УДК 658.012.23
Г. С. Мерзликина, И. В. Горелова Волгоградский государственный технический университет
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Понятие «стратегия» принадлежит к тем понятиям, определяя которые вкладывают в них один смысл, а употребляя - другой. Стратегия - это способность предвидеть, грамотно реагировать на изменяющиеся обстоятельства.
Впервые о стратегии в рамках функционирования организации заговорили во время Второй мировой войны в руководстве военными силами США. Связано это с именем генерала Макнамары. И. Ансофф [1], напротив, утверждает, что вторая половина XIX в. отдавала приоритет стратегическому аспекту в развитии производства, первая половина ХХ в. - оперативному аспекту, а настоящий момент требует оптимального сочетания оперативного и стратегического аспектов в управлении. Необходимость стратегического подхода в управлении современной организацией обусловлена следующими причинами:
- необходимость адаптации к стратегически важным изменениям во внешней среде;
- четкое разделение стратегической и оперативной работы в теории и практике;
- потребность в гибких моделях поведения;
- разрыв между теорией и практикой управления;
- дефицит руководителей-предпринимателей и руководителей-лидеров;
- несовместимость модели гибкого производства и менеджмента индустриальной эпохи.
Понятие «стратегия» трансформируется параллельно усложнению условий ведения бизнеса. Ретроспективный анализ существующих определений понятия «стратегия» обнаруживает следующую закономерность: в ранних по времени определениях акцент делался на формулировании миссии и целей организации. Современная концепция стратегического подхода к управлению реализуется во взаимосвязи и взаимозависимости целевой и обеспечивающей подсистем управления предприятием. Следует также отметить переориентацию вектора поиска конкурентных (стратегических) преимуществ от макроэкономики к микроэкономике. Ключевая задача состоит в создании на основе имеющихся или перспективных ресурсов эффективного стратегического потенциала развития с использованием стратегических факторов успеха. Это обеспечивается полной сбалансированностью и согласованным взаимодействием всех структурных элементов стратегии (стратегический анализ, стратегическая оценка, стратегический учет, стратегическое планирование, стратегический выбор, реализация стратегии, стратегический контроль (стратегический контроллинг и аудит)). Такой подход согласуется и с доминирующей в настоящее время в управлении ресурсной теорией, которая получила свое распространение в 90-е гг. ХХ в. в стратегическом менеджменте благодаря работам К. Вернерфельта, Р. Румельта, Дж. Барни.
По нашему мнению, стратегия - это идеология функционирования предприятия в данных социально-экономических временных условиях, базирующаяся на оптимальном сочетании принадлежащих ей ресурсов. Определяющим является понятие идеологии. «Идея» предполагает (если использовать язык Платона), эйдос, вид, видение (в данном случае «желаемый образ организации»), а «логос» - логику (закономерность развития). Социально-экономические временные условия необходимы при определении стратегии, т. к. желаемый образ будущего предприятия соотносится с окружением, которое предполагает конкретный исторический пласт времени с присущими ему социальными и экономическими отношениями.
Формирование стратегии определяется смыслом (идеей), вкладываемым в данное понятие, -чем является стратегия - инструментом управления или сутью самой организации. За время существования стратегического подхода в управлении можно выделить несколько подходов к формированию стратегии. Так, Г. Минцберг [2], проанализировав литературу, посвященную исследуемой теме, выделил десять подходов к формированию стратегии. В основе предложенной им классификации лежит процесс, определяющий логику построения стратегии. В основу классификации В. Феллера [3] (выделено 12 подходов) заложены целевая установка стратегии (от адаптации к внешней среде до преобразования среды) и когнитивная установка (от логики
до интуиции). Взяв за основу конкурентное преимущество и то, что лежит в основе его формирования, В. Ефремов и И. Ханыков [4] определили четыре школы, существующие в рамках стратегического подхода: школу планирования; логический инкрементализм; школу портфельного планирования; школу ресурсов, способностей и компетенций. А. Д. Воробьев [5], отталкиваясь от предложенных классификаций, предлагает фрактальный подход к формированию стратегии.
Вышеизложенные подходы к формированию стратегии агрегируются нами в три направления по функциональному признаку. По аналогии с классификацией теорий мотивации можно выделить содержательный (первое направление) и процессуальный (второе направление) подходы к формированию стратегии. Третий подход - ассимиляция первых двух. Существующие в настоящее время определения понятия «стратегия» по своей сути относятся к одному из представленных подходов к формированию стратегии.
