Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития восточных регионов России'

Формирование стратегии развития восточных регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
364
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВОСТОЧНЫЕ РЕГИОНЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / RUSSIA / EASTERN REGIONS / DEVELOPMENT STRATEGY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития восточных регионов России»

С.Н. Леонов

Формирование стратегии развития восточных регионов России

Стратегическое значение Дальнего Востока для России в XXI в. многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире, и особенно на сопредельных территориях, процессами.

В 1998 г. Россия официально вступила в состав форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), куда входят практически все азиатские и американские государства бассейна Тихого океана. В основе наблюдаемой в наши дни геополитической динамики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), т.е. изменений военно-политических и экономических отношений стран региона, лежит кардинальное изменение соотношений их геополитических «весов» (табл. 1).

Таблица 1

_____________________________Доля регионов в мировой торговле, % _____________

Регион мира1 1986 1996 2010

АТР (АТЭС), в том числе: 43,4 50,6 53,5

Азиатская часть АТР (АТЭС - НАФТА) 21,2 30,8 34,3

Североамериканская часть АТР (НАФТА) 22,2 19,8 19,2

Европейский союз 44,3 39,2 36,8

Остальной мир 12,3 10,2 9,7

Источник: Золотая книга российского предпринимательства (Альманах). М., АСМО-пресс. Ч. 2, 1998.

Доля АТР (без американских членов АТЭС) в экономике трех основных центров мирового хозяйства (Северной Америки, Западной Европы и АТР) постоянно повышается и в перспективе до 2010 г. будет продолжать возрастать в пользу азиатской части АТЭС. Роль же «Большого АТР», включающего всех членов АТЭС, невозможно переоценить - треть населения Земли (2,6 млрд. человек), свыше 53% мировой торговли и более 70% ВВП к 2010 г.

Постоянно возрастает значение азиатской части АТР и на мировом рынке капиталов. За последнее десятилетие XX века объем прямых иностранных инвестиций в Китай, Тайвань, Республику Корея, Японию увеличился в 5 раз. Наиболее активно привлекал инвестиции «Большой Китай» (КНР, Макао, Гонконг, Тайвань), куда было вложено более 80% иностранных инвестиций, направленных в Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию. Вырисовывается перспектива превращения КНР за исторически короткий период времени в одну из наиболее мощных в экономическом отношении стран мира (табл. 2). Налицо признаки крупного геоэкономического сдвига в макрорегионе. КНР на глазах превращается в сверхдержаву и, хотя нашего дальневосточного соседа не интересует территориальная экспансия, это не означает, что китайского вопроса для России не существует.

Китай в этой ситуации следует рассматривать в качестве фактора одновременно вызова и риска как в политической, так и в экономической сферах. В политическом плане Китай вряд ли сможет быть союзником России. Эта страна традиционно действует самостоятельно. Для России в

1 АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) охватывает 21 национальную экономику (Канада, США, Мексика, Перу, Чили; Китай, Япония, Корея, Тайвань, Гонконг; Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Сингапур; Австралия, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея; Россия).

НАФТА (Североамериканская ассоциация) — США, Канада, Мексика.

принципе открыта потенциальная роль младшего союзника Китая, но не думаю, что российское руководство, да и общество в целом были бы рады эту нишу заполнить. Причина та же, по которой российское руководство и общество не согласились с ролью младшего союзника США.

Таблица 2

__________________________Сравнительные показатели ряда стран АТР____________________

Страна Территор 2 ИЯ, млн. км Демографичес кий потенциал (РФ = 1) Соотношение по паритету покупательной способности (2002)

ВВП в целом (РФ = 1) ВВП на душу (РФ = 1)

Россия 17,1 1,0 1,0 1,0

США 9,8 2,0 9,0 4,5

Китай 9,6 9,0 4,5 0,5

Япония 0,4 0,9 3,0 3,3

Республика Корея 0,1 0,3 0,8 2,7

Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2005; О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в 2006 году. www.gks.ru;

Наряду с политическим вызовом можно говорить об экономическом вызове, связанном с экономическим развитием Китая. И здесь есть свои риски, ведь если россияне не смогут реализовать себя, они останутся сырьевым придатком быстроразвивающегося соседа. Причем рост значения китайского фактора для российской экономики и российской политики — это данность, и в обозримом будущем эта тенденция будет развиваться. Лет через двадцать Китай может стать для России самой важной страной из всех государств мира, включая даже США. Проблема в том, как приспособиться к этой ситуации, когда на восточных границах поднимается колосс, который будет естественным образом притягивать к себе страны и регионы.

