УДК 37.018.5
Д. В. Чиркина
Миасс
Miass
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕВОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стилевой слух; музыкальный слух; музыкальная педагогика; музыкальная деятельность; комплексная методика; детская школа искусств.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается специфическая музыкальная способность стилевого слышания музыки, дается определение понятия «стилевой слух», выявляется его сущность и структура, включающая четыре компонента (эмоциональный, когнитивный, деятельностный и ценностный). Обосновывается комплексная методика формирования стилевого слуха у учащихся детской школы искусств и кратко характеризуются ее компоненты.
Э. V. СЫгкта
THE FORMING OF «EAR FOR STYLE» AT PUPILS OF ART SCHOOL FOR CHILDREN BY MEANS OF USE OF A COMPLEX METHODS OF TEACHING
KEY WORDS: ear for style; ear for music; musical pedagogic; musical activity; complex methods; art school for children.
ABSTRACT. The article describes a specific musical ability of style hearing of music; the term «ear for style» is defined, its essence and structure including four components (emotional, cognitive, activity-component and evaluative) is revealed. In the second part of article the complex methods of forming of «ear for style» at pupils of art school for children is proved and its components are short characterised.
Одной из главных целей дополни- ний, умений и навыков в области музы-
тельного музыкального образо- кального искусства, а также развитие спе-
вания, осуществляемого в рамках детских циальных способностей — чувства ритма,
школ искусств и отчасти выполняющего ладового чувства, разновидностей музы-
функцию начальной профессиональной кального слуха — интонационного, звуко-
ориентации обучаемых, является форми- высотного, гармонического, архитектони-
рование у учащихся первоначальных зна- ческого, и в том числе стилевого.
Обращаясь к проблеме осознания стиля музыкальных произведений, педагоги-музыканты пользуются различными понятиями, среди которых «стилевое чутье» [6. С. 40], «чувство стиля» [1. С. 135-136; 3. С. 112; 6. С. 41; 7. С. 42], «музыкальное чутье» [8. С. 300]. Однако единого термина, отражающего специфику данного качества личности музыканта, в настоящее время не существует. При этом большинство ученых указывают на взаимосвязь способности стилевого восприятия музыки с музыкальным слухом, являющимся основой осознания стиля. В связи с этим для обозначения специфики данной способности наиболее обоснованным нам представляется использование понятия «стилевой слух», авторство которого принадлежит М. В. Карасевой, трактующей эту способность с точки зрения психологии музыкального восприятия как одну из разновидностей музыкального слуха, основанную на выделении в качестве «параметра осознания слухом музыкально-семантических черт» музыки [2. С. 43-44].
В рамках проблем музыкальной педагогики мы также понимаем стилевой слух как разновидность музыкального, как внутреннюю интегральную способность личности воспринимать стиль на основе внешних проявлений его признаков. Однако по сравнению с психологической трактовкой понятия, помимо слухового восприятия стиля, основанного прежде всего на эмоциональном отклике, способность стилевого слышания, по нашему мнению, включает обязательную когнитивно-знаниевую основу, деятельностное воплощение и, кроме того, способствует становлению ценностных ориентаций.
Как показывает анализ научных трудов музыкантов-педагогов, обращавшихся к проблеме осознания стиля (Ю. Б. Алиев, Е. Д. Критская, М. В. Карасева, Л. В. Школяр и др.), многие из них
выделяют в структуре данной способности два основополагающих компонента: эмоционально-образный, характерный для первого, начального этапа ознакомления с музыкальным произведением, и когнитивный, или знаниевый, подтверждающий эмоциональное впечатление четкими фактами. Так, М. В. Карасева выделяет стилевые установки (эмоциональный компонент) и стилевые эталоны (знаниевый компонент) [2. С. 61]; на взаимосвязь эмоционального и интеллектуального начал в процессе осознания стиля указывает также Е. Д. Критская, рассматривающая стиль в широком (эмоциональная отзывчивость) и узком значении (дифференцированное слышание) [3. С. 112].
Кроме того, выделить в структуре стилевого слуха эмоционально-образный и знаниевый компоненты нам позволяет разделение В. В. Медушевским основополагающей способности - музыкального слуха - на интонационный и перцептивный (аналитический) [5. С. 57]. При этом к первому следует отнести восприятие чувств и образных характеристик, передаваемых музыкой, а ко второму -осознание атрибутивных признаков стиля: жанра, музыкального языка, особенностей техники и композиции.
Таким образом, стилевой слух представляет собой способность выявлять стилевую характерность произведений на основе их слухового восприятия и активного включения мыслительноаналитических процессов. Как и музыкальный слух, он сочетает в себе восприятие эмоционально-образного содержания и осознание логических структур музыкального языка.
