Научная статья на тему 'Формирование стратегии эффективного развития круизного туризма'

Формирование стратегии эффективного развития круизного туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
КРУїЗНИЙ ТУРИЗМ / СТРАТЕГіЯ / СТРАТЕГіЧНЕ УПРАВЛіННЯ / КОНЦЕПЦіЯ / СТРАТЕГіЧНі ПРіОРИТЕТИ / КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / CRUISE TOURISM / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / CONCEPT / STRATEGIC PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова Наталья Анатольевна

В статье представлена концептуализация основных положений по формированию стратегии эффективного развития круизного туризма в Украине. На основании исследования проблематики развития круизного сектора определена главная цель и структурированы соответствующие задачи, обоснованы основные ориентиры и стратегические приоритеты развития круизной индустрии, обозначены принципы, механизмы и ожидаемые результаты реализации обозначенного стратегического курса. Установлено, что для эффективного развития круизного туризма необходимо создание действенной системы нормативно-правового, организационного, научно-методического, финансового и информационного обеспечения. Предложены методические рекомендации по составлению статистических отчетов и предоставлению статистической информации о состоянии и развитии круизного рынка органам государственной статистики, что позволит определять его количественные и качественные параметры, осуществлять мониторинг процесса создания круизного туристского продукта, анализировать практические последствия мероприятий относительно стимулирования и регулирования круизной сферы, оценивать результаты реализации приоритетных направлений стратегического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Strategy of Efficient Development of Cruise Tourism

The article presents conceptualisation of basic provisions on formation of strategy of efficient development of cruise tourism in Ukraine. Based on the study of problems of the cruise sector development, the article identifies the main goal and structures relevant tasks, justifies main reference points and strategic priorities of development of the cruise industry, specifies principles, mechanisms and expected results of realisation of the designated strategic course. The article states that efficient development of cruise tourism requires creation of an effective system of regulatory and legal, organisational, scientific and methodical, financial and information support. The article offers methodical recommendations on preparation of statistical reports and submission of statistical information about the state and development of the cruise market to the bodies of state statistics, which would allow identification of its quantitative and qualitative parameters, carry out monitoring of the process of creation of the cruise tourist product, analyse practical consequences of measures on stimulation and regulation of the cruise sphere and assess results of realisation of priority directions of strategic development.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии эффективного развития круизного туризма»

1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд-во МГУ, 1972. - 576 с.

2. Миронов Ю. Б. Основи рекламної діяльності: навч. посіб. для ВНЗ / Ю. Б. Миронов, Р. М. Крамар. - Дрогобич : Посвіт, 2007. - 108 с.

3. Наумов В. Н. Модели поведения потребителей в маркетинговых системах: уч. пособ. для ВНЗ / В. Н. Наумов [под ред. засл. деят. науки РФ, д-р. экон. наук, проф. Г. Л. Багиева]. - СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2009. - 240 с.

4. прокопенко О. В. Поведінка споживачів: Навч. пос. / О. В. Прокопенко, М. Ю. Троян. - К. : Центр навчальної літератури, 2008. - 176 с.

5. Русинка І. І. Психологія : навч. посіб. / І. І. Русинка. -К. : Знання, 2007. - 367 с.

6. Степанов О М. Основи психології і педагогіки: посібник /

О. М. Степанов, М. М. Фіцула. - К. : Академ. видав, 2003. - 504 с.

7. титов В. М. Формування смислів як необхідна психологічна умова побудови стратегій розвитку суб'єктів / В. М. Титов // Актуальні проблеми психології: сбірник. - Т. 8 / НПУ ім. М. П. Драгоманова. - К. : Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2009. - Вип. 6. - С. 298 - 305.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - СПб. : Питер, 2007. - 384 с.

Freyd, Z. Vvedenie vpsikhoanaliz [Introduction to Psychoanalysis]. St. Petersburg: Piter, 2007.

Leontev, A. N. Problemy razvitiiapsikhiki [Problems of development of the mind]. Moscow: MGU, 1972.

Myronov, Yu. B., and Kramar, R. M. Osnovy reklamnoi diialnosti [Fundamentals of advertising]. Drohobych: Posvit, 2007.

