Научная статья на тему 'Формирование стратегиипредприятия на рынке информационных услуг космических систем'

Формирование стратегиипредприятия на рынке информационных услуг космических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манойлов Олег Викторович

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегии предприятия, осуществляющего предоставление услуг космических систем дистанционного зондирования земли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манойлов Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions offorming ofstrategy ofenterprise, carrying out the grant ofservices ofthe space systems ofthe remote sensing ofearth are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегиипредприятия на рынке информационных услуг космических систем»

На третьем шаге осуществляется построение модели оптимизации инвестирования средств в создание системы теплоснабжения.

На четвертом шаге решается агрегированная задача выбора оптимальной стратегии инвестирования средств в создание системы теплоснабжения.

Вывод

Рассматриваемая в данной работе методология формирования стратегии развития системы теплоснабжения основана на системном подходе к решению поставленных задач и включает: мето-

дику определения направлений диверсификации топливных ресурсов для систем теплоснабжения; методику сопоставления альтернативных энергетических технологий для каждого района по комплексному эколого-энерго-экономическо-му показателю; методику выбора оптимального варианта проекта реконструкции или создания системы теплоснабжения при помощи экономико-математического моделирования; методику разработки модели оптимизации инвестирования средств в развитие или создание системы теплоснабжения на основе методов линейного программирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каравайков В.М. Экономический потенциал промышленного использования нетрадиционных энергоресурсов в Костромской области / В.М. Каравайков, Н.Р. Подкопаева // Академия энергетики, № 1, 2007. С.24-29.

2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий // Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 320 с.

3. Каравайков В.М. Оценка эффективности использования древесных отходов в качестве местного возобновляемого энергетического ресурса / В.М. Каравайков, Н.Р. Подкопаева, С.И. Кожурин // Энергетическая политика, 2005, № 6. С. 47-53.

4. Каравайков В.М. Оценка эффективности использования торфа в Костромской области как возобновляемого топливного ресурса / В.М. Каравайков,

Н.Р.Подкопаева, В.П. Борзов // Энергетическая политика, 2005, № 6. С.54-59.

5. Соколова О. А. Комплексный критерий эколого-экономической эффективности нетрадиционных энергоресурсов для системы теплоснабжения / О.А. Соколова, С.В. Кукушкин, В.М. Каравайков // Формирование стратегии инновационного развития экономических систем: научное издание / Под ред. проф. А.В.Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 366-378.

6. Соколова О.А. Алгоритм решения инвестиционных задач при создании систем теплоснабжения / О.А. Соколова, В.М. Каравайков // Формирование стратегии инновационного развития экономических систем: научное издание / Под ред. проф. А.В.Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2008. 722 с. С.354-366.

Манойлов О.В.

формирование стратегии предприятия на рынке информационных услуг космических систем

"Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" определяет возможности перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Осуществление этого перехода трудно представить без использования современных информационных услуг, в том числе услуг которые обеспечиваются работой космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Для успешного вхождения и долгосрочного развития на рынке информационных услуг космических систем ДЗЗ, предприятию необходимо сформировать свою стратегию, отражающую кон-

курентные преимущества проектов (продуктов) на этом рынке.

Изначально космические системы ДЗЗ создавались для решения специальных задач, но в дальнейшем они стали широко использоваться и для решения задач социально-экономического и научного назначения, что определило последующую коммерциализацию космических информационных услуг и образование отдельного сегмента мирового космического рынка - рынка данных ДЗЗ. Только в 2007 году число действующих космических аппаратов ДЗЗ увеличилось сразу на 19 и превысило 60 спутников. В настоящее время число стран-операторов ДЗЗ превысило 30, а покупате-

лями и пользователями космической информации являются свыше 100 стран [1-6 и др.].

Специфика рынка данных ДЗЗ в России состоит в наличии двух практически невзаимосвязанных секторов: государственного, представленного оператором приема и обработки данных ДЗЗ с единственного отечественного КА оптико-электронного наблюдения "Ресурс-ДК1", и коммерческого (см. рис. 1), на котором действуют девять компаний.

