Научная статья на тему 'Формирование стратегического плана деятельности предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов'

Формирование стратегического плана деятельности предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BUSINESS ECONOMICS / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ / THE MANUFACTURER OF SOFTWARE PRODUCTS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / НОРМА ПРИБЫЛИ НА КАПИТАЛ / ЦЕНА НА ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / MATHEMATICAL MODEL / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Посохова И.Е.

В статье рассматриваются специфические особенности производства программных продуктов как отрасли инновационного предпринимательства. Спецификой производства программных продуктов являются относительно небольшие в сравнении с капитальными затратами на разработку переменные затраты на тиражирование копий. А также возможность производителя обеспечить практически неограниченный платежеспособный спрос на свою продукцию. В статье предложена математическая оптимизационная модель формирования стратегического плана предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов, а также методика выбора исходных данных для расчета, отличающаяся применением системного подхода к их оценке. В качестве целевой функции выбран абсолютный динамический показатель чистой приведенной стоимости, что обусловлено среднесрочным горизонтом планирования. Отличительной особенностью модели является то, что она позволяет находить как оптимальную номенклатуру программных продуктов, так и плановые цены и количественные значения в среднесрочной перспективе на основе сопоставления затрат и результатов от однократных вложений в разработку программных продуктов с учетом их нематериальности и многократных продаж. Практическая проверка адекватности модели была выполнена с применением пакета MATLAB для различных сочетаний возможных программных продуктов, рекомендуемых к производству и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRATEGIC PLAN OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY STRUCTURE IN THE FILED OF SOFTWARE PRODUCTS’ PRODUCTION

The article deals with the specific features of the production of software products as a branch of innovative entrepreneurship. Specific production of software products is relatively small variable costs of duplicating copies compared to capital expenditure on development. The other specificity is a possibility of producer to ensure virtually unlimited effective demand for their products. The article provides a mathematical optimization model of the strategic plan of business structure in the production of software products, as well as the methods of selecting the initial data for the calculation, characterized by the use of a systematic approach to their evaluation. The distinctive feature of this model is finding the optimal nomenclature of software products and also the planned price and quantity values of their sales in the medium term based on a comparison of costs and benefits from the one-off contribution to the software development and multiple sales taking into account the intangible of software products. Practical validation of the model was performed with the use of MATLAB for different combinations which are useful for production and sale of software products.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегического плана деятельности предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов»

И.Е. Посохова, ст. преподаватель кафедра информационных технологий и математики,

Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Выборг, Россия, sterna87@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

В статье рассматриваются специфические особенности производства программных продуктов как отрасли инновационного предпринимательства. Спецификой производства программных продуктов являются относительно небольшие — в сравнении с капитальными затратами на разработку — переменные затраты на тиражирование копий. А также возможность производителя обеспечить практически неограниченный платежеспособный спрос на свою продукцию. В статье предложена математическая оптимизационная модель формирования стратегического плана предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов, а также методика выбора исходных данных для расчета, отличающаяся применением системного подхода к их оценке. В качестве целевой функции выбран абсолютный динамический показатель чистой приведенной стоимости, что обусловлено среднесрочным горизонтом планирования. Отличительной особенностью модели является то, что она позволяет находить как оптимальную номенклатуру программных продуктов, так и плановые цены и количественные значения в среднесрочной перспективе на основе сопоставления затрат ирезуль-татов от однократных вложений в разработку программных продуктов с учетом их нематериальности и многократных продаж. Практическая проверка адекватности модели была выполнена с применением пакета ЫАТ1АВ для различных сочетаний возможных программных продуктов, рекомендуемых к производству и реализации.

Ключевые слова: стратегическое планирование, экономика предпринимательства, производитель программных продуктов, экономическая эффективность, норма прибыли на капитал, цена на программный продукт.

Предпринимательская деятельность предприятий — производителей программных продуктов оказывает существенное влияние на развитие отечественного рынка информационных технологий. Разработкой программных продуктов в нашей стране занимается большое количество предпринимательских структур, в том числе ряд крупных, десятки средних и сотни малых предприятий. Не отказываясь от интеграции в общемировое экономическое пространство, в том числе от членства в ВТО,

в настоящее время Российская Федерация должна обеспечить независимые позиции в сфере производства программных продуктов и их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировых рынках.

