Н. Г. Вовченко, С. А. Литвинова, Т. В. Панасенкова
ФОРМИРОВАНИЕ ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация
Широкое использование кредита является необходимым условием нормального функционирования экономики любого государства. В статье уделяется внимание развитию накопительной ипотеки по ссудо-сберегательному принципу. Проводится анализ существующих программ накопительной ипотеки в России. С помощью математических методов разработана модель для молодой семьи, которую можно использовать для разработки и анализа ссудо-сберегательных программ ипотечного кредитования. Сделан вывод о том, что развитие накопительной ипотеки в России является перспективным направлением в решении жилищных проблем для значительной части населения страны.
Ключевые слова
Накопительная ипотека, ссудо-сберегательный принцип, немецкая модель развития ипотечного кредитования, молодая семья.
N. G. Vovchenko, S. A. Litvinova, T. V. Panasenkova
FORMATION OF SAVINGS AND LOAN SYSTEM OF MORTGAGE LENDING IN RUSSIA
Annotation
The widespread use of credit is a necessary condition for the normal functioning of the economy of any country. The article pays attention to the development of cumulative mortgage on the savings and loan principle. Analyzes existing programs funded mortgages in Russia. In the present work using mathematical methods developed model for a young family, which could be used for design and analysis of savings and loan mortgage lending. It is concluded that the development of funded mortgages in Russia is a promising direction in solving housing problems for a large part of the population.
Keywords
Memory mortgages, savings and loan principle, the German model of mortgage lending, young family.
Жилье — это важнейший фактор развития страны. Формируя рынок доступного жилья, государство тем самым обеспечивает гарантии стабильности своего развития и экономической безопасности в долгосрочной перспективе.
Необходимость решения жилищной проблемы обусловлена высокой степенью износа жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, уровнем
монополизма поставщиков жилищно-коммунальных услуг, низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствием эффективных экономических регуляторов управления средой.
При рассмотрении стратегии развития России до 2020 г. отмечалось, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капи-
тал. Жилье для человека является не просто местом проживания, но и некой гарантией социальной устойчивости [15]. В Стратегии особо отмечено, что одними из важнейших являются задачи по жилищному строительству и созданию условий, при которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы. Одним из таких условий может быть использование ипотечного кредитования [12].
Социальные задачи ипотеки — это, в первую очередь, обеспечение доступным жильем большинства населения страны. Проанализировав темпы роста стоимости жилья, можно отметить, что они существенно опережают темпы роста денежных доходов населения.
По данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, средняя ставка по ипотечным кредитам в рублях составила в январе-октябре 2014 г. 12,3 %, однако в октябре окончательно сформировалась тенденция к росту ставок: ипотечные кредиты выдавались в среднем под 12,8 % годовых, что на 0,4 п. п. выше значения предыдущего месяца. Это максимальный уровень ставок с конца 2010 г. (за исключением марта 2013-го, когда ставка составляла 12,9 %) [12].
Наряду с развитием рынка жилья коренные изменения произошли в структуре источников жилищного финансирования [8].
В сегодняшних условиях макроэкономического развития России увеличивается значимость формирования долгосрочного ипотечного кредитования населения как единой системы при прямом влиянии государства. Создание накопительной системы целевых сбережений населения является перспективным направлением государственной политики [6].
Обращаясь к опыту промышленно развитых стран, мы можем определить важнейшую роль ссудо-сберегательных программ как источника долгих денег и
эффективного инструмента отбора заемщиков, способных ответственно выполнять кредитные обязательства. Качество работы строительно-сберегательных институтов зависит от сочетания внешних параметров: процента по внешним кредитам, ставки резервирования, нормы страховых отчислений, частоты нарушений планов накопления, вероятности выплаты кредитов. К управляющим параметрам можно отнести ставку по депозитам и кредитам, сроки накопления и кредитования, ставку премии на сбережения. Это предполагает разработку программ с использованием математических моделей, которые повысят информационную составляющую ипотечного жилищного кредитования, будут способствовать повышению качества обслуживания кредитов для заемщиков и формированию надежных портфелей ипотечных жилищных кредитов. Предполагается, что при формировании ссудо-сберегательной модели ипотечного кредитования в России необходимо руководствоваться немецким опытом развития ссудо-сберегательных программ ипотечного кредитования [6].
