Litera
Правильная ссылка на статью:
Марьянович Д. — Формирование стилевых особенностей языка духовных текстов Русской и Сербской Православных церквей на основе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов // Litera. - 2021. - № 5. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.5.35425 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=35425
Формирование стилевых особенностей языка духовных текстов Русской и Сербской Православных церквей на основе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов
Марьянович Далиборка
/^спирант кафедры русского языка и методики его преподавания, Ахистент, б/с кафедры русского языка медицинского инстмтута, Российский университетдружбы народов.
117198, Россия, г. Москва, уп. М/1кпу>ю-Макпая, 6 И daliborka.maryanovich@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-8698.2021.5.35425
Дата направления статьи в редакцию:
05-04-2021
Дата публикации:
21-04-2021
Аннотация.
Предметом данной статьи является анализ вопроса о формировании стилевых особенностей языка духовных текстов Русской и Сербской Православных церквей на основе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов. Объектом исследования являются стилевые особенности языка духовной сферы России и Сербии. Цель статьи -раскрыть картину современного состояния функционального стиля, обслуживающего религиозную сферу России и Сербии на основе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов сквозь призму их формирования. Автор подробно рассматривает церковно-религиозный стиль, понятие духовного текста в русской и сербской культурах. Уделяется внимание понятию русского и сербского духовного стиха. Для достижения постановленной цели использовались методы описания понятий русского и сербского духовного стиха сквозь призму вопроса о функциональном стиле духовной сферы России и Сербии. Актуальность исследования стилевых особенностей языка русских и сербских богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов определяется его важнейшим вкладом в малоизученные области современной славистики, а также вкладом в развитие общей культуры и в сотрудничество стран в духовной (религиозной) сфере. Полученные
результаты могут стать теоретическим материалом для дальнейшего исследования духовной лексики и найти практическое применение в спецкурсах и исследовательских работах. Рассмотренный материал позволил сделать вывод о том, что анализ формирования стилевых особенностей языков духовных текстов Русской и Сербской Православных церквей на основе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов являются малоизученной и особо актуальной областью исследования со стороны лингвистики, славистики и фольклористики, а также важнейшей областью для исследования духовной лексики в рамках стилистики как части общей культуры, литературы, языка, истории и религии народов.
Ключевые слова: стилистика, функциональный стиль, духовный стих, русский духовный стих, сербский духовный стих, стилевые особенности, русский язык, сербский язык, духовная сфера, религия
На Руси христианская литература появилась в конце Х в. после принятия православия как государственной религии, а в Сербии во второй половине IX в.
Необходимо отметить, что в состав христианской литературы входят не только книги Священного писания Ветхого и Нового заветов, включающие Евангелие, Псалтирь, книги пророков и т. д., не только книги богослужебные, например: Служебник, Требник, Часослов, но и огромный пласт неканонической литературы, включающий, например, Жития святых - биографии канонизированных святых, книги учений и размышлений святых отцов Русской или Сербской Церквей, а также духовные стихи. Изучение текстов Священного писания Ветхого и Нового заветов и, в особенности, текстов богослужебных книг связано с феноменом «сакральности» языка богослужения, в данном случае, с церковно-славянским языком.
Известно, что духовные организации в различные исторические эпохи использовали язык как инструмент сохранения элитарности и священности. Тому пример санскрит, язык Авесты, классический персидский и арабский, латынь и т. д.
В данном случае было бы некорректно рассматривать церковно-славянский язык через призму функционального стиля языка, так как церковно-славянский язык как язык, в основном, письменности является катализатором для развития функционального религиозного стиля языка в духовном литературе, которая не имеет непосредственного богослужебного применения в церкви. Поэтому данная статья берет за основу анализ стилевых особенностей духовных стихов в их тесной связи с канонической литературой Православной Церкви и историческими событиями, повлиявшими на их формирование.
Учение Православной церкви влияло на духовность и культуру народов России и Сербии на протяжении более тысячи лет, что даже сегодня отражается на взаимодействии уже светских государств России и Сербии. Это влияние, как нельзя, сильно отразилось и в литературе данных народов, поэтому изучение русской и сербской литературы без истории возникновения, развития, бытования и изучения духовных текстов, в частности, духовного стиха ограниченно и неполноценно.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что специфика лексических и стилистических особенностей русского и сербского духовного стиха является важной областью изучения и, в связи с этим, особо актуальной областью исследования со стороны лингвистики как части общей культуры, литературы, языка, истории и религии.
