5. Каширина Ю.П. О структуре гражданско-правового статуса физических и юридических лиц // Право и государство: теория и практика. 2012. № 4. С. 63.
6. Макконелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. - М., 1992.
7. Миникаев С.Р. Гражданско-правовая защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности: автореф. ...канд. юрид. наук. - М., 2005.
8. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. - 1997. - № 3.
9. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. - М., 1896.
10. Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: Правовое положение и виды деятельности. 3-е изд., доп. и изм. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2009.
Кузьменко Н.И., Мажуговская С.О.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкурентная стратегия, эффективность.
Аннотация: статья посвящена механизму формирования конкурентной стратегии предприятия с целью максимизации прибыли и ее эффективности. Авторами освещены основные аспекты конкурентоспособности организации и выявлены пути повышения конкурентных преимуществ современного предприятия.
Keywords: competitiveness, competitive advantage, competitive strategy, efficiency.
Abstract: article focuses on the mechanism of formation of the competitive strategy of the enterprise in order to maximize profits and efficiency. The authors highlight the main aspects of the competitiveness of the organization and identifies ways to improve the competitive advantages of the modern enterprise.
В современном научном дискурсе до сих пор идет активное обсуждение сущностной характеристики категории «стратегия» из
военной науки, произошло от греческого strategos - «искусство полководца». Иными словами, стратегия - общий, недетализованный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. В современной представлении стратегия формализуется в алгоритме управленческой деятельности и в предпринимательстве наиболее полно представлена в структуре бизнес-плана, является основой обеспечения реализуемости проекта.
Стратегия, как обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей, вошла в число управленческих терминов, когда проблема реагирования предприятия на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение (рис. 1).
Рис.1. Стратегия предприятия
В настоящее время большая роль в деятельности управленца отводится разработке эффективной стратегии предприятия. Разработать стратегию предприятия - значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Именно стратегия устанавливает направление деятельности предприятия: рост, стабилизацию, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкретного преимущества.
Реальная стратегия предприятия состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Из этого вытекает, что стратегию
необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптивной реакции на возникшую ситуацию (реактивная стратегия).
Фирма, стремящаяся стать конкурентоспособной, может избрать для достижения этой цели разные пути, но сделать выбор она должна обязательно. В настоящее время в российской экономике очень много фирм, не определившихся или неверно определившихся в выборе стратегии, которые могут стать легкой добычей для конкурентов.
Конкурентная стратегия компании обычно предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия, предпринимаемые в зависимости от изменения ситуации на рынке. В частности, исходя из пяти конкурентных сил, предложенных М. Портером, фирма зачастую использует преимущественно наступательные действия. Кроме того, конкурентная стратегия предусматривает краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на ситуацию и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности компании и ее позиции на рынке. Отсюда следует, что стратегия конкурентоспособности не возможно без реализации тактических шагов.
С тех пор, как руководство компании стало сочетать краткосрочные и долгосрочные маневры для приведения в соответствие специфической ситуации компании и рыночной среды, существует бесчисленное множество вариантов стратегии. Конкурентная стратегия должна базироваться на двух существенных условиях. Во-первых, должна быть определена стратегическая цель предприятия относительно данного товара или услуги с точки зрения масштаба конкуренции. Во- вторых, должен быть выбран тип конкурентного преимущества.
Стратегическая цель выделяет целевой рынок и, соответственно, масштаб конкуренции, что предполагает ориентацию на весь рынок или на отдельный рыночный сегмент.
Ранее упомянутый, Портер М. по соотношению масштаба конкуренции и типа конкурентного преимущества выделил 3 базовые стратегии конкуренции:
- лидерства по издержкам;
- дифференциации;
- фокусирования на издержках или дифференциации. Причем данные направления наиболее подходят для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий.
На основе критерия, как доля рынка могут быть классифицированы конкурентные стратегии принадлежащей предприятию. В частности, Котлер, выделяет следующие типы стратегий: лидер рынка, следующий за лидером, и специалиста.
В зависимости от типа предприятия принято также выделять свой ряд конкурентных стратегий.
Виолентная («силовая») стратегия - характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров и услуг. Фундаментальный источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что массовое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Малые издержки в свою очередь позволяют устанавливать сравнительно низкий уровень цен, который и становится источником конкурентных преимуществ для фирм - виолентов. Продавая добротную продукцию по невысоким ценам, такая компания обеспечивает себе большой запас конкурентоспособности.
Патиентная (нишевая) стратеги - типична для фирм, встающих на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного круга потребителей. Смысл этой стратегии состоит не просто в специализации, но и в сосредоточении усилий на пользующейся на ограниченном спросом продукции. Для отечественных фирм патиентная стратегия имеет особое значение, прежде всего, в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильным.
Коммутантная (соединяющая) стратегия - преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Сила мелкого не специализированного предприятия - в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента. Это тоже путь повышения потребительской ценности, но не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуализации услуги. Лишь коммутанты готовы использовать любую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы строго придерживаются своего производственного профиля. Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых российских частных фирм. С точки зрения интересов всей экономики роль фирм- коммутантов вполне оправдана.
При «здоровой» экономике они в основном концентрируются не в торговле импортными товарами, а в производстве и сфере услуг.
Эксплерентная (пионерская) стратегия - связана с созданием новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений. Среди подобных фирм - первопроходцы выпуска ПК и ряд фирм в более прозаических отраслях.
Сила эксплерентов обусловлена опережением во внедрении принципиальных нововведений. Такая компания стремится к созданию нового ранка и извлечению выгод из первоначально единоличного присутствия в нем.
Из выше сказанного делаем вывод, что существует набор современных конкурентных стратегий, выбор и использование которых должно основываться на результатах анализа поставленных целей и экономического потенциала предприятия.
Список литературы
1. Гудименко Г.В. К вопросу о формировании финансовой стратегии жилищной политики // Казанская наука. 2010. № 2. С. 111113.
2. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/ Ф. Котлер / пер. с анг. О.А.Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Кантуревского.- СПб.: «Питер», 2007.- С. 62-67.
3. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О.Коробейников.- 2- изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007.-285 с.
4. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ./ под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина.- М.: Международные отношения, 2007.- 896 с.
5. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; пер. с 9-го англ. Изд.-М.: ИНФРА-М, 2007.- 412 с.
6. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин.-СПб.: Питер, 2006.-240 с.
7. Шульгина Л.В., Овсянников С.В. Актуальные проблемы разработки антикризисной стратегии промышленного предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2009. № 3. С. 11-15.