Научная статья на тему 'Формирование стратегии предприятия (организации) в условиях кризиса'

Формирование стратегии предприятия (организации) в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / КРИЗИС / СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплий М.В.

Рассмотрены причины ликвидации предприятия в условиях кризиса. Представлена характеристика основных видов стратегии предприятия в кризисных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии предприятия (организации) в условиях кризиса»

подвергаются физической амортизации, возможен лишь их моральный износ, в процессе использования они не теряют своих свойств, но могут совершенствоваться и приобретать новую, более высокую стоимость. К основным структурным составляющим интеллектуального потенциала предприятия можно, прежде всего, отнести совокупность человеческого, структурного (технологического и организационного) потенциалов, а также объекты интеллектуальной собственности, которые представляют собой интеллектуальные ресурсы предприятия и способны при наличии необходимых условий и механизмов трансформироваться в интеллектуальный капитал - средство создания новой стоимости. В этом и проявляется главное значение интеллектуального потенциала предприятия.

Устойчивое развитие предприятия, повышение эффективности его деятельности в настоящее время возможны лишь при условии наличия необходимого интеллектуального потенциала как резерва пополнения интеллектуального капитала, а также системы управления, адекватной целям и задачам субъекта хозяйствования.

Список использованной литературы:

1. Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости : учебное пособие / С.В. Андреев. - М. : Пегас, 2011. - 232 с.

2. Базаров Т. Ю Управление персоналом: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 144 с.

3. Галныкина Г. Д. Управление персоналом : учебник / Г.Д. Галныкина. - М.: Проспект, 2010. - 324 с.

4. Дубакова И.Б. Управление персоналом : учебник / И.Б. Дубакова. - М.: Центр, 2010. - 237 с.

5. Мартанус Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика: Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 2011. С 336 с.

© Зеленкевич H. Н., 2016

УДК 336

Каплий М.В.

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

Г. Керчь, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация

Рассмотрены причины ликвидации предприятия в условиях кризиса. Представлена характеристика основных видов стратегии предприятия в кризисных условиях хозяйствования.

Ключевые слова

Антикризисное управление, стратегия, кризис, стратегия активного приспособления.

Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.

Стратегия - это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро. Поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее. [1, с. 34]

Разработка и реализация антикризисного стратегического управления предприятием является одной из ключевых проблем стабилизации развития организации. Стратегия антикризисного управления дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенности, снизить остроту этого кризиса.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, субъективные, отражающие ошибки и недостатки в управлении, а также природные. [2, с.104]

Любое предприятие, являющееся юридическим лицом, не может существовать вечно. Причины для ликвидации предприятия в условиях кризиса могут быть как внешние, так и внутренние (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные причины для ликвидации предприятия в условиях кризиса [2, с.145]

Поиск путей выхода из кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Тщательным образом проводится анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения организации выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия необходима для разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Различают следующие виды антикризисной стратегии [3, с.254]:

1. Восстановительная стратегия - быстрое обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия.

2. Стратегия активного приспособления применяется на основе разработки нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары.

3. Стратегия консервативного поведения - сохранение и развитие рыночных позиций путем

обновления ассортимента продукции, технологии производства и диверсификации.

4. Стратегия свертывания производств - отступление организации.

5. Функциональные стратегии:

• Антикризисная маркетинговая стратегия (возвращения предприятия на рынок, развития рынка, развития через товар, диверсификации, ухода с рынка);

• Антикризисная производственная стратегия (улучшения качества продукции, структурной перестройки предприятия, изменения номенклатуры и ассортимента продукции, повышения экономической эффективности производства);

• Антикризисная кадровая/ управленческая стратегия (Усиления кадрового потенциала, Внедрение новых методов управления, Реорганизация управления);

• Антикризисная финансовая стратегия (Повышения ликвидности активов, Оптимизации структуры капитала, Улучшение системы учета и контроля издержек, Оптимизации прибыли).

Реализация принятой стратегии включает в себя выполнение следующих задач: обеспечение соответствия антикризисной стратегии и целей, на достижение которых она направлена; более широкое доведение идей новой стратегии и содержания цели до сотрудников для вовлечения их в процесс реализации антикризисной стратегии; приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией; принятие решений по совершенствованию организационной структуры и всей системы управления.

При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения нужно выбрать. [1, с.147]

Таким образом, объектом первоочередных исследований в сфере антикризисного менеджмента должна выступать антикризисная стратегия, которую можно определить как комплекс целей, решений и мероприятий, реализуемых в сфере финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и направленных на оздоровление или восстановления функционирования и развития предприятия и предоставления ему вектора устойчивого восходящего развития.

Список использованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2006. - 546 с.

2. Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. - 4-е изд. / Б.Е. Бродский, Е.П. Жаровская. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с.

3. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с.

© Каплий М.В., 2016

УДК 658.15

Карнаухов Эдуард Васильевич

Магистрант 1го курса Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ» Михайлов Артем Борисович канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и управление», Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация E-mail: artur.gusev.01@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМ ПОТОКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье были рассмотрены основные принципы управления денежным потоком предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.