Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2
Экономика
УДК 338.465.4
Формирование среды конкуренции всфере жилищно-коммунальных услуг
(на примере Республики Татарстан)
Нуруллина О.В.
Ассистент кафедры экономики и управления в городском хозяйстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Добросердоеа Е.А.
Старший преподаватель кафедры экономики и управления в городском хозяйстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Романова А.И.
Доктор экономических наук, профессор, заведующая
кафедрой кафедры экономики и управления в городском хозяйстве
Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Современные экономические реалии, которые развертываются сегодня в жилищно-коммунальном комплексе, подтверждают необходимость изменения сложившейся ситуации в отношении ресурсопотребления, как предприятиями, так и населением, что в свою очередь может явиться ключом к конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, конкурентоспособность, ресурсопотребление.
В процессе реализации мероприятий, нацеленных на решение задач и достижение поставленных целей, планируются изменения существующих приоритетов в экономике и фактические результаты. Некоторые планируемые результаты направлены на установление необходимого количества ресурсов и выявление четких критерий рационального ресурсопотребления природных ресурсов для жизнеобеспечения населения и функционирования промышленного сектора экономики [1]. Естественное пересечение целей и задач, мероприятий и планируемых результатов программ подтверждает формирование идеологии рационального ресурсопотребления в сфере жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ).
Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 гг. предопределила разработку и принятие программы «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан на 2009-2015 годы», в которой предусмотрено: обеспечение городов и населенных пунктов республики защищенными источниками водоснабжения; обеспечение населения качественной питьевой водой; строительство, реконструкция и модернизация канализационных сетей и сооружений по очистке сточных вод в городах и райцентрах РТ и т.д.
55
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2
Экономика
Обеспеченность населения водопроводными и канализационными сетями в городских и муниципальных районах Республики повышают комфортабельность жилья и одновременно отражают государственную политику бережливого отношения к природным ресурсам, выступающии теперь коммунальными, что тут же сказывается на доверии населения к службам жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющим услуги согласно вертикальной ресурсопотребительской системе одноименного кластера [1]. Исполнение задач и мероприятий программы привели к следующим изменениям по обеспеченности населения водопроводными и канализационными сетями (табл. 1).
Таблица 1
Обеспеченность населения водопроводными и канализационными сетями в Республике Татарстан за период 2009-2010 гг.
Обеспеченность сетями, %
Водопроводными Канализационными
2009 2010 2009 2010
Итого на 3778,5 тыс.чел. 84,4 84,9 77,8 78,5
в том числе городские населенные пункты 93,9 94,2 91,7 92,1
сельские населенные пункты 59,2 60,2 40,9 42,2
Коммунальные предприятия Республики Татарстан эксплуатируют системы централизованного и децентрализованного водоснабжения, обеспечивая населенные пункты водой, предназначенной для хозбытовых и производственных нужд. Вследствие проведения программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 гг. (п/п 3 табл. 2) отмечается снижение потребления водных ресурсов. В 2010 г. забрано 309057,0 тыс.м3, что на 14620,9 тыс.м3 меньше, чем было забрано в 2009 г. - 323677,9 тыс.м3, (табл. 2).
Таблица 2
Использование водных ресурсов на хозбытовые и производственные нужды в Республике Татарстан за период 2007-2010 гг.
Использование воды 2007 г 2008 г. 2009 г 2010 г
хозбытовые нужды, млн.м3 234,78 249,53 226,65 187,04
производственные нужды, млн.м3 394,28 390,54 372,65 384,97
Из табл. 2 видно, что в связи с внедрением мероприятий вышеуказанных программ по проведению работ по реконструкции изношенных трубопрово-
дов на всех системах водоснабжения (холодной и горячей воды) и установлению коллективных (общедомовых) приборов учета на водопроводных сетях жилых комплексов, предприятий и организаций сократилось потребление воды на хозяйственные и на производственные нужды. Однако, сокращение водопотребления на производственные нужды в этот период времени также возможен вследствие острых моментов экономического кризиса в этот период [2-4].