Какие первоочередные задачи внутреннего развития дальневосточных районов России следует ставить и как их решать, чтобы нивелировать влияние вышеназванных внешних рисков?

Структуризация проблем в развитии дальневосточной экономики, позволяет вычленить два взаимосвязанных внутренних вида угроз, определяющих ситуацию с национальной безопасностью России на Дальнем Востоке:

- депопуляция региона;

- потеря региональной экономической системой потенциала экономического роста.

Представляется, что стратегия развития Дальнего Востока должна концентрироваться на

мерах по нивелированию названных угроз.

Диспропорция между численностью населения ДВ (4,6%) и огромной территорией (свыше трети России) является опасной с точки зрения геополитики, обороноспособности и социальноэкономического развития страны. Но когда она усиливается сокращением численности населения на территории, это может привести к нехватке трудовых ресурсов для обеспечения страны уникальными региональными природными ресурсами; разрушению сложившегося трудового потенциала; попыткам заселения этой территории населением сопредельных государств. При этом не следует нагнетать истерию вокруг вопроса о «желтой угрозе». Население российского Дальнего Востока составляет 6,5 млн. человек и при сохранении сложившихся тенденций к 2020 г. здесь может стать 5 млн., но никак не 150 млн., что позволило бы реально «сдержать китайское давление».

В этих условиях у Дальнего Востока не может быть самостоятельной, независимой от федерального центра, политики по развитию региона. Необходимо подчеркнуть - федеральный центр должен определиться стратегически - Россия осваивает ДВ или заселяет его? Если осваивает, то какими методами? Если заселяет, то как и какие территории? Какое по численности население и для достижения каких национальных целей должно проживать на Дальнем Востоке? Главным критерием, определяющим рациональный режим воспроизводства населения в регионе, должно стать оптимальное соотношение населения и ресурсов развития: достигнутый

экономический потенциал и потребности в трудовых ресурсах, наличие природных ресурсов, заселенность и освоенность территорий.

Вторая угроза, в значительной степени являющаяся базисом депопуляции региона, - потеря региональной экономической системой потенциала экономического роста.

С 2000 г. экономика Дальнего Востока развивается темпами, значительно уступающими среднероссийским показателям (табл. 3).

Таблица 3

Динамика темпов роста к предыдущему году I ¡ВП/ВРП (2000-20 06 гг.)

Регион 200 0 200 1 200 2 200 3 200 4 200 5 200 6

Российская Федерация (ВВП) 110, 7 106, 0 105, 6 107, 6 107, 4 106, 4 106, 7

Дальневосточный федеральный округ (ВРП) 103, 0 105, 9 103, 8 106, 0 106, 6 105, 2 103, 9

Источник: Национальные счета России в 1997-2004 гг. М., 2005; официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. // http://www.gks.ru.

Наблюдается снижение вклада Дальневосточного федерального округа в общенациональные показатели по основным макроэкономическим позициям (табл. 4).

Таблица 4

_____________________Доля основных показателей ДФО в экономике России (%) ________

Показатель 20 00 20 01 20 02 20 03 20 04 20 05 20 06

Производство ВРП 5,0 5,1 5,1 5,0 4,7 4,6 4,5

Производство ВРП на душу 10 6,6 10 8,8 10 9,0 10 8,1 10 2,3 10 1,4 99, 0

Объем промышленной продукции 4,9 4,7 4,5 4,2 3,7 3,6 3,6

Инвестиции в основной капитал 4,6 5,7 6,5 6,2 7,6 7,6 6,8

Численность постоянного населения 4,7 4,7 4,6 4,6 4,6 4,5 9 4,5 8

Источник: Национальные счета России в 1997-2004 годах. М., 2005; Регионы России. М., 2005; Социально-экономическое положение ДВФО в 2005 г. М., 2006; официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. // http://www.gks.ru.

За годы рыночных преобразований в экономике Дальнего Востока произошли структурные сдвиги в сторону утяжеления структуры промышленного производства при снижении удельного веса продукции предприятий обрабатывающей промышленности. Одним из количественных параметров пороговых значений экономической безопасности является показатель доли машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства. Для России он составляет 25%. Анализ данных по Дальневосточному федеральному округу свидетельствует о том, что этот показатель стремительно отодвигается от порогового значения (2000 - 16,7; 2002 -13,5; 2004 - 9,6%). Происходит деформация структуры народного хозяйства региона в сторону экспортно-сырьевой направленности.

