Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТОХАСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТОХАСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стохастика / компетентность / формирование / учитель математики / общеобразовательная школа / стохастическая компетентность / stochastics / competence / formation / mathematics teacher / secondary school / stochastic competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Иванова, А.Г. Скрябина

В статье представлен один из способов устранения затруднения обучению раздела «Теория вероятностей и статистика» в общеобразовательной школе. Целью статьи является раскрытие формирования стохастической компетентности будущих учителей математики с помощью дисциплины по выбору в высшей школе. Задачи: 1) ознакомиться с перечнем дисциплин обязательного изучения основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», направленность «Математика»; 2) разработать дисциплину по выбору, способствующую формированию стохастической компетентности будущих учителей математики; 3) представить полученные выводы. Использованы теоретические методы исследования – изучение, анализ специальной литературы, учебников школьной математики, эмпирические методы – наблюдение, беседа, проведение контрольных работ. На основе изучения специальной литературы выделены проблемы и возможности формирования стохастической компетентности будущих учителей математики. Описаны содержание, организация введения дисциплины по выбору «Изучение вероятностно-стохастической линии школьного курса математики» и учебное пособие, используемое при обучении данной дисциплине. В заключение представлены полученные выводы, что указанная дисциплина по выбору способствует процессу формирования стохастической компетентности будущих учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Иванова, А.Г. Скрябина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS’ STOCHASTIC COMPETENCE

The article presents one of the ways to eliminate the difficulty of learning the section “Probability theory and statistics” in secondary school. The aim of the article is to reveal the development of future mathematics teachers’ stochastic competence with the help of optional subjects in higher school. The objectives are: 1) to get acquainted with the list of compulsory subjects, basic bachelors education program for directions of “Pedagogical Education”, “Mathematics”; 2) to develop an optional subject promoting stochastic competence development in future mathematics teachers; 3) to result the received conclusions. Theoretical methods of research as examining, analysis of specialized literature, textbooks of school mathematics, empirical methods as monitoring, conversation and tests are used. Problems and possibilities of the development of future mathematics teachers’ stochastic competence are identified based on the study of specialized literature. The content, introduction of an optional subject “Study on Stochastic Probability Line of School Mathematics Course” and the textbook used in teaching this discipline are described. The following conclusion is drawn: the given optional subject promotes the process of developing future mathematics teachers’ stochastic competence.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТОХАСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ»

The accumulated pedagogical experience recommends a number of practical Therefore, the necessary elements of health-preserving technologies in the cy-

guidelines for the implementation of health-saving educational technologies and al- cle of humanitarian disciplines and physical culture are a change in the types of edu-

lows us to state that it is necessary to use game moments such as lesson-quizzes, cational and cognitive activity. The use of simple and accessible health-saving technol-

lesson-competitions at lessons of the humanitarian cycle and physical culture. Minutes ogies and their integration into the educational process of a technical university is of

of relaxation or short-time physical activity could also be included. great importance for the students' adaptation to the educational process. It should be

The implementation of students' pedagogical support is recommended to adhere noted that motivation for self-organization, aimed at a healthy lifestyle, is successfully

to a logically structured communication model, with a great attention given to the infor- developed in a complex study of healthy lifestyle foundations, ways of regulating physi-

mation about sport, healthy style of their life, ideals about healthy food. At the lessons cal activity and fostering a health culture. This complex of pedagogical and educational

sport game situations can be used that contribute to students' awareness of the cor- technologies contributes to students' positive attitude formation to physical culture can

rect physical development, look knowledge about sports and health-saving activities, become an important factor in the process of a healthy lifestyle development for a

optimal decisions in the health-saving process. This kind of activities encourages the future specialist in the field of physical culture. In the course of this research work,

emerging interest in a healthy lifestyle and develop students' self-organization in the it was concluded that self-organizing activity could be successfully developed in the

framework of a healthy lifestyle formation [7; 8, с. 60]. educational process of higher institutions.

Библиографический список

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье. Москва: Издательство ACT, 2005.

2. Дуркин П.К., Лебедева М.Л. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000; № 2: 50 - 53.

3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. Москва: Наука, 1997.

4. Балаченков Д.А., Савва Л.И., Залавина Т.Ю., Гасаненко Е.А. Развитие направленности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», на достижение формирования самоорганизации учебной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 104 - 106.

5. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. Москва: РЭФИА, 1996.

6. Абаскалова Н.П., Грязнова Т.П. Программа «Культура здоровья» в системе валеологического образования. Валеология. 1997; № 2: 67 - 68.