Naumov, V. N. Modeli povedeniia potrebiteley v marketingovykh siste-makh [Model of consumer behavior in marketing systems]. St. Petersburg: SPb GUEF, 2009.

Prokopenko, O. V., and Troian, M. Yu. Povedinka spozhyvachiv [Consumer Behavior]. Kyiv: Tsentr navchalnoi literatury, 2008.

Rusynka, I. I. Psykholohiia [Psychology]. Kyiv: Znannia, 2007.

Stepanov, O. M., and Fitsula, M. M. Osnovy psykholohii i pedahohiky [Psychology and Pedagogy]. Kyiv: Akademvydav, 2003.

Tytov, V. M. “Formuvannia smysliv iak neobkhidna psykholohichna umova pobudovy stratehii rozvytku sub'iektiv“ [Formation of meaning as a necessary condition for constructing psychological strategies of actors]. Aktualni problemy psykholohii, vol. 8, no. 6 (2009): 298-305.

УДК 338.48

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

© 2014

ЛОГУНОВА Н. А.

УДК 338.48

Логунова Н. А. Формирование стратегии эффективного развития круизного туризма

В статье представлена концептуализация основных положений по формированию стратегии эффективного развития круизного туризма в Украине. На основании исследования проблематики развития круизного сектора определена главная цель и структурированы соответствующие задачи, обоснованы основные ориентиры и стратегические приоритеты развития круизной индустрии, обозначены принципы, механизмы и ожидаемые результаты реализации обозначенного стратегического курса. Установлено, что для эффективного развития круизного туризма необходимо создание действенной системы нормативно-правового, организационного, научно-методического, финансового и информационного обеспечения. Предложены методические рекомендации по составлению статистических отчетов и предоставлению статистической информации о состоянии и развитии круизного рынка органам государственной статистики, что позволит определять его количественные и качественные параметры, осуществлять мониторинг процесса создания круизного туристского продукта, анализировать практические последствия мероприятий относительно стимулирования и регулирования круизной сферы, оценивать результаты реализации приоритетных направлений стратегического развития. Ключевые слова: круизный туризм, стратегия, стратегическое управление, концепция, стратегические приоритеты.

Рис.: 1. Библ.: 11.

Логунова Наталья Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия, Керченский государственный морской технологический университет (ул. Орджоникидзе, 82, Керчь, АР Крым, 98300, Украина)

E-mail: [email protected]

УДК 338.48

Логунова Н. А. Формування стратегії ефективного розвитку круїзного туризму

У статті представлена концептуалізація основних положень щодо формування стратегії ефективного розвитку круїзного туризму в Україні. На підставі дослідження проблематики розвитку круїзного сектора визначено головну мету та структуровано відповідні завдання, обґрунтовано основні орієнтири і стратегічні пріоритети розвитку круїзної індустрії, позначено принципи, механізми та очікувані результати реалізації означеного стратегічного курсу. Встановлено, що для ефективного розвитку круїзного туризму необхідне створення дієвої системи нормативноправового, організаційного, науково-методичного, фінансового та інформаційного забезпечення. Запропоновано методичні рекомендації щодо складання статистичних звітів і надання статистичної інформації про стан і розвиток круїзного ринку органам державної статистики, що дозволить визначати його кількісні та якісні параметри, здійснювати моніторинг процесу створення круїзного туристичного продукту, аналізувати практичні наслідки заходів щодо стимулювання та регулювання круїзної сфери, оцінювати результати реалізації пріоритетних напрямів стратегічного розвитку.

Ключові слова: круїзний туризм, стратегія, стратегічне управління, концепція, стратегічні пріоритети.

Рис.: 1. Бібл.: 11.