Осознание стилевой характерности музыкального произведения происходит в процессе какой-либо деятельности -слушательской, аналитической, исполнительской, что обуславливает наличие в структуре стилевого слуха деятельностного компонента как одного из обяза-
тельных. Пассивное восприятие музыки, «фоновое» слушание не способно обеспечить узнавание стиля, проникновение в замысел автора; только активная слуховая деятельность с привлечением эмоционально-волевых процессов (в первую очередь внимания) может стать основой стилевого анализа музыки.
Взаимодействие трех компонентов -эмоционального, интеллектуального и деятельностного - при осознании стиля в определенной мере повлияет и на становление ценностных ориентаций личности. Об этом пишет Е. В. Назайкин-ский: «В процессе восприятия музыки слушатель не только учитывает эпоху и место произведения в истории культуры, не только подсознательно связывает с ним то, что ему известно о композиторе и обстоятельствах рождения шедевра, но и подсознательно или сознательно оценивает собственную свою позицию в мире ценностей» [6. С. 31]. Проявившись еще на первом - эмоциональном этапе восприятия музыки, на уровне оценок «нравится - не нравится», ценностные ориентиры углубляются в процессе интеллектуально-аналитической и исполнительской деятельности и занимают прочное место в системе ценностей в виде стилевых предпочтений. Таким образом, наряду с тремя вышеперечисленными компонентами стилевого слуха, он также включает и ценностный блок.
Итак, стилевой слух включает следующие компоненты:
1) эмоциональный, являющийся основой понимания образного содержания произведения, без которого невозможна никакая музыкальная деятельность;
2) когнитивный, включающий определенный запас музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, на которых основывается осознание стилевой специфики музыки;
3) деятельностный, подразумевающий реализацию данной способно-
сти в каком-либо виде музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, аналитической, композиторской);
4) ценностный, становящийся своеобразным итогом, целью развития стилевого слуха, обеспечивающий ориентировку личности в мире искусства, формирование его эстетических приоритетов и художественного вкуса.
Стилевой слух занимает важное место в ряду музыкальных способностей, формируемых у учащегося школы искусств. Это объясняется тем, что он способствует более полному, адекватному восприятию и осознанию содержания произведения искусства, является основой понимания учащимися исторического пути развития музыкального искусства как последовательной смены художественных стилей, обеспечивает грамотную стилевую трактовку произведения в исполнительской деятельности.
Интегративная природа стилевого слуха, включающего эмоциональный, когнитивный, деятельностный, ценностный компоненты, его проявление во всех видах музыкальной деятельности дает основание предположить, что развитие данной способности будет эффективно осуществляться при использовании комплексной методики, непосредственно воздействующей на каждый из составляющих компонентов.
В педагогике музыкального образования комплексный подход достаточно широко разработан и применяется главным образом в организации профессиональной подготовки учителя музыки, включающей различные виды деятельности: педагогическую, музыкально-
просветительскую, исполнительскую и др. (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Аржачникова, Л. А. Рапацкая и др.). Однако при изучении проблем музыкального обучения детей, и тем более вопросов развития стилевых представлений учащихся
ДШИ, он практически не используется. Мы же убеждены, что задача формирования стилевого слуха может быть решена только на основе комплексного подхода к учебно-музыкальной деятельности детей.
Разрабатывая и определяя содержание элементов комплексной методики формирования стилевого слуха, мы опирались на три основополагающих фактора:
1) сущностные свойства категории «стиль» - ее универсальность, многогранность, всеохватность проявлений в различных видах искусства, взаимообусловленность содержательных и атрибутивных компонентов;
2) интегративную природу способности, включающей четыре составляющих компонента и необходимость воздействия в процессе развития на каждый из них;
3) четыре основных вида музыкальной деятельности (слушательскую, исполнительскую, аналитическую, композиторскую), в реализации которых данная способность находит прямое воплощение.
Универсальность категории «стиль», общность ее проявлений в различных видах искусства указывает на целесообразность параллельного рассмотрения того или иного стиля в живописи, архитектуре, литературе и т. д. Данный прием не является новым в педагогике - связи между различными видами художественного творчества активно используются при изучении музыкального и изобразительного искусств, в основном путем привлечения разнообразного иллюстративного наглядного материала. Однако в нашем варианте существует принципиальное отличие от традиционного метода параллелей - мы предлагаем не простое ознакомление со смежными видами искусств, а именно нахождение стилевых аналогий, взаимосвязей -одинаковых стилевых признаков в литературных, изобразительных и других
произведениях, относящихся к одному стилю.
Стилевой слух является необходимым условием эффективности и художественного качества решения различных творческих задач и реализации любого вида музыкальной деятельности - исполнительской, слушательской, аналитической и композиторской, каждый из которых оказывает непосредственное воздействие на тот или иной компонент стилевого слуха.
