ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 7 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-7-227-231
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
Гуласал Нуралиева
Преподователь, Термезского государственного университета
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена теоретическим проблемам когнитивной стилистики. Формирование стилистического направления в когнитивной лингвистике обусловлено общностью теоретических постулатов и некоторых понятий (интерпретация, концептуальная информация, выдвижение и т.п.), а также возможностью использования и творческого преломления многих понятий и методов анализа, разработанных в когнитивной лингвистике применительно к стилистическим исследованиям. Основное внимание уделяется когнитивным принципам распределения информации в тексте, когнитивным основаниям стилистических приемов, а также теориям когнитивной метафоры, ментальных пространств и концептуальной интеграции. В статье также доказывается, что есть все основания рассматривать когнитивную стилистику наряду с когнитивной семантикой и грамматикой как одно из важных направлений когнитивной лингвистики.
Ключевые слова: когнитивная стилистика, когнитивный принцип, когнитивная метафора, концептуальная интеграция, ментальные пространства, структуры знания
ABSTRACT
The article is devoted to the theoretical problems of cognitive stylistics. The formation of stylistic trend in cognitive linguistics is determined by common theoretical postulates and some notions (interpretation, conceptual information, foregrounding and so on), and it is also due to the possibility of using and creative refraction of some notions and methods of analysis developed in cognitive linguistics, as applied to stylistic investigations. The main attention is paid to the cognitive principles of distributing information in the text, cognitive basis of stylistic devices, also great attention is paid to the theory of cognitive metaphor, mental spaces and conceptual integration. In the article it is also proved that there are all grounds to examine cognitive stylistics as one of the significant trends of cognitive linguistics as well as cognitive semantics and cognitive grammar.
Keywords: cognitive stylistics, cognitive principle, cognitive metaphor, conceptual integration, foregrounding, knowledge structures.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 7 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-7-227-231
ВВЕДЕНИЕ
Когнитивная лингвистика - это лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий механизм, как когнитивный инструмент, представляющий собой систему знаков, играющих роль в репрезентации и трансформации информации [Кубрякова Е.С., 1996; 53]. Схожее определение представлено в работе Дзюбы Е.В, "когнитивная лингвистика представляет собой направление лингвистики, изучающее роль языка в процессе формирования, хранения и воспроизведения знаний человека о мире и о себе самом, т.е изучающее язык как механизм и инструмент познания" [Дзюба Е.В., 2018; 33].
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Иными словами, когнитивная лингвистика стремится объяснить как хранятся знания о мире, и как они структурированы в языке в процессе коммуникации. Следовательно, данное лингвистическое направление обращается к вечно волновавшим языкознание темам: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека. Необходимо подчеркнуть, что когнитивная лингвистика, зародившаяся в 60-70-х годах двадцатого столетия, в настоящее время интенсивно развивается во многих странах мира, включая страны СНГ. Так, в нашей стране когнитивная лингвистика получила признание в начале двадцать первого века. Исследователями когнитивной лингвистики в Узбекистане, ведущими изыскания в русле данного направления, являются Ашурова Д.У, Юсупов У.К, Бушуй А.М, Сафаров Ш.С, Джусупов Н.М, Галиева М.Р, Агзамова Д.Б и др. Когнитивная стилистика - это одно из новых направлений когнитивной лингвистики, активно развивающееся в настоящее время.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Целью данной статьи является рассмотрение некоторых положений когнитивной стилистики и обоснование когнитивной стилистики как одного из направлений когнитивной лингвистики. Формирование стилистического направления в когнитивной лингвистике обусловлено общностью теоретических постулатов и некоторых понятий (интерпретация, концептуальная информация, выдвижение и т.п.), а также возможностью использования и творческого преломления многих понятий и методов анализа, разработанных в когнитивной лингвистике применительно к стилистическим
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 7 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-7-227-231
