Научная статья на тему 'Формирование стратегии освоения углеводородных ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов (на примере Ямала)'

Формирование стратегии освоения углеводородных ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов (на примере Ямала) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии освоения углеводородных ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов (на примере Ямала)»

УДК 332.021

Н. И. Пляскина

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

pliaskina@hotmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛА)

В экономике России углеводородные ресурсы играют ведущую роль и являются основой ее энергетической безопасности. Свыше 30 % доходов федерального бюджета формируется за счет доходов от добычи газа, нефти и нефтепродуктов, Россия располагает значительной долей мировых запасов углеводородных ресурсов: 13 % запасов нефти и 45 % запасов газа сосредоточено на ее территории.

Однако постоянно возрастающая потребность народного хозяйства в углеводородных ресурсах и исчерпание сырьевой базы разрабатываемых добывающих районов обусловливают необходимость вовлечения в хозяйственный оборот месторождений, расположенных в перспективных районах со сложными геологическими характеристиками и специфическими природными условиями. В результате значительно увеличивается потребность в инвестициях на освоение углеводородных ресурсов и затраты на реабилитацию экосистемы регионов, что ведет к значительному увеличению себестоимости добычи. В этих условиях формирование стратегии рационального и комплексного освоения ресурсов нефтегазодобывающего района (НГДР) является важнейшим фактором обеспечения стабильности работы топливноэнергетического комплекса (ТЭК) и энергетической безопасности страны.

Особенности нефтегазодобывающего района как объекта недропользования

Под нефтегазодобывающим районом нами понимается экономическая система, достаточно четко обособленная географически (экономический район, автономная республика, округ, край, область или их компактная совокупность), включающая в себя хотя бы одно крупное нефтегазовое или нефтегазоконденсатное месторождение, имеющее тесные хозяйственные связи для подготовки запасов, добычи, транспортировки и использования углеводородных ресурсов. В состав добывающего района входят также предприятия и объекты производственной инфраструктуры, строительной базы, энергетики, вспомогательные службы, обеспечивающие их работу, и объекты социальной инфраструктуры. В соответствии с приведенным определением можно провести классификацию добывающих районов по двум основным признакам. В зависимости от типа месторождений, на базе которых формируется добывающий район, выделяются нефтедобывающие районы, газодобывающие районы и нефтегазодобывающие районы, по степени обустроенности территории - районы с созданной инфраструктурой и районы, в которых предстоит создать объекты инфраструктуры.

На формирование стратегии развития района значительное влияние оказывают как природные факторы, так и изменяющиеся экономические условия, что обусловливает необходимость учета геологической неопределенности функционирования месторождений и неопределенности экономических факторов. Эффективность освоения НГДР определяется не только объемами запасов, находящихся в его недрах, величиной дебитов скважин, условиями залегания пластов, но и наличием инфраструктуры, затратами на обустройство, бурение, добычу, транспортировку и сбыт углеводородных ресурсов, конъюнктурой цен на сырье, темпами инфляции, налоговой, кредитной политикой и др.

Особенностью нефтегазодобывающих районов является наличие множества природных факторов, обусловливающих неопределенность условий его развития и ограниченность сроков функционирования, что влияет на изменение во времени основных показателей. Нефтега-

1ББЫ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Том 6, выпуск 1 © Н. И. Пляскина, 2006

зодобывающий район в своем развитии подобно разработке месторождения проходит четыре периода функционирования - подготовки к освоению, нарастающей, постоянной (практически стабильной) и падающей добычи, которые различаются степенью разведанности и разработанности основных месторождений. Подготовительный период характеризуется уточнением запасов и созданием объектов инфраструктуры. Особенностью периода нарастающей добычи является ввод в разработку основных месторождений добывающего района с наилучшими геолого-промысловыми и технико-экономическими показателями, добыча углеводородных ресурсов ведется нарастающими темпами. На начальном этапе развития происходит ввод в эксплуатацию добывающих мощностей и капиталоемких объектов инфраструктуры, по мере выполнения основных работ по обустройству района и приближения добычи к максимальному уровню происходит качественное улучшение основных техникоэкономических показателей добывающего района. В течение периода постоянной (практически стабильной) добычи, как правило, основные месторождения уже введены в разработку, а новые осваиваются с целью поддержания добычи на постоянном уровне. Наблюдается стабилизация основных технико-экономических показателей развития района. В период падающей добычи могут вовлекаться в разработку новые месторождения с незначительными запасами и худшими геолого-промысловыми характеристиками, которые не способны полностью компенсировать падение добычи по району. В этот период происходит резкое ухудшение технико-экономических характеристик рассматриваемого добывающего района.

НГДР является сложным объектом прогнозирования, учет особенностей недропользования и выделение периодов освоения имеет большое значение при формировании стратегии рационального природопользования, позволяет согласовать сроки ввода месторождений с инфраструктурной подготовкой территории и созданием обеспечивающих производств. В этих условиях основной задачей долгосрочного прогнозирования развития НГДР является разработка инструментария формирования стратегии комплексного освоения углеводородных ресурсов, направленного на обеспечение потребностей страны с учетом экономических аспектов и рационального использования недр.

Экономико-экологические проблемы

освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал

Полуостров Ямал расположен в Арктической зоне, охватывающей территорию выше 67° северной широты, и входит в состав Ямало-Ненецкого административного округа (ЯНАО) [1]. Протяженность полуострова с юга на север около 700 км (от пос. Панаевский до мыса Скуратова), а с запада на восток около 250 км, площадь газонефтеносных земель составляет около 65 % от общей площади 1. На территории полуострова Ямал возможно формирование двух промышленных узлов: Харасавэйского и Новопортовского. В экономике ЯНАО определяющая роль принадлежит нефтегазовому комплексу, на его долю приходится более 90 % всего промышленного производства ЯНАО и более 2,5 % ВПП России. Здесь сосредоточено 75 % разведанных запасов газа России, 65 % газового конденсата и 15 % нефти 2 (рис. 1).

Выделение полуострова Ямал в качестве самостоятельного объекта исследования обусловлено рядом факторов.

1. Этот район является одной из наиболее перспективных нефтегазоносных провинций, имеющих максимальную подготовленность запасов к разработке.

На территории Ямала открыто 26 месторождений (11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных), потенциальные ресурсы газа с учетом прилегающей акватории оцениваются в 50,5 трлн куб. м, жидких углеводородов - более 5 млрд т. Промышленные запасы газа составляют около 13 трлн куб. м, конденсата - 250,5 млн т (извлекаемые), нефти - 291,8 млн т (извлекаемые) (табл. 1-2).

Начальные потенциальные запасы, сосредоточенные на территории полуострова Ямал, позволяют обеспечить более 35 % добычи природного газа и около 5 % добычи нефти России. В перспективе этот район будет оказывать значительное влияние на функционирование народного хозяйства страны и безопасность ее развития.

1 Рассчитано на основе данных «Схема развития нефтяной и газовой промышленности полуострова Ямал на период до 2010 года» (Донецк: ЮЖНИИГИПРОГАЗ, 1989. 240 с.).

2 http://www.uralpolit.ru/

Структура промышленного производства ЯНАО

Производство стройматериалов 0,6 %

Деревообрабатывающая 0,1 %

Электро-

Машино- 3,9 %

Прочие 0,2 % Пищевая 0,7 %

строение 0,7 %

Ямало-Ненецкий автономный округ 75 %

Доля ЯНАО в разведанных запасах газа

Остальные регионы РФ 25

Доля ЯНАО в разведанных запасах нефти

Остальные регионы РФ 85 %

Ямало-Ненецкий автономный округ 15 %

Доля ЯНАО в разведанных запасах газового конденсата

Ямало-Ненецкий автономный Остальные округ 61%

регионы РФ 39 %

Рис. 1. Основные характеристики развития ЯНАО

Таблица 1

Распределение запасов нефти по основным месторождениям Ямала

Месторождения АВС1 С2

млн т % млн т %

Ямальский НГДР, всего В том числе: 252,0 100,0 241,9 100,0

Новопортовское 222,3 88,2 42,9 17,7

Арктическое 6,7 2,7 15,7 6,5

Западно-Тамбейское 9,9 3,9 100,2 41,4

Ростовцевское 7,4 2,9 71,5 29,6

Бованенковское 4,7 1,9 2,2 0,9

Нейтинское 1,0 0,4 9,4 3,9

* Таблица составлена по: [2].

Таблица 2

Распределение доказанных запасов природного газа по крупнейшим месторождениям Ямала (на 01.01.2001)*

Месторождения Запасы природного газа

трлн куб. м %

Ямальская НГДР - всего 13,26 100,00

В том числе:

** Бованенковское 4,92 37,10

Харасавэйское** 1,60 12,10

Крузенштерновское 1,68 12,70

Южно-Тамбейское 1,24 9,40

Северо-Тамбейское*** 0,93 7,00

Новопортовское*** 0,21 1,60

Перспективные*** 2,68 20,10

* Таблица составлена по: [2].

