Научная статья на тему 'Формирование стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в современных условиях'

Формирование стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛИ / МЕТОДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / STRATEGY / MODELS / METHODS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логиновский Олег Витальевич, Золотых Светлана Анатольевна, Халдин Александр Сергеевич

Введение. Если до 90-х годов вопросы социально-экономического развития субъектов РФ достаточно жестко координировались и контролировались из Центра, то впоследствии федеративное начало в управлении государством дало возможность регионам проводить собственную социально-экономическую политику в зависимости от складывающихся ситуаций. Тем не менее за прошедшие тридцать лет развития регионального управления в нашей стране проблемы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации до сих пор нуждаются в более эффективных подходах, моделях и алгоритмах. Целью исследования является формирование стратегии социально-экономического развития отдельных субъектов РФ в современных условиях. Материалы и методы. В составе материалов и методов можно указать на анализ подходов, методов и моделей социально-экономического развития регионов, представленных в научно-технической литературе, а также результатов их внедрения в практику управления субъектами РФ. Результаты. В статье обосновываются основные научные положения и рекомендации по формированию стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В том числе разработан комплекс научных положений, позволяющих осуществлять совершенствование управления социально-экономическим развитием тех или иных регионов в зависимости от складывающихся там социально-экономических ситуаций. Заключение. Формирование стратегии социально-экономического развития субъектов РФ целесообразно осуществлять на основе научных положений и рекомендаций, упомянутых в данной статье в привязке к местным специфическим особенностям конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логиновский Олег Витальевич, Золотых Светлана Анатольевна, Халдин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

Introduction. If until the 90s the issues of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation were rather tough, then they had to be monitored and controlled from Central Europe, and then at the federal level in management in order to be able to use socio-economic policy depending on the emerging situations. The problems of the existence of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation still need more effective approaches, models and algorithms. Aim of the study is to form a strategy for the socio-economic development of individual subjects of the Russian Federation in modern conditions. Materials and methods. As part of the materials and methods, one can point to the analysis of approaches, methods and models of socio-economic development of regions presented in the scientific and technical literature, as well as the results of their implementation in the practice of managing the subjects of the Russian Federation. Results. The article substantiates the main scientific provisions and recommendations for the formation of a strategy for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation. In particular, a set of scientific provisions has been developed that allow for the improvement of the management of the socio-economic development of certain regions, depending on the socio-economic situations developing there. Conclusion. It is advisable to form a strategy for the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation on the basis of scientific provisions and recommendations mentioned in this article in relation to the local specific features of the region.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в современных условиях»

УДК 351

DOI: 10.14529/ctcr200310

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

i "10 О.В. Логиновский1, С.А. Золотых1, А.С. Халдин2

1 Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск, Россия,

2 Инженерно-физический институт биомедицины г. Москва, Россия

Введение. Если до 90-х годов вопросы социально-экономического развития субъектов РФ достаточно жестко координировались и контролировались из Центра, то впоследствии федеративное начало в управлении государством дало возможность регионам проводить собственную социально-экономическую политику в зависимости от складывающихся ситуаций. Тем не менее за прошедшие тридцать лет развития регионального управления в нашей стране проблемы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации до сих пор нуждаются в более эффективных подходах, моделях и алгоритмах.

Целью исследования является формирование стратегии социально-экономического развития отдельных субъектов РФ в современных условиях.

Материалы и методы. В составе материалов и методов можно указать на анализ подходов, методов и моделей социально-экономического развития регионов, представленных в научно-технической литературе, а также результатов их внедрения в практику управления субъектами РФ.

Результаты. В статье обосновываются основные научные положения и рекомендации по формированию стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В том числе разработан комплекс научных положений, позволяющих осуществлять совершенствование управления социально-экономическим развитием тех или иных регионов в зависимости от складывающихся там социально-экономических ситуаций.

Заключение. Формирование стратегии социально-экономического развития субъектов РФ целесообразно осуществлять на основе научных положений и рекомендаций, упомянутых в данной статье в привязке к местным специфическим особенностям конкретного региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, стратегия, модели, методы, показатели.