Насколько устойчивым в этих условиях является возобновившийся с 1999 г. экономический рост, если он обеспечивается в основном за счет увеличения физических объемов и благоприятной конъюнктуры мировых цен на вывозимые сырьевые ресурсы? То есть, с одной стороны, - явные элементы превращения в «сырьевой придаток», чего мы так боимся, и что является нежелательным в стратегическом плане. С другой стороны, почему же не использовать свои конкурентные преимущества? Тем более что сырьевой сектор в РФ традиционно считается привлекательным для иностранных инвестиций2.

В настоящее время в Институте экономических исследований ДВО РАН ведется разработка стратегии развития Дальнего Востока России. При этом стратегия регионального развития понимается исследователями как способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели регионального развития, определенной на национальном уровне, и учитывающий условия изменения как внешней, так и внутренней региональной среды. Возможные сценарии развития Дальнего Востока России исходят из общепринятого определения сценария, как описания

2 Дальний Восток здесь не является исключением. Из 6,7 млрд. долл. США иностранных инвестиций, поступивших в регион в 2006 г., в минерально-сырьевой сектор было направлено 93%.

возможных вариантов развития исследуемого объекта управления при различных вариантах изменения внешней среды.

Структуризация внешних воздействий на региональное развитие с учетом остаточной неопределенности позволила сформировать ряд сценариев развития Дальнего Востока.

Сценарий 1 (ориентация на внутренний спрос)

Предусматривает развитие российского Дальнего Востока в условиях ориентации на национальный спрос в дальневосточной продукции без существенной государственной поддержки (сохранение тенденций, сложившихся в 1990-е гг.). Ограниченность внутреннего спроса и слабость государственной поддержки усилят отставание региона от континентальной России. Об интеграции в АТР придется забыть. Произойдет практическая трансформация экономики региона в сырьевую провинцию. Особый удар это нанесёт по северу, где будут «закрыты» многие города и поселки. Неизбежным результатом явится экспансия зарубежных предпринимателей с целью незаконной эксплуатации природных ресурсов региона и «тихая аннексия» Дальнего Востока ближайшими соседями. Поэтому были рассмотрены альтернативные сценарии, обеспечивающие различные формы и степень государственного регулирования и поддержки развития региона.

Сценарий 2 (федеральный приоритет в создании высокоэффективного диверсифицированного хозяйственного комплекса на ДВ)

Основные предпосылки сценария:

- Дальний Восток сохраняет роль крупнейшей природно-ресурсной базы России, обеспечивающей потребности страны и значительные поступления от экспорта;

- высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс, локализованный в Хабаровском и Приморском краях, создает реальное ядро для ускорения инновационного развития региона в целом;

- равная открытость региона в восточном и западном направлениях для эффективного взаимодействия с внешним и внутренним рынками.

Особенность - государственная поддержка на этапе структурной перестройки для стимулирования инновационного развития на принципах самофинансирования в будущем.

Центральная задача - структурная перестройка хозяйства, предполагающая:

- запуск механизма «инновационного мультипликатора», позволяющего получить системный эффект от вовлечения в реализацию инноваций максимального числа хозяйствующих субъектов для максимизации глубины внедрения и распространения технологий в регионе;

- диверсификацию экономики путём развития комплексирующих и инфраструктурных производств. Инфраструктура ресурсно-добывающих производств должна быть дооснащена инфраструктурой инновационной, базирующейся на технологически интенсивных проектах перерабатывающей промышленности и связанных с ними услугах технического и технологического сервиса, сопровождения и обслуживания;

- перепрофилирование и создание машиностроительных производств, ориентированных на потребности региона в оборудовании для горнодобывающей, лесной и рыбоперерабатывающей промышленности;

- формирование сектора производств по углубленной переработке минерального сырья и биологических ресурсов;

- развитие комплекса океанических отраслей, в первую очередь морской нефтегазодобычи, марикультуры, получения физиологически активных веществ из морских организмов, добыча твёрдых минеральных ресурсов шельфа.

Специализация на минерально-сырьевых ресурсах сохраняется, но добывающие отрасли нацелены на инновационные технологии максимальной переработки сырья. Модернизация и создание инфраструктуры и системы жизнеобеспечения потребуют централизованных бюджетных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.