Недропользователь «Газпром». Месторождения из нераспределенного фонда.

2. Ямал находится на начальной стадии хозяйственного освоения и отличается экстремальными природно-климатическими условиями. Половина извлекаемых запасов газа категорий АВС1 + С2 находится в нераспределенном фонде недр, лицензии на разработку 49,2 % запасов углеводородных ресурсов принадлежат ОАО «Газпром» [2]. Стратегия развития этого района определяется в значительной степени экономическими условиями, запасами углеводородных ресурсов, климатическими и экологическими факторами, имеющимися технологиями освоения.

3. Ямал практически изолирован от других регионов России, лишь его южная часть имеет сухопутную границу. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает его развитие. Учитывая специфику климата, наиболее надежным видом транспорта является железнодорожный. Основной меридиональный коридор сформирован железной и автомобильной дорогами, линиями электропередач. В стадии незавершенного строительства находится 550-километровая железнодорожная линия Обская - Бованенково, строительство которой осуществлялось в 1981-1990 гг. В мае 2004 г. руководство ОАО «Российские железные дороги» приняло решение об участии компании в развитии транспортной инфраструктуры ЯНАО. Для привлечения инвестиций, завершения строительства и эксплуатации участка создана «Ямальская железнодорожная компания».

Отсутствие инфраструктуры, удаленность от потребителей и сложные природноклиматические условия предопределяют значительное повышение затрат на всех этапах освоения ресурсов. По оценкам экспертов, сметная стоимость выполнения работ на Ямале по сравнению с Ямбургским месторождением повышается в 1,5-2 раза. В результате себестоимость добычи газа Ямала на устье скважины будет колебаться в пределах 20-25 долларов США за 1 000 куб. м [3].

4. По своим природно-климатическим условиям и чувствительности к антропогенным воздействиям этот район не имеет аналогов в мире. Территория полуострова характеризуется значительной насыщенностью озерами (около 40 % общей площади), находится в зоне распространения сплошной многолетней мерзлоты, достигающей глубины 200-400 м, льди-стость пород в некоторых местах составляет 25-70 %.

Глубина сезонного оттаивания грунта не превышает 1,6 м [4], в результате экосистема Ямала является легкоуязвимой и при освоении углеводородных ресурсов могут происходить многочисленные изменения поверхности стока, заболочивание, подтопление и т. д. Важной характеристикой природно-климатического состояния района является потепление климата, что представляет серьезную опасность при строительстве и эксплуатации объектов, ведет к разрушению сооружений и уничтожению пастбищных угодий, угрожает затоплением значительных участков суши [4; 5]. В этой связи большое значение при формировании стратегии освоения углеводородных ресурсов имеет учет природно-климатических и геокриологических особенностей и ее направленность на достижение минимального воздействия на окружающую среду.

Возможность вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов Ямала рассматривалась на различных иерархических уровнях в течение последних тридцати лет. Можно выделить два этапа:

• охватывающий период с 1976 по 1989 г.;

• начинающийся в 1989 г. с введения обязательной экологической экспертизы.

На первом этапе осуществлялись проектные исследования и долгосрочное планирование освоения ресурсов Ямала на 20-летний период, в них участвовало более 20 научноисследовательских и проектных институтов. Первое постановление по освоению этого региона появилось в 1976 г. Проводимая работа была отражена в ряде документов, объекты Ямала рассматривались в них с различной степенью детализации:

• проекты разработки месторождений и их экономическое обоснование;

• схемы развития газовой, нефтяной отраслей промышленности, смежных и инфраструктурных отраслей в их взаимосвязи с основным производством;

• обоснование приоритетных направлений развития науки и техники в ТЭК и обслуживающих его отраслях;

• разработка целевой комплексной программы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК) с выделением освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал.

Анализ исследований, проведенных на первом этапе, показал, что уже на стадиях проектного обоснования и перспективного планирования предопределялось диспропорциональное развитие хозяйства района. Отсутствие единого органа по координации всех работ, осуществляемых на Ямале, привело к возникновению диспропорций не только в процессе обустройства района, но уже на стадии проектирования объектов.

В результате непродуманной организации разработки природных ресурсов Ямала было загублено свыше 6 млн га пастбищных земель, на их рекультивацию, по оценкам экспертов, потребуются капитальные вложения в размере 50-100 млрд долларов США [6]. Анализ причин техногенного воздействия на окружающую среду Ямала показал, что почти 50 % ущерба связано с недостатками управления и организации работ, а также с безответственным отношением к окружающей среде, около 30 % - с низким качеством оборудования и техники, 20 % - с несовершенством технологий [7]. Таким образом, значительная часть ущерба может быть предотвращена без больших затрат, на основе комплексного подхода к освоению ресурсов, совершенствования управления нефтегазовым комплексом.

С исчерпанием запасов ресурсов в регионах с благоприятными условиями для освоения произошло существенное изменение системы государственного управления природопользованием. Начиная с 1985 г. правительственными органами СССР была осознана критическая ситуация, сложившаяся в нефтегазовых районах, и предпринят ряд крупных мер по преодолению отрицательных последствий промышленного освоения для окружающей среды: хозяй-

ствующим субъектам вменялась в обязанность разработка и реализация программ охраны окружающей среды. С особой остротой весь комплекс экологических проблем сказывается на сибирских регионах с преимущественной ориентацией их хозяйств на развитие сырьевых отраслей. Так, в 1986-1990 гг. объем государственных капитальных вложений на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов в целом по Тюменской области увеличился почти в 2 раза и тем не менее составлял в 1991 г. незначительную долю в валовых инвестициях нефтегазового комплекса - чуть более 1 %. Усиление экологического аспекта в управлении природопользованием связано с осознанием роли и значения природных ресурсов как ресурсов окружающей среды, чрезмерная эксплуатация которых чревата последствиями, губительными для человечества. На современном этапе общественного развития рост производства и масштабы антропогенных воздействий на природу выдвигают экологию в разряд важнейших социально-экономических и геополитических факторов.

На втором этапе были проведены дополнительные исследования, охватывающие более широкий спектр вопросов. Ввиду серьезных экологических и социальных проблем, возникших на начальном этапе освоения ресурсов Ямала, было прекращено (под влиянием общественности, в том числе организации по защите прав коренных народов Севера «Ямал - потомкам!») финансирование проводимых работ и признано необходимым при хозяйственном освоении новых районов в обязательном порядке предусмотреть:

• переход к использованию природно-ресурсного потенциала на платной основе;

• непременное участие территории (в лице ее представителей) при решении вопросов предоставления (продажи) природных ресурсов для эксплуатации; обязательная экологическая экспертиза всех проектов, связанных с предоставлением (продажей) природных ресурсов;

• изменение принципов распределения и перераспределения чистого дохода, созданного в природоэксплуатирующих отраслях;

• формирование экологического законодательства.

Отличительными особенностями этого этапа являются: рассмотрение множества вариантов освоения и разработки углеводородных ресурсов полуострова, учет национальных, социально-экономических, экологических и медико-биологических аспектов, что позволяет определить область относительной устойчивости оцениваемых проектов при изменении отдельных параметров внешних условий и выбрать экономически эффективный вариант развития.

Последним документом стала «Программа комплексного промышленного освоения месторождений полуострова Ямал», разработанная ОАО «Газпром» (2002 г.). При ее формировании сделана попытка использования комплексного подхода с учетом региональных интересов, но в целом она отражает интересы «Газпрома». В июле 2002 г. программа была рассмотрена в Правительстве Российской Федерации, однако до сих пор вопрос об освоении ресурсов Ямала в ближайшей перспективе остается открытым.

Актуальность данного исследования определяется возрастающей ролью углеводородных ресурсов перспективных районов в решении стратегических задач и обеспечении энергетической безопасности России, а также нерешенными методологическими проблемами прогнозирования темпов и масштабов освоения новых нефтегазодобывающих районов как единой системы природопользования, инфраструктурной обеспеченности с учетом экономических и правовых аспектов государственного регулирования рационального использования недр.

Развитие методологии осуществлено в направлении исследования внешних условий функционирования крупного НГДР; адекватного учета особенностей природопользования в моделях прогноза; модификация системы моделей для разработки комплексного прогноза.