Логунова Наталя Анатоліївна - кандидат економічних наук, доцент, доцент, кафедра економіки підприємства, Керченський державний морський технологічний університет (вул. Орджонікідзе, 82, Керчь, АР Крим, 98300, Україна)

E-mail: natalya_logunova@mail. ru

UDC 338.48

Lohunova N. A. Formation of Strategy of Efficient Development of Cruise Tourism

The article presents conceptualisation of basic provisions on formation of strategy of efficient development of cruise tourism in Ukraine. Based on the study of problems of the cruise sector development, the article identifies the main goal and structures relevant tasks, justifies main reference points and strategic priorities of development of the cruise industry, specifies principles, mechanisms and expected results of realisation of the designated strategic course. The article states that efficient development of cruise tourism requires creation of an effective system of regulatory and legal, organisational, scientific and methodical, financial and information support. The article offers methodical recommendations on preparation of statistical reports and submission of statistical information about the state and development of the cruise market to the bodies of state statistics, which would allow identification of its quantitative and qualitative parameters, carry out monitoring of the process of creation of the cruise tourist product, analyse practical consequences of measures on stimulation and regulation of the cruise sphere and assess results of realisation of priority directions of strategic development. Key words: cruise tourism, strategy, strategic management, concept, strategic priorities.

Pic.: 1. Bibl.: 11.

Lohunova Natalia A.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Associate Professor, Department of Enterprise Economics, Kerch State Marine Technical University (vul. Ordzhonikidze, 82, Kerch, Crimea, 98300, Ukraine) E-mail: [email protected]

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА торгівлі ТА послуг

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА торгівлі ТА послуг

Реализация долгосрочных целей устойчивого развития, достижение желаемых результатов, оптимальность использования имеющихся ресурсов, преодоление негативного влияния факторов нестабильной внешней среды определяются выбранным стратегическим курсом, положенным в основу стратегического управления как отдельного предприятия, так и целых комплексов, регионов и стран. На сегодняшний день формирование государственной политики в рекреационно-курортной и туристкой сферах базируется на избранной стратегии, определяющей процесс создания конкурентоспособного привлекательного туристского продукта, интегрирующего в процессе своего развития практически все отрасли национальной экономики.

К проблемам управления развитием туристской сферы в современных экономических условиях обращалось значительное число отечественных ученых: А. Башта [1],

A. Бузни [2], А. Пилипенко [3], О. Шаптала [4], С. Цехла [5] и др. Весомый вклад в формирование стратегического развития туризма и рекреации внесли такие зарубежные авторы, как В. Азар [6], А. Александрова [7], М. Биржаков [8],

B. Гуляев [9], Г. Папирян [10], А. Чудновский [11] и др. Актуализация стратегического управления для обеспечения эффективного функционирования туристской сферы подчеркивается обширным международным опытом передовых туристских дестинаций. Вместе с тем, развитию круизного туризма как значимому источнику национального экономического роста, внимание ученых практически не уделялось, как и не были сформулированы стратегические императивы данного перспективного направления бизнеса.

Целью статьи является концептуализация положений по формированию стратегии эффективного развития круизного туризма в Украине.

Круизный туризм выступает значимым компонентом туристского комплекса, залогом успеха и эффективного развития которого является стратегическое видение приоритетов и структурирование процессов, обеспечивающих его функционирование. При этом разработка стратегического развития базируется на концептуализации основных положений, включающих: четкое формулирование целей (стратегических, тактических, оперативных) и соответствующих этим целям задач; обоснование основных направлений и этапов реализации стратегии; финансовое обеспечение приоритетных положений; ожидаемые результаты реализации выбранного стратегического курса. В свою очередь, при выборе основных ориентиров и направлений необходимо проведение комплексного анализа по всем стратегическим альтернативам для обеспечения согласования между принципами, способами, условиями и механизмами реализации стратегических приоритетов в тесной увязке с проблемами, требующими безотлагательного решения.

Исследование проблематики развития круизного туристского сектора позволило выделить ряд ключевых положений, реализация которых создаст возможность для достижения главной цели - повышения эффективности развития круизного туризма, к которым относятся (рис. 1):

1. Гармонизация законодательства в сфере круизного судоходства с международными стандартами и правовыми нормами, что предполагает разработку законодательных и нормативно-правовых актов и инструментов государственного воздействия, направленных на стимулирование развития круизной индустрии, наиболее значимыми из которых являются: снятие визовых режимов для пассажиров круизных судов; упрощение и унификация процедур таможенного

и пограничного оформления, что будет способствовать увеличению времени для осмотра достопримечательностей; применение гибкой (накопительной) системы скидок к портовым сборам для круизных судов с учетом числа судозаходов в украинские порты; создание благоприятных условий для привлечения иностранных и частных инвестиций в круизный сектор; разработка мотивационного механизма с соответствующими налоговыми и кредитными льготами для предприятий и организаций, задействованных в системе формирования круизного туристского продукта; совершенствование механизма передачи морских портов в концессию на взаимовыгодных условиях.

