Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития Сахалинской области до 2020 года'

Формирование стратегии развития Сахалинской области до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1147
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / GOVERNMENT MANAGEMENT / STRATEGY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурыкин Александр Николаевич

Современная ситуация в России характеризуется переходом от тоталитарных методов управления к демократическим. В связи с таким переходом становится актуальным исследование методов гуманистического управления, разработки стратегии развития региона с учетом комфортности жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current situation in Russia is stated as the transition of governing methods from totalitarian to democratic ones thus making human governing methods research topical. The author presupposes the strategy to be developed taking into account the factor of human life comfort.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития Сахалинской области до 2020 года»

© А.Н. Бурыкин, 2009

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.1 ББК 65.050.22

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

А.Н. Бурыкин

Современная ситуация в России характеризуется переходом от тоталитарных методов управления к демократическим. В связи с таким переходом становится актуальным исследование методов гуманистического управления, разработки стратегии развития региона с учетом комфортности жизни человека.

Ключевые слова: государственное управление, стратегия, развитие.

Актуализация проблем человеческого фактора в государственном управлении связана с вступлением человечества в стадию информационного общества, в котором значение человеческого, гуманистического участия возрастает. Как отмечает С. Хоружий, в парадигмах гуманитарного знания намечается тенденция к антропологизации социальных наук, к тому, чтобы строить «общественный дискурс», отправляясь от человека - и человек должен выступать как «универсальный модуль» для нарождающейся новой картины социальной реальности [2, с. 148]. В условиях современной России, реализующей переход от «программ выживания» к «программам развития», возрастает потребность в новых управленческих решениях. Именно в Сахалинской области должен быть отработан метод системного выхода за «углеводородное выживание» [1, с. 8]. Это означает, что в регионе должны быть созда-

ны элементы следующего техно-промыш-ленного, социо-культурного и даже цивилизационного уклада. Программа такого цивилизационного прорыва должна опираться на гуманизацию и дебюрократизацию управления регионом, кросс-культурное управление и трансграничное сценирование регионостро-ительства в Азиатско-Тихоокеанском регионе с позиций России.

Вопросы реализации человека в родном регионе, формирования постоянного населения в Сахалинской области приобретают особую значимость в связи с негативными миграционными процессами, происходящими на территории Дальнего Востока Российской Федерации. Это актуализировало разработку и осуществление долгосрочной стратегии социально-экономического развития Сахалинской области, учитывающей новые тенденции гуманизации управления, вызванные велением времени.

В 2006 г. высшим руководством Российской Федерации была поставлена сложная и амбициозная задача: сделать россий-

ский Дальний Восток удобным и привлекательным местом для жизни людей. Применительно к Сахалинской области поставленная задача требует поистине революционных решений. За короткий временной период предстоит вывести оторванный от материка, сейсмоопасный островной регион с суровым климатом в лидеры по экономическому развитию и качеству жизни на Дальнем Востоке.

Сахалинская область представляет собой один из самых сложных с точки зрения социально-экономической и инфраструктурной ситуации регионов Дальнего Востока и Российской Федерации, но и один из самых перспективных регионов страны. Данное утверждение обусловлено как природно-ресурсным потенциалом области, так и ее уникальным географическим положением на стыке двух цивилизаций и культур, дающим области блестящие перспективы развития в XXI в. в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 г. (далее - Стратегия). «Стратегия - ясное и разделяемое наиболее активной частью населения представление о будущем, а также план приоритетных действий администрации области, направленный на достижение поставленных стратегических целей посредством реализации существующего потенциала региона» [1, с. 9]. Стратегия включает систему мер государственного управления, базирующуюся на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики органов государственной власти.

Предложенная модель региональной стратегии - это модель формирования инновационного техно-промышленного и со-цио-культурного уклада, которая обеспечивает взаимовыгодное трансграничное сотрудничество Сахалинской области с российскими регионами, странами АТР и мирового хозяйства, позволяет области достойно представлять и защищать интересы России в АТР.

