Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития производственного сектора в уголовно-исполнительной системе'

Формирование стратегии развития производственного сектора в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ В УИС / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / OWNER'S STRUCTURES IN THE PENAL SYSTEM / CONCEPTION / STRUCTURAL REFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Надежда Сергеевна

Раскрыто понятие концепции; рассмотрены цели и содержание стратегии развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы; в условиях его реформирования была установлена необходимость выявления возможностей и резервов, имеющихся у предпринимательских структур; выявлены направления структурной перестройки производственного сектора УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMALION OF THE INDUSTRIAL SECTOR DEVELOPMENT STRATEGY IN THE PENAL SYSTEM

The article runs the notion of a conception; aims and the development strategy of an industrial sector of the owner's structures; resources and opportunities of owner's structures; nays of structural reformation of an industrial sector in the owner's structures

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития производственного сектора в уголовно-исполнительной системе»

Н.С. МАТВЕЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Ключевые слова: концепция, предпринимательские структуры в УИС, структурная перестройка.

Раскрыто понятие концепции; рассмотрены цели и содержание стратегии развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы; в условиях его реформирования была установлена необходимость выявления возможностей и резервов, имеющихся у предпринимательских структур; выявлены направления структурной перестройки производственного сектора УИС.

N.S. MATVEEVA

FORMALION OF THE INDUSTRIAL SECTOR DEVELOPMENT STRATEGY IN THE PENAL SYSTEM

Key words: conception, owner’s structures in the Penal System, structural reformation.

The article runs the notion of a conception; aims and the development strategy of an industrial sector of the owner’s structures; resources and opportunities of owner’s structures; nays of structural reformation of an industrial sector in the owner’s structures

Реализация государством политики поддержки предпринимательских структур, созданных в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС, «системе»), и устойчивого развития производственного сектора УИС предполагает наличие хорошо продуманной и научно обоснованной стратегии развития производственного сектора в УИС (Концепции). Ускорителем осуществления позитивных процессов в этом направлении явилось вступление России в Совет Европы, подписание ряда международных правовых актов в области защиты прав и свобод человека, реализация федеральной программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», определивших необходимость повышения экономической и социальной эффективности функционирования уголовноисполнительной системы в целом и предпринимательских структур в частности.

Основная идея, которая должна олицетворять разработку Концепции, была сформулирована П. Друкером. Он утверждал: «Надо перестать жить вчерашним днем... Сохранение того, что уходит безвозвратно, требует огромного расхода сил и времени. Специалисты, которые заняты борьбой за сохранение вчерашнего дня, не могут создавать день завтрашний» [2, с. 105]. Рассмотрение Концепции (лат. conception) как генерального замысла, определяющего стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ, системы взглядов на процессы и явления природы, в обществе [5, с. 192], предполагает возможность использования ее в качестве документа, определяющего основные подходы, точку зрения, руководящую идею требующую воплощения.

Стратегия научного обеспечения Концепции развития производственного сектора в УИС должна быть четко структурирована: во-первых, по уровням государственного регулирования: макроуровне (федеральном), мезоуровне (региональном), микроуровне (учреждений, предприятий, организаций); во-вторых, по фазам научного обеспечения инновационного процесса: фундаментальная наука, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, первичное освоение и распределение инноваций.

Использование системного подхода при разработке стратегии реформирования производственного сектора УИС предполагает выявление возможностей предпринимательских структур УИС к быстрой адаптации в постоянно меняющихся рыночных условиях, а также способность реализации мобильного управления, обеспечение как необходимой стабильности, так и быстрого

роста, достижение роста показателей экономического развития, увеличение трудовой занятости осужденных.