2. Создание развитой инфраструктуры (портовой, транспортной, туристской) путем объединения усилий с береговыми курортными комплексами и транспортными организациями, формируя «пакет услуг» для клиентов, желающих активно и качественно провести отпускной досуг. Обязательным условием является сооружение новых терминалов в аэропортах и на морских вокзалах или расширение уже существующих; строительство новых дорог или реконструкция старых, что облегчит доступ к достопримечательностям; повышение качества коммунальных услуг, в том числе системы водоснабжения и электричества ввиду возрастания нагрузки на соответствующие структуры; создание в портах захода иностранных лайнеров соответствующей городской инфраструктуры: достаточного количества экскурсионных автобусов и такси; обеспечение информационных указателей для туристов; доступности интермодального транспорта.

3. Разработка интегрированной системы статистической информации по функционированию и развитию круизного рынка, обеспечивающей возможность для проведения анализа результативности функционирования круизного туристского комплекса в целом и отдельных предприятий в частности. Создание всеобъемлющей методологической основы для сбора и обработки статистических данных по круизному туризму предполагает организацию статистического наблюдения в каждом порту, который посетили круизные суда, по следующим направлениям:

+ количество пассажиров круизного лайнера, сошедших на берег, с дифференциацией их по демографическим, социально-экономическим, географическим, психологическим и психографическим критериям, принимая во внимание динамику изменений этих характеристик;

+ число судозаходов круизных судов в порт и их группировка по пассажировместимости, водоизмещению, габаритам и классу судна (премиум, люкс, лакшери, стандарт);

+ размер портовых сборов от захода судна в порт, полученных в государственный и местный бюджеты, а также объем денежных средств, остающийся в распоряжении администрации порта на его развитие, и сумма сборов с каждого пассажира круизного судна;

+ объем реализованных услуг круизным туристам с выделением затрат пассажиров на экскурсионное и транспортное обслуживание, расходов на приобретение продуктов питания и напитков, сувениров и шоппинг;

+ количество предприятий и организаций, задействованных в обслуживании круизных туристов, численность работников данной сферы и уровень их среднемесячной заработной платы.

БІЗНЕСІНФОРМ № 3 '2014 209

www.business-inform.net

Концепция развития круизного туризма

Главная цель - повышение эффективности развития круизного туризма

Гармонизация законодательства в сфере круизного судоходства с международными стандартами и правовыми нормами

Формирование круизных туристских кластеров

Повышение эффективности деятельности предприятий круизной индустрии

Снижение сезонности круизного бизнеса

Основные ориентиры

Разработка интегрированной системы статистической информации по функционированию и развитию круизного рынка

Создание развитой инфраструктуры (портовой, транспортной, туристской)

Концентрация на инновационном развитии

Возрождение отечественного круизного флота

Разработка привлекательных круизных маршрутов

Формирование конкурентоспособного круизного туристского продукта

Развитие кадрового потенциала в круизной сфере

Задачи:

■ оценка современного состояния развития круизной индустрии;

■ моделирование желаемого уровня развития;

■ мониторинг развития круизной индустрии

у

гг

Принципы:

- стратегическая направленность;

- ориентация на потребности рынка;

- целенаправленность;

- планомерность;

- комплексность;

- информационная обеспеченность

ид

Механизмы: Обеспечение:

- политический; і - нормативно-правовое;

- правовой; 1 - организационное;

- организационный; - научно-методическое;

- экономическии; - финансовое;

- мотивационный - информационное

Ожидаемые результаты: повышение результативности функционирования круизного туристского комплекса; увеличение круизного пассажиропотока и судооборота; рост инновационной активности предприятий; повышение уровня жизни населения; сокращение уровня безработицы; получение Украиной статуса успешной круизной дестинации и др.

