Научная статья на тему 'Формирование стратегии промышленного предприятия региона на основе бенчмаркинга'

Формирование стратегии промышленного предприятия региона на основе бенчмаркинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА / MARKETING ENVIRONMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ELECTRIC POWER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гераськина Инна Николаевна

Рассмотрен процесс формирования стратегии промышленного предприятия на основе исследований маркетинговой среды и бенчмаркинга, направленной на производство конкурентоспособной продукции и выход на новые сегменты электротехнического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Industrial Enterprise Strategy of the Region on the Basis of Benchmarking

The process of the formation of the industrial enterprises strategy on the basis of the research of marketing environment and benchmarking aimed at the competitive production and entering new segments of the electrotechnical market is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии промышленного предприятия региона на основе бенчмаркинга»

И. Н. ГЕРАСЬКИНА

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ БЕНЧМАРКИНГА

Ключевые слова: стратегия, бенчмаркинг, бизнес-процесс, маркетинговая среда, стратегический анализ, электроэнергетика

Key words: strategy, benchmarking, business process, marketing environment, strategic analysis, electric power industry

В условиях турбулентной среды, глобализации экономических процессов, высококонкурентного рынка, ограниченности ресурсов приоритетными задачами для региональных предприятий становятся поиск новых факторов повышения конкурентоспособности, совершенствование и активное использование инструментов маркетингового управления, в частности, усиления значения его аналитической функции в принятии стратегических решений.

Главными проблемами современной экономической ситуации России являются достижение глобальной конкурентоспособности и обеспечение стабильных темпов роста ключевых, наукоемких отраслей промышленности, особенно электронной и электротехнической. Решение этой проблемы во многом связано с разработкой и реализацией стратегий активного инновационного развития региональных предприятий, где основное внимание необходимо обращать на стратегический бенчмаркинг для изучения и применения передового опыта. Он как наиболее актуальный инструмент стратегического менеджмента поднимает исследования на качественно новый уровень, ориентирует на опережение развития объекта управления1.

ГЕРАСЬКИНА Инна Николаевна, доцент кафедры экономики и логистики Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Результаты анализа бизнес-среды и внутреннего состояния хозяйствующего субъекта позволяют оценивать соответствие его возможностей рыночным запросам, на основе чего разрабатываются обоснованные программы развития и поведения предприятия на рынке.

Объектом исследования выступает предприятие электронной промышленности Республики Мордовия ОАО «Орбита», выпускающее традиционные изделия микроэлектроники, энергосберегающие светотехнические изделия, электронные и автотракторные компоненты. Для определения стратегических перспектив развития необходимо провести бенчмаркинг и SWOT-анализ предприятия (табл. 1).

Анализ возможностей и угроз для ОАО «Орбита» как предприятия электронной и электротехнической промышленности показывает, что в течение последних 8 лет Россия демонстрирует устойчивую положительную динамику роста электропотребления. Общая тенденция неравномерного роста спроса на электроэнергию наблюдается по всей стране в региональном и отраслевом разрезе. В ряде случаев это приводит к дефициту мощностей при наивысшем потреблении в зимний период (Московская, Ленинградская, Тюменская энергосистемы). Сохранение существующих тенденций опережающего роста потребления при низкой инвестиционной активности в электроэнергетике неизбежно будет вести к увеличению количества дефицитных регионов и величины этого дефицита. Проблемы, возникающие в силу быстрого роста потребления электрической энергии, усугубляются ухудшением состояния оборудования. В то время как в целом по промышленности износ основных фондов уменьшился, в электроэнергетике их старение продолжается. Снизилось количество удовлетворенных заявок на техническое присоединение к сетям: в 2010 г. — 21 % (прогноз Министерства промышленности и энергетики РФ на 2012 г. — 16 %)2.

В соответствии с принятой Правительством РФ среднесрочной Программой развития электроэнергетики на 2010—2015 гг. эта отрасль должна обеспечивать надежную энергетическую основу устойчивого роста экономики, предусматривать стабилизацию возрастной структуры сетевой инфраструктуры (на 2010 г. износ по распределительному комплексу составлял 65,7 %) и переход на новую ступень развития электросетевого хозяйства — современную высоковольтную аппаратуру и оборудование.

Таблица

Матрица 4-польного 8\¥ОТ-анализа ОАО «Орбита»

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

— вложение 23,2 млрд руб. до 2013 г. в развитие электротехники согласно Стратегии развития электротехнической промышленности РФ на период до 2025 г.; — развитие автомобильной промышленности; — финансовая поддержка Правительства РМ в виде мало- и беспроцентных кредитов; — потребность рынка в современной высоковольтной электроаппаратуре и оборудовании; — потребность в электрооборудовании на отечественном рынке составляет 60—70 % — снижение платежеспособности потребителей в условиях финансового кризиса; — перебои поставок сырья из-за ухудшения финансового положения поставщиков; — жесткая конкуренция со стороны зарубежных производителей; — применение иных моделей генераторов в автомобилях; — повышение цен на сырье и материалы; — технологическое отставание электронной отрасли от мировых тенденций развития