Методический подход к прогнозированию

освоения углеводородных ресурсов добывающего района

Нами разработан и реализован методический подход к формированию стратегии освоения углеводородных ресурсов добывающего района как комплексной программы развития, позволяющей учесть экономические, технологические, инфраструктурные и экологические аспекты их освоения и обеспечить потребности народного хозяйства в углеводородных ресурсах. Особенностями предлагаемого подхода являются:

• комплексность рассмотрения проблемы, что позволяет учесть всю систему взаимосвязанных мероприятий по освоению углеводородных ресурсов (между процессами геологоразведки, проведения научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ (НИиПИР), добычи, транспортировки, создания объектов смежных и инфраструктурных отраслей), а также факторов, влияющих на результаты программы и выбор эффективного варианта;

• возможность исследования альтернативных сценариев освоения НГДР, различающихся добычей углеводородных ресурсов, с учетом различных вариантов развития инфраструктурных и смежных отраслей и изменения социально-экономических факторов, обеспечивающих их реализацию;

• этапность формирования программы посредством разработки определенной последовательности процедур и методов, отражающих специфические особенности решаемой проблемы. Характерными особенностями НГДР как объекта прогнозирования являются возможность количественного описания целей, способов их достижения, необходимость учета ресурсных ограничений на каждом этапе разработки программы;

• использование моделей на отдельных этапах формирования программы позволяет сформировать сценарии добычи углеводородных ресурсов по НГДР, генерировать варианты разработки месторождений в динамике с учетом ограниченности запасов, вероятностного характера запасов и дебитов скважин, геологических условий пласта, оценить эффективность альтернативных сценариев и выработать стратегию, направленную на достижение сбалансированного развития и рационального использования недр.

Долгосрочная программа комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных НГДР, оказывающего существенное влияние на темпы и пропорции развития ТЭК страны и всего народного хозяйства в целом, должна формироваться с учетом его тенденций. В работе предложена организационная схема и инструментарий разработки вариантов программы в виде системы разнородных моделей: оптимизационных, имитационных, сетевых (рис. 2). Модельный комплекс адаптирован к новым условиям хозяйствования, которые представлены блоком входных параметров, процесс формирования программы представлен в виде пяти последовательно осуществляемых стадий прогнозирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая стадия - определяются объемы добычи углеводородных ресурсов по нефтегазодобывающим районам, а также объемы их транспортировки за пределы района на основе решения оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели (ОМММ-ТЭК) в соответствии с потребностями народного хозяйства, задаваемыми энергетической стратегией России. Количественные оценки уровней добычи углеводородных ресурсов в НГДР находятся в прямой зависимости от долгосрочной стратегии развития народного хозяйства и являются основой при формировании сценариев предстоящего развития.

Вторая стадия - формируются варианты разработки месторождений с использованием имитационной модели разработки месторождения, учитывающей условия недропользования и экономические зависимости. По каждому варианту определяются годовые объемы добычи углеводородных ресурсов, объемы и сроки потребляемых ресурсов, а также интегральные затраты в целом по варианту.

Третья стадия - выбираются месторождения, подлежащие освоению, варианты и сроки ввода месторождений в разработку, определяемые разведанными запасами, геологопромысловыми характеристиками, экологическими факторами и экономическими показателями, при которых потребность в углеводородных ресурсах по рассматриваемому сценарию обеспечивается с минимальными интегральными затратами. Используется оптимизационная производственная модель в вариантной постановке.

Четвертая стадия - комплексное описание программы освоения добывающего района на базе сетевой модели, позволяющей адекватно описать процесс вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов с учетом инфраструктурной подготовки территории, развития обеспечивающих отраслей и нагрузки на окружающую среду. В качестве критериев оптимизации могут рассматриваться: срок реализации программы; затраты ресурсов, дисконтированные во времени; сумма отклонений от заданных ограничений по ресурсам; эффект от выпуска целевой продукции в заданной шкале оценок. Модель позволяет осуществлять оперативное управление ходом выполнения программы.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ

Гипотеза развития народного хозяйства (темпы !. роста ВВП) ,

налоговая

система

конъюнктура

рынка

потребность в углеводородном сырье

технико-

экономические

показатели

геологические параметры (запасы, дебиты, геологопромысловые характеристики)

экологические

нормативы

ИНСТРУМЕНТАРИИ

г — — — — _! Формирование сценариев

ОМММ-ТЭК

Определяются:

• объемы добычи углеводородных ресурсов по НГДР;

• объемы и направления транспортировки

Модель развития нефтегазодобывающего района

Имитационная Имитационная

модель модель

разработки 1-го разработки к-го

месторождения месторождения

Определяются:

• ГРР, объемы эксплуатационного бурения, динамика добычи;

• капитальные и эксплуатационные затраты;

• сроки ввода месторождений в разработку

1_ ___________________

і------V-----------------

Выбор эффективного варианта программы

__ J

И

Определяются:

• динамика выпускаемой продукции и потребляемых ресурсов;

• оценка эффективности инвестиций;

• расписание выполнения мероприятий программы

1_

РЕЗУЛЬТАТЫ

Прогнозирование

освоения

углеводородных

ресурсов

добывающего

района:

• динамика добычи углеводородных ресурсов;

ГРР, объемы бурения;

• потребности в основных ресурсах в территориальном и отраслевом разрезе;

• сроки ввода мощностей;

• показатели эффективности инвестиций;

• выбор эффективного варианта природопользования и формирование стратегии вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов

Рис. 2. Система моделей формирования программы комплексного освоения углеводородных ресурсов добывающего района

Пятая стадия - оценка и выбор эффективного варианта программы на основе методов анализа инвестиционных проектов, которые позволяют оценить влияние различных факторов [8; 9]. Сравнение вариантов программы и выбор наилучшего проводятся по показателям чистого дисконтированного дохода (ЧДД), внутренней нормы доходности (ВНД) и срока возврата инвестиций.

Ведущую роль в системе моделей занимают имитационная модель разработки отдельного месторождения и сетевая модель программы вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов НГДР. Имитационная модель месторождения является генератором вариантов добычи и экономических показателей по этапам развития с учетом особенностей недропользования, охраны природной среды, ограниченности и неопределенности запасов и дебитов скважин. Сетевая модель программы осуществляет согласование во времени по ресурсам и мощностям процесс функционирования месторождений с проведением природоохранных мероприятий, геологоразведочных работ, строительством трубопроводов, созданием объектов инфраструктуры и других обеспечивающих отраслей.

Допустимое расписание всех работ и событий, описанных в сетевой модели, можно интерпретировать как скоординированную во времени совокупность инвестиционных проектов добывающих и сервисных компаний, а сам календарный план может использоваться в двух режимах:

• как условный прогноз реализации инвестиционной программы при благоприятных режимах инвестирования,

• как организационный механизм реализации программы освоения для координации деятельности различных компаний со стороны администрации программы.

Нами разработана детализированная сетевая модель освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал, представленная в виде сетевого графа, имеющего блочно-модульную структуру, фрагмент которой показан на рис. 3. Общий сетевой граф освоения углеводородных ресурсов Ямала содержит 91 фактическую и 39 фиктивных работ (включая и внутримо-дульные), охватывает 20-летний период. Входные данные и результаты расчетов представлены в разрезе 11 отраслей. Исходная информация содержит данные о потреблении и производстве на работах сетевого графа 45 ресурсов и продуктов.

Альтернативные сценарии освоения ресурсов Ямала

В основу построения сценариев нами положены варианты развития добычи углеводородных ресурсов на Ямале, полученные на основе расчетов по комплексу моделей, соответствующие им прогнозы развития обеспечивающих отраслей, сформированные в результате оценок научно-исследовательских и проектных институтов, мнений экспертов, а также результатов ретроспективного анализа развития ЗСНГК. Рассмотрим характеристику сценариев по основным составным элементам НГДР.

Добыча углеводородных ресурсов. При формировании сценариев мы исходили из того, что цели развития Ямала в перспективе определяются его возрастающей ролью в обеспечении энергетической безопасности страны. Согласно благоприятному (максимальному) сценарию энергетической стратегии России, основанному на ускорении экономического роста -рост ВВП 6,2 % в год, предполагается постепенно наращивать добычу газа в России до 730 млрд куб. м к 2020 г., нефти (включая конденсат) - до 520 млн т.

Умеренный и критический сценарии основаны на годовых темпах роста ВВП 3-4 % в предположении, что сырьевые отрасли не позволяют обеспечить высокие темпы роста экономики. Добыча газа возрастает соответственно до 682 и 605 млрд куб. м, нефти - до 351 и 448 млн т - соответственно критический и умеренный варианты [10].

Сформировано три сценария развития Ямала, различающихся объемами добычи углеводородных ресурсов (табл. 3).

Сценарий I (минимальный) предполагает минимальное удовлетворение потребностей народного хозяйства в природном газе и нефти, что обусловливает наращивание добычи газа до 194 млрд куб. м посредством ввода Бованенковского (2008 г.), а затем Харасавэйского (2013 г.) месторождений, нефти - до 5,3 млн т за счет ввода Новопортовского месторождения (2014 г.). Доля природного газа Ямала в общей добыче ЗСНГК возрастает к концу рассматриваемого периода до 37,7 % (табл. 4).