Рис. 1. Структурные элементы концепции развития круизного туризма

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА ТОРГІВЛІ та послуг

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА торгівлі ТА послуг

Кроме того, для оценки общего вклада круизного туризма в величину валового внутреннего продукта, а также анализа индивидуального вклада каждой отрасли, с учетом практики международных круизных организаций необходимо создание в каждом порту захода круизных лайнеров специального подразделения, отвечающего за предоставление своевременной и достоверной статистической информации, представленной в соответствующей форме в органы региональной статистики с последующей её передачей в Государственную службу статистики Украины, задачей которой будет выступать группирование и сведение полученных данных.

Для обеспечения единства и согласованности информации рекомендуется для туристских организаций, предоставляющих услуги круизным туристам и реализующим круизные туры, в форме государственного статистического наблюдения № 1-туризм «Отчет про туристическую деятельность» отдельными строками выделять информацию по объемам реализованных круизных туруслуг, количеству проданных круизных туров и их стоимости, числу обслуженных пассажиров круизного судна, расходов на услуги сторонних организаций, используемых при организации досуга круизных туристов, прибыли, полученной в результате оказания круизных туруслуг и т. п.

В целях полного охвата компонентов конечного потребления круизных туристских услуг необходимо учитывать расходы государственных организаций на туристское потребление, так называемые нерыночные услуги, в состав которых входят обеспечение безопасности, управление авиацией, санитарные услуги на курортах и т. п.; капитальные вложения в развитие соответствующей портовой и туристской инфраструктуры, осуществляемые как государственным, так и частным секторами; экспортируемые потребительские товары, направляемые за границу для туристского пользования.

В соответствии с разработанными международными круизными организациями рекомендациями по составлению отчетов по результатам функционирования круизного рынка сведенная статистическая информация должна предоставляться в следующей форме:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) прямое экономическое влияние круизной индустрии по видам экономической деятельности (сельское хозяйство, горная промышленность и строительство; производственный сектор (в том числе производство товаров долговременного и кратковременного пользования); оптовая и розничная торговля, услуги по транспортировке; услуги гостеприимства; финансовые и коммерческие услуги; бытовые услуги; расходы круизных линий) с выделением объема реализованных услуг по каждому сектору, числа занятых и расходам на оплату труда работников круизной индустрии;

б) совокупное влияние круизной индустрии по вышеназванным категориям;

в) данные по количеству национальных туристов, отдавших предпочтение круизам, и транзитному пассажиропотоку с выделением основных круизных портов;

г) расходы на строительство и реконструкцию круизных судов (в случае их отсутствия, расходы на оказание судоремонтных услуг при заходе судна в порт);

д) структура расходов пассажиров на приобретение товаров (услуг) в порту;

е) расходы круизных компаний на организацию круизного тура (расходы туристских фирм на обслуживание круизных пассажиров в порту).

На основании сведенной статистической информации, а также отчетов государственной пограничной службы, представится возможность для оценки эффективности развития круизного туризма в стране и уровня конкурентоспособности национальной круизной индустрии; сравнения показателей результативности развития отечественного круизного туризма с аналогичными показателями передовых туристских круизных дестинаций; анализа вклада круизной индустрии в формирование доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение занятости населения и макроэкономических национальных показателей.

4. Формирование круизных туристских кластеров с учетом опыта развитых в сфере круизного туризма стран, что будет способствовать комплексному развитию круизной индустрии и преодолению разрывов между круизными портами отдельных регионов за счет активизации точек роста в менее развитых портовых городах.

5. Концентрация на инновационном развитии всех участников круизного рынка, обеспечивающих реализацию потребностей различных целевых сегментов.