Сценарий 3 (ориентация на рост внешнего спроса)

Исходит из предпосылки, что Дальний Восток обладает потенциальным сравнительным преимуществом в области разработки и эксплуатации природных ресурсов (традиционная экспортная ресурсная специализация), а в качестве основы роста выделяется еще и третичный сектор экономики (туризм и услуги). Сценарий строится на создании преимущественных условий для

операций, связанных с международным рынком. Потребуется создать условия для свободного движения капиталов, людей и технологий между российским Дальним Востоком и зарубежными партнёрами, что, в свою очередь, явится стимулом для привлечения в регион российских инвестиций.

Реализация сценария предусматривает:

- введение на территории правил регулирования и гарантий, общепринятых в АТР; интернационализацию собственности как основу интеграции на рынке капиталов и технологий;

- либерализацию режима передвижения людей, организацию контроля и поддержание безопасности;

- введение эффективного и гибкого экспортно-импортного регулирования;

- создание реально функционирующих особых экономических зон при наличии возможностей эффективного развития локальных территориальных узлов на этой основе.

В качестве конкретных шагов по реализации данного сценария следует предусматривать формирование упрощенного пограничного и таможенного режима в ряде зон (городов) вдоль российско-китайской границы, создание здесь, в конечном счёте, зоны свободной торговли.

Сценарный подход к анализу вариантов развития Дальнего Востока на перспективу, показывает, что рост неопределенности и совокупность внешних и внутренних условий долгосрочного развития региона создают качественно новый формат социально-экономического развития региона в ближайшие 15-20 лет, отличающийся и от 1990-х и от начала 2000-х гг. Возникает новый спектр вариантов долгосрочного развития, от реализации возможного негативного сценария - своеобразного «нового изоляционизма региона», сопровождаемого технологическим отставанием, экономической и социальной деградацией и усилением территориальной и социальной дифференциации, до варианта широкомасштабной интеграции со странами АТР на основе мощной государственной поддержки регионального развития на основе внедрения инновационных разработок.

Следует отдавать себе отчет, что в действительности ни один из рассмотренных сценариев в чистом виде не может быть реализован. Наиболее разумной явится некоторая комбинация основных элементов описанных сценариев, ориентирующаяся на реализацию совокупности стратегических приоритетов развития региона. Общая стратегическая цель развития Дальнего Востока, соответствующая универсальной цели России, может быть сформулирована как «обеспечение благосостояния и комфортности проживания граждан на основе стабильного роста экономики и обеспечения национальной безопасности».

Сценарный анализ перспектив развития ДВ показал, что реальным механизмом, гарантирующим рост и процветание экономики региона для обеспечения благосостояния и комфортности проживания дальневосточников, может явиться интегрирование российского Дальнего Востока в СВ А, при сохранении и повышении культурной и социально-экономической общности региона с Российской Федерацией. Для её решения Россия должна закрепиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе в качестве не только полноправного, но и влиятельного субъекта, что возможно только при условии проведения долговременной политики, направленной на создание устойчивой и динамичной, интегрированной с международным рынком экономической системы именно на Дальнем Востоке.

Для Дальнего Востока достижение формулируемой целевой установки наиболее вероятно в рамках реализации второго из рассмотренных сценариев долгосрочного развития, суть которого состоит в создании высокоэффективного диверсифицированного хозяйственного комплекса на ДВ в рамках реальной федеральной поддержки (приоритета). С точки зрения реализации имеющихся региональных сравнительных преимуществ, общая цель развития Дальнего Востока трансформируется в создание условий для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов регионального хозяйства (секторов, имеющих сравнительные преимущества) и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона в рамках международного и внутрироссийского разделения труда для формирования комфортных стандартов жизни населения. При этом сама по себе близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона не означает для Дальнего Востока России наличия решающего преимущества в экономическом смысле. Проблема заключается в выработке стратегии долгосрочного развития, которая позволяла бы Дальнему Востоку реализовать заявленную цель.

Достижение цели создания комфортных условий для проживания населения на Дальнем Востоке наиболее реально в рамках вхождения страны в Азиатско-Тихоокеанское экономическое и

политическое сообщество. При этом переход на инновационный путь развития особо актуален. Инновационные изменения позволят повысить эффективность обрабатывающих отраслей, увеличить объемы производимой в регионе валовой добавленной стоимости и нарастить валовой региональный продукт. Сформированный в Институте экономических исследований ДВО РАН методический подход к разработке региональных таблиц «затраты - выпуск» и оценке системы таблиц «затраты - выпуск» в формате СНС3, позволил построить межотраслевую модель, на основе таблиц «затраты - выпуск».

