Научная статья на тему 'Формирование стратегии расширения направлений и инструментов ГЧП в республике Таджикистан'

Формирование стратегии расширения направлений и инструментов ГЧП в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
24
3
Поделиться
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PUBLIC-PRIVATE ENTREPRENEURSHIP / СФЕРЫ УСЛУГ / SERVICES / ЭКОНОМИКА / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Курбонова Фариза Холовна

В статье рассмотрены теоретические основы исследования формирования стратегии расширения направлений и инструментов государственно-частного партнерства в сфере услуг Республики Таджикистан. Сформулирована стратегия расширения направлений развития ГЧП, усовершенствован механизм государственного регулирования и поддержки развития ГЧП в сфере услуг Республики Таджикистан. С учетом анализа зарубежного опыта и изучения работ научных авторов, автором обоснованы и предложены основные направления инвестиционной стратегии государственно-частного партнерства в развитии сферы услуг.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Курбонова Фариза Холовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии расширения направлений и инструментов ГЧП в республике Таджикистан»

References

1. Vesnin V.R. Management: textbook / V.R. Weight-NIN. M.: Prospect, 2010. 512 c.

2. Efimov O.N. Enterprise economy. [Electronic resource]: a tutorial/ Efimov O.N. Electron, the text data. Saratov: University education, 2014. 732 p. URL: http://www.iprbookshop.ru/23085/ (date of access: 18.04.2017). ABS "IPRbooks" password.

3. Kardashov V. In Motivation of staff: Motivation: theory and practice // V. Kardashov // Man and labor, 2012. № 10. P. 80-83.

4. Marx K. (1961). Critique of the Gotha program // Мarks K., Jengel's F. Soch. 2>ed. Vol. 19. M.: Gospolitizdat. P. 9-32.

5. Labor code of the Russian Federation. dated 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 05.10.2015). GL.21.St.138.The size limitation of deduction from wages.

6. Houden John. (2011) the Art of engagement: how to maximize the potential of their employees / per. from English. V.S. Ivashchenko. M.: Eksmo. 300 p.

7. Adetunji A.M. Actual problems of Economics and management of knowledge in the process of neo-industrialization of Russia. Issue 6. Collection of scientific articles of young researchers, 2015. P. 56-62.

FORMATION OF STRATEGY FOR EXPANSION OF DIRECTIONS AND PPP

INSTRUMENTS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN Kurbonova F.Kh. (Republic of Tajikistan) Email: Kurbonova535@scientifictext.ru

Kurbonova Fariza Kholovna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF BANKING ACTIVITY, TAJIK STATE UNIVERSITY OF COMMERCE, DUSHANBE, REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract: in the article the theoretical bases of the research are considered forming the strategy of expanding the directions and tools of public-private partnership in the sphere of services of the Republic of Tajikistan. The strategy of expanding the directions of PPP development is formulated, the mechanism of state regulation and support of PPP development in the sphere of services of the Republic of Tajikistan is improved. Taking into account the analysis of foreign experience and the study of the work of scientific authors, the author substantiates and suggests the main directions of the investment strategy of public-private partnership in the development of the service sector.

Keywords: investment, development, public-private entrepreneurship, services, economy.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАСШИРЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ГЧП В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Курбонова Ф.Х. (Республика Таджикистан)

Курбонова Фариза Холовна - кандидат экономических наук, кафедра банковской деятельности, Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы исследования формирования стратегии расширения направлений и инструментов государственно-частного партнерства в сфере услуг Республики Таджикистан. Сформулирована стратегия расширения направлений развития ГЧП, усовершенствован механизм государственного регулирования и поддержки развития ГЧП в сфере услуг Республики Таджикистан. С учетом анализа зарубежного опыта и изучения работ научных авторов, автором обоснованы и предложены основные направления инвестиционной стратегии государственно-частного партнерства в развитии сферы услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: инвестиция, развитие, государственно-частное предпринимательство, сферы услуг, экономика.

В современных условиях расширение направлений и инструментов государственно-частного партнерства в Республике Таджикистан трудно охарактеризовать их роль в обеспечении экономического роста в стране и реализации социально значимых проектов. Проведенный анализ действий экономических реформ в республике показал, что имеются обусловленные положительные сдвиги по ускорению развития рыночных отношений, результативности экономики и повышения

уровня жизни населения. Но в настоящее время не созданы благоприятные условия для эффективного инвестиционного обеспечения и развития ГЧП в сфере услуг Республики Таджикистан.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность в секторе услуг - это важный компонент рыночной экономики. Опыт зарубежных стран с рыночной экономикой показал, что предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере услуг, особенно частным сектором решают важнейшие социально-экономические задачи этих стран.