В последнее время в экономике России получили распространение мероприятия, связанные со структурными преобразованиями организационных систем. Но не всегда такие мероприятия экономически обоснованы. Часто нерациональные структурные преобразования приводят к потере целостности предприятия как системы. Одной из причин такого положения вещей является отсутствие эффективного инструментария управления структурными преобразованиями предприятий, соответствующего условиям постиндустриального общества. Индустриальная эпоха предполагала, что интегративные характеристики свойственны лишь такой системе, как организация, в отличие от ее подсистем. Но постиндустриальная эпоха наделяет такой характеристикой и подсистемы, благодаря информационному ресурсу. Такому пониманию способствует фрактальный подход к формированию стратегии, выделенный А. Д. Воробьевым [5].
Фрактальный подход к формированию стратегии предполагает следующие допущения. Во-первых, структуры могут быть подобными, но не одинаково повторяемым при увеличении. Во-вторых, фрактальность распространяется и на функциональное содержание повторяющихся элементов систем. В-третьих, фрактальная граница появляется, когда два абсолютно равноправных объекта осваивают одно и то же пространство. В-четвертых, использование фрактального подхода предполагает концентрацию на наиболее значимых аспектах, по которым можно судить о тенденциях развития системы. Общие закономерности малого повторяются в большем, и судить о системном неблагополучии имеет смысл по отдельным фрактальным признакам. Сбой во фрактальной системе, выпадение какого-либо элемента из этой системы или его игнорирование будут служить индикатором неблагополучия организации.
Хозяйственная практика подтверждает последнее тем, что у неблагополучной компании, помимо неблагоприятной динамики развития, присутствует неэффективная организационная структура и несовершенная система управления. Успешная же компания подтверждает свое устойчивое положение не только финансовыми показателями, но и успешной работой функциональных стратегий. Организационная стратегия показывает направление развития организации в целом. На этом уровне принимается решение о совокупности форм и видов экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Деловые (конкурентные) стратегии описывают способ достижения конкурентных преимуществ на выбранном товарном рынке, они направлены на улучшение конкурентной позиции отдельных товаров и услуг, производимых той или иной бизнес-единицей. Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб на уровне производственных подразделений предприятия. Каждая функциональная структура планирует свой способ достижения корпоративной и деловой стратегий (а значит, миссии и целей организации).
В основу деления стратегий на организационные, деловые, функциональные закладывается уровень принимаемых решений. Стратегия высшего иерархического уровня рассматривается как цель для стратегии более низкого уровня. Функциональная стратегия действует в рамках общепроизводственной стратегии и способствует достижению поставленной цели. Она определяет стратегическую ориентацию функциональной подсистемы управления предприятием. В отличие от функциональной организационная стратегия имеет своей главной целью создание добавленной стоимости и обеспечение ею потребителя, а также обеспечение способности организации своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям. За способы увеличения добавленной стоимости отвечают функциональные стратегии.
Среди существующих публикаций практически нет работ по проблемам функциональных стратегий. Как правило, они определяются через иерархичность своего положения по отношению к организационной стратегии. По нашему мнению, есть два объяснения такому положению вещей. Во-первых, интерес исследователей сосредоточен на определении и формировании организационной стратегии. Во-вторых, практически идентично, в отличие от понятия «стратегия», трактуется понятие «функция». Но как полагают М. К. Старовойтов и П. А. Фомин, «независимое формирование функциональных стратегий - неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности» [6].
В зависимости от особенностей функционирования на предприятии разрабатываются следующие функциональные стратегии: маркетинговая стратегия (продуктовый портфель, ассортиментная политика, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика); производственная стратегия (производственные мощности, производственная инфраструктура, управление производством, технологические процессы, управление качеством, ресурсное обеспечение, взаимоотношения с поставщиками); финансовая стратегия (управление капиталом, оптимизация оборотных средств, налоговая политика, распределение прибыли, кредитная политика, инвестиционная политика); стратегия управления персоналом (подбор, обучение, развитие, продвижение, карьерный рост, мотивация, стимулирование, аттестация); инновационная стратегия (цели и критерии отбора проектов, распределение ресурсов) и др.