Таблица 3

Сценарии развития добычи углеводородных ресурсов полуострова Ямал

на конец года

I (минимальный) II (максимальный) III (средний)

Ресурс Годы

10-й 15-й 20-й 10-й 15-й 20-й 10-й 15-й 20-й

Харасавэйский ПУ

Природный газ (млрд куб. м) 146,5 179,0 194,0 211,5 241,0 250,0 165,5 194,0 224,0

Конденсат (млн т) 8,6 13,1 15,1 15,1 17,3 19,3 15,1 16,2 17,3

Новопортовский ПУ

Нефть (млн т) - 4,3 5,3 - 5,8 17,0 - 5,8 13,0

Попутный газ (млрд куб. м) - 0,2 0,3 - 0,5 1,5 - 0,5 1,3

Сценарий III (средний) является промежуточным, предполагается постепенное наращивание добычи газа к концу рассматриваемого периода до 224 млн куб. м, нефти - до 13 млн т. По сравнению со сценарием I здесь дополнительно вводится в эксплуатацию Крузенштер-новское месторождение (2014 г.), Ямал будет обеспечивать 43 % объема добычи газа ЗСНГК.

Сценарий II (максимальный) построен исходя из предельных возможностей подготовленной сырьевой базы и предполагает интенсивное наращивание добычи газа до 250 млрд куб. м и нефти - до 17 млн т. Он предусматривает ввод в эксплуатацию в 2019 г. Тамбейской группы месторождений. Ямал будет не только компенсировать падение добычи природного газа в стране, но и обеспечит ее рост. Доля Ямала в общей добыче по ЗСНГК возрастет с 24 до 46 % к концу периода.

Варианты развития обеспечивающих отраслей. Для каждого сценария формировалось множество вариантов, различающихся развитием обеспечивающих отраслей (включая инфраструктурные) и экономическими условиями (изменением цен на углеводороды, условиями финансирования, кредитования, налогообложения, темпами инфляции и т. д.). Предполагается, что мощности обеспечивающих отраслей соответствуют потребностям добывающих. Рассмотрено пять основных проектных вариантов транспорта газа, которые предусматривают прохождение трассы по территории Ямала («сухопутный»), либо с пересечением Байдарац-кой, либо Обской губы («морской»). Варианты транспорта нефти с полуострова Ямал в значительной степени определяются интенсивностью ее добычи, нами рассмотрены железнодорожный и трубопроводный варианты транспортировки нефти.

Завоз грузов и транспорт общего пользования. Для доставки грузов предполагается создание транспорта общего пользования. Особенность железнодорожного транспорта состоит в создании транспортного выхода к существующей сети Западной Сибири. В качестве главной опорной магистрали Ямала рассмотрено строительство железной дороги Обская -Бованенково, которая позволит связать месторождения с действующей железной дорогой Чум - Лабытнанги, а посредством отводов - с перспективными месторождениями. Предполагается строительство подъездных железнодорожных путей к базам материальнотехнического снабжения и складам горюче-смазочных материалов на месторождениях Бова-ненковское, Харасавэйское, Крузенштерновское и Новопортовское. В автомобильном транспорте намечается создание вдольтрассовых (Харасавэй - Бованенковское, Новый Порт - Ха-расавэй, Лабытнанги - Новый Порт), внутри- и межпромысловых дорог, а также поддержание существующей системы автозимников, обеспечивающих доставку грузов от морских и речных портов. Развитие авиационного транспорта связано с доставкой вахтовых бригад и разовых грузов целевого назначения. Рассмотрено строительство ряда взлетно-посадочных полос с комплексом дополнительных сооружений и аэропортов для приема большегрузных самолетов в Бованенково, Харасавэе и Новом Порту.

5) Новопортовское месторождение

✓ Г еолого-развёдочные работы по перспективной группе

' / Геолого-разведочные работы^ 1 I по Новопортовскому ИХ, " "

БованЬнковское

месторождение

Рис. 3. Фрагаент сетевой модели освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал

Таблица 4

Сценарии развития добычи природного газа (млрд куб. м) на конец рассматриваемого периода*

Регион, месторождение 2003 г. (факт) Пятилетия

1-е 2-е 3-е 4-е

I (минимальный)

Россия 615,0 588,0 558,0 587,0 605,0

ЗСНГК 568,9 540,0 493,0 515,0 515,0

% к России 92,5 91,8 88,4 87,7 85,1

Ямал - 14,2 146,5 179,0 194,0

В том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бованенковское - 14,2 146,5 146,5 160,0

Харасавэйское - 19,0 34,0

Ямал в % к ЗСНГК - 2,6 5,9 34,8 37,7

II (максимальный)

Россия 615,0 617,0 665,0 710,0 730,0

ЗСНГК 568,9 569,0 572,0 558,0 541,0

% к России 92,5 92,2 86,0 78,6 74,1

Ямал - 72,0 211,5 241,0 250,0

В том числе:

Бованенковское - 72,0 160,5 160,0 160,0

Харасавэйское - 19,0 34,0 34,0

Крузенштерновское - 32,0 32,0 32,0

Тамбейская гр. - 15,0 24,0

Ямал в % к ЗСНГК - 12,7 36,9 43,1 46,2

III (средний)

Россия 615,0 617,0 635,0 660,0 682,0

ЗСНГК 568,9 569,0 564,0 526,0 520,0

% к России 92,5 92,2 88,8 79,7 76,2

Ямал - 36,5 165,5 194,0 224,0

В том числе:

Бованенковское - 36,5 146,5 160,0 160,0

Харасавэйское - 19,0 34,0 34,0

Крузенштерновское - 30,0

Ямал в % к ЗСНГК 6,4 29,3 36,9 43,1

* Распределение добычи природного газа по месторождениям Ямала получено из решения имитационной производственной модели газодобывающего района.

Геолого-разведочные работы (ГРР). Наращивание объемов добычи обусловливает необходимость подготовки новых запасов для их компенсации и, следовательно, увеличения объемов геолого-разведочных работ. Выбранная стратегия развития ГРР на нефть и газ предполагает, что ежегодные объемы разведываемых запасов превышают размеры текущей добычи в соответствующий год рассматриваемого периода. В целях равномерного выполнения ГРР и создания их мощностей в модели задана сглаженная динамика их роста.

Электроэнергетика. Развитие электроэнергетики рассматривается с учетом обеспечения возрастающих потребностей Ямала. На начальном этапе хозяйственного развития предполагается осуществить сооружение ГРЭС с парогазовыми установками мощностью 2,0-2,5 млн кВт, а также электростанций, работающих на природном и попутном газе.

Трудовые ресурсы оцениваются одним показателем - численностью промышленнопроизводственного персонала (ППП), которая рассчитывалась по каждому объекту исходя из нормативов освоения объемов СМР и среднегодовой производительности подрядных строительных организаций с учетом северных условий. Концепцией освоения природных ресурсов

и социально-экономического развития полуострова Ямал предусматривается использование вахтово-экспедиционного метода (ВЭМ) с эшелонированной системой базовых поселений как на территории Ямало-Ненецкого национального округа, так и в Европейской части России. На месторождениях и большинстве намечаемых к строительству КС предусматривается строительство жилых вахтовых комплексов, включающих объекты инженерного обеспечения.

Финансирование программы. Программа освоения углеводородных ресурсов Ямала является высококапиталоемкой, в этой связи нами рассматриваются два варианта финансирования: за счет средств инвестора (например, из бюджета государства) и взятия кредита на финансирование части стоимости проекта. Было принято допущение - заемный капитал составляет лишь 30 % всех потребностей в инвестиционных ресурсах и направляется для закупки оборудования и осуществления монтажа, что соответствует доле отраслей специализации в общей структуре инвестиций.

Потребности программы в ресурсах

и обоснование экономической эффективности реализуемости сценариев

Оценка вариантов проведена на 20-летнем периоде в соответствии со средним сроком службы оборудования. В результате расчетов получено допустимое расписание всех работ и событий, описанных в модели. Определены объемы выпускаемой продукции, совокупные потребности программы в основных ресурсах, их динамика и показатели экономической эффективности реализации сценариев по вариантам.