Существо экономических преобразований в области будет состоять в том, чтобы не ломая сложившейся специализации, выделить приоритетные производства, базирующиеся в первую очередь на местных ре-

сурсах: отрасли и производства, имеющие перспективы спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, функционирующие на основе кооперации с уже существующими промышленными предприятиями (энергетические, нефтегазодобывающие, угледобывающие, рыбодобывающие, лесозаготовительные); производства с более эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья и снижение ресурсоемкости производства (нефтепереработка, газохи-мия, лесопереработка); производства и виды деятельности, базирующиеся на использовании местного сырья, а также те, которые обеспечивают экологическую безопасность области (агропромышленные, воспроизводства рыбы и морепродуктов, рыбопереработки, пищевой и перерабатывающей промышленности).

Кроме того, необходимо сосредоточить внимание на развитии на базе имеющегося в области потенциала инфраструктуры: транспортной, строительных мощностей, туристско-рекреационного комплекса.

Главная цель стратегического развития Сахалинской области на период до 2020 г.: обеспечить высокий уровень благосостояния и стандарты качества жизни населения, соответствующие уровню наиболее развитых стран.

Выполнение главной стратегической цели развития области становится возможным при обеспечении поступательного движения к достижению стратегических целей «первого уровня»: создание эффективной конкурентоспособной, динамично развивающейся, сбалансированной, экологически позитивной экономики, позволяющей обеспечить высокий уровень доходов населения; достижение условий для комфортного проживания, работы, творческого развития и отдыха жителей Сахалинской области.

В свою очередь, для достижения стратегических целей «первого уровня» определяются стратегические цели «второго уровня»: обеспечение высоких показателей качества человеческого капитала; создание системы инновационного развития; построение эффективной конкурентоспособной экономики; обеспечение высокого уровня развития

малого бизнеса; формирование развитой инфраструктуры; обеспечение инвестиционной привлекательности; рациональное использование природных ресурсов; достижение высокого уровня управляемости регионом при решающей роли эффективной исполнительной власти области.

Эти цели сформулированы с учетом региональных особенностей, реального состояния экономики, социальной сферы, ресурсного потенциала и стратегических приоритетов. Перечень стратегических целей «второго уровня» и их содержание могут изменяться, корректироваться в течение срока реализации Стратегии, в зависимости от изменений параметров внешней и внутренней среды, изменения нормативно-правовой базы и т. д. Для каждой стратегической цели второго уровня определяются стратегические задачи, решение которых обеспечивает их достижение.

На основе анализа текущего состояния, определения миссии, целей и задач социально-экономического развития Сахалинской области, позиционирования ее включения во внешние производственные цепочки разработаны инерционный, инвестиционный, инновационный и базовый сценарии развития Сахалинской области в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года.

Инерционный (энерго-сырьевой) сценарий развития Сахалинской области [1, с. 39]: источником роста ВРП является рост цен или экстенсивное увеличение объемов производства основных экспортируемых товаров на базе имеющихся ресурсов (нефть, газ, морепродукты, уголь, лес, пиломатериалы и т. д. ). Реализуемый в настоящее время сценарий экономического развития Сахалинской области обеспечивается, главным образом, за счет перераспределения природной ренты. Он ограничен как во времени (около 30 лет), так и в социальном пространстве, поскольку, несмотря на общий рост доходов населения, вырос также разрыв между доходами различных групп населения. Однако главное ограничение - отсутствие значимых социально-экономических изменений в жизни части общества, не уча-

ствующей непосредственно в нефтегазовых проектах. Следовательно, по окончанию запасов природного сырья ситуация вернется в «донефтегазовую» эпоху, и вопрос об источниках доходов для региона будет не просто не решен, но, скорее всего, станет неразрешимым.

При реализации сценария наблюдается неравномерное развитие и освоение территории. При этом территории севера Сахалина осваиваются вахтовым методом. В целом сохраняется монопрофильность и низкая конкурентоспособность экономики области. Существенных структурных преобразований, направленных на углубленную переработку ресурсов, не происходит. Вместо стратегии развития региона реализуется производственная стратегия корпораций. Значительного оживления инвестиционной деятельности не ожидается. Инвестиции направляются в традиционные - сырьевые отрасли экономики.

Инвестиционный сценарий развития Сахалинской области [1, с. 39] предполагает технологическую модернизацию существующих промышленных предприятий и реализацию новых инвестиционных проектов. Сахалинская область значительно увеличит объем инвестиций (преимущественно прямых), в том числе иностранных, и обеспечит потенциал развития за счет более полного использования ресурсного потенциала.

Основными факторами повышения инвестиционной активности являются природные ресурсы и дешевая местная рабочая сила (большей частью низкоквалифицированная).