Длительный и кропотливый процесс подборки материала духовных стихов вызван
хаотичным разбросом духовных стихов во временных периодах, начиная с периода после официальных принятий православия на Руси и в Сербии, и далее, в течение веков, включая время окончательного признания христианского мировоззрения народами, и веков осознанного религиозного народного творчества. Период времени, когда христианство распространилось на Руси, характеризуется созданием многочисленного количества Житий святых. Цель данной литературы состояла в том, чтобы «новые» христиане имели представление о правильном образе жизни православного человека и могли заместить языческое политеистическое мировосприятие на мировосприятие православного монотеиста. Далее с каждым новым поколением православных, укреплялось православное учение в сознании людей, и люди уже сами распространяли и переосознавали ветхозаветные и новозаветные сказания, передавая их «из уст в уста», и это фиксировалось, в том числе и письменно. Именно такая литература в некоторой степени, стала сюжетной базой для духовных стихов на Руси.
В письменности сербского народа духовные стихи книжные по их возникновению и отличаются от народных по своей форме и содержанию. Эти книжные стихи появились в XVIII в. Благодаря перепискам, в которых они распространялись, сохранилась большая часть литературного материала, дублированная естественным образом.
Наличие духовных текстов, писем, стихов, сохранившихся с древних времен до наших дней и дополненных современной духовной литературой, брошюрами, лекциями и беседами представителей духовных конфессий, привели к возникновению ряда вопросов в современной славистике и русистике, которые связаны с функциональным стилем в духовной сфере.
Стоит отметить, что стиль с его вопросом о функционировании, а также с вопросом об употреблении тесным образом связан с коммуникативной составляющей. Говоря о функциональном стиле в духовной сфере, необходимо обратиться «к общему» и отметить некоторые причины к выявлению основных предпосылок образования стилистики:
1) обсуждение в XX в. вопроса об отличиях речевых и языковых особенностей, а позже обсуждается вопрос о функциональности;
2) рассмотрение вопроса о литературном языке и понятии нормы;
3) системность.
Необходимо подчеркнуть, что тенденции современного языкознания н влияют на развитие стилистики. Норма языка, как понятие языкознания, с культурой связаны с литературным языком, как с явлением развивающи
Стилис тика в ыз ыв а е т ря д в опрос ов , та ких ка к:
1) вопрос о концепции функционального стиля;
2) соответствие стилей языка и речи;
3) функционирование языка в разных областях общения;
4) систематизация стилей, функционирующих в языке.
Стоит упомянуть, что язык, речь и художественная литература были выделены Виноградовым В.В. как три стилистических вида [4].
Возвращаясь «к частному», важно выделить религиозный стиль из всех стилей,
епосредственно в совокупности мся.
функционирующих в современном русском языке.
Не смотря на то, что русский язык можно услышать в свободной молитве, как было отмечено ранее, служба в Православной Церкви России проводится на церковнославянском языке. Кроме того, если обратить внимание на теле- или радиопередачи, то можно услышать русскую речь в явно религиозном стиле, даже если транслируется богослужение на церковно-славянском языке, то комментатор, сопровождающий трансляцию, говорит и обращается к зрителям / слушателям, используя строго религиозную лексику. Следовательно, есть ряд оснований для того, чтобы выделять стиль, обслуживающий религиозную сферу, так как его функционирование сопровождается некоторыми стилистическими особенностями, что определяется речевой реализацией данной сферы.