Отличительной чертой экономической политики государства в современных условиях формирования рыночных отношений имеет необходимость привлечения и аккумуляции средств не только институциональных, но также частных инвесторов для финансирования экономики [1, с. 425].

Развитие сферы услуг в Республике Таджикистан предполагает формирование научно-обоснованного механизма инвестиционной, а также иных экономических рычагов господдержки и общественной поддержки. Реализация целей и формирование инвестиционного обеспечения сферы услуг призваны способствовать качественному изменению структуры экономики республики, росту поступлений в госбюджет, производства товаров и услуг, повышению уровня конкуренции, занятости жителей и сдерживанию повышения уровня цен в экономике.

Решение этой сложной и многогранной проблемы неразрывно связано с формированием научно-обоснованной стратегии инвестиционного обеспечения и развитием государственно-частного предпринимательского партнерства.

Необходимо отметить, что Республика Таджикистан отстает от уровня некоторых развитых стран в деятельности связи государства, бизнеса и общества, а также находится на начальной стадии в этой сфере государственной деятельности.

Для успешного использования механизма ГЧП в развитии сферы услуг экономики Республики Таджикистан необходима государственная стратегия ее развития.

Анализ зарубежного опыта и изучение работ научных авторов, нами обоснованы и предложены следующие основные направления инвестиционной стратегии государственно-частного партнерства в развитие сфере услуг:

> объединение государственной и частной собственности в рамках значимых инвестиционных проектов на принципах доходности и возвратности;

> содействие, продвижение и распространение знаний о ГЧП;

> создание законодательной базы инвестиционной деятельности с учетом стратегических целей, приоритетов и политики в развитие сферы услуг;

> разработка программ развития ГЧП в отдельных социально-значимых секторах экономики;

> проведение мероприятий для повышения доверия между партнерами и развитие культуры кооперирования между государственными и частными партнерами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> совершенствование налоговой и таможенной политики, включая предоставление налоговых и таможенных льгот;

> содействие и партнерство в формировании инфраструктуры (технологические центры, технопарки, центры коллективного пользования оборудованием, отраслевые центры трансфера технологий, СЭЗ и др.);

> оценка социально-экономической, бюджетной и коммерческой эффективности инвестиционного обеспечения и развития ГЧП в сфере услуг и др.

На наш взгляд, совокупность указанных мер должна способствовать форсированному становлению конкурентоспособной сферы услуг в Республике Таджикистан а, следовательно - ускорению модернизации экономики на государственном уровне. Решение этих задач, безусловно, потребует как со стороны государства, так и бизнеса творческого, предпринимательского подхода, основанного на поиске и реализации, причем не только в сфере производства, но и в сфере управления и организации инвестиционного проектирования.

Другим важным направлением при формировании стратегии инвестиционного обеспечения и развития государственно-частного предпринимательского партнерства является стимулирование этого механизма, как важнейшего элемента механизма государственного регулирования сферы услуг.

Международная практика показывает, что инвестиционное обеспечение и развитие государственно-частного партнерства в республике имеет в виду три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование.

Первый этап (подготовка) - страны овладевают международным опытом, рассматривают функционирующее законодательство, обусловливают совместную государственную политику в сфере государственно-частного партнерства и принимаются осуществлять пилотные проекты.

Второй этап (внедрения) - имеется в виду мероприятия: развитие законодательства, разрабатывать методические инструкции и руководство, организовать специализированный орган государственно-частного партнерства, увеличить сферу использования государственно-частного партнерства.

47

Третий этап (совершенствования) - характеризует повышение активности в сфере государственно-частного партнерства и увеличение уровня трудностей проектов, где необходимо в дальнейшем дополнение в законах и в модели осуществления проектов государственно-частного партнерства.

В Республике Таджикистан наряду с другими странами также ведется соответствующая работа по выделению конкурентных сфер из сфер естественных монополий, и вносятся предложения по развитию частного сектора. Основная работа в этом направлении осуществляется государством, одной из задач которой является разработка и осуществление программ реструктуризации отраслей естественных монополий, предусматривающих выделение из них и последующую приватизацию производств, способных осуществлять деятельность в условиях конкурентной среды.

Для дальнейшего расширения реализации социально-значимых проектов по механизму ГЧП в Республике Таджикистан важным считаем совершенствование правовой и институциональной основы в данной области.

На наш взгляд, в этих целях основополагающими мероприятиями будет являться разработка и реализация государственной программы развития ГЧП на перспективный период.

Основная цель этой программы заключается в том, что необходимо создать институциональную и законодательную основу для разработки и осуществления инвестиционных проектов, но при этом использовать механизмы государственно-частного партнерства в различных сферах экономики, в том числе и сферы услуг Республики Таджикистан.