Для инвестиционного варианта характерны следующие основные тенденции развития экономики региона:

- сохранение лидирующей роли традиционных отраслей и производственных комплексов экономики (нефтегазовая, рыбная, угольная, лесная);

- структурные преобразования в составе отраслей экономики, связанные с внедрением и переходом к новым производственным технологиям, использование современного импортного оборудования;

- создание в области новых отраслей: газохимической, металлургической и т. д.;

- повышение производительности труда и экономической эффективности за счет технического перевооружения и модернизации крупных предприятий в традиционных и связанных с ними отраслях;

- постепенное развитие и внедрение новых методов и форм межкорпоративных взаимодействий;

- темпы экономического роста на уровне среднероссийских (4-5 % в год), причем в ведущих отраслях экономики, при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, возможно повышение темпов роста до 6-10 % в год;

- ключевыми точками развития выступают формирующиеся промышленные центры и узлы, такие как Углегорский, Невельский, Ильинский, Смирныховский, Курильский;

-постепенное преобразование товарной структуры производства, где все большую долю начинают занимать более технологичные продукты, основная масса которых будет производиться на основе развития различных форм международной и межрегиональной специализации и кооперации;

- значительное расширение областного рынка труда, которое потребует увеличения и качественного улучшения трудовых ресурсов Сахалинской области;

- усиление роли образования и науки в реализации целевых государственных программ по повышению качества непрерывного профессионального образования;

- необходимость принятия специальных миграционных программ. Представленный сценарий не обеспечит

кардинального повышения конкурентоспособности территории. Создание новых производств, приобретение современных технологий и оборудования лишь в определенной степени позволит сохранить темпы развития, близкие к среднероссийским, однако не обеспечит качественного роста производительности труда и капитала. После завершения нефтегазовых проектов, к середине XXI в., в области может произойти резкий спад промышленного производства, что вызовет сни-

жение уровня жизни населения и его отток за пределы области.

Инновационный сценарий развития Сахалинской области [1, с. 40]: рассчитан на формирование в области экономики, основанной на знании и использовании постиндустриальных источников развития (квалифицированная мобильная рабочая сила, конкурентоспособные технологии и т. д.). Данный сценарий предполагает инвестирование в человеческий капитал, увеличение доли потребления в бюджете, территориальный маркетинг, формирование региональных брендов, приоритетное развитие сферы науки, образования и здравоохранения, формирование нового портфеля ресурсов, развитие и расширение сферы услуг.

Сценарий предполагает приток инвестиций в новые виды деятельности и качественный рост производительности труда и капитала. Именно данный сценарий приведет к существенному повышению конкурентоспособности региона и выходу на передовые позиции в России, обеспечит населению Сахалинской области достижение уровня жизни развитых стран.

Исходя из сложившейся структуры экономики, в качестве приоритетных направлений целесообразно рассматривать создание конкурентоспособных территориальных кластеров как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, встраивающихся в единую воспроизводственную цепочку (от добычи сырья до потребителя конечной продукции), в целях капитализации всей собственности.

В этом случае можно обеспечить оптимальное соотношение рынка труда и трудовых ресурсов Сахалинской области, стабилизацию системы расселения проживающего в ней населения, привлечение квалифицированных мигрантов из других регионов, обучение и подготовку кадров из числа собственного экономически активного населения. Для данного сценария характерны следующие тенденции развития:

- углубление специализации экономики области в традиционно развитых отраслях с целью производства высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью; -устойчивое превышение среднероссийских темпов экономического роста за

счет наиболее полной реализации выгод приграничного со странами Азиатско-Тихоокеанского региона положения Сахалинской области и внутреннего потенциала (6-9 % - в ВРП, 7-12 % - в отдельных, наиболее инвестиционно привлекательных секторах);

- активное развитие новых секторов экономики: туризма, транспортной логистики, производств, связанных с углубленной переработкой ресурсов и др.;

- создание и развитие деятельности сети локальных инновационно-производственных центров, ориентированных на создание новых продуктов, к которым будут привязываться образовательные и научные центры с технологическими и маркетинговыми исследованиями по полной цепочке «идея - технология - товар - услуга»;

- активизация всех видов внешнеэкономической деятельности: новые организационные технологии создают новую базу для развития промышленности, новой технологической специализации, вовлечения в международные корпоративные сети;