Достижение намеченных ориентиров предопределяется стратегическими приоритетами, положенными в основу концепции развития круизного туриз-более значимыми из которых являются: повышение эффективности деятельности предприятий круизной индустрии путем интенсификации использования имеющихся ресурсов и выявления скрытых потенциальных возможностей;

+ формирование конкурентоспособного круизного туристского продукта на основе консолидации всех структур, принимающих участие в его создании;

+ снижение сезонности круизного бизнеса за счет грамотной разработки маршрутной схемы круиза, дифференциации цен на морские путешествия в межсезонье, акцентировании внимания на организации круизов «по интересам» и сочетании традиционных и нетрадиционных форм туристского обслуживания;

+ возрождение отечественного круизного флота, на первом этапе - малотоннажного, с целью повышения интереса судостроительных предприятий к производству пассажирских судов путем создания благоприятных условий для их развития через систему методов и инструментов государственного регулирования (налоговые льготы, льготное кредитование и субсидирование; страхование и гарантирование, предоставление прав на ускоренную амортизацию оборудования и т. п.);

+ разработка привлекательных круизных маршрутов, включающих разнообразные варианты отдыха для всех пассажиров судна, независимо от их демографических, социально-экономических и психографических характеристик;

+ развитие кадрового потенциала в круизной сфере, что предполагает государственную поддержку системы образования (полное или частичное финансирование университетов, специальной профессиональной подготовки, переквалификации рабочей силы, курсов узкопрофильного тренинга и менеджмента, готовящих специалистов в сфере круизного бизнеса); создание условий для личностного развития человека; обеспечение достойного уровня жизни и отдыха работников.

Решение задач стратегического развития зависит от качественно проведенного стратегического анализа, включающего:

+ анализ стартовых условий для развития круизного туризма;

+ анализ динамики и тенденций развития круизного туризма;

+ компаративный анализ результативности развития круизной индустрии на основе инструментария бенчмаркинга;

+ факторный анализ экономической эффективности развития круизного туризма;

+ анализ факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на уровень экономического развития круизной индустрии;

+ анализ эффективности деятельности предприятий круизной индустрии.

На основе проведенного анализа проводится моделирование желаемого уровня развития круизного туризма, определяются его количественные и качественные параметры, осуществляется мониторинг динамического развития путем систематизированного сбора, обработки и анализа информации о ходе процесса создания круизного туристского продукта, практических последствиях мероприятий относительно стимулирования и регулирования круизной сферы, результатах реализации приоритетных направлений стратегического развития.

Формирование стратегии развития круизного туризма базируется на определенных принципах, обеспечивающих согласованность действий всех управляющих звеньев:

1. Преобладание стратегической направленности, позволяющее прогнозировать развитие круизного рынка в долгосрочном периоде.

2. Ориентация на потребности рынка, предопределяющая детальное его исследование с целью выявления явных и скрытых потребностей круизных туристов.

3. Целенаправленность, предполагающая четкое определение приоритетных целей и построение иерархического «дерева целей».

4. Комплексность, обеспечивающая привлечение в процесс разработки стратегии развития круизной индустрии всех её структурных элементов и организовывающая контроль за ходом исследуемого процесса.

5. Планомерность, согласно которой координируется работа всего туристско-круизного комплекса в период формирования, распределения и реализации круизного продукта.

6. Информационная обеспеченность, заключающаяся в предоставлении свободного доступа к источникам информации о состоянии и тенденциях развития круизного рынка и являющаяся основой для разработки стратегических направлений в круизной сфере.

Необходимым условием реализации стратегии эффективного развития круизного туризма выступает формирование соответствующих механизмов: политического, правового( экономического, организационного и мотивационного, обеспечивающих сбалансированное развитие всего круизного комплекса за счет целенаправленного воздействия его структурных элементов на достижение стратегических целей и решение связанных с ними задач. При этом важнейшим компонентом результативного функционирования обозначенных механизмов является создание

действенной системы нормативно-правового, организационного, научно-методического, финансового и информационного обеспечения.

выводы

Реализация стратегии эффективного развития круизного туризма позволит наиболее полно использовать имеющийся национальный ресурсный потенциал; создаст возможность для повышения конкурентоспособности и качества предоставляемых туристских услуг; увеличит поступления в бюджеты всех уровней; инициирует спрос на пассажирские суда и, как следствие, стимулирует судостроение; приведёт действующую систему обеспечения безопасности и нормативно-правового обеспечения мореплавания в соответствие с современными нормами и правилами. ■

ЛІТЕРАТУРА

1. Башта А. И. Проблемы трансформации хозяйства и стратегического развития региона на базе широкого применения возобновляемой энергии и энергосбережения / А. И. Башта, В. О. Смирнов // Ученые записки ТНУ. - ТНУ им. В. И. Вернадского, 2009. - Т. 22 (61). - № 2. - С. 40 - 44.