На территории Республики Татарстан есть достаточный запас топливно-энергетических ресурсов, однако, уже в конце прошлого столетия начала ощущаться тенденция к сокращению ключевых факторов развития экономики. Сокращение запасов энергоносителей для нашей республики имеет первостепенную значимость, в первую очередь, из-за природно-климатических условий, поэтому выявление и устранение причин, способствующих этому процессу, становится первостепенным для правительства республики. К минусам хозяйственного механизма, предшествующего современной ситуации, и действовавшего на протяжении многих десятилетий можно отнести:
- большие потери, сопровождающие добычу и транспортировку топливно-энергетических ресурсов;
- высокая энергоемкость экономики вследствие высокого спроса на энергоносители для обеспечения роста объемов конечного продукта.
Энергоемкость является одним из важных компонентов совокупной ресурсоемкости валового внутреннего продукта (ВВП), поэтому модернизация оборудования и используемых технологий теплоэнергетического комплекса необходима одновременно с изменением организационного подхода к распределению государственной поддержки как предприятий, так и населения.
Жилищно-коммунальное хозяйство является крупным потребителем коммунальных ресурсов, предоставляемых промышленными предприятиями локальных монополистов, объединенных территориально. Данная исторически сформированная зависимость существования жилых комплексов вблизи градообразующих предприятий сегодня приобретает совершенно другой аспект - зависимость деятельности предприятий энергетического комплекса от наличия жилого сектора.
Главным используемым топливным ресурсом для ЖКХ является газ. Мероприятиями, разработанными в рамках программы «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы», планируется снизить потребление газа в ЖКХ, а также газа и других видов энергоресурсов предприятиями энергетического комплекса. Основная доля по потреблению ресурсов (топлива) приходится на предприятия теплоэнергетического комплекса -87,4 %, доля потребления газа предприятиями от-
56
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2
Экономика
расли «Строительства» и ЖКХ составляет в 2008 г. ресурсопотребления производителей и потребите-2,2 %, 2009 г. - 1,81 %, 2010 г. - 3,3 % (табл. 3). лей будет очень высок даже при больших затратах.
Таблица 3
Современная ситуация по потреблению энергоресурсов (топлива), предприятиями теплоэнергетического комплекса и отрасли «Строительства» и ЖКХ в РТ за период 2008-2010 гг.
Расход топлива
2008 г. 2009 г. 2010 г.1
газ, тыс.м3 мазут, т/г уголь, т/г газ, тыс.м3 мазут, т/г уголь, т/г газ, тыс.м3 мазут, т/г уголь, т/г
Республика Татарстан, всего: 9577948 185806 12923 8552043 261934 6714 9447625 38471 8118
в том числе: предприятия отрасли «Строительство» и ЖКХ 212560 - - 154599 - - 307515 - -
ОАО «Генерирующая компания» 8937661 185806 12853 7951189 261841 6714 8692997 38471 8118
ЗАО «Уруксинская ГРЭС», МУП пО «Казэнерго» 427727 70 446255 93 101,89 447113 106,9
1 Данные не учитывают изменения от 01.06.2010 г. в структуре В качестве топлива использовались древесные плиты [2].
Включение в анализ экономических проблем ресурсопотребления и обеспечения развития жилищно-коммунального кластера актуально для сглаживания современной ситуации по ресурсосбережению. Поэтому цели и задачи программ «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы» и «Переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы» нашли отражение в новой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года».
Предполагаем, что выполнение данных программ позволит снизить высокую ресурсоемкость коммунального хозяйства. Например, снижение аварийности на действующих коммуникациях в населенных пунктах позволит собственникам помещений в жилых домах:
- отапливаться, в не зависимости от температуры окружающей среды вне этого дома;
- снабжаться хозяйственно-питьевой водой для собственных нужд;
- освещаться, а не поддерживать своими электроресурсами нерадивых предпринимателей;
- оплачивать только свое ресурсопотребление, а не стороннее.