Реализуемая в ИЭИ ДВО РАН модель экономики Дальнего Востока выполнена в разрезе 23 отраслей (10 отраслей экономики, при этом промышленность представлена 14 отраслями), что для межотраслевой модели является достаточно высоким уровнем дезагрегации. Производство и распределение продукции в постоянных ценах на каждом шаге модели вычислялось с помощью статической межотраслевой модели. При согласовании результатов осуществлялась их верификация с отраслевыми прогнозами валовых выпусков системообразующих отраслей экономики региона4, исходя из пакета имеющихся инвестиционных проектов и оценок перспективы. Валовой выпуск в отраслях рассчитывался как сумма двух компонент: постоянной и инвестиционной. Постоянная компонента представляла пролонгацию действующих параметров и рассчитывалась с использованием факторных моделей. Инвестиционная компонента учитывала данные об инвестиционных проектах, намеченных к реализации, и зависела от оцениваемой стратегии, поскольку выбор стратегии менял список проектов и ситуации в отраслях. Модель дополнялась ограничениями по трудовым ресурсам и объемам капиталовложений на весь прогнозный период.

В рамках долгосрочных подходов были выделены и количественно оценивались два вида стратегии развития ресурсно-ориентированной экономики российского Дальнего Востока, условно идентифицируемые как ресурсно-транзитная и инновационно-освоенческая стратегия. При этом предполагалось, что реально экономическое развитие Дальнего Востока может осуществляться по некоторому промежуточному варианту, концентрирующему в себе отдельные особенности обоих вышеназванных стратегий.

Ресурсно-транзитная стратегия отражает пролонгацию действующих в настоящий период тенденций в ключевых отраслях экономики с сохранением сырьевой модели экономики Дальнего Востока, преобладания экспорта сырья, инерционности всех социально-экономических процессов. Структура федеральных финансовых ресурсов, предполагаемых к освоению в регионе, согласно Федеральной целевой программе «Дальний Восток и Забайкалье до 2013 г.», усиливает инерционность регионального развития (из 418,5 млрд руб., предусмотренных программой, 33% будет направлено в проекты топливно-энергетического комплекса, 52,3% - транспорта и 8,2% - в проекты связи и инженерной инфраструктуры). Жесткость федеральных финансовых ограничений и повышенные риски для частных инвесторов предопределят выборочный характер реализации на территории региона крупных инвестиционных проектов, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе и цветной металлургии.

Улучшение транспортной инфраструктуры ДВ, заложенное в Федеральной целевой программе «Дальний Восток и Забайкалье до 2013 г.», приведет к завершению строительства железнодорожной ветки Беркакит - Томмот - Якутск и ряда магистральных автодорог, усилит конкурентные позиции основных предприятий региона и улучшит состояние регионального потребительского рынка. При этом возможности развития высокотехнологичных производств и секторов экономики, а также развития различных направлений малого бизнеса, будут весьма ограничены. Инновационные тенденции будут наблюдаться лишь в добывающем секторе региона, где транснациональные корпорации будут ориентироваться на выборочное использование новейших технологий извлечения сырьевых ресурсов с целью получения сверхприбылей.

Инновационно-освоенческая стратегия ориентируется на последовательную реализацию существующих конкурентных преимуществ Дальнего Востока на базе рационального использования богатейшего природно-ресурсного потенциала в соединении с новым качеством экономического роста, основанного на активизации использования новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии инновационного комплекса региона, позволяющего перейти к

3 Михеева H.H. Статистическая оценка таблиц «затраты-выпуск» для российского Дальнего Востока// Пространственная экономка, 2005, №2, с. 61-79; Власюк Л.И. Исследование экономики Дальнего Востока России на основе таблиц «затраты-выпуск» // Пространственная экономка, 2006, №2, с. 79-90.

4 К системообразующим отраслям были отнесены: электроэнергетика, нефтедобыча, нефтепереработка, газовая промышленность, угольная, черная и цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

рациональному освоению территории региона. В контексте обсуждения инновационных условий и характеристик обоих рассматриваемых стратегий развития экономики Дальнего Востока принципиальное значение имеет вопрос не столько о размерах и показателях развития сектора высокотехнологичных отраслей или технологического обновления всех секторов экономики, сколько содержание характера трансферов технологий5 в регионе, их «воспроизводственного» потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различие между стратегиями проходит по степени задействования регионального инновационного потенциала.