7. Тесленко А.Н. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Томск: ИОМ СО РАН, 2001.

8. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности. Фундаментальные исследования. 2008; № 2: 60 - 61. Available at: http://www. fundamentel-research.ru/ru/article/view?id=2613

References

1. Amosov N.M. 'Enciklopediya Amosova: razdum'ya o zdorov'e. Moskva: Izdatel'stvo ACT, 2005.

2. Durkin P.K., Lebedeva M.L. K probleme vospitaniya lichnoj fizicheskoj kul'tury u shkol'nikov i studentov. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2000; № 2: 50 - 53.

3. Kucenko G.I., Novikov Yu.V. Kniga ozdorovom obrazezhizni. Moskva: Nauka, 1997.

4. Balachenkov D.A., Savva L.I., Zalavina T.Yu., Gasanenko E.A. Razvitie napravlennosti studentov, obuchayuschihsya po special'nosti "Fizicheskaya kul'tura", na dostizhenie formirovaniya samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 104 - 106.

5. Mamedov N.M. Kul'tura, 'ekologiya, obrazovanie. Moskva: R'EFIA, 1996.

6. Abaskalova N.P., Gryaznova T.P. Programma «Kul'tura zdorov'ya» v sisteme valeologicheskogo obrazovaniya. Valeologiya. 1997; № 2: 67 - 68.

7. Teslenko A.N. Organizaciya isamoorganizaciya molodezhi vprocesse socializacii. Tomsk: IOM SO RAN, 2001.

8. Afanas'eva N.A. Samoorganizaciya - faktor uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2008; № 2: 60 - 61. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2613

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 378.016

Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Primary Education Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: skralyona@mall.ru

Skriabina A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Teaching Mathematics Methods Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: skralyona@mail.ru

DEVELOPMENT OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS' STOCHASTIC COMPETENCE. The article presents one of the ways to eliminate the difficulty of learning the section "Probability theory and statistics" in secondary school. The aim of the article is to reveal the development of future mathematics teachers' stochastic competence with the help of optional subjects in higher school. The objectives are: 1) to get acquainted with the list of compulsory subjects, basic bachelors education program for directions of "Pedagogical Education", "Mathematics"; 2) to develop an optional subject promoting stochastic competence development in future mathematics teachers; 3) to result the received conclusions. Theoretical methods of research as examining, analysis of specialized literature, textbooks of school mathematics, empirical methods as monitoring, conversation and tests are used. Problems and possibilities of the development of future mathematics teachers' stochastic competence are identified based on the study of specialized literature. The content, introduction of an optional subject "Study on Stochastic Probability Line of School Mathematics Course" and the textbook used in teaching this discipline are described. The following conclusion is drawn: the given optional subject promotes the process of developing future mathematics teachers' stochastic competence.

Key words: stochastics, competence, formation, mathematics teacher, secondary school, stochastic competence.

А.В. Иванова, д-р пед. наук, проф., педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: skralyona@mail.ru

А.Г. Скрябина, канд. пед. наук, ст. преп., институт математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: skralyona@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СТОХАСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

В статье представлен один из способов устранения затруднения обучению раздела «Теория вероятностей и статистика» в общеобразовательной школе. Целью статьи является раскрытие формирования стохастической компетентности будущих учителей математики с помощью дисциплины по выбору в высшей школе. Задачи: 1) ознакомиться с перечнем дисциплин обязательного изучения основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», направленность «Математика»; 2) разработать дисциплину по выбору, способствующую формированию стохастической компетентности будущих учителей математики; 3) представить полученные выводы. Использованы теоретические методы исследования -изучение, анализ специальной литературы, учебников школьной математики, эмпирические методы - наблюдение, беседа, проведение контрольных работ. На основе изучения специальной литературы выделены проблемы и возможности формирования стохастической компетентности будущих учителей математики. Описаны содержание, организация введения дисциплины по выбору «Изучение вероятностно-стохастической линии школьного курса математики» и учебное пособие, используемое при обучении данной дисциплине. В заключение представлены полученные выводы, что указанная дисциплина по выбору способствует процессу формирования стохастической компетентности будущих учителей математики.

Ключевые слова: стохастика, компетентность, формирование, учитель математики, общеобразовательная школа, стохастическая компетентность.