Необходимо отметить, что внедрение системы стройсбережений в России, аналогичной немецкой модели является эффективным институтом для развития рынка ипотечного жилищного кредитования, но эта система предполагает существенную бюджетную поддержку, объемы которой труднопредсказуемы в условиях волатильной инфляции; все это требует дополнительных мер, направленных на стабилизацию экономической среды.
В России возможно реализовать три направления развития ссудо-сберегательной модели ипотечного кредитования: на уровне универсальных банков, в рамках пенсионной системы и с помощью формирования небанковских кредитных организаций (жилищно-сберегательных касс).
В настоящее время к факторам, сдерживающим развитие рынков ипотечного кредитования, относятся низкий уровень доходов заемщиков, а также низкая разработанность институционального обеспечения эффективного формирования рынков ипотечного кредитования на уровне регионов, которые имеют огромный потенциал финансовых ресурсов.
В современных условиях необходима разработка приоритетных мер государственного регулирования, таких как: ввод в российскую практику безотзывных вкладов, государственная гарантия по накопленным вкладам, увеличение страхового покрытия вкладов с 700 тыс. руб. до 2-3 млн, гарантированное субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Например, в развитых странах Запада бурный рост ипотеки был в значительной мере связан с развитием накопительных пенсионных систем. В США, например, пенсионные резервы населения столь велики, что на них можно скупить все корпорации страны. Часть их прямо или опосредованно инвестировалась в ипотеку [3].
Рассмотрим ссудо-сберегательную программу в рамках модели для молодой семьи, вариант которой можно было применять для разработки и анализа программ ипотечного кредитования, построенных по ссудо-сберегательному принципу.
Модель ссудо-сберегательной программы ипотечного кредитования построена на основе математической модели, разработанной Д. Г. Ильинским, В. М. Полтерович, О. Ю. Старковым [7], и ориентирована на программу «Молодая семья».
Участник, вступив в ссудно-сберегательную программу, последовательно проходит три стадии.
1. Накопление: агент а е А, где А — множество всех агентов каждый месяц вносит определенную сумму денег (взнос), на которую начисляются определенные заранее проценты р. Кроме того, в начале каждого нового месяца государство выплачивает социальную выплату, исчисляемую как определенный процент ^ от этих взносов.
Для разделения агентов модели ссудо-сберегательной программы введем параметр а, по определению
IX для молодой семьи, а=\
[0,для остальных агентов.
2. Очередь (если она существует): после окончания накопления кредитное учреждение выдает необходимую сумму агенту или просит его подождать. Во втором случае агент попадает в очередь, которую образуют все агенты, ожидающие кредита; правила формирования очереди могут учитывать объем и регулярность накопительных взносов агента.
3. Выплата кредита: для выдачи кредита банк формирует кредитную массу из целевых вкладов физических лиц, выплат в счет погашения ранее выданных кредитов и резерва; для покрытия кассовых разрывов банк может создать специальный фонд пополнения распределяемой массы (резерв).
Накопление. Введем обозначения:
Тнач {а) — время появления агента
а е А в системе;
т{а) — время накопления агента а; р(г, а) — размер взноса агента а в момент времени
М (г, а) — накопленная сумма агента а в момент времени
I определяется условием Ттч(а )< г < Тнач(а )+т{а)-1. (1) Накопленная сумма для каждого агента а определяется по формуле:
М (г, а) = р(1, а )(1 + р)г-' + 5 • р(1, а )(1 + а • р )г-'.
(2)
Очередь. После получения последних социальных выплат агент попадает в очередь за выдачей контрактов, при этом он прекращает вносить деньги, но каждый месяц на его средства продолжает начисляться процент р, вследствие чего размер контракта каждый месяц меняется.
Обозначим момент получения агентом а последних социальных выплат как Гкои {а), тогда количество накопленных средств для агента а в момент времени г > Гкон (а) определяется формулой:
кон. кон. ■*•
М(г,а)= ^ Р{г.а){1 + р)г- + 5 • ^ Р(/,а){1 + а- р)-.