Вопросам планирования в отрасли производства программных продуктов посвящены работы В.В. Липаева, Р.В. Соколова, В.И. Соловьева, Р.Т. Фартрелла и других исследователей. Вопросы оценки экономической эффективности инновационного предпринимательства освещены, в частно-

сти, в работах В.П. Попкова, В.В. Глухова, А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели. Однако комплексное рассмотрение вопросов стратегического планирования предпринимательской деятельности = производителей программных продуктов с учетом специфических особенностей производства, а также с позиции комплексного применения различных экономико-математических методов в современной литературе представлено недостаточно полно. Исходя из сказанного = автором были поставлены задачи разработки методического подхода к оценке экономической эффективности предпринимательской деятельности производителя программных продуктов, а также разработки математической оптимизационной модели формирования стратегического плана и методики оценки исходных данных для расчета.

Производство программных продуктов относится к сфере инновационного предпринимательства, в рамках которого принимается решение и реализуется комплекс мероприятий по созданию новых продуктов либо новой функции продукта1.

В.В. Липаев отмечает, что развитие экономики предпринимательства в сфере производства программных продуктов связано с рядом трудностей. Данный факт обусловлен тем, что разработчики программных продуктов, как правило, не владеют даже основами экономики предпринимательства, а экономисты, в свою очередь, не знают специфики их производства2. Специфика производства программных продуктов заключается в том, что переменные затраты на единицу продукции, которые включают в себя затраты на физические носители и тиражирование, относительно невелики, а капитальные затраты на разработку, в свою очередь, весьма существенны. Количество реализованной продукции зависит от емкости рынка, спроса на программный продукт данной товарной группы, известности брэнда, а также цены на программный продукт. Следует заметить, что в отличие от материального производства, поскольку

Специфика производства программных продуктов заключается в том, что переменные затраты на единицу продукции,

которые включают в себя затраты на физические носители и тиражирование, относительно невелики, а капитальные затраты на разработку -весьма существенны.

переменные затраты на единицу программного продукта малы, производитель имеет возможность обеспечить практически неограниченный платежеспособный спрос.

= Стратегическое планирование предпринимательской деятельности производителя программных продуктов следует осуществлять с расчетом на обеспечение высокой конкурентоспособности компании на рынке в современных условиях и получение установленной = нормы прибыли3.

Для решения задачи формирования стратегического плана предлагается использовать оптимизационную модель, базирующуюся на модели линейного программирования4. В качестве целевой функции в модели использован абсолютный, динамический показатель чистого дисконтированного дохода ^РУ), расчет которого является одним из методов оценки экономической эффективности инновационных проектов5. Модель представлена формулами 1—10.

ЫРУ ■

т

ЕЕ

Г=1 1=1

(1+ Е)'

(1)

х,

С

-» тах

-У—--У

и (1+ Е)' + ЕУ

¡=1

-Е-К'-х')-С' >Э'Л = 1.2,3

I I/ пост — доп' ' '

-Е-К\-х\ >0,^ = 1,2,3

К'=^К'гх11<К'доп,( = 1,2,3 ¡=1

с' = ±С» ■ (¿Гл-*/)< с'д0п,t = 1,2,3

={од} ,1 = й

¿=1

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

ЫРУ — величина чистой приведенной стоимости результатов предпринимательской деятельности;

С*л — удельные затраты на однократную реализацию /-го программного продукта в подпериод р;

К] — затраты производителя на разработку /-го программного продукта к началу подпериода

Стст — постоянные годовые эксплуатационные затраты производителя в подпери-од V,

^тах.( — максимальный прогнозируемый спрос на /-й программный продукт в подпериод I;

Д' — коэффициент эластичности спроса по цене на /-й программный продукт в подпериод I;

Е — норма прибыли на капитал (год-1), учитывающая факторы временной ценно -сти денег, включая риск;

Э' — величина годовой экономической прибыли по итогам подпериода р,

Э'доп — минимально допустимая величина годовой экономической прибыли по итогам подпериода

у™пл < у\ < (8)

<=Р\-{у\-уГл) (9)

(10)

где х\ — двоичная переменная, принимающая значение 1, если производитель принимает решение о разработке программного продукта /-го наименования к началу подпериода t, и значение 0 — в противном случае;

у\ — плановая розничная цена на реализацию /-го программного продукта в подпериод р,

г] — ожидаемое количество продаж /-го программного продукта в подпериод V,

/ — наименование программного продукта (/е7); I — множество наименований программных продуктов, возможных для реализации производителем;

t — подпериод времени стратегического планирования (год) (t = 1,2,3);

Т — период (горизонт) стратегического планирования (Т = 3);

■Э- — величина годовой экономической прибыли по /-му программному продукту по итогам подпериода р

К' — величина инвестиций производителя на разработку программных продуктов на начало подпериода

К'цоп — максимально допустимая величина инвестиций на разработку программных продуктов на начало подперио- = да V;

С — величина переменных годовых эксплуатационных затрат производителя по итогам подпериода

С'доп — максимально допустимая величина переменных годовых эксплуатационных затрат производителя по итогам подпе-риода

тш.г

У1 — минимальная розничная цена на реализацию /-го программного продукта в подпериод р

,.тах.г

у1 — максимальная розничная цена на реализацию /-го программного продукта в подпериод

Искомыми переменными предлагаемой оптимизационной модели являются, х\, у', г\. Значения данных переменных образуют множества, характеризующие план производства программных продуктов по всей номенклатуре к началу подпе-риода а также плановые розничные цены и объемы их реализации в ¿-ом подпериоде. Сформированный оптимальный план можно считать «портфелем» проектов6.

Индекс соответствующий наименованию программного продукта, может относиться не только к отдельному его виду, но и к совместно продаваемым программным продуктам, дополняющим друг друга. Примером может служить продажа ядра информационной системы в наборе с минимальным количеством дополнительных модулей.

Набор параметров должен подбираться системно, что обосновывается их взаимным влиянием. На первом этапе необходимо определить номенклатуру возможных к производству программных продуктов исходя

Основной составляющей капитальных затрат на производство программного продукта являются затраты на оплату труда специалистов-разработчиков.

При оценке минимальной цены на программный продукт следует ориентироваться на размер капитальных затрат и максимальный прогнозируемый спрос.

из потребностей рынка и внутренних возможностей предприятия. Далее следует определить размер капитальных затрат и сроки окончания производства по каждой позиции - номенклатуры. Основной составляющей капитальных затрат на производство программного продукта являются затраты на оплату труда специалистов-разработ-= чиков. Затраты на оплату труда оценивают путем расчета планируемых трудозатрат на разработку программного продукта7. Отличительной особенностью предлагаемой методики является включение затрат на рекламу и продвижение программного продукта на рынок в состав капитальных затрат. Их размер должен быть приведен к началу первого года формирования стратегического плана.

Прогнозирование максимального спроса по каждой позиции номенклатуры предлагается осуществлять на основе временных рядов8. На основе полученных экспертным путем прогнозов и исходя из ожидаемой доли рынка задаются значения максимально прогнозируемого спроса.

При оценке минимальной цены на программный продукт следует ориентироваться на размер капитальных затрат и максимальный прогнозируемый спрос, значения которых определены на предыдущих этапах. Данная величина прямо пропорциональна капитальными затратами и обратно — максимально прогнозируемому спросу. В качестве максимальной цены устанавливается такое ее значение, при котором спрос на данный программный продукт будет равен нулю. Для определения значения эластичности спроса по цене принята ли- нейная зависимость.

Значение нормы прибыли на капитал определяется с учетом четырех составляющих: прогноза инфляции, потерь инвестиционного дохода, оценивать которые предлагается в размере процентной ставки по депозиту надежного банка, инвестиционного риска, а также оценки предприимчивости9 .

Отличительной особенностью модели является то, что она позволяет находить как оптимальную номенклатуру программных продуктов, так и плановые цены и количественные значения их продаж в среднесрочной перспективе на основе сопоставления затрат и результатов от однократных вложений в разработку программных продуктов и многократных продаж — с учетом нематериальности программных продуктов. Практическая проверка адекватности модели была выполнена с применением пакета МАТЬАВ для различных сочетаний возможных программных продуктов, рекомендуемых к производству и реализации.

Таким образом, модель позволяет оценить максимальное значение показателя чистой приведенной стоимости, определить условия эффективной деятельности предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов: номенклатуру и плановые цены реализации, а также количество продаж программных продуктов с учетом финансовых и рыночных ограничений. ^

Литература

1. Попков В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие / В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2007. С. 27.

2. Липаев В.В. Экономика производства программных продуктов. Издание второе М.: СИНТЕГ, 2011. С. 9-10.

3. Соколов Р.В., Посохова И.Е. Анализ факторов влияния вступления России в ВТО на цену программных продуктов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 3 (173).

4. Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Н.Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ, 2006.

5. Казанцев А.К. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2004. 518 с.

6. Глухов В.В. Экономика знаний: учебное пособие/ Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. СПб: Питер, 2003. С. 391-394.

7. Фатрелл Р.Т., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. С. 364-415.

8. Куприенко Н. В. Статистические методы изучения связей. Корреляционно-регрессионный анализ / Н.В. Куприенко, О.А. Пономарева, Д.В. Тихонов. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2008. С. 118.

9. Соколов Р.В. Проектирование информационных систем: учебник / Р.В. Соколов. СПб: СПбГИЭУ, 2012. 336 с.

FORMATION OF STRATEGIC PLAN OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY STRUCTURE IN THE FILED OF SOFTWARE PRODUCTS' PRODUCTION

I.E. Posokhova, senior lecturer, The department of information technologies and mathematics, The branch of St. Petersburg State University of Economics, Vyborg, Russia, sterna87@mail.ru

The article deals with the specific features of the production of software products as a branch of innovative entrepreneurship. Specific production of software products is relatively small variable costs of duplicating copies compared to capital expenditure on development. The other specificity is a possibility of producer to ensure virtually unlimited effective demand for their products. The article provides a mathematical optimization model of the strategic plan of business structure in the production of software products, as well as the methods of selecting the initial data for the calculation, characterized by the use of a systematic approach to their evaluation. The distinctive feature of this model is finding the optimal nomenclature of software products and also the planned price and quantity values of their sales in the medium term based on a comparison of costs and benefits from the one-off contribution to the software development and multiple sales taking into account the intangible of software products. Practical validation of the model was performed with the use of MATLAB for different combinations which are useful for production and sale of software products.

Key words: strategic planning, business economics, the manufacturer of software products, economic efficiency, mathematical model, optimization.

References

1. Popkov V.P. Organizatsiia predprinimatel'skoi deiatel'nosti. Skhemy i tablitsy: uchebnoe posobie [The organization of business activity. Charts and tables: study guide]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 352 p.

2. Lipaev V.V. Ekonomika proizvodstva programmnykh produktov [Economics of software production]. Moscow, SINTEG Publ., 2011. 352 p.

3. Sokolov R.V., Posokhova I.E. Analiz faktorov vliianiia vstupleniia Rossii v VTO na tsenu programmnykh produktov [Analysis of influence factors of Russia's accession to the WTO on the price of software products]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki — Scientific and technical sheets SPbSPU. Economic science, 2013, no. 3(173).

4. Kremer N.Sh. Issledovanie operatsii v ekonomike: ucheb. posobie dlia vuzov [Operations research in Economics: textbook. manual for schools]. Moscow, IuNITI Publ., 2006. 407 p.

5. Kazantsev A.K. Osnovy innovatsionnogo menedzhmenta. Teoriia i praktika [The basics of innovation management. Theory and practice]. Moscow, 2004. 518 p.

6. Glukhov W, Korobko S.B., Marinina T.V. Ekonomika znanii: uchebnoe posobie [Knowledge economy: a tutorial]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 528 p.

7. Fatrell R.T., Shafer D.F., Shafer L.I. Upravlenie programmnymiproektami: dostizhenie optimal'nogo kachestva pri minimume zatrat [The software project management: achieving optimum quality with minimum cost]. Moscow, Izdatel'skii dom «Vil'iams» Publ., 2003. 1136 p.

8. Kuprienko N.V., Ponomareva O.A., Tikhonov D.V Statisticheskie metody izucheniia sviazei. Korreliatsionno-regressionnyi analiz [Statistical methods to examine the relationships. Correlation and regression analysis]. St. Petersburg, Izd-vo politekhn. un-ta Publ., 2008. 118 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sokolov R.V. Proektirovanie informatsionnykh sistem: uchebnik [Design of information systems: a tutorial]. St. Petersburg, SPbGIEU Publ., 2012. 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.