Оставаясь вне обзора структуры (с ее устойчивыми и меняющимися компонентами) той или иной религиозной конфессии, в том числе, Православных Церквей в России и Сербии, отметим, что деятельность, касающаяся речи, имеет строгие нормы. Нормы данной области в большей степени определяют характер поведения человека верующего. К примеру, молитвенная речь реализует совокупность характерных для нее эмоционально-психологических состояний — любви, доверия, надежды, смирения,
предания себя на волю Бога и другие
Очевидно, что любой развитый язык должен существовать в формах, которые позволяют обслуживать различную деятельность человека. Данная характеристика - одна из основных составляющих литературного языка. На основании функции, которая обслуживает какую-либо сферу, многие лингвисты определяют такие функциональные стили как: научный (в основе которого лежит сообщение), официально-деловой (сообщение), публицистический (в основе которого лежит воздействие), художественный (воздействие), разговорный (в основе которого лежит общение). Однако необходимо подчеркнуть, что многие годы такой вид деятельности как религиозный, в основном, игнорировался, хотя эта деятельность, включая разнообразную обрядовость, сакральность, иерархию и особенности коммуникативного обращения «человек-человек», «человек-проводник высших сил (жрец, священник, раввин и т.д.)», «человек - высшее существо», сопровождает человека в периодах, известных современной истории, и существовала она задолго до книгопечатания, научной деятельности человека и художественной литературы. Безусловно, роль религии, церковного языка для становления русского литературного языка нельзя не заметить. Еще Бицилли П. М. обращал внимание, что «каждый национальный язык развивается по образцу другого, "высшего" языка, служащего для него "классическим"». В этой роли для славян он
видел только церковнославянский язык с его точкой зрения согласен и Шахматов А. А., который утверждал, что наш язык «был по происхождению своему языком церковным, постепенно обрусевшим, а не наоборот - русской живой речью, которая подверглась
влиянию Церкви» ^^^ В то время как идут споры о месте религиозного стиля в системе стилей литературного языка, терминологической наполняемости, жанровой специфике, в учебниках по культуре речи, стилистике традиционно выделяются научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и - с некоторыми оговорками -художественный стили. Следует отметить, что попытка зафиксировать наличие определенной формы религиозной речи исследователями наблюдалась давно, так Апресян Г. З. в качестве рода красноречия выделял богословско-церковное, а внутри последнего проповедь как особый вид (жанр) красноречияОднако, ни одно из предложенных обозначений функционального стиля в духовной сфере так и не нашло своей строгой позиции в учебниках по культуре речи, за исключением небольших
примечаний с мнениями данных ученых.
Важно отметить, что сегодня религия играет особую роль не только в структуре национальной части языка, но и в жизни россиян. И, исходя из отечественной и европейской речевой традиции, Кожина М. Н. говорит о таких стилях языка, как: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный и
религиозный
Абрамов Ю. Ф. же отмечает, что религиозная форма отличается от остальных языковых форм тем, что она базируется на высших сверхъестественных силах, которые оказывают весьма сильное влияние на сознание и жизнь человека. Тем самым, данное убеждение не может быть следствием ни логического анализа, ни практического использования, а
значение доверия в этой форме выше, чем в какой-либо другой -Ш. Понятие «религиозный язык» достаточно долгое время в отечественных работах имело и узкое и, в то же время, широкое употребление. Узкое применялось к богослужениям, а широкое - ко всем мероприятиям, которые связаны с коммуникацией в религиозной сфере [6].
Но необходимо обратить внимание на то, что постепенно изучение «религиозного» языка начинает развиваться в границах функционального стиля, так как приходит понимание, что эта разновидность имеет особое место в структуре литературного языка.
В начале 2000-ых гг. Крылова О. А. выдвинула гипотезу о том, что современный религиозный стиль - совокупность двух форм: церковнославянской и религиозно-
церковной [9].
Рассматривая язык диахронически, а вместе с ним и функциональный стиль в духовной сфере Православных церквей России и Сербии, приведем важные факты из истории, которые связаны с функционированием языка богослужения Сербской Православной Церкви и необходимые для понимания темы исследования. До XVIII в. богослужебным и литературным языком у сербов был сербско-церковнославянский. Непосредственный и официальный переход на русско-церковнославянский язык как богослужебный произошел в XVIII в. Это было последствием следующих исторических событий. В конце XVII в. происходит великое переселение сербов, которые выдвигались с юга страны, спасаясь от турецкого натиска, в Австро-Венгрию. В числе беженцев был и патриарх Арсений Четвертый Чарноевич. В данных экстремальных условиях богослужебные книги на сербско-церковнославянском языке были утрачены, а сохранившихся книг было недостаточно для полного обеспечения Сербской Церкви. Поддерживая единоверцев, Русская Православная Церковь передает в Сербскую Церковь богослужебные книги на русско-церковнославянском языке
Данная вынужденная мера и поспособствовала тому, что с того времени на территориях России и Сербии используется один богослужебный язык, который мы можем услышать в Церквях. У многих священников это продолжалось почти столетие, а тексты читали на «новом языке» по своим правилам, как делается и сегодня.
Существует понятие «сербского» чтения церковнославянского языка I13!. Как нам известно, современный сербский литературный язык относится к народному разговорному языку. Разрыв между народным и богослужебным языками был бы меньше очевиден, если бы он произошел из литературного, сербско-славянского языка, но история богослужебного языка сложилась иначе. Это, возможно, те причины, по которым на Священном Соборе Сербской Православной Церкви 1964 г. позволили пользоваться в
процессе богослужения переводами некоторых богослужебных текстов на современный сербский язык. Разрешение не относится к богослужению, а распространение его на все тексты невозможно, так как не все еще переведено. Переводы некоторых текстов богослужения не подлежали рассмотрению, однако священнослужителей наделили правом выбора языка в той или иной ситуации.