Оператором приема и обработки данных ДЗЗ с КА "Ресурс-ДК1" является научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) Федерального космического агентства. По данным его отдела маркетинга, информация с "Ресурс-ДЮ" передается в основном государственным заказчикам. Плата за информацию не взимается в соответствии с Положением о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли с космических аппаратов типа "Ресурс-ДК", утвержденным постановлением Правительства РФ № 370 от 10 июня 2005 г.

В 2007 году НЦ ОМЗ было передано государственным заказчикам данных ДЗЗ на площадь 7981,6 тыс. км2 (для справки - территория России составляет около 17 075,2 тыс. км2), коммерческим заказчикам поставлено данных на площадь 12,5 тыс. км2 [1-6].

Объем продаж на рынке ДЗЗ, сегментированном на секторы поставок данных, услуг и технологий в России с 2004 г. возрос в 14 раз и составил в 2007 г. 31,6 млн. дол. (см. рис. 2). Наибольшую

динамику за период 2004-2007 гг. продемонстрировал сектор данных ДЗЗ, который за эти годы вырос с 0,93 до 17, 7 млн. дол (см. рис. 3) [1-7].

Анализ возможностей отечественных и зарубежных космических систем показал, что с помощью данных ДЗЗ применительно к субъекту Федерации и отдельному региону могут решаться задачи, которые представлены на рис. 4.

Опыт развитых стран и ряда субъектов РФ подтверждает высокую эффективность использования космических информационных услуг для социально-экономического развития регионов. В Санкт-Петербурге, как и в большинстве регионов России, космическая информация применяется пока еще слабо и не достаточно эффективно [1-6].

Следует также отметить, что, к сожалению, в настоящее время далеко не все социально-экономические и научные потребности России в космических информационных услугах обеспечиваются созданием и эксплуатацией именно российских космических аппаратов (КА) и систем ДЗЗ, по этому их приходится удовлетворять приобретением услуг на мировом рынке, что, в конечном итоге, не способствует притоку инвестиций в российские предприятия космической отрасли, значительно уменьшает возможности для инновационного пути развития отечественной экономики, увеличивает разрыв между Российской Федерацией и наиболее развитыми странами мира в постиндустриальном обществе и ставит Россию в зависимое положение от зарубежных космических систем ДЗЗ.

Рис.1 Структура коммерческого сектора рынка данных ДЗЗ в России в 2007 г.

Рис. 2. Структура и динамика рынка ДЗЗ в России в 2004-2007 гг. (млн. дол.)

Рис. 3. Структура и динамика продаж данных сверхвысокого, высокого и среднего разрешения на рынке ДЗЗ в России в 2004-2007 гг. (млн. дол.)

Современные космические системы ДЗЗ

Обновление топографических карт города

Контроль состояния площадей города

Ведение земельных кадастров

Экологический

мониторинг почв и воздушной среды

Мониторинг ледовой обстановки акваторий

Контроль состояния чрезвычайных ситуаций

Контроль состояния паркового хозяйства

Контроль состояния коммуникаций и дорог

Мониторинг загрязнений акваторий

Определение подвижек почв

Оценка ущерба от стихийных бедствий

Мониторинг затопления при наводнениях

Мониторинг потенциально опасных сооружений

Выявление зон развития патогенных насекомых

Рис. 4. Задачи, решаемые космическими системами ДЗЗ

Помочь решить эти проблемы могли бы российские предприятия, имеющие накопленный многолетний опыт на рынке космических услуг Однако, ля решения этих проблем необходимо осуществлять формирование стратегии развития предприятия. Поисково-маркетинговые исследования определили следующие перспективные направления деятельности, формирующие стратегическое развитие предприятий, предоставляющих услуги ДЗЗ:

- проект космической системы радиолокационного мониторинга земной поверхности;

- проект космической системы дистанционного зондирования земной поверхности и атмосферы;

- проект малого космического разгонного блока;

- проекты космических исследований ("Звездный патруль" и др.);

- работы по использованию результатов космической деятельности в регионе;

- работы по университетскому малому КА;

- работы по созданию новых космических аппаратов.