2. Бузни А. Н. Активный туризм как способ реализации рекреационных ресурсов / А. Н. Бузни, Е. А. Косинская, А. Н. Ка-талимова // Вісник Волинського державного університету імені Лесі Українки. - 2006. - № 7. - С. 141 - 147.

3. Пилипенко А. А. Организация стратегического управления развитием туристическо-рекреационного кластера / А. А. Пилипенко // Бизнес Информ. - 2012. - № 10. - С. 145 - 149.

4. Шаптала о. С. Організація державного управління сферою рекреаційного обслуговування в Україні / О. С. Шаптала : Зб. наук. пр. Національної академії державного управління при Президентові України. - 2003. - № 2. - С. 348 - 360.

5. Цьохла С. Ю. Стратегічні пріоритети розвитку курортно-рекреаційної сфери України / С. Ю. Цьохла // Регіональна бізнес-економіка та управління. - 2008. - № 3 (19). - С. 124-131.

6. Азар В. И. Экономика и организация международного туризма / В. И. Азар. - М. : Экономика, 1984. - 239 с.

7. Александрова А. Ю. Международный туризм : учеб. пособ. для вузов / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 464 с.

8. Биржаков М. Б. Индустрия туризма: перевозки / М. Б. Бир-жаков, В. И. Никифоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский дом Герда; СПб. : Невский Фонд, 2003. - 397 с.

9. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок / В. Г. Гуляев. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 511 с.

10. Папирян Г. А. Экономика туризма / Г. А. Папирян. -М. : Финансы и статистика, 2000. - 199 с.

11. Чудновский А. Д. Менеджмент туризма : учебник / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 288 с.

REFERENCES

Azar, V. I. Ekonomika i organizatsiia mezhdunarodnogo tur-izma [Economies and Organization of international tourism]. Moscow: Ekonomika, 1984.

Aleksandrova, A. Yu. Mezhdunarodnyy turizm [International tourism]. Moscow: Aspekt Press, 2001.

Bashta, A. I., and Smirnov, V. O. "Problemy transformatsii khoziaystva i strategicheskogo razvitiia regiona na baze shiroko-go primeneniia vozobnovliaemoy energii i energosberezheniia" [Problems of transformation management and strategic development of the region based on the widespread use of renewable en-

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА торгівлі TA послуг

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА торгівлі ТА послуг

ergy and energy efficiency]. Uchenye zapiski TNU, vol. 22 (61), no. 2 (2009): 40-44.

Buzny, A. N., Kosynskaia, E. A., and Katalymova, A. N. ”Ak-tyvnyi turyzm kak sposob realyzatsyy rekreatsyonnykh resursov” [Active tourism as a way to implement recreational resources]. Vis-nyk Volynskoho derzhavnoho universytetu imeni Lesi Ukrainky, no. 7 (2006): 141-147.

Birzhakov, M. B., and Nikiforov, V. I. Industriia turizma [The tourism industry]. M.; SPb. : Gerda; Nevskiy Fond, 2003.

Chudnovskiy, A. D., and Zhukova, M. A. Menedzhment turizma [Tourism Management]. Moscow: Finansy i statistika, 2003.

Guliaev, V. G. Organizatsiia turistskikh perevozok [Organization of tourist traffic]. Moscow: Finansy i statistika, 2001.

Papirian, G. A. Ekonomika turizma [Tourism economy]. Moscow: Finansy i statistika, 2000.

Pilipenko, A. A. “Organizatsiia strategicheskogo upravleniia razvitiem turistichesko-rekreatsionnogo klastera” [Organization of strategic management of tourism and recreation cluster]. Biznes Inform, no. 10 (2012): 145-149.

Shaptala, O. S. “Orhanizatsiia derzhavnoho upravlinnia sfer-oiu rekreatsiinoho obsluhovuvannia v Ukraini” [The organization of public administration sphere of recreation services in Ukraine]. Zbirnyk naukovykh prats NADU pry Prezydentovi Ukrainy, no. 2 (2003): 348-360.