Анализ временных связей ввода основных объектов и возможные сроки реализации программы. На основании расчетов выявлено, что использование сетевой модели при прогнозировании освоения ресурсов НГДР позволяет согласовывать строительство объектов с вводом в разработку месторождений, координировать деятельность организаций по обустройству района, обеспечивая наибольший доход от добычи углеводородных ресурсов при выполнении заданных ограничений по воздействию на окружающую среду. Особенностью программы освоения Ямала является наличие жестких связей по вводу в действие объектов вследствие необустроенности района и необходимости последовательного создания большинства объектов по подготовке инфраструктуры. На критическом пути находятся:

• работы по строительству железных дорог до введения их во временную эксплуатацию (Обская - Бованенково, Бованенково - Харасавэй, Бованенково - Малыгино);

• работы по подготовке и инженерному обеспечению, организации нарастающей добычи и введению дожимной компрессорной станции на Бованенковском месторождении;

• подготовка трассы, строительство линейной части и компрессорных станций на газопроводе Бованенково - Центр;

• практически все работы (кроме двух из семи) по освоению и разработке Харасавэйско-го месторождения.

Значительное влияние на сроки ввода в эксплуатацию объектов оказывает строительство железных дорог. При строительстве дороги Обская - Бованенково одновременно из двух исходных пунктов возникает резерв времени, равный лишь полутора годам, что позволяет варьировать расписанием ввода месторождений, при этом на 3 % возрастает ЧДД от реализации программы по сравнению с вариантом последовательного строительства участков дороги.

Выполнение НИиПИР удлиняет критический путь и срок реализации всей программы не менее чем на 5,5 лет и влияет на сроки вовлечения в хозяйственный оборот месторождений и динамику потребляемых ресурсов. Учет стохастических факторов посредством вероятных возвратов при выполнении научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в расчетах по сетевой модели позволил оценить величину изменения сроков ввода в разработку месторождений Ямала (от 0,5 до 2,2 года). Ввод Новопортовского месторождения определяется сроками завершения строительства железной дороги Паюта - Новый Порт и сдачи в эксплуатацию участка Паюта - Обская - Халмер-Ю, при этом строительство дороги не сдерживает намеченный директивный срок добычи нефти в 2014 г.

Работы по строительству заводов по сжижению природного газа не попадают на критический путь, а определяются сроками ввода в эксплуатацию Харасавэйского месторождения, начало функционирования заводов возможно в 2013 г. Более позднее начало освоения района при заданных директивных сроках ввода месторождений в эксплуатацию автоматически сокращает периоды обустройства месторождений, а следовательно, уменьшается и возможность варьирования сроками ввода объектов инфраструктуры.

Кроме того, большинство работ, не попавших на критический путь, имеют маленький резерв времени и при незначительных вариациях в исходных данных (сокращение объемов выделенных ресурсов, изменение топологии сети и др.) попадают на критический путь.

Потребности в инвестициях. В результате расчетов нами выявлены совокупные потребности программы освоения Ямала в основных ресурсах и их динамика. Реализация программы позволит обеспечить выход по добыче газа (включая попутный) на уровень 195-250 млрд куб. м, по нефти (включая конденсат) - на 20-36 млн т и потребует инвестиций в размере 96-124 млрд долларов США (табл. 5), что сопоставимо с затратами на освоение ЗСНГК в 1970-1990 гг. и составляет почти пятилетний объем суммарных инвестиций в основной капитал по всем отраслям ТЭК России.

Таблица 5

Потребность в инвестициях* программы освоения углеводородных ресурсов Ямала

Сценарии

I (минимальный) II (максимальный) III (средний)

Отрасли млрд дол. % от общего объема млрд дол. % от общего объема млрд дол. % от общего объема

Специализации (га- 26,17 27,30 40,54 32,80 31,77 29,70

зовая, нефтяная)

Инфраструктурные, 44,63 46,50 52,73 42,70 48,53 45,40

в том числе магист-

ральный трубопроводный транспорт 33,87 75,90 40,09 76,00 35,83 73,80

Смежные 25,07 26,20 30,32 24,50 26,66 24,90

Всего по программе 95,87 100,00 123,59 100,00 106,96 100,00

С учетом затрат на природоохранные мероприятия.

Суровые климатические условия региона, отсутствие инфраструктуры, его удаленность от центра требуют больших затрат на обустройство района - основная доля капитальных вложений приходится на инфраструктурные отрасли - около 50 % в целом за период, до 70 % в первом десятилетии (табл. 6). Для сооружения магистральных трубопроводов по рассматриваемым сценариям требуется до 76 % от общего объема инвестиций в инфраструктуру, из них на строительство линейной части газопроводов - до 86 %, строительство компрессорных станций отвлекает почти 17 %.

Таблица 6

Отраслевая структура капитальных вложений по III сценарию и «морском»-1 варианте прокладки трубопроводов (%)

Отрасли 1 * 1-е десятилетие * 2 десятилетие

Специализации, 20,0 61,0

в том числе:

газовая 17,8 23,5

нефтяная 2,2 37,5

Инфраструктурные, 68,9 26,7

в том числе магистральный трубопроводный транспорт 42,5 31,5

железнодорожный транспорт 31,0 21,3

Смежные, 11,1 12,3

в том числе геологоразведка 9,2 8,5

Всего 100,0 100,0

* В целом за период.

Объем капитальных вложений, необходимый для ввода в разработку основных месторождений (с учетом затрат на проведение геолого-разведочных работ, лицензирование и создание социальной инфраструктуры), составит около 25-30 % от общего объема инвестиций в освоение Ямала.

Развитие смежных отраслей по рассматриваемым сценариям требует до 26 % всех инвестиций, из них около 60 % (до 15 млрд долларов) направляется на строительство комплекса заводов СПГ. Геологоразведка и энергетика отвлекают в первое десятилетие более 11 %, в том числе геологоразведка - 9,2 %, во второе - более 12 %.

Оценка экономической эффективности сценариев программы. В качестве варьируемых экономических параметров приняты: изменение прогнозных цен на углеводородные ресурсы, условия финансирования, кредитования, налогообложения, темпы инфляции, коэффициент дисконтирования. Нами были сформированы 4 варианта прогнозных внутренних цен на природный газ в соответствии с расчетными значениями, разработанными Минэнерго РФ [11. С. 115], и основными положениями энергетической стратегии России [10]. Относительно внутренних цен на нефть и конденсат было сделано допущение - они оставались неизменными на уровне цен 1 квартала 2004 г. 3, что позволило оценить влияние изменения внутренних цен на природный газ на эффективность реализации программы.

В расчетах приняты ставки налогообложения, действующие в России на начало 2004 г. Налог на добычу полезного ископаемого принят в размере 107 руб. за 1 000 куб. м добытого газа (введен с 1 января 2004 г.), по нефти - базовая ставка составляет 347 руб. за тонну добытой нефти. Кроме того, в бюджете заложен повышающий коэффициент 1,74, что увеличивает ставку до 603 руб. за тонну. Величина налога на прибыль предприятий исчислялась в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, ее максимальное значение составляло 24 % от полученного дохода. Показатель нормы дисконтирования по вариантам изменялся в пределах от 10 до 20 %.

В настоящее время в экономике России практически прекратился спад производства, осуществляются определенные мероприятия по повышению инвестиционной активности. Приняты основные законодательные решения, формирующие правовое поле инвестиционной активности, однако еще не решен окончательно один из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата - обеспечение гарантий инвестору. Несмотря на эти обстоятельства, российские банки предоставляют кредиты в конвертируемой валюте под проценты, примерно соответствующие процентам по кредитам международных финансовых институтов (процентные платежи по кредитам МБРР 4 и ЕБРР 5 составляют около 15 % годовых). При расчетах по варианту с частичным кредитным финансированием ставка банковского процента принята в размере 15 %.

Предполагается, что все издержки и доходы возрастают в той же степени, что и общий уровень инфляции, нами рассмотрены два варианта динамики инфляции: максимальный -10 % в течение первых 7 лет; минимальный - 10 % в течение 4 лет с последующим снижением через каждые 3 года на 2 %.

Проведенные расчеты показали, что реализация программы по всем вариантам рассматриваемых сценариев при действующей налоговой системе и сложившихся внутренних ценах на углеводородные ресурсы с учетом полного комплекса мероприятий не является эффективной (значения чистого дисконтированного дохода отрицательные, срок окупаемости превышает двадцатилетний период). Эффективность программы повышается при постепенном росте внутренней цены природного газа до 65 долларов США за 1 000 куб. м к концу периода, что позволяет получить чистый дисконтированный доход в размере 5,79, 9,10 и 12,31 млрд долларов соответственно по I, II и III сценариям (при коэффициенте дисконтирования 10 %). Внутренняя норма доходности составляет 11,67, 10,35 и 16,98 %, окупаемость программы по III сценарию достигается за 13,5, по I сценарию - за 15,6 и по II сценарию - за 14,8 года (табл. 7).

Наилучшими показателями экономической эффективности с финансовой и народнохозяйственной точек зрения характеризуется сценарий III освоения углеводородных ресурсов Ямала: достигается максимальное значение ЧДД по вариантам (12,04-16,66 млрд долларов),

3 http://www.expert.ru/expert/special/oil/1-1.htm.

4 Мировой банк реконструкции и развития.