Введение

Существует довольно обширная научно-техническая литература, связанная с исследованием стратегического и оперативного управления регионами. Некоторые из этих работ представлены в составе библиографического списка к данной статье [1-11]. Достаточно подробно проблемы концепции, подходы и методы их решения рассмотрены в работах [3-5].

Термин «социально-экономическое развитие» по отношению к региону, как правило, употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие сфер жизнедеятельности региона и т. п. Под развитием в этих случаях подразумевается определенное изменение социально-экономических характеристик объекта. Эти изменения могут быть количественными, и в этом случае можно говорить о социально-экономическом росте. Если изменения качественные, то следует говорить о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении социально-экономической системой новых характеристик [12-15].

Кроме изменения чисто экономических показателей рассматривают и социальные характеристики развития. Последние позволяют также оценивать степень развития того или иного региона [4].

В этой связи развитие регионов представляет собой многоаспектный процесс, который в каждом из различных регионов связан как с исходным состоянием региона, так и с особенностями его производственной структуры, географического положения, промышленной специализацией и т. д. Следует отметить, что развитие того или иного региона представляет собой некий вектор целевой направленности (имеет цель или систему целей и задач, требующих своего решения) [16-18].

Как правило, основная интегральная цель социально-экономического развития региона свя-

зана с повышением благосостояния его населения при обеспечении безопасности жизнедеятельности. Это предполагает повышение доходов населения, улучшение здоровья и продолжительности жизни, а также повышение уровня его образования.

Следует отдавать себе отчет в том, что наши сегодняшние отнюдь не выдающиеся результаты и различного рода просчеты в стратегическом государственном, региональном и корпоративном управлении базируются во многом на пренебрежении к традициям русского предпринимательства дореволюционной России, собственному опыту высокоэффективного развития народного хозяйства советского периода 1930-1960-х годов, нежелании или неспособности извлечь уроки из плохо продуманных и организованных реформ конца 1980-1990-х годов, а также на преувеличении значения зарубежного опыта для становления рыночных отношений в современной России [12] .

К особенностям сложившегося производственно-хозяйственного комплекса современной России следует отнести: территориальную разобщенность субъектов производственно-хозяйственной деятельности; диспропорции в развитии промышленных отраслей, еще более усилившиеся за годы реформ; декларативность и неконкретность многих задач по управлению страной и ее регионами; размытость ответственности на многих уровнях в структурах государственного регионального управления.

Обеспечение высоких темпов экономического роста является для России и ее регионов важнейшей задачей стратегического значения. Будущее страны напрямую зависит от того, насколько удастся перевести ключевые отрасли промышленного производства на уровень экономически высокоразвитых государств. России просто необходимо добиться опережающих западные страны экономических показателей и результатов. К сожалению, сегодня в экономике и промышленности РФ существует явный перекос в сторону развития добывающих отраслей и металлургических производств низких переделов. В этой связи темпы обновления машиностроительного комплекса и важнейших высокотехнологичных производств при существующей динамике ни в ближайшие годы, ни в отдаленном будущем не позволят России занять сколь-нибудь заметное место в мировом рейтинге промышленно развитых стран.

Для ликвидации подобного отставания Правительством Российской Федерации в 2020 году принята программа «Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года» (распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р).

1. Цели, критерии, факторы социально-экономического развития региона

Целям и задачам развития регионов должна соответствовать система критериев (характеристик развития) и моделей, которые позволяют обеспечить улучшение соответствующих социально-экономических показателей развития региона.

Наиболее известным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня его производственного потенциала.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человеческого потенциала, разработанный в рамках «Программы развития» ООН.

Отметим, что критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи по изменению неблагоприятных ситуаций и созданию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать:

- привлечение новых видов бизнеса;

- расширение существующего бизнеса;

- развитие малого бизнеса;

- развитие промышленности;

- развитие сферы услуг;

- повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой региональный доход (ВРД), валовой региональный продукт (ВРП), реальный ВРП на душу населения, темпы роста этих показателей) [4].