Вопрос о языке богослужения и по сей день является открытым и актуальным для Сербской Православной Церкви, также необходимо отметить, что данный вопрос актуален и для Русской Православной Церкви, но немного по другим причинам.
Современный русский язык претерпел достаточно много изменений по отношению к церковно-славянскому языку, следовательно, основная причина вопроса языковой реформы в Русской Православной Церкви является аспект понимания и включения человека в осознание смысла произносимых молитв в храме.
Стоит отметить, что в Сербии как и в России обучают церковнославянскому языку только в богословских заведениях, сохраняя относительную независимость от светских сербского и русского языков. Но язык, как развивающаяся система, в процессе коммуникации «человек-человек» приспосабливается к существованию около языка богослужения, предназначенного лишь для процесса так называемой коммуникации «человек - высшие силы», формируя функциональный стиль, характерный только для данных обстоятельств.
Следовательно, церковно-славянский язык как язык богослужения и функциональный религиозный стиль русского языка взаимозависимы: церковно-славянский язык без функционального религиозного стиля русского языка станет малопонятным и практически недоступным, в свою очередь функциональный религиозный стиль без богослужебного языка потеряет свой фундамент и основу.
В качестве дополнения к анализу функционального стиля в духовной сфере необходимо отметить, что религиозный стиль как явление характерное не только для Сербской и Русской Православных церквей присущ и любым другим религиозным конфессиям, например, иудаизму, исламу, буддизму, индуизму и т. д., в которых используется специфическая религиозная лексика. Таким образом, анализ формирования стилевых особенностей языков духовных текстов Русской и Сербской Православных Церквей на базе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов представляет собой одну из важнейших теоретических основ для малоизученной проблемы современной славистики, а также влияет на сохранение части общей истории, культуры, языка и литературы русского и сербского народов. В исследовании говорится о формировании функционального стиля, обслуживающего религиозную сферу России и Сербии. Тем самым данное исследование имеет влияние для дальнейшего изучения в области языка, литературы и религии, а также для продвижения исследования духовных стихов, что позволяет раскрыть более полную картину реалий в современных исследованиях, посвященных стилистическому анализу религиозных текстов.
Библиография
1. Абрамов Ю.Ф., Попов П.Л. О разграничении религиозного и научного стилей мышления // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 2. - С. 245 - 250. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/o-razgranichenii-religioznogo-i-nauchnogo-stiley-myshleniya/viewer
2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М.: МГУ, 1969. - С. 160.
3. ВеселиновиЬ, Р. (1966), Истори'а Српске православне цркве са народном истори'ом, кжига 1, Београд, С. 31 - 32.
4. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
5. Вомперский В.П. Взгляды П.М. Бицилли на историю русского литературного языка // Филологический сборник: К 100-летию со дня рождения В.В. Виноградова. - М., 1995. - С. 99 - 100.
6. Гадомский А.К. Религиозный язык и стиль: попытка систематизации терминологии теолингвистики // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия Филология. (58). 2006. - Т. 19 - № 2. - С. 186 - 192. URL: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/gadomski_46.pdf
7. Кожина М.Н. Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М., 2006. - 2-е изд., испр. и доп. - С. 146 - 153. URL:
https ://studfile.net/preview/6006736/page: 16/
8. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. Учебник. Издательство «Наука», Москва, 2011.
9. Крылова О.А. Существует ли церковно-религиозный функциональный стиль в современном русском литературном языке? // Культурно-речевая ситуация в современной России. - Екатеринбург : Уральский гос. ун-т, 2000. - С. 107 - 117. URL: https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/artides/religioznyy-funkcionalnyy-stN-v-zhanrovom-aspekte-k-postanovke-problemy
10. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 15 - 16, 56 - 66.
11. Мар]'ановиЬ, Ч. (2001), Истори'а Српске цркве, Београд. С. 187 - 188.
12. Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка. - 1916. - Ч.1. - Пг. URL: https ://www.prlib.ru/item/322879
13. Ъор^иЬ, П. (1931), Карактеристика савременог изговора нашег црквеног ]'езика, Београд. С. 236 - 245.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья является компилятивной формой обобщения научных знаний связанных формально с темой дешифровки стилевых особенностей русского и сербского стиха. Следует констатировать, что работа лишена научной новизны, хотя актуальность вопроса налична. Автор несколько условно и неконцептуально подходит к возможной разверстке темы. Ряд позиций воспроизводится как трюизмы. Буквальное следование той или иной точке зрения снижает потенциальный интерес к сочинению. Обозначу, что в тексте статьи объективная составляющая нивелирована, предмет же изучения расплывчат: например, «гипотеза исследования базируется на предположении, что специфика лексических особенностей русского духовного стиха является не достаточно изученной областью и, в связи с этим, особо актуальной областью исследования со стороны лингвистики как части общей культуры, литературы, языка, истории и религии», или «в первое время после того, как христианство распространилось на Руси, начало создаваться многочисленное количество житий новой веры. Ветхозаветные сказания распространялись «из уст в уста», но фиксировались письменно. Именно такая
литература, в некоторой степени, стала сюжетной базой для духовных стихов на Руси», или «в современной славистике и русистике возникает ряд вопросов, которые связаны с функциональным стилем духовной сферы» и т.д. Автор неточен в позиционировании собственно взгляда, ибо характеристика процессов возникновения «стилевых доминант» духовной литературы понимается буквально, без должной конструктивной черты / приметы. На мой взгляд, методика исследования также нуждается в серьезной правке: перечисление альтернативных составляющих не есть систематизация, это лишь дублирование и стагнация. Работа с критическими источниками также выглядит непрофессионально, отсылки к трудам А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной и других исследователей формальны, автор не утруждает себя собственно филологической работой, не дает должной «оценки». Отмечу еще раз, что новизна и практическая роль данной статьи минимальна, материал трудно адаптировать для работы, ввести в формате информационных справок в тот или иной курс. Объем исследования явно недостаточен для раскрытия вопроса, серьезным же недочетом является поверхностное решение поставленных задач. Цель статьи как таковая не достигнута, аргументация по ходу разверстки вопроса недостаточна. Выводы по тексту формальны: «исследование стилевых особенностей русского и сербского духовного стиха сквозь призму вопроса о функциональном стиле духовной сферы России и Сербии представляет собой одну из важных теоретических основ для малоизученной проблемы современной славистики, а также для части общей культуры русского и сербского народов». Считаю, что текст мало информативен, узок, тривиален, неперспективен. С учетом высказанного, тезирую: статья «Стилевые особенности русского и сербского духовного стиха сквозь призму вопроса о функциональном стиле духовной сферы России и Сербии» не может быть рекомендована к открытой публикации в журнале «Litera».
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья «Формирование стилевых особенностей языка духовных текстов Русской и Сербской Православных церквей на основе богослужебных текстов и фольклорных духовных стихов», ставит своей целью сравнительное изучение стилевых особенностей славянских языков: русского и сербского на материалах сакральной литературы. Несомненно изучение стилевых особенностей языков, используемых в религиозной службе является малоизученным и актуальным вопросом в современной лингвистике. В настоящее время повышается интерес к изучению духовной жизни народа, что также обусловливает актуальность представленной работы. Статья написано по канонам научного исследования, содержит введение, основную часть и заключение, а также представляемые автором гипотезу и задачи. Однако остается ощущение слабой когезия и когерентности текста, так ряд абзацев не имеют связок между собой, некоторые утверждения без должных ссылок на авторитетные издания кажутся, скорее голословными, нежели чем научными. Так, автор выдвигает гипотезу, заключающуюся в том, что специфика лексических и стилистических особенностей русского и сербского духовного стиха является важной областью изучения и, в связи с этим, особо актуальной областью исследования со стороны лингвистики как части общей культуры, литературы, языка, истории и религии. Автор рассматривает объект исследования не через призму функционального стиля языка, а берет за основу анализ стилевых особенностей духовных стихов в их тесной связи с канонической литературой Православной Церкви и историческими событиями, повлиявшими на их формирование.
Статья опирается на библиографию, состоящую из 19 источников, среди которых работы на русском и сербском языках, опубликованные в разные 20 века, однако отсутствуют ссылки современные исследования последних десятилетий. Кроме того, отсутствуют ссылки на иные зарубежные публикации, кроме собственно сербских, что не позволяет в полной мире включить рецензируемую работу в общемировую науку. Рецензируемая статья оставляет двоякие чувства после прочтения, а именно с одной стороны тематика актуальна, представляет интересный материал, но, с другой стороны, выводы по статье не сформулированы четко, отсутствует какой бы то ни было иллюстративный материал, статья больше компилятивного характера, нежели чем направленная на приращение научного знания. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, занимающихся проблемами стилистики, славянских языков, герменевтике сакральных текстов, культурологии и религиоведения. В общем и целом, следует отметить, что статья написана научным языком, хорошо структурирована, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.