5 Европейский банк реконструкции и развития.

наименьший срок окупаемости (13,5-16,5 года), внутренняя норма доходности находится в пределах 16,77-16,98 %, что соответствует требованиям Международного банка реконструкции и развития (табл. 7, 8).

Этот сценарий целесообразно принять в качестве основы при формировании стратегии освоения углеводородных ресурсов Ямальского НГДР. Реализация программы по этому сценарию позволит обеспечить выход к концу рассматриваемого периода по добыче газа (включая попутный) на уровень 225,3 млрд куб. м, по нефти (включая конденсат) -на 30,3 млн т и потребует инвестиций в размере 107 млрд долларов США.

Реализация программы развернута в динамике, в результате расчетов получено допустимое расписание всех работ и событий, описанных в модели. В соответствии с выбранным сценарием развития программы ввод месторождений в эксплуатацию целесообразно производить в следующей последовательности: Бованенковское (2008 г.), Харасавэйское (2013 г.), Крузенштернское (2014 г.), Новопортовское (2014 г.).

Наиболее эффективным вариантом прокладки газопровода с Ямала является «морской»-1 -через Байдарацкую губу. Он меньше по протяженности, при его выполнении наносится минимальный ущерб окружающей среде, уменьшается общий объем капитальных вложений по программе в целом по сравнению с альтернативными вариантами: «морской»-2 (через Обскую губу) и сухопутный - на 2,1 и 5,3 % соответственно, ЧДД возрастает на 1,5 и 5,2 %. Результаты сравнительной оценки рассматриваемых вариантов транспорта нефти с Ямала показали преимущество железнодорожного варианта, предусматривающего опережающее строительство железной дороги Паюта - Новый Порт. Он позволяет свести к минимуму нарушение экологического равновесия на полуострове и сократить инвестиции на выполнение всей программы на 6,0 и 7,1 % по сравнению с вариантами транспортировки трубопроводами.

Показана высокая чувствительность программы освоения Ямала к системе экономического регулирования. При снижении налога на прибыль до 15 % и максимальном темпе инфляции ЧДД возрастает на 30 %. Переход к финансированию за счет частичного кредитования (при 15-процентной ставке) снижает ЧДД в пределах 25 %. Уменьшение темпов инфляции при сохранении внешних условий приводит к росту ЧДД на 7-20 %

При увеличении налога на прибыль до 30 % и сохранении неизменными других показателей чистый дисконтированный доход по всем вариантам принимает отрицательное значение. Наблюдается резкое снижение внутренней нормы доходности, лишь по III производственному сценарию она равна 3,02 %, по другим сценариям ее значение не определено, срок окупаемости выходит за пределы рассматриваемого периода. Проведенное исследование чувствительности инвестиционной программы к экономическим регуляторам демонстрирует целесообразность предоставления предприятиям льготного налогообложения на период освоения ресурсов (до момента выхода программы на окупаемость) и повышения внутренних цен на природный газ, по крайней мере, до их уровня в странах СНГ. В этих условиях появляется возможность использования полученной прибыли для продолжения осуществления данного проекта с учетом внедрения эффективных экологически чистых энергосберегающих технологий, позволяющих значительно уменьшить нагрузку на окружающую среду.

Темп инфляции не оказал существенного влияния на экономические показатели, поскольку различия в вариантах его изменения не были существенными. При переходе к минимальному темпу инфляции и сохранении неизменными других внешних факторов по всем сценариям возросли значения ЧДД на 7-20 % и ВНД - на 1-1,5 %, соответственно возрос срок окупаемости на 1,5-2 года.

При частичном финансировании программы за счет взятия кредита с процентной ставкой 15 % при максимальном темпе инфляции (по сравнению с финансированием за счет средств инвестора) уменьшается значение показателей ЧДД и ВНД по производственным сценариям в пределах 25 %, срок окупаемости возрастает на 2-3 года. Это обусловлено низкой долей заемных средств (30 %) в общем объеме инвестиций.

Наши исследования показывают, что наилучшие показатели экономической эффективности III сценария освоения углеводородных ресурсов Ямала достигаются при морском варианте строительства газопроводов («морской»-1), железнодорожном варианте транспортировки нефти и финансировании за счет средств инвестора. Данный вариант характеризуется наибольшей величиной ЧДД (12,31 млрд долларов), минимальным сроком окупаемости (13,5 года) При переходе к частичному финансированию за счет взятия кредита и при максимальных значениях варьируемых параметров (темп инфляции, налог на прибыль добы-

Сравнительная эффективность реализации сценариев программы по вариантам освоения Ямальского НГДР (максимальный рост цен)

Таблица 7

Сценарии*

Показатель I II III

1а 16 1в 2а 1а 16 1в 2а 1а 16 1в 2а

Годовой объем добычи (на конец периода)

газа (включая попутный), млрд куб. м 194,3 194,3 194,3 194,3 251,5 251,5 251,5 251,5 225,5 225,5 225,5 225,5

нефти (включая конденсат), млн т 20,4 20,4 20,4 20,4 36,3 36,3 36,3 36,3 30,3 30,3 30,3 30,3

Инвестиции**, млрд дол. 95,9 95,9 95,9 95,9 123,6 123,6 123,6 123,6 107,0 107,0 107,0 107,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД)***, млрд дол. 5,79 7,53 -8,66 5,16 9,10 1,02 -5,51 0,75 12,31 16,66 -2,75 12,04

Внутренняя норма доходности (ВИД), % 11,67 15,17 0,00 11,48 10,35 15,05 0,00 10,15 16,98 19,77 3,02 16,77

Дисконтированный срок окупаемости, лет 15,6 14,7 29,1 17,9 14,8 13,8 28,5 19,7 13,5 12,5 25,9 16,5

* Производственные сценарии: I (минимальный) - наращивание добычи газак концу рассматриваемого периода до 194,3 млрд куб. м, нефти - до 20,4 млн т; II (максимальный) - интенсивное наращивание добычи газадо 251,5 млрд куб. ми нефти - до 36,3 млн т; III (средний) - постепенное наращивание добычи газадо 225,5 млн куб. м, нефти - до 30,3 млн т. Варианты финансирования: 1 - за счет средств инвестора; 2 - финансирование 30 % стоимости проекта за счет взятия кредита.

Варианты налогообложения прибыли: а - 24 %; б - 23 %; в - 30 % от полученного дохода.

** Учтены полные инвестиции с учетом расходов на природоохранные мероприятия.

*** Коэффициент дисконтирования - 10 %.

Таблица 8

Основные экономические показатели предлагаемого (III) сценария программы при финансировании за счет средств инвестора

Показатель Ед. измерения Значение

Годовой объем добычи

* газа (включая попутный) млрд куб. м 225,3

нефти (включая конденсат)* млн т 30,3

Прирост извлекаемых запасов

газа млрд куб. м 1098,8

нефти млн т 600,0

Среднегодовая численность ППП* тыс. чел. 22,4

Годовой объем завоза грузов (максимальный уровень) млн т 14,3

Годовой объем потребления электроэнер- млрд кВт-ч 9,1

гии*

Общий объем инвестиций , в том числе: млрд дол. 107,0

добыча млрд дол. 31,8

трубопроводный транспорт млрд дол. 35,8

геологоразведка млрд дол. 4,0

охрана окружающей среды млрд дол. 8,5

Чистый дисконтированный доход инвестора (10 %) млрд дол. 12,31

Внутренняя норма доходности % 16,98

Дисконтированный срок окупаемости лет 13,5

* На конец прогнозного периода.

Учтены полные инвестиции с учетом расходов на природоохранные мероприятия по курсу доллара на конец 2000 г.

вающих предприятий) чистый дисконтированный доход остается положительной величиной и составляет 12,04 млрд долларов. Внутренняя норма доходности снижается с 16,98 до 16,77 %, а срок окупаемости возрастает на 3 года - с 13,5 до 16,5 года (см. табл. 7). По сравнению с прокладкой газопроводов по суше значительно сокращается ущерб, наносимый природной среде. Проведенный анализ показал устойчивость этого сценария к изменению варьируемых показателей.

Достижение максимальных уровней добычи углеводородных ресурсов к 2020 г. (сценарий II) экономически нерентабельно, поскольку сопровождается многократным ростом затрат (в 3-5 раз на 1 т у. т.) вследствие удорожания, обусловленного объективным усложнением горно-геологических и природно-климатических условий извлечения запасов.

Сетевая модель программы позволяет оценить нагрузку на строительную базу Ямала и выявить динамику изменения ее мощностей. Опережающие темпы создания инфраструктурных объектов предполагают с первого года освоения района иметь мощную строительную

базу (около 2 млрд руб. в год). Значительные объемы строительно-монтажных работ выполняются при сооружении магистральных трубопроводов (45,7 %), в железнодорожном строительстве (31 %) и в добыче газа (12 %). В дальнейшем происходит уменьшение объемов строительно-монтажных работ в 3,2 раза и стабилизация годовых объемов на уровне

0,5 млрд руб. в последние 5 лет.