(3)
Если ввести коэффициент к отношения объема кредита С(а) агента а к объему его накоплений М(ГКОН (а)), т. е.
к = с(а) (4)
М (ГК0И{а )),
то размер контракта К (г, а) агента а на момент времени I вычисляется по формуле:
К (г, а )=М (г, а )+С(а ). (5)
Формирование кредитной массы. В кредитную массу поступают приток денежных средств вкладчика, находящегося на стадии накопления, равный М(г, а)- М(г -1, а), остаток прошлого периода в(г -1) и сумма резерва я(г). Тогда кредитную массу К(г) можно представить следующим образом:
К (г) =Х (М (г, а) - М (г -1, а))+в(г -1)+я(г).
аеЛ
Финансовая устойчивость. Перечень агентов со всеми их характеристиками определяет состояние режима ссудо-сберегательной программы. Упорядоченная по времени последовательность состояний называется ссудо-сберегательной траекторией. Траектория называется финансово устойчивой, если она обеспечивает положительный доход. Траектория называется финансово устойчивой в сильном смысле, если она устойчива, и в этот период хватает кредитной массы на обеспечение контрактами всех агентов, получивших право на кредит, т. е. если траектория не допускает финансовых разрывов.
Если в каждый момент времени в системе появляется одно и то же число агентов с одинаковыми параметрами, то режим ссудо-сберегательной программы называется равномерным.
В модели [7] получены ограничения на параметры ссудо-сберегательной программы, при которых достигается стационарность и сильная финансовая устойчивость ссудо-сберегательной траектории:
+к •
р (1 + р)Т - 1) ^ 5 (1 + 5)^- 1
-Г.,„ > 0.
(6) (7)
где р — процент на вклад; т — время накопления; ^ — процент социальных выплат;
т,
кр.
срок кредита;
к — определяется формулой (4) в данной работе.
Первый шаг в развитии накопительной ипотеки в России был сделан в сентябре 2011 г., когда Правительство РФ в сотрудничестве со Сбербанком России официально утвердило программу «накопительной ипотеки» («народной ипотеки») [10]. Необходимо отметить, что программа «Народная ипотека» разрабатывалась под руководством профессора В. М. Полтеровича. Основой ее разработки послужил опыт таких стран, как Германия, Австрия, Франция, Чехия, Словакия, в которых система стройсберкасс послужила началом развития ипотечного кредитования, обеспечивающего население дешевыми кредитами.
Краснодарский край стал первым регионом России, где стартовала данная
1=1.
1
1
1
т
программа. На 1 марта 2013 г. действовало свыше 4000 вкладов, более 100 000 тысяч граждан обратились за консультациями по процедуре вступления в проект. Около 70 % вкладов открыты на срок 5-6 лет [10]. Стоит отметить, что до сих пор на финансовом рынке отсутствовали вклады более 3 лет, поскольку считалось, что у многих не получается накапливать средства. Практика реализации программы показывает, что семья после первых месяцев привыкает к накоплению, важно предложить им эффективную форму для сбережений.
Старт программы оптимистичен, но результаты работы можно будет оценить только через 4-6 лет: когда будет получать кредиты и приобретать жилье основная часть участников программы (более 70 %) [10].
Далее за Краснодарским краем в 2013 г. последовала Ростовская область. Необходимо отметить, что российская накопительная система основывается на опыте Франции. В России система строительно-сберегательных касс реализована в форме специальных счетов в рамках универсального банка, а не специализированного кредитного института. Программа сочетает схемы строительно-сберегательных касс с проектами строительства недорого жилья, которые позволяют снизить цену площади квадратного метра жилья для вкладчиков.
В 2013 г. на реализацию программы «Накопительная ипотека» в бюджете Ростовской области было выделено 36 млн руб., в 2014 — 72 млн руб., на 2015-й год заложено 108 млн руб. [14]. В 2013-м году получили консультации по участию в проекте «Народная ипотека» около 2 тыс. жителей Ростовской области, более 800 граждан рассматривают вопрос об участии в проекте и 70 граждан открыли вклады и начали накопление средств [11].