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, отражающие темпы экономического роста в регионе. В первую очередь, это темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. Прогрессивная последовательная динамика количественных показателей экономического роста является основным фактором устойчивого развития.

Оценить динамику развития региона можно на основе наиболее адекватных следующих критериев и соответствующих им показателей социально-экономического развития:

- ВРД или ВРП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

- средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

- продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

- уровень образования;

- уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, услуг связи и т. п.), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

- уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

- состояние окружающей среды;

- равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

- обогащение культурной жизни людей.

При управлении социально-экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. Наиболее значимыми в этом отношении могут выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, снабжение продуктами питания, контроль их качества, соблюдение прав потребителей на розничном рынке [3].

В научно-технической литературе представлены несколько теорий, анализирующих и объясняющих действие основных факторов экономического развития регионов и городов [3-5].

Одной из таких теорий является теория пространственных преимуществ, или теория размещения, согласно которой пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Эти преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Например, любые производства, сильно зависящие от сырья и других материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи. Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевые производства - к источникам дешевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно товаров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, стремятся дислоцироваться поблизости рынков сбыта.

Таким образом, каждый регион или город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, электроэнергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные различия размещением производительных сил.

Иные традиционные представления о социально-экономическом развитии регионов, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломераций, концентраций и комбинаций производств. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в этой связи благодаря тому, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию как результат агломерационного эффекта: совокупные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации. Дополнительный потенциал развития крупных центров возникает также в связи с тем, что только здесь возможна эффективная эксплуатация некоторых видов вы-

сококвалифицированной деятельности: особые виды медицинского обслуживания, музейная и театральная жизнь, автотехобслуживание и др.

Известной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить отрасли базовой промышленности, то есть те, продукция которых в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Обычно при расширении основного производства увеличиваются и вспомогательные производства, а также вся обслуживающая его инфраструктура. Возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство становится своеобразным ускорителем экономического роста. Как правило, в качестве основного производства выступают такие локомотивы индустрии, как предприятия металлургии, машиностроения, химии.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в ходе структурной перестройки.

При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательные производства. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько готова она взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона.

Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию стадий роста, предложенную американским социологом и экономистом Д. Беллом. В соответствии с его классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный, вторичный и третичный [4]. К первичному сектору относится сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, то есть те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой добытых ресурсов: металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство и пр. К третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспечения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг.

2. Роль и особенности государственного управления при переходе

к устойчивому развитию регионов

Важно понимать, что ни масштабы экономики, ни численность населения страны, ни ее политический вес в мире, ни обеспеченность природными ресурсами, ни географическое положение, ни величина зарубежной помощи, ни объемы иностранных кредитов не являются факторами, обеспечивающими начало экономического роста и дальнейшего устойчивого развития. Более важным фактором является социально-экономическая политика. Именно желание и умение власти владеть этим инструментом, добиться эффективности экономики, финансовой стабилизации, проводить нацеленную на результаты стратегию развития страны и ведет социально-экономическое развитие регионов в позитивном направлении.

Проблема социально-экономического развития регионов особенно актуальна в современных условиях.

Сегодня необходимы новые качественные научно-технические разработки по социально-экономическому развитию различных субъектов РФ, обеспечивающие подъем их производственного и ресурсного потенциала с использованием актуальных технологий цифровизации и внедрением математических методов и моделей. Определение перспективных путей, методов и средств необходимого экономического роста, оптимизации внешних и внутренних экономических пропорций должно быть осуществлено не только на уровне государства в целом, но и на уровне всех субъектов РФ. При этом необходимо четко осознавать, что наиболее значимыми

факторами снижения эффективности экономики являются опасность физического разрушения основных фондов, отказ от усиления государственного регулирования и стимулирования производств, пренебрежения социальными проблемами населения.

Таким образом, регионам России необходима не декларативная, а продуманная, тщательно разработанная концепция социально-экономического развития субъектов РФ, выполненная не в виде набора благих пожеланий, а как комплексная разработка их эффективного развития в современных условиях.

Опорой этой новой концепции должны стать существующие факторы, определяющие весь значительный потенциал государства и регионов (природно-ресурсный, производственный, технический, энергетический, инфраструктурный и др.).