Сокращение нерационального ресурсопотребления почти в два раза, по нашему мнению, позволит высвободить дополнительные ресурсы и примерно около 50 % сэкономленных ресурсов, в дальнейшем могут быть направлены на социально-экономическое развитие и расширение сети социальнонеобходимых объектов. Экономический эффект от внедрения технико-технологических решений по ресурсосбережению и идеологии рационального
ОАО «Генерирующая компания».
Распространение идеологии рационального ресурсопотребления с акцентом на структурные изменения в энергетическом комплексе и жилищнокоммунальном хозяйстве региона ориентировано на социально-экономический конечный результат, и сегодня многие предприятия используют в своем производстве ресурсосберегающие технологии и оборудование. Высвобождение различных видов ресурсов также происходит за счет сокращения неэффективных производств и ненужных видов продукции, намечается положительная тенденция к ликвидации диспропорций в развитии отраслей промышленного производства, опираясь на существующую ситуацию и правильно интерпретируя современные потребности общества, расширяя идеологические границы рационального ресурсопотребления.
Существование жесткой связи между потребителями и локальными монополиями - производителями коммунальных услуг очевидно. Рассматривая коммунальное хозяйство как объект для развития благоприятной, со стороны потребителя услуг (населения), конкурентной среды, необходимо оговорить основные функциональные параметры жилья, то есть по каким условиям население (потребитель) оценивает комфортность жилья, а затем его выбирает для дальнейшего проживания (рис. 1).
Из представленной на рис. 1 схемы выделяются следующие объекты, представляющие собой различные системы (без учета имущественных отношений), но участвующие в процессе обеспечения населения комфортностью проживания и формирующие конкурентную среду (рис. 2). Наличие взаимозависимости «население-потребитель - услуга-посредник (управляющие компании) - производитель-монополист - посредник-услуга - потребитель-населе-
57
Вестник экономики, права и социологии, 2012, №2
Экономика
Комфортность жилья
ГХТ
Внешнее благоустройство:
дороги, парковки,стоянки, тротуары, детские площадки, освещение, озеленение территорий
Социальная
инфраструктура:
- сети торговли
промышленными товарами и продуктами питания;
- организации бытового обслуживания;
- лечебнопрофилактические учреждения;
- детские дошкольные и школьные образовательные учреждения;
- транспортное обеспечение;
- зрелищные комплексы.
Жилое здание:
- время постройки (XX или XXI век);
- функциональное назначение (индивидуальное, типовое);
- этажность;
- секционность (подъезды, корпуса);
- характеристики основных строительных материалов (кирпичные, блочные, панельные, монолитные).
Инженерные коммуникации ресурсоснабжения:
- газоснабжение;
- электроснабжение;
- теплоснабжение;
- водоснабжение.
Управляющие компании:- виды предоставляемых услуг (вывоз ТБО, обслуживание и ремонт всех видов инженерных коммуникаций);
- качество и
своевременность ремонтноэксплуатационного производства;
- долговременность и регулярность отношений.
Наличие предприятий -локальных монополистов, по производству коммунальных ресурсов.
Политика предоставления услуг:
- долговременность и регулярность;
- качество и своевременность;
- обоснованность тарифов и нормативов.
Основные функциональные параметры, проранжированные по значимости:
Хочу
Важно (должно быть)
Необходимо, но не воспринимается важным
II
1
~v"
Хочу Необходимо (должно быть) Важно
Рис. 1. Основные функциональные параметры комфортности жилья
I и II - два вида оценки функциональных параметров при выборе жилья (использован метод опроса (население разной возрастной категории)).
ние» вызывает необходимость реструктурировать экономические взаимоотношения, отталкиваясь от объемов использования природных ресурсов, так необходимых для поддержания жизнеобеспечения населения, а также укрепление связей, ориентированных на долгосрочные отношения. В этом случае речь идет о сохранении всей системы жилищнокоммунального хозяйства с помощью повышения ее конкурентоспособности на основе объединенной информационной базы жилищно-коммунального кластера (рис. 2).