В рамках ресурсно-транзитной стратегии формируются инновационные условия и эффекты экономического роста в регионе за счет реализации капиталоемких, высокопроизводительных проектов по освоению ресурсов, крупномасштабному экспорту электроэнергии, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения. По сути это будут трансферы материальных технологий, замкнутые (высокоспециализированные) по характеру использования, внешне масштабные, но не обладающие достаточной силой «инновационного мультипликатора».

Ключевая основа инновационно-освоенческой стратегии - формирование региональной инновационной системы посредством стимулирования нематериальных форм трансфера и повышения уровня технологической сложности материальных форм трансфера технологий. В этой ситуации материальный трансфер технологий, в целом неизбежный для ресурсно-транзитных условий экономического развития Дальнего Востока, усиливается системой продуцирования и распределения научных и инновационных знаний за счет поддержки и развития наукоемких производств (в том числе на основе технологий двойного назначения), формирования в регионе сосредоточенных зон инновационного предпринимательства (кластеров), интегрированных с восточноазиатским рынком инновационных продуктов.

Главным структурным приоритетом развития экономики Дальнего Востока при реализации инновационно-освоенческой стратегии останется природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на региональный продукт. Главной задачей при этом явится стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья и переработанного сырья самого по себе, так как ориентация природно-ресурсного сектора на экспорт необработанного сырья чревата усилением нестабильности внешнего спроса и ведет к нестабильности экономического развития региона.

Предполагается обеспечение структурной модернизации экономики, развитие инновационного комплекса в регионе в первую очередь за счет развития и модернизации оборонного комплекса и конверсии военного машиностроения, модернизации природно-ресурсного сектора экономики (особенно лесного, минерально-сырьевого и рыбохозяйственного комплексов). Подобный подход позволит сформировать хозяйственный комплекс, отличающийся повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на сырье и энергоресурсы, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. Благодаря опережающему росту сферы услуг, а также развитию различных сетевых структур, значительно повысится степень интегрированности внутреннего пространства ДВ, произойдет заметное смягчение межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития.

Традиционные ограничения регионального развития по величине трудовых ресурсов потребуют изменить подходы к освоению территории и размещению населения и производства. В северной зоне предусматривается возможность перехода к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную нагрузку на наиболее уязвимую северную зону региона. Переход к вахтовому способу развития природноресурсного сектора предполагает формирование на Дальнем Востоке системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первая очередь опорных городов будет представлена городами Владивосток, Хабаровск, Биробиджан. Вторая очередь может включать города Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Магадан, Находка.

Фактически речь идет о начале реализации давней концептуальной идеи создания на тихоокеанском побережье России экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками

5 Трансфер технологий - передача и освоение технологий в другом месте экономического пространства. Включает материальный трансфер - машины и оборудование; нематериальный трансфер - патенты, лицензии, франшизы, идеи, проекты, торговые марки.

Северо-Восточной Азии. Будут созданы мощные промышленно-логистические и сервисные узлы, в роли которых выступят многие опорные города региона (Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка).

Мультиплицирующий эффект для инновационного развития региона может обеспечить мобилизация внешнеэкономических связей Дальнего Востока в части формирования производственно-кооперационных и инвестиционных зон приграничного сотрудничества в форме технопарков, зон свободной торговли, специальных экономических зон (в увязке с концепцией Амурской промышленно-сервисной дуги6) (см. рис.).

Система промышленно-логистических и сервисных узлов, формирующихся на юге Дальнего Востока при реализации концепции Амурская промышленно-сервисная дуга Реализация названной концепции учитывает, что фактически именно юг Дальнего Востока обладает всеми основными элементами механизма генерации инноваций: вузовская система;

фундаментальная и прикладная наука; исследования и разработки (экспериментальная база); инфраструктура (патентная служба и т.п.). Существующие потенциальные инновационные центры юга ДВ (Хабаровск, Комсомольск, Владивосток) - это «старые» центры, созданные до кризиса 1990х гг., еще в советское время. Здесь же сосредоточены основные центры подготовки кадров. Специализация научных центров близка к отраслевой структуре высокотехнологического обороннопромышленного комплекса. Именно в них или рядом с ними будет продолжено создание особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков, бизнес-инкубаторов.

Инновационно-освоенческая стратегия рассматривается в качестве основной для экономического развития Дальнего Востока, так как только она в полной мере позволяет реализовать долгосрочные социально-экономические ориентиры развития региона.

6 Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток. Дальневосточное отделение РАН. Ин-т экон. исследований. М., 2006, с. 661665.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.