Так, эмоциональный компонент стилевого слуха интенсивно формируется в процессе слушания музыки, при накоплении различных образных впечатлений. Вслед за этим эмоциональность находит прямое воплощение и выражение в исполнительстве, причем как в сольном, так и в ансамблевом.
Создание и укрепление когнитивной базы стилевого слышания, сущность которой составляют информативные и понятийные знания в области музыкального искусства, является первостепенной задачей музыкально-теоретических дисциплин. Познавательная, слушательская и аналитическая деятельность, составляющие основу учебно-воспитательного процесса на предметах теоретического цикла, оказывают непосредственное воздействие на формирование знаниевого элемента интересующей нас способности.
Специфика деятельностного компонента стилевого слуха очевидна уже из его определения - способность стилевого слышания находит воплощение во всех видах музыкальной деятельности, поэтому развивать ее необходимо и в процессе слушания, и анализа, и исполнения, и сочинения музыки.
Ценностный компонент стилевого слуха содержится в оценке музыкального произведения в целом согласно собственным аксиологическим ориентирам, оценке отдельных его компонентов с позиции стилевого соответствия, оценке результата собственной исполнитель-
ской деятельности на предмет точности стилевой интерпретации.
Виды музыкальной деятельности, участвующие в формировании стилевого слуха, напрямую обуславливают методы освоения учебного материала, основными среди которых являются:
• стилевая атрибуция, осуществляющаяся в процессе слушания музыки (слушательской деятельности) и заключающаяся в распознавании примет стиля на слух (выявление характерных мелодических, гармонических оборотов, ритмических рисунков, видов фактуры, синтаксических структур, композиционных форм и пр.);
• стилевой анализ, реализующийся в аналитической деятельности и предполагающий изучение нотного текста с позиции претворения стилевых признаков (выявление тех же стилевых элементов, но уже не в слуховом восприятии, а в анализе музыкального текста);
• стилевая интерпретация, осуществляемая в рамках исполнительской деятельности, заключающаяся в воспроизведении музыкального текста с доминированием стилевого начала, предполагающая осознанный выбор и применение музыкантом характерных для стиля исполнительских приемов звокоизвлечения, артикуляции, акцентуации и т. д.;
• стилевое моделирование, предполагающее сочинение небольших музыкальных произведений или фрагментов в различных стилях -своеобразных «мини-стилизаций» в заранее заданных условиях с применением характерных для определенного стиля средств музыкального языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Итак, для формирования способности стилевого слышания в учебном процессе школы искусств мы считаем необходимым внедрение комплексной методики, включающей три основных компонента:
1. Изучение музыкального произведения в культурно-историческом контексте путем анализа его содержательных и конструктивных элементов, выявления стилевого генезиса и взаимосвязей со смежными видами искусств.
2. Комплексное освоение учебного музыкального материала во всех видах музыкальной деятельности (слуховой, аналитической, исполнительской, композиторской) и на всех предметах музыкально-теоретической и исполнительской подготовки (инструментальной и вокальной, сольной и ансамблевой).
3. Использование стилевой атрибуции, стилевого анализа, стилевой интерпретации и стилевого моделирования, как основных методов практического освоения музыкального материала.
Наш собственный педагогический опыт показывает, что использование предложенной методики в обучении учащихся детской школы искусств дает устойчивый и позитивный педагогический результат. Ее применение позволяет не только эффективно развить стилевой слух, но также расширить знания детей в области искусства, сформировать очень важное для музыканта чувство вкуса и художественной меры, вовлечь обучаемых в различные виды творческой деятельности и тем самым возбудить интерес и повысить мотивацию к обучению.
1. АЛИЕВ, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
2. КАРАСЕВА М. В. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха / М. В. Карасева. — М. : Композитор, 2002.
3. КРИТСКАЯ, Е. Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки / Е. Д. Критская // Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская [и др.]. — М. : Флинта ; Наука, 1998.
4. ЛИПСКИЙ И. А. Методологический анализ научного знания. — URL: Ы^^/'л^л^оиа!-pedagog.edu.mhost.ru/docum/public/methodol-2. Мт1
5. МЕДУШЕВСКИЙ, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М. : Композитор, 1993.
6. НАЗАЙКИНСКИЙ, Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. УСАЧЕВА, О. В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Усачева. — М., 2006.
8. ШКОЛЯР, Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников / Л. В. Школяр //
Теория и методика музыкального образования детей: науч.-методичесое пособие /
Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская [и др.]. — М. : Флинта; Наука, 1998.
Получено 02.02.10 © Чиркина Д. В., 2010