При этом важно обеспечить также стабилизацию и улучшение экологической ситуации в стране и ее отдельных (проблемных) регионах, использования преимуществ внутренних ресурсов России, прежде всего интеллектуального и научного потенциала, развития высокотехнологических производств, ВПК и т. д.

Следует оказывать государственную поддержку развитию высокоэффективных производств, отказаться от реализации проектов, способных нанести ущерб окружающей среде, либо последствия и осуществление которых недостаточно ясны.

При этом совершенно необходимо обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производственного потенциала к изменениям рыночной конъюнктуры на базе модернизации производств как условия повышения экономической эффективности и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Все это не исключает того, что в отдельных регионах Российской Федерации темпы и сроки преобразований могут быть более быстрыми. Требование общей направленности стратегии регионов в кратко-, среднесрочной и долгосрочной перспективах должны четко согласовываться с конкретными социально-экономическими параметрами развития государства в целом [4].

При этом стратегическое управление регионами должно давать ориентиры для развития крупнейших промышленных предприятий и иных хозяйствующих субъектов городов и территорий, а также определять стратегические приоритеты для органов местного самоуправления.

Отметим, что большинство научных разработок в области государственного управления в субъектах РФ не нацелено на комплексное решение наиболее важных вопросов социально-экономического развития регионов. В результате регулирующие воздействия органов государственной власти на производственные процессы связаны в основном с запретительными, фискальными мерами, а само государственное региональное управление имеет ситуационный характер и не позволяет планировать и осуществлять решение значительных стратегических задач даже на достаточно близкую перспективу [12].

Сегодня для повышения эффективности управления регионами нужна продуманная современная целостная система управления социально-экономическим развитием территорий, в задачи которой входит не простой мониторинг деятельности промышленных предприятий и других хозяйствующих субъектов, а обеспечение увеличения темпов роста промышленного производства и других показателей территориально-производственной динамики. Достижение этой цели невозможно без всестороннего научного обоснования концепции и технологии создания подобной системы.

Формирование стратегии социально-экономического развития субъектов РФ в современных условиях целесообразно осуществлять в соответствии с алгоритмом, представленным в монографии «Эффективное управление организационными и производственными структурами» (под редакцией профессора О.В. Логиновского) [5].

Заключение

В современных условиях жизнедеятельности субъектов РФ, характеризующихся политической, экономической и социальной нестабильностью, а также возрастающими сложностями в ведении бизнеса по комплексу разнообразных причин (холодные и гибридные войны, санкции, угрозы революций и смен политических режимов, расшатывание государственных устоев во многих странах, кризисы различного вида ресурсов, нестабильность международных рынков, эпидемиологические войны и др.), значение стратегического управления социально-экономическим развитием регионов существенно выросло.

Рассмотренные в данной статье вопросы стратегического управления регионами должны помочь органам государственной власти субъектов РФ более комплексно осмыслить сложившееся положение дел, практику выработки государственных региональных стратегий, усовершенствовать процессы создания собственных стратегических приоритетов, программ, а также проектов, которые позволят существенно повысить эффективность регионального управления.

Литература

1. Гапоненко, А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / А.Л. Гапоненко. -М.: Омега. - 2012. - 327 с.

2. Глазьев, С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов: научный доклад / С.Ю. Глазьев. -М.: НИР, 2007. - 134 с.

3. Логиновский, О.В. Региональные органы государственной власти России в условиях преобразования системы управления: монография / О.В. Логиновский, Н.М. Рязанов. - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. - 519 с.

4. Логиновский, О.В. Управление развитием региона: научное издание. / О.В. Логиновский, Н.М. Рязанов. -М. : «Машиностроение», 2006. - Т. 3. - 560 с.

5. Эффективное управление организационными и производственными структурами: монографии / О.В. Логиновский, А.В. Голлай, О.И. Дранко и др.; под ред. О.В. Логиновского. - Москва: ИНФРА-М. Серия «Научная мысль», 2020. - 450 с.

6. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ. -М. : Вильямс, 2007. - 928 с.

7. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2002. - 702 с.