В связи с подписанием в 2003 году Болонской декларации начались изменения в российском образовании. Система российского высшего образования стала на путь соответствия с принципами Болонской декларации, в которой говорится о построении европейской зоны высшего образования. Введено двухци-кловое обучение: бакалавриат и магистратура. С 2010 года в высших учебных заведениях России произошел полный переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования [1; 2]. С переходом на ФГОС высшего образования (ВО) по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки» бакалавры должны владеть следующими общекультурными компетенциями - способность использования естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) [3].

Мы полностью согласны с мнением Н.С. Седовой, что в высшей школе обучение стохастике носит в основном более теоретической характер, не всегда показывается её наглядность и практичность.

Большой вклад включения теории вероятностей и статистики в курс школьной математики внесли А.Н. Колмогоров, А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, А.И. Марку-шевич, И.М. Ягл. В своей работе В.В. Фирсов отметил, что введение стохастики в школьную математику формирует статистическое мышление и вероятностную интуицию [4]. Современное время, общество нуждаются в специалистах с прагматичными взглядами, интуицией, вероятностным мышлением, которые требуют необходимые знания основ комбинаторики, теории вероятностей и статистики. Проблема внедрения раздела теории вероятностей и статистики в школьную программу обсуждалась с 19 века и только с 2003 - 2004 учебного года включена в школьную программу математики в соответствии с письмом № 03-93ин/13-03 МО РФ о включении элементов теории вероятностей и математической статистики в курс школьной математики. И обязательным для изучения в школе стал только с 2006 - 2007 учебного года.

Раздел «Элементы теории вероятностей и математическая статистика» является одним из самых основных разделов учебного предмета «Математика» общеобразовательной школы. Данный раздел способствует формированию вероятностного мышления обучающихся путем умения проводить вероятностные расчеты и исследования, понимать, что статистика является социально значимой наукой.

Не секрет, что многие школьные учителя математики данный раздел преподают в урезанном виде, в пределах предлагаемых задач на ОГЭ и ЕГЭ по математике. Между тем согласно ФГОС среднего общего образования должны быть сформированы функциональная грамотность школьников. У учителя математики, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные профессиональные компетенции, он должен уметь разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы. В этой связи для формирования у обучающихся общеобразовательных школ функциональной грамотности учителя математики должны овладеть стохастической компетентностью.

Определим сущности понятий «компетентность» и «стохастическая компетентность».

Британский психолог Джон Равен понятие «компетентность» определяет как специфическую способность деятельности в конкретной предметной области, которая включает специальные знания, навыки, мышления и полноценную ответственность за свои действия [5]. Э.Ф. Зеер считает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной ситуации составляют компетенцию образованной личности [6]. А.В. Хуторской компетентность определяет как обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].

Формированию и развитию стохастических знаний обучающихся посвятили свои работы В.Д. Селютин, Н.С. Седова, С.В. Щербатых и др. В.Д. Селютин в докторской диссертации исследовал основы формирования методической готовности учителя математики к обучению школьников стохастике [8]. Н.С. Седова разработала методику развития стохастической компетентности будущих учителей математики, предложила использовать компетентностно-ориентированные задания и кейсы [9]. С.В. Щербатых разработал концепцию методической системы обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы [10].

Для формирования стохастической компетентности будущих учителей математики необходимо знание элементарных основ комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики; владение вероятностно-статистическими методами анализа явлений в окружающей среде; умение донести знания обучающимся. Структурными компонентами стохастической компетенции, на наш

Библиографический список

взгляд, являются мотивационно-целевой, операционный, оценочно-критериальный. Мотивационно-целевой подразумевает мотивация к изучению, потребности в познании, саморазвитии умение ставить цель и задачи; операционный - знание, умение и владение навыками организации собственной деятельности, взаимодействие с информационной средой, поиск, обработка, анализ информации, явлений; оценочно-критериальный - результат деятельности, адекватная самооценка и критичность по отношению к своей деятельности, рефлексия.

В этой связи, рассматривая проблему формирования стохастической компетентности будущего учителя математики, обратимся к дисциплине по выбору «Изучение вероятностно-стохастической линии школьного курса математики» (авторской разработки) основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Математика». Данная дисциплина ведется на 2 курсе в объеме 108 часов, форма контроля - зачет. Цель освоения дисциплины заключается в обеспечении достаточного уровня знания фактического учебного и факультативного курсов школьной математики; ознакомление обучающихся с элементами комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики; обеспечить будущему учителю свободное владение элементами теории вероятностей и статистики. Обучаясь данной дисциплине, будущие учителя математики знакомятся со школьной образовательной программой раздела «Элементы теории вероятностей и статистики», требованиями к уровню подготовки выпускников школ, с примерным тематическим планированием, решают задачи из учебников математики, углубляют свои знания с помощью решения задач более содержательного характера.