Но в условиях рыночной экономики, предприятию космической отрасли очень трудно получить финансирование на реализацию даже конкурентоспособного проекта космической системы ДЗЗ, не попавшего в Федеральную космическую программу России. Для преодоления этой трудности необходимо осуществить целенаправленное продвижение проекта на космическом рынке. Но прежде чем приступить непосредственно к продвижению разработанного проекта, необходимо выполнить следующие важные шаги для формирования стратегии:

- сформулировать цели и задачи продвижения проекта;

- определить бюджет и необходимые ресурсы для достижения целей и задач продвижения проекта;

- установить ответственность за продвижение проекта.

Главная цель продвижения проекта космической системы ДЗЗ - это заключение контракта между инвестором (заказчиком) и предприятием-разработчиком (исполнителем) на выполнение проекта.

К сожалению, не смотря на большое количество имеющейся литературы по маркетингу, вопросов продвижения проектов космических систем коснулась только одна уникальная монография А.Г. Бакланова "Рынок и маркетинг авиакосми-

ческой продукции в условиях нестабильности", написание которой автора подвигли несоответствие высокого качества продукции отечественной авиакосмической отрасли методам ее создания и продвижения в рыночных условиях. И хотя в этой монографии уделяется много внимания прикладному маркетингу, в частности методам и инструментам коммуникации, новым формам и особенностям продвижения на космическом рынке и др., системный подход применительно к продвижению космической системы ДЗЗ там все-таки не был изложен. Поэтому в на основе изучения и анализа научной литературы (в т.ч. и вышеупомянутой монографии А.Г. Бакланова) и имеющегося опыта работы, была автором и другими специалистами разработана специальная система маркетинговых мероприятий продвижения космического проекта ДЗЗ. В эту систему вошли три составляющие (см. рис. 5):

1) формирование и развитие благоприятного общественного мнения и позитивного имиджа предприятия-разработчика космической системы ДЗЗ;

2) рекламирование, направленное на создание и стимулирование спроса на продукцию (информацию) космической системы ДЗЗ;

3) продвижение конкретного проекта космической системы ДЗЗ.

В приведенной системе каждая составляющая имеет свой набор маркетинговых инструментов, с помощью которых работают эти составляющие и функционирует вся система в целом.

Первая и вторая составляющие в этой системе относятся к косвенному продвижению проекта, так как они только создают вокруг предприятия-разработчика и продукции (информации) этой космической системы "притягательный климат", который должен значительно усилить интерес инвестора к предлагаемому проекту.

Формирование и развитие благоприятного общественного мнения и позитивного имиджа предприятия-разработчика космической системы ДЗЗ достигается с помощью осуществления следующих мероприятий:

- участие в престижной рекламе;

- организация и проведение пресс-конференций;

- подготовка пресс-релизов;

- обеспечение интервью руководителей предприятия для СМИ;

- публикация статей некоммерческого характера в научно-технической прессе, специализированных и отраслевых изданиях, в каталогах и справочниках;

Рис. 5. Система маркетинговых мероприятий продвижения проекта космической системы ДДЗ

- проведение презентаций новых проектов для социально-экономического развития общества;

- осуществление разного рода юбилейных мероприятий;

- спонсорство по отношению к организации и проведению научных, культурных, спортивных, благотворительных мероприятий и экспедиций;

- издание ежегодных отчётов предприятия об её коммерческой и иной деятельности;

- организация посещения предприятия работниками СМИ и администрацией города;

- организация и проведение научно-технических, научно-практических конференций, выставок, симпозиумов и конгрессов, в том числе с участием иностранных специалистов;

- создание тематических экспозиций и музеев;

- организация экскурсий.

Рекламирование, направленное на создание и

стимулирование спроса на продукцию космической системы ДЗЗ осуществляется через следующие виды рекламы: внешняя реклама, реклама в печатных СМИ, вещательная реклама, реклама в сети Интернет.