Порядок оказания данного вида государственной поддержки установлен Постановлением Правительства Ростов-
ской области от 02.07.2012 № 563 «Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетных субсидий гражданам, открывающим вклады в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий» [14] и осуществляется ГБУ РО «Агентство жилищных программ».
Основными условиями участия в проекте является:
• наличие постоянной регистрации по месту жительства на территории Ростовской области в течение пяти и более лет;
• принятие органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. или принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г.;
• обеспеченность жильем меньше 10 кв. метра на каждого члена семьи.
Для участия в программе «Накопительная ипотека» необходимо предоставить следующие документы:
1. Свидетельство о заключении брака (свидетельство о расторжении брака) заявителя и членов его семьи (при наличии).
2. Правоустанавливающие документы на жилые помещения по месту жительства, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Копию вступившего в законную силу решения суда о признании членом семьи, заверенную судом, вынесшим решение (при наличии).
4. Документы, подтверждающие нахождение ребенка на полном государственном обеспечении, а также документы, подтверждающие лишение родительских прав или ограничение в родительских правах.
Программа состоит из двух этапов. Первый этап — накопительный (накопление суммы первоначального взноса в течение 4-6 лет).
Он предполагает:
1) обращение в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением;
2) получение Свидетельства участника проекта «Народная ипотека»;
3) обращение в Сбербанк России с заявлением;
4) открытие специального вклад «Ипотечный» и счет для получения социальных выплат;
5) заключение договора о предоставлении социальной выплаты с ГБУ РО «Агентство жилищных программ»;
6) определение размера платежа и составление графика ежемесячных взносов (совместно с консультантом Банка);
7) внесение средств на вклад согласно установленному графику;
8) ежеквартальное перечисление социальных выплат Правительством Ростовской области на сумму взноса.
Второй этап — оформление ипотечного кредита на льготных условиях.
Необходимо отметить, что ставки по вкладу и кредиту зависят от срока вклада и кредита соответственно (табл. 1 и 2).
Таблица 1 [9]
Срок вклада (лет) 4 5 6
Ставка по вкладу (годовая) учета социальных выплат 1,5 2 2
Социальные выплаты осуществляются ежеквартально в размере 30 %
от взносов по вкладу, но не более 9 тыс. руб. за квартал.
Таблица 2 [9]
Льготный ипотечный кредит
Срок кредита (лет) 6 7,5 9
Ставка по кредиту 7 6 6
Максимальный размер кредита (млн руб.) * 1 1,5 1,5
* Размер кредита — не более суммы накоплений по вкладу и перечисленных социальных выплат, не более 50 % от стоимости жилого помещения. Минимальный размер кредита определяется в соответствии с действующими на момент выдачи кредита условиями Банка.
В таблице 3 представлено сравнение ипотечного кредита на стандартных
условиях и на условиях «народной ипотеки».
Таблица 3 [9]
Ипотечный кредит на стандартных условиях Народная ипотека
Первоначальный взнос 30 % Зависит от суммы накоплений и рассчитанной суммы кредита
Ежемесячный платеж 22 000 руб. 10 000 руб. по вкладу / 10 346 руб. по кредит
Срок 15 лет 15 лет
Таким образом, преимущества 2) социальные выплаты — 30 % от
программы состоит в следующем: суммы взносов по вкладу «Ипотечный»;
1) небольшой размер накопитель- 3) льготная ставка по кредиту —
ных платежей — от 3 000 руб. в месяц; 6-7 % годовых в рублях;
4) отсутствие комиссий;
5) процентные расходы по льготному кредиту ниже расходов участника традиционной ипотеки при похожих условиях в 5-8 раз, если рассматривать весь проект в целом;
6) возмещение НДФЛ для участников программы (в том числе и при получении льготного кредита).
Если сравнивать программы Краснодарского края и Ростовской области, то необходимо указать преимущества, которые присущи программе Краснодарского края:
- вкладчики, которые выполнили план накопления в течение пяти и шести лет, имеют право получить накопленные средства вместе с премией, даже если они передумали покупать или строить жилье;
- если после подачи подписания договора социальной выплаты участник программы стал собственником одного или нескольких жилых помещений на территории Краснодарского края, он не теряет право на получение социальной выплаты и льготного кредита.