Подобная динамика характерна и для завоза грузов. В первом десятилетии сохраняется относительно устойчивый грузопоток, средний годовой уровень завоза грузов достаточно высок в начале освоения района - 12 млн т. Это обусловлено одновременным выполнением большого объема работ по обустройству газовых месторождений, созданию магистральных трубопроводов и объектов общерайонной инфраструктуры. За десятилетие происходит рост до 14,3 млн т, почти 40 % от этого объема составляет завоз грузов для строительства железных и автомобильных дорог, а 35 % - для сооружения магистральных газопроводов. Затем происходит постепенное сокращение объемов завоза до 3 млн т и стабилизация на этом уровне в течение последнего пятилетия. Для отсыпки строительных площадок с целью сохранения верхнего слоя почвы от растепления предполагается частично использовать инертные строительные материалы местных карьеров (1,5—2,0 млн т ежегодно). Потребности Бова-ненковского, Харасавэйского месторождений и строительства системы газопроводов Ямал -Европа в песчано-гравийной смеси составляют около 40 млн куб. м, из них 17 млн куб. м может быть обеспечено за счет изыскания ресурсов района.

Прогнозируется рост потребности в электроэнергии. Годовой объем потребления электроэнергии производственной сферой к концу периода достигнет 9 млрд кВт-ч. Наибольший рост (в 3 раза) происходит на второе пятилетие вследствие увеличения количества вводимых эксплуатационных скважин на газовых и нефтяных месторождениях и соответствующих им трубопроводов. Основным потребителем электроэнергии является газопроводный транспорт, его доля в первом и втором десятилетиях составляет 95,0 и 73,2 % от общего объема. Потребление электроэнергии нефтяной промышленностью при наращивании добычи до максимального объема увеличивается в 30 раз. В результате ее доля в общем объеме возрастает с 4 до 25 %. Энергоемкость добычи природного газа в 19-20 раз ниже, чем нефти, поэтому доля газовой промышленности в энергопотреблении составляет лишь 1,5-1,8 %.

Для обеспечения возрастающих потребностей Ямала и создания резервных энергетических мощностей, по нашим расчетам, потребуется ввести новые энергетические объекты мощностью не менее 854 МВт. Наиболее эффективно создание газотурбинных электростанций (ГТЭС) в районах разработки месторождений, а также строительство ГРЭС с парогазовыми установками на низконапорном газе.

Вовлечение в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов Ямала и увеличение их добычи потребует подготовки новых запасов для возмещения добычи (табл. 9).

Проведенные расчеты позволяют оценить необходимые объемы прироста запасов углеводородных ресурсов с разбивкой по категориям, объемы геолого-разведочного бурения и потребности в их финансировании. Такой подход обеспечивает опережающее создание мощностей геофизических и геологических структур. Прирост запасов (категории АВС1 и С2) в объеме 2932,1 млрд куб. м газа и 1441,7 млн т нефти для компенсации их выбытия потребует к концу периода увеличения объемов поисково-разведочного бурения в 4-5,5 раза, и роста капитальных вложений в ГРР до 4 % от общего объема инвестиций в регион.

Сложившаяся практика финансирования геолого-разведочных работ обусловливает необходимость увеличения роли государства в этом процессе и частичного финансирования гео-лого-поисковых работ из госбюджета.

Анализ различных вариантов развертывания во времени программы освоения нефтегазовых месторождений Ямала, выполненный на сетевой модели, позволяет оценить потребность в промышленно-производственном персонале. Максимальный прирост ППП по программе в целом возникает в период пиковой нагрузки строительной программы по освоению месторождений, строительству магистральных трубопроводов, поисковоразведочному бурению, созданию производственной инфраструктуры, что соответствует 4-му году разработки Бованенковского и Новопортовского месторождений и приходится на 2 и 4-е пятилетия (табл. 10).

Таблица 9

Основные технико-экономические показатели развития геолого-разведочных работ

Показатель * Пятилетия Всего

1-е 2-е 3-е 4-е

Природный газ

Объем поисково-разведочного бурения, тыс. м 333,5 1334,0 1751,5 1751,1 5170,1

Прирост извлекаемых запасов (А В С1), млрд куб. м 66,7 333,5 350,3 350,3 1098,8

Прирост запасов С2, млрд куб. м - 267,8 1165,8 1165,8 1833,3

Нефть

Объем поисково-разведочного бурения, тыс. м 465,9 698,9 1164,8 1164,8 3494,4

Прирост извлекаемых запасов (А В С1), млн т 80,0 120,0 200,0 200,0 600,0

Прирост запасов С2, млн т - 191,9 206,8 443,0 841,7

Капитальные вложения в геологоразведку - всего по району, млн дол. 138,7 791,8 1064,0 2013,5 4008,0

В том числе:

в геологоразведку природного газа 63,2 499,0 684,0 1413,5 2659,7

в геологоразведку нефти 75,5 292,8 380,0 600,0 1348,3

* В целом за период.

Таблица 10

Прирост среднегодовой численности ППП по периодам освоения Ямальского нефтегазодобывающего района (тыс. чел.)

Объекты Пятилетия

1-е 2-е 3-е 4-е

Месторождения: Бованенковское 14,0 2,1

Харасавэйское - 4,8 - -

Крузенштерновское - 5,8 - -

Тамбейская гр. - 5,0 2,4 1,0

Новопортовская гр. - - 4,0 17,2

Система магистральных газопроводов 3,0 2,1 2,4 0,3

Газопроводы подключения - 2,4 1,0 3,9

Всего по региону 17,0 22,2 5,8 22,4

Общая годовая потребность в ППП по программе в целом с учетом строительства трубопроводов за пределами ЯНАО достигает почти 50 тыс. чел., в последующее 10-летие стабилизируется на этом уровне. Наибольшая доля в общей численности промышленнопроизводственного персонала приходится на нефтяную и газовую отрасли. Их доля за 15 лет рассматриваемого периода возрастет с 57 до 85 %. Поскольку Ямал по климатическим условиям относится к особо экстремальным и малопригодным для постоянного проживания регионам, обеспеченность производства рабочей силой должна осуществляться за счет привлечения работающих высокой квалификации из других регионов страны.

Расчеты показали, что по данному сценарию около 50 % спроса на рабочую силу (порядка 20-25 тыс. чел.) формируется непосредственно на территории Ямальского НГДР и покрывается в зависимости от принимаемого варианта размещения опорно-тыловых баз расселения вахтово-экспедиционного персонала. Оставшаяся часть спроса вызвана строительством трубопроводного транспорта за пределами округа в других регионах России.

По нашему мнению, при реализации программы расширения хозяйственной деятельности на Ямале целесообразно использование вахтово-экспедиционного метода организации работ, что позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня. Экономически эффективным является удовлетворение потребностей в ППП посредством привлечения населения, проживающего в Ямало-Ненецком автономном округе, преобразования городов Надыма и Нового Уренгоя в опорно-тыловые базы проживания вахтово-экспедиционного персонала Ямала. Такая стратегия размещения опорно-тыловых баз внутри округа отвечает и экономическим интересам ЯНАО, поскольку позволяет решить проблему эффективной занятости 40-50 тыс. чел. трудоспособного населения промышленных центров округа, сохраняется финансовая база бюджетов городов, снижаются расходы бюджета на социальное развитие. Так как создание одного рабочего места в нефтегазовом комплексе вызывает прирост 2-2,5 рабочего места в социальной сфере и сфере обслуживания населения, то совокупный спрос на трудовые ресурсы, вызываемый реализацией программы развития Ямала, составит 100-125 тыс. чел.

Территориальная структура потребления основных ресурсов исследуемого региона определяется четкой специализацией выделяемых промышленных узлов. Рассматриваемые сценарии освоения углеводородных ресурсов Ямала были построены в предположении опережающего развития газовой промышленности, поэтому в первое десятилетие наиболее высокими темпами идет развитие хозяйства Харасавэйского промышленного узла. Здесь потребляется 89,5 % всех капитальных вложений, 99 % электроэнергии, производится около 89 % всего объема строительно-монтажных работ, сюда завозится 87,2 % всех грузов, занято 53,3 % промышленно-производственного персонала региона. Во втором десятилетии в активное хозяйственное освоение вступает Новопортовский промышленный узел, специализирующийся на добыче нефти. Высокие темпы развития определили сопоставимость его нагрузки на хозяйство региона с Харасавэйским промышленным узлом. Доля его в общем объеме капитальных вложений к концу периода достигает 60 %, в потреблении электроэнергии -49, в объеме строительно-монтажных работ - 42 %. Сюда необходимо завозить 93 % всех грузов. Этот промышленный узел отвлекает 62 % всего промышленно-производственного персонала региона (табл. 11).