- выход крупных предприятий (в том числе и в результате включения в состав международных корпоративных структур) на мировой финансовый рынок;

- создание новых рабочих мест за счет привлечения высокотехнологических производств нового поколения на территорию Сахалинской области;

- регулирование рынка труда за счет использования вахтового метода организации работ и привлечения квалифицированных мигрантов;

- стимулирование развития регионального потребительского рынка;

- развитие предприятий инновационной направленности, занявших свою «нишу» на российском и мировом товарных рынках. Рассматриваемый сценарий характеризуется значительным увеличением инвестиционной активности. На первых этапах основную роль играют крупные инвесторы, вкладывающие инвестиционные ресурсы в традиционные и связанные с ними отрасли. В последующие годы значительно возрастет роль некрупных инвесторов (например, инвестиции физических лиц в небольшие производства и

в жилищный комплекс) и международных инвестиционных посредников, с приходом которых связаны возможности реализации крупных комплексных проектов, являющихся локомотивными для развития территорий.

Анализ сценариев развития экономики Сахалинской области показывает, что наиболее привлекательным является инновационный сценарий. Однако, понимая реальные механизмы реализации различных сценариев, которые требуют привлечения инвестиций при внедрении инновационных проектов развития отраслей экономики, оптимальным должен стать сценарий, сочетающий в себе сильные стороны всех рассмотренных ранее. Такой сценарий получил название «базовый сценарий развития Сахалинской области».

Базовый сценарий развития Сахалинской области [1, с. 42]: рассматривается как сценарий наиболее вероятного развития области. Он основан на сочетании подходов, механизмов и результатов двух из трех вышеописанных сценариев - инвестиционного и инновационного.

Сценарий предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий области, реализацию новых инвестиционных проектов, в том числе создание новых производств и отраслей, с другой стороны, одновременную реализацию структурной и инновационной политики, направленную на формирование и использование постиндустриальных источников развития. Движение по инновационному, социально ориентированному пути развития означает превращение творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и повышение благосостояния.

Базовый сценарий реализуется по трем направлениям:

Направление 1. Поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Сахалинской области (нефтегазовый комплекс, добыча и переработка морепродуктов, угольная, лесная отрасли, сельское хозяйство, строительный комплекс и т. д.) с одновременным повышением их эффективности и конкурентоспособности. Их развитие будет обеспечиваться за счет технологической модернизации, применения новых научно-конструктор-

ских разработок и информационных технологий, формирования и продвижения на внешние рынки брендов сахалинских товаров и услуг, усиления маркетинговой составляющей.

Направление 2. Одновременно, в рамках названных выше традиционных секторов экономики области, будут формироваться предпосылки для перехода на этап инновационного развития. Повышение конкурентоспособности будет обеспечиваться за счет встраивания предприятий области, работающих в традиционных секторах экономики, в существующие и новые внешние цепочки создания добавленной стоимости с использованием методов договорной специализации, а также за счет генерации собственных цепочек создания добавочного продукта.

Направление 3. Результатом технологической модернизации существующих традиционных производств (направление 1), их встраивания во внешние цепочки создания добавленной стоимости и генерации собственных цепочек (направление 2) явится интенсивное развитие вспомогательных и поддерживающих производств и инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности.

Это приведет к формированию «точек роста» в Сахалинской области, которые рассматриваются как центры формирования территориально-производственных кластеров, в рамках которых будет создаваться и современный инфраструктурный комплекс. Значительную его составляющую займут информационные услуги, научно-технологическое и образовательное обеспечение, инновационная инфраструктура (в виде сети инновационных фирм, инновационно-технологических площадок, научно-производственных объединений, консультационных фирм, венчурных, иных фондов сопровождения инвестиционной деятельности и др.).

Указанный сценарий позволяет наиболее мягко осуществить переориентацию региональной социально-экономической политики от технократического на гуманистическое направление, с приоритетом развития человеческого капитала и повышения социальной привлекательности Сахалинской области. В рамках данного сценария описан наиболее вероятный путь социально-экономического развития области, с учетом ее встраивания в систему международного разделения труда, вступления России в

ВТО и необходимости повышения конкурентоспособности хозяйственного комплекса.