8. Уткин, Э.А. Государственное и региональное управление / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. - М. : ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 320 с.

9. Introduction to theory of control in organizations. Boca Ra-ton / V. Burkov, M. Goubko, N. Korgin, D. Novikov. - USA: CRC Press, 2015. - 346p.

10. Burkov, V.N. Control Mechanisms for Ecological- Economic Systems / V.N. Burkov, D.A. Novikov, A.V. Shchepkin. - Berlin: Springer, 2015. - 174 p.

11. Global Economic Instability and Management of Industrial Organisations / K.A. Korennaya, O.V. Loginovskiy, A.A. Maksimov, A.V. Zimin; Ed.by A.L. Shestakov. - Kostanay: Kostanay State University by A. Baitursynov Press. - 230 p.

12. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

13. Новиков, Д.А. Теория управления организационными системами / Д.А. Новиков. - М. : Изд-во физико-математической литературы, 2012. - 604 с.

14. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л.И. Абалкина. -М. : «Экзамен», 2004. - 608 с.

15. Сценарий и перспективы развития России / под ред. В.А. Садовничего и др. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 320 с.

16. Хелд, Д. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура / Д. Хелд; пер. с англ. В.В. Сапова и др. -М. : Праксис, 2004. - 576 с.

17. Бурков, В.Н. Механизмы управления: Управление организацией: планирование, организация, стимулирование, контроль: уч. пособие / В.Н. Бурков, И.В. Буркова, М.В. Губко; под ред. Д.А. Новикова. - М. : ЛЕНАНД, 2013. - 216 с.

18. Логиновский, О.В Стратегическое управление регионами: от сложившихся подходов к учету современных реалий / О.В. Логиновский, А.А. Максимов // Проблемы управления. - 2017. -№ 6. - С. 19-31.

Логиновский Олег Витальевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; loginovskiyo@mail.ru.

Золотых Светлана Анатольевна, аспирант кафедры информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; zsa-250270@mail.ru.

Халдин Александр Сергеевич, магистр, Инженерно-физический институт биомедицины, г. Москва; sanya_74rus@list.ru.

Поступила в редакцию 28 июня 2020 г.

DOI: 10.14529/ctcr200310

FORMATION OF THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O.V. Loginovskiy1, loginovskiyo@mail.ru, S.A. Zolotykh1, zsa-250270@mail.ru, A.S. Khaldin2, sanya_74rus@list.ru.

1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2Engineering Physics Institute of Biomedicine, Moscow, Russian Federation

Introduction. If until the 90s the issues of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation were rather tough, then they had to be monitored and controlled from Central Europe, and then at the federal level in management in order to be able to use socioeconomic policy depending on the emerging situations. The problems of the existence of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation still need more effective approaches, models and algorithms.

Aim of the study is to form a strategy for the socio-economic development of individual subjects of the Russian Federation in modern conditions.

Materials and methods. As part of the materials and methods, one can point to the analysis of approaches, methods and models of socio-economic development of regions presented in the scientific and technical literature, as well as the results of their implementation in the practice of managing the subjects of the Russian Federation.

Results. The article substantiates the main scientific provisions and recommendations for the formation of a strategy for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation. In particular, a set of scientific provisions has been developed that allow for the improvement of the management of the socio-economic development of certain regions, depending on the socioeconomic situations developing there.

Conclusion. It is advisable to form a strategy for the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation on the basis of scientific provisions and recommendations mentioned in this article in relation to the local specific features of the region.

Keywords: socio-economic development, region, strategy, models, methods, indicators.

References

1. Gaponenko A.L. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: strana, region, gorod [SocioEconomic Development Strategy: Country, Region, City]. Moscow, Omega, 2012. 327 p.

2. Glazyev S.Yu. Razvitiye rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh global'nykh tekhnologicheskikh sdvigov: nauchnyy doklad [Development of the Russian Economy in the Context of Global Technological Shifts: Scientific Report]. Moscow, NIR, 2007. 134 p.