Укрепление взаимодействия объектных элементов «Зоны идеологии рационального ресурсопотребления и конкурентоспособности» жилищно-коммунального кластера будет способствовать упорядоченному распределению коммунальных ресурсов, сокращению ресурсопотерь, повышению идеологической значимости централизованной деятельности жилищно-коммунального хозяйства между основными объектными элементами «ресурсопотребитель - ресурсопроизводитель».
Вообще, трудно говорить о конкурентоспособной среде и конкуренции в жилищно-коммуналь-
58
ном кластере в традиционном их понимании, так как эти понятия чаще всего используются при межфирменном и межотраслевом взаимодействии, где на рынок выставляется конкурентоспособная продукция, способная привлечь основных потребителей и потенциальных покупателей, где основной упор делается на конкурентоспособности продукции. В данном случае конкурентоспособность достигается за счет использования современных технико-технологических методов производства и инновационных способов организации трудового процесса и управления предприятием, расширения рынка продаж.
Однако, в современных условиях направить весь имеющийся потенциал жилищно-коммунального кластера на основные его объектные элементы, такие как «посредник -ресурсопотребитель», и «посредник - ресурсопроизводитель» возможно и целесообразно. Опираясь на современные технологии и инновационные технические разработки, методы организации и управления, труднореализуемое, но планируемое повышение комфортности жилья и улучшение социальных показателей населения, сформированные сферой ЖКУ, действительно будет воплощено в жизнь, способствуя достижению высокого статуса, как конкурентоспособности, сферы жилищно-коммунальных услуг в одноименном кластере.
Эффективность всех разрабатываемых и проводимых мероприятий по развитию идеологии рационального ресурсопотребления и повышению конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг должна оцениваться с помощью сравнительного анализа, проведенного с использованием специально разработанных для этих целей индикаторов [5].
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что в области жилищно-коммунального хозяйства вопросы идеологии рационального ресурсопотребления переплетаются с аспектами модернизации и воспроизводства жилищного фонда, обеспечением комфортности жилья и повышением эффективности организации в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, что, в свою очередь, может явиться ключом к решению вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг через индикативное управление.
Вестник экономики, права и социологии, 2012, №2
Экономика
Рис. 2. Объектные элементы зоны идеологии рационального ресурсопотребления и конкурентоспособности жилищнокоммунального кластера
----объединенная информационная база:
паспорт населенного пункта со всеми техническими характеристиками и ежегодной динамикой развития;
перечень и технико-технологическая характеристика основных локальных монополистов административно-территориальной единицы; перечень альтернативных промышленных предприятий по предоставлению коммунальных ресурсов;
обоснованность всех расчетов, связанных с услугами поставки коммунальных ресурсов;
перечень и характеристика управляющих компаний и жилищно-эксплуатационных участков и т.д.
Литература:
1. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период на 20112015 гг. / Закон Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-3PT. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан // Официальный сайт. - URL: http: //mert. tatar stan. ru.
3. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан // Официальный сайт. -URL: http://eco.tatarstan.ru.
4. Региональная экономика / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина, М.Д. Медникова, А.С. Соколицы-на. - СПб.: Питер, 2003. - 222 с.
5. Нуруллина О.В. Методика оценки конкурентоспособности предприятий, занятых в сфере жилищнокоммунальных услуг // Вестник экономики, права и социологии. -2011,-№4.-С. 52-54.
6. Экономический словарь / Е.Г. Ба-гудина, А.К. Большаков и др. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624 с.
7. Управление водохозяйственными системами: учебник / Под ред. Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина, Н.В. Быковская, А.А. Кузьмина. - М.: КНОРУС, 2010. - 208 с.
8. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан // Официальный сайт. - URL: http:// minstroy.tatarstan.ru.
Forming of Competitive Environment in the Sphere of Housing and Public Utility Services (as Exemplified by the Republic of Tatarstan)
O. Nurullina, E. Dobroserdova, A. Romanova Kazan State University of Architecture and Engineering
Modern economic realities in housing and public utility services complex prove the necessity of changing the existing situation in resources consumption by enterprises and population that can become the key factor in competitiveness of housing and public utility services.
Key words: housing and public utility services, competitiveness, resources consumption.
59