исследованиям. Как отмечает Н. Джусупов, в недрах когнитивного подхода к стилистике "уже успели сформироваться целый ряд теоретических концепций и положений, предлагающих когнитивное осмысление и решение как общетеоретических, так и отдельных практических вопросов стилистики" [Джусупов Н., 2011; 65]. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В настоящее время когнитивная стилистика охватывает широкий круг вопросов [Ашурова Д., 2018; 107]: • проблемы когнитивного стиля; • проблемы концептуализации стилистических средств и текста; • когнитивные принципы распределения информации в тексте; Представляется, что этот перечень проблем не является окончательным и может быть дополнен такими проблемами как функционирование культурно-обуловленных концептов в художественном тексте и теория концептуальной интеграции приминительно к стилистически маркированным единицам. Ниже рассмотрим некоторые из них. Одной из проблем когнитивной стилистики является проблема когнитивного стиля. Ключевой проблемой, на которую обратили внимание многие известные исследователи в области стилевого подхода, признается отсутствие ясного понимания, что стоит за конструктами «стиль» и «когнитивный стиль». Под когнитивным стилем понимается индивидуально-своеобразный способ переработки информации о своём окружении в виде индивидуальных различий восприятия, анализа, структурирования, категоризации, оценивания происходящего. Когнитивные стили, наряду с другими стилевыми образованиями - стилями обучения, мышления, интеллектуальными стилями и др. - признаются ограниченными со стороны средств их измерения. То есть они характеризуются достаточно «жесткой» привязкой к методике их диагностики, что приводит к очевидным трудностям в обобщении полученных эмпирических данных и теоретическом осмыслении результатов. Существенной характеристикой ранних этапов изучения когнитивных стилей является применение корреляционных схем исследований, впоследствии заменяемое ориентацией на проверку экспериментальных причинно-следственных гипотез. Критике подвергаются существующие методические средства измерения когнитивного стиля - они слишком разнообразны, недостаточно между собой согласованы, многие не обладают необходимой валидностью и надежностью, что формирует запрос на разработку надежных и валидных методик. Мы полагаем, что в настоящее время остро стоит вопрос актуальности дальнейшего изучения когнитивных стилей. С одной стороны, данная область долгое время находилась вне основных путей развития современной психологии, с другой - вопрос о стилях
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 7 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-7-227-231
как предпочтениях в использовании когнитивных способностей остается до сих пор весьма важным. Многие авторы указывают, что когнитивные стили могут выступить основой построения единой теории взаимодействия познания и личности. Когнитивные принципы распределения информации в тексте. Общеизвестно, что структура построения информации выполняет огромную роль как в процессе создания, так и в процессе восприятия речи. Как отмечает Е. Кубрякова, при обработке языковых знаний следует изучать не только те ментальные репрезентации, которые возникают по ходу обработки или извлекаются из долговременной памяти, но и те процедуры или операции, которые при этом используются [Кубрякова. Е., 1996; 78].. Иными словами, при рассмотрении текста с точки зрения когнитивной лингвистики необходимо уделить огромное внимание когнитивным принципам распределения информации в тексте, которые представляют собой "когнитивные установки и ограничения прагматических принципов построения текста/ дискурса и разделения информации в тексте, последовательности ее подачи" [Кубрякова. Е., 1996; 78]. К таковым принципам относятся принцип иконичности, принцип распределения старой и новой информации, принцип выдвижения, принцип избыточности и принцип языковой экономии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует подчеркнуть, что стилистика имеет много точек соприкосновения с когнитивной лингвистикой и использует многие положения и понятия когнитивной лингвистики в целях наиболее адекватного стилистического анализа художественных текстов. В связи с этим, есть все основания рассматривать когнитивную стилистику наряду с когнитивной семантикой и грамматикой как одно из важных направлений когнитивной лингвистики.
REFERENCES
1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. -М.:просвещение, 1990
2. Ашурова Д.У. Новые тенденции в развитии стилистики // Til va nutq system-sath talqinida: материалы науч.-теор. конф. Самарканд: СамГИИЯ, 2005. С. 7-8.
3. Ашурова Д.У. стилистика в свете когнитивной теории//"Узбекистонда хорижий тиллар" илмий-методик электрон журнал, 2018. №2(21)
4. Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1981.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 7 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-7-227-231
5. Джусупов Н.М. Лингвокогнитивный аспект исследования символа в художественном тексте. Автореф. дис. канд. ... филол. наук. - Ташкент, 2006. -26 с.
6. Джусупов Н.М. Когнитивная стилистика: современное состояние и актуальные вопросы исследования, 2011. №3 (028)
7. Иванова Е.В. Пословичные картины мира (на материале английских и русских пословиц). - СПб.: СПбГУ, 2002. - 160 с.
8. Alauddinova Dilnoza., PHRASAL VERB IN MODERN ENGLISH, Научные горизонты, № 3(19), 2019.
9. Sattarova, N. A. (2019). THE IMPLEMENTATION OF GIVING FEEDBACK FOR WRITING. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ, 114-117.