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СИВ СИУ

— выгодное географическое положение в центральной части России; — налаженные связи с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов; — новые производственные направления; — частичное обновление технологического оборудования, освоение технологии производства высоковольтного электрооборудования; — выпуск приборов для предприятий ВПК; — опыт в производстве блоков и регуляторов для всех типов современных автомобилей Стратегия роста — диверсифицированный рост, предполагающий производство и маркетинг технологически новой продукции на новых рынках (проект разработки и освоения производства современной высоковольтной аппаратуры и оборудования для коммутации и распределения электроэнергии на предприятиях энергетики, индустрии и жизнеобеспечения) Стратегия горизонтальной интеграции — создание совместного предприятия с зарубежным или отечественным производителем на взаимовыгодных условиях, которое позволит привлечь финансовые инвестиции, усовершенствовать технологию производства, снизить конкуренцию, оптимизировать продуктовый портфель

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ СЛВ СЛУ

— недостаточность и нерегулярность мониторинга внешней среды; — высокая степень износа оборудования; — высокая себестоимость продукции; — недостаток квалифицированных технических специалистов; — дефицит собственных средств для разработки и организации производства новых изделий; — нехватка испытательного оборудования; — устаревшие технологии для выпуска интегральных микросхем и полупроводников Стратегия фокусирования — специализация производства на нуждах различных сегментов рынка, которая строится без стремления охвата всего рынка (фокусирование ОАО «Орбита» на автомобильной электронике посредством расширения номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции) Стратегия сокращения бизнеса предусматривает варианты, направленные на закрытие, продажу бизнеса; «сбор урожая», т. е. постепенное сокращение бесперспективного бизнеса интегральных микросхем и полупроводников с целью получения максимального совокупного дохода; ликвидацию фирмы (крайний случай)

До 2015 г. в отечественную электроэнергетику планируется инвестировать около 1 952 млрд руб., в атомную — 337 млрд руб., в тепловую генерацию — 687 млрд руб., в гидрогенерацию — 250 млрд руб., в магистральные сети — 383 млрд руб., в распределительные сети — 632 млрд руб.3

Крупнейшие российские производители электрооборудования удовлетворяют потребности рынка примерно на 30 %. Если не предпринимать конструктивных решений, то, вероятно, основные средства Программы окажутся за пределами страны. Например, крупнейшие предприятия России ОАО «Мордовцемент» и ОАО «ВКМ-Сталь» заказали изготовление продукции для своего энергетического комплекса в Белоруссии. Поэтому, мы считаем, что создание в Мордовии (на ОАО «Орбита») такого производства будет выгодным для России и региона.

Рынок электрооборудования для энергетики на средние напряжения 6—10 кВ не имеет жесткой сегментации. Основные производители этой отрасли объединены в холдинги и предлагают всю совокупность работ по разработке, производству, проектированию и монтажу у заказчика в виде распределительных пунктов или подстанций с подводом силовых магистралей. В настоящее время основными конкурентами ОАО «Орбита» и партнерами по стратегическому бенчмаркингу являются ОАО «Мосэлектрощит» и ЗАО «Группа компаний „Электрощит" — ТМ Самара».

Также на российском рынке работают зарубежные и совместные предприятия, поставляющие электрооборудование для нужд энергетики различного назначения: совместное российско-польское предприятие ООО «РОСПОЛЬ — ЭЛЕКТРО»; ЗАО «Ампер» (г. Кременчуг, Украина); ОАО «Чирчикский трансформаторный завод» (г. Чирчик, Узбекистан); ОАО «Ореми» (г. Бишкек, Кыргызстан) и др. Таким образом, несмотря на наличие конкурентов на рынке высоковольтного электрооборудования (ВЭ), конкуренция не носит острый характер, так как рыночный потенциал довольно большой — 144 млрд руб. в год4.

Проанализировав перспективные направления развития электротехнической промышленности, региональные рыночные ниши, а также использовав элементы стратегического бенчмаркинга и учтя собственный производственный и кадровый потенциал, мы сделали вывод, что формиро-

ванию устойчивой конкурентоспособности ОАО «Орбита» будет содействовать внедрение проекта по разработке и освоению производства современной высоковольтной аппаратуры и оборудования для коммутации и распределения электроэнергии на предприятиях энергетики, индустрии и жизнеобеспечения. Для этого есть определенные предпосылки: в Программе развития электроэнергетики России на 2010—2015 гг. запланирован значительный объем инвестиций; несмотря на наличие конкурентов, существует достаточный рыночный потенциал. В связи с этим в сложившихся условиях ОАО «Орбита» предпочтительнее выбрать стратегию диверсифицированного роста, предполагающую производство и маркетинг технологически новой продукции на новых рынках, посредством реализации проекта «Разработка и освоение производства современной высоковольтной аппаратуры и оборудования для коммутации и распределения электроэнергии на предприятиях энергетики, индустрии и жизнеобеспечения».