Международная специализация Сахалинской области изменится за счет увеличения ассортимента производимой продукции (услуг) и консолидации цепочек создания добавленной стоимости в традиционных секторах экономики и их внедрения в инновационные секторы.

Базовый сценарий развития области позволит достичь показателей, характеризующих выполнение основных задач и приоритетов Стратегии.

Итак, как было отмечено выше, стратегическая цель развития области заключается в обеспечении высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующего уровню развитых стран. Человеческий капитал становится главной ценностью общества и главным фактором социально-экономического развития - только конкурентоспособное население может создавать конкурентоспособные преимущества для экономики страны. Новые технологии, товары и услуги рождаются только там, где сформированы высокий потенциал работников, развитая социально-культурная среда жизни.

Человеческий потенциал формируется путем долгосрочных инвестиций в человека -на обеспечение условий для рождения и воспитания детей, образования, культуры, подготовки рабочей силы, на охрану, сохранение и восстановление здоровья, благоприятной экологической среды.

Инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов, как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Вложения в человеческий капитал являются наиболее рациональными, и чем раньше они делаются, тем быстрее начинают давать отдачу: формируется сбалансированная, гармоничная социокультурная и экономическая среда, способствующая не только воспроизводству экономического потенциала, но и сохранению и развитию культурных ценностных ориентиров, цивилизационной идентичности населения, развитию человеческого потенциала.

Динамичное развитие и будущее области зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию

и рациональному использованию своих навыков и талантов, от мотивации граждан к инновационному поведению.

Для обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и роста качественного трудового и инновационного потенциала необходимо решить следующие задачи.

Для достижения социального благополучия личности целесообразно: осуществление перехода области к инновационному сценарию развития, новому техно-производственному и со-цио-культурному укладу, способствующему расширенному воспроизводству населения, формированию, раскрытию и увеличению человеческого капитала, эффективному использованию кадрового потенциала; создание благоприятных условий для обеспечения населения качественными услугами, предоставляемыми учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, структурами муниципального и государственного управления; создание социо-культурной инфраструктуры, способствующей решению жилищных проблем, условий для творчества, новаторства, самообразования и самореализации, развития и воспитания подрастающего поколения; обеспечение социальной, транспортной инфраструктурной привлекательности среды обитания, комфортности среды проживания и отдыха.

Для обеспечения физического благополучия личности требуется: создание условий для долгой, активной и здоровой жизни; строительство безопасной для жизни социальной и производственной инфраструктуры, соблюдение норм экологической и технической безопасности, профилактика заболеваний, обеспечение качественного, сбалансированного, научно обоснованного рациона питания.

Обеспечение материального благополучия личности предполагает: создание высокооплачиваемых, безопасных, требующих высо-

кой квалификации рабочих мест, обеспечение социальных гарантий работникам, обеспечение возможности улучшения жилищных условий, повышения квалификации, получения качественного образования, доступности услуг сферы культуры, отдыха, профилактики здоровья.

Обеспечение психического общественного и личного благополучия требует: профилактики асоциального поведения, наркомании, алкоголизма, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной помощи семье и детству; организации работы центров социальной профилактики, практических психологов и социальных работников.

Достижение высоких показателей качества человеческого потенциала должно стать приоритетным направлением деятельности органов исполнительной власти области на основе ликвидации ведомственной разобщенности отраслей социальной сферы, концентрации материальных и организационных ресурсов на стратегических направлениях деятельности. Координация Администрацией Сахалинской области действий всех органов исполнительной власти по реализации социальной политики будет способствовать формированию главного ресурса системы инновационного развития области - человеческого капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурыкин, А. Н. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года / А. Н. Бурыкин, В. П. Бида, И. М. Быстров [и др.]. - Южно-Сахалинск : Эйкон, 2008. - 238 с.

2. Хоружий, С. С. Православная аскеза - ключ к новому видению человека : сб. ст. / С. С. Хоружий // Православие и современность. Электронная библиотека. - М. : Библиотека Веб-Центра «Омега», 2000. - 165 с. - Режим доступа: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/ascetic.pdf.

THE 2020 SAKHALIN REGION DEVELOPMENT STRATEGY

A.N. Burykin

The current situation in Russia is stated as the transition of governing methods from totalitarian to democratic ones thus making human governing methods research topical. The author presupposes the strategy to be developed taking into account the factor of human life comfort.

Key words: government management, strategy, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.