Следует отметить, что потенциал инновационного развития в сфере услуг зависит от влияния государства и его решений. Кроме того, государство, имея ограниченные ресурсы, при осуществлении личных инновационных целей и интересов старается к их росту путем привлечения ресурсов в сфере услуг. Следовательно, государство поддерживает эффективность деятельности предпринимательства, за счет формирования результативного мотивационного механизма, стимулирующие предпринимательскую деятельность, а также посредством закона регламентируемых средств по осуществлению соцфункций, услуг общественного характера, где предпринимательство к их выполнению относится индифферентно. Для раскрытия механизма совместного действия гоструктур и предпринимательских единиц нужно выявить его важнейшие элементы (табл.1.), где необходимы принципы системного подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Основные элементы системы взаимодействия местных органов государственной власти и предпринимательских структур в сфере услуг

Система взаимодействия местных органов государственной власти и предпринимательских структур в сфере услуг

Функции взаимодействия Формы взаимодействия Методы взаимодействия

Инновационная Инвестиционная Научно-техническая Социальная Экономическая Хозяйственная Интеграция Партнерство Концессия Модель оператора Сотрудничество Экономические Директивные Смешанные Социальные

Анализ исследования госструктур и предпринимательских структур, которые имеют совместные действия (табл. 1), дают характеристику не только платформе результативного совместного действия, но также дают возможность раскрыть потенциал получения синергетического эффекта.

Необходимо отметить, что синергетический эффект при связях государства и общества выражается как социальная ответственность этих сторон, поскольку совместное действие при этом дает государству и бизнесу удовлетворять свои и общие потребности, кроме того инициативно воздействовать друг на друга в личных интересах [2, с. 17-25].

Следовательно, результативность совместного действия зависит от формы и методов, осуществляющих это совместное действие, то есть в чем заинтересованность сторон, и как согласуются их интересы.

На сегодняшний день в инновационном развитии инфраструктуры имеются существенные барьеры. Авторы научных работ [3] отметили, что проблема состоит в том, что привлечение инвестирования для инновации в инфраструктуру теми же методами, как и в других отраслях, не получается. Потому что, это имеет связь с экономической особенностью инфраструктуры, которую обусловливают:

- крупномасштабные позитивные внешние эффекты, то есть такие итоги функционирования инфраструктурных отраслей, которые реализуются в уменьшении издержек и росте прибыли предприятий-потребителей;

- производственные услуги (ПУ) имеют межотраслевой характер, где их эффект от реализации выражается для предприятий различных отраслей во всевозможных масштабах;

- ПУ обосновываются снижением, а не повышением, как в некоторых сферах, максимальных издержек с ростом объема производства и т.д.

Анализ научных исследований этой проблемы показал, что разработано довольно много моделей механизма совместного действия государства и бизнеса, большинство из них показывают эти или прочие стороны взаимоотношений государства и инновационных субъектов. Исходя из этого, мы считаем, что нужен такой механизм совместного действия властных и предпринимательских структур, чтобы он учитывал интересы государства и бизнеса, где бы задача состояла в стимулировании инновационной инициативности субъектов СУ, а также привлечении инвестиций в эту сферу.

Таким образом, мы считаем, что большой интерес представляет анализ моделей совместных действий власти и бизнеса, которая представлена на рисунке 1, структурно в виде оригинальной иерархии.

Модели взаимодействия государства и бизнеса

\ /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концептуальная модель —> Взаимодействие в условиях теоритической модели рынка

1 /

Национальная модель > Взаимодействие в конкретной модели национальной рыночной среды

1

Реальная модель взаимодействия —> Взаимодействие в конкретном экономическом пространстве

Рис. 1. Модели взаимодействия местных органов государственной власти и предпринимательских структур

в сфере услуг

Из рисунка 1 видно, что предложенная схема имеет иерархическую модель построения совместных действий, которая отображает обусловленную последовательность деградации в моделировании сверху вниз от концептуальной модели к реальной модели в установленном экономическом пространстве с нормами, правилами, а также и с опытом их практического использования.

Список литературы / References

1. Крутик А.Б., Решетова М.В., Никольская Е.Г. Инновации и инвестиции в предпринимательстве: Учебник для вузов. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. C. 425.

2. Арасланова М.В. Особенности и механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия: Политология, 2009. № 2. С. 17-25.

3. Пчелинцев О.С. Инфраструктурные предпосылки реструктуризации региональной экономики / О.С. Пчелинцев, М.М. Минченко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/data/616/480/1238.pdf./ (дата обращения: 25.04.2017).