Комплектная электротехническая продукция (трансформаторные подстанции ПС 35/10 кВ, КТПГ-10/0,4 кВ) и комплексное электрооборудование к ней (камеры сборные одностороннего обслуживания (КСО), комплектные распределительные устройства (КРУ), шкафы оперативного тока (ШОТ), ретрофиты вакуумных выключателей) предназначены для приема, учета и распределения электроэнергии на весь ряд существующих напряжений.

Основными преимуществами регионального предприятия ОАО «Орбита» по выпуску этих видов продукции в отличие от других поставщиков России и стран СНГ станут выгодное географическое положение по отношению к потребителям (согласно перспективам развития электроэнергетики России, наиболее интенсивно техническое перевооружение и реконструкция будут проходить в Москве и Московской области, регионах Урала и Волги)5; стремление к достижению конкурентных преимуществ продукции путем совершенствования ее качества и обеспечения соответствия последним мировым тенденциям в области распределения электроэнергии (полный цикл испытаний изготовленного оборудования на собственной контрольно-испытательной станции, что позволит добиться максимальной надежности работы в период ее эксплуатации); использование надежных комплектующих из-

делий от ведущих отечественных и мировых производителей SIEMENS, Schneider Electric, ELEKTROBUDOWA SA, ABB, ALSTOM, GENERI; постоянное бенчмаркинговое взаимодействие с потребителями современного ВЭ для повышения потребительских свойств товаров (за счет индивидуального подхода к каждому); сертификация ВЭ и оборудования для коммутации и распределения электроэнергии по соответствию требованиям по безопасности и заявленным техническим характеристикам, обеспечивающим качество изделий. Продукция изготавливается в соответствии с СМК по ГОСТ Р ИСО 9001—2001 (ISO 9001:2000). Для максимального обеспечения ее качества в течение всего периода эксплуатации целесообразно создать группу сервисного обслуживания для решения таких задач, как уточнение совместно с потребителем необходимых характеристик продукции на этапе ее разработки, сдачи объектов, включая проектирование, монтаж, пусконаладку и эксплуатацию; осуществление сервисного технического сопровождения продукции в течение срока гарантии и по его истечению; консультационные услуги и обучение персонала работе с оборудованием; совершенствование качества изделий; выявление новых потребительских свойств и технических, эргономических и экологических характеристик. Продукция по своему ценовому уровню на 10—15 % ниже аналогичной, представленной. Изготовление электрооборудования для энергетики ввиду длительности его цикла и возможностей отдельных предприятий занимает от 100—120 сут. до 4 мес., в связи с чем успешному внедрению и реализации будет способствовать быстрая организация производства, поскольку заказы уже имеются до 2013 г.

Основными потребителями электротехнической продукции ОАО «Орбита» станут межрегиональные распределительные сетевые компании в Приволжском федеральном округе (ПФО). В начале реализации проекта планируется более 60 % от общего объема выпускаемой продукции поставлять заказчикам Самарской области, которые являются подрядчиками в реализации проектов по строительству новых и модернизации изношенных объектов распределительных сетей на территории Самарской, Саратовской, Ярославской областей и других регионов ПФО. Оставшаяся часть от объема реализации (около 40 %) пойдет на нужды электрических сетей различных городов ПФО.

В 2012 г. на ОАО «Орбита», по нашему мнению, возможно расширение ассортимента электрооборудования и номенклатуры применяемых комплектующих (разъединители, вакуумные выключатели, электронные блоки индикации и защиты), а также освоение новых схемно-типовых решений для камер КСО. Реклама и бенчмаркинг ВЭ будут обеспечены посредством участия на выставках, конференциях и др., активного продвижения в Интернете, создания специализированных каталогов и листовок, а также технической и маркетинговой поддержки компаний-партнеров в регионах РФ.

Таким образом, результаты анализа внутренних и внешних факторов развития ОАО «Орбита» позволили рекомендовать менеджменту диверсификацию производства с императивом создания устойчивой конкурентоспособности регионального предприятия и освоения нового производственного направления, основанного на результатах бенчмаркинга. Для осуществления дальнейшего бенчмаркингового взаимодействия обозначены лидеры бизнеса, основные конкуренты, потенциальные потребители, изготовители и поставщики необходимого оборудования и комплектующих изделий. Реализация этого проекта, ориентированного на разработку и освоение производства современной высоковольтной аппаратуры и оборудования для коммутации и распределения электроэнергии на предприятиях энергетики, индустрии и жизнеобеспечения, будет способствовать решению общегосударственной задачи по развитию и модернизации сетевой инфраструктуры в рамках развития отечественной электроэнергетики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гераськина И.Н. Стратегический бенчмаркинг в системе управления предприятием: моногр. Саранск, 2010. С. 19.

2 См.: Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 7 августа 2007 г. № 311). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 13.11.2011).

3 Там же.

4 См.: Рынок электротехники. URL: http://www.marketelectro.ru (дата обращения: 18.06.2011).

5 См.: Перспективы развития электроэнергетики России. URL: http:// www.fabrikamisli.ru (дата обращения: 10.09.2011).

Поступила 29.11.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.