3. Loginovskiy O.V., Ryazanov N.M. Regional'nyye organy gosudarstvennoy vlasti Rossii v usloviyakh preobrazovaniya sistemy upravleniya [Regional Bodies of State Power of Russia in the Conditions of Transformation of the Management System]. Yekaterinburg, UB RAS, 2003. 519 p.

4. Loginovskiy O.V., Ryazanov N.M. Upravleniye razvitiyem regiona: nauchnoye izdaniye. Vol. 3. [Regional Development Management: Scientific Publication. vol. 3]. Moscow, "Mechanical engineering", 2006. 560 p.

5. Loginovskiy O.V., Gollay A.V., Dranko O.I., Shestakov A.L., Shinkarev A.A. Effektivnoye upravleniye organizatsionnymi i proizvodstvennymi strukturami [Effective Management of Organizational and Production Structures]. Moscow, INFRA-M, 2020. 450 p.

6. Thompson A.A., Strickland A.J. Strategicheskiy menedzhment: kontseptsii i situatsii dlya analiza [Strategic Management: Concepts and Situations for Analysis]. Moscow, Williams, 2007. 928 p.

7. L'vov D.S., Porshnev A.G. Upravleniye sotsial'no-ekonomicheskim razvitiyem Rossii: kontseptsii, tseli, mekhanizmy [Management of Social and Economic Development of Russia: Concepts, goals, Mechanisms]. Moscow, ZAO Publishing House of Economics, 2002. 702 p.

8. Utkin E.A., Denisov A.F. Gosudarstvennoye i regional'noye upravleniye [State and Regional Management]. Moscow, IKF "EKMOS", 2002. 320 p.

9. Burkov V., Goubko M., Korgin N., Novikov D. Introduction to Theory of Control in Organizations. Boca Raton, CRC Press, 2015. 346 p.

10. Burkov V. N., Novikov D. A., Shchepkin A.V. Control Mechanisms for Ecological-Economic Systems. Berlin, Springer, 2015. 174 p.

11. Korennaya K.A., Loginovskiy O.V., Maksimov A.A., Zimin A.V. Global Economic Instability and Management of Industrial Organisations. Kostanay, Kostanay State University by A. Baitursynov Press. 230 p.

12. Mintzberg G., Alstrand B., Lampel J. Shkoly strategiy [Schools of Strategies]. St. Petersburg, Peter, 2002. 336 p.

13. Novikov D.A. Teoriya Upravleniya Organizatsionnymi Sistemami [Theory of Management of Organizational Systems]. Moskow, Publishing house of physical and mathematical literature, 2012. 604 p.

14. Strategicheskiy otvet Rossii na vyzovy novogo veka [Russia's Strategic Response to the Challenges of the New Century]. Moscow, "Exam", 2004. 608 p.

15. Sadovnichy V.A. Stsenariy i perspektivy razvitiya Rossii [Scenario and Development Prospects for Russia]. Moscow, LENAND, 2011. 320 p.

16. Held D. Global'nyye transformatsii: politika, ekonomika, kul'tura [Global Transformations: Politics, Economics, Culture]. Moscow, Praxis, 2004. 576 p.

17. Burkov V.N., Burkova I.V., Sponge M.V. Mekhanizmy upravleniya: upravleniye organizatsiyey: planirovaniye, organizatsiya, stimulirovaniye, kontrol' [Management Mechanisms: Organization Management: Planning, Organization, Stimulation, Ccontrol]. Moscow, LENAND, 2013. 216 p.

18. Loginovskiy O.V., Maximov A.A. [Strategic Management of Regions: from the Prevailing Approaches to Accounting for Modern Realities]. Control problems, 2017, no. 6, pp. 19-31.

Received 2S June 2Q2Q

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Логиновский, О.В. Формирование стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в современных условиях / О.В. Логиновский, С.А. Золотых, А.С. Халдин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2020. -Т. 20, № 3. - С. 96-103. Ш1: 10.14529М;г200310

Loginovskiy O.V., Zolotykh S.A., Khaldin A.S. Formation of the Strategy of Socio-economic Development of the Subject of the Russian Federation in Modern Conditions. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 96-103. (in Russ.) DOI: 10.14529/ctcr200310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.