Третья составляющая, которая относится к прямому продвижению проекта, ориентирована на представление инвестору или потенциальному заказчику привлекательности (выгодности, надеж-

ности, безопасности и т.д.) конкретного проекта космической системы ДЗЗ с последующим предложением его реализации в установленные сроки, с определенным объемом финансирования. Именно третья составляющая осуществляет продвижение конкретного проекта до стадии заключения контракта с предприятием-разработчиком.

Продвижение конкретного проекта космической системы ДЗЗ осуществляется с помощью следующих маркетинговых инструментов, мероприятий и каналов:

- подготовка бизнес-плана проекта;

- подготовка рекламных материалов (электронных, печатных, макетных и др.) проекта;

- позиционирование проекта на веб-сайте предприятия;

- участие предприятия в конкурсах и тендерах по созданию космической системы;

- позиционирование проекта на специализированных салонах и выставках по космической техники;

- позиционирование проекта на форумах и конференциях по привлечению инвестиций;

- глобальная презентация проекта;

- продвижение проекта через адресную рассылку резюме бизнес-плана потенциальным инвесторам;

- продвижение проекта через специализированные посреднические организации.

Ввиду того, что создание космической системы ДЗЗ является стратегическим и крупным финансовым проектом, способным обеспечить длительную и устойчивую работу предприятию-разработчику вместе с кооперацией, следует принять во внимание, что на продвижение проекта и получение финансирования на его выполнение существенное влияние оказывают политические факторы и конкуренты, присутствующие на национальном и мировом рынках. К сожалению, не редкими являются случаи, когда продвижению проекта препятствует недобросовестная конкуренция (например, политическое давление, дезинформация, промышленный шпионаж и др.). Поэтому, для того, чтобы предприятию-разработчику защитить свой проект космической системы ДЗЗ от недобросовестной конкуренции, ему следует предпринимать следующие действия:

- патентовать оригинальные технические решения, появившиеся в ходе работы над проектом;

- использовать благоприятную политическую обстановку для продвижения проекта;

- осуществлять продвижение проекта только законными методами и средствами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- своевременно опровергать недобросовестную информацию о предприятии и проекте;

- привлекать недобросовестных конкурентов к административной и уголовной ответственности.

О целесообразности продвижения на зарубежные рынки, можно сказать, что российский проект космической системы ДЗЗ на космическом рынке развитых стран (США, страны Западной Европы, Япония) встретит недоброжелательное отношение

и активные помехи со стороны конкурирующих фирм, государственных и общественных организаций, средств массовой информации, которые лоббируют интересы собственных производителей наукоемкой высокотехнологической продукции. В то же время в развивающихся странах отношение к продвижению российской космической продукции в основном нейтральное или благоприятное (в ряде стран Латинской Америки и Африки есть большая заинтересованность в развитии направления ДЗЗ). Отделить от этих стран нужно Китай и Индию, ввиду того, они в последнее время ведут очень активную космическую деятельность (Индия располагает второй по численности орбитальной группировкой КА ДЗЗ после США), имеют собственные космические программы ДЗЗ (активно поддерживаемые государством), направленные на развитие производства космической техники внутри этих стран. И ориентация продвижения проекта ДЗЗ на космические рынки Индии и Китая - это бесперспективная работа. Поэтому, при разработке стратегии и планировании продвижения проекта космической системы ДЗЗ на зарубежном рынке, необходимо сосредотачивать ресурсы на космических рынках развивающихся стран Африки и Латинской Америки.

Практическая значимость реализации рассмотренной системы маркетинговых мероприятий продвижения проекта космической системы ДЗЗ заключается в том, что ее применение в условиях рыночной экономики может обострить конкуренцию между предприятиями-разработчиками проектов ДЗЗ за право получения их финансирования. А это приведет к повышению качества и снижению цены продукции предлагаемых проектов, что позитивно отразится на инновационном развитии экономики России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капралов Е. Г. "Рынок ДДЗЗ, программных продуктов для их обработки и услуг по применению в России". Доклад на Международной конференции "Космическая съемка - на пике высоких технологий". Москва, 2007.

2. Бакланов А.Г. "Рынок и маркетинг авиакосмической продукции в условиях нестабильности". М.: КДУ, 2007.

