики, Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак

Аннотация: в статье анализируются понятие стресса, возникающего в процессе учебной деятельности студентов вуза, воздействующие факторы его возникновения и способы формирования стрессоустойчивости у молодёжи. Специфика возникновения, развития и переживания негативных последствий учебного стресса, возникающая у студентов, обусловлена субъективными и объективными факторами реализации учебной деятельности. Ключевые слова: стресс, дистресс тип локуса контроля, аниципатия, стрессоустойчивость, антистрессовые стратегии.

На современном рынке труда наиболее востребованным является специалист, способный осуществлять профессиональную деятельность на максимуме своих возможностей, умеющий регулировать свое эмоциональное состояние, противостоять воздействию стрессогенных факторов и сохранять способность к эффективному выполнению работы в стрессовых ситуациях [1]. Впервые понятие «стресс» было введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Он дал ему следующее определение «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [3, с. 124].

Проблема стрессоустойчивости стала предметом изучения таких ученых, как Л. М. Аболин, А. П. Акимова, А. А. Баранов, В. А. Бодров, Б. X. Варданян, А. В. Махнач, Л. А. Китаев-Смык, А. Рейковский и др., однако единого определения данного феномена не существует. Разные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью к стрессу и многими другими [2, с. 35].

Анализ современных научных исследований позволил сделать вывод о многообразии подходов к определению стрессоустойчивости личности. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что субъективные факторы оказывают большее влияние на возникновение и переживание стресса, чем объективные.

В настоящее время феномен стрессоустойчивости в учебной деятельности ещё недостаточно изучен. Возникает целая совокупность проблем по этому поводу:

- появление дисгармоничных и деформирующих компонентов, негативно влияющих на качество жизни студента, ведущих к стрессу;

- возникновение стрессовых ситуаций в учебной деятельности;

- несформированность концепций образовательного процесса, способствующих формированию стрессоустойчивости студентов [4].

В связи с этим возникают противоречия между важностью проблемы стрессоустойчивости студентов и ее недостаточной теоретической разработкой.

Объектом нашего исследования является: стрессоустойчивость студентов в условиях интеллектуальных испытаний.

Предмет исследования: развитие стрессоустойчивости студентов в ситуации интеллектуальных испытаний.

Цель исследования: разработать психологическую модель развития стрессоустойчивости студентов и на ее основе сформировать и апробировать на практике методику организации тренинговых занятий по развитию стрессоустойчивости студентов в ситуации интеллектуальных испытаний.

Основой для гипотезы исследования может стать: взаимосвязь стрессоустойчивости студента в условиях интеллектуальных испытаний с обеспечением развития антистрессовых стратегий и личностным ростом студентов (развитие мотивационной, когнитивной, эмоционально-регулятивных функций).

Согласно гипотезе исследования могут быть выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Осуществление анализа научной литературы по проблеме исследования и определения сущности стрессоустойчивости студентов.

2. Выявление факторов и условий, оказывающих влияние на развитие стрессоустойчивости студентов при интеллектуальных испытаниях.

3. Построение психологической модели развития стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний.

4. Разработка и апробация системы тренинговых занятий по формированию стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний [5].

В соответствии с намеченными целями и задачами исследование будет проводиться с помощью следующего комплекса методов:

- теоретико-методологического;

- эмпирических методов исследования стрессоустойчивости.

Систематизация условий развития стрессоустойчивости студентов, позволит разработать модель развития стрессоустойчивости студентов, включая такие блоки, как интеллектуальные испытания, факторы и условия. Описание структуры личностного компонента стрессоустойчивости студента вуза будет включать адекватную самооценку, тип локуса контроля, мотивацию достижения успеха, эмоциональную устойчивость

Обнаружение группы психологических факторов, тормозящих процесс развития стрессоустойчивости, к которым относятся переживание, дистресс, антиципация неудач, проблемы здоровья, сниженная самооценка, дефицит времени, позволит с нашей точки зрения определить копинг-стратегии.

В ходе исследования необходимо будет доказать зависимость развития стрессоустойчивости от уровня владения антистрессовыми стратегиями.

Литература

1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

2. Митаева И. Ю. Курс управления стрессом. М. Академия, 2010. 188 с.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2012. 125 с.

4. Сурай Т. В. Стрессоустойчивость: понятие и формирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 11. С. 866-870.

5. Хуторная М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: Автореферат дис. канд. псих. наук. 19.00.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.