Tsyokhla, S. Yu. “Stratehichni priorytety rozvytku kurortno-rekreatsiinoi sfery Ukrainy” [Strategic priorities for development of resort and recreation Ukraine]. Rehionalna biznes-ekonomika ta upravlinnia, no. 3 (19) (2008): 124-131.

УДК 658.15:658.6

управління трансакційними витратами торговельних підприємств на основі процЕсного підходу

® 2014 столярчук г. в., друзь о. о.

УДК 658.15:658.6

Столярчук Г. В., друзь о. о. Управління трансакційними витратами торговельних підприємств на основі процесного підходу

У статті було узагальнено підходи до управління трансакційними витратами підприємства. Виділено переваги та обґрунтовано доцільність застосування процесного підходу до управління трансакційними витратами торговельних підприємств. У результаті дослідження було запропоновано розподіл трансакційних витрат за бізнес-процесами та застосування сучасних ефективних інструментів менеджменту в управлінні витратами на торговельних підприємствах. Перспективою подальших досліджень є розробка системи аналітичних показників оцінювання ефективності управління трансакційними витратами за бізнес-процесами торговельних підприємств.

Ключові слова: управління трансакційними витратами, процесний підхід, торговельні підприємства.

Табл.: 4. Бібл.: 10.

Столярчук Ганна Володимирівна - кандидат економічних наук, доцент, кафедра фінансів і аудиту, Національний аерокосмічний університет ім. М. Є. Жуковського «Харківський авіаційний інститут» (вул. Чкалова, 17, Харків, 61070, Україна)

E-mail: [email protected]

Друзь Олексій Олександрович - магістрант, кафедра фінансів і аудиту, Національний аерокосмічний університет ім. М. Є. Жуковського «Харківський авіаційний інститут» (вул. Чкалова, 17, Харків, 61070, Україна)

E-mail: [email protected]

УДК 658.15:658.6 Столярчук А. В., Друзь А. А. Управление трансакционными расходами торговых предприятий на основе процессного подхода

В статье были обобщены подходы к управлению трансакционными расходами предприятия. Выделены преимущества и обоснована целесообразность применения процессного подхода к управлению трансак-цийними расходами торговых предприятий. В результате исследования было предложено распределение трансакцийних расходов по бизнес-процессам и применение современных эффективных инструментов менеджмента в управлении расходами на торговых предприятиях. Перспективой последующих исследований является разработка системы аналитических показателей оценки эффективности управления трансакционными расходами по бизнес-процессам торговых предприятий.

Ключевые слова: управление трансакционными расходами, процессный подход, торговые предприятия.

Табл.: 4. Библ.: 10.

Столярчук Анна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и аудита, Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» (ул. Чкалова, 17, Харьков, 61070, Украина)

E-mail: [email protected]

Друзь Алексей Александрович - магистрант, кафедры финансов и аудита, Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» (ул. Чкалова, 17, Харьков,

61070, Украина)

E-mail: [email protected]

UDC 658.15:658.6 Stolyarchuk H. V., Druz O. O. Managing Transaction Costs of Trade Enterprises with the use of the Process Approach

The article generalises approaches to the enterprise transaction costs management. It marks out advantages and justifies expediency of application of the process approach to management of transaction costs of trade enterprises. In the result of the study it offers distribution of transaction costs by business processes and application of modern efficient management tools in cost management at trade enterprises. The prospect of further studies is development of a system of analytical indicators of assessment of transaction costs management efficiency by business processes of trade enterprises.

Key words: transaction costs management, process approach, trade enterprises.

Tabl.: 4. Bibl.: 10.

Stolyarchuk Hanna V.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Finance and Audit, National Aerospace University «Kharkiv Aviation Institute» named after M. Ye. Zhukovskiy (vul. Chkalova, 17, Kharkiv, 61070, Ukraine)

E-mail: [email protected]

Druz Oleksiy O.- Graduate Student, Department of Finance and Audit, National Aerospace University «Kharkiv Aviation Institute» named after M. Ye. Zhukovskiy (vul. Chkalova, 17, Kharkiv, 61070, Ukraine)

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.