3. Миллер С.А., Колесников Н.В., Рябошапко

О.А. "Рынок геоинформатики России-2007. Дистанционное зондирование Земли из космоса". Журнал "Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации". № 3 (65), 2007.

4. Афанасьев И. "Состояние и перспективы рынка

ДЗЗ". Журнал "Новости космонавтики". № 9, 2008.

5. Полетаев Б.И., Кислицкий М.И., Манойлов

О.В. "Использование результатов космической деятельности для социально-экономического развития Санкт-Петербурга: проблемы и пути решения". Доклад на конференции "Технологии ДЗЗ для эффективного решения задач федеральных и региональных органов управления и предприятий". Санкт-Петербург, 2008.

6. Полетаев Б.И., Ковалев А.П., Кислицкий М.И. "Основные направления прикладного космического менеджмента и маркетинга и их реализация на примере ФГУП "КБ "Арсенал". Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Синергия образования, науки, производства". Санкт-

Петербург, 2008.

7. Манойлов О.В. "Система продвижения проекта создания космической системы дистанционного зондирования Земли". Материалы ХЬШ Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Калуга, 2008.

8. Манойлов. О.В. "Основные положения системы маркетинговых мероприятий продвижения

проекта космической системы дистанционного зондирования Земли". Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Синергия образования, науки, производства". Санкт-Петербург, 2008.

9. www.marketing.spb.ru.

10. www.Strategy-Center.ru.

Пшеничников В.В., Бичева Е.Е.

потенциальные возможности и перспективные направления сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в современных условиях

Признание мировым сообществом России, как страны с экономикой рыночного типа, сопровождаются дискуссиями о необходимости реформирования системы образования, которая отвечала бы требованиям новых экономических реалий. Неудовлетворенность бизнес-сообщества уровнем подготовки кадров высшими учебными заведениями мотивируется, чаще всего, отсутствием у выпускников практических навыков работы. Отчасти эту критику следует признать справедливой, но списывать всю вину на качество учебных программ было бы не справедливо. Студенты, выходя на производственную практику, не редко сталкиваются с очень мощными ограничениями в получении практических навыков работы в силу пресловутой коммерческой тайны. Для того чтобы разрешить данное противоречие, нам представляется необходимым и возможным установление качественно новых взаимоотношений между образовательными учреждениями и потенциальными работодателями будущих выпускников.

Потенциальная заинтересованность обеих сторон в плодотворном сотрудничестве очевидна. Однако формы такого взаимодействия нуждаются в совершенствовании. Сегодня получили распространение целевые наборы студентов для подготовки кадров по отдельным отраслям и сферам хозяйственной деятельности, но не всегда заказчики формулируют требования к характеру, областям, уровню знаний и навыков будущих специалистов. В этой связи потенциальные работодатели могли бы активнее принимать участие в разработке новых курсов и совершенствовании учебных программ. Для высших учебных заведений тут важно не допустить скатывания до одних лишь

практикумов, направленных на подготовку узко специализированного технического исполнителя, владеющего лишь ограниченным набором знаний и навыков. Любые изменения в конъюнктуре рынка рабочей силы могут поставить такого специалиста в затруднительное положение в поисках нового рабочего места и потребовать от него новых затрат времени и денег для переобучения.

По нашему глубокому убеждению, сегодня необходимо, во что бы то ни стало, сохранить традиции отечественного образования, связанные с преподаванием систематизированных фундаментальных знаний по специальности, обеспечивающих широкий кругозор выпускников и повышающих их возможности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка. Многое здесь зависит и от самих обучающихся. Коммерциализация образовательной сферы, с одной стороны, укрепляет финансовое положение учебных заведений, но, с другой стороны, не всегда благотворно влияет на мотивацию к получению знаний. Оплачивая образовательные услуги, студент должен осознавать, что деньги внесены не за документ об образовании, а за возможность приобрести необходимые знания и навыки по соответствующей специальности. Изменить подобное отношение студентов к образовательному процессу помогло бы более тесное сотрудничество образования и бизнеса.

С этих позиций нам представляются просто уникальными (если угодно, инновационными) возможности сотрудничества между Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный универ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.