Исходя из положений фрактальной теории, организационную стратегию можно рассматривать в качестве фрактала функциональной стратегии. Для функциональной стратегии это означает, что для нее характерны оперативность, собственная тактика и стратегия в рамках организационной стратегии. Направления деятельности в рамках функциональной стратегии могут быть рассмотрены как субстратегии данного уровня. Фрактальный подход определяет для субстратегии в качестве фрактала функциональную стратегию. В качестве субстратегии функциональной стратегии управления персоналом можно рассмотреть формирование стратегической системы оплаты труда.
Мы выделяем три подхода к формированию данной субстратегии - затратный, доходный и сравнительный.
Затратный подход предполагает рациональный выбор работодателя в заданных условиях в пользу достижения краткосрочного эффекта. Рамки законодательства и существующая идеология определяют поведение работодателя в рамках выбранной функциональной стратегии, что не противоречит основным признакам стратегии (в частности, долговременному характеру стратегии). В качестве аргумента можно привести выделенный в классификации В. С. Ефремова и И. А. Ханыкина [4] подход, именуемый ими логическим инкрементализмом, который в действительности означает лишь рефлексивный вариант выстраивания стратегии. У А. Д. Воробьева [5] такой подход к формированию стратегии называется формой пассивной адаптации к происходящим изменениям. Это может означать, что отсутствие какого-либо действия со стороны организации по поводу формирования и осуществления стратегии тоже является стратегией (или хотя бы модулем стратегии). Такое положение дел наблюдается, когда изменчивость внешних факторов достигает отметки, «выше которой адаптация к ней методом изменений первоначального плана просто неэффективна» [4]. Предприятия, находящиеся в таком положении, сталкиваются с так называемым «парадоксом Икара».
Суть сравнительного подхода к построению субстратегии и, следовательно, функциональной стратегии определяет выбор «человеческого капитала» в качестве объекта управленческого воздействия. В данной работе под человеческим капиталом понимаются все качества личности как совокупности всех ипостасей - физического тела, организма, индивида, индивидуальности, человека как «Я», социальной роли, социального характера, - выставляемые на продажу и покупаемые работодателем. Сравнительный подход основан на идентификации и количественной оценке компенсируемых факторов в рамках выполняемого задания на конкретном рабочем месте. В основу такого подхода положен принцип «равная оплата за равный труд».
Доходный подход предполагает в качестве объекта управленческого воздействия трудовой потенциал. В рамках исследования под трудовым потенциалом понимается возможная трудовая дееспособность работника, его ресурсные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Доходный подход к формированию субстратегии основан на оп-
ределении границ участия работника в производстве. Доходный подход, по сути, близок к фрактальному подходу к формированию стратегии в том смысле, что здесь оцениваются способности и возможности работника давать релевантную оценку изменениям, происходящим во внешней среде, и выстраивать на ее основе оптимальную по отношению к организационной стратегии линию поведения.
Вышеперечисленные подходы к формированию стратегии не представляется возможным ранжировать. В зависимости от существующих на данный исторический момент социальноэкономических временных условий (элемент авторского определения стратегии), один из представленных подходов, думается, будет полностью себя оправдывать. Единственное ограничение по применению представленных подходов - конгруэнтность с выбранным подходом к формированию стратегии. Практическое значение данное исследование имеет для своевременного определения неконгруэнтности подходов к формированию стратегий, стоящих на разных иерархических уровнях. Точное определение объекта управленческого воздействия будет способствовать адекватному выбору как организационной стратегии, так и методологии стратегии любого уровня иерархии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999. - 414 с.
2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. - СПб.: Питер, 2000. - 336 с.
3. Феллер В. Идея оракула / http://www.eboogle.ru.
4. Ефремов В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - С. 5-24.
5. Воробьев А. Д. Использование фрактальной теории в стратегическом планировании и управлении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 1. - С. 138-142.
6. Старовойтов М. К., Фомин П. А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. - М.: Высш. шк., 2002. - 194 с.
Статья поступила в редакцию 25.11.2006
BUSINESS STRATEGY DEVELOPMENT
G. S. Merzlikina, I. V. Gorelova
The necessity to develop a strategy for businesses (companies) is considered. The main methods of strategy development are introduced. The structural reforms in a business (company) have been proved to be reasonable. Factors influencing business efficiency are also presented. Special attention is given to fractal approach of business strategy development.