В качестве рекомендаций стоит отметить, что для улучшения финансовой грамотности населения необходимо проводить информационные сообщения, индивидуальные презентационные мероприятия, для более полного раскрытия преимуществ программы «Накопительная ипотека».
Программа рассчитана на большое количество людей, которые имеют средний уровень доходов.
Таким образом, данная целевая государственная поддержка может позволить значительно повысить эффективность ипотечного кредитования, которая в перспективе принесет большую выгоду самому государству [4].
В России политическая, социально-экономическая конъюнктура нестабильна, быстро меняется. Прогнозировать перспективы развития отечественного ипотечного рынка очень сложно.
Разумеется, что главный параметр — это уровень процентной ставки по ипотеке.
Таким образом, развитие накопительной ипотеки в России будет способствовать улучшению благосостояния для многих категорий граждан и явится значительным шагом на пути к развитию кредитной системы страны в целом. Первый опыт Краснодарского края — это этап, который даст возможность предоставить доступную программу накопления ипотеки в условиях России.
Сбербанк России — структура, которая обеспечивает полный финансовый цикл операций по программе «Накопительная ипотека»: банк открывает вклады для участников программы, выдает для них кредитные средства, а также обслуживает банковские счета участников программы, которые являются получателями социальных выплат.
Программа «Народная ипотека» научит обычных граждан регулярно накапливать средства в течение длительного периода времени. Благодаря накоплениям участники программы не только собирают первоначальный взнос, но и «зарабатывают» собственную кредитную историю (заемщики с отрицательной кредитной историей не могут принимать участие в программе). Тем самым, граждане смогут улучшить культуру собственных сбережений и приобретут навыки ответственного долгового поведения, а риски выдачи кредитов при этом снизятся.
Таким образом, формируются условия для развития всей кредитной системы страны, снижения ставок за пользование кредитом и интенсивного развития наиболее передовых форм ипотеки, повышения эффективности бюджетной поддержки. Такое наблюдалось во многих странах на начальном этапе развития рынка кредитования и подтверждается теорией и практикой.
Кроме того, программы накопительной ипотеки совместно с другими
видами социальной поддержки для населения (субсидии и выплаты для военных, очередников, молодых семей) будут способствовать максимальному увеличению числа обеспеченных жильем семей при тех же расходах бюджета.
Однако последняя ситуация на финансовых рынках заставляет многие кредитные учреждения пересматривать свою политику в отношении предложения кредитных услуг. Увеличение ставок по ипотечному кредитованию в условиях удорожания стоимости фондирования (ключевая ставка Центрального Банка увеличилась в декабре 2014 г. до 17 %) является закономерным и неизбежным. Представляется, что ставки по кредитам по ипотечному кредитованию будут постепенно увеличиваться в последующем пропорционально увеличению ставки Центрального Банка России. Стремительное обесценение курса рубля и рост ставок по ипотечному кредитованию вынуждает граждан кредитоваться, не задумываясь о прочности собственного финансового положения. В период кризиса это особенно опасно: при сокращении доходов и роста расходов заемщики, не имеющие «подушки безопасности», могут потерять объект недвижимости.
Однако, несмотря на общее ухудшение макроэкономической ситуации и снижение темпов роста рынка ипотечного кредитования, ипотека остается одним из основных источников роста кредитования. Самодостаточность системы ипотечного кредитования нестабильна и постоянно нуждается в систематическом контроле и государственной поддержке. При этом система ипотечного кредитования должна развиваться на рыночных законах, а государство должно разрабатывать стандарты и осуществлять контроль над их исполнением.
Библиографический список
1. Вовченко, Н. Г., Литвинова, С. А. Применение моделей ипотечного кредитования и схем рефинансирования в России // Финансовые исследования. — 2014. — № 1 (42). — С. 28-35.
2. Гуженко, М. В. Развитие накопительной системы ипотечного жилищного кредитования в России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2011. — № 1.
— С. 96-98.