По нашим расчетам, ежегодные объемы рекультивации земель колеблются по сценариям в пределах 6,5-8 тыс. га. Выполнение экологических требований при освоении углеводородных ресурсов полуострова Ямал требует дополнительных затрат на природоохранные мероприятия. Вложения в охрану окружающей среды составляют 8,5 млрд долларов (8 % от общего объема инвестиций в освоение Ямала), в том числе 0,9 млрд долларов - в добычу газа, 2,1 млрд долларов - в добычу нефти. Более 50 % инвестиций в охрану окружающей среды (5,5 млрд долларов) необходимо направить в бурение, транспорт, электроэнергию. В этих условиях приоритетным направлением предстоящего развития является использование экологически чистых технологий строительства и транспортного освоения, включая трубопроводный транспорт.

С развитием рыночных отношений сокращается доля государственной собственности в добывающих отраслях, при этом у региональных органов, производственных организаций и коммерческих структур отсутствуют достаточные финансовые средства для вовлечения в хозяйственный оборот капиталоемких ресурсов новых регионов. При освоении перспективных

НГДР роль государства как стабилизирующего фактора развития ТЭК должна возрастать. Расширение сферы применения программно-целевого подхода, безусловно, потребует пересмотра роли федеральных целевых программ как инструмента государственной политики. Для совершенствования системы программного планирования целесообразно расширить типологию целевых программ, выделив группу программ, реализуемых исключительно или преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Таблица 11

Территориальная структура потребления основных ресурсов по III производственному сценарию развития Ямала

Харасавэйский ПУ Новопортовский ПУ

Ресурс 1-е 2-е 1-е 2-е

десятилетие десятилетие десятилетие десятилетие

Капиталовложения 89,5 40,0 10,5 60,0

Строительномонтажные работы 89,0 58,0 11,0 42,0

Электроэнергия 99,0 51,0 1,0 49,0

Завоз грузов 87,2 7,0 12,8 93,0

ППП 53,3 38,0 46,7 62,0

Высокая национальная значимость освоения углеводородных ресурсов Ямала обусловливает повышение роли государства в их освоении и необходимость применения программно-целевого подхода, что, безусловно, потребует пересмотра роли целевых программ как инструмента государственной политики. Целесообразно расширить их типологию с выделением класса программ, финансируемых преимущественно за счет средств государства (хотя бы на начальном этапе их реализации). Государство должно стать инициатором разработки программы, гарантом стабильности условий ее реализации и возврата инвестиций, координатором рационального использования недр, выполнения экономических и социальных преобразований.

Таким образом, предложенный подход позволил сформировать и проанализировать сценарии освоения углеводородных ресурсов Ямальского НГДР по различным вариантам, выбрать эффективный, обеспечивающий наибольший чистый дисконтированный доход и сбалансированность выполнения программы во времени по мощностям и ресурсам в отраслевом и территориальном разрезе, оценить объемы и динамику потребляемых и добываемых ресурсов, нагрузку на транспортную и энергетическую системы района, интегральные затраты на выполнение всей программы, определить сроки выполнения намеченных мероприятий. Анализ проведенных расчетов позволил сделать следующие выводы.

По масштабности, сложности и объемам инвестиций программа освоения углеводородных ресурсов Ямала сопоставима с той, которая решалась в период освоения ЗСНГК в 1970-1990 гг., на реализацию предлагаемого сценария развития Ямальского нефтегазодобывающего района за 20-летний период освоения потребуется почти 107 млрд долларов.

Реализация программы по всем рассматриваемым производственным сценариям при сложившихся в настоящее время экономических и институциональных условиях неэффективна, окупаемость программы достигается при постепенном увеличении внутренней цены газа для потребителя к концу рассматриваемого периода в 3 раза (при фактических средних ценах на нефть и конденсат).

Вовлечение в хозяйственный оборот ресурсов Ямала позволит не только компенсировать падение добычи нефти и газа в России, но и увеличить объемы их добычи. Наилучшими показателями экономической эффективности характеризуется сценарий освоения углеводородных ресурсов Ямала, обеспечивающий выход к концу рассматриваемого периода по добыче газа (включая попутный) на уровень 225,3 млрд куб. м, по нефти (включая конденсат) - на 30,3 млн т.

Для поддержания стабильной добычи углеводородных ресурсов необходимо достичь прироста извлекаемых и предварительно оцененных запасов газа в объеме 2 932,1 млрд куб. м, нефти - 1 441,7 млн т. Это потребует увеличения объемов поисково-разведочного бурения в 4,0-5,5 раза и роста капитальных вложений в геологоразведку до 4 % от общего объема инвестиций в регион.

Специфика природной среды полуострова Ямал обусловливает необходимость использования новых экологически чистых технологий в разведке и разработке нефтегазовых месторождений, транспортировке углеводородов и создании объектов инфраструктуры, что требует использования кустового расположения скважин, безотходных технологий, утилизации попутного газа, газотурбинных электростанций, вахтово-экспедиционного метода (ВЭМ) и др., позволяющих уменьшить общую нагрузку на окружающую природную среду. Для сохранения природной среды необходимо отвлечь до 8 % от общего объема инвестиций за рассматриваемый период.

В динамике потребления ресурсов четко выделяются два этапа: первому десятилетию присущи высокие темпы роста инфраструктурных отраслей, газодобывающей промышленности и газопроводного транспорта, что характеризует интенсивное развитие Харасавэйского промузла. Во втором десятилетии снижаются потребности в мощностях обеспечивающих отраслей - транспорта и строительства, быстрыми темпами идет наращивание мощностей в нефтедобыче, ускоренными темпами осваивается Новопортовский промузел.

Экономически эффективным вариантом удовлетворения потребностей программы в трудовых ресурсах является использование ВЭМ посредством создания опорно-тыловых баз в Надыме и Новом Уренгое. Такая стратегия освоения позволяет решить проблему эффективной занятости 40-50 тыс. чел. трудоспособного населения промышленных центров округа, сохранить финансовую базу бюджетов городов и снизить их расходы на социальное развитие.

Анализ чувствительности инвестиционного проекта по основным экономическим факторам (налоги, банковский процент, инфляция, цены на углеводородные ресурсы и др.) показывает целесообразность разработки институционального механизма применительно к освоению ресурсов новых НГДР, включая создание гибкой налоговой системы (предоставление недропользователям, участвующим в программе, инвестиционной льготы до выхода на окупаемость с последующим переходом к полному налогообложению и др.).

Сложность освоения углеводородных ресурсов новых НГДР, их высокая национальная значимость обусловливают необходимость повышения роли государства в области законодательного закрепления экономико-правового регулирования процесса недропользования в направлении стимулирования воспроизводства запасов, природоохранной политики и привлечения инвестиций, государство должно стать инициатором разработки программ рационального использования недр, выступить гарантом стабильности условий их реализации и возврата инвестиций.

Предлагаемый методический подход может быть положен в основу разработки научно обоснованной долгосрочной программы освоения углеводородных ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов и использован органами управления программой в качестве организационно-экономического механизма природопользования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Орлов Б. П., Харитонова В. Н. Формирование пространственной структуры ЗападноСибирского нефтегазового комплекса // Изв. СО АН СССР. Сер. общественных наук. Новосибирск, 1983. № 11, вып. 3. С. 30-39.

2. О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Государственный доклад Минприроды РФ, Минэкономразвития РФ и Минэнерго РФ, 2001 // http:// www.mineral.ru /Chapters/Production/Issue/35/Issue_Files.html.

3. Тер-Саркисов Р. Завершение эпохи дешевого газа // Нефтегазовая вертикаль. 2003. № 9-10. С. 52-55.

4. Шеховцев А. В. Концепция инженерной защиты объектов газовых месторождений // Газовая промышленность. 2003. № 6. С. 80-81.

5. Царев В. П., Повилейко Р. Н. Север перед катастрофой? Экологические последствия ожидаемого потепления // Строительство трубопроводов. 1990. № 1.

6. Цена Ямала // Огонек. 1988. № 46.

7. Сергиенко А. В. Впереди Ямал // Газовая промышленность. 2003. № 6. С. 60-63.

8. Виленский П. Л. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. М.: Дело, 2001. 832 с.

9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Вторая ред. Офиц. изд. М.: Экономика, 2000. 82 с.

10. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года. М.: ИЭС Министерства энергетики Российской Федерации, 2003 // www.mte.gov.ru/ ^08/32/103.Ьш1.

11. ТЭК и экономика России: вчера - сегодня - завтра. Взгляд из 2002 года. М.: ГУ Ин-т энергетической стратегии, 2002. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.