При этом следует, прежде всего, учитывать резервы, имеющиеся в самом содержании государственного предпринимательства, а также в системе предпринимательских структур, входящих в производственный сектор УИС или организаций, взаимодействующих с ними, т.е. возможности как самих государственных, так и смешанных государственно-частных предприятий, что предполагает использование, в первую очередь, инновационного потенциала, имеющегося у них. В таком случае одним из стратегических направлений формирования и повышения эффективной системы государственного регулирования предпринимательства в УИС должно стать совершенствование процесса управления не только за счет развития государственного предпринимательства во всех существующих организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством, но и за счет расширения применения других организационно-правовых форм, например, автономных учреждений, казенных предприятий, создания и функционирования малых предприятий, а также широкого применения организационной интеграции путем создания корпоративных предприятий типа ФПГ, ассоциаций, союзов, трестов и других форм. Это создаст дополнительные условия для организации достаточного количества современных, технически оснащенных рабочих мест.

Проведение любых преобразований в уголовно-исполнительной системе должно начинаться с изменения управленческой идеологии относительно развития производственного сектора УИС, т.е. должен быть обеспечен переход в ориентации с решения сугубо политических и экономических задач на решении также и социальных проблем. Основное внимание необходимо сосредоточить на создании необходимых условий для осуществления социальной и трудовой адаптации лиц, отбывающих наказание, и возвращение их в общество, а также предоставление им возможности законным путем зарабатывать себе на жизнь после освобождения из мест лишения свободы.

Таким образом, главной целью проведения изменений в производственном секторе уголовно-исполнительной системы является установление баланса в решении экономических и социальных задач между интересами государства, закрепленными в нормативно-правовых актах, в отношении производства «системой» в достаточном объеме и качестве общественных и социально значимых благ и предпринимательскими структурами, созданными в УИС и осуществляющими производство частных благ.

Все это позволяет утверждать, что требуется структурная перестройка производственного сектора УИС. Она должна носить системный характер и включать проведение преобразований практически по всем направлениям деятельности:

- технологическому, включающему проведение реструктуризации производственно-хозяйственной деятельности на современной информационной и технологической основе;

- отраслевому, направленному на осуществление реструктуризации производственного сектора на основе специализации производства и развития кооперационных связей;

- региональному, предполагающему создание условий для осуществления интеграционных процессов в экономике регионов за счет расширения взаимодействия предпринимательских структур УИС и местных органов власти, обеспечивающему включение названных подразделений УИС в систему управления региона;

- организационному, направленному на реструктуризацию процессов организации производства в УИС и внедрение реинжиниринга;

- управленческому, предполагающему изменение системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предпринимательских структур и переход с обеспечения потребностей бюджетного сектора при недостаточном бюджетном финансировании к развитию своей производственнотехнической базы, а также создание современных по технической оснащенности производств и решение вопросов социального характера;

- социальному, направленному на решение социальных вопросов по обеспечению привлечения осужденных к труду, их профессиональному обучению и привитию профессиональных навыков, а также повышению их трудовой мотивации, формированию и закреплению у них заинтересованности в результатах своего труда, гордости за хорошо выполненное дело.

На современном этапе наилучший результат обеспечивается за счет технологической и организационной структурной перестройки, включающей использование реинжиниринга. В условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры применение названного подхода позволяет с наименьшими финансовыми затратами реорганизовать предпринимательские структуры за счет выявления и дальнейшего исключения старых неэффективных технологических и организационных правил в работе и применения новых, более производительных. Применение реинжиниринга дает особенно хорошие результаты при проведении политики, направленной на развитие и модернизацию производства.

Проведенный анализ позволил нам установить необходимость применения системного подхода к разработке и проведению изменений, выявлению резервов и возможностей самой «системы» и формированию научно обоснованной стратегии развития производственного сектора.

Литература

1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 2-е изд. М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. 464 с.

2. Дафт Ричард Л. Теория организации: учебник для студентов вузов / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 73б с.

3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: учеб. пособие / П. Друкер; пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 272 с.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: учеб. пособие / П.Ф. Друкер; пер. англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 387 с.

5. Райзенберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 3-е изд., доп. М.: Инфра-М, 2000. 287 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2005. 504 с.

МАТВЕЕВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Кировский филиал Академии ФСИН России, Россия, Киров (matveeva_nadejda@ mail.ru).

MATVEEVA NADEZHDA SERGEEVNA - candidate of economic sciences, assistant professor, Kirov Branch of Federal Penal Service Academy, Russia, Kirov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.