3. Дементьев, Н. П. Рефинансирование жилищной ипотеки в современной России // Интерэкспо Гео-Сибирь.
— 2013. — № 2. — Т. 3. — С. 3-8.
4. Иваницкий, В. В. Целевая государственная поддержка как способ повышения доступности ипотечного кредитования // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. — 2014.
— № 2 (20). — С. 19-21.
5. Литвинова, С. А. Ипотечное кредитование: тенденции развития // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 октября 2013 г.) : в 26 ч. — Тамбов, 2013. — С. 104-105.
6. Литвинова, С. А. Институциональные основы развития ипотечного кредитования : автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.10 / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д, 2013.
7. Разработка и исследование ссудно-сберегательных программ [Электронный ресурс] // Модернизация экономики и общества : материалы XIV Апрельской междунар. конф. — Режим доступа : http://hse.ru.
8. Сафонова, Н. В., Каломбо, М. В. И. Роль ипотечного кредитования в развитии экономики // Перспективы науки. — 2014. — № 1 (52). — С. 67-69.
9. http://www.sberbank.ru/rostov/ru/ press_center/all/?id114=11013308 : официальный сайт Сбербанка России.
10. http://admkrai.krasnodar.ru/cont ent/ 18/show/30163/? sphrase_id=43798 : официальный сайт Администрации Краснодарского края.
11. http://rusipoteka.ru/lenta/market/ programma_narodnaya_ipoteka : официальный сайт аналитического Центра по ипотечному кредитованию и секьюри-тизации.
12. http://www.ahml.ru/ru/press/abo ut_ahml/index.php?id4=5700 : официальный сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
13. http://www.donland.ru/Defaulta spx?pageid=111849 : официальный портал Правительства Ростовской области.
14. Утяшова, О. В. Бухгалтерский учет и отражение социальной ипотеки // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 5. — С. 27-30.
Bibliographic list
1. Vovchenko, N. G., Litvinovа, S. A. Application of models of mortgage lending and refinancing schemes in Russia // Financial research. — 2014. — № 1 (42). — P. 28-35.
2. Guzhenko, M. V. The cumulative Development of residential mortgage lending in Russia // Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance. — 2011. — № 1. — P. 96-98.
3. Dementiev, N. P. Refinancing home mortgages in modern Russia // Interexpo geo-Siberia. — 2013. — № 2. — Vol. 3. — P. 3-8.
4. Ivanitskiy, V. V. Centuries Target state support as a way of increasing the availability of mortgage lending // News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and production management. — 2014. — № 2 (20). — P. 1921.
5. Litvinova, S. A. Mortgage lending: development trends // Modern trends in education and science : materials of the International scientific-practical conference (October, 31, 2013) : in 26 parts. — Tambov, 2013. — P. 104-105.
6. Litvinova, S. A. Institutional basis for the development of mortgage credit : author's abstract of diss. ... candidate of economic sciences: 08.00.10 / Rostov State Economic University (RINH). — Rostov-on-Don, 2013.
7. Research and Development of savings and loan programs [Electronic resource] // Modernization of economy and society : materials of XIV April international conference. — Mode of access : http://hse.ru.
8. Safonova, N. V., Colombo, M. C. I. Role of mortgage lending in the economy // Perspectives of science. — 2014. — № 1 (52). — P. 67-69.
9. http://www.sberbank.ru/rostovZE N/press_center/all/?id114=11013308 : official website of Sberbank of Russia.
10. http://admkrai.krasnodar.ru/cont ent/18/show/30163/?sphrase_id=43798 : official website of the Administration of Krasnodar region.
11. http://rusipoteka.ru/lenta/market/ programma_narodnaya_ipoteka : official website of the analytical Center on mortgage lending and securitization.
12. http://www.ahml.ru/ru/press/abo ut_ahml/index.php?id4=5700 : official website of the Agency for housing mortgage lending.
13. http://www.donland.ru/Defaulta spx?pageid=111849 : official portal of the Government of the Rostov region.
14. Utyashova, O. V. Accounting and reflection of social mortgage // Journal of the Kursk State Agricultural Academy. — 2014. — № 5. — P. 27-30.