Для успешного обучения и достижения цели дисциплины А.Г Скрябиной и А.В. Ивановой было составлено учебное пособие «Элементы теории вероятностей и статистики» [11]. Учебное пособие рассчитано на обучающихся общеобразовательных школ, студентов педагогических специальностей, учителей математики общеобразовательных школ, методистов, преподавателей педагогических вузов. Пособие содержит три раздела: элементы комбинаторики, элементы теории вероятностей, элементы математической статистики. Каждый раздел содержит теоретическую и практическую части, приводятся решения задач, вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельного разбора. Все представленные задачи в пособии сопровождаются методическими комментариями. Также помимо пособия составлены лабораторные работы по восьми темам: «Перестановки. Размещения. Сочетания», «Бросание монет», «Бросание кубиков», «Составление чисел», «Диаграммы», «Вычисление характеристик случайной величины», «Числовые характеристики случайной величины», «Кривая нормального распределения». Активно используется разработанный образовательный сайт https://webquestgeom.jimdo.com/, в основе которого вложены веб-квесты по теме «Элементы теории вероятностей и статистика». Цель образовательного сайта: формирование и развитие познавательной самостоятельности обучающихся, углубление знаний в области изучаемой дисциплины. Навигационное меню состоит из «главной веб-квеста», введения, теории, практики, списка информационных ресурсов веб-квеста, критериев оценок, обратной связи. В разделах теория, практика, список информационных ресурсов веб-квестов, критерии оценок имеются разного рода подразделы веб-квеста.

При обучении используются различные формы, средства и технологии обучения, такие как эксперименты, лабораторные работы, задания веб-квест, наблюдения, моделирование, предметная деятельность. При оценивании сфор-мированности стохастической компетентности обучающихся мы следили за форматированием её компонентов, т.е. мотивационно-целевым, операционным, оценочно-критериальным. Оценивание мотивационно-целевого компонента проводилось по методике диагностики учебной мотивации обучающихся (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, ГМ. Мануйлов); уровень сформированности операционного компонента диагностировался с помощью самостоятельных, контрольных, лабораторных работ, проектной деятельности; оценочно-критериальный компонент определялся по методике тестирования Н.Г Казанцевой.

Итак, приняв во внимание основные требования ФГОС среднего общего образования по освоению данного раздела, обучив дисциплине по выбору обучающихся педагогического отделения, мы получили следующие результаты: обучающиеся улучшили первоначальные знания, умения и навыки по теории вероятностей и статистике, показали уверенность в себе при решении задач и выступлении с докладом перед аудиторией.

Таким образом, из практики видно, что введенная дисциплина по выбору показала целесообразность и эффективность формирования стохастической компетентности будущих учителей математики. В будущем данное направление требует ещё более детального и целенаправленного внимания к дальнейшему развитию стохастической компетентности обучающихся педагогического отделения.

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. Москва: Издательство Логос, 2004.

2. О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки от 10 февраля 2010 г № 109. Available at: http://uup.samgtu.ru/sites/uup.samgtu.ru/files/post%202.PDF

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94

4. Бунимович Е.А. Теория и практика преподавания вероятности и статистики в российской школе. Available at: http://mat.1september.ru/view_article.php?ID=200901401

5. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. Перевод с английского. Москва: «Когито-Центр», 2001.

6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России. 2005; № 4: 23 - 30.

7. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

8. Селютин В.Д. Научные основы методической готовности учителя математики к обучению школьников стохастике. Диссертация ... доктора педагогических наук: Орел, 2002.

9. Седова Н.С. Развитие стохастической компетентности будущих учителей математики. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

10. Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

11. Скрябина А.Г., Иванова А.В. Элементы теории вероятностей и статистики: учебное пособие. Ульяновск: Зебра, 2019. References

1. Bajdenko V.I. Bolonskijprocess: Kurs lekcij. Moskva: Izdatel'stvo Logos, 2004.

2. O zadachah vysshih uchebnyh zavedenij po perehodu na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki ot 10 fevralya 2010 g. № 109. Available at: http://uup.samgtu.ru/sites/uup.samgtu.ru/files/post%202.PDF

3. PortalFederal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91M/94

4. Bunimovich E.A. Teoriya iprakiika prepodavaniya veroyatnosti istatistiki v rossijskoj shkole. Available at: http://mat.1september.ru/view_article.php?ID=200901401

5. Raven Dzh. Pedagogicheskoe testirovanie: Problemy, zabluzhdeniya, perspektivy. Perevod s anglijskogo. Moskva: «Kogito-Centr», 2001.

6. Zeer 'E.F. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; № 4: 23 - 30.

7. Hutorskoj A.V. Kompetencii v obrazovanii: opytproektirovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «IN'EK», 2007.

8. Selyutin V.D. Nauchnye osnovy metodicheskojgotovnosti uchitelya matematiki kobucheniyu shkol'nikov stohastike. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: Orel, 2002.

9. Sedova N.S. Razvitie stohasticheskojkompetentnostibuduschih uchitelejmatematiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

10. Scherbatyh S.V. Metodicheskaya sistema obucheniya stohastike v profil'nyh klassah obscheobrazovatel'noj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

11. Skryabina A.G., Ivanova A.V. 'Elementy teoriiveroyatnostejistatistiki: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: Zebra, 2019.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 373.1

Kolesnikova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: tania26ct@yandex.ru

Belotserkovets N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: tania26ct@yandex.ru

Zima V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: tania26ct@yandex.ru

REGULARITIES AND PRINCIPLES OF CHILD EDUCATION: PEDAGOGICAL SUPPORT FOR YOUNGER STUDENTS. The article is dedicated to consideration of the age characteristics of primary schoolchildren, influencing the process of socialization. Economic and social changes in society form new views on the process of personality formation. When a child comes to the first grade, the process of his socialization becomes more manageable. Learning is becoming a leading activity of great social importance. Particular attention in the article is paid to the analysis of the socialization process as a specially organized process that pursues clearly formulated goals that require pedagogical support. The role of the primary school teacher in the process of socialization of students is also considered. The authors proposed a variety of forms and methods of pedagogical support for primary schoolchildren, which can be used in the work of an elementary school teacher and contribute to the successful development of the student's personality.

Key words: pedagogical support, socialization, communicative, primary school age, personality, education.

Т.В. Колесникова, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: tania26ct@yandex.ru

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц., зав. каф. дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического

института, г. Ставрополь, E-mail: tania26ct@yandex.ru

В.А. Зима, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь. E-mail: tania26ct@yandex.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей младших школьников, влияющих на процесс социализации. Экономические и социальные изменения в обществе формируют новые взгляды на процесс становления личности. При поступлении ребенка в первый класс процесс его социализации становится более управляемым. Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение. Особое внимание в статье уделено анализу процесса социализации как специально организованному процессу, преследующему четко сформулированные цели, требующие при этом педагогического сопровождения. Также рассмотрена роль учителя начальной школы в процессе социализации обучающихся. Авторами предложены разнообразные формы и методы педагогической поддержки младших школьников, которые могут быть использованы в работе педагога начальной школы и способствовать успешному развитию личности обучающегося.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, социализация, коммуникативность, младший школьный возраст, личность, воспитание.

В настоящий момент в современных школах происходит переосмысление важных функций образовательного процесса, которые направлены на удовлетворение потребностей личности и общества. При этом проблемы становления личности школьников начальных классов становятся более актуальными.

Когда ребенок поступает в школу, то происходят существенные изменения, отражающиеся на его психическом состоянии. Это связано с тем, что меняется вид деятельности школьника, а также его социальное окружение.

Такое понятие, как «педагогическое сопровождение», тесно связано с понятием «педагогическая поддержка». Во многих случаях сопровождение педагогом предполагает поддержку школьников и помощь в решении различных проблем, которые возникают у ребенка. В понятии «педагогическое сопровождение» отражены идеи взаимодействия субъектов обучения и воспитания, которые направлены на развитие личности [1]. Процесс совместного с педагогом определения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интересов обучающихся путей решения проблем, которые могут возникнуть при самостоятельном достижении поставленных школьником целей при общении и саморазвитии, является предметом поддержки педагога.

К сожалению, в настоящий момент учителя начальных классов всё чаще сталкиваются с тем, что в школу приходят дети, имеющие небольшой социальный опыт, вследствие чего они испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками и зачастую не следуют правилам поведения. Одной из причин таких проблем является недостаточное общение детей с родителями. Часто родители не считают необходимым поддерживать тесный контакт с ребенком: общаться с ним, слушать. Отсюда можно сделать вывод о том, что коммуникативная составляющая жизни несовершеннолетнего недостаточно развивается. Это является одной из причин затруднения социализации при